Время не было благосклонно к многоканальным музыкальным системам класса High End. В наши дни единицы вкладываются в серьезные системы объемного звука. Компаний, профессионально занимающихся многоканальными музыкальными записями, тоже осталось совсем немного. Некогда многообещающие форматы DVD-A и SACD почти забыты: диски DVD-A фактически умерли, а компания Sony, которая изначально продвигала SACD, больше этим не занимается. Что касается стриминга, то здесь все сосредоточено на MQA и Hi-Res, но не на многоканальной музыке.
Если объемная музыка сегодня и существует, то это в основном SACD от аудиофильских американских компаний вроде Reference Recordings. В Европе тоже есть лейблы, которые поддерживают SACD-формат, от которого отказалась Sony. Кстати, недавно эти компании начали экспериментировать с новыми методами многоканальной записи. Если говорить о Blu-ray и PCM, то более-менее активную деятельность ведет лишь американская фирма AIX Records.
Сложившееся положение дел привело к тому, что системы окружающего звука — это в большинстве случаев системы для видеоконтента. В этом смысле уже появилось новое альтернативное течение, поддерживаемое видеофилами-хайэндщиками. Серьезный видеофил в наше время озаботился высотными каналами (в дополнение к центру, сабвуферу, фронтальным, тыловым и боковым каналам). Я имею в виду 9.1- и 11.1-канальные системы.
И не только любители кино собирают отдельные специализированные ДК-системы — некоторые аудиофилы тоже обладают такими «дополнительными» AV-сетапами. Однако редко встречаются те, кто слушают на них музыку. Еще меньше тех, кто не жалеет денег на аудиокомпоненты для своих ДК. И почти никто не тратит на многоканальное звуковое оборудование столько, сколько тратит на стерео.
Аудиофилы используют свои «дополнительные системы» для музыки только потому, что они когда-то давно вложились в SACD и DVD-A. Существуют ли люди, которые озаботились созданием окружающих систем с премиальными компонентами исключительно для стримингового/цифрового контента? Конечно, и такие бывают (к слову, на сайте nativedsd.com доступно много объемной музыки в Hi-Res).
В этой статье речь пойдет о том, что стать одним из аудиофилов-многоканальщиков было бы весьма интересно, но только при условии, что у вас уже есть хорошая AV-система с окружающим звуком. Такая система позволит получить приемлемое для экспериментов качество.
Итак, за основу «дополнительной системы» для музыки возьмем имеющийся многоканальный сетап, а в качестве источника будем использовать старые SACD из коллекции. В худшем случае эти эксперименты дадут новые знания, в лучшем — вы получите понимание базовых принципов, что может пригодиться, когда стриминг и High End вспомнят о многоканальной музыке.
Что означают числа в каналах громкоговорителей?
Первое число (например, «5» в 5.1)
Первое число конфигурации акустической системы определяет количество основных динамиков в установке. Когда речь идет об основных динамиках, мы имеем в виду передний левый, передний правый, центральный и различные динамики объемного звучания.
Второе число (например, «1» в 5.1)
Второе число конфигурации акустической системы указывает количество сабвуферов в настройке объемного звука. Чаще всего можно увидеть 1, что означает, что в настройке есть один сабвуфер, но время от времени вы можете встретить 2. Хотя большинство систем объемного звучания отлично работают только с одним сабвуфером, некоторые люди предпочитают звук двух для своей уникальной комнаты и потребностей.
Третье число (например, «2» в п. 7.1.2)
Третье число конфигурации акустической системы указывает количество «высотных» или «направленных вверх» динамиков.
Как будто двух чисел недостаточно, вы можете встретить такие числа, как 7.1.2 или 9.1.2, в поиске домашнего кинотеатра. Хотя эти числа кажутся довольно сложными, они просто дают возможность определить «высоту» динамиков в системе объемного звучания домашнего кинотеатра. Верхние динамики обычно располагаются на потолке комнаты домашнего кинотеатра, но они также могут быть динамиками, направленными вверх.
Стереосистемы: 2.0 и 2.1-канальные акустические системы
Стерео акустическая система 2.0
В стереосистеме 2.0 у вас будет два динамика рядом с телевизором – один слева и один справа. Ваши динамики, скорее всего, будут питаться от хорошего ресивера или даже усилителя. В некоторых случаях динамики активны и не требуют отдельного источника питания. У вас не будет сабвуфера, а динамики будут совместимы с телевизором, DVD и мобильными устройствами, такими как телефоны и ноутбуки.
Стереосистема 2.0 – это базовая стереосистема без объемного звука, которая обычно используется для прослушивания музыки. Это доступная по цене установка, которая может стать началом домашнего кинотеатра и помогает упростить жизнь. Это даст фильмам и телепрограммам лучший звук, чем крошечные динамики, которые поставляются с телевизорами, поэтому в этой простой настройке нет ничего плохого.
2.1 Акустическая система
Стерео звуковая система 2.0 даст вашему домашнему кинотеатру немного лучший звук по сравнению с единственной установкой с двумя динамиками. У вас будут левый и правый динамики с каждой стороны телевизора, а добавив один сабвуфер, вы получите дополнительные басы и глубину звуковой системы домашнего кинотеатра.
Поскольку окружающих динамиков нет, эта установка по-прежнему является довольно простой, но добавление сабвуфера определенно улучшит звук, чтобы обеспечить более сложный опыт. Вы лучше будете слышать низкие частоты, и вы будете наслаждаться домашним кинотеатром без лишних помех, без кучи проводов, идущих повсюду.
Многие звуковые панели имеют 2,1-канальную настройку, и эта настройка обычно используется для просмотра фильмов, телевидения и музыки.
Системы объемного звука 7.1 и 7.1.2
Система объемного звука 7.1
Система объемного звучания 7.1 включает в себя все компоненты 5.1-канальной системы и добавляет еще два тыловых динамика. Это восьмиканальная система, которая обычно используется в домашних кинотеатрах. В системе объемного звучания домашнего кинотеатра 7.1 добавление двух динамиков в задней части дает еще более полное, округленное звучание. Это связано с тем, что два боковых динамика объемного звучания не будут отвечать ни за задний, ни за объемный звук.
Расположение динамиков для исходных шести каналов системы объемного звучания 5.1, но в идеале два задних динамика должны быть расположены под углом от 135 до 150 градусов от центрального канала / телевизора для оптимального объемного звучания.
7.1.2 Система объемного звука
Глядя на цифры, эта конфигурация может показаться сложной, но система объемного звука 7.1.2 просто означает установку объемного звука 7.1 с добавлением двух потолочных или направленных вверх динамиков. Эта настройка в основном создается с помощью потолочных динамиков Dolby Atmos, и вы можете узнать больше о конфигурации и настройке динамиков Dolby Atmos 7.1.2 здесь.
Эту систему объемного звучания лучше всего использовать на плоском потолке из гипсокартона или штукатурки, при этом высота потолка не должна превышать 14 футов. Это домашний кинотеатр более высокого уровня.
Хотя эта технология все чаще используется в домашних кинотеатрах, она обеспечивает первоклассный, реалистичный и захватывающий домашний кинотеатр, создавая звуковой купол в вашем домашнем кинотеатре. Пока ваш ресивер совместим с Dolby Atmos, вы можете получить эту конфигурацию.
THX
О THX стоит рассказать отдельно. THX – это не формат звукозаписи, это общий стандарт звуковоспроизводящих устройств для того, что бы при воспроизведении звук был таким же, каким его слышал звукорежиссёр.
Интересна и история его появления. Когда Джордж Лукас снял фильм «Возвращение джедая» из первой трилогии «Звездных войн», был проведен тестовый показ фильма в кинотеатре. Результат не удовлетворил режиссёра, так как все задумки касаемые звуковых эффектов оборудование того времени не могло воспроизвести физически. Тогда и была создана компания THX названная в честь первого фильма Лукаса «THX 1138». Перед разработчиками была поставлена задача выработать строгие правила для кинотеатров, чтобы звуковая дорожка при воспроизведении не отличалась от той, которую слышит звукорежиссер, при этом качество должно быть максимальным. Также компанией был создан высококачественный кроссовер, аналогов которого на тот момент на рынке не было. Сертификацию THX обязаны были пройти как звукозаписывающие студии, так и кинотеатры. С 1990 года её начали проходит и домашние аудиосистемы.
Системы объемного звучания 9.1 и 9.1.2: незабываемые впечатления
9.1 Система объемного звучания домашнего кинотеатра
Версия 9.1. Система объемного звучания домашнего кинотеатра – это десятиканальная система объемного звучания, которая включает девять динамиков и сабвуфер. В дополнение к компонентам, входящим в систему объемного звучания домашнего кинотеатра 7.1, объемный звук 9.1 также включает в себя два фронтальных верхних динамика. Фронтальные верхние динамики размещаются в передней части комнаты, прямо над левым и правым основными динамиками. Для оптимального звучания они должны быть примерно на три фута над левым и правым передними динамиками и направлены прямо на слушателя.
Это система объемного звучания домашнего кинотеатра очень высокого класса, и она не так типична, как 7.1, 5.1 или ниже. Это используется преданными своему делу гуру домашнего кинотеатра, но это также может быть достигнуто путем постепенного добавления компонентов в систему домашнего кинотеатра.
Лучше всего это делать с помощью консультанта или эксперта, так как существует множество компонентов и спецификаций, которые необходимо учитывать для правильной настройки системы этого типа.
9.1.2 Система объемного звучания домашнего кинотеатра
Система объемного звучания домашнего кинотеатра 9.1.2 имеет немного другую настройку, чем система домашнего кинотеатра 9.1. Хотя вы можете подумать, что просто добавите два потолочных или направленных вверх динамика в конфигурацию системы объемного звучания 9.1, на самом деле у вас будет два широких передних динамика вместо двух верхних динамиков в дополнение к двум. потолочные или направленные вверх динамики.
Общие компоненты включают левый и правый передний динамик, центральный динамик, сабвуфер, левый и правый передний широкий динамик, левый и правый динамик объемного звучания, левый и правый задний динамик, а также левый и правый потолочные динамики. оратор.
Узнайте больше о размещении динамиков Dolby Atmos 9.1.2. Эта установка также создает захватывающий, высококачественный звук купола, который был у 7.1.2, но добавляет дополнительный слой звука с помощью левого и правого передних широких динамиков.
DTS
В 1993 году появился еще один популярный формат DTS (Digital Theatre Systems), созданный для фильма «Парк Юрского периода». Данный формат воспроизводит аудиодорожку синхронно с видео, но с отдельного лазерного носителя. В домашних форматах DTS использует принципиально иную систему кодирования, данная система позволяет воспроизвести звук с учетом особенностей человеческого слуха, а так же записать до 8 независимых дорожек. Несмотря на то, что принципы кодирования в системах разные, название используется одно и тоже, вероятнее всего в целях маркетинга.
Есть еще?
Хотя вы можете подумать, что рассмотренные нами настройки достаточны для удовлетворения требований любого домашнего кинотеатра, для домашних кинотеатров определенно доступно больше вариантов, поэтому, если вы не нашли для себя идеальной настройки, не волнуйтесь. Вот еще несколько способов настроить акустическую систему домашнего кинотеатра.
4.1 Система объемного звука
Система объемного звучания домашнего кинотеатра 4.1 – еще одна широко используемая конфигурация, которая включает в себя передний левый, передний правый, задний левый и задний правый динамик с одним сабвуфером. Это пятиканальная установка, в которую не входит типичный динамик центрального канала.
6.1 Система объемного звука
Конфигурация объемного звука домашнего кинотеатра 6.1 аналогична системе объемного звучания 5.1, но включает дополнительный динамик. Этот дополнительный динамик будет расположен в центральной задней части вашего домашнего кинотеатра, что поможет добавить еще одно измерение, не прибегая к настройке полного объемного звука 7.1. Он создает более реалистичное звучание и делает звук в вашем домашнем кинотеатре более широким и полным с помощью всего лишь одного дополнения.
Вместо того, чтобы вкладывать деньги в два задних динамика, вы начнете с одного и получите отличный эффект за свои деньги. Некоторые люди начинают с одного и в конечном итоге добавляют еще один, чтобы перейти к настройке 7.1, но другие считают добавление одного заднего динамика ненужным.
10.2 Система объемного звучания домашнего кинотеатра
Система объемного звучания для домашнего кинотеатра 10.2 была разработана создателем THX Томлинсоном Холманом, и ее слоган гласил: «В два раза лучше, чем 5.1». Конфигурация включает семь фронтальных каналов: левый и правый широкие динамики, левый и правый верхние динамики, левый и правый передние динамики и центральный передний динамик. Есть три динамика объемного звучания, включая один левый, один задний и один правый, а также два сабвуфера.
Эта система объемного звучания никоим образом не является типичным способом установки среднего домашнего кинотеатра, но некоторые продукты в настоящее время продаются с учетом этой конфигурации. Только самые преданные гуру домашнего кинотеатра будут стремиться к системе объемного звучания домашнего кинотеатра 10.2.
13.1 Объемный звук домашнего кинотеатра и не только
Dolby Digital Plus поддерживает системы объемного звучания до 13.1, и существует множество других конфигураций для объемного звука, например 12.2, 22.2 и другие. Хотя эти настройки объемного звука увлекательны и сложны, они редко встречаются в типичном домашнем кинотеатре. Тем не менее, их интересно исследовать и изучать, и нет ничего плохого в том, чтобы мечтать о возможностях!
Связанные вопросы
Существуют ли системы объемного звучания домашнего кинотеатра с четным количеством динамиков? Если вы ищете четное количество динамиков для системы объемного звучания домашнего кинотеатра, вам понадобится стереосистема 2.0, система объемного звучания домашнего кинотеатра 5.1, система объемного звучания 7.1 или 7.1.2 или система объемного звучания 9.1. система. Стереосистема 2.0 состоит из двух компонентов: система объемного звучания 5.1 имеет шесть каналов, 7.1 – восемь каналов, 7.1.2 – 10 каналов, а система 9.1 также имеет 10 каналов.
Какое количество каналов для колонок домашнего кинотеатра лучше всего? Идеальное количество каналов для колонок домашнего кинотеатра зависит от вашей комнаты, особенно от ее размера. Если у вас маленькая комната, вы захотите использовать меньшее количество каналов динамиков, а большая комната будет оптимизирована с большим количеством каналов динамиков.
Однако даже небольшая комната может выиграть от динамиков, размещенных спереди, по бокам, сзади и на потолке (если только это не исключительно низкий потолок), поэтому, как правило, вы получите лучший звук с большим количеством динамиков. оптимально разместить по всей комнате, исходя из ее размера.
Dolby Digital
В 1992 втором году на премьере фильма «Batman Returns» был представлен новый формат цифровой записи Dolby Digital, широко использующийся в наше время. Данный формат использовал дублированные цифровые и аналоговые аудио дорожки (в качестве резервных) и смог избавиться от проблем с прерыванием звука. Данный формат разрабатывался как универсальный для различных носителей и стал одним из обязательных при записи DVD.