Цифро-аналоговый преобразователь Matrix X-Sabre
Мое первое впечатление от прослушивания Matrix X-Sabre можно резюмировать так: чистое, с хорошим разрешением, но в то же время слегка непринужденное с ровными, но протяженными верхами, великолепным тембром и приятным чувством общей сбалансированности. Такова, вкратце, общая картина, так что можете не читать дальше, если не хотите. Или продолжайте.
Среди ЦАПов существует несколько архетипов, с которыми знакомы большинство пользователей. Есть чересчур медлительный, теплый, приторный тип. А есть сверхдетализированный, аналитический, тонкий тип. Все остальные располагаются где-то между этими двумя, но большинство склоняется больше к первому или второму типу. Полностью в середине находится очень небольшое число устройств, обычно в верхнем ценовом сегменте. Не говоря уже о том, что большинство пользователей постоянно спорят, где же пролегает эта золотая середина.
Нельзя утверждать, что Matrix X-Sabre находится прямо посередине. На мой слух, он ближе к так называемому «музыкальному» типу, чем к более сухому, аналитическому. К счастью, он лишен многих недостатков своих собратьев: он не медлительный, совсем не округленный, в нем нет слащаво-сентиментальных басов и он не придает чрезмерной окраски звуку. Он также лишен многих недостатков аналитического типа: в нем нет шероховатости и грубости на верхах и ни малейшей легковесности внизу. Вобрал лучшее от обоих? Не совсем. Некоторые ЦАПы лучше извлекают детали, некоторые обладают более текстурированными басами, у других более чистое, прозрачное звучание. Но в целом я очень доволен X-Sabre. $1100 — не такая уж маленькая сумма, но по большому счету, нельзя считать это чрезмерно высокой ценой за ЦАП. Matrix пошла на некоторые компромиссы, но приоритеты были расставлены правильно.
Эти последние несколько строк объясняют, почему я так люблю X-Sabre. Исследуя конкурирующие модели в ценовом сегменте $800-1500, я нашел лишь один ЦАП, превосходящий X-Sabre по некоторым показателям. И все же очень немногие из них способны в целом звучать столь же хорошо во всех отношениях. Здесь можно привести множество аналогий, например, хорошо сбалансированный атлет, которого может и не увидишь в рекламном ролике Nike, но который имел долгую и успешную карьеру, заработал не один миллион долларов и глубоко уважаем соперниками и фанатами. Или как насчет вашего любимого ресторана по соседству с очень разнообразным меню? Он не специализируется ни в одной области, поэтому можно найти лучший стейк, лучшие макароны, лучшего жареного цыпленка… но лишь в узкоспециализированном заведении, которое не может похвастаться и половиной того выбора блюд, что есть в вашем любимом местечке. Я мог бы продолжить, но надеюсь, вы уловили суть: в общем и целом X-Sabre действительно хорош, если не самый лучший в любом конкретном аспекте. Вот еще несколько моментов, которые стоит упомянуть:· Впечатляющая звуковая сцена. В ней есть приятное чувство открытости, которое столь трудно уловить даже на многих дорогих моделях. Если выделять какую-то конкретную сферу, в которой X-Sabre превосходит всех остальных, это будет звуковая сцена. · Теплота. Как я уже говорил, X-Sabre принадлежит к типу с теплым и ровным звучанием. Это не заваленный и теплый ламповый NOS звук или что-то в этом духе, но он помогает ощутить «изюминку», сокрытую в некоторых записях (в хорошем смысле этого слова). Мне не кажется, что в нем не хватает напора на хороших записях, но записи среднего качества с грубым звучанием приобретают некую мягкость. Я заметил небольшую яркость на верхах в первые часы прослушивания, но потом это ощущение ушло. Возможно, по большому счету, яркость никуда полностью не исчезала (если сравнивать, например, с Resonessence Labs Invicta), но сейчас, после нескольких сотен часов прослушиваний она меня не беспокоит. · Отличия входных разъемов. В основном я использовал USB подключение к ноутбуку. Звук был очень хорошим. Для улучшения звучания при помощи USB-SPDIF конвертера потребовалось много усилий: Stello U3 звучал хуже, выдавая чуть более резковатый звук, что несколько сбило меня с толку. Звук не был ужасным, но утратил некий шарм по сравнению с USB портом. Resonessence Concero в качестве цифро-цифрового преобразователя очень трудно отличить от родного USB входа, по крайней мере в стандартном режиме. Если использовать запатентованные фильтры Resonessence для повышения дискретизации (БИХ или аподизирующий фильтр), чувствуются небольшие изменения в характере звука. Особенно в этом отношении мне нравится минимально-фазовый БИХ-фильтр, но это не оправдывает приобретение Concero за $599 в качестве обязательного дополнения. Затем я тщательно протестировал Audiophilleo AP1 с источником питания PurePower. Эта комбинация заметно подняла планку в плане прозрачности, образности и текучести средних частот и верхней середины. Она мне понравилась, но когда пришло время возвращаться к родному USB, я не испытал никакого внутреннего протеста. Напоследок я испробовал в качестве транспорта свой Cambridge Audio 740C через коаксиал. X-Sabre снова зазвучал резче, как и со Stello U3. По большому счету, звук не был таким уж плохим, и, если бы у меня не было другого выбора, мне все равно понравился бы этот ЦАП… но через USB он нравится мне гораздо больше. У меня не было возможности протестировать мой цифровой музыкальный сервер JF, у которого меньший уровень джиттера на SPDIF выходе. Возможно, он звучал бы ближе к USB, но мне было лень переносить его из системы в гостиной. · Я не заметил никакой разницы между RCA и XLR подключением, за исключением более высокого напряжения на XLR выходе, о чем я упоминал ранее. Возможно, некое второстепенное отличие все же существует, но если это и так, оно не вносит существенных изменений. Я провел много времени за прослушиванием необыкновенных DSD записей. Демонстрационные DSD альбомы от Opus3 Records определенно стоят того, чтобы их купить, если нужен демо материал. $12.99 за DSD128 и всего $9.99 за DSD64 — это небольшая сумма по сравнению с завышенными ценами на некоторые альбомы в высоком разрешении. Я все равно был бы в восторге от «Where the Green Grass Grows» в исполнении Эрика Бибба (Eric Bibb), даже если бы слушал mp3 файл с низким битрейтом… но DSD версия, наверное, одна из самых реалистичных записей из тех, что я когда-либо и где-либо слышал. Большую часть времени я провел, слушая запись в DSD128, а почему бы и нет? Честно говоря, версия в DSD64 звучала столь же отлично — настолько, насколько я могу быть уверен, что в состоянии достоверно их различать. Но я особенно и не старался, так что это тема для другого обзора. Обе отличаются богатым тембром, натуральной воздушностью, безупречной образностью (назовите мне еще какое-нибудь аудиофильское клише), и до очень высокой степени вероятности это качество присутствует в этом треке. Еще меня необычайно впечатлил вокальный ансамбль Эрика Вестберга (Erik Westberg) и Nun kommt der Heiden Heiland Матиаса Вагера (Mattias Wager), где звучит просто потрясающий орган, который проникает в самую суть. Низы в этом треке как нельзя лучше раскрывают разницу между наушниками высокого класса (LCD-2, 8.A, SR-007, JH13) и просто «довольно хорошими» (W1000X, HD650, DT880 и т.п.). DXD треки не отстают от DSD и тоже звучат прекрасно. У меня есть Quiet Winter Night от Hoff Ensemble, который, как и многие другие недавние релизы в высоком разрешении, был первоначально записан в формате DXD с разрешением 24 бит/352.8 кГц, а позднее конвертирован в DSD и PCM. Мне трудно поверить, что DSD может быть в чем-то лучше, потому что DXD релиз уже и так великолепен. Этот альбом достался мне в качестве промо-образца — один из лучших моментов в профессии «настоящего» аудио журналиста, — но у меня есть только одна эта версия. Если бы мне пришлось покупать ее, не уверен, что захотел бы заплатить почти двойную цену за DXD по сравнению со старой доброй 24/96 FLAC версией. И все же, может и заплатил бы, если бы разница была заметная. Это побуждает начать интересную дискуссию о том, почему существует такой перепад в цене для загрузочных версий, но не стану сейчас вдаваться в рассуждения. А как насчет PCM в высоком разрешении? PCM записи по-прежнему звучат прекрасно на X-Sabre. Весь мой обычный эталонный набор звучал отлично — Conga Kings, Traffic от CBW, Wilson Pickett, Norah Jones… Теперь мы подходим к обсуждению материала в «скучном» стандартном CD-качестве, который по-прежнему преобладает у нас в библиотеках. Следует ли считать такое качество ограниченным и трудно ли его слушать после всех этих удивительных записей в высоком разрешении? И да, и нет. По своей сути, релизы в высоком разрешении являются одними из самых лучших в любом формате. Да, иногда встречается неудачная передискретизация или отдельные популярные современные релизы, которые нет смысла покупать в высоком разрешении из-за изначально низкого динамического диапазона. Но это исключения. Большая часть материала в высоком разрешении также прекрасно звучит и на стандартном CD-диске. Тем не менее, вещи, которые выходили лишь на CD, могут звучать весьма посредственно, а иногда и просто ужасно. Например, Rush или Red Hot Chili Peppers особенно раздражают, и хотя сама музыка хороша, этого нельзя сказать о качестве записи. И все же можно найти много контрпримеров: послушайте восстановленную Стивом Хоффманом (Steve Hoffman) «Металлику», любой альбом Hiromi или Yo-Yo Ma, любую запись Reference Recordings, большинство альбомов Питера Габриэля или Genesis, любой трек Miles Davis, Otis Redding, Alison Krauss & или Bill Evans… продолжите сами. Материал на CD может звучать и откровенно плохо, и очень-очень хорошо, и не следует возлагать всю вину на формат. X-Sabre прекрасно справляется с хорошим материалом, а благодаря своему достаточно ровному звучанию лучше многих обрабатывает и «плохой» материал. Я пытаюсь сказать, что великолепные записи существуют во множестве разных форматов, и X-Sabre умеет хорошо проигрывать их все.
ЦАП Sabre 9038 PRO vs PCM 1796. Тест с переключением, окончательное излечение
Привет
Это мой последний пост, я окончательно вылечился от аудиоболезни чего и всем желаю. Итак…
Был у меня ЦАП с двумя трансами на Sabre 9038 PRO (от mshow MUSES8920 + AD797 + Amanero USB). Также имею ЦАП Arcam irDAC на PCM1796, всегда считал его ну ооочень удачным устройством за свои деньги, довольно редкий гость на вторичке.
Когда я приобрел Sabre, то первое что бросилось в уши — прозрачность, детальность, более собранный бас, я был твердо уверен, что это устройство на голову выше моего Arcam, но также при переключении я улавливал, что Arcam играет немного громче.
Однажды мне пришла мысль сделать тест с переключениями: два ноутбука, два ЦАП, межблоки втыкаем в разные входы на усилителе, запускаем одну и ту же композицию с двух рук в фубаре на разных ноутах в одно и тоже мгновение. И главное: выставляем по шумомеру (можно на слух, я точно угадал на слух) одинаковый уровень громкости ЦАПов. Дальше с пульта щелкаем при прослушивании селектор входов, переключаемся т.о. на разные ЦАП.
Что же я услышал? НИЧЕГО, звук был идентичным во всем!
Жена также ничего не услышала, потом пришел друг. Он более натренирован в плане слуха (жанры музыки, которые мы слушаем сильно рознятся, это в данном случае также плюс имхо). Начал переключать он, но также ничего не услышал.
Подумал, что где то подвох и выключил Sabre, но подвоха не было, Sabre выключил, при переключении на нее звук пропал)))
В общем, может быть кому то поможет мой опыт подобных тестов в плане излечения от аудиоболезни. Думаю начиная с какой-то не очень высокой ценовой отметки все ЦАП идентичны, на восприятие влияет лишь уровень громкости источника. Из всех компонентов аудиотракта единственный вопрос который оставался для меня не закрытым в разрезе аудиоболезни — вопрос по источникам, теперь я его закрыл. Более того, ранее я использовал Arcam с аккумуляторным питанием, после тестов я отказался от него — разницы нет! Хотя до тестов казалось, что есть.
Так как я давно не обращаю внимание на то, сколько деталюшек положили внутрь компонента (сравнить сябру и аркам по внутренностям вы можете сами), то я оставил себе Arcam. У него хорошие драйвера, можно переключать треки с пульта в фубаре например. Очень удобно.
P.S. Для меня в хайфае тайны нет, есть невежество и маркетинг. Всем удачи.
P.P.S. Если вы живете в комнате обычной площади (у меня 18,5 кв.м.), рекомендую вкладываться прежде всего в акустику и акустическое оформление помещения. Все остальные коробочки с кремнием вторичны и не дадут ощутимой прибавки в звуке.
Тесты проводились на акустике Dynaudio Evoke 20.