История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х


Характеристики предшественников

Изобретение магнитофона произошло не сразу. Современному устройству предшествовало несколько прообразов.

Телеграфон

Телеграфон – это первый в истории магнитофон. Конструкция телеграфона (ныне известного магнитофона) состояла из проволоки и цилиндра. При этом проволока была обмотана вокруг цилиндра. Сам по себе цилиндр осуществлял круговые движения по типу часового механизма. Стоит также иметь в виду, что вместо обыкновенной проволоки Вольдемар Поульсен использовал струну фортепиано.

Очевидно, что подобный механизм обладал целым рядом недостатков. Так, он был довольно объемным по своим размерам, а также для его работы требовалось достаточно большое количество проволоки, так как сам по себе расход был огромным. Для примера можно привести такие цифры: для того чтобы записать 20 секунд звука, необходимо было истратить около 50 метров струны для фортепиано.

Случайное изобретение Вольдемара Поульсена из Дании произвело настоящий фурор во всем мире. Данное изобретение получило престижные награды и гран-при на международных конкурсах. После того как работа ученого получила широкую огласку, он начал заниматься совершенствованием своего «детища». Поульсен изобрел модель, состоящую из бобин и тонкой ленты. Эта конструкция оказалась гораздо эффективнее и больше напоминала современные магнитофоны.

Шоринофон

Данное устройство было создано нашим соотечественником и названо в честь него. Шоринофон увидел свет в 1931 году.

Этот агрегат можно отнеси к категории портативных устройств. Для производства записи или воспроизведения звука в него необходимо вставлять кассету с лентой. Данная лента должна быть закольцована. Процесс записи происходит благодаря специальному элементу – так называемому резцу. Он осуществляет колебательные движения и наносит на целлулоид звуковую канавку.

Зарубежная продукция в СССР

Кассетный магнитофон Sony, Panasonic, Philips или Sharp были мечтой советского потребителя. Вещь статусная и качественная стоила запредельных денег и доставалась с большим трудом, поскольку в широкую продажу не поступала. Если отечественный магнитофон стоил до нескольких сотен рублей, за импортный обеспеченные граждане готовы были отдать больше тысячи.

За что люди платили такие деньги, если, как говорилось выше, советская промышленность тоже выпускала вполне приличные модели? Во-первых, среди магнитофоном родом из СССР хорошим звуком отличались главным образом стационарные модели. Портативные же изделия не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Более того, импортные переносные кассетники были намного легче даже самых скромных по габаритам (и убогих по звучанию) разновидностей «Весны».

Вторым важным фактором, по которому кассетные магнитофоны из Японии и Европы обыгрывали продукцию советской электротехнической промышленности, были дизайн и эргономика. Отечественная потребительская электроника внешне мало отличалась от технического оборудования из какой-нибудь научной лаборатории или заводского цеха. Запад же в этой области давно пошел другим путем: то, чем пользуется человек, должно быть удобным и приятным на вид.

История

После Октябрьской революции появились первые радиотрансляторы, но встретить их можно было только в крупных городах. Старые советские трансляторы были похожи на черные квадратные коробки, и устанавливались они на центральных улицах. Чтобы узнать актуальные новости, горожанам приходилось собираться в определенное время на городских улицах и слушать сообщения диктора. Радиотрансляции в те времена были лимитированными и выходили в эфир только в установленные часы вещания, но газеты дублировали информацию, и ознакомиться с ней можно было в печатном виде. Позже, примерно через 25-30 лет, радиоприемники СССР изменили свой внешний вид и стали привычным атрибутом жизни для многих людей.

После Великой Отечественной войны в продаже стали появляться первые радиолы – приборы, с помощью которых можно было не только слушать радио, но и воспроизводить мелодии с грампластинок. Пионерами в этом направлении стали приемник «Искра» и его аналог – «Звезда». Радиолы были популярны у населения, а модельный ряд этих товаров стал быстро расширяться.

Особенности

Магнитофоны «Легенда» приятно удивляли своими компактными размерами. Несмотря на портативность, техника наделялась дополнительными возможностями.

  1. Кроме записывающих и воспроизводящих функций, устройство работало как радиоприемник. И судя по отзывам пользователей, собранным в музее истории АПЗ, неплохо справлялось со своей дополнительной задачей. Для этого в комплекте с магнитофоном был специальный съемный блок (радиокассета), он и выполнял функции длинноволнового радиоприемника.
  2. Несмотря на бытовое предназначение, магнитофон располагал репортерскими возможностями, потому и пришелся по вкусу работникам Нижегородского телевидения, которые пользовались изделиями практически до 2000-х годов. Аппарат укомплектовывался микрофоном МД-64А на автономном питании, имеющим кнопку дистанционного управления. Кроме того, репортеры оценили его легкий вес, малый размер, прочный корпус из «неубиваемого» полистирола и кожаный чехол с удобным ремешком для ношения на плече.

Известные японские модели

Самый первый в мире магнитофон был создан в далеком 1898 году. А уже в 1924 существовало множество компаний, которые занимались их разработкой и производством.

Японские магнитофоны 80—90-х годов, продававшиеся в нашей стране, были довольно дорогой звукозаписывающей аппаратурой, поэтому не все могли позволить себе такую роскошь. Самыми популярными японскими моделями данного периода были следующие марки магнитофонов.

TOSHIBA RT- S913. Агрегат характеризовался наличием высококлассной акустической системы и мощного усилителя. Эта однокассетная магнитола была мечтой многих подростков. Отлично звучала и качественно воспроизводила музыку. Передняя сторона магнитофона была оснащена двумя светодиодами, аппаратуру можно было перевести в режим расширенного стереозвучания.

  • JVC RC-M70 – магнитофон был создан в 1980 году. Имел такие характеристики: габариты (ШхВхГ) – 53,7х29х12,5 см;
  • НЧ динамики – 16 см;
  • ВЧ динамики – 3 см;
  • вес – 5,7 кг;
  • мощность – 3,4 Вт;
  • диапазон – 80х12000 Гц.

Помимо выше перечисленных магнитофонов, японские компании Sony, Panasonic и другие выпускали на рынок и другие модели, которые также были популярны, а сегодня считаются раритетами.

Копирование звукозаписей

Одним из важнейших плюсов магнитофона является возможность сделать аудиозапись в домашних условиях. Магнитная лента дала людям возможность сохранить голоса близких и друзей, делать диктофонные записи, а еще копировать профессиональные фонограммы. Конечно, каждая новая копия уступала качеством исходнику, от чего голоса и мелодии со временем становились почти неузнаваемыми, но для своего времени это был огромный прогресс.

Копирование магнитных лент осуществлялось еще на бобинных магнитофонах: для этого было нужно два устройства и соединительный кабель. Примерно так же копировали и кассеты до тех пор, пока не появились двухкассетные магнитофоны. Зарубежные двухкассетники изначально проектировались, чтобы сделать копирование кассет максимально удобным. Как пример можно привести оснащенную функцией синхронного старта воспроизведения и записи модель RX-FT510 .

Кассетный магнитофон использовался для копирования записей не только в личных целях, но и в коммерческих. Аудиопираты обычно собирали конструкцию из нескольких дек, позволяющую записывать одновременно полдюжины кассет.

Родственные устройства

Возможно, не все знают, что многие устройства, называемые в быту магнитофонами, таковыми вовсе не являются. Магнитофон – устройство «все в одном», которое может само записывать и воспроизводить звук. Близкими к нему являются:

  • Магнитофон-приставка (дека). Записывает звук и проигрывает кассеты, но для прослушивания записей его нужно подключить к внешнему усилителю и динамикам либо воспользоваться наушниками. Примером может служить магнитофон кассетный «Маяк-233».
  • Проигрыватель (плеер) умеет только воспроизводить запись. Плееры стали очень популярны после успеха компактного Sony Walkman.
  • Магнитофонная панель встраивалась в другие устройства: магнитолы, музыкальные центры.

Борьба с шумами

Недостатком кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая, в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.

Еще лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук, качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.

Бобинный магнитофон – предтеча кассетного

Запись звука на магнитную ленту осуществлялась еще в девятнадцатом веке, а промышленное производство бытовых магнитофонов было освоено в 1940-х годах.

Постепенно технология записи была поднята на очень высокий уровень, но об удобстве использования говорить не приходилось. Громоздкие тяжелые приборы было затруднительно передвинуть с места на место, а во включенном состоянии бобинный магнитофон был совершенно нетранспортабелен. Бобины, на которые наматывалась магнитная лента, тоже не отличались компактностью, к тому же требовали от слушателя утомительных манипуляций всякий раз, как лента была прослушана до конца.

Настройка

Правильно настроить катушечный магнитофон – задача не из простейших, требующая специфических знаний и умений. Любителям советуем отдать устройство для настройки в специализированную лицензированную мастерскую. В общем виде поэтапный процесс настройки может выглядеть так:

  • чистка пути передвижения ленты и размагничивание контактирующих с ней элементов ЛПМ;
  • выравнивание входных и выходных напряжений при прохождении сигнала через тракт;
  • воспроизведение калибровочной ленты;
  • настройка азимута головки воспроизведения;
  • проигрывание калибровочных сигналов 1 и 10 khz и их подстройка;
  • установка на устройство катушки с новой лентой;
  • подстройка азимута головки записи;
  • регулировка подмагничивания с помощью записи на новую ленту частоты 10 khz с генератора;
  • настройка непосредственно записи.

Далее вас ждет обзор катушечного магнитофона «Олимп» МПК-005.

Рождение кассетников

Устранить этот недостаток были призваны кассетные магнитофоны. Появлению магнитных компакт-кассет (так они тогда назывались) мы обязаны фирме Philips, представившей эту свою разработку еще в 1963 году.

Теперь полтора часа музыкальных записей можно было носить в кармане. А чтобы прослушать вторую сторону, достаточно было вынуть кассету из магнитофона, развернуть и поставить обратно (впоследствии появились плееры, которые не требовали даже этого действия).

Уменьшился и размер магнитофона. Помимо стационарных моделей, появились портативные устройства на батарейках. Любимую музыку можно было слушать вне дома!

Обзор видов

Развитие технологии производства привело к определённой классификации видов магнитофонов.

  • По видам носителей информации – на проволоке, на ленте, на магнитных дисках, на манжете.
  • По способам регистрации сигналов – аналоговые, цифровые.
  • По применимости – для студий, бытовые, для промышленности (магнитографы).
  • По используемым усиливающим устройствам – полные и деки.
  • По степени мобильности, применяемые в стационарном, в носимом и в переносном видах;
  • По количеству дорожек – одна, две, четыре и больше дорожек.
  • По количеству установленных головок: воспроизводящая;
  • 2 – наиболее распространённый вид;
  • 3 – отдельная установка специализированных головок;
  • 4 – с дополняющей цикл воспроизведения головкой.
  • По видам записи/воспроизведения – монофонические, стереофонические, многоканальные, квадрофонические.
  • По скоростным стандартным характеристикам транспортирования плёнки при записывании и воспроизведении – 76,2 см/с (изделия для студий ранних образцов); 38,1 см/с, 19,05 см/с, 9,53 см/с (для быта и для студий). Стандартный скоростной ряд транспортировки носителей появился в 50-х годах. На практике производятся и многоскоростные аппараты. Существуют и аппараты с изменяемой скоростью перемотки плёнки.
  • Советские магнитофоны

    В СССР выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни разных моделей. От компактных монофонических «игрушек», вроде «Весны-309», до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон «Комета-225».

    Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика, короткая продолжительность записи на одну сторону – все это заставляло искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по меньшей мере вдвое дороже отечественных.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]