Кажется, что порог уже давно пройден. Порог, после которого надпись на этикетке «Made in China» уже перестала оказывать какое-либо эмоциональное воздействие на человека. Дальше мог бы пойти одобряющий текст, в котором рассказывалось бы, что вон, мол, даже надкушенные яблоки — кумиры миллионов — и те делаются в Китае.
Но сегодня немного другой случай: этот продукт не только делается в Китае, но и родом из Поднебесной. «Спроектирован и сделан в Китае» — наверняка когда-нибудь эти слова на этикетке перестанут кого-либо смущать. Но давайте же перейдем непосредственно к объекту — это усилитель Cayin CS-100A на лампах EL34.
Продукция бренда Cayin давно пользуется популярностью, хотя по современным меркам он еще достаточно молод — основан в 1993 году. Но мы-то знаем, какими темпами скачет научно-технический прогресс в стране, которая стала пристанищем для производства и сборки подавляющего большинства современной техники всех направлений. Так что в этом случае, скорее всего, можно год считать за два. Особенно с учетом того, что Cayin — бренд дочерней компании государственной аэрокосмической корпорации, созданный специально для развития хайфая и хайэнда на родном рынке.
Конечно, в истории Cayin было всякое: усилители, ЦАПы, блоки питания… Уверен, что вы в курсе, что такое Cayin N6 и его последователь Cayin N6-2. Эти портативные Hi-Res-плееры наделали много шуму в свое время — и продолжают до сих пор.
Сейчас у бренда все хорошо: собственный завод, причем полного цикла. Там и трансформаторы мотают, и усилители вручную собирают, и Карла с Марксом чтут. Наверное. И в ресурсах с такой родительской корпорацией не нуждаются.
↑ Схема усилителя
Схему выбрал «по Манакову»:
Начал, как всегда, со сборки корпуса. Останавливаться подробно на технологии его изготовления не стану, я подробно рассказал об этом в другой своей статье на «Датагоре». Как всегда, я собирал усилитель на отдельном металлическом шасси, укрепленном внутри корпуса на стойках. Это позволяет минимизировать количество отверстий в верхней крышке усилителя. Для изготовления корпуса использовал алюминиевый уголок 20×20х2,0, дюралевые листы, толщиной 1,5 мм (для верхней крышки) и 1 мм (для нижней крышки и шасси). Обшивка выполнена из бука, покрашенного морилкой и лаком в несколько слоев. Дюраль покрашен из баллончика. Колпаки для трансформаторов на этот раз использовал готовые, заказав их заранее.
Все механические работы были выполнены на балконе. Использовал раскладной верстак, дрель, электрический лобзик, дисковую шлифовальную машинку ручной фрезер, дремель и профессиональное стусло. За годы радиолюбительства я солидно «оброс» хорошими инструментами. Это позволяет мне выполнять многие сложные работы гораздо быстрее и точнее. Но большую часть из этих работ можно выполнить и вручную. С большей затратой сил и времени, конечно.
Радиодетали, в общем, самые обычные. В качестве разделительных использовал конденсаторы К78-2 и К71-7, все остальное – «солянка сборная».
Лампы EL34 покупал уже подобранными в «четверку».
Трансформатор питания: тор, 270Вх0,6А – анодная вторичка, 50Вх0,1А – вторичка для смещения, 2×6,3×4А – для питания накалов.
Зажигаем лампы
Все случилось достаточно быстро: Cayin CS-100A лишь немного медлил после включения, но очень быстро пришел в себя и щелчком реле дал знать, что готов к работе. Здесь под руку попался пульт, который сделан очень добротно. Всюду металл, даже на кнопках, и фрезерованные торцы. Такой и вправду приятно держать в руках.
Функций у него — самый необходимый минимум: изменить громкость, выбрать другой вход и… выбрать режим работы усилителя. Триодный или ультралинейный — у каждого из этих режимов есть и свой личный индикатор на лицевой панели, и свой личный звук. Это как иметь два разных ЦАПа в системе с возможностью менять звук с помощью пульта.
Надо сказать, что эта игра затягивает. Хочется и так послушать, и эдак. В конце концов, можно вообще забыть о причине, по которой мы зажгли лампы. Поэтому на первых этапах прослушивания триодный и ультралинейный режимы переключались до тех пор, пока не была выявлена их жанровая принадлежность.
Но прежде, чем эта огромная тайна будет раскрыта, нужно кратко озвучить остальные компоненты системы: универсальный источник Arcam CDS50 и полочники Monitor Audio Gold 100.
А теперь — поехали!
↑ Я внес в схему некоторые изменения
Вместо лампы 6Н9С я сначала самонадеянно попробовал применить 6Н2П (ЕВ). В результате получил… «мертвый» звук. Не то! Совсем не то. А отверстия-то под панельки просверлены, и шасси уже установлено. Что делать? Начал искать замену этой лампе. Оказалось, что лампа ECC85 (по отзывам коллег на форумах) «очень даже». Приобрел пару. Изменил номиналы резисторов «обвязки». В анодах 36 кОм (2Вт), катодные резисторы – 180 Ом, смещение при этом около 1,5 В. Сразу скажу, что звуку это очень пошло на пользу!
↑ Электронный дроссель
Вместо обычных дросселей и я использовал «электронный дроссель», собранный по этой схеме:
Замечу, что реальное падение напряжения на дросселе порядка 20-25 В. Учитывайте это в своей конструкции! Печатная плата дросселя также прилагается.
↑ Селектор входов
Организовал селектор входов на трех реле TAKAMISAWA (по количеству входов), которые коммутируют слаботочный сигнал. Печатную плату для коммутатора не делал, собрал все на макетке.
Схема примерно такая:
Красоты ради поставил стрелочные индикаторы. Управляются индикаторы отечественной микросхемой К157ДА1. Схема переделана на однополярное питание, печатная плата прилагается.
Коммутатор, микросхема К157ДА1 и диоды подсветки индикаторов питаются от одного источника стабилизированного напряжения.
Снова классика
Итак, перед нами вполне классическая компоновка для лампового усилителя. И с дизайном при такой компоновке особо не разгуляешься. Впрочем, есть пара-тройка ламповых аппаратов, на которые взглянуть любо-дорого, а купить их — просто дорого. Вот и остаются производителям классики только анодированный алюминий да синяя краска с эффектом «металлик».
Из анодированного алюминия у CS-100A сделана лицевая панель, которая буквально пестрит всякими тумблерами и индикаторами. Потенциометр Alps и переключатель входов — это всем понятно и привычно. Миниатюрные диоды для обозначения выбранного входа и режима работы — вполне себе решение. Но вот четыре тумблера для работы с подстройкой токов смещения…
Между лампами есть окошко со стрелочным индикатором для отслеживания уровня токов, а по бокам корпуса еще по четыре утопленных винта, с которыми вы можете скоротать время за подстройкой этих самых токов, которые куда-то сместились…
Возможно, для любителей ламповой техники эта процедура сродни настройке тонарма у виниловодов. Если так, то все вопросы снимаются автоматически. Хотя, конечно, так же автоматически и CS-100A мог бы токи под лампы настроить… Но это, наверное, совсем другая история.
С коммутацией инженеры Cayin, можно сказать, попали в точку. Ее хоть и не много, и нет балансных входов, но зато есть три линейных входа, один вход для подачи сигнала сразу на мощник и выход на сабвуфер.
Вход на Pre-In подает сигнал сразу на усилитель мощности — эта функция очень полезна и для интеграции в домашний кинотеатр, и для подключения к разным источникам, у которых уже есть свой предварительный усилитель.
А еще у Cayin CS-100 A есть клеммы для подключения колонок с импедансом и 4 Ома, и 8 Ом. Три пары клемм смотрятся нарядно. Если же заглянуть в схемотехнику, то там можно найти все, на что способны китайские инженеры с доступом к самым современным технологиям.
Для начала — есть так называемый «мягкий старт», который защитит ваши лампы от негативного влияния высоких токов в момент запуска. Очень полезная фишка, которая на максимально долгий срок оттянет подстройку токов смещения.
В остальном же производитель заявляет, что вся схема реализована на высоком уровне: почти везде — навесной монтаж с серебряными проводниками и только высококачественные конденсаторы и резисторы из углеродной пленки.
↑ Настройка усилителя
Тут я полностью цитирую Манакова:
Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2 В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора. Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,035-0,04 В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40 мА. Наиболее «экономные» могут снизить токи выходных ламп до 25-30 мА. Я думаю, излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания. По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5 В с частотой 3 кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться вольтметром с входным сопротивлением не менее 1 мегОм.
Добавлю лишь, что при использовании ламп EL34, токи покоя можно (и нужно!) смело поднимать примерно до 56 — 60 мА, при анодном напряжении около 350 В.
Лампа — зажигает!
Ну же, давайте, расскажите мне, как для лампы надо выбирать жанры. А в случае с Cayin CS-100A на лампах EL34 жанры пришлось выбирать еще и для каждого из режимов его работы!
Только не подумайте, что это была сложная задача или цель теста. Жанры из плейлистов Tidal шли по накатанной, а режимы CS-100A переключались им в такт.
В триодном режиме лампы действительно светят более мягким и спокойным светом, на грани теней которого можно обнаружить мириады оттенков. Этот звук очень похож на тот, что можно ожидать от ламповой техники.
Однако «темным» или «мутным» назвать этот звук просто язык не повернется. Скорее это нейтрально-светлая сторона, которая сохранила в себе приятную ажурность дополнительных гармоник.
Тем не менее, мы пришли к этому свету под хороший ритм: нейтрально-светлая подача вовсе не означает отсутствие баса. Даже с не самыми басовитыми Monitor Audio Gold 100 этот ламповый интегральник успешно парировал ваши сомнения по поводу его способностей в нижнем регистре.
Короче говоря — джаз, любой вокал, иногда классика, блюз и все-все примыкающее к этим стилям очень интересно слушать именно в триодном режиме. Даже Александр Градский с треком «Как молоды мы были» впервые был прослушан до конца и навеял волну неведомой, но приятной ностальгии.
Еще один трек, который сразил наповал — «Let It Take You» от Goldfrapp. Запись не самая аудиофильская и жанр вообще не понятен. Но вокал солистки в этот раз нашел какую-то лазейку к новым ощущениям и наладил с ними устойчивую связь. Супер!
«Ультралинейный режим» — звучит очень пафосно! Но по факту никакого там пафоса нет, а есть только хард-рок. Cayin CS-100A, заряженный лампами EL34, начал ломать стереотипы с трека «All Nightmare Long» от Metallica. Любители подобной музыки подтвердят, что это не самый простой трек, который не по зубам даже многим транзисторным усилителям.
А тут лампа так отстучала бочку, что возникло непреодолимое желание подтащить к тестируемому сетапу напольники Monitor Audio Gold 300. Благо, администратор салона «Аудиомания», в котором проходил тест, был чем-то занят и не смог воспрепятствовать порыву души.
Конечно, Gold 300 уже не ровня нашему Cayin — и как нагрузка они непростые, и как компаньон в одной системе тоже вряд ли подходят из-за разницы в цене. Но если очень хочется…
Вот тут ультралинейный режим показал, что такое панч, разрешение и скорость! Конечно, не стоит питать надежд, что CS-100A уделает по этим параметрам транзисторный интегральник, заточенный под скорострельность. Но как дополнение и противоположность к эмоциональному триодному режиму — вряд ли кто-то ожидал, что будет настолько круто.
Под другую акустику захотелось сменить и репертуар: с такими напольниками сам Брюс Уэйн велел послушать саундтреки из фильма «Джокер». И здесь что-то пошло не так — не хватило мрачности и, как следствие, атмосферности происходящего. Понятно, что нейтрально-светлый источник в компании с таким же усилителем и акустикой вряд ли погрузят вас в мрак и темноту. Но так хотелось…
Напоследок пусть будет еще что-нибудь особенное. Например, «Strong» от London Grammar. И надо же — снова что-то пошло не так. В процессе поиска темноты и атмосферы у Джокера я совсем не разглядел, что на лицевой панели CS-100A светится индикатор «UL» — включен ультралинейный режим. Тут же нажатием кнопки на пульте исправил ситуацию: триодный режим — «ON», и слушатель буквально растаял в кресле.