ЦАП Sabre ES9038PRO crystek cchd-575 + muse03 * 2 + muse02 * 2 + Amanero
Довольно долгое время я пользовался ЦАП купленным у китайского магазина Inntak на Sabre ES9018 + 2x Muses8920 + 2xAD797 + 2 R-Core. В качестве приемника USB в нем был установлен XMOS, которым я не пользовался, так как в моей системе источник цифры находится довольно далеко от усилителя и ЦАП и поэтому я передаю цифру по коаксиалу. XMOS китайцы больше любят в силу того, что он беспроблемен в плане передачи DSD-потока, с Amanero в этом вопросе есть некоторые моменты. Что касается звучания транспортов, то мне очевидно, что Amaero имеет лучший звук, более живой. ЦАП Inntak был великолепный, сверхвоздушный, детальный, с такой пространственностью, что все время казалось, Что кто-то включил эффект эха для лучшей передачи объема помещения.
Теперь на смену моему ЦАП пришел новый претендент — в принципе это все тот же старый знакомый, но на более дорогих компонентах.
Во первых сам чип уже последнего поколения Sabre ES9038PRO — это так-же, как и ES9018 — флагман линейки.
Конечно конфигурация самого ЦАП (не чипа) пережила глобальные изменения, поэтому мне сложно вычленить какой именно элемент влияет на звук, но общее впечатление — что 9038 и 9018 не одно и тоже. Различия этого видятся во встроенных в чип алгоритмах. Если раньше они были намертво зашиты в чип и вы могли только переключать их, пытаясь, понять, что изменилось (на слух неуловимо), то в 9038 фильтры можно перепрограммировать и те 8 фильтров что в комплекте имеют различие (не все конечно).
Далее в обозреваемом ЦАП более качественные для аудио и дорогие операционные усилители- пара Muses02 и пара Muses03.
Мне сообщали, что такая связка будет далеко не оптимальной в техническом плане, поэтому немного волновался за звук, но оказалось напрасно.
Muses02 — это двухканальный биполярный операционный усилитель. Скорость нарастания 5 v.
It is the best for audio preamplifiers, active filters, and line amplifiers with excellent sound.
Muses03 — это J-FET (читай мосфет) одинарный операционный усилитель с скоростью нарастания сигнала 35 вольт. Искажения 0.00003% (3 миллионных).
The MUSES03 is a high-quality sound J-FET input single operational amplifier for premium audio equipment.
Оба созданы для Hi-End аудио, что указано в даташит в той или иной мере.
Далее в качестве апгрейда вместо золотых TXCO установлены более дорогие Сrystek cchd-575.
Мне предлагали поставить еще более дорогой клок добавив 35 долларов, но отказался.
Далее в конфигурации два трансформатора R-Core к которым в ЦАП-ах я благоволю больше, чем к торам.
Когда я получил ЦАП, то стандартно потряс его и почувствовал, некое движение внутри, как и ожидалось после длительных транспортировок. Двигались трансформаторы. Я подкрутил недостаточно сильно затянутые болтики (попутно найдя один бесхозный внутри корпуса), но на немного свободное колыхание трансформаторов это не повлияло. Тогда я обратил внимание на металлические ушко раскоряченные в разные стороны — именно они и держали трансформаторы — смотрите фото, соответственно более жестко их и не закрепить с таким видом крепежа.
Сразу же обращает внимание, что трансформаторы экранированы сами (медная оболочка) и экранированы от основной платы металлической перегородкой.
Транспорт я попросил установить Amanero китайского производства по финансовым причинам — у меня был уже китайский Amanero и его способности меня более чем устраивают. Мне неоднократно сообщали, что оригинальный итальянский Amanero (это транспорт) лучше, пространственно более объемный.
ЦАП — апгрейд-версия от китайского магазина, на этот раз, MSHOW.
ПЕРВОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ
Подключил я ЦАП Sabre ES9038PRO crystek cchd-575 + muse03 * 2 + muse02 * 2 + Amanero стандартно по коаксиалу к усилителю мощности Yamaha P2200 и акустическим системам Diatone DS-2000. Эта связка без проблем должна показать потенциал.
Главные мои тревоги — это боязнь получить звук хуже, чем звучал мой прежний ЦАП Inntak, который был дико трехмерный и воздушный.
Включив Sabre ES9038PRO crystek cchd-575 + muse03 * 2 + muse02 * 2 от MShow Store в первые минуты я услышал, что звук высококлассный, но был слегка разочарован, так как не видел сильной разницы с обычным вариантом на Muses8920. Это длилось до того момента пока не зазвучала акустическая гитара в композиции, где я оказался поражен богатством звучания. Это было настолько музыкально при высокой детализации и микродинамики, и при этом все создавало еще один слой (не микродинамический), который влиял на слитность звучания — фантастически красиво.
Но еще больше получить от ЦАП я смог вспомнив, что по фильтрам Sabre9038pro уже совсем не то, что Sabre ES9018.
Когда я начал переключать режимы фильтрации и дошел до варианта Slow-SL я потерял дар речи, настолько красиво зазвучала акустическая гитара, возникли естественные звуки (какие-то удары по тарелочкам, струнам), что возник эффект присутствия, который я наблюдал только на ламповых или гибридных усилителя в каких-то конкретных местах фонограммы. Но ламповые решения слишком компромиссные в плане точности звука, а здесь жила жизнь и при этом с показывала музыку сверхдетально и при этом сверхслитно, как бы противореча себе.
В силу того, что вы читаете первый предваритиельный обзор, то будем следить, находить новые нюансы звучания. Что касается различий между прежним ЦАП-ом от Inntak и этим от MShow, то ЦАП-ы разные, каждый со своей особой изюминкой — причина этого в ОУ или самих микросхемах 9038/9018 затрудняюсь сказать. Могу только сказать, что ЦАП на Muses02+03 класс звучания еще более высок без сомнений.
В ЦАП Inntak, мне кажется, больше ощущение трехмерности-локализации, помещения.
В ЦАП MShow акцент делается на фантастическую слитность звучания при дико высокой детализации, как следствие текстура звучания становиться явно богаче и интереснее — уже не просто пространство 3Д, а потрясающая по увлекательности аудиопостановка за которой следишь с открытым ртом.
В итоге от прослушивания от ЦАП оказался в восторге, тем интереснее существование на рынке этой модели ЦАП, как утверждается, с еще более высокого класса Hi-END дискретными решениями вместо ОУ.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик с ЦАП Sabre ES9038PRO crystek cchd-575 + muse03 * 2 + muse02 * 2 от MShow — звук записан на стереорекордер Zoom H1 в формате wav 48кГц/24, потом в программе видео-редакторе Openshot совмещен в видео в формате ogv, где звук 48кГц (сколько бит не знаю, надеюсь тоже 24) в формате flac. После чего это залито на ютуб, и что он сделал со звуком, в какой формат пережал, остается только гадать.
Звучит Sabre ES9038PRO MShow:
В записи использованы две композиции разных исполнителей с одного СД-диска (!) на которых видео демонстрирует различие в качестве звучания. Одна композиция более взвешенная, другая более яркая — все это результат мастеринга на этапе записи музыкантов звукорежиссером.
А следом не помешает вспомнить как звучал ЦАП от Inntak, правда с более прозрачной акустикой Yamaha NS-1000.
Смотрим Inntak на Sabre ES9018:
Оба ЦАП-а безусловно роскошные, но на Muses-ах 02+03 + фильтр — это другой уровень восприятия, хотя и менее объемный, с мощным уклоном в естественность.
iCAN
Технические характеристики
- Усилительная часть: полностью дискретная, класс А
- Буферная часть: TPA6120A2
- Эквалайзер: двухуровневые ругуляторы 3D Holographic Sound и XBass
- Соотношение сигнал/шум: > 117 дБ
- Общие гармонические искажения:
- Частотный диапазон: 0,5 Гц – 500 кГц
- Выходная мощность: > 400 мВт @ 32Ω
- Выходное напряжение: >5 В @ > 600 Ω
- Потребляемая мощность:
- Блок питания: 100 – 240 В, 50/60 Гц
- Размеры: 158 мм x 68 мм x 28 мм
- Вес: 216 гр
- Вход: RCA и 3,5 мм
- Выход: 6,3 мм
Дизайн и комплект поставки Упаковка и внешний вид iCAN практически такие же, как в iDAC (и в iUSB), отличается только набор разъемов и индикаторов. В случае iCAN на передней панели расположились регулятор громкости, два трехпозиционных переключателя эффектов эквалайзера и выход на наушники. На задней панели расположены оба гнезда входа и разъем подключения блока питания, который у данного усилителя внешний. Верхние индикаторы показывают подключение питания, воспроизведение музыки и работу фирменной технологии Direct Drive.
Помимо самого усилителя, в комплекте вы получите блок питания, простой межблочный кабель с RCA-разъемами, коротенький белый шнурок с двумя 3,5-мм джеками, 4 силиконовых ножки, переходник с 6,3 на 3,5 мм и инструкцию/гарантийный талон.
Звук
- MacBook Pro Early 2011
- ЦАПы: iDAC, Audinst HUD-MX2, Yulong Sabre DA8
- Fidelia в роли плеера
- Записи в lossless-форматах
- Ambient Acoustics AM6 HiRez, Sennheiser HD650, AKG K702, Fischer Audio FA-003Ti, Philips Fidelio X1
Разумеется, главное, что выделяет iCAN на фоне конкурентов — это наличие двух «улучшателей» звука. Суровые аудиофилы обычно с пренебрежением относятся к подобным дополнениям, но если не давать вирусу аудиофилии поражать мозг, можно отметить, что иногда эти возможности весьма полезны. С XBass все более-менее понятно, это усиление НЧ двух уровней. Тот, что послабей, усиливает область до 200 Гц, достигая максимума +7 дБ на 20 Гц, сильный работает в области до 800 Гц, добавляя на 20 Гц +9 дБ.
3D HolographicSound — зверь, пореже встречающийся в усилителях. Первый его уровень похож на обычный кроссфид: каналы «подмешиваются» друг в друга, создавая эффект прослушивания на большой акустической системе (я подробно писал про это в описании проигрывателя Fidelia). Второй уровень куда интересней и дает эффект, действительно похожий на трехмерный звук, как это делает, например SRS. Самое удивительное, что этого эффекта в iCAN добились без задействования цифровой обработки сигнала, сугубо аналоговыми методами.
Настройки эти интересные, разные их сочетания дают забавные эффекты и иногда позволяют по-новому услышать знакомые наушники. Поиграв с ними, пришлось их выключить, чтобы написать объективно про звук iCAN. В тестах я слушал его с iDAC и с Yulong DA8.
Усилительная часть состоит из усилителя, построенного на дискретных компонентах, а также буферного усилителя на микросхеме TPA6120, достаточно популярной в аудиотехнике. К недостаткам этой микросхемы относится необходимость использования резистора сопротивлением не менее 10 Ω в выходной цепи, что не идет на пользу работе усилителя с низкоомными наушниками (особенно многодрайверными арматурами), но инженеры iFi сумели обойти это ограничение. Как я понял, они использовали индуктивность и резистор малого сопротивления, обеспечив и низкий выходной импеданс, и стабильность микросхемы.
Звучание iCAN нейтральное, оптимизированное для достижения максимальной прозрачности и незаметности. Очень низкий уровень шума дает тот самый «черный фон», который так необходим для погружения в детальную и сложную музыку.
Запаса по мощности хватает для раскрытия потенциала большинства наушников (может быть за исключением самых тугих). Разумеется, iCAN великолепно дополняет iDAC в том случае, если вы используете сложные наушники, добавляется все то, чего не хватает встроенному усилителю iDAC: объем, разделение инструментов, четкие и детальные НЧ. У меня iCAN с блеском справился с AKG K702 и с Sennheiser HD600. На моддинговых Fostex T50RP мне немного не хватило разрешения на СЧ, но Fostex вообще весьма капризны, и лучше всего раскрываются с усилителями, обеспечивающими очень большой размах по току на выходе. За счет общей нейтральности усилителя, он хорош с практически любыми наушниками: с мониторными он передаст все нюансы, а вкусовым он не будет мешать раскрыть собственную манеру подачи.
Единственным недостатком, или даже скорее особенностью iCAN можно назвать его большое усиление: с чувствительными наушниками даже при регуляторе на 8-9 часов громкость весьма высока, хорошо хоть плавность хода регулятора избавляет от проблемы установки комфортного уровня.
Если же вы хотите добиться максимального качества от вашей настольно-компьютерной аудиосистемы — вам понадобится фильтр питания.
Выводы
Что же мы имеем в итоге? Набор из нескольких очень хороших устройств как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения звука, ориентированных в первую очередь на «компьютерных аудифилов», хотя, разумеется, уровень устройств позволит им занять место и в более высококлассных системах. Отдельно радует то, что производитель активно дорабатывает линейку, совершенствуя существующие устройства и добавляя новый, а модульная конструкция позволяет собрать именно тот «сетап», который нужен вам. Кстати, недавняя новинка iFi: «улучшатель» звука iTube — еще один интересный компонент, который может вписаться в эту экосистему.
iUSB Power
Технические характеристики
- Два USB-разъема: один только питание, второй — питание и данные (рекомендуется использовать с кабелем iFi Gemini)
- Выходное напряжение: 5 В ± 0,5 %
- Выходной ток: 1 А
- Выходной шум: 0,0000001 В
- Высокоскоростной USB 2.0: 480 Мб/с
- Входное напряжение: 100 В – 240 В, 50/60 Гц (блок питания с ультранизким шумом в комплекте)
- Потребляемая мощность:
- Размеры: 158 мм x 68 мм x 28 мм
- Вес: 195 гр
Дизайн и комплект поставки Да-да-да, коробка и внешний вид устройства именно такие, как мы ожидаем. На передней панели находятся два USB-выхода, один передает и питание, и данные, второй — только питание. На задней панели находятся разъем питания, USB-вход и переключатель функции IsoEarth. Последний позволяет отключиться от линии «земли» в питании USB и таким образом заметно понизить уровень помех, правда, в некоторых случаях это может быть несовместимо с вашим компьютером, поэтому функция сделана отключаемой.
Индикаторы на верхней панели отвечают за индикацию наличия питания, подключения к ПК и работу функции IsoEarth.
Комплект поставки включает в себя USB-кабель (такой же хороший, как у iDAC), блок питания, традиционные инструкции-гарантийники, силиконовые ножки и белый кабель с USB на одном конце и круглым разъемом на другом. По словам представителей компании, этот кабель предназначен для питания Logitech Squeeze Box Touch (устройства, популярного среди западных аудиофилов, которые как раз часто подвергают моддингу его питание). Хотя я встречал в обзорах отзывы, что этот кабель отлично подходит для питания iCAN от iUSB Power, что позволяет сэкономить одно место в розетке, я не проверял этот вариант, поскольку он не рекомендован производителем.
Звук
- MacBook Pro Early 2011
- ЦАПы: iDAC, Audinst HUD-MX2, Fiio E17
- Fidelia в роли плеера
- Записи в lossless-форматах
- Ambient Acoustics AM6 HiRez, Sennheiser HD650, AKG K702, Fischer Audio FA-003Ti, Philips Fidelio X1
Стоит сказать, что я изначально относился со скепсисом к идее устройств типа iUSB, считая, что раз USB — цифровая шина, то и цифровой сигнал по ней однозначно передается корректно. Но стоит учитывать тот факт, что USB помимо передачи данных, зачастую еще и служит источником питания для устройств, и именно тут начинаются все проблемы в виде помех от блока питания ПК, плохой «земли» и так далее. Столкнулся я с этим первый раз на ноутбуке знакомого: он жаловался, что ЦАП Fiio E17 от одного USB-порта играет хорошо, а при подключении ко второму — шумит. Причиной шума стали именно наводки по питанию. Разумеется, не всегда некачественное питание так заметно проявляет себя, зачастую его «вред» менее заметен и выливается в общую деградацию звука, особенно это будет заметно на ЦАПах, разработчики которых не позаботились о фильтрации входного напряжения (забавно, что в iDAC фильтрация достаточно хороша, и польза iUSB не так заметна — в iFi не пошли на поводу маркетинга и не стали специально делать проблему, чтобы предложить решение).
Для iUSB разработали специальный сдвоенный кабель Gemini, передающий питание и данные по отдельным проводам, у меня его на тесте не было, судить о его полезности я не возьмусь, но даже без него толк от iUSB есть.
Что делает это устройство? Оно заменяет USB-питание от компьютера своим, полученным от блока питания и дополнительно фильтрованным самим iFi iUSB Power. Кстати, несмотря на то что в устройствах iFi используются импульсные блоки питания (чем это плохо я писал в этом обзоре), в компании сделали максимум для фильтрации высокочастотных помех, так что их блоки питания — отдельная ценность, которая может пригодиться для других гаджетов.
Самый сложный вопрос — полезность iUSB Power для пользователей. В первую очередь это зависит от того, насколько качественно реализовано питание вашего компьютера. Если его USB-питание и без того стабильно, вы заметите не столь большой прирост (хотя, когда я слушал чисто iDAC, подключение через iUSB Power улучшало контроль баса, частично снижая претензии к нему), если же вы используете, например, бюджетный ноутбук — эффект iUSB Power будет более заметен. Во вторую очередь это зависит от вашего перфекционизма. Если вы готовы заплатить за небольшой шаг, приближающий вас к идеалу, то iUSB Power станет хорошим дополнением вашей системы, особенно при использовании ЦАПов с питанием от USB-порта.