СД-проигрыватели Technics SL-PS840, SL-PS860 и другие

Торговая марка Technics была создана японской корпорацией Matsushita Electric Industrial (Panasonic Corporation) специально для того, чтобы разрабатывать аудиотехнику премиум-класса и успешно конкурировать с такими компаниями, как Nakamichi и др.

В 1971 году «Мацушита» выделила Technics как специализированный бренд, выпускающий высококлассные Hi-Fi-компоненты. Название «Техникс» — производное от слова «technology» (технология).


SX-601

В 1963 году появился электроорган Technics SX-601, разработанный совместно с отделением National Electronic Organ Company (Panasonic group) и компанией Ace Tone, которая являлась предшественницей Roland Corporation.

Однако самым первым продуктом «Техникс» для потребительского рынка электроники стали акустические системы Hi-Fi-класса EAB-1204, которые появились в 1965 году и продавались на внутреннем рынке Японии.


Technics 1

Это были добротные двухполосные полочники с закрытым корпусом, получившие прозвище «Technics 1» и, по сути, ставшие первым краеугольным камнем в прочном фундаменте легендарного бренда.

Модель оснащалась 12-см СЧ/НЧ-драйвером с крупным магнитом, рупорным твитером с жесткой мембраной из полиэфирной пленки, обладала хорошо проработанным басом и отличалась ровной амплитудно-частотной характеристикой. Позже колонки продавались под маркой SB-1024.


10A

В 1966 году началось серийное производство первого предварительного лампового усилителя Technics 10A, который использовал двухкаскадную схемотехнику с отрицательной обратной связью, отличался низкими искажениями и имел широкий динамический диапазон, а также первого уникального лампового усилителя мощности Technics 20A с OTL-схемотехникой (бестрансформаторный выход), укомплектованного 20-ю пентодами 50HB26. В этом же году вышел виниловый проигрыватель 100P с пассиковым приводом и несколько нестандартным для того времени решением — уникальным тангенциальным тонармом.


20A

В 1968 году был выпущен предусилитель Technics 30A, который мог похвастаться чрезвычайно низким коэффициентом искажений и улучшенным показателем сигнал/шум, что было достигнуто благодаря применению технологии SEPP. Кроме этого, модель обладала инновационной для того времени схемой RIAA-коррекции.

Выпущенный в 1969 году Technics 50A стал первым транзисторным интегральным усилителем компании и, по сути, ознаменовал собой переход к транзисторной аудиотехнике. Модель использовала фирменную технологию OCL (Output Capacitor Less), которая предусматривала отсутствие конденсаторов на выходе, что позволяло получить более линейную АЧХ.

Прямой привод

Бренд Technics получил всемирное признание благодаря своему простому, но очень эффективному изобретению — виниловому проигрывателю с прямым приводом (так называемый «Direct-Drive» или D.D.), разработкой которого занимался штатный инженер-электронщик «Мацушиты» Шуичи Обата (Shuichi Obata).

SP-10

Первая такая модель была выпущена в 1970 году под маркой SP-10 — в итоге, она использовалась даже на радиостанциях. Основные преимущества прямого привода перед стандартным пассиковым заключались в более плавном и стабильном вращении диска, в минимальном количестве шумов и вибраций, а также в более долговечной и надежной конструкции.


RS-275U

В 70-м году пошла в серию кассетная дека RS-275U, в которой использовались износостойкая ферритовая головка HPF (High Pressing Ferrit) с регулируемым током подмагничивания и адаптированная система прямого привода, позволяющая понизить коэффициент детонации.

В 1971 году Technics закрепила успех, выпустив виниловую вертушку SL-1100, которая отличалась мощным электромотором, высокой надежностью и обеспечивала высококачественное звучание. Модель облюбовали музыканты, работающие в стиле хип-хоп — в частности, популярный диджей Клайв Кэмпбелл, известный под именем Kool Herc, использовавший проигрыватель для своей первой звуковой системы, которую он собрал после эмиграции из Ямайки в Нью-Йорк.

В 1971 году командой японских инженеров под руководством Шуичи Обаты был разработан, пожалуй, один из самых известных виниловых проигрывателей в истории Hi-Fi — SL-1200.

В 1972 году модель появилась на прилавках магазинов и вскоре приобрела культовый статус не только среди любителей качественного звучания, но и среди хип-хоп-диджеев. Проигрыватель использовался в качестве музыкального инструмента грандами нью-йоркской хип-хоп-сцены 70-х — Grand Wizard Theodore и Afrika Bambaataa.


SL-1200 MK6

Электродвигатель SL-1200 отличался высокой надежностью и отлично держал обороты. Модель позволяла эффективно применять «скретчинг» — базовый диджейский прием, который обеспечивал особый звуковой эффект, получаемый путем ручного воздействия на диск назад-вперед или вперед-назад во время воспроизведения.

Наиболее популярной среди диджеев стала модификация SL-1200 MK2 (1979 год), оснащенная функцией варьирования скорости/тона Pitch Сontrol, реализованной с помощью специального ползункового механизма — фейдера. Проигрыватель SL-1200 используется в диджеинге вплоть до наших времен и вдохновил множество подражателей.

История Technics

Technics, был явлен ​миру в 1965 году ​как торговая марка акустики премиум-класса, продаваемой на внутреннем рынке Японии компанией Matsushita. В последующие годы марка обрела культовый статус благодаря своим уникальным инженерным достижениям, которые применялись не только в hi-end моделях, но и в бюджетных продуктах компании.

1957

История бренда началась с приходом в Matsushita молодого инженера Синичиро Исии, который тольк что окончил факультет инженерных коммуникаций Университета Тохоку.

Господин Исии со своими разработками

Придя в компанию он разработал рупорный твитер National 5HH17, имевший по тем временам беспрецедентные характеристики. Он выпускался как самостоятельный автономный динамик и стал хитом. В компании было решено еще больше повысить репутацию бренда с помощью акустической системы, включающей 5HH17.

1960-е

Первой моделью новой торговой марки стали 2-полосные закрытые АС Technics 1, выпущенные в 1965 году. Несмотря на компактность, колонки воспроизводили низкие частоты, сравнимые со стандартными напольными акустическими системами. В АС был установлен 12-см низкочастотный динамик и рупорный твитер 5HH17.

Колонки очень хвалили покупатели и требовали к ним усиление. В следующем, 1966 году господин Исии представляет свой первый предварительный усилитель 10А и первый усилитель мощности 20А, в котором двадцать ламп 50HB26 используются в качестве выходного каскада (10 ламп на один канал) и бестрансформаторная схема OTL, что было исключительным для того времени. Отличные частотные характеристики, высокая выходная мощность и низкий уровень искажений удивили мир.

Пара получила отличную оценку качества звука, но, с другой стороны, от аудиокритика того времени, г-на Фуюки Сегава, было получено письмо с критическими замечаниями о дизайне. Синичиро Исии прислушался с замечаниям критика и пригласил поучаствовать в работе над внешним видом следующего усилителя 30А.

В то время как дизайн Technics 10A был подвергнут критике и назывался «доморощенным», комментарии г-на Сегавы помогли вывести бренд на качественно иной уровень. Таким образом, Техникс стал носителем не только технологий, но и отличного внешнего вида, и расцвел как настоящий большой аудио бренд.

В 1969 году появился первый транзисторный усилитель 50А, его новая схема OСL (усилитель с прямым выходом без конденсатора) опередила время и позже стала основной моделью построения транзисторных усилителей многих компаний. Хотя над его внешним видом также работал Сегава, его дизайн с черными акриловыми панелями и внутренней подсветкой не был так тепло принят, так как сильно походил на McIntosh.

В этом же году было завершено создание прототипа проигрывателя с прямым приводом (Direct Drive или DD), но это было дорогое устройство, и Исии не был уверен, можно ли будет продать такие изделия. Тем не менее, г-н Исии был очарован новинкой и предложил показать прототип в качестве необычного «технического изыска» во время выпуска усилителя 50A, чтобы посмотреть на реакцию мирового сообщества. В результате DD получил восторженные отклики, превосходившие все ожидания, и было решено пустить его в серию в следующем году.

1970-е

1970 год стал настоящей вехой не только для компании, но и для всей индустрии в целом. Technics создает первый в мире проигрыватель винила с прямым приводом SP-10, оказавший огромное влияние на аудиоиндустрию и ставшим главной движущей силой марки. Этот стол имел значительно меньшее соотношение сигнал/шум, чем у большинства проигрывателей того времени. И хотя он был очень дорогим, имя Technics становится известно всему миру именно благодаря SP-10.

Technics SP-10 MK2

Через 2 года происходит удивительный поворот в длинной истории звукозаписи. В 1972 году появляется бюджетный проигрыватель Technics SL-1200, самый культовый виниловый проигрыватель в мире, перевернувший музыкальную индустрию. Это единственное устройство для воспроизведения музыки, которое само по себе становится музыкальным инструментом и порождает самостоятельный жанр – Тёрнтейблизм.

Модель 1200 выпускалась в течение многих лет до 2010 года и считается одним из самых долговечных и надежных проигрывателей, когда-либо производимых вообще. В лондонском Музее науки экспонируется вертушка Technics SL-1210, представляющая собой одну из тех технологий, которые сформировали мир, в котором мы живем.

В этом же году Technics представила первую свою кассетную деку с автореверсом RS-277US, а годом позже – первую свою деку с тремя головками RS-279US.

На фоне роста популярности усилителей и вертушек популярность колонок начинает падать. Чтобы снова вывести АС Technics в топы, господин Исии начинает решать проблему фазового согласования динамиков.

В марте 1975 года появляются знаменитые SB-7000, первые в мире фазолинейные АС с превосходной локализацией звука. Их конструкция заметно изменила подход к проектированию колонок и позже была заимствована другими производителями в той или иной степени.

Компания позже выпустила еще несколько моделей фазолинейных АС, в том числе знаменитые бескомпромиссные SB-10000. Их 46-сантиметровый низкочастотный динамик находился в 300-литровом корпусе, а среднечастотный и высокочастотный динамики были помещены в отдельные рупорные конструкции, обеспечивающие более широкие характеристики направленности.

1976 год ознаменовался выходом еще одной легенды – катушечного магнитофона RS-1500U, одним из лучших бытовых магнитофонов в истории аудио. Закрытый тракт в нем образован одним тонвалом с двумя прижимными роликами и одним реверсивным роликом, снабженным стробоскопом для визуального подтверждения отклонения скорости.

На его основе было выпущено несколько различных модификаций.

В 1977 году Technics выпускает своего монстра с гигантскими стрелочными индикаторами, один из лучших транзисторных усилителей в мире SE-A1. Он работал в классе А+, его мощность составляла 350 Вт на канал и весил он внушительные 51 килограмм. Цена его составляла 1 миллион йен!

Комплектом к нему предлагался предварительный усилитель SU-A2 стоимостью 1 600 000 йен (для сравнения предварительный усилитель Accuphase C-240 стоил 395 000 йен). Работая в классе A, SU-A2 был полностью свободен от коммутационных и перекрёстных искажений, и имел высокое соотношение сигнал / шум.

Эта пара стала родоначальником серии и более доступные усилители с большими стрелочными индикаторами выпускались и в последующие годы, став одним из главных символов Technics.

1980-е

Несмотря на то, что первоначально компания была создана как hi-end компания, к началу 1980-х годов Technics предлагала весь спектр оборудования от высококлассного hi-end до бюджетных моделей.

1982-й. Выходит в свет первый CD-проигрыватель компании SL-P10. Компакт-диск в нем приводился в движение прямым приводом от специально разработанного сверхминиатюрного двигателя. Схема проигрывателя почти полностью состояла из собственных новейших микросхем. Для исправления ошибок в схеме цифровых сигналов использовалась уникальная фирменная система алгоритмов супердекодирования.

Компания вновь делает необычные колонки в 1985 году. На этот раз серия SB-RX представляла собой коаксиальную плоскую двухполосную акустическую систему с твитером с плоской диафрагмой, встроенным в СЧ/НЧ динамик с такой же плоской диафрагмой из тканого углеволокна.

Это позволило получить идеальный точечный источник звука, решив проблему искажения частотного отклика (эффект резонатора), который неизбежен при использовании конических динамиков.

Technics продолжает выпуск интереcных CD-проигрывателей. Супер характеристики на момент выхода в 1986 году, безколлекторный мотор, крутой лазер FF-1, шасси-сэндвич для изоляции вибраций и все такое. Все это – знаменитая «касса» SL-P1200.

А в 1988 году появляются еще более странные и эффектные колонки SST-1 со сложными лабиринтами. Корпус с двойным рупором выполнен из композитного материала, разработанного NASA. Эта уникальная форма была смоделирована на компьютере и построена с использованием уникального акустического метода.

В 1989 году вышел последний hi-end транспорт SL-Z1000 и его 1-битный ЦАП SH-X1000.

1990-е

В начале 1990-х годов Technics выпустил пару усилителей 7000-й серии и, по большому счету, перестал выпускать технику hi-end, сконцентрировавшись на продукции массового сегмента. К концу десятилетия аппаратура Technics перестала выдерживать конкуренцию. В 2002 году было прекращено использование бренда Technics в США и Европе.

Однако на постсоветском пространстве бренд еще был популярным и аппаратура компании Matsushita поставлялась туда под маркой Technics до октября 2010 года, а затем бренд окончательно свернули.

За время своего существования под маркой Technics выходила различная аппаратура от монструозных ресиверов до аудиокассет. И все это объединяет магия бренда, завоевавшая десятки тысяч преданных поклонников марки по всему свету.

В 2015 году Technics был реанимирован с появлением новой линейки hi-end аппаратуры, но пока большой славы не сыскал, и остается в тени своего прошлого.

Легенды «золотой» эры Hi-Fi

В 1972 году «Техникс» удивила мир флагманским тандемом класса High End, состоящим из референсного предусилителя Technics SU-10000 и оконечника SE-10000 со стрелочными VU-индикаторами, который обеспечивал мощность в 200 Вт на канал при 8 Ом.


SU-10000 и SE-10000

Оба аппарата имели комплектующие премиум-класса, хорошо экранированные блоки питания, корпусы из нержавеющей стали с открывающимися без помощи какого-либо инструмента верхними крышками и отличались строгим аккуратным дизайном.

В 1972 году была представлена первая кассетная дека с автореверсом Technics RS-277US, а через год начались продажи первой кассетной деки с тремя головками RS-279US.


SB-1000

В 1973 году модельный ряд пополнился трехполосной полочной акустической системой SB-1000, которая оснащалась НЧ-излучателем с трехслойным диффузором-сэндвичем и очень мощной магнитной системой. Твитер и СЧ-драйвер имели купольные мембраны — соответственно, титановую и композитную, — а сама колонка весила целых 52 кг и обладала отлично демпфированным корпусом с 36-мм трехслойными стенками.

SL-1300

В 1974 году на прилавках специализированных магазинов появился проигрыватель виниловых дисков SL-1300 с прямым приводом и полностью автоматическим режимом управления.

SU-8600

Годом позже был выпущен интегральный стереоусилитель SU-8600, который имел характерную металлическую фронтальную панель с ручками для монтажа в рэковую стойку и впечатлял низкими динамическими искажениями.


SU-9600

Тогда же появились предусилитель SU-9600 и усилитель мощности SE-9600 (2 х 110 Вт при 8 Ом, 0,02% КНИ) в характерных черных корпусах, позаимствовавшие технологии у «десятитысячной» серии.

В 1975 году линейку спикеров Technics дополнила еще одна будущая легенда. 3-полосная акустическая система SB-7000 (Technics 7) с фазолинейной характеристикой состояла из трех раздельных секций. Динамики в SB-7000 установлены не в одной плоскости, как у большинства колонок, а несколько сдвинуты друг относительно друга, что позволило обеспечить их синфазность и максимально точно согласовать их звучание.


SB-7000 (Technics 7)

По сути, при такой конструкции в одной плоскости расположены акустические центры излучения динамиков, а не их подвесы. Подобное техническое решение обещало серьезное улучшение характеристик направленности, обеспечивая широкую сцену и превосходную локализацию источников звука в пространстве.

В нижней секции АС с акустическим оформлением в виде резонатора Гельмгольца находился 350-мм вуфер с диффузором из композита (целлюлоза + арамидное волокно), в средней — 120-мм СЧ-драйвер с диафрагмой из аналогичного материала, а в самую компактную верхнюю секцию был встроен 32-мм твитер с мощным магнитом и шелковой купольной мембраной с пропиткой.


RS-690U

В 1976 году появилась необычная трехголовочная кассетная дека RS-690U (она же — RS 9900 в экспортном варианте) нестандартной конструкции, которая имела на борту систему шумопонижения Dolby и состояла из двух блоков: трехмоторного кассетного транспорта и усилителя.

RS-7500U

Тогда же начался выпуск деки RS-7500U, предназначенной для проигрывания аудиокассет формата Elcaset, превосходивших по размерам обычные компакт-кассеты и имевших более широкую пленку, которая двигалась с более высокой скоростью в 9,53 см/c (вдвое выше, чем у обычной кассеты) и гарантировала более качественный звук. Тем не менее, формат Elcaset, разработанный компанией Sony, просуществовал недолго. В 1979 году производство таких кассет было свернуто.

RS-1500U

В 76-м году была выпущена трехскоростная (38, 19 или 9,5 см/с) катушечная стереофоническая дека RS-1500U — первая ласточка в серии знаменитых бобинников Technics. Аппарат обладал высокоэффективным транспортным механизмом, который строился по принципу так называемой «изолированной петли» (Isolated Loop) с одним тонвалом, парой прижимных роликов и одним реверсивным роликом.

SE-A1

В механизме использовалась высокоточная кварцевая стабилизация частоты вращения тонвала, все детали имели минимальные допуски и отличались высоким качеством, а отклонение от стандартного показателя скорости движения ленты визуально контролировалось с помощью стробоскопа. Благодаря такой конструкции, обеспечивалась минимальная паразитная амплитудная модуляция (ПАМ) и четкая работа лентопротяжного механизма (ЛПМ).

SU-A2

В 77-м вышел стереоусилитель мощности SE-A1 с непривычным для того времени дизайном, который работал в классе A+, имел топологию схем типа «двойное моно» с отдельным силовым трансформатором для каждого канала, весил 51 кг и выдавал внушительные 350 Вт на канал при 8 Ом.

SA-1000

Одной из характерных особенностей SE-A1 были крупные стрелочные VU-индикаторы. Оконечный усилитель SE-A1 составлял идеальный тандем с выпускавшимся в то же время предусилителем SU-A2, который работал в A-классе.

В 1977 году в серийное производство пошел ресивер SA-1000 с FM/AM-тюнером на борту, который мог похвастаться внушительной мощностью в 330 Вт на канал и коэффициентом гармонических искажений в 0,03%.


SB-10000

Этот же год был отмечен выпуском одной из самых удачных акустических систем Technics — 3-полосной фазолинейной моделью SB-10000, которая продолжила эволюционную линию своей предшественницы SB-7000.

SB-F1

Твитер, оснащенный мембраной из бора, и СЧ-драйвер устанавливались в алюминиевые рупоры с тщательно рассчитанной геометрией, гарантирующей диаграмму направленности в 150°, а 460-мм басовый динамик находился в 300-литровом фазоинверторном корпусе. Модель обладала высокой чувствительностью в 95 дБ и весила 140 кг, а на ее разработку и доводку у «Техникс» ушло целых пять лет.

RS-M85

В 1978 году появились компактные полочные фазолинейные колонки SB-F1 с алюминиевыми корпусами, 100-мм СЧ/НЧ-драйверами и 13-мм рупорными твитерами. В этом же году вышла кассетная дека RS-M85 в слим-корпусе с мощным компактным электромотором и специальной сервосистемой, которая контролировала скорость вращения и работала в связке с кварцевой стабилизацией частоты вращения тонвала.


SL-10

В конце 70-х годов вышел оригинальный компактный виниловый проигрыватель SL-10, который оснащался квадратным столом, имел тангенциальный тонарм и представлял собой полностью автоматическую конструкцию с прямым приводом: достаточно было установить виниловый диск, закрыть крышку и нажать кнопку. Благодаря своей инновационной концепции и дизайну модель была выставлена в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Technics SB-7000

НЕМНОГО ИСТОРИИ. Концерн Matsushita (основан в 1918 году) (выпускал нереально широкий ассортимент товаров: бытовая, кухонная, аудио, видео техника, средства связи, и даже суда и самолеты). Также концерн Matsushita является одним из самых значимых производителей, кто внес наибольший вклад в развитие всей аудио/видео техники и акустики в частности. Уже тогда в 1918 г. основатель компании Коносуке Мацусита сформулировал один из своих знаменитых бизнес — принципов: чтобы внедриться на уже сформировавшийся рынок, нужно делать все на 30% лучше и на 30% дешевле. Коносуке Мацусита всегда считал, что увлечение Hi-Fi не должно являться привилегией лишь платежеспособного меньшинства, располагающего достаточно большими средствами. Поэтому грядущий бум эры HI-FI (1970-1980) решено встретить во всеоружии. Для этого были отобраны лучшие инженеры и конструкторы, созданы высокотехнологичные лаборатории и исследовательские центры, так появилась фирма Technics.

Описание

TECHNICS: спустя поколения, не изменяя философии. Technics SB-7000 vs Technics SB-M1000.

Что касаемо АС, то на тот момент они сильно отставали по качеству звучания от остальных компонентов, в связи с этим было решено создать институт акустики который бы изучал не только акустику, но и психоакустику, а так же влияние звука на сознание человека.

Инженерами Technics были проведены тщательнейшие исследования форм сигнала различных музыкальных инструментов и голосов исполнителей. Команда исследователей Technics разработала специальный метод измерений, с помощью которого можно было оценивать фактическую достоверность воспроизводящихся акустическими системами звуков. С помощью прецизионных измерительных приборов был проанализирован целый фортепьянный концерт, и произведена его запись на магнитную ленту. Проводились сравнения форм «живого» сигнала с тем, что получалось на выходе различных АС, это помогло решить проблемы достоверности звуковоспроизведения. Так было впервые обнаружено, что негативное влияние на качество звука оказывают временные задержки в приходе сигналов от различных громкоговорителей в многополосной АС. Было также установлено, какое влияние оказывают разнообразные материалы звукопоглотителя и корпуса АС, какие материалы для диффузоров более естественны для слуха человека и многое другое.

Technics SB-7000 заказная версия, корпус покрыт шпоном ценных пород дерева, диффузоры окрашены в черный цвет.

Все легендарные АС Technics разработаны в эпоху прогресса и расцвета Hi-Fi (1975-1980), в 1983 — 1984 году институт акустики был сокращен. Теперь инженеры Technics для создания новых АС пользовались ранними наработками (благо их было очень много), это справедливо и для самых «свежих» колонок выпущенных под маркой Technics — Technics SB-M1000. В 1989 году со смертью основателя корпорации — Коносуке Мацуситы, в Matsushita Electric начались широкомасштабные реформы, в ходе которых акционерами под воздействием инвесторов (которым только важно получение максимальной прибыли), было принято решение упразднить институт акустики (вплоть до продажи здания с уникальной безэховой камерой) и вывести марку Technics в более доступную и массовую нишу. Большая часть средств раннее направляемых на разработку новых технологий и повышение качества производственных процессов, направили на рекламу и маркетинг, что в дальнейшем негативно отразилось на качестве продукции и имидже бренда. Но, хочется отметить, что для внутреннего рынка Японии в конце 1990-х, начале 2000-х годов, малыми партиями выпускали весьма достойные вещи, например, усилители Technics SE-A7000, Technics SU-C7000 (см. соответствующие вкладки), эксклюзивную акустику Technics SB-M10000, этим занимался маленький цех ручной сборки в Осаке.

Technics SB-M10000, чтобы их купить, нужно было сделать 100% предоплату и ждать полгода.

Итак, Technics SB-7000 – можно так сказать АС (есть, конечно же еще Technics SB 1000, но это отдельная тема), с которых началась триумфальная история акустики марки Technics, а Technics SB-M1000, АС на которых, марка Technics канула в лету. Несмотря, на то, что эти АС разделяет более 20 лет технического прогресса, они имеют общие корни, и соответствуют одному из главных принципов основателя корпорации Matsushita: -«нужно делать все на 30% лучше и на 30% дешевле, чем конкуренты».

Technics SB-7000 (Technics — 7)

Конструкция. Премьера — 1975 год, первые в мире фазалинейные АС, цена на 1977 год за пару в районе 700$ (США, Европа) или 100 000 йен за штуку (Япония). Цена также колебалась от вида отделки, были весьма эксклюзивные заказные варианты, вплоть до красного и оранжевого цвета. Для тех времен сумма в 700$ была весьма существенна, но это не те деньги, за которые можно было купить первоклассную акустику. Ближайшие конкуренты, были либо сильно дороже, либо значительно уступали по качеству звука. То есть корпорация Matsushita смогла предоставить высококачественный звук более широкому кругу людей и получить еще с этого хорошую прибыль.

Как это было достигнуто?

— Прежде всего, это гениальные конструктивные разработки, проведенные в институте акустики и психоакустики корпорации Matsushita. В ходе экспериментов инженеры Technics создали уникальный измерительный инструмент — сдвиговый регистр, который, представлял собой схему компенсации запаздывания звукового сигнала. С его помощью стало ясно, что принцип монтажа всех громкоговорителей акустической системы в одной плоскости неправильный. В результате длительных измерений при помощи сдвигового регистра, за счет пространственного разнесения громкоговорителей в вертикальной плоскости стало возможным размещать в одной плоскости не подвесы АС, а акустические центры излучения, что привело к достижению синфазности излучения всех громкоговорителей установленных в АС.

В качестве материала диффузоров впервые в мире были использованы композитные конусы на основе целлюлозы с арамидными волокнами, используемые в Technics SB-7000 на СЧ и НЧ. В качестве ВЧ твитера была использована головка с мощной стронциевой магнитной системой и шелковым куполом увеличенного диаметра — 32мм.

Слабое место Technics SB-7000, это электролитические конденсаторы в разделительных фильтрах, их часто меняют на высококачественную пленку, причем качество звука не заставляет себя ждать.

Напрашивается вопрос, почему тогда на такое высокотехнологичное изделие была довольно низкая цена. Ответ, таится все в том же институте, который занимался не только тем, чтобы улучшить звуковые характеристики АС. Велись широкомасштабные работы над тем, чтобы подобрать максимально дешевые (в Японии нет полезных ископаемых, и все сырье покупалось в основном в СССР за доллары) материалы для изготовления аппаратуры. Конкретно в Technics SB7000, было применено недорогое ДСП с добавлением отходов производства. В НЧ и СЧ динамиках использовались штампованные, а не литые корзины, фильтры собраны на недорогих (но качественных) электролитических конденсаторах, катушки индуктивности имеют ферритовые сердечники (что конечно по современным меркам не айс), что помогает сэкономить на медном проводе, и другое. Но все было рассчитано так, чтобы эта «экономия» практически не влияла отрицательно на звук, а так чтобы эти недорогие материалы были лучше и долговечнее более дорогих, тех, что используют конкуренты, например, применены ПУ подвесы, которые не старятся, как ППУ или ткань.

Technics SB-7000. Низкочастотный динамик Technics EAS-35PL05S, несмотря на штампованную корзину, сконструирован как все гениальное, просто и правильно.

Среднечастотный динамик Technics EAS-12PM70S, не что иное, как уменьшенная копия низкочастотного. Несмотря на магниты среднего размера и неохлаждаемый керн, динамики, установленные в Technics SB-7000, имеют огромный запас по перегрузке, благодаря высокотемпературным звуковым катушкам их почти не реально спалить.

В середине 1970-х годов, когда источников звука воспроизводящих диапазон частот выше 20 кГц можно было по пальцам пересчитать, частотка выше 20кГц была не так актуальна. Даже сегодня в цифровую эпоху, данные твитеры могут оказаться для некоторых людей плюсом, они хорошо смягчат жесткий звук цифры (или усилителя, в зависимости от конкретной системы), а благодаря куполу большого диаметра дадут превосходную атаку и масштаб звуковой сцены. Но на большинстве твитеров Technics SB7000 за более чем 30 лет высыхает пропитка купола, вследствие чего звук становится тусклый и сухой. Конечно же, мы (stereotest.ru) эту проблему легко решаем, у нас в наличии имеется пропитка максимально приближенная к оригинальной, а при повреждении структуры ткани, можем и заменить купол (щелк, алюминий, титан).

Technics SB-7000. Твитер Technnics EAS-6KH70S в разборе. Часто катушка от старости и от перегрузки отрывается от купола, с самого купола осыпается пропитка, только после квалифицированного восстановления звук возвращается к исходному.

Technics SB-7000. Корпус (ДСП 18 мм) не очень толстый (даже круги вырезанного ДСП из-под динамиков не выкинули, а пустили на ребра жесткости). Акустическое оформление, на сегодняшний день довольно редкое, это резонатор Гельмгольца (вариант фазоинвертора).

Несмотря на ряд сложностей в методике расчета, полосовой резонатор Гельмгольца имеет определенные преимущества перед фазоинвертором.

Во-первых, габаритные размеры и эффективность.

Во-вторых, степень раздемпфирования, характерная для резонатора на самых низких частотах, отнюдь не так опасна для головки, как в фазоинверторе.

В-третьих, и об этом мы уже говорили, «самоедство» полосового резонатора относительно порождаемых искажениями гармоник тоже добавляет золотых монет в его копилку.

Вообще при разработке Technics SB7000, инженеры учитывали все, и они заглядывали далеко в будущее, в результате фирмой Technics была предусмотрена самостоятельная модернизация. Каждый владелец за отдельную плату, исходя из своих вкусовых предпочтений, мог докупить твитеры и элементы фильтра. Приведем ниже некоторые модели твитеров:

Technics EAS-10KH50: кобальтовый магнит, 700Hz ~ 23kHz; Technics EAS-12KH100: титановая диафрагма, массивный магнит (1,5кг, 19000 gauss, 59000 maxwell) из сплава Fe-Co, 1.2kHz ~ 30кГц; Technics EAB 5HH10, рупорное оформление, собственный фильтр; Technics EAS-10TH1000, ленточный твитер, 4kHz~150kHz; И конечно же самый один из самых лучших твитеров в мире — Technics EAS-10KH501, только в нем приманена диафрагма из чистого бора (производство так и не смогли сделать крупно серийным, т.к. обработка бора очень трудоемкий и дорогостоящий процесс), кобальтовая магнитная система (2, кг, 18000gauss, 130000maxwell), 700Hz ~ 36 кГц.

Technics SB-7000

Заявленные характеристики:

  • Конфигурация: Фазалинейная, 3 излучателя, 3 полосы
  • Низкочастотный динамик: 35 см, композит с арамидными волокнами
  • Среднечастотный динамик: 12 см, композит с арамидными волокнами
  • Высокочастотный динамик: 3.2 см, щелк с пропиткой
  • Диапазон воспроизводимых частот: 40…20 000 Гц
  • Чувствительность: 93 дБ/Вт/м
  • Номинальное сопротивление: 6 Ом
  • Частоты раздела полос: 700/4000 Гц
  • Максимальное звуковое давление: 115 дБ
  • Максимально допустимая мощность: 150 Вт (Music)
  • Габариты (ВхШхГ): 845х480х410 мм
  • Масса: 36 кг

Звук. Акустика конструктивно и по параметрам очень разная, особенно большая разница в чувствительности. При переключении с одних АС на другие, приходилось каждый раз корректировать громкость на усилителе. Но, несмотря на такую «разность» тестируемых колонок, в общем, звуковой подчерк у них схожий, видимо разработчики стремились к какому-то одному идеалу, что нельзя, например, сказать о АС Technics с сотовыми плоскими диффузорами, там видимо был другой идеал. Нет, разница конечно в звучании есть, но стиль исполнения один, акустика мягкая, певучая, идеально подходит не для мониторинга, а для длительного прослушивания с акцентом на музыку в целом, а не на ее составные части.

При мгновенном переключении с Technics SB-7000 на Technics SB-M1000 звучание 1000х кажется более аналитичным, нейтральными, сдержанным, менее масштабным, с упругим басом, акцентированным на самых нижних обертонах. Technics SB-7000 кажутся более развязанными и грубоватыми, но и более эмоциональными, с почти безграничной динамикой, бас энергичнее, масштабнее, но нет такой упругости, особенно в самых нижних обертонах, где бас 7000х немного размазывается.

Высокие частоты у обеих пар колонок очень мягкие, такой характер идеально подходит для цифровых источников. Особенно рекомендуются для цифры высокого разрешения (DVD-A, SACD, DSD, 24/192) Technics SB-M1000, у них высокие частоты очень воздушные и одновременно мягкие. Но ВЧ Technics SB-7000 более динамичные и масштабные, чем у 1000х. На вкус большинства наших слушателей, высоких частот (по отношению к остальному диапазону) не хватает у обоих пар акустики. Это ощущение, скорее всего, возникло после прослушивания пару недель назад акустики с достаточно массивным верхом — Diatone DS 3000 и Onkyo Monitor 2001…

При правильной расстановке в помещении Technics SB-7000, звук совершенно не привязан к колонкам, зона стерео — эффекта заполняет всю комнату. Если уйти с точки прослушивания и двигаться по комнате, возникает ощущение, что ходишь между исполнителями в оркестре, настолько чётко локализуются инструменты, пространственный эффект сохраняется даже если находиться сбоку и сзади от колонок! Такой фантастики, у Technics SB-M1000 конечно же нет (плюсы фазалинейной трех объемной конструкции неоспоримы), но 1000е, по своим трехмерным способностям тоже очень впечатляют даже в сравнении с другими, более дорогими АС (кроме конечно Technics SB-7000). Если слушать 1000е с закрытыми глазами, то нельзя сказать что конструкция колонок 4-х полосная, максимум 2 полосы, все звуковые источники точно локализуются в пространстве, особенно поражает глубина сцены, которая уходит далеко за заднюю стену помещения, где установлены АС. Кстати, несмотря на биполярное излучение басового звена D. D. D., Technics SB-M1000 не имеют особых ограничений по расстановке, мы ставили колонки почти вплотную (25см от стены) к задней стене и бас не загудел.

Так же хотелось отметить, что Technics SB-M1000 для Японского рынка, звучат по-другому, чем те же колонки, но для остальных рынков. Основные отличия, как и предполагалось, в ВЧ и НЧ области, они связаны не только с экономией (для Японии все самое лучшее), но и с региональными вкусовыми предпочтениями. В середине – конце 1990 — х годов, во времена господства компакт диска, все большую популярность набирали колонки с мягким звучанием ВЧ диапазона, появился большой ассортимент текстильных ВЧ куполов, которые, как говорилось, смягчают «жесткий» звук цифровых фонограмм. Так же с появлением домашнего кинотеатра требовалась повышенная отдача на басах. Вся эта «мода» пошла из Европы, поэтому Technics сделали для Европейского рынка то, что они хотят – акустику со смягченными высокими частотами и задранными басами. Японские Technics SB-M1000 звучат более ровно – на басах подъем меньше, но они ровнее, детальнее и глубже. Тухлые высокие частоты японский рынок бы не принял, там слушатели были избалованны звуком мониторов выпускаемых в 1980-х годах. Поэтому в «японских» Technics SB-M1000 высокие частоты с большим разрешением, хотя и не таким как в мониторах 80-х годов, в общем, на наш взгляд звук сбалансирован и близок к «золотой» середине.

Резюме. Несмотря на разницу в возрасте, технический прогресс, моду, политические процессы, экономические кризисы, акустика марки Technics осталась одной из самых высокотехнологичных и при этом доступной для потребителя (принципы заложенные основателем корпорации Matsushita Коносуке Мацусита). Марка Technics гарантирует, что ее продукт дешевле и лучше, а стоимость адекватна затратам на производство. Приятно, так же осознавать, что несмотря ни на что был сохранен фирменный музыкальный звук доставляющий удовольствие даже при длительном прослушивании. Обе пары АС, способны скомпенсировать жесткость любых цифровых форматов и придать им сочное аналоговое звучание.

Technics SB-7000.

Плюсы: масштабный мощный звук, широкая диаграмма направленности и отличная стереопанорама, большая перегрузочная способность (реально, в пиках АС выдерживают мощность на 25% больше заявленной). Чрезвычайно износоустойчивые материалы (например, подвесы динамиков спустя 35 лет с момента выпуска почти как новые)

Минусы: Слегка смазанный самый нижний бас, не хватает воздуха на самый высоких частотах.

Technics SB-M1000.

Плюсы: неокрашенное, чистое, звучание с глубоким, упругим, точными басом, великолепные трехмерные характеристики (после SB-7000 конечно).

Минусы: Жидкая конструкция пищалки, как следствие недостаток динамики на ВЧ у версии для Европейского и Американского рынков. Недостатком обеих версий является довольно низкая чувствительность, вследствие повышаются требования к усилителю.

80-е, первый CD-проигрыватель

Марка Technics задумывалась как бренд аудиокомпонентов высокого класса, однако в 80-х в арсенале уже присутствовал широчайший ассортимент аудиопродукции на любой вкус, включая бюджетные модели.

SV-P100

В 1981 году был выпущен цифровой кассетный рекордер SV-P100 с лентопротяжным механизмом для VHS-видеокассет, на которые, собственно, и велась аудиозапись. Полученный сигнал записывался в формате PCM. Для обработки цифрового сигнала, а также для цифроаналогового и аналогово-цифрового преобразования использовались три процессора LSI. По сути модель представляла собой предтечу DAT-магнитофонов.


SB-M1

В 1981 году Technics представила 4-полосные акустические системы SB-M1 (Monitor 1), в которых использовались динамические излучатели с сотовыми диффузорами, получившие название Honeycomb Disc Drivers. Применение таких жестких сотовых мембран ставило собой задачу избавиться от искажений, характерных для обычных конических диффузоров.

Благодаря сотовым диффузорам, обеспечивается линейная фазовая характеристика, способствующая точной локализации музыкальных образов в пространстве, гарантируется отличное демпфирование и расширяется амплитуда поршневых движений мембраны. Колонки обладали диапазоном частот от 25 Гц до 38 кГц и обеспечивали отклонение АЧХ в пределах 1,5 дБ в полосе от 150 Гц до 15 кГц. Чувствительность SB-M1 составляла 94 дБ, а максимальная подводимая мощность достигала 350 Вт.

SL-P10

1982 год стал знаковым для Technics, так как именно тогда был представлен первый проигрыватель компакт-дисков SL-P10. В топологии схем применялись новые процессоры LSI и микросхемы собственного производства. Аппарат весил 10 кг и на 99% состоял из элементов, выпущенных компанией Matsushita.

Модель обладала компактными размерами, приятным дизайном, имела вертикальную загрузку диска и хорошо читаемый дисплей, показывающий структуру диска. В качестве материала для привода использовались сталь и стекло, а для конвертации цифрового сигнала был задействован 16-битный преобразователь AN6808. На фронтальной панели имелся специальный LED-диод красного цвета, отображающий положение лазерной головки по отношению к компакт-диску.


Тэцуя Итани

В разработке CD-проигрывателя SL-P10 принимал участие японский инженер Тэцуя Итани (Tetsuya Itani), который устроился в отделение «Мацушиты» в 1980 году. Сейчас Тэцуя — это один из самых влиятельных инженеров по бытовой электронике в мире. Он участвовал в разработке CD-, DVD- и Blu-ray-проигрывателей для Panasonic, а также принимал участие в создании стандарта HDMI. В настоящее время Итани занимает пост главного технического директора и главного инженера в Technics.

«Я присоединился к Matsushita Electric в 1980 году, и моим первым заданием стала разработка прототипа проигрывателя компакт-дисков для суббренда Technics, — рассказывает Тэцуя. — Первый CD-плеер Technics SL-P10 был выпущен осенью 1982 года. В то время я занимал должность инженера-программиста и разрабатывал центральный процессор (CPU), поэтому у меня было много патентов на протоколы управления CD-проигрывателем».

SL-P50P

О своем увлечении Hi-Fi Итани говорит так: «В 1968 году мой отец купил настольную стереосистему. Мне нравилось, как она воспроизводила японскую поп-музыку, поэтому я стал интересоваться качественным звуком. Свой первый Hi-Fi у меня появился в 1975 году. Все компоненты я сделал сам. В предусилитель я установил микросхемы Toshiba, а в усилитель мощности — лампы NEC 50CA-10. Для акустических систем были использованы динамики Technics».

SL-XP7

В 1984 году был представлен CD-проигрыватель профессионального уровня SL-P50P, который оснащался CD-приводом со специальной подвеской, защищавшей его от влияния внешних вибраций, а также имел по одному 16-битному ЦАПу на канал. На борту имелись балансные XLR-выходы, контрольный громкоговоритель для мониторинга и фейдер. Модель позиционировалась как аппарат для диджеев, работающих на радиостанции.

В 1985-м у «Техникс» появился первый портативный CD-плеер SL-XP7 с компактным квадратным корпусом, который весил 520 г и мог работать до 4 часов на одном заряде батарей. Модель комплектовалась бесщеточным электромотором DD (Direct-Drive), использовала ЦАП Burr-Brown PCM55HP, обладала отличным функционалом, позволяла программировать плейлисты (до 15 треков в памяти) и по качеству звучания могла тягаться даже со стационарными CD-проигрывателями.

SU-V80

В это же время начался выпуск интегрального усилителя SU-V80. Модель использовала топологию схем так называемого класса AA. В соответствии с разработанным Technics классом AA, в таком аппарате имеется секция усилителя тока (основной усилитель мощности), на которую нагружены акустические системы, и секция усилителя по напряжению, которая работает параллельно, но уже в высоколинейном режиме — т.е. без нагрузки.

На выходе усилителя мощности находится измерительный мост, где происходит сравнение сигналов усилителя мощности и усилителя напряжения. При этом выходной сигнал усилителя мощности, нагруженного спикерами, проходит очистку от искажений путем их вычитания из суммарного сигнала, а эталоном для сравнения в данном случае служит параллельно работающий усилитель напряжения.

Модель имела сильноточный силовой трансформатор на 300 ВА, установленный на трехслойной антивибрационной подвеске, и быстрые электролитические конденсаторы, минимизирующие шумы. Схемотехникой класса AA также оснащался выпущенный в тот же период предусилитель SU-A200, обладавший MM/MC-фонокорректором.


SE-A100

Из компонентов, выпускавшихся Technics в середине 80-х годов, можно выделить оконечный усилитель SE-A100 с традиционными крупными высокочувствительными стрелочными индикаторами и топологией схем, соответствующей AA-классу (разделенные секции усиления по напряжению и по току, работающие в параллель), который обеспечивал по 170 Вт на канал (8 Ом) и обладал рекордно низким коэффициентом гармоник в 0,0009%.

Схемотехника имела симметричную конструкцию, «двойное моно», где платы каналов были физически разнесены по разные стороны корпуса, а суммарная емкость десяти электролитических конденсаторов составляла 92 000 мкФ. В итоге, удавалось существенно понизить искажения.


SB-RX50

Под брендом «Техникс» была выпущена небольшая двухполосная акустическая система SB-RX50 с коаксиальным излучателем. Излучатель представлял собой 240-мм СЧ/НЧ-драйвер с плоским жестким сотовым диффузором из углеволокна и мощной двойной магнитной системой, в центр которого был интегрирован 28-мм твитер с плоской эпоксидно-слюдяной мембраной. Такой излучатель позволял получить более чистое звучание, чем обычные конические динамики (устранялся эффект резонатора), а также представлял собой аналог идеального точечного источника звука.


SU-V100D

В 1987 году появился интегральный усилитель SU-V100D со встроенным ЦАПом. Модель имела схемотехнику «двойное моно» с отдельным силовым трансформатором для каждого канала, намотанным проводом из OFC-меди.

Аппарат оснащался 18-битными ЦАПами Burr-Brown РСМ56, использовал цифровой фильтр с 4-кратной передискретизацией, схемотехнику, соответствующую классу АА, и выдавал по 150 Вт (6 Ом) мощности на канал при низком коэффициенте искажений в 0,002%.


SV-D1000

Благодаря схеме автоматического переключения частоты дискретизации, поддерживались показатели в 32, 44,1 или 48 кГц. Помимо обычных линейных входов, усилитель обладал цифровыми коаксиальными и оптическими разъемами. В это же время Technics представил полноценную цифровую DAT-деку SV-D1000, оснащенную аморфной головкой и отлично демпфированным корпусом.


SB-AFP1000

В 1988 году была представлена уникальная серия плоских аудиопанелей SB-AFP (Audio Flat Panel), в которую входили модели SB-AFP10, SB-AFP100 и SB-AFP1000. Самая маленькая из них (SB-AFP10) имела четыре полосы, оснащалась пятью динамиками, обладала частотным диапазоном от 35 до 40 000 Гц и весила более 70 кг.

Благодаря применению излучателей с плоскими диффузорами, глубина панели составляла всего 48 см. Такой спикер обеспечивал масштабный динамичный звук с широкой объемной сценой и мог справиться с озвучиванием больших по площади помещений, а его старший собрат SB-AFP1000 был установлен в Венской государственной опере.

SST-1

В 88-м «Техникс» разработала уникальные 2-полосные колонки SST-1 с особым акустическим оформлением — акустическим лабиринтом. Спикер SST-1 обладал двумя такими лабиринтами, которые, по сути, представляли собой обратно-нагруженные рупоры и были рассчитаны с помощью системы компьютерного моделирования.

Корпуса АС изготавливались из особого композита, который использовался в NASA. Их необычная форма напоминала изгибы духовых инструментов. Дизайн SST-1 оказался настолько необычным и самодостаточным, что данные спикеры были выставлены в качестве экспонатов в Нью-Йоркском музее современного искусства.

SL-Z1000

К концу 80-х годов Technics разработала один из своих лучших проигрывателей компакт-дисков — модель SL-Z1000, которая, по сути, представляла собой CD-транспорт, предназначенный для работы в паре с отдельным внешним цифроаналоговым преобразователем SH-X1000, использующим технологию MASH (Multi-stAge noise SHaping), которая базировалась на методе широтно-импульсной модуляции. В процессе разработки проигрывателя главный упор ставился на обеспечении максимальной виброустойчивости.

Модель весила 20 кг, а ее корпус и внутренняя компоновка элементов были рассчитаны в Токийском институте сейсмологии с применением методов компьютерного моделирования. Благодаря внутренней симметричной конструкции, был достигнут идеальный баланс по весу.

SH-X1000

В стальном корпусе устанавливались особые изоляторы, использующие специальный нерезонансный компаунд T.N.R.C., который способствовал уменьшению амплитуды колебаний плат. Хорошо демпфированные боковые и верхняя панели имели толщину в 2 мм — кроме этого, боковины были усилены декоративными деревянными панелями.

Алюминиевый фасад имел толщину в 8 мм. Весь дисковый привод, включая лоток, тоже изготавливался из металла, комплектовался высококачественной стеклянной линзой и оснащался фирменным бесщеточным DD-электромотором с высоким крутящим моментом. Для питания механики и цифровых цепей использовались отдельные трансформаторы. Проигрыватель соединялся с ЦАПом по «оптике», а суммарный вес всей конструкции при этом составлял 40 кг.

СД-проигрыватели Technics SL-PS840, SL-PS860 и другие


В 2022 году, в мире заполоненном разнообразными ЦАП, владение СД-проигрывателем кажется временным анахронизмом, парадоксом. И вовсе не от того, что формат СД устарел по звучанию. Несмотря на поражающие воображение параметры современных форматов — DSD1024, PCM1536, по качеству звучания стандартный 44.1 кГц 16 бит по прежнему удовлетворяет все мыслимые желания, разве что с одним «но» — вы должны обладать принципиально качественной аудиоаппаратурой.

Если посмотреть на построение современных ЦАП-ов, то их архитектура, как это не странно слышать, упростилась. С появлением чипов ЦАП, которые стали по умолчанию предоставлять удивительные параметры, разработчики просто опустили руки, зачем что-то выдумывать, стремится к совершенству, не проще ли просто немного подождать очередной чип, который добавит новую цифру после запятой. Какие уникальные новые решения сегодня можно встретить в стационарных ЦАП? Новые дельта-сигма чипы с лучшими характеристиками и банальный выход на операционных усилителях — вот и все чем балуют разработчики сегодня. Многочисленные фильтры, которые может использовать ЦАП — это лишь заслуга конкретного чипа в которые встроены эти фильтры — только сиди и тыкай пальцем на пульте, их переключая. Хотите большего — и тут без откровений — выход на операционных усилителях заменяется на дискретный. С дискретным тоже можно колдовать, разработав схему без обратной связи. Любите стим-панк и пожалуйста — древние технологии R2-R в новом обличии на FPGA или так называемых вентильных матрицах. Вот пожалуй и весь арсенал, который сегодня использует промышленность в цапостроении. Даже апсемплинг в последнее время стали использовать неохотно, ибо современные форматы сами по себе имеют высокую тактовую частоту и избыточное число бит для домашнего прослушивания. И разработчики вас таких возможностей как бы и не лишают, но и смысла в них уже не так много. Например многим известный ЦАП от компании Wadia — 121, любую входящую цифру своей внутренней процессорной технологией преобразует в формат 1 миллион 400 тысяч герц 32 бита — уже становится немного интереснее, согласитесь?

Или ЦАП от российкой компании Digilab 202 так-же имеет на борту чип оверсемлинга и вы можете слушать формат СД с повышенными (искуственно) характеристиками. При передискретизации на мой слух звучание становится менее острым, с налетом пелены, а вот в режиме NOS обретает большую резкость и живость, но все это разумеется относительно конкретных моделей ЦАП. Но если вы ахнули при словах 1,4 Мгц 32 бит на Wadia, не то что на каких то старых СД, то боюсь вас разочарую — такие параметры были уже давно доступны индустрии. Например модель СД-проигрывателя Kenwood DP-7090 имея на борту 8 чипов PCM1702 вышедшая в 1997 году (24 года назад) на лицевой панели демонстрирует надпись 32FS 22 бит.

Что означает 32FS — это 32 кратное повышение частоты с 44100 герц. 44100*32=1 411 200 Да, получились все те же 1 миллион 400 тысяч герц, которыми бравирует Wadia, но в проигрывателе значительно более дешевом — 69800 японских йен (примерно 700 долларов). Kenwood заявляет о повышении битности до 22 и внушительным значении соотношения сигнал-шум в 120 дБ (и сегодня многие устройства бравируют показателями в 110-115 дБ). Конечно 120 дБ далеко не рекорд. Например усилитель Panasonic SU-MA10 имеющий на борту встроенный ЦАП на технологии MASH выдавал в 1989 году 140 дБ.

Для достижения таких космических значений и схемы названной Digital Direct Drive, благодаря чем и красуется уникальное пояснение на фронтальной панели, не существовало вариантов регулировать звук. Поэтому суть DDD заключалась в изменении коэффициента преобразования в I/U преобразователе, что позволяло менять громкость не ухудшая соотношение сигнал-шум.

Но вернемся к СД, как видите, хотя цифры характеристик современных девайсов поражают, но все это было и раньше. Возьмем для примера и немного более дешевый CD-проигрыватель Kenwood DP-5090 выпущенный в том же 1997 году. При цене в 50,000 йен (~500 долларов), используя крайне интересный чип KAN05, который по сути не являлся самим чипом ЦАП, а лишь позволял реализовать крайне интересный метод, благодаря которому параметры достигали 24 бит (больше, чем 7090), так же предлагал передискретизацию до 1 миллион 400 тысяч герц.

Имея не столь совершенные чипы ЦАП компании в 90-е годы использовали уникальные решения позволяющие получить невероятный результат, другими словами раньше волки были более зубастыми, что и вызывает интерес у любителей качественного звука. В одной точке сходятся и неординарные решения и редкие чипы, поэтому не таким уж и неоправданной выглядит обладание СД-проигрывателем сегодня. Разные компании предлагали свои решения — Victor использовал очень навороченную схему избавления от джитера названную К2 из-за того, что два ведущих инженера разрабатывавших эту технологию имели фамилии начинающиеся на букву К.

Компания Yamaha использовали как свои собственные чипы, так и чипы от других фирм, например известную технологию (чип) MASH от компании Technics. MASH расшифровывается как Multi-stage Noise Shaping — многоступенчатое формирование шума. Мне довелось на технологии MASH послушать, например СД проигрыватель Yamaha CDX-1030 и это был действительно красивый и достойный звук в своем уровне аппаратуры (средний и предтоповый Hi-Fi). В былые времена компания Technics/Panasonic была очень влиятельным игроком в аудио — вспомнить хотя бы их катушечные магнитофоны, например модель Technics RS-1500U, 1700 и тд., или проигрыватель винила Technics SL-1200.

СД-проигрыватели компания Technics тоже выдавала знаковые — это и необычная «касса» SL-P1200, и фантастически красивый SL-P2000 (¥ 200 000, 1992).

Это были прекрасные аппараты, но и стоили они внушительно, что не каждому доступно, поэтому мы затронем интересные аппараты более низкого ценового диапазона, а именно — Technics SL-PS840 и Technics SL-PS860. Эти модели являются по сути верхними моделями в своих линейках, выше них только уже аппараты премиального сегмента — 900 и 2000. И при схожести названий эти модели не похожи. Начнем с того, что СД-проигрыватель Technics SL-PS840 имеет начинку на MOS FET транзисторах в проприетарном классе АА, что дает густой насыщенный звук. Модель Technics SL-PS860 использует биполярные транзисторы, но работающие в чистом классе А. Стоит также отметить, что модель 860 выпускалась только для Японии, это эксклюзив, в котором попытались в ограниченном бюджете превзойти звучание 840-й модели, которая продавалась и в Японии и в других странах. Чипы MASH в аппаратах так же были разные. В 840 стоял чип MN64761 MASH. Этот чип по классификации Васильтека (правда довольно старой) характеризовался им как «MN64761 – 1 бит, MASH – лучшие из Panasonic». MN — это сокращение от названия компании — вспомним, что и Panasonic и Technics лишь торговые марки компании Matsushita National. Позволю напомнить немного историю (взято из wikipedia): «В 1918 году японским бизнесменом Коносукэ Мацусита был основан завод Matsushita Electric Factory, начавший производство электрических розеток и вилок. В 1927 году была представлена торговая марка National, под которой завод начал выпуск велосипедных фонарей. В 1931 году ассортимент продукции пополнился радиоприёмниками и сухими гальваническими элементами и тд…» Проигрыватель Technics SL-PS860 имел на борту иной чип, но тоже MASH — MN64733. Васильтек так же охарактеризовал его, как «MN64733 – 1 бит, MASH – лучшие из Panasonic». Хочу отметить, что Васильтек сообщал, что табличка с описаниями ЦАП написана им очень давно, поэтому с тех пор разумеется мнения по поводу звучания чипов могли меняться, имейте это ввиду.

По ценам 860 модель была дороже. Technics SL-PS840 предлагался по цене 49800 йен (+ налог с продаж), а Technics SL-PS860 стоил 54800 йен. Ниже я приведу перевод с японкого по модели Technics SL-PS860. CD-проигрыватель оснащен высококачественной звуковой технологией S-advanced MASH/ЦАП класса A, и виртуальным питанием от батареи. S-продвинутый ЦАП класса A/MASH является частью цифро-аналогового преобразования. Эта схема имеет конфигурацию 3-LSI S-advanced MASH и две выходные ИС PWM класса A, принятые в моделях более высокого уровня, и улучшены за счет включения схемы формирования шума 4-го порядка и схемы цифрового уменьшения в усовершенствованном MASH. Выходная ИС ШИМ каждой БИС части MASH и левый и правый каналы разделены за счет разделения БИС на 3 микросхемы, что позволяет избежать влияния цифрового шума и уменьшить перекрестные искажения между каналами. Секция вывода PWM была изменена с обычного C-MOS (в прежней модели 840) на биполярный в SL-PS860, чтобы уменьшить генерацию сквозного тока из-за резкого изменения тока в точке изменения формы импульса, что приводиkj к перерегулированию или недорегулированию PWM сигнала. Новая схема стабилизировала пиковое значение импульса и реализовала идеальный выход ШИМ.

Кроме того, джиттер тактовых импульсов подавляется за счет размещения схемы кварцевого генератора рядом с цифроаналоговым преобразователем. Схема работы виртуальной батареи является частю источника энергии — элемент полевого транзистора включен в схему источника питания, шум, смешанный в аудиосхеме с шумом источника питания переменного тока, и генерация эталонного источника питания отсекается стороной заряда конденсатора, а шум смешивается в аудиосигнале. Цифровой сервопривод вносит изменения в работу подстраиваясь автоматически под качество каждого диска.

Используется бесшумный механизм, лоток для диска расширен до 140 мм, механизм расположен в центре с хорошим балансом веса. Кроме того, TNRC многослойной структурой металла и BMC используется, в результате чего вибрация снаружи уменьшается. SL1, превосходно тихий механизм, дает ясность звука обеспечивая подавлением механических резонансов. Кроме того, бесшумная работа достигается за счет использования оригинальной системы привода поворотного рычага.

Цепь класса AA принимается как линейная цепь, и идеальная операция класса A реализуется. THCB (Technics Hybrid Construction Base) приобрела отличные характеристики гашения вибрации за счет сочетания стальной пластины и вязкоупругого корпуса, а четыре больших изолятора уменьшают внутренние и внешние вибрации. Кроме того, вибрация механизма подавляется за счет размещения механизма оптической деки в центральной части с хорошей балансировкой веса и плавучести с двойным изолятором. Есть оптический выход.. Есть функцию отключения дисплея. Линейный выходной разъем покрыт золотом. Поставляется с беспроводным пультом дистанционного управления.

Характеристики аппарата:

МодельTechnics SL-PS860
Частотная характеристика2 Гц-20 кГц ± 0,2 дБ
Динамический диапазон100 дБ или более (EIAJ)
Соотношение сигнал / шум120 дБ или более (EIAJ)
Общее гармоническое искажение0,0017% или менее (EIAJ)
Разделение каналов110 дБ или более (EIAJ)
Вау и трепыхатьсяНиже предела измерения (EIAJ)
Выходной уровень наушниковМаксимум 15 мВт / 32 Ом (переменная)
источник питанияAC100V, 50 Гц / 60 Гц
потребляемая мощность14 Вт
Внешние размерыШирина 430 x высота 125 x глубина 335 мм
масса5,6 кг
ПрикрепилБеспроводное дистанционное управление

На мой взгляд модель 860 выглядит крайне любопытно для исследователя Hi-Fi аппаратуры. СД-проигрыватели 840 и 860 выходили не одномоментно. SL-PS840 вышел в 1992 году, а SL-PS860 в 1994. Technics SL-SP840 была более дешевой моделью. На сайту audio-heritage.jp Technics SL-SP840 описан следующим образом (перевод с японского):

Проигрыватель компакт-дисков использует виртуальную батарею и усовершенствованный MASH/1-битный ЦАП. Работа от виртуальной батареи принимается как часть источника энергии. Эта схема источника питания представляет собой схему, разработанную с максимальным использованием характеристик MOS-FET для получение высококачественного звука за счет сокращения шума от источника питания и цифровой схемы. Чтобы уменьшить негативное влияние на качество звука из-за внешней вибрации, используется недавно разработанная конструкция виброизоляции THCB. В этой конструкции внешняя вибрация подавляется эффективным сочетанием стальной пластины и вязкоупругого тела.

Недавно разработанный усовершенствованный 1-битный ЦАП MASH принимается как часть цифро-аналогового преобразования. Шумовая составляющая отсекается дифференциальной схемой состава 8DAC, и достигается высокое отношение сигнал/шум, что дает низкие искажения и высокую линейность. В дифференциальной цепи, мы добиваемся высокой точности и воспроизведения с высокой точностью. Цифровой сервопривод присутствует для лучшего считывания каждого диска. В этой схеме протекание тока минимизировано, а пульсации сервотока уменьшены путем регулирования до соответствующей и стабильной величины сервопривода в соответствии с состоянием компакт-диска.

SL1 находится в загрузочном механизме. Лоток для диска изготовлен из TNRC, который имеет отличные характеристики гашения вибрации, а оригинальная система привода поворотного рычага обеспечивает плавную работу. Цепь класса AA принимается как линейная цепь, и реализуется точная передача формы волны, на которую не влияет нагрузка. Высококачественный звуковой резистор из углеродной пленки, который использовал крышку из немагнитного материала, принимается как резистор. Кроме того, качество звука улучшено за счет использования электролитического конденсатора и полипропиленового конденсатора для аудио. Цифровой оптический выходной терминал есть. Клеммы линейного выхода позолочены. Дисплей может быть выключен, чтобы не влиял на звук! Поставляется с беспроводным пультом дистанционного управления.

МодельTechnics SL-PS840
Частотная характеристика2 Гц-20 кГц ± 0,3 дБ
Динамический диапазон99 дБ или более (EIAJ)
Соотношение сигнал / шум118 дБ или более (EIAJ)
Коэффициент гармонических искажений0,0015% или менее (EIAJ, гармонические составляющие до 10-го порядка)
Разделение каналов110 дБ или более (EIAJ)
Вау и трепыхатьсяНиже предела измерения (EIAJ)
Выходной уровень наушниковМаксимум 15 мВт / 32 Ом (переменная)
источник питанияAC100V, 50 Гц / 60 Гц
потребляемая мощность12 Вт
Внешние размерыШирина 430 x высота 125 x глубина 335 мм
масса6,3 кг
ПрикрепилБеспроводное дистанционное управление

Как видите мы рассматрели два довольно интересных аппарата заслуживающих любопытства. О звучании Technics SL-SP860 я обязательно расскажу в будущих материалах, а пока возможно вам любопытно, что же случилось с компанией Technics, почему она так стремительно упала, подобно Икару с недосягаемых для обычного смертного вершит?

Ответ на этот вопрос я нашел как в японской периодике, так и в откровениях японских мастеров по ремонту аудиотехники ведущих блоги. Суть была в следующем — многие компании пользовались чипами MASH от Technics и в грамотной реализации это были очень хорошие по звучанию чипы, но Technics повела себя неправильно по отношению к партнерам отказавшись предоставлять новейшие чипы. Technics/Panasonic посчитала, что будет разумным не предоставлять конкурентам новейшие чипы технологии MASH, устанавливая их только в свои фирменные СД-проигрыватели. Конкурентам-партнерам — Yamaha, Sansui, Dual, JVC, NAD, Onkyo, Teac и др., с какого то периода времени стали предлагаться только устаревшие чипы, что разумеется никого не устроило и повлекло массовый исход — срочное форсирование разработок своих чипов и отказ от использования знаменитого MASH. Именно поэтому в моделях компании Yamaha мы видим такую чехарду с чипами в модельном ряду. Например модель Yamaha CDX-1020 вышла на двух PCM58, 1030 на MASH, а вот к выходу 1050 подоспел чип от самой Yamaha, который они наконец смогли создать, в том числе и из-за отказа от чипов Technics.

Вторая причина падения — негатив по поводу компании, который образовался из-за неудачной элементной базы -многие модели, например усилителей имели сильный нагрев и недостаточную площадь радиаторов, не спасали и установленные штатно вентиляторы — это вызывало более ранний выход из строя аппаратуры из-за неверного температурного режима, микротрещины плат или пайки и выход из строев конденсаторов одной популярной марки, которая в аппаратуре Technics использовалась чаще всего. Так же репутацию MASH подмочило и просто огромное число очень дешевых СД-проигрывателей, которые использовали самые примитивные схемы воспроизведения, отчего заслужили славу не очень хорошо звучачих аппаратов. Как видите к краху привело много факторов, что не отменяет и того, что несмотря на чрезмерное продвижение самой бюджетной аппаратуры, не желание предоставлять партнерам новые чипы, компания Technics выпускала и истинные брилианты, которые по прежнему ослепительно ярко сияют на небосклоне высокоточного аудио.

90-е

В 1990 году компания выпустила более доступный CD-проигрыватель SL-PS70, который комплектовался однобитным ЦАПом MASH, имел центральное расположение дискового привода и обладал превосходной микродинамикой. В модели была предусмотрена надежная защита от влияния внешних и внутренних вибраций и использовались цепи, соответствующие классу AA.


SL-PS70

В 1991 году была представлена премиальная кассетная дека RS-B900, которая обладала фирменным ЛПМ c двумя тонвалами, выполненным по типу «закрытой петли», надежным DD-электромотором с высоким крутящим моментом и имела три головки. Благодаря такому лентопротяжному механизму, обеспечивалось постоянное натяжение магнитной ленты, что минимизировало детонацию и шумы.


RS-B900

Для демпфирования корпуса использовался фирменный компаунд T.N.R.C., а боковые панели были выполнены из дерева. Дека обладала системами шумопонижения Dolby B/C и DBX, системой динамического подмагничивания Dolby HX-Pro, могла работать с любыми типами магнитной ленты и имела моторизованный привод закрытия крышки кассетоприемника.


SL-P2000

Годом позже в серийное производство пошел референсный CD-проигрыватель SL-P2000 с усовершенствованным ЦАПом S-Advanced MASH, который позволял обеспечить динамический диапазон в 145 дБ. В модели применялась интересная технология: малейшие наводки и шумы источника питания и цифровых цепей устранялись с помощью специальной схемы с так называемой «виртуальной батареей» (аналогом электронного дросселя).

В блоке питания были задействован высокоэффективный трансформатор с R-сердечником и крупные алюминиевые электролиты из серии Master. Помимо стандартного набора выходов (RCA и оптический), аппарат имел еще и балансные разъемы.

SU-C7000

В 92-м был выпущен предусилитель Technics SU-C7000 — в нем использовалась схемотехника класса AA и уникальный контур со встроенной аккумуляторной батареей, которая предназначалась для разделения блока питания (БП) и сигнальных цепей с целью минимизации шумов и устранения помех, попадающих в аудиотракт из сети. Такой аккумулятор мог проработать около четырех часов.

После его разрядки происходило автоматическое переключение на обычный БП, запитанный от сети переменного тока, а батарея тем временем начинала новый цикл зарядки. В блоке питания использовался эффективный трансформатор с R-сердечником. Шасси SU-C7000 имело многослойную структуру и обеспечивало эффективную защиту от вибраций.

SE-A7000

В пару к предусилителю был выпущен оконечный усилитель SE-A7000 со схемотехникой класса AA, МОП-транзисторами на входе и биполярными транзисторами на выходе. В блоке питания были установлены 10 электролитических конденсаторов из Master-серии суммарной емкостью в 75 000 мкФ, в топологии схем использовался принцип «двойного моно».

Корпус модели имел цвет типа «шампань», обладал толстыми панелями, деревянными боковинами и парой традиционных стрелочных индикаторов с отключаемой подсветкой. Усилитель выдавал 170 Вт на канал при 8 Ом и весил 38 кг.


RS-AZ7

В 1995 году вышла кассетная дека RS-AZ7 среднего класса, оснащенная аморфной головкой Amorphous-Z. В модели также использовалась схема, соответствующая классу AA, цепь с «виртуальной батареей» для уменьшения искажений и функция автокалибровки ленты ATC (Auto Tape Calibration), которая записывала тестовый сигнал, чтобы автоматически установить требуемый ток подмагничивания и уровень записи.

Корпус имел антивибрационную конструкцию Technics Hybrid Construction Base, а кассетоприемник устанавливался в центр, что обеспечивало точный баланс по весу и минимизировало влияние вибраций. Модель отличалась хорошим соотношением цена/качество и пользовалась большой популярностью.

1995 год также стал знаковым для бренда Technics благодаря выпуску 4-полосной напольной акустической системы SB-M10000, которая оснащалась 12-ю динамиками и относилась к классу High End. В низкочастотной секции одной такой колонки было задействовано четыре пассивных 270-мм излучателя и четыре 220-мм вуфера.

SB-M10000

Нижними средними частотами занималась пара 180-мм драйверов с композитными диффузорами на основе слюды, верхние СЧ были отданы в распоряжение 60-мм динамиков с куполами из слюды, а ВЧ озвучивал 25-мм твитер с купольной графитовой мембраной, поднимавший верхнюю границу частотного диапазона до 100 кГц.

АС весила 160 кг, имела многослойную отделку натуральным шпоном и надежно демпфированный корпус. По сути, SB-M10000 состояла из двух частей-блоков, которые устанавливались друг на друга — причем каждый из этих блоков подключался к отдельному усилителю.

Вуферы и пассивные излучатели устанавливались особым образом (акустическое оформление типа «бэндпасс») в самой верхней и самой нижней частях корпуса. Такая система получила аббревиатуру D.D.D. (Dual Dynamic Driver, т.е. «двойной динамический драйвер»).

Ребрендинг и возрождение Technics

В 2000 году появился DVD-проигрыватель DVD-A10, оснащенный ЦАПом с разрешением в 24 бит/192 кГц, а следующем году начался выпуск многоканального AV-ресивера SA-DA20, который имел на борту фирменные усилительные модули с технологией VGCA (Variable Gain Control Amplifier, «усилитель с управляемым коэффициентом усиления»), минимизирующие шумы и улучшающие динамику звучания.

На выходе устанавливались МОП-транзисторы, а шасси было надежно защищено от вибраций с помощью фирменной технологии THCB. Модель поддерживала кодеки Dolby Digital (AC-3), DTS, Dolby Surround Pro Logic и обеспечивала мощность в 100 Вт (6 Ом) на канал в стереорежиме.

DVD-A10

В 2002 году компания Matsushita Electric произвела ребрендинг своих товаров и, по сути, почти упразднила название Technics, оставив его только в некоторых секторах. «На то были две основные причины, — вспоминает Тэцуя Итани. — Во-первых, рынок перешел на использование сжатой музыки, поэтому фокус выпускаемой аудиопродукции сместился с Hi-Fi на обычные портативные устройства, а бренд Technics не справлялся с конкуренцией в этом секторе. В то время также было принято решение сосредоточиться на марке Panasonic и отбросить все остальные названия. Мы остановили бренд National в Японии одновременно с Technics».

Тем не менее, аудиоаппаратура, поставлявшаяся в то время «Мацуситой» в страны бывшего СССР, еще сохраняла на борту шильдик Technics. В 2007 году вышла шестая реинкарнация культового проигрывателя SL-1200, которая получила маркировку MK6, а уже в 2010 году марка Technics была полностью упразднена.


Мичико Огава

В 2014 году бренд был снова восстановлен. Возрожденное подразделение «Панасоника» возглавила профессиональная пианистка Мичико Огава (Michiko Ogawa). Тэцуя объясняет причины возвращения к «Техникс» так: «С развитием новых технологий аудиоформаты высокого разрешения стали широкодоступными. Мы обнаружили, что люди начали пересматривать свой взгляд на качество звучания и снова интересоваться Hi-Fi.

Примерно в тот же период мы разработали нашу технологию для усилителей D-класса, которая была достаточно хороша для применения в Hi-Fi. Кроме того, изменилась политика Panasonic по отношению к монобрендовости, и старшее руководство согласилось с тем, что название Technics, а также его история лучше подходят для специализированного аудиосектора, чем Panasonic».

Философия звука

Возрожденный бренд Technics остается верен своим традициям. «Мы никогда не откажемся от стремления достичь максимальных возможностей в передаче самой сути музыки», — именно так сейчас в «Техникс» описывают свою философию, акцентируя внимание на том, что для достижения поставленных целей инженеры бренда будут постоянно совершенствовать инновационные технологии и дизайн своей техники.

SB-R1

В настоящее время продукция бренда делится на три класса: топовый референсный Reference Class, гранд-класс Grand Class и более бюджетный премиальный Premium Class.

Можно выделить флагманскую референсную линейку R1, в которую входят 3,5-полосные напольные акустические системы SB-R1, 54-кг стереооконечник SE-R1 со стрелочными индикаторами и мощностью в 150 Вт (8 Ом) на канал, а также сетевой проигрыватель с функциями предусилителя SU-R1.


SU-R1

Кроме того, Technics выпускает компоненты серии Grand Class G30 (усилитель с сетевыми функциями и музыкальный сервер) и Grand Class G700, бюджетную серию C700, наушники, виниловые проигрыватели разных классов (в т.ч. легендарную модель SL1200 в нескольких версиях) и прочую аудиотехнику.

Об отличительных чертах Technics Тэцуя Итани говорит так: «Мы отличаемся во многих отношениях. С технической стороны, мы являемся частью Panasonic и можем использовать широкий спектр фирменных технологий и материалов, полученных в процессе разработки AV-компонентов и прочей электроники.


Grand Class G30

У нас имеется глобальная маркетинговая сеть, которая помогает организовать дистрибуцию наших товаров и их сервисное обслуживание. Мы также находимся в хорошем положении благодаря узнаваемости бренда, что позволяет нам успешно сотрудничать с музыкальной индустрией. Мы работаем с Берлинской филармонией и студией Abbey Road».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]