В статье рассмотрены технические характеристики электронной лампы 6Н2П, которая представляет собой миниатюрный двойной триод. Первые версии этого устройства появились в 50-х и с тех пор их конструкция принципиально не менялась. Основное назначение – усиление напряжения низкой частоты. До середины 70-х применялась при создании радиоприемников, передатчиков, телевизоров и др. Считается, что прототипом для разработки её в Советском Союзе послужила американская радиолампа 12AX7WA.
Интересно, что до настоящего времени лампа 6Н2П продолжает выпускаться и применяется российскими производителями при создании аудио оборудования на радиолампах. Она хорошо известна в среде любителей рок-музыки. Используется в основном в гитарных усилителях, а именно в предварительных каскадах усиления, от которых напрямую зависит качество воспроизводимой музыки. Имеет сравнительно нейтральный тон в перегрузе и относительно прозрачна в чистом звуке. На интернет-форумах ведутся нескончаемые споры о её характеристиках и возможностях звучания в различных частотных диапазонах.
Основные характеристики
Для работы 6Н2П используется постоянное или переменное напряжение накала в диапазоне от 5,7 до 6,3 В. Занижение или завышение указанного параметра приводит со временем к разрушению катода. Поэтому желательно, чтобы питание было стабилизировано и обеспечивало мягкое включение. Лучше, чтобы оно не превышало нижних паспортных значений, что в конечном итоге может значительно продлит срок службы лампы.
Эксплуатационные данные
Приведём основные эксплуатационные характеристики 6Н2П:
- напряжение: нити накала от 5,7 до 7,0 В;
- постоянное анодное от 250 В (номинальное) до 300 В;
- между катодом и подогревателем – до 100 В; между анодами– до 2 В;
- сетки — минус 1,5 В (постоянное);
- нити накала — 340 ±25 мА;
ёмкость:
- между анодами– не более 0,15 пФ;
- между катодом и подогревателем – не более 5 пФ;
- емкость (у каждого триода): входная — 2,35 ±0,35 пФ; выходная 2,5 ±0,5 пФ; проходная – 0,7 … 0,8 пФ;
- крутизна характеристики – 2,1 +0,5 мА/В (каждого триода);
- коэффициент усиления – 97,5 ± 17,5 (каждого триода).
Стоит отметить, что данные параметры указаны производителем в техническом описании (datasheet) исключительно для лампы прогретой до рабочего состояния. При подключении нити накала к переменному току, для уменьшения фона на 25-30 дБ, рекомендовано между катодом и подогревателем подавать не более ±10 В.
Аналоги
Общеизвестно, что у 6Н2П есть хороший зарубежный аналог, послуживший прототипом для её создания — 12AX7WA. Однако у последней все же немного другие параметры, и даже при поверхностном рассмотрении datasheet видны отличия в значениях напряжения нити накала и распиновки. Несмотря на такие несоответствия многие любители гитарной музыки, в поисках лучшего звучания своих усилителей, применяют эти лампы в качестве замены.
В подобных случаях можно рекомендовать европейские версии ЕСС83, ECC89 от компании Tesla, которые ничем не хуже американки. К сожалению такие радиолампы, как и 12AX7WA, в настоящее время достаточно трудно найти в российских магазинах и к тому же они очень дорого стоят. Поэтому некоторые радиолюбители дорабатывают для установки вместо них советские 6Н2П. Пример подобной доработки показан в видеоролике.
На многих интернет-форумах обсуждается возможная замена 6Н2П на 6Н3П, ведутся споры какая лампа лучше. Однако две эти радиолампы разные по своим характеристикам. К тому же, у последней более низкий коэффициент усиления по току и другая цоколевка. В большинстве случаев замена одного устройства на другое потребует глубокой переработки существующей схемы.
Полным отечественным аналогом обычно можно назвать 6Н2П-ЕП — это более поздняя модификация рассмотренной лампы считается хорошей альтернативой. Функциональным аналогом считается 6Н9С, которая полностью идентична по параметрам, но расположение выводов у неё все же отличается. Для установки последней взамен 6Н2П надо придумывать переходник или перепаивать схему.
6П3С, 6L6
6П3С Datasheet 6L6 RCA Datasheet
Подскажите, до какого года выпускались металлические лампы 6L6 фирм RCA и KEN-RAD (последние – до 60-х ?) и стоит ли с ними иметь дело (именно с металлическими)? Игорь.
Немалое количество в особенности американских ламп разных типов сначала выпускались в металическом, а затем в стеклянном “оформлении”. Я думаю, что эти лампы будут годов 40–50-х. Мне как-то более по душе стеклянные, да и ценятся они больше металических. А так лучше бы было послушать их и решить самому. Girius
Думаю хорошая лампа, если 50–60-х годов то одна из лучших, на уровне RCA. Girius
> А какие есть отзывы (или впечатления от прослушивания)
> стеклянных 6L6 GC General Electric (USA), по сравнению с
> другими производителями ?
Не дают тебе покоя мои металлические 6L6? Ну не будет их скоро вааще просто. Будет один новодел сраный. А ты все мучаешься. Как звучат – да практически одинаково хорошо что KEN-RAD что RCA. Если образно сравнить с обычной 6П3С, то как будто 6П14С воткнули – мягко с чуть сладковатым привкусом, тепло и бархатно. Может динамики привычной и не хватет, остроты, но так по «винтажному» что ли, как радиола 50-х годов и серединка такая большая, мясистая. Я даже решил себе одну пару оставить к 34-кам от Telefunken, они у меня вместо EL34 подходят – по режиму попал (специально так делал себе…) Я на них записи 50-х годов слушаю.
> А Светлановских нет случаем? Они выпускались специально под
> СВД, я подлагаю, они RCA переиграют, хотя насколько я знаю,
> это одно и тоже, наши по их лецензии делали… Но интересно
> было бы сравнить.
Случай такой не представился… НЕТУ! Но то что они RCA или KEN-RAD переиграют – я думаю, ты хватил. Яйца (Светлана) курицу (RCA) не учат. К тому же у меня мои железки тоже «военка» – с меткой JAN.
Вопрос. А чем сильно отличаются 6L6 разные от 6П3С московских старых?
> Лучше всего сразу заменить ее на 6L6 и поставить 400В 50-
> 55мА
Вот вышеуказанные 6П3С крайне недолго держат свои 20Вт. на аноде. А 6L6, надо полагать, надёжнее?
> А еще лучше 6v6 с тем же напряжением, но тока поменьше-
> 35–40мА, мощности будет немного, но звука будет море…
Аналогично. Чем отличаются 6V6 разные от 6П6С старых московских? В смысле, долго ли?
> Если мощи надо- 6550 (KT88) та же напруга, 80мА.
> Тридцатьчетверка в любом случае курит бамбук, причем
> взатяжку. ИМХО место тридцатьчетверке только в гитарных
> комбиках.
А в чём именно она курит в сравнении с вышеназванными 6550, 6П3С и 6П6С-подобными по звучанию? И какие именно 34-ки? Если можно, поподробнее. С уважением, Сергей Рубцов.
> Вопрос. А чем сильно отличаются 6L6 разные от 6П3С
> московских старых?
6П3С не пробовал.
> Вот вышеуказанные 6П3С крайне недолго держат свои 20Вт. на
> аноде. А 6L6, надо полагать, надёжнее?
Видимо да. Проблем не возникало.
> Аналогично. Чем отличаются 6V6 разные от 6П6С старых
> московских? В смысле, долго ли?
Эти- долго и очень хорошо. Именно старые московские.
> А в чём именно она курит в сравнении с вышеназванными 6550,
> 6П3С и 6П6С-подобными по звучанию? И какие именно 34-ки ?
> Если можно, поподробнее.
Сименс, Светлана, Рефлектор… Что то они такое со звуком делают… В общем, это уже по третьему кругу обсуждение пошло, если мне память не изменяет. Eugen.
Не боись – вонзай свободно и те и другие. 6П3С играют более приземленно, более крупными мазками что-ли и сменее утонченным верхом и более суховатым басом. Хотя середина у них покондовее и иногда даже на некоторой музыке приятнее. А вот аналог 6П3С (5881) – штатовские жалезныя 6L6 вот это другой разговор малость. У меня как раз сейчас вместо 34 пашут. Не Телефункен канэчна, но очень-очень! В ретро стиле
> Подскажите, пожалуйста, какие 6L6 предпочтительнее при
> равных прочих условиях:
> RCA или KEN-RAD? Есть есть разница, то в чем она
> выражается ?
> Спасибо, Игорь.
Трудно рекомендовать заочно, но попробую. Если не глядя – я бы рекомендовал Кенрад – эта фирма существовала приблизительно до 60 г., так что лампа будет старая, с хорошим звуком, и я не знаю ни одной лампы этой фирмы даже со средним звуком – все только хорошо или отлично. С RCA сложнее, здесь как повезет – в лучшем случае будет чуть лучше Кенрада, а в худшем – значительно хуже. Girius
Может быть, чуть не в тему, но поскольку все эти лампы родственники (ближние или дальние), позволю сказать следующее. Года 3 назад Володя Зимаков подогнал мне 3 штуки 6L6GA Tungsram 1964 года выпуска. Так вот, так как они звучат (сравниваю с разными пентодами, естественно в триодном включении), не звучала ни одна лампа. Такой объём и прозрачность, отличная глубина сцены и т.д. На мой взгляд, именно 6L6 с разными буквами (очень также нравится с буквами WXT) из этого семейства – наиболее предпочтительны в однотактном усилителе. На второе место я бы поставил 6П3С (без Е), а уж на третье EL34. Говорю об однотактнике, поскольку в двухтактном усилителе EL34 я бы поставил на первое место. Это мои предпочтения, может кому будут полезны. С уважением, Вадим Пузанов.
Коллеги, на моих лампах написано: 5881 WXT SOVTEK 02 02. Диаметр колбы 37 мм. У 6П3С диаметр 34 мм. У 5881 анод на 5 мм по высоте меньше, но по диаметру значительно шире. У Г807 анод такой же как у 6П3С, но отсутствует перфорация на боковинах, зато всюду поставлены керамические втулки. У нас же все Кулибины. Может взяли 5881 американскую да улучшили (?) да назвали 6П3С-Е, потом перемаркировали обратно в 5881. illarionovsp
Старые в баллоне кобра, с чёрным анодом, самого начала 50-х играют очень здорово. Гораздо лучше саратовских 6П3С 60-х. И не только джаз Шалин
А вот когда я делал усилители на пентодах (например 6L6), то там было явное улучшение звучания при увеличении тока (соответственно мощности рассеивания) через лампу. Например, при паспортном значении тока в 72ма, я доводил его до 82ма. Таким образом превышал один из режимов лампы (ток). Звучание при этом становилось плотнее и объёмнее. Вадим Пузанов
Как раз в случае если никто familliar с американским развитием 6L6, здесь некоторый info
6L6 – металл, первоначально пробка
6L6G – большой стеклянный глобус, такие же номинальности как 6L6
6L6GA – более малый стеклянный глобус, такие же номинальности как 6L6 6L6GB – малый трубчатый глобус, такие же номинальности как 6L6
6L6GC – более большой трубчатый глобус, более высокая номинальность dissapation анода, и расчетное напряжение. Очень обще в тональнозвуковых усилителях от й9ь0с – присытствыющем
KT66 – великобританский вариант 6L6G
7581A – американского экземпляра KT66 (basicaly 6L6GC)
7027 – попытка RCA’s состязаться с Mullard EL34 путем класть 6L6 в славный новый вариант пакета
807 – 6L6 сделанное для radio передатчиков, с штырем 5 низкопробным, и крышка анода на более высокое расчетное напряжение
5933 анода – (очень) улучшенный 807
Кажется, что также сделана ваша форма глобуса 6P3C в Китае – я имею пару их, но они не дают никакую индикацию высокого качества. Max H
Опять же, это только моё мнение. 6L6 звучит удивительно прияно в средне-высокочастотном диапазоне. Я бы сказал – нежно, хотя такие термины я не употребляю. А в низкочастотном диапазоне очень хорошая артикуляция. Не гудёж, а именно низкая нота. Если обобщить, то звучание более собранное и плотное. Вадим Пузанов
Группа №1 представлена, в основном, версиями родоначальника лучевых тетродов, 6L6, разработанного в 1936 г. инженером фирмы RCA O. H. Schade [1]. Лампа, по совокупности свойств, оказалась настолько удачной, что серийно (!) выпускается как в виде близких к оригинальной конструкции версий, так и в виде модификаций уже в течение 70 лет. За это время было выпущено более миллиарда экземпляров 6L6 и ее клонов. Ни одна другая выходная электронная лампа в мире не производилась в массовых количествах столь длительный срок. В чем же причина столь долгой и успешной жизни этой лампы? Внимательное изучение материала «Beam Power Tubes» [2] позволяет частично ответить на этот вопрос. Во-первых, это уникальное сочетание электрических параметров. Лампа имеет достаточно большую мощность рассеяния анода (20вт) и большой ток эмиссии (до 250…300 мА при положительном потенциале на управляющей сетке) при очень экономичной цепи накала (всего 5.7 Вт). То есть коэффициент термионной эмиссионной эффективности (отношение допустимой мощности рассеяния анода совместно со второй сеткой к мощности, потребляемой цепью накала), составляющий ETE =3.86 для оригинальной версии лампы, был и по сей день остается очень высоким для ламп косвенного накала. Более того, версия 6L6GC с увеличенной мощностью рассеяния на аноде и второй сетке, обладает величиной ETE = 6.14, по сей день не превзойденной ни в одной из выходных приемно-усилительных ламп косвенного накала. Проходная характеристика лампы имеет очень слабый верхний загиб, это определяет низкий уровень нечетных гармоник в спектре искажений каскадов на 6L6 (в режиме оптимальной нагрузки вторая гармоника примерно вчетверо выше третьей и в 12 раз выше пятой [2]). Это свойство делает 6L6 очень привлекательной для построения двухтактных усилителей, в которых происходит подавление четных гармоник. Кроме того, спектр гармоник 6L6 и ее версий быстро спадающий, в отличие от большинства других выходных пентодов и лучевых тетродов, это же определяет и низкий порядок комбинационных составляющих при усилении многочастотных сигналов [3]. Спустя несколько лет с момента начала производства 6L6 выяснилось, что прибор обладает хорошими высокочастотными свойствами и может быть использован для усиления и генерации сигналов на частотах до 100…150 МГц. Надежные конструкции управляющей и экранной сетки допускали значительные тепловые нагрузки и, соответственно, возможность работы в режимах С и ВС c токами управляющей сетки. Была разработана и специальная высокочастотная версия лампы, отличающаяся улучшенной изоляцией анода, его выводом наверх баллона и более глубоким вакуумом, что позволило поднять рабочее напряжение на аноде до 600В. Эта версия получила статус генераторной лампы и собственное название – 807 [4]. Надежность 6L6 оказалась очень высокой, даже в режимах близким к предельным и в условиях механических воздействий лампы работали значительно дольше, чем их собратья-пентоды 6F6 и 837. Уже на 4-й год производства была освоена версия лампы с 3000- часовым 90% -м ресурсом, а впоследствии – и с 10000-часовым (5881). Довольно слабый микрофонный эффект сделал 6L6 чрезвычайно популярной лампой для усилителей электроакустических агрегатов, в которых громкоговоритель и усилитель располагались в одном корпусе. Нынешние представители таких устройств – гитарные усилители – «комбики» по сей день во многих случаях выполняются с применением в оконечном каскаде ламп 6L6 и их версий, их используют такие монстры промышленности музыкальных инструментов, как Fender и Gibson. Еще одна причина любви музыкантов к этой лампе – это возможность работы, как в линейном режиме, с очень низкими искажениями, так и в режиме перегрузки, «овердрайва», когда искажения резко растут, но сама перегрузка не представляет опасности для лампы. Существует и «уменьшенная» версия 6L6, как бы ее половинка, – лучевой тетрод 6V6. Сохраняя многие положительные качества «старшей сестры», 6V6 при вдвое меньшей допустимой мощности рассеяния на аноде, обладает меньшими междуэлектродными емкостями и лучше работает в высокочастотных и импульсных устройствах, когда не требуется значительной отдаваемой мощности. После Второй Мировой войны ряд фирм разработали модернизированные варианты 6L6, отличающиеся предельными параметрами, механическим исполнением и надежностью. Наиболее удачной из всех следует признать лампу 6L6GC (RCA, 1951 г.), полностью сохранившую все характеристики 6L6, в том числе и междуэлектродные емкости, но допускающую в полтора раза большую мощность рассеяния на аноде (30 Вт против 20 Вт у 6L6) и вдвое большую – на экранной сетке (5 Вт против 2.5 Вт). Сеточные характеристики ламп 6L6 имеют значительный раскрыв (в чем-то схожи с удлиненными характеристиками пентодов для каскадов с регулируемым усилением) и отсечки анодного тока не происходит даже при значительных отрицательных потенциалах на управляющей сетке. Это означает, что в двухтактном каскаде не будет происходить резкой отсечки анодных токов плеч, что благоприятно для работы выходного трансформатора с точки зрения нелинейных искажений, обусловленных нестационарными процессами в выходном трансформаторе при наличии отсечки [5]. Лампы именно этого типа и было решено использовать в выходном каскаде усилителя. От пары 6L6GC можно свободно получить мощность до 45…50 Вт [6], не заходя в область токов управляющей сетки при напряжениях на аноде и экранной сетке существенно меньше, чем максимально допустимые. Номинальная выходная мощность в нагрузке выбрана равной 35 Вт, что, с учетом потерь в выходном трансформаторе, требует от каскада отдаваемой мощности 38…42 Вт. Смещение на сетки ламп выходного каскада лучше применять фиксированное. В этом случае для работы двухтактного каскада требуются два противофазных сигнала, одинаковых по амплитуде, которые формируются в фазоинверторном каскаде. lynx
Вот, прочитал сегодня твою статью про новый усилитель. Как по мне, так совершенно нормальный усил, я тоже, кстати, сторонник дифференциальных фазоинверторов ….. но что меня удивило – это рассуждения о выборе оконечных ламп. Дело в том, что я собирал усилители и на 6L6GC и на EL-34, а также имел опыт по замене ламп в заводских усилках, и что я заметил – ВСЕГДА, во всех вариантах, EL-34 выигрывали. Причём выигрывали, даже когда были установлены в усилитель, изначально разработанный под 6L6. Даже тогда выиграли, когда я их поставил в здоровенный старый 100-ваттный комбик Fender. Эффект в комбике был просто разительный, честно говоря. Всегда звучание 6L6 отличала какая-то чрезмерная «мягкость», иногда даже переходившая в «слащавость» ….. как бы им энергии не хватает, что ли. И бас какой-то вялый у них. Поэтому я однозначно поклонник EL-34 в классических двухтактных схемах, и кстати, согласен с тем, что их лучше включать пентодом. Вот поэтому мне интересно было бы узнать, как сложилось твоё мнение про лучшие звуковые качества именно 6L6-подобнх ламп? В каких схемах ты их сравнивал с «ёлками» ? deemon
Мне оч. понравились 6L6S от Groove Tubes.Сравнивал со многими «подобными»-остановился на них.Равотают в SE в параллель(подобранные пары),в раскачке E182CC andy911