«Поп-музыка никогда не бывает примитивной» – Леди Гага
Сохранить и прочитать потом —
Поп-музыка – самый проблематичный для определения жанр. Во избежание сомнений (и в попытке лучше понять, что такое настоящая поп-песня) давайте прислушаемся к голосам нескольких коммерчески успешных музыкантов, певцов и авторов песен.
Фрэнк Заппа однажды сказал: «Я думаю, что поп-музыка сделала для орального секса больше, чем что-либо другое в мире – и наоборот». Глубокая мысль от создателя группы под названием «Матери изобретений».
Джон Леннон рассуждал: «Я люблю поп-музыку. Не так уж легко написать хорошую поп-песню», а Манфред Манн заявил: «Поп-музыка – это, пожалуй, единственный вид искусства, который полностью зависит от успеха у широкой публики. Чем больше покупают пластинку, тем более успешной она является – как в коммерческом, так и в художественном отношении».
Таким образом, поп-музыка становится частью народного быта; это приятные и зачастую вовсе не простые для написания песни, достигшие значительного коммерческого успеха.
Но как насчет вечного ворчания по поводу того, что поп-музыка – это искусство низшего сорта, подслащенное, разбавленное и, в конечном итоге, сфабрикованное, а не сотворенное?
По мнению Питера Торка, «поп-музыка – это аспирин, а блюз – витамины». Принс добавил к этому: «Чего в поп-музыке не хватает, так это опасности», а Боно суммировал свои мысли следующим образом: «Поп-музыка часто говорит, что все в порядке, тогда как рок утверждает, что это вовсе не так, но ты в силах это изменить».
Пожалуй, автором нашей любимой цитаты стала Нина Перссон, вокалистка группы Cardigans, которая сказала: «Поп-музыке сложно дать точное определение. Я бы предложила рассматривать хорошую музыку и плохую музыку. Хорошая музыка хороша независимо от ее жанра».
Исторически сложилось так, что джаз, блюз, ритм-энд-блюз, госпел и фолк явились родоначальниками поп-музыки, а вот электроника, танцевальная поп-музыка, рок, метал и хип-хоп – лишь некоторые из ее ветвей. Конечно, стоит помнить о том, что хорошее часто способствует популярности, но популярное не всегда является таковым. Понимание современного социального напряжения (и мгновенное облегчение порожденной им боли), несомненно, является позитивным аспектом поп-музыки. Мы, конечно, согласны с Джонни Роттеном, сказавшим: «Поп-музыку я всегда любил больше всего».
Разобравшись с определениями, перейдем к главному вопросу: какие песни из обширного и разнообразного наследия поп-музыки стоит выбрать для тестирования колонок? (Давно пора, наверняка думаете вы). Мы выбрали 20 лучших, на наш взгляд, треков и объяснили, почему они дадут прикурить даже самым талантливым АС. Наша коллекция охватывает 45-летнюю историю жанра, так что можете не опасаться передозировки синтипопом и дженглом восьмидесятых.
Читайте, вносите свои предложения и переключайтесь на любимые стриминговые сервисы для прослушивания выбранных нами песен.
ABBA – Money, Money, Money (1976)
ABBA – Money, Money, Money
Уже только низкий голос Анни-Фрид Лингстад устроит для СЧ-динамиков ваших колонок крайне придирчивую проверку, а ведь есть еще яростный темп, резкие смены тональностей и модуляции.
Вдохновленная мюзиклом «Кабаре» культовая песня ABBA вся состоит из сочных низких регистров, безжалостного бита диско и необычно настойчивых чеканных клавишных аккордов в верхнем диапазоне. Это роскошное музыкальное пиршество – при наличии соответствующей системы. Все еще копите на такую систему? Мы вас понимаем.Я мечтаю о том, как бы мне заполучить богатого мужа…
Can — Spoon (для проверки ритма)
Барабанщик Яки Либезейт устанавливает хитрую клетку для работы своих товарищей по группе, и в результате получается удивительно тщательная проверка способности ваших динамиков объединить дьявольски нестандартную и разрозненную коллекцию инструментальных струн в убедительное и единое целое…
Примерно в 2:23 вступает залп сбиваний и пэдов, с которыми вашим динамикам будет сложно справиться, ритмично, самостоятельно. Учтены и булькающие басовые фразы, игра на гитаре и взрывы клавишных, которые еще больше сбивают с толку…
Rolling Stones – Gimme Shelter (1969)
Rolling Stones – Gimme Shelter
В некоторых изданиях имя Мерри Клэйтон ошибочно писали как «Мэри» – ее дуэт с Миком Джаггером в этой композиции настолько хорош, что мы многократно включали его в свои самые разные списки, предпочитая другим песням Rolling Stones.
По словам Джаггера, это сотрудничество было довольно случайным: они позвонили Клэйтон посреди ночи, чтобы та записала песню «как получится». Мерри заявилась в студию «в бигуди» и за несколько дублей выполнила свою задачу (в виде таких строк, как «Изнасилование, убийство! Всего лишь на расстоянии выстрела!»), которые Мик назвал «натурально потрясающими».
Примерно на третьей минуте песни Клэйтон исполняет припев в одиночку. В последней напряженной трели ее голос срывается. Если колонки окажут вам услугу (при прослушивании версии без ремастеринга), до вас может донестись удивленная реакция Джаггера – что-то среднее между «Хм» и «Ох».
Свои потусторонние заклинания Клэйтон исполняла будучи беременной. К сожалению, вскоре после этого у нее случился выкидыш, который некоторые связывают с физической нагрузкой в процессе этой записи.
В 1970-м Мерри Клэйтон записала свою собственную версию этой песни, которая стала заглавным треком ее дебютного сольного альбома, выпущенного в том же году – он также категорически рекомендуется к прослушиванию.
Bob Marley and the Wailers — Turn Your Lights Down Low (для ощущения пространства)
Бобу Марли принадлежит большая заслуга в том, что он принес регги мировой аудитории. Но настойчивое стремление Island Records к высокоглянцевому качеству звука сделало этот традиционно грубый жанр более доступным. «Turn Your Lights Down Low» прекрасно демонстрирует это: просторная запись, в которой каждый инструмент закреплен в своей области звуковой сцены… Просто космос…
Спикеры должны описывать положение каждого игрока на сцене и, что наиболее важно, пространство между ними, чтобы медленное кипение и интенсивность мелодии имели полное влияние. Не многие песни используют пространство как инструмент так эффективно, как эта.
Принс – When Doves Cry (1984)
Принс – When Doves Cry
От вступительного гитарного соло, драм-машины Linn LM-1 и закольцованного гортанного вокала (который должен начинаться в левом канале и медленно пробираться в правый) – эта песня во всех своих аспектах служит серьезной проверкой ясности звучания и качества стереопанорамы АС.
Принс сочинил ее после того, как все остальные треки для альбома Purple Rain были готовы, и приберег напоследок самое лучшее. Он не только спел песню, но и сыграл на каждом инструменте – однако есть одна загвоздка. Клавишник Мэтт Финк в 2014 году признался, что барочное соло синтезатора в финале было записано Принсом на половинной скорости, а затем включено в микс в ускоренном виде. Перед Финком, конечно же, была поставлена задача научиться исполнять его вживую на той же скорости, что и в альбоме – и он отлично справился с ней.
Для поп-музыки восьмидесятых у этой песни нехарактерно лаконичные выразительные средства: у нее нет басовой партии, так что отнеситесь с подозрением к колонкам, которые пытаются уверить вас в обратном. Принс рассказывал, что изначально эта линия в записи была, но ему показалось, что с ней песня звучит чересчур заурядно, так что он ее выбросил. Гений, что тут скажешь.
Ларри Херд – What About This Love? (1989)
С этими глубокими синтезированными басовыми партиями, теплыми звуками фортепиано и мягким обволакивающим вокалом перенесемся из Детройта в Чикаго. Созданным Ларри Хердом классическим танцевальным композициям можно было бы посвятить отдельную статью, а его влияние на акустическую составляющую хаус-музыки и сегодня остается значительным. Возможно, благодаря джазовым и соуловым «корням» его произведения значительно сложнее обычных танцевальных треков; множество замысловатых модуляций не дадут вашей системе расслабиться ни на мгновение.
Sia – Chandelier (2014)
Sia – Chandelier
Постоянные читатели, возможно, помнят, что клип по сольной версии песни Sia Elastic Heart был включен в список лучших музыкальных видео всех времен журнала What Hi-Fi?. И оно, и собственно композиция – бесспорно, лучшие представители шестого студийного альбома певицы 1000 Forms of Fear.
Песня начинается с короткого вступления в духе реггей (спетого притом в технике меццо-сопрано), после чего следует многослойный электропоп-опус, отмеченный капитальной работой продюсеров и построенный на меланхолической теме саморазрушения посредством вечеринок и возлияний.
Взгляните на свои колонки, как на пару шефов-кондитеров; чтобы в полной мере реализовать все совершенство рецепта этой композиции, им потребуется мастерство на уровне искусства. Мы в полном восторге.
Бритни Спирс – Toxic (2003)
Бритни Спирс – Toxic
Бритни Спирс, а что тут такого? Забавный факт: песня Toxic изначально была предложена Кайли Миноуг для ее девятого альбома Body Language, однако та отвергла ее. Да, мы тоже думаем, что она до сих пор кусает локти.
Безоговорочно лучший сингл с четвертого студийника Бритни, In the Zone, вышел из рук продюсеров Кристиана Карлссона и Понтуса Уиннберга (известных под общим названием Bloodshy & Avant). Танцевальный поп-бит, барабаны, синтезаторы, серф-гитара и элементы бхангра, увенчанные фирменным придыханием Спирс – это лакмусовая бумажка качества согласования ваших твитеров и ВЧ в целом.
Еще один забавный факт: высокие звуки струнных в стиле бхангра были взяты из классической записи на хинди 1981 года Tere Mere Beech Mein Латы Мангешкар и С. П. Баласубраманьяма. Прислушайтесь повнимательнее, и вы распознаете их.
Chemical Brothers — Das Spiegel (для проверки атаки и распада)
Вам вряд ли удастся найти более обширную, усеченную и полностью сокращенную коллекцию звуков, полученных с помощью электроники… Именно поэтому «Das Spiegel» — это великолепная проверка дисциплины ваших ораторов в том, что касается атаки и затухания. Помимо барабанной ритм-гитары и выдувной мелодики, каждый звук здесь, казалось бы, был разработан, чтобы возникать из ниоткуда и так же внезапно исчезнуть…
От четырехгранной стреловидности барабанного паттерна до писков, шипений и скрипов на заднем плане по мере нарастания мелодии — контроль должен быть военным. И гудящие, почти непрерывные басы только усугубляют испытание.
Майкл Джексон – Billie Jean (1983)
Майкл Джексон – Billie Jean
Поднимите руки, если вы не знали, что на этом снимке Джексон на самом деле позирует с живым тигренком – и что обрезанная версия этой фотографии стала обложкой Thriller, самого продаваемого альбома всех времен.
Что до самой песни, то ключ к ней (после двух тактов ударных) – начальная басовая линия. Куинси Джонс не был в восторге от тяжелых низов и 29-секундного вступления, сочтя, что оно делает песню слишком слабой для включения в альбом – веское напоминание о том, что продюсеры тоже могут ошибаться. Способны ли ваши колонки вести эту культовую мелодию, не обрастая по дороге «жиром»?
Легенда гласит, будто эта песня настолько хороша, что в момент, когда ее текст пришел Джексону в голову, он был за рулем – и настолько поглощен ею, что не заметил, что его машина загорелась, пока ему не сообщил об этом внимательный мотоциклист.
Radiohead — The national anthem (для проверки общего баланса)
«The national anthem» группы Radiohead — это плотный, многоярусный «музыкальный» торт, с акустическими и электронными инструментами, стреляющими во всех направлениях (не говоря уже о духовом ансамбле, который, похоже, оказался не по адресу). Всё настроено до одиннадцати: от обработки вокала Тома Йорка и перегруженного звука бас-гитары до воя терменвокса на заднем плане…
Колонки должны обеспечивать идеальный баланс между организацией и атакой, между динамизмом и уравновешенностью и, что наиболее важно, между контролем и отказом во всем частотном диапазоне… Если все сделано правильно, — это просто захватывающая какофония.
Бейонсе – Single Ladies (Put a Ring on It) (2008)
Бейонсе – Single Ladies (Put a Ring on It)
Благодаря потрясающему вокалу Бейонсе фраза про ненадетое колечко зазвучала чуть ли не в каждом доме, однако в высшей мере оригинальная работа продюсеров Териуса «The-Dream» Нэша и Кристофера «Tricky» Стюарта немало этому способствовала.
Помимо влияния тяжелого дэнсхолла и баунса, а также изменения размера с 3/4 на 4/4, музыкальное полотно песни включает постоянные хлопки, сигналы азбукой Морзе, свисток с повышающимся тоном, энергичный басовый барабан, наплывающие и затихающие синтезаторы – и даже шумы, вызывающие ассоциации с детской игровой площадкой.
Подача всего этого – чрезвычайно сложная задача для колонок, но если ваши смогут с должным вниманием отнестись к каждой отдельной партии, вы не сумеете устоять перед очарованием композиции. В противном случае на выходе получится плотно сбитая какофония. Никогда не стоит недооценивать возможности продюсеров.
Journey – Don’t Stop Believin’ (1981)
Journey – Don’t Stop Believin’
Для включения этой композиции в список есть множество причин, но мы ограничимся тремя. Во-первых, если у большинства поп-песен рефрен повторяется несколько раз в традиционной песенной конструкции, то истинный припев Don’t Stop Believin’, а также первое упоминание этих слов придержаны до последних 50 секунд трека. Таким образом, Стив Перри в основном поет одни куплеты. Правильные колонки позволят вам уверенно расслышать текстуру каждой фразы, включая знаменитый бэлтинг на до-диез в строке «in the night» – близкий к срыву, но одновременно торжествующий.
Во-вторых, с отметки 00:54 начинается гитарное соло Нила Шона (который до основания Journey играл у Карлоса Сантаны), не оставляющее сомнений в том, кто является истинным фронтменом группы.
И, наконец, нельзя не отметить тот факт, что такого места, как Южный Детройт, в природе не существует. Рассказывая о создании текста песни, Стив Перри вспоминал: «Я пробовал использовать в тексте Северный Детройт, Восточный и Западный, но они не ложились в строку. А Южный встал, как влитой. Мне нравилось звучание этих слов, и только позднее я узнал, что это на самом деле Канада».
Предисловие – предупреждение
Первую часть диска, там где мы слушали классическую музыку, можно назвать – “гармонией звука”. А дальше, будет вторая часть, которую можно назвать – “тестовыми сигналами”, так как они таковыми и являются, в отличие от музыкальных произведений.
Повторимся, что трек №7 – это специально созданная пауза, которая длится всего 25 секунд и позволит вам убрать уровень громкости до практически – минимального. Восьмой трек, по сравнению с предыдущими будет достаточно громким. Что бы вам не испугаться и не дать акустике “встрепенуться” – сделайте уровень громкости – тише.
Слушая тестовые сигналы – могут вылезти неприятные призвуки корпуса и динамиков. Возможно услышите “горбы и провалы” в АЧХ. Вы просто можете узнать о своей аппаратуре (акустике) много нового, чего ранее не замечали. Вероятно, что этих “нехороших” моментов не услышат владельцы премиальных акустических систем, но таковых окажется не так много. Большинству любителей музыки, эти тесты – в помощь, а некоторым – расстройство.
Подумайте – есть ли смысл слушать, тестировать, а потом расстроиться от тог, что вы узнали – ваша система не совершенна и делает “нечто неправильное”. Вы же не собирались слушать тестовые сигналы постоянно. Акустика и вся аппаратура подбиралась вами для того, что бы слушать музыку.
Слушая любимые произведения, вы не всегда сможете услышать, понять и идентифицировать дефекты вашей акустической системы. Они бывают на столько малыми, что не слышны за другими звуками музыки. Но они ни куда не исчезают, они там и остаются. Но слушать музыку вы не прекращаете, просто слышите – “что-то не так”. Но “что – не так”? Это можно услышать только с помощью тестовых сигналов.
Уитни Хьюстон – I Wanna Dance With Somebody (Who Loves Me) (1987)
Уитни Хьюстон – I Wanna Dance With Somebody (Who Loves Me)
Песню, ставшую лидером хит-парадов по меньшей мере в 13 странах мира, сочинили Джордж Меррилл и Шеннон Рубикэм или поп-дуэт Boy Meets Girl (более всего известный по хиту Waiting For a Star to Fall). Ранее пара написала для Хьюстон How Will I Know, также ставшую звездой сингловых чартов.
Мнения об аранжировке разошлись (критики сочли ее слишком похожей на How Will I Know и другую популярнейшую песню Girls Just Want to Have Fun Синди Лопер), но в любом случае Хьюстон в отличной форме – ей здесь только 23 года.
Прослушайте песню на качественной акустике – и вы будете готовы подписаться под словами Мэрайи Кэри, сказавшей о своей современнице: «Ее всегда будут помнить как один из величайших голосов, когда-либо сошедших на нашу Землю».
Леди Гага – Bad Romance (2009)
Леди Гага – Bad Romance
Песня, которая была продана числом 12 миллионов копий и более чем в 20 странах возглавила хит-парады, не нуждается в особом представлении. Вопрос заключается в том, сможет ли ваша система отдать должное композиции, которую даже Леди Гага сочла «экспериментальной» – а эта женщина однажды сказала: «Я здесь не для того, чтобы сделать поп-музыку лучше. Моя задача – разрушить ее, вскрыть ее пузырь, растерзать ее изнутри, взорвать ее и выблевать по всему миру».
В ней есть разговорный бридж, горловой припев (естественный вокал Гаги – чистый, как колокольчик; для этой партии она специально напрягала голос), смесь немецкого хауса с техно-битом, а также тема на французском языке. Само совершенство.
Второй шаг: настройка частоты сабвуферного динамика
За частоту проигрывания сабвуфера отвечает фильтр частоты. Он выглядит в виде шестерни (фазавращателя) с отверстием для регулировки отверткой по центру и обозначается Subsonic. Регулировка данного фильтра позволит убрать низкие частоты, лежащие за пределами диапазона слышимости человеческого уха и увеличить срок службы сабвуферного диффузора за счет предотвращения колебаний на грани возможностей. Оптимально отрегулировать частоту на пять параметров ниже, чем штатная фазоинверторная частота сабвуфера, которая указана в его технических документах.
Фил Коллинз – In the Air Tonight (1980)
Фил Коллинз – In the Air Tonight
Это был дебютный сольный сингл Коллинза, однако певец уже достиг на тот момент немалой известности: нельзя быть ударником группы Genesis на протяжении десяти лет и ее же лидер-вокалистом в течение пяти (после ухода Питера Гэбриэла, см. ниже), не имея за душой таланта и решительности.
Песня в значительной мере следует творческой стилистике Genesis. Вашим колонкам предстоит непростая задача по воспроизведению мрачного вступления с неуклонным нарастанием напряженности, созданного при помощи драм-машины Roland CompuRhythm CR-78 1978 (якобы приобретенной Коллинзом для решения психологических проблем, вызванных разводом с первой женой), аналогового синтезатора Prophet-5 и обработанного вокодером вокала. И это мы еще не добрались до фирменной барабанной дроби, визитной карточки Коллинза – хотя, пожалуй, сейчас она более известна тем, что в рекламе шоколада Cadbury’s Dairy Milk ее исполнила горилла.
Кейт Буш – Wuthering Heights (1978)
Кейт Буш – Wuthering Heights
А вы знали, что Кейт Буш родилась в один день с Эмили Бронте, автором романа, вдохновившего певицу на создание дебютного сингла? Буш написала эту песню в 18 лет после просмотра на BBC телесериала «Грозовой перевал».
Мерцающие клавишные, колокольчики и неземное сопрано Буш хороши сами по себе, но еще более примечательно, что Кейт записала вокал за один прогон – и даже на самых нервных и откровенных колонках он звучит безупречно. Звукоинженер Джон Келли позже сетовал, что не сделал соло электрогитары в миксе более громким. Послушайте песню и сами решите, обоснованы ли его сожаления.
Причины выхода из строя
Виновниками того, что не работает звук на колонках, если они включены, могут быть следующие факторы:
- Низкая стоимость устройств, которая свидетельствует о плохом качестве сборки.
- Износ динамиков и других элементов цепи со временем.
- Несоблюдение требований эксплуатации: влажность воздуха и температура в помещении не соответствует нормам.
- Повреждение изоляции проводников в результате механического воздействия (случайно перебили провод).
- Перепады напряжения в сети.
- Проблемы в звуковой карте компьютера
- Проблемы в программном обеспечении
Чтобы определить точную причину поломки колонок на компьютере, нужно осуществить несколько несложных мероприятий и методом исключения найти, что именно не работает.
Видео: заводской брак и способ его устранения
Фаррелл Уильямс – Frontin’ (2003)
Фаррелл Уильямс – Frontin’
Ни один список лучших поп-песен не может обойтись без творения блистательного продюсерского дуэта Чэда Хьюго и Фаррелла Уильямса или The Neptunes. Когда Уильямс выпустил свой дебютный сольный сингл Frontin’, он изо всех сил подчеркивал, что это разовое предприятие – он ведь продюсер, а не артист или фронтмен. Но после выпуска в 2006 году великолепного альбома In My Mind все изменилось.
Восхитителен подход Jay-Z, который намеренно произносит имя Уильямса с ошибкой «Форил (For real – Настоящий)… потому что ты и есть истина». Многослойная инструментовка, пыхтение, рэповые фрагменты и качающий бас увенчаны вкрадчивым вокалом. Способны ли ваши колонки раскрыть каждую из этих составляющих и при этом удерживать под контролем весь комплекс?
Советы по настройке сабвуфера
- Спешка и правильная настройка акустической системы — несовместимые между собой вещи. На качественную настройку следует выделить несколько часов свободного времени.
- Проверять звучание лучше всего на известных или любимых треках, где точно можно отличить правильное звучание от искаженного.
- Прослушивать треки для проверки следует при закрытых дверях и окнах на водительском сидении, так можно уловить малейшие недочеты.
- Не ограничивайтесь проверкой на одном треке, лучше всего будет внимательно прослушать несколько композиций различного жанра и с различным набором звуковых частот.
- Не существует определенных параметров на которые нужно устанавливать показатели фильтров. В данной статье приведены лишь оптимальные и самые популярные установки параметров. Настраивать же необходимо, исходя из личных вкусовых предпочтений, следя за гармоничным звучанием фронтальных мидбасов и сабвуферной головки.
Отрегулировав все фильтры указанным образом, можно достичь громкого звучания сабвуфера, при этом он будет работать гармонично, не перекрывая общий музыкальный тон. Такая настройка подойдет для всех музыкальных жанров и поможет расширить диапазон их звучания.
Дэвид Боуи – Ashes to Ashes (1980)
Дэвид Боуи – Ashes to Ashes
Если вы читали недавнюю статью о том, как слушать записи Дэвида Боуи в хронологическом порядке, то помните, что это второй его хит номер один в Великобритании.
Эту песню часто относят к арт-року или новой волне, однако сам Боуи вскоре после записи называл ее «чем-то вроде детской песенки или считалки 80-х годов».
Вашим колонкам придется одновременно воссоздавать нежные звуки струн гитарного синтезатора, жесткую фанковую басовую линию и многослойное наложение вокала. Голосов так много, что в некоторых случаях они практически образуют хор, подчеркнутый бесстрастным, но при этом напористым солирующим пением Боуи. Временами песня с грустью рассказывает о его знаменитом персонаже Майоре Томе; другая часть текста создана с применением нередко используемой им техники обрывочных фраз. В теории это не должно было бы сработать – однако все получилось.
Если вы считаете себя экспертом по творчеству Боуи, пройдите тест журнала What Hi-Fi?, посвященный альбому Rise and Fall of Ziggy Stardust.
Pulp – Common People (1995)
Pulp – Common People
Трудно представить себе Джарвиса Кокера, сочиняющего эту мелодию на миниатюрном синтезаторе Casiotone MT-500, купленном в магазине Music & Video Exchange в Ноттинг-Хилле. В финальной версии композиции были задействованы все 48 дорожек, выделенные группе лондонской студией The Town House, что позволило ей стать тем резким, острым на язык гимном бритпопа, который мы сегодня знаем.
Первое представление песни состоялось на фестивале в Рединге в 1994 году. Кокер позже признался, что ему было трудно вспоминать на сцене слова, так как большую часть текста он написал накануне вечером. Год спустя группа исполнила ее в Гластонбери в статусе хедлайнеров.
Однако процесс записи был не таким уж простым. Для этого потребовалось две недели работы с опытным продюсером Крисом Томасом за пультом. Обязательно прослушайте полную версию с альбома с фразой «Like a dog lying in a corner», где на самом пике крещендо Кокер переходит на напряженный шепот. Попробуйте услышать звучание стилофона – он прячется в правом верхнем углу музыкальной сцены.
Toto – Africa (1982)
Toto – Africa
Нечасто встречаются поп-песни, в которых используются барабан конга, гамелан на трех нотах и шесть дорожек синтезатора Yamaha GS-1, моделирующего звучание калимбы. На запись этой песни потребовалось немало времени, отчасти из-за того, что Джефф Поркаро, брат клавишника Стива, играл свои барабанные партии вживую, без клика.
Джефф настроил басовый и малый барабаны, а также хай-хэт, а Ленни Кастро уселся напротив него с конга. Они поиграли друг с другом минут пять, пытаясь в процессе поймать грув (мысленно напевая при этом партию баса), а затем отправились в пультовую, чтобы узнать, что из этого вышло. Потратив на прослушивание примерно полчаса, они выбрали два лучших такта в пятиминутной записи. Не проще ли было запрограммировать их на Linn? Джефф возражает: «Вклад машины Linn ощущается совсем по-другому».
Приготовьтесь к полету через обширные равнины Африки – если ваши колонки смогут пройти тест на ритмичность во всех диапазонах.
Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ )
Что такое АЧХ? Это график, который показывает зависимость разницы амплитуд колебаний выходного и входного сигналов (вертикальная ось) от частоты (ось горизонтальная). За 0 дБ принимают амплитуду колебаний на частоте 1 кГц. Идеальная АЧХ – это прямая линия, которую встретить нереально, к сожалению. Поэтому чем более неравномерна кривая, тем больше искажений частот стоит ожидать от звука.
Что же означают цифры в описании неравномерности АЧХ устройства? Давайте разберем на примере. Если указано, например, 50 Гц – 16 кГц (±3 дБ), то это следует читать так: акустическая система на данном диапазоне имеет достоверное звучание, а на частотах, не попадающих в указанный диапазон, неравномерность резко увеличивается и АЧХ имеет «завал» (резкий спад характеристики).
Неравномерность АЧХ может выражаться в подъемах и спадах кривой. Так вот уменьшение уровня низких частот ведет к потере насыщенного звучания басов, а подъем вызывает гул. Если говорить о высоких частотах, при их завалах звук получается невнятным, а на подъемах будет раздражать свистом и шипящими звуками.
По отношению к наушникам, АЧХ показывает их тональный баланс. Именно по АЧХ и стоит выбирать наушники для определенных целей (басы, вокал, классика и т.д.). Вид АЧХ наушников зависит от их импеданса и полного сопротивления усилителя.
Нелинейные искажения
Так как акустические системы представляют собой сложное устройство, в котором происходят усиления сигнала, то на выходе звук обязательно имеет нелинейные искажения, одними из которых являются искажения гармонические, придающие звучанию новый тембр и ведущие к звуковым потерям.
Измеряют гармонические искажения с помощью коэффициента гармоник (КГ), который измеряется в процентах или в децибелах. Соответственно чем выше коэффициент гармоник, тем хуже звучание. Числовое значение КГ акустической системы зависит от мощности входящего сигнала.
Итак, рассмотрев основные характеристики звука, можно сказать, что правило «Чем больше цифры – тем лучше», работает далеко не всегда. Поэтому либо осваивайте теорию и вперед со знанием дела выбирать нужное вам устройство, либо не вникайте и продолжайте доверять советам опытных продавцов-консультантов. Что же касается основных звуковых характеристик микрофона, то этот вопрос следует разобрать более подробно и посвятить отдельную статью, что и будет сделано в скором времени.
Удачных покупок и творческих успехов!
Готье – Somebody That I Used to Know (2011)
Готье – Somebody That I Used to Know
Тот факт, что Готье сам продюсировал этот трек в сарае своих родителей в Виктории, что в Австралии, свидетельствует о хирургически точных навыках бельгийско-австралийского автора и исполнителя в области микширования.
Готье начал создание песни с сэмпла инструментальной композиции Seville бразильского джазового гитариста Луиса Бонфа 1967 года, затем добавил аккордные последовательности, зацикленные фрагменты в стиле латино, чуток перкуссии, звуки флейты – и не забыл включить в нее детскую песенку Baa Baa Black Sheep на ксилофоне.
По словам музыканта, соотношение фрагментов готовых записей и его собственных творений составляло примерно 50 на 50, и на хороших колонках выполненная им обработка отлично слышна.
Завершающая часть
На диске имеются ещё сигналы, которые может быть и не интересны многим, но они есть в “слепке” самого диска, в формате FLAC. Я предоставлю несколько тонов от туда (все предоставленные здесь треки в формате МР3), и если вас заинтересуют все треки, то я могу поделиться ссылкой на файл, и вы сможете получить исходные данные. Напишите мне в комментарии. Я дам ссылку.
Трек №44. Псевдошум, центр. частота 63 Гц, -7db
Трек №53. Псевдошум, центр. частота 500 Гц, -7db
Трек №60. Псевдошум, центр. частота 2.5 кГц, -7db
Очень забавно звучит. Похож на свисток милиционера из СССР.
А пока, коротко – о чем и для чего эти остальные тридцать и одна дорожка.
В каждом треке записан сигнал с постоянной амплитудой (-7 дБ), но с частотой, хаотически изменяющейся в пределах диапазона шириной в треть октавы. Называются эти сигналы – псевдошумовыми. Но что такое “псевдошумовые сигналы” немного расскажу в другой статье.
Третьоктавные полосы псевдошума позволяют локализовать наиболее грубые дефекты АЧХ и на слух. Общий ход частотной характеристики при этом корректно оценить трудно. На слух полосы, расположенные в разных частях спектра, будут восприниматься с различной громкостью, но значительные пики и провалы на частотной характеристике, в пределах одной-двух полос, поймать можно.
Все треки сделаны с некоторым шагом (через треть октавы) и имеют такие частоты: 20, 25, 31,5 Гц, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800 Гц, 1 кГц, 1,25 кГц, 1,6 кГц, 2 кГц, 2,5 кГц, 3,15 кГц, 4 кГц, 5 кГц, 6,3 кГц, 8 кГц, 10 кГц, 12,5 кГц, 16 и 20 кГц.
Мадонна – Like a Virgin (1984)
Мадонна – Like a Virgin
Песня, которая принесла Мадонне титул королевы поп-музыки, насыщена нотами со сложными текстурами в высоких регистрах, на которые в первую очередь направлено наше внимание. Здесь есть и сочные аккорды синтезатора поверх басовой линии, и энергичные россыпи барабанов – но на первый план выходит редкий для поп-музыки вокальный диапазон Мадонны, который она не стесняется демонстрировать в продолжительных пассажах.
Если ваши колонки смогут воссоздать ее стилистику, не срываясь в жесткость или резкость – можете ими гордиться.
George Gershwin — Rhapsody in Blue (для проверки диапазона)
Способность переключаться от «очень тихого» к «действительно очень громкому», будь то голос, отдельный инструмент или большой симфонический оркестр в режиме полной атаки, — является важным «талантом» громкоговорителя. И не так много музыкальных произведений, столь же полезных для демонстрации динамической мощи оркестра, как «Голубая рапсодия» Гершвина!
В течение первых двух минут он переключается с жалобного пианино на перегрузку струнных / медных духовых инструментов / перкуссии и обратно несколько раз… И каждый раз ваши колонки должны переключаться мгновенно и без чрезмерного напряжения. Это не так элементарно, как может показаться…
Питер Гэбриэл – Sledgehammer (1986)
Питер Гэбриэл – Sledgehammer
Это название также упоминалось в списке 30 лучших музыкальных видеоклипов, однако и сама по себе композиция более чем заслуживает внимания. Если бы танцевальный рок и мемфисская соул-музыка образовали семейную пару, Sledgehammer был бы одним из ее детей.
Духовой секцией, предоставленной лейблом Stax из Мемфиса, управлял Уэйн Джексон из группы Memphis Horns, штатных музыкантов Stax – и она идеально воплощает дух соула шестидесятых. Добавьте к этому изысканный текст Гэбриэла, синтезаторную версию сякухати (японской продольной бамбуковой флейты), бэк-вокал от таких известных певцов, как П. П. Арнольд, Корал «Chyna Whyne» Гордон и Ди Льюис, а также великолепную продюсерскую работу Даниэля Лануа и самого Гэбриэла – и вы получите эталонный тест для проверки динамики и глубины НЧ, о которых мечтали ваши колонки.
Eurythmics – Sweet Dreams (Are Made of This) (1982)
Eurythmics – Sweet Dreams (Are Made of This)
Учитывая грандиозный всемирный успех дуэта, сложно поверить, что песня, вознесшая его к вершинам славы, была записана в крайней нужде, в основном в крошечной комнате над багетной мастерской в лондонском районе Chalk Farm.
Трек запомнился, в частности, дуэлями синтезаторов, которыми управляли сами Дэйв Стюарт и Энни Леннокс. Остальное оборудование группы было куплено на вторичном рынке после того, как ей удалось получить в банке кредит на 5000 фунтов стерлингов. Почти половина этой суммы ушла на драм-машину Movement Systems Drum Computer, из-за чего им обоим пришлось ночевать в доме производителя, пока их экземпляр (всего было произведено около 30 штук) не был закончен.
Леннокс одолжила синтезатор Oberheim, чтобы сыграть на нем партии струнных, а их единственному микрофону (простенькой модели, обычно используемой для записи хай-хэта) пришлось взять на себя фиксацию всех партий, включая вокал Энни, на восьмидорожечный магнитофон Tascam.
И если колонки вашей системы обладают достаточной прозрачностью, вы расслышите каждый из нюансов звучания, обусловленных стесненными обстоятельствами молодой группы.
Вся техника была протестирована в специальных комнатах «What Hi-Fi?» https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», март 2021 г.