BassPort — это программа, имеющая достаточно узкую специализацию. Она потребуется только тем, кто создает сабвуфер. Благодаря BassPort можно рассчитать фазоинвертор портов. Вообще программ с подобным функционалом достаточно много. Но BassPort отличается от них тем, что он специализирован только для расчета фазоинвертора. На первый взгляд может показаться, что это недостаток. Но на деле, это не так. Благодаря такой узкой специализации, данная утилита намного точнее проводит расчет. Это позволяет создать более качественный продукт. Фазоинвертор нужен для подбора формы сечения, вычисления расстояния между стенкой и портом в сабвуфере, а ещё размер этого порта.
Работа с программой
Когда вы установите приложение, в нем появится несколько полей, в которые потребуется вводить необходимые данные. Это данные о: частоте настройки ФИ, объем сабвуфера внутри, толщину диффузора, количество портов, количество динамиков работающих на низкой частоте, максимальную высоту хода диффузора, тип сечения портов и скорость звука. Скорость звука нужно указать примерно, с максимально возможной точностью. После ввода этих данных можно получить диаметр и площадь порта. Программа BassPort работает в режиме реального времени. Это означает, что расчет происходит в то же время, в которое вводятся данные. Вы можете изменить результат путем того, что замените введённые данные.
Есть ещё одна дополнительная возможность. Это встроенный калькулятор. Его можно вызвать, если нажать на заданную программой клавишу. Калькулятор нужен для расчета длины звукового сигнала. Расчет производится на основе частоты звука.
Программа для расчёта портов ФИ сложной формы Bassport
Это программа. Ее основное ее назначение – расчет портов для фазоинвертора.
Если вас интересуют вопросы изготовления сабвуфера своими руками, наверняка Bassport будет вам полезна. Вижу ваше недоумение: а зачем нужно было создавать эту программу, если есть другие, с помощью которых можно рассчитать не только порт, но и фазоинвертор целиком?
Ответ таков: все эти программы уделяют мало внимания проектированию порта, и в лучшем случае дают очень скудную информацию о воздушном потоке, а то и не дают вовсе. Когда вы приступаете к проектированию порта, у вас неизбежно появляется вопрос: от чего отталкиваться? Каким должен быть порт по величине? Какая форма лучше? Каким должно быть расстояние от порта до противоположной стенки?
Как и вы, я задавался этими же вопросами. Ответов не было ни в «бумажной» литературе, ни в Интернете. Получалось, что велосипед как бы изобретен, но о педалях не очень позаботились, мол, они должны быть, а вы уж сами приделайте, какие захотите.
На различных форумах, как наших, так и очень зарубежных, кто-то советовал порт в полплощади диффузора, кто-то рекомендовал треть, кто-то четверть, – словом, разнобой, неразбериха и отсутствие каких бы то ни было аргументов. Если сделать порт малого диаметра, он будет шуметь, а если диаметр большой, порт становится длинным и не помещается в короб. Где золотая середина, где кроется разумный компромисс?
Чтобы понять это, я провел серию экспериментов с портами круглого и прямоугольного сечения разных форм: прямых, конических, а также напоминающих песочные часы. При этом отмечал заметность шумов на расстоянии 0.5 м от порта, а также рассчитывал скорости воздушного потока на выходе порта и в самой узкой его части. По результатам этих исследований и была создана программа Bassport (название придумывал не слишком долго). Это инструмент, с помощью которого вы сможете проектировать хорошие порты, избавившись от сомнений вроде «а пойдёт ли такая площадь сечения?»
Общая идея такова: шумы становятся заметными, если скорость воздушного потока на выходе порта превышает 6…9 метров в секунду. Так получалось со всеми портами, участвовавшими в экспериментах. При скорости 6 м/с шумы были едва заметны, а при 9 м/с они определялись уверенно.
Вот так выглядит главное окно программы. Еще есть окно помощи и окно базы данных по автозвуковым брендам, но с ними вы запросто разберетесь без моих подсказок, а мы продолжим. Как видите, интерфейс простой. В самом верху, под заголовком окна, панель управления. В левой её части пять кнопок управления проектами: Создать, Открыть, Сохранить, Печатать, Удалить, – словом, стандартные кнопки.
Последняя из кнопок носит имя Калькулятор. С её помощью можно рассчитать длину звуковой волны для нужной частоты, либо наоборот, частоту по заданной длине волны.
А еще можно определить настройку фазоинвертора, если известен рабочий объем и размеры порта.
Если нажмем кнопку Car Audio, мы увидим список автозвуковых брендов и даже сможем перейти на сайт выбранного производителя, разумеется, если к этому времени у вас установлено Интернет-соединение.
И наконец, крайняя справа кнопка Помощь. Прежде чем начать работать с программой, воспользуйтесь ею. Ну, это моё благое пожелание, а практика говорит о том, что нажимают ее в лучшем случае четверть пользователей.
А лично вы как – в числе большинства?
Остальное рабочее пространство главного окна разделено на две части: верхнюю и нижнюю.
Верхняя часть: тут мы вводим данные.
Нижняя часть… тоже кое-что вводим, и затем нажимаем кнопку Пересчитать. Справа расположены серые поля, в них-то и выводятся результаты расчета. Давайте посмотрим, что там.
Первым делом замечаем, что результаты отображаются в двух столбцах: для горловины и для выхода порта. Если порт простой, то значения в обоих столбцах будут одинаковыми, а если порт сложной формы, то будут различаться. Во-вторых, все значения приведены для одного порта, даже если вы задали количество портов больше единицы. Это чтобы вы не путались и ничего не отнимали-перемножали. Как выведено на экране, такой порт и пилим в потребном количестве. Два так два. Пять так пять. Никаких пересчетов ни в голове, ни на бумаге, ни, прости Господи, в Экселе, делать не надо.
Площадь порта – тут всё понятно: площадь поперечного сечения. Макс. скорость воздуха – вот такой ветер будет в вашем порте при максимальном ходе диффузора. Макс. амплитуда колебаний – это смещение так называемой «воздушной пробки» (объема воздуха в порте) в одну сторону. Именно такое расстояние, не меньше, должно быть от края порта до противоположной стенки внутри короба, чтобы не возникало проблем с изменением частоты настройки и с потерями в порте. Граничная частота органного резонанса – во время работы фазоинвертора порт будет «отзываться» на некоторых частотах, не связанных с его настройкой. Одна из этих паразитных частот, самая низкая, называется главной, и на ней порт «подвывает» немного сильнее, чем на всех остальных. Если вы делаете сабвуфер, то на эту частоту можно не обращать внимания, она лежит далеко за пределами рабочего диапазона частот. А вот если проектируете домашнюю акустическую систему, то имеет смысл присмотреться. Скорее всего, главная частота органного резонанса попадёт в рабочий диапазон среднечастотного динамика, и придется принимать меры по устранению эффекта «волчьих нот». Внутренний объем порта – это объем воздуха, находящегося в порте. Зачем он здесь? Я и сам иногда задумываюсь над этим вопросом.
Вот, собственно, и всё. Ах, да. Слева внизу видим несколько кнопок, позволяющих выбрать форму порта. Как показала бурная повседневность, наиболее часто люди пользуются кнопками 1, 5 и 6. Поиграйте с ними самостоятельно, посмотрите, что из этого получится.
Вот теперь точно всё. Теперь у вас есть хороший инструмент для проектирования портов, да еще с русскоязычным интерфейсом.
Как, еще нет? Тогда срочно найдите справа на странице заголовок «Получи Bassport», введите ваше имя и е-мейл, подтвердите подписку — и получите ссылку на скачивание.
Пользуйтесь на здоровье. А если станет не хватать возможностей этой программы, обратите внимание на более продвинутую версию, BassportMaster . Она платная, но думаю, вы не будете разочарованы.
Ключевые особенности
- При помощи приложения можно рассчитать порты фазоинвертора;
- Есть калькулятор для расчета длины звуковой волны;
- Интерфейс понятен каждому;
- Программа портативна;
- Работает на любой версии windows.
Это программа. Ее основное ее назначение – расчет портов для фазоинвертора.
Если вас интересуют вопросы изготовления сабвуфера своими руками, наверняка Bassport будет вам полезна. Вижу ваше недоумение: а зачем нужно было создавать эту программу, если есть другие, с помощью которых можно рассчитать не только порт, но и фазоинвертор целиком?
Ответ таков: все эти программы уделяют мало внимания проектированию порта, и в лучшем случае дают очень скудную информацию о воздушном потоке, а то и не дают вовсе. Когда вы приступаете к проектированию порта, у вас неизбежно появляется вопрос: от чего отталкиваться? Каким должен быть порт по величине? Какая форма лучше? Каким должно быть расстояние от порта до противоположной стенки?
Как и вы, я задавался этими же вопросами. Ответов не было ни в «бумажной» литературе, ни в Интернете. Получалось, что велосипед как бы изобретен, но о педалях не очень позаботились, мол, они должны быть, а вы уж сами приделайте, какие захотите.
На различных форумах, как наших, так и очень зарубежных, кто-то советовал порт в полплощади диффузора, кто-то рекомендовал треть, кто-то четверть, – словом, разнобой, неразбериха и отсутствие каких бы то ни было аргументов. Если сделать порт малого диаметра, он будет шуметь, а если диаметр большой, порт становится длинным и не помещается в короб. Где золотая середина, где кроется разумный компромисс?
Чтобы понять это, я провел серию экспериментов с портами круглого и прямоугольного сечения разных форм: прямых, конических, а также напоминающих песочные часы. При этом отмечал заметность шумов на расстоянии 0.5 м от порта, а также рассчитывал скорости воздушного потока на выходе порта и в самой узкой его части. По результатам этих исследований и была создана программа Bassport (название придумывал не слишком долго