Что внутри Uniti Atom?
Мы приложили все усилия, чтобы максимально улучшить качество звучания этого компактного плеера. Массивный трансформатор, обеспечивающий надежное и стабильное питания и все аналоговые и цифровые компоненты – каждый элемент Uniti Atom оценивался в контексте его влияния на общее качество звучания.
Усиление класса А/В
Плеер Uniti Atom оснащен 40-ваттным усилителем класса А/В, построенного на базе легендарного интегрированного усилителя NAIT.
Массивный трансформатор, высококачественные компоненты и премиальные ЦАП Burr Brown также вносят свой вклад в фирменное аудиофильское звучание Naim.
Усовершенствованный модуль WI-FI
Новые Uniti Atom оснащены невероятно мощным 40-битным цифровым сигнальным процессором SHARC 4-го поколения. Фирменные алгоритмы Naim устраняют джиттер и передискретизируют цифровые данные. Все это выполняется в мельчайшие доли секунды и существенно повышает ясность звучания.
Локальные накопители
Сохраняйте до 20.000 треков на USB накопителе и воспроизводите музыку на любых потоковых устройствах Naim.
В мультирумной системе можно транслировать музыку с UNITI NOVA на сетевые плееры (до 4-х устройств).
ВСТУПЛЕНИЕ
Невольно начав писать обзоры (никто меня не заставлял, но вот не планировал я этого — точно), первые свои рассказы я посвятил опыту знакомства с портативом: CA Solaris, Cayin N6-II, QLS 361. Но если копнуть глубже, то начал я все-таки со стационара! Причем, вполне осознанно, движимый любовью к музыке и тягой к халяве — это были отзывы, переросшие в аудиофильские эссе, о Dali Oberon 5 и Marantz PM6006, которыми я владею. И все это ради участия в конкурсе с призом в виде BT-колонки Denon. Спойлер, колонку я не выиграл. Но приобрел нечто более ценное — опыт, хоть и тексты вышли далеко не без греха, но были замечены и впоследствии опубликованы организаторами в соцсетях. А это в свою очередь дало толчок моей графомании на поприще аудиофилии.
Вы поняли, к чему я клоню. Сегодня в моих цепких лапках (логичнее говорить об ушах, но бывают ли они цепкими?) устройство сугубо стационарное, причем, не для использования с наушниками, нет, предусматривающее в качестве главного и основного сценария эксплуатации работу в составе домашней стереосистемы. Оттого и интересно. Мне. Конечно, интерес здешней публики к подобным устройствам прогнозируемо ниже, но он есть. Каждый из нас, кто увлекается портативом, рано или поздно начинает задумываться об акустической системе, но кому-то не позволяют жилищно-бытовые условия, а кто-то останавливается на приличной мультимедиа-акустике. Я, например, после 3 лет с замечательным представителем этого класса стереосистем в виде Edifier R2700 решил сделать шаг в сторону пусть и бюджетного, но уже Hi-Fi (что бы сей термин не означал). Вот для них, вечно страждущих, этот текст.
Когда-то я уже писал о ЦАПе Aune X8, который использую в своем домашнем сетапе, а также несколько раз использовал обозреваемые ЦАПы/усилители для наушников в качестве ЦАПа/преда для стереусилителя и делился этим опытом в обзорах. Особенно примечательным был опыт с Focal Arche, который в качестве ЦАПа продемонстрировал потолок возможностей связки моих акустики и усилителя. Но сейчас можно будет говорить о верхней планке возможностей непосредственно акустики. Ведь теперь у меня гостит еще один представитель устройств класса High-End, только уже обладающий усилительным трактом. Вот и послушаем, на что способны Обероны в этом мезальянсе.
Усовершенствованное приложение Naim App
Новое интуитивное приложение Naim App позволяет легко управлять одним или несколькими плеерами Uniti. В вашем распоряжении – доступ ко всей музыке, включая любимые Интернет-радиостанции, потоковые сервисы, плейлисты и дискографии и биографии исполнителей. Чтобы обновить систему по беспроводной связи, нужно лишь одно нажатие! При помощи приложения Naim App можно управлять любыми потоковыми устройствам Naim.
ЗВУК
Во вступлении к этой части я бы хотел уточнить, что осознаю, что, подключая столь высококлассный девайс к акустике, пусть и добротной, но бюджетного уровня, не увижу всего потенциала устройства. Однако, колонки продемонстрировали более чем заметную разницу между работой с текущим трактом и с Atom’ом. Я услышал потолок возможностей акустики. Теперь придется с этим жить.
Первое, о чем хотелось бы написать, это сцена. Naim не просто создает широкую стереопанораму, он очень детально и скрупулезно формирует и отстраивает воображаемую сцену, невероятно реалистично прорабатывая планы. За счет такого техничного разделения планов создается неподдельное ощущение голографичности сцены, ее правильной геометрии и локализации звуков в пространстве. Восхитительный реалистичный эффект, к которому ранее очень близко приближался Focal Arche, но в случае с ним в качестве бутылочного горлышка выступил усилитель, чей потенциал много ниже, чему ЦАПа.
В случае же с Atom’ом ему ничего не мешало нарисовать ту картину, которую он может и на которую способны Oberon 5. Глубина — и речь идет не о той глубине звука, которую создает басовая подложка из мощного и проработанного суббаса — захватывает и не дает отвлекаться ни на что. Если хотите слушать музыку в фоне, забудьте! Ваше внимание будет постоянно цепляться за те мелочи и моменты, которых ранее вы были лишены. Усядьтесь поудобнее (в моем случае это значит на полу, колонки — невысокие) — и вас унесет, как Дороти с Тото в страну Оз.
Помимо глубины сцены и объема в целом, следующее, за что цепляется ваш слух, это великолепная локализация инструментов в пространстве и очерченность звуков. Это четкие мазки, с обозначенными границами и очень гармоничными переходами: звучание обладает высочайшим разрешением и техничностью, однако, это не сухой безэмоциональный звук студийной аппаратуры. Цельность подачи музыкального материала сохранена.
В данном случае я подразумеваю не столько количество деталей, открываемых нам Atom’ом (хотя и тут он вас приятно удивит), и в общем акцент на микродинамике, сколько какую-то гиперреалистичную передачу самой текстуры звуков и послезвучий. Это ощущение самой физики звука, и речь не о массивности и весе, плотности и ударности, а скорее о осязательной составляющей. Вещи, понятные только людям с острой неизлечимой формой аудиофилии.
В фонограмме прекрасно слышно и различимо все, плеер радует информативностью и всеядностью. Интернет радио (кстати, под крылом у Naim есть своя студия — Naim Records, и своя же Интернет радиостанция, радующая качественным и разнообразным репертуаром), Spotify Premium не звучат плохо, отнюдь, но Tidal, а также lossless-файлы с локального сервера демонстрируют явное превосходство такого контента на этом тракте. Про DSD-файлы я вообще молчу. Atom очень качественно и внимательно подходит к проработке всех тех мельчайших нюансов записи, которые и подпитывают нашу с вами страсть, аудиофилию, не давая ей увянуть. Прекрасно различимы реверберации и резонансы инструментов, очерченность и воздушность верхнего регистра великолепно передает эмоциональность звучания записи.
Воздушность, детальность, классная передача текстур и натуральность тембров — на одной чаше весов, на другой — работа Atom с нижним регистром. Я не хочу назвать низкие частоты плохими или недостаточно проработанными, упаси Боже, но есть некоторая сухость и легковесность в диапазоне, которая становится заметна при прослушивании тяжелой музыки. НЧ обладают прекрасной скоростью, разрешением, Atom замечательно передают саму текстуру баса, но менее акцентирует психофизическую составляющую — массу, плотность, вес. Да, НЧ великолепны в своей техничности, но стоит включить что-то потяжелее или электронную музыку, со временем понимаешь, что хочется большей глубины и массы. Но в остальном НЧ радуют: они быстрые, хлесткие, артикулированные, не имеют никаких проблем с атаками и демонстрируют образцовую динамику.
Тут бы я подвел к несколько условной жанровой универсальности Atom’а. Он без преувеличения великолепен с акустическими стилями (что характерно, это основная составляющая тестовых подборок Naim), ему хватает масштабности для сложной классической музыки (Концерт Рахманинова №1 для фортепиано звучит с положенной масштабностью), рок, блюз и их производные динамичные, живые, с замечательно передаваемыми тембрами инструментов, но с металлом немного не хватает именно жирка на НЧ, массивности.
Master of puppets звучат с отличной передачей агрессией в середине, гитары роскошны, но басу не хватает веса.
Scandroid идеально демонстрирует работу Atom с низкими частотами: он без претензий передает их динамику, атаки, упругость, если необходимо. Бас с высочайшим разрешением, собранный и ударный. Но легкий, сухой и хлесткий. Возможно, Atom с акустикой нарочито подчеркивающей массивность НЧ, показал бы себя лучше. Также не забываем про возможность подключения активного сабвуфера (однако, следует принять во внимание, что отдельного кроссовера для саба в Atom не предусмотрено).
Вот уже где Naim раскрывается, так это здесь! Сложно сказать, сколько раз я послушал именно эту композицию из подборки для этого эссе! Безапелляционно прекрасная динамика, натуральность и детальность — подчеркивают великолепие композиции, ее исполнения и еще раз заставляют пересмотреть Одержимость Дэмьена Шазелла.
Когда-то в обзоре Lotoo paw 6000 я упоминал, что мы, аудиофилы, часто определяем звук по географическому критерию, и привел описание звука, характеризуемого как “английский” — условное понятие, которым можно описать акустическую модель, в которой основной акцент сделан на проработку среднечастотного диапазона. Немного грубо и слишком в общем, но очень близко. А мы не забываем, откуда родом Naim — город Солсбери (это где те самые шпили).
Если принять эти условности, то звук — таки да, английский, не менее английский, чем чай в моей кружке (без шуток, он был куплен на Оксфорд стрит). Суховатый, хлесткий бас, с хорошими артикуляцией и атакой, но несколько легковесный, на котором строится конструкция из тепловатых, великолепно проработанных средних частот и воздушных, четко очерченных высоких частот, наполняющих пространство обертонами.
Средние частоты пленяют и подчиняют волю слушателя. Naim звучит натурально и масштабно, и все это пространство наполняется звучанием (середина — наиболее информативный участок спектра) инструментов и голосов. И их качественная проработка, и передача текстур и шероховатостей, очерченность в пространстве, — залог как трансмиссии эмоций, так и захвата внимания слушателя, его вовлеченности. Еще раз скажу, прослушивать Atom в качестве фонового сопровождения во время работы — дурная затея. Я лично не смог отвлечься от вдумчивого прослушивания. Возможно, это от непривычки, но подчеркнуть эту особенность не могу.
Эннио Морриконе и Квентин Тарантино. Это как Мстители, только в реальности. Хоть и КИНО-реальности. Великолепная передача пространства и звуков в нем. Atom имеет замечательную протяженность послезвучий в верхнем регистре, жаль, акустика — я в этом уверен — не дала показать максимум его возможностей.
Авангард-джаз от поляков из Niechęć. Верхняя и нижняя середина как пламя и лед: драйвовые и плотные нижние средние частоты органично объединены с пронзительным и кристально чисто звучащим саксофоном.
Отдельно упомяну вокал. Ник Кейв — не Меркьюри, но никто не поспорит с тем, что он по-своему крут! Харизма и притягательная мрачная эмоциональность, помноженные на нетривиальный образ (в каком-то рейтинге Кейв вошел в 5-ку самых некрасивых исполнителей). Все эти нотки, формирующие Кейва как замечательного фронтмена, Niam передает отлично.
Говоря о высоких частотах отдельно, я в который раз пожалею, что в свое время не расстался со второй почкой и не взял Dali Epicon! Хоть Oberon и оснащены твиттером, сделанным по той же технологии, что применена в старших моделях, но истинный потенциал Atom в этой области все-таки считаю не раскрытым на своей системе. Но если этим пренебречь, то Atom показал высочайшую детализацию в этом спектре, вытянув все, что было возможно из Oberon. Они по-настоящему великолепны, пробуя всевозможный материал, так и не смог найти к чему вообще можно было бы придраться.
После Marantz (он не конкурент, разумеется, это как фон. Фон в виде ковра на стене, если хотите) в верхнем регистре происходит нескрываемое прояснение, все звуки становятся кристально прозрачными и непривычно четкими, а их послезвучия — более выраженными, приобретается более обозначенная слоистость, что вместе с проработкой планов сцены обеспечивает масштабность, глубину построения сцены и воздух. Воздух, его тут без преувеличения много. Моя гостиная на 18 квадратных метров стала Альберт Холлом в миниатюре.
В моих аудиофильских закромах есть замечательная запись — трибьют Майлза Девиса от артистов студии Чески рекордз. Сам по себе альбом — сплошная демонстрационная тестовая запись. Исключительно образцовое качество записи как нельзя лучше проявилось при прослушивании с Naim: в процессе не покидало ощущение перехода на непожатый формат после mp3. Да, по части ВЧ Atom недвусмысленно указал на его место моему тракту, прости Господи. До чего же информативно, насыщенно, сколько всего слышно!
Запись из другого релиза Чески, к сожалению, на youtube не нашлось упомянутого трибьюта. Тарелочки ВЕ-ЛИ-КО-ЛЕП-НЫ! И воздух, и тарелочки и геометрия звука.. Несите транквилизаторы, феназепам уже не помогает.
Еще одна композиция, которую с удовольствием послушаешь даже из радиоточки. А уж если тракт соответствует художественной ценности произведения… Нужно ли говорить, что весь верхний спектр блестяще проработан? Резонансы струн переданы с ощущением характерной вибрации, а при ударе по тамбурину локализуется и разделяется каждый звук и призвук. В высшей степени великолепно.
Как уже говорилось, мощность Atom’а весьма скромна, однако, это никоим образом не сказывается на динамике и контроле в области НЧ. Naim Uniti Atom сохраняет динамику и текстурность низких частот даже при прослушивании на невысокой громкости, а что до громкости, то выше 70 единиц из 100 мне поднимать не доводилось, но это на DSD с DR12.
Ну и затронем немного более близкую тему для большей части здешней публики — звук в наушниках. Я украдкой упомянул, что Atom имеет наушниковый выход, но до сель обходил стороной его перфоманс в этой ипостаси — наушникового усилителя.
К сожалению, во время теста под рукой ничего, окромя CA Andromeda, не было, а потому отзыв будет сквозь призму капризной многодрайверной арматуры. Наушниковый выход достаточно мощный, но — шумный. Поэтому в ход пошла тяжелая артиллерия в виде ifi iematch.
Как результат — шум убран в ноль. Звук с наушникового выхода, в общем и целом, на его звучание с акустикой не похож от слова совсем. Гораздо более заметен уклон в теплоту, звучание не столько выразительно-чарующее, куда более слитное, с явным акцентом на СЧ и более массивными НЧ. Слушая через наушниковый выход, мы лишаем себя того воздуха и сепарации образов, детализации и проработки планов, которые свойственны Atom’у при более привычном режиме эксплуатации. Думаю, что тугие динамические наушники с лучшей бы стороны раскрыли наушниковый тракт Atom’а, а так я бы определил его как теплое и очень вкусовое. Знаю немало любителей такой подачи, да и правильно подобранные наушники помогут полноценно раскрыть и эту сторону Naim Uniti Atom.
Разработка Uniti
Серия Uniti, разработанная нашими инженерами и дизайнерами в Солсбери, полностью верная нашим ключевым принципам. От точеных гребней теплорадиатора до аппретированного черного алюминиевого корпуса, от нового фирменного регулятора громкости до подсвеченного постамента – каждая мельчайшая деталь рассматривалась в контексте эталонного качества звучания. Uniti – это подлинный шедевр промышленного дизайна.
Hi-Fi, фэн-шуй
Начать разговор о звуке стоит с лирического отступления об особенностях акустики. Все дело в том, что эти безобидные на вид малыши оказались довольно капризны в плане вопроса расположения в помещении и относительно слушателя. С расположением твитеров удалось разобраться довольно быстро. Оптимальная установка — твитерами внутрь и с поворотом колонок на слушателя. Именно таким образом можно получить широкую сцену, с хорошей проработкой глубины и естественными стереообразами. Также хотел бы заметить, что расположение твитеров на уровне ушей или ушей на уровне твитеров дает заметный прирост качества звучания. Поэтому если вы планируете слушать Neat Iota по-взрослому, как велят каноны Hi-Fi, имейте это в виду.
Фирменные записи от Naim Records стоит послушать
Если же система будет использоваться для фонового озвучивания, и стоит задача заполнить помещение звуком, стоит развернуть АС таким образом, чтобы оси излучения были параллельны, а возможно, даже поменять левую и правую колонки местами или поставить их на бок.
Но это еще не все. Neat Iota также очень живо реагирует на расположение в комнате, а точнее — дистанцию от стены. Даже когда колонки стоят на стойках в полуметре от стены, перемещение их буквально на 5-7 сантиметров дает слышимый эффект в плане характера воспроизведения низких частот. Сложно поверить, но если поставить их слишком близко к стене, баса может оказаться много.
Прецизионный регулятор громкости
В Uniti используется аудиофильский дискретный аналоговый регулятор громкости с цифровым управлением. Его конструкция унаследована от потокового предусилителя NAC-N 272 и нашей эталонной усилительной системы Statement. Горящие сегменты регулятора громкости точно так же отображаются на интуитивном пульте ДУ. Внутри регулятора громкости встроена скрытая Bluetooth антенна.
Великое в малом
Все вышеописанные эксперименты с акустикой остаются за кадром, когда приходишь послушать уже установленный комплект, и именно такое первое знакомство гарантированно оставляет неизгладимый эффект. Слушая систему с очень чистым, динамичным и вполне взрослым звуком, невольно ищешь глазами спрятанную где-то полноразмерную стереопару или хотя бы небольшой сабвуфер (кстати, выход для сабвуфера у Uniti Atom имеется, и организовать на его базе трифоник труда не составит). Несложная проверка показывает честность эксперимента: играет один компонент и пара микроколонок.
По характеру звучание системы было достаточно мягким, аккуратным, с обволакивающей теплотой в области нижней середины и баса, а также предельно чистыми, прозрачными и хорошо сбалансированными верхними.
И про красивую визуализацию музыки разработчики не забыли
И тут, как это обычно бывает с хорошо звучащей системой, начинается перебор тестовых треков от одного к другому с целью выявить предел возможности. Ведь не может же быть, чтобы отлично играло абсолютно все! Акустическая музыка, вокал, легкий аудиофильский джаз, популярная и несложная академическая музыка разных эпох — это то, с чем связка справляется практически идеально.
Систему удалось несколько озадачить тяжелой музыкой, которая звучала в целом хорошо, но ей уже не хватало разборчивости в НЧ-диапазоне. Еще один способ нагрузить систему — включить прогрессив-рок или фриджаз. Наслоение сложных ритмов баса, барабанов и перкуссии не всегда складывалось привычным образом. При этом прямые ритмы, быстрые или медленные, звучали абсолютно четко, независимо от того, была ли это старая запись AC/DC или современный танцевальный хит.
Под заглушкой мог бы быть порт HDMI с поддержкой ARC, но за это придется дополнительно заплатить
К слову о танцевальной музыке: с EDM этот комплект справился очень даже неплохо, при этом характер звучания получился идеальный для громкого прослушивания в условиях городской квартиры. Ощущение огромного гулкого баса, заполняющего танцпол есть, а удара в грудь и звона посуды в шкафах нет. Стало быть, и соседи не придут без приглашения.
Под капот
Заглянуть под капот любого компонента Uniti можно на официальном сайте Naim, и пусть не все ключевые элементы обозначены там красноречивыми подписями, все нужное видно и без комментариев производителя. Первое, что бросается в глаза, — у Nova самый большой трансформатор питания. Даже сопоставимый по габаритам Star имеет трансформатор габаритами поменьше. Это значит, что перед нами не просто Atom, раздутый до размера Сверхновой, а официально самый мощный компонент в серии.
Минимальные длины проводников, продуманное взаимное расположение плат — в этом корпусе High End технологий хватит на стереосистему
И раз уж мы изучаем анатомию устройства, хочу отметить, насколько точно компания Naim следует собственной идеологии, в частности, идее о максимальном сокращении длины проводников. Выводы тороидального трансформатора предельно короткие и расположены таким образом, чтобы дотягиваться до точек пайки на платах по кратчайшему расстоянию. А сами платы не просто разнесены на разные уровни и виброразвязаны друг от друга для минимизации взаимного влияния, они еще и располагаются так, чтобы соединяющие их шлейфы и проводники имели минимальную длину.
Набор разъемов типичен для Naim: «готовьте DIN-кабели, господа!»
С точки зрения идеи минимальных расстояний сигнала, аппараты, входящие в линейку Uniti, превосходят системы на раздельных компонентах так же, как High End система превосходит Bluetooth-колонку. Никаких разъемов, лишних паек, длинных кабелей с неизвестными свойствами и т.п. И при этом соблюдается другая идеология — разделение компонентов, ведь каждая плата — эквивалент одного Hi-Fi-компонента, максимально развязанного от другого электрически и механически.
СуперНова
В линейке Uniti есть один весьма примечательный компонент под названием Atom. Его позиционирование на рынке абсолютно понятно и объяснимо, я бы сказал, что это вариация на тему успешных устройств Mu-so, но без встроенной акустики. Своеобразный музыкальный центр Hi-Fi-класса. Или High End, если не пожалеть денег на акустику.
Визуальное разделение корпуса на две части стоит понимать как «проигрыватель + усилитель»
С более крупными же их собратьями Uniti Star и Uniti Nova ситуация сложнее. Оба устройства имеют размеры полноценных Hi-Fi-компонентов, но при этом обладают схожей функциональностью и еще более тяжеловесным ценником. Самый противоречивый из них — Uniti Nova, ведь это, по сути, тот же Atom, только в два раза больше и в два раза мощнее. В чем тогда разница и зачем платить больше, я и решил разобраться.