Предполагаемое время на прочтение: 10 минут(ы) В продолжение статьи про “Тестовые сигналы для проверки и настройки аудиоаппаратуры“, продолжим подбор и описание нужных тестовых сигналов для настройки, а по большому счету, просто для проверки своих акустических систем (колонок) и акустики помещения. Про доработку помещений много раз говорили здесь “Как измерить акустику помещения?” и здесь “Акустическая подготовка помещения. Что это такое?“, и еще в нескольких статьях.
Пришло время и вы решили узнать – на сколько правильно работают ваши акустические системы. Слушая свои новые колонки, стали замечать – что-то “подгуживают”, где-то излишне “звенят”. Изучив тему, решили проверить ещё и акустику вашего помещения. А может стало понятно, что нужно откалибровать свои мониторы.
Тестовые сигналы помогут понять – где играет не так, почему, и будет уже понятно, что исправлять – акустику (колонки), акустику помещения или и то и другое. Также, вы сможете оценить ваше оборудование, испытать его возможности. Даже ваш слух можно протестировать!
Сборник LET’S TEST – Первая часть диска
Он имеет название – “LET’S TEST”, выпускался как CD-приложение к журналу “Салон AV” №7 в 2002 году. Поделюсь информацией об этом известном сборнике тестовых сигналов. В конце статьи подскажу – где взять “снимок” диска. Планируется две части статей про этот диск с тестовыми сигналами.
Диск состоит из двух частей. Для первой отобраны тестовые сигналы в виде музыкальных фрагментов, составляющих классику исполнительского искусства и звукорежиссуры. Эти треки покажут, насколько адекватно ваша система воспроизводит музыку, позволят субъективно оценить правильность подбора компонентов. Материал выбирался из архивов московской компании Boheme Music.
Вторая часть диска — это набор тестовых сигналов, специально синтезированных для проекта: калиброванных тональных, шумовых и фильтрованных псевдошумовых — самого доступного средства измерения частотной характеристики системы.
Диск общей продолжительностью звучания около 50 минут, состоит из двух примерно равных по длительности, но не по числу дорожек, частей. Если он у вас есть, то вам повезло, так как он был выпущен в далеком 2002 году и перевыпусков больше не было. Можно, конечно, записать на “болванку” содержимое “слепка” диска с flac-файла. И обращаю внимание на трек №7 – только для владельцев СД-диска.
Список и краткое содержание треков
- Петр Ильич Чайковский. “Времена года”. “Ноябрь”. “На тройке”. Продолжительность- 2:48;
- Фредерик Шопен. “Баллада №1”. “Соль-минор, соч.23”. Продолжительность – 8:42;
- Франц Шуберт. “Экспромт, соч. 90, №2”. Продолжительность – 4:28;
- Франц Йозеф Гайдн. “Симфония №45, Фа-диез минор”. “Прошальная”, ч.3, “Менуэт”. Продолжительность – 3:49;
- Рихард Вагнер. “Полёт Валькирий из оперы “Валькирия”. Продолжительность – 4:25;
- Эдвард Григ. “Шествие гномов”. Продолжительность – 3:40;
- Предупреждение: УМЕНЬШИТЬ ГРОМКОСТЬ!!, Продолжительность – 0:25.
Разьяснения по поводу трека 7.
Прослушав все шесть музыкальных трека в седьмом вы будете слышать “тишину”. Реально, так и есть, это просто трек, длительностью в 25 секунд, который не содержит ни каких звуков. Этот трек нужен для того, чтобы успеть убрать громкость на своей аппаратуре.
Почему это нужно сделать? Разъяснения: следующий, после трека №7 (25 секундной паузы), сигнал имеет больше уровень, по сравнению с только что прослушанными музыкальными записями. И трек №8 покажется очень громким.
Пока “слушаете” трек №7, поставьте плеер на паузу, и уменьшите уровень громкости вашего усилителя. Не поленитесь и не пожалеете позже. А вообще, для начала, следует ознакомиться с описанием тех сигналов, которые будут проигрываться дальше и что с их помощью можно будет сделать.
Если вам повезло и у вас имеется этот СД-диск, то будьте внимательны с этим моментом! Это может привести к неожиданным открытиям. Много “косяков” вашей аудиосистемы станут явными. Если раньше вы слушали ваши любимые треки и не замечали этих “огрехов”, сейчас всё “вылезет наружу”.
Обнаружатся разные неприятные призвуки, дребезг. Услышите изменения в АЧХ – “почувствуете горбы и провалы”. Раньше вы просто не слышали и не замечали “этого”, когда наслаждались любимыми исполнителями. Разницу смогут заметить практически все, кроме обладателей “совершенной акустики” и премиальной усилительно-воспроизводящей аппаратуры. У них ценовая категория техники не позволяет таких “нюансов” при производстве, сборке, и там, в принципе, не должно быть “шипения”, “позвякивания”, “дребезжания”.
Но не вижу смысла расстраиваться по этому поводу! Ведь вы раньше не подозревали и не слышали, что ваша аудиосистема что-то делает не так! Слушать-то будете не “свист” и “шипение” тестовых сигналов, а свою любимую музыку.
Если какие-то искажения, дребезжание, “подгуживание” вы не слышите явно, это не значит, что их нет или их не слышно совсем. Стиль музыки, использованные инструменты, громкость звука, сама динамика музыки – всё это может не дать понять (где и что не так) и услышать точно все дефекты, но они там все равно остаются. “Что-то не так! Но что – не понятно” – это всё, что можно сказать. Но с помощью тестовых сигналов все эти нюансы и погрешности можно “выловить”.
1 трек: Петр Ильич Чайковский. Времена года. Ноябрь. На тройке.
Назначение трека: Звуковая сцена, разрешение системы в ВЧ-диапазоне. Продолжительность – 2 мин. 48 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!
Исполняется Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, дирижер Евгений Светланов.
Этот трек идеально сбалансирован по уровню записи. Записывался специально для трансляции по радио. При переключении усилителя в моно-режим, общее восприятие звуковой картинки не должно ухудшаться ни как. Изменится может только восприятие пространственной информации – тот самый эффект присутствия.
Так же, не должны “проваливаться” отдельные инструменты, не должно происходить заметного изменения тонального баланса. Если же звучание “схлопывается”, значит, в есть проблемы с линейностью фазовых характеристик. Вероятно, что перепутаны “плюс” и “минус” на одной акустической колонке, или переполюсован один из динамиков (такое бывает даже в новой акустике).
В режиме “стерео”, сцена равномерно выстраивается от края до края, с четким расположением групп инструментов: струнные чуть влево от центра, духовые — немного правее. Ни одна из групп инструментов, при этом, не “вылазит”, и картина не должна смещаться ни на forte, ни на piano. При сведении в студии глубина сцены этой записи (стерео эффекты) несколько упрощена. Но должно быть слышно, что “виртуально” инструменты уходят за линию на 40 — 50 см.
Бубенцы записаны очень контрастно, они не тускнеют и не теряются на общем фоне, хорошо слышен широкий спектр с характерными металлическими обертонами. Треугольник, вступающий на 50-ой секунде, буквально искрится в воздухе и затухает очень плавно.
2 трек: Фредерик Шопен. Баллада №1 cоль-минор, соч. 23.
Назначение трека: Тональный баланс, разрешение системы в СЧ-диапазоне. Продолжительность – 8 мин. 42 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!
Исполняет: Виктор Ересько, фортепиано.
Сама фонограмма была бережно отреставрирована, без злоупотребления лимитерами и шумоподавителями. На записи, особенно в начале, хорошо прослушивается шум мастер-ленты, но он не практически не мешает прослушиванию. Если все же возникает ощущение дискомфорта, значит, тональный баланс смещен в область 5 — 6 кГц. Прислушайтесь к реверберации помещения — не должно быть гулкости или неприятных призвуков на нижней середине.
Звучание отдельных нот длится очень долго, послезвучия не теряются. Спектр звучания струны богат оттенками. Упрощение свидетельствует о недостаточно высоком уровне CD-проигрывателя, а «съедание» ревербераций может указывать на недостаточно высокое качество акустического кабеля. Запись невероятно богата деталями, они хорошо различимы, но не отвлекают на себя внимание при прослушивании.
3 трек. Франц Шуберт. Экспромт, соч. 90 №2.
Назначение трека: Эмоциональность исполнения. Просто для прослушивания. Продолжительность – 4 мин. 28 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!
Исполняет: Мария Юдина, фортепиано.
Отвлечемся от формальных критериев оценки и просто послушаем этот фрагмент. Попробуйте уловить и почувствовать разницу в исполнении, по сравнению с предыдущим треком. Абсолютно разная манера игры, темперамент, энергетика. Мария Юдина была глубоко религиозным человеком и никогда не скрывала этого. Не удивительно, что ее творчество очень долго официально не признавалось. Кроме музыки у нее не было ничего, поэтому каждая запись была для нее праздником, возможностью высказаться. Передается ли вам настроение, эмоциональный подъем после прослушивания? Есть ли у вас, действительно, ощущение экспромта?
4 трек. Франц Йозеф Гайдн. Симфония №45 фа-диез минор «Прощальная». Менуэт.
Назначение трека: Гармонический спектр. Продолжительность – 3 мин. 49 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!
Исполняет: Московский камерный оркестр, дирижер Рудольф Баршай.
Изумительная запись скрипичных партий и деревянных духовых. Скрипка — один из самых трудных инструментов для цифрового тракта. Как правило, любая попытка упрощения ЦАПа приводит к нарушению спектра гармоник. На слух это воспринимается как ненатуральность звучания, потеря «бархата», визгливость.
Начиная с отметки 1:40 удивительно хорошо выражена тембральная гармония между струнными и духовыми. Чересчур яркое звучание последних, их доминирование в общем хоре, говорит о преобладании в тракте второй гармоники. В потере музыкальности, выразительности и теплоты, как правило, виновата третья.
5 трек. Рихард Вагнер. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».
Назначение трека: Динамический диапазон. Продолжительность – 4 мин. 25 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!
Исполняет: Заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Евгений Мравинский.
Произведение, построенное на потрясающих динамических контрастах. На фортиссимо передается колоссальная звуковая энергия. В этом треке удалось выдержать уровень записи 98,8% (ровно на 0,1 дБ ниже абсолютного цифрового максимума). Цифрового клиппинга на диске нет, и если вы слышите искажения — это вина усилительного тракта. Если слышен клиппинг, то найти источник поможет сигнал максимального уровня, который имеется во второй части диска “LET’S TEST” с тестовыми сигналами.
При прослушивании “Полёта”, на некоторых системах, может ощущаться некоторая зажатость, сдержанность в самых ярких местах. Возможно, сильно “просаживается” шина питания усилителя, сказывается динамическая компрессия, связанная с разогревом звуковых катушек динамиков, или же компрессию вносят элементы защиты ВЧ-головок.
Эдвард Григ, «Шествие гномов».
Назначение трека: Макро- и микродинамика. Продолжительность – 3 мин. 40 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!
Исполняет: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Дирижер Геннадий Рождественский.
Хорошо ли слышен большой барабан на первых секундах записи? Если хорошо, то это уже неплохо. Совсем хорошо, когда он не пропадает и тогда, когда оркестр переходит на tutti… Скрипка на отметке 1:07 появляется как бы издалека, но, несмотря на то, что в этот момент ее еле слышно, звучание должно быть отчетливым, с характерными подробностями. Бас очень глубок, он воспринимается диафрагмой, но при этом не забивает другие инструменты. Инструменты не сливаются ни на больших, ни на малых уровнях, каждый из них при желании легко выделить. Оцените атмосферу зала, ощущение воздуха.
Пошаговая настройка
Настройка магнитолы подробно изложена в руководстве по эксплуатации Pioneer DEH-1900UB 2022 г. выпуска. Она будет осуществляться таким способом и при изменении заводских настроек других похожих приборов. Исключением будут процессорные устройства, настройка которых сложнее.
При изменении параметров подачи звука важно обратить внимание на следующие показатели:
- низкочастотные звуки;
- баланс фронтальных и задних динамиков;
- распределение звукового сигнала между колонками с правой и левой сторон.
Эквалайзер
Настройка эквалайзера на магнитоле помогает улучшить качество звука, даже при использовании акустической системы низкого качества. Это устройство помогает регулировать частоту звука.
Эквалайзер (EQ) можно найти в разделе меню, который называется «Аудио». В этом пункте регулируется не весь диапазон звука, а нужные полосы частот (в магнитолах Pioneer их 5: 8 кГц, 2,5 кГц, 800 Гц, 250 Гц, 80 Гц). Частота, на которой изменяется коэффициент усиления фильтра, называется порогом среза на колонках.
В автомагнитолах фирмы Pioneer предусмотрены несколько вариантов стандартных настроек эквалайзера и 2 набора кастомных настроек, которые владелец может создать сам. Переключение между этими версиями осуществляется из меню или клавишей EQ.
Чтобы настроить магнитолу самостоятельно, надо подтвердить выбор пункта «Эквалайзер» в разделе «Аудио», нажав на джойстик. Повернув его, можно выбрать нужную частоту и снова нажать на центр ручки, выставив положение в диапазоне от -6 до +6. Это позволит изменить громкость выбранных частот.
Потребитель сам определяет, какие параметры звука установить. Есть несколько рекомендаций, которые позволят сделать правильный выбор характеристик:
- для воспроизведения рок-музыки лучше усилить громкость басов (80 Гц) до +2;
- ударные инструменты хорошо звучат на частоте 250 Гц;
- параметры передачи голоса регулируются на 250-800 Гц;
- частоты для электронной музыки — 2,5-5 кГц.
После завершения изменения параметров качанием ручки влево выходят в основное меню.
Фильтр высоких частот
После этого настройка музыки происходит в пункте меню HPF, полное название которого — High Pass Filter (фильтр высоких частот). Он прекращает подачу в динамики звука, который выше установленного значения, чтобы уменьшить степень искажения мелодии.
Если в системе нет сабвуфера, лучше установить пороговое значение HPF на частотах 50-63 Гц. Проверять результат рекомендуется при громкости 30.
При наличии сабвуфера можно поднять нижний порог до 80-120 Гц и выше без ухудшения качества звука.
Это вызовет увеличение громкости воспроизведения музыки.
При регулировке крутизны затухания частот рекомендуется выбрать 24 дБ на 1 октаву.
Фильтр низких частот
С помощью фильтра низких частот можно выполнить настройку автомобильной магнитолы под сабвуфер в соответствующем разделе меню.
В нем представлены 3 значения режима сабвуфера:
- Частота среза сабвуфера, которую можно установить по желанию владельца в диапазоне 63-100 Гц.
- Громкость акустической системы по шкале от -6 до +6. Рекомендуется установить такое же значение параметра, как и при настройке эквалайзера.
- Крутизна затухания частот. Лучше выбрать значение, выбранное в пункте HPF (12 или 24 дБ).
При согласованности настроек высокие и низкие частоты в мелодии будут сбалансированы, и человек, пользующийся акустической системой, не будет испытывать дискомфорта при ее прослушивании.
Настройка радио
Чтобы настроить радио в магнитоле от компании Pioneer, надо выбрать диапазон, найти и сохранить нужные радиостанции. Это можно сделать несколькими способами:
- Автоматический поиск радиостанций. В основном меню следует найти раздел BSM, в нем есть возможность запустить поиск станций с наивысшей частотой в радиодиапазоне. После этого надо ее сохранить, закрепив за ней значение кнопки от 1 до 6. Затем поиск станций будет продолжен. В скрытом меню можно изменить шаг поиска со 100 кГц на 50 кГц, чтобы расширить диапазон осуществления операции.
- Полуавтоматический поиск радиостанций. Если в режиме радио нажать клавишу «Вправо», запустится поиск станций.
- Ручная настройка радио. Нажав несколько раз кнопку «Вправо» на панели управления при нахождении в режиме радио, произойдет переключение на какую-либо частоту. Найденная станция сохраняется в памяти устройства.