Содержание / Contents
- 1 Паспортные параметры ИБП
- 2 Тестирование ИБП 2.1 Нагрузка лампами и первый провал
- 2.2 Нагрузка резисторами
- 2.3 Нагрев ИБП
- 2.4 Характер пульсаций
- 2.5 Предварительный вывод и поиск применения
- 4.1 Схема усилителя
- 7.1 Минусы
Устойчивость к погодным условиям
Если концертный усилитель будет использоваться на открытой площадке, то следует выбирать такую аппаратуру, которая не боится осадков и переохлаждений. В этом случае речь идет о специальном исполнении корпуса, который защищает содержимое от воздействия окружающей среды.
Сфера применения концертного усилителя очень и очень широка. Это, прежде всего, как следует из их названия, разнообразные концерты и прочие массовые общественные мероприятия, где требуется хороший и громкий звук. Без них не обойтись на спортивных аренах, в больших ресторанах и прочих заведениях общественного питания, в театрах и актовых залах. Кроме того, они будут востребованы в торговых и развлекательных центрах, где звукоусилительная аппаратура поможет создать требуемую атмосферу, способствующую увеличению покупательной способности.
При этом следует помнить, что профессиональный усилитель звука следует приобретать либо вместе с приобретением акустической системы, либо уже после того, как она куплена. Причем обязательно следует учесть, что мощность акустической системы должна быть выше, чем мощность усилителя, тогда последний будет невозможно вывести из строя. Кроме того, усилитель не должен все время работать на предельной мощности – это приводит к увеличению искажений звукового сигнала, а также снижает срок службы самого усилителя и акустической системы. В любом случае, что бы Вы не приобретали – колонки и усилители для дискотек или мощные концертные варианты для тура известного исполнителя – всегда можно рассчитывать на получение консультации профессионалов из !
↑ Паспортные параметры ИБП
Итак, заявлено:
• Входное напряжение: ~100-265 В • Выходное напряжение 1: +6.3 В @ 4.5 A • Выходное напряжение 2: +250 В @ 0.15 A • Выходная мощность: 60 Вт • Рабочая частота: 65 кГц • Размер ПП: 120 мм × 55 мм. • Размер по крепежным отверстиям: 112 мм × 47 мм.
Уже тут обнаруживается некоторое несоответствие.
Мощность по анодному источнику получается 37.5 Вт и по накалу 28 Вт, что в сумме дает уже несколько больше чем 60 Вт, но не существенно. Вот приедет, тогда и посмотрим.
Доставка прошла на удивление быстро. Не прошло и десяти дней, как я уже нес с почты пакет с посылкой.
Технические характеристики
Однако заказчику не всегда предоставляется возможность и желание разбираться в значении многих параметров, от которых зависит качество звука. Аппаратура усиления звука имеет ряд технических характеристик – коэффициент нелинейных искажений, выходная мощность и входное сопротивление, ЭДС источника и общие гармонические искажения, а также многие другие параметры. Поэтому лучшей проверкой для аппаратуры станет ее непрерывная работа в течение нескольких часов на погранично возможной (70-80% от максимальной) мощности. Ну и консультации технических специалистов всегда к Вашим услугам!
↑ Тестирование ИБП
Распаковал. Припаял на выход винтовые клеммы (почему-то они были только на входе 220 В), чтобы было удобнее подключать нагрузку. Для начала проверим что блок выдает на холостом ходу.
Напряжение 6.3 В соответствует заявленному. Все правильно.
Анодное напряжение 245 В — тоже неплохо.
Будем считать, что китаец не соврал. Тем более, что под нагрузкой всё может измениться как в большую, так и в меньшую стороны.
↑ Нагрузка лампами и первый провал
Блок питания у нас для лампового усилителя, вот лампами его для проверки и загрузим. На анодную цепь подключил лампу накаливания на 40 Вт, на накальный выход подключил накал лампы 6П45С, чего мелочиться. Включаю, и тут меня ждал облом!
Блок работал в старт-стопном режиме. На секунду подавал нагрузку и тут же отключался схемой защиты. Великовата нагрузка оказалась.
Заснял эту неприятность на видео.
Написал китайцу, что мол, не работает твой блок питания, что делать будем? Но китаец оказался тертым калачом и в электронике сведущим. Он мне написал, что у ламп сопротивление холодной нити накала гораздо меньше, чем в номинальном режиме, поэтому у меня так блок и работает. Сказал, что претензии принимать не будет. Ну и ладно, я и сам об этом догадывался.
↑ Нагрузка резисторами
Что ж, проверим блок на работоспособность с резисторами в качестве нагрузки.
На цепь накала нагрузил цепочку из резисторов 0.82 Ома, общим сопротивлением 1.6 Ом. К анодной цепи подключил 2 резистора общим сопротивлением 2.2 кОм. Включил. Запуск прошел без проблем. Напряжение на выходе сразу появилось. Анодная цепь выдает 117мА, напряжение на ней немного возросло, по сравнению с режимом холостого хода.
Цепь накала отдает ток 3.8 А. Напряжение при этом немного снизилось до 6.2 В.
↑ Нагрев ИБП
Блок питания практически не греется. Радиатор чуть теплее пальца после 30 минут работы. Чего не скажешь про нагрузочные резисторы. У меня под ними начал дымиться стол.
↑ Характер пульсаций
Смотрел осциллографом выходные напряжения. По цепи 6в ВЧ помехи в виде коротких импульсов, амплитудой порядка 200мВ. По цепи 250 В тоже самое. Теже 200 мВ. Частота следования этих импульсов порядка 250 кГц. Далеко за пределами звукового диапазона. Нам мешать не должны.
Пытался бороться с этими пульсациями. Увеличил конденсаторы на входе и на выходе. Поставил их более породистые. Ничего существенного не изменилось.
В ходе этих экспериментов пришлось сделать вырезы в радиаторе, чтобы вместились более объемные конденсаторы. Внешний вид блока немного изменился. Параметры практически нет. Так что можно было и не заморачиваться с этой модификацией.
↑ Предварительный вывод и поиск применения
Будем считать, что блок питания работоспособен.
Осталось придумать, что на нём собрать. И тут встал вопрос, какие лампы к нему можно подключить, чтобы он не уходил в защиту при холодных нитях накала. Стал подключать к нему разные лампы и проверять стартует или нет.
Блок уверенно стартует, когда к нему подключены лампы, потребляющие в номинале по справочнику ток накала не более 1.8-1.9 А.
Например пару ламп 6П6С и лампу 6Н8С к нему подключить можно: 0.45А+0.45А+0.35А=1.25А в сумме. А лампу 6П45С, которая в номинале в разогретом состоянии тянет 2.5А подключить нельзя. Блок уходит в перегрузку. Хотя, как я уже проверял, резистивную нагрузку в 3.8А тянет не напрягаясь.
Студийный усилитель
Каковы основные характеристики студийного усилителя?
- Ему присущ намного больший диапазон воспроизведения частот – от 10 Гц до 100 кГц, в то время как бытовой вариант работает в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц;
- В тех усилителях, которые приобретаются для работы в студии, не найдешь темброблок, поэтому стоит задуматься о приобретении дополнительного микшерного пульта;
- Имеется возможность регулировать громкость каналов раздельно, тогда как в бытовых усилителях используется один регулятор на оба канала и регулятор баланса;
- При изготовлении отдельных элементов используются более качественные материалы и предъявляются более высокие требования к уровню сборки. Это касается всех разъемов, защиты от короткого замыкания, перегрузок и прочих форс-мажорных обстоятельств. Соответственно, профессиональные усилители более надежные.
↑ Датагорские проекты, к которым подходит этот ИБП
• Простой ламповый усилитель 6Н1П + 6П14П. Сборка новичка • Малогабаритный ламповый усилитель SRPP для наушников. Печатные платы, подсветка, корпус • Ламповый усилитель «Покемон»: 6Н23П + 6П14П на одной плате и в тонком корпусе • Усилитель на 6Н2П+6П14П. Простой, ламповый, гитарный • Ламповый усилитель для высокоомных наушников на 6Н6П • Ламповый пятиполосный графический эквалайзер в слим-корпусе, 6Н2П+6Н1П • «Покемон» Олега Чернышева в качестве первого лампового усилителя • История о том, как из конструктора lunch box получился усилитель SRPP для наушников • Ламповый предусилитель RIAA-фонокорректор. Первый опыт • Усилитель для наушников: SRPPна 6Н6П • Ламповый усилитель SRPP на 6Н23П для наушников в корпусе от внешнего HDD • Мой первый SRPP-усилитель для наушников • Ламповый усилитель «D’n’B Warrior». SRPP 6Н23П для наушников с импульсным источником питания на IR2153 • Универсальный ламповый предварительный усилитель на 6Н23П • Пошаговая инструкция по навесному монтажу лампового усилителя МАИ на 6Ф3П для начинающих • Ламповый УМЗЧ на 6Н3П+6П14П? Это просто! Печатная плата в комплекте • Ламповый усилитель для наушников 32 Ом PHILLIPS SHP1900. Проект VINTAGE • Усилитель для наушников на лампах 6н3п и 6н24п (катодный повторитель Уайта) на HI-END компонентах • Ламповый УСИЛИТЕЛЬ на 6ф3п ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОТ НАЧИНАЮЩЕГО • Мой опыт создания лампового уся на 6П9 • Ламповый усилитель начального уровня на 6Ф3П, 6Ф5П • Ламповый Малыш на 6Н16Б и 6П30Б • Ламповый усилитель для компьютера на 6Ф3П [Updated] • Реальный безтрансформаторный ламповый усилитель для низкоомных наушников по мотивам «Лаконика» • Простой ламповый усилитель SRPP для наушников без выходного трансформатора • Мой ламповый SE на 6Ф3П (ECL82) по А. Манакову
И другие статьи. Смотрите, пробуйте, творите!
Селектор входа
Реализовал его на одном из самых интересных проектов. Он имеет четыре линейных входа и один выход. В будущем планируется добавить дополнительный вход для платформы. Сигнал с любого входа останавливается на реле до тех пор, пока селекторный переключатель не подаст сигнал на микросхему CD4017, которая, в свою очередь, управляет транзисторами и напряжением на катушке данного реле. Затем сигнал поступает на предусилитель, и на усилитель мощности. Эта схема тоже имеет отдельный источник питания, как и предусилитель.
↑ Проверка практикой. Простой однотактный усилитель на лампах 6Н9С и 6BD5
Подумав немного, я решил сделать на этом блоке питания простой однотактный усилитель на лампах 6Н9С и 6BD5. 6BD5 — это точная копия знаменитой 6L6G (наш аналог 6П3С). Выбор ламп объясняется их наличием у меня.
↑ Схема усилителя
Схема усилителя никаких особенностей не имеет. Трудно что-то придумать в схемотехнике однотактного лампового усилителя. Выходная лампа включена тетродом. Выходной каскад охвачен локальной ООС для снижения выходного сопротивления. Эта схема с легкой руки Олега Чернышева уже давно получила название «Покемон».
↑ Выходные трансформаторы
Железо взято от компьютерных бесперебойников «Ippon». Размер Ш25×45. Первичная обмотка содержит 904+1130+1130 витков проводом 0.18. 8+10+10 слоев по 113 витков на слой. Всего 3163 витка. Активное сопротивление обмотки получилось порядка 360 Ом. Именно послужило причиной включения выходного каскада в тетродном режиме. Такой режим менее чувствителен к высокому активному сопротивлению обмотки трансформатора.
Между секциями первичной расположено 2 секции вторичной обмотки по 94 витка проводом 0.6. 2 слоя по 47 витков. Вторичные обмотки соединены параллельно. Все обмотки мотаются виток к витку, межслойная прокладка из чековой ленты в один слой.
Межобмоточная изоляция — 2 слоя этой же чековой ленты. После намотки катушки сварены в парафине, чтобы закрепить витки и улучшить изоляцию. Ra данного трансформатора для нагрузки 4 Ома составляет примерно 5 кОм.
↑ Сборка и детали усилителя
Усилитель собран навесным монтажом. Деталей немного и разрабатывать печатную плату под него мне было, честно говоря, лень. Детали тоже самые обычные.
Резисторы R4, R9, R10 мощностью не менее 1 Вт. Остальные 0.25 Вт.
Конденсаторы С2 С4 электролитические на 35 Вольт. Конденсаторы С1 и С3 пленочные на 400 Вольт.
Ламповые панели, трансформаторы крепятся на железной пластине толщиной 0.8 мм. Это обрезок от боковой крышки старого системного блока.
Из деревянных брусков шириной 60 и толщиной 18 мм склеивается коробочка внешним размером 200×210 мм, на которую и крепятся верхняя и нижняя железные крышки.
Концертные усилители мощности
При проведении различных массовых мероприятий (концертов, спортивных состязаний) требуется многократное усиление звука, а также возможность длительно работать на максимальной мощности. Именно к таким условиям и приспособлены концертные усилители, главной характеристикой которых является их надежность. Вот почему более тщательно, чем все предыдущие варианты, они защищаются от перегрузок, перегрева, короткого замыкания.
Перечислим еще несколько особенностей этого класса усилителей:
- Если бытовые усилители лучше всего использовать на 25-30% от максимальной мощности, концертные – на половину от запланированных возможностей, то для концертной аппаратуры 70-80% — это не предел;
- Максимальная мощность, которую способен выдать концертный усилитель, — от 2х200Вт (у бытового и студийного варианта этот показатель составляет от 2х50Вт);
- Отсутствие темброблока заставляет заказчика подыскивать соответствующую пару «микшер усилитель», чтобы сделать выходящий звук еще более качественным.
Таким образом, если Вы решите купить звукоусилительную аппаратуру, прежде всего, следует определиться, для каких целей она Вам необходима. Ну и если Вам необходим концертный вариант, то добро пожаловать в !
Кроте того, возможна еще одна систематизация усилителей, которая опирается на уровень коэффициента полезного действия (КПД) устройства. Этот показатель обозначает ту часть энергии, которая тратится именно на усиление звука (остальная часть выделяется в виде тепла). В зависимости от значения этого показателя выделяют несколько классов устройств:
- Класс А. Ему соответствует достаточно низкой КПД (всего 30%), однако уровень искажений тут минимальный. Задача устройств этого класса – добиться приятного, как будто теплого звука;
- Класс В. Здесь КПД велик (70%), однако качество звука совсем невысокое.
- Комбинированный класс АВ. Если сигнал максимален, то включается режим В, если же сигнал мал, то режим А. В этом случае КПД достигает 60%.
- Класс D. У таких усилителей КПД максимально возможный (85%) и качество звука достаточно высокое.
Сегодня на рынке представлено огромное множество концертных усилителей, которые отличаются между собой различными характеристиками. Конечно, на первое место многие из покупателей ставят стоимость – и это действительно очень важный параметр. Кроме того, при желании купить звукоусилительный комплект следует учитывать класс, о котором говорилось выше. Причем все чаще и чаще выбор падает на модели класса D.
↑ Фото конструкции
Несколько фото того, что получилось в результате.
Источник питания
Схема ИП представляет собой классический тороидальный трансформатор мощностью 500 Вт (ВА) с двойной вторичной обмоткой 2x 40 В и током до 7 А. Напряжение выпрямляется выпрямительным мостом 35A / 1000V, а затем фильтруется конденсаторами 6x 10000uF / 63V. Припаял к мостам дополнительные развязывающие конденсаторы 100 нФ / 100 В. Однако такой большой трансформатор при подключении к сети потребляет значительный пусковой ток, необходимый для намагничивания сердечника. Решением этой проблемы стала схема плавного пуска.
В двух словах, она работает таким образом, что контакты реле замыкаются примерно через 2 секунды после включения устройства. Между тем через ограничивающие резисторы начинает течь ток. Время задержки зависит от емкости конденсаторов C2 и C3.
↑ Итоги и выводы
↑ Минусы
Очевидный минус — ограничение на 1.8 А по суммарному току накала подключаемых. Минусом также могу назвать довольно высокую цену блока. Хотя, если сравнить со стоимостью аналогичного по мощности ТАНа (к которому ещё надо добавить мосты, высоковольтные электролитические конденсаторы и железный/электронный дроссель), то цена уже не выглядит чрезмерной.
↑ Плюсы
Небольшие габариты и малый вес. Огромный плюс этого ИБП в том, что на выходе практически полностью отсутствует фон переменного тока 50/100 Гц.
Китайский импульсный БП для ламповых усилителей вполне имеет право на жизнь.
Можно брать! Можно иметь ввиду, как альтернативу. Его можно применить для питания широкого спектра простых конструкций на лампах 6Ф3П, 6Ф5П, 6П14П+6Н3П и пр. См. список выше. Очень хорошо этот ИБП будет сочетаться с усилителем для наушников и ламповым фонкорректором.
Жду вопросов и комментариев. Спасибо за внимание!
Чувствительность акустической системы
Этот параметр определяет, какое звуковое давление (которое, как известно, измеряется в децибелах) на расстоянии 1 м сможет создать акустическая система, если к ней подвести мощность в 1 Вт. Чем выше этот параметр, тем больше будет громкость звука при той же самой мощности. Поэтому все профессионалы знают: громкость звука зависит не от того, насколько мощным является комплект звукоусилительной аппаратуры, а от того, насколько обоснованно подобрана пара усилителя и акустической системы. В случае удачного выбора при меньшей мощности уровень громкости может быть намного выше.