При подборе системы максимальный вклад в ее звучание вносит сочетание акустики и усилителя. Поиск этого сочетания, как правило, делается методом проб и ошибок. Поэтому лучше фиксировать все найденные удачные или хотя бы интересные варианты. На этот раз объект для изучения состоит из компонентов Naim и колонок Tannoy.
Сохранить и прочитать потом —
Начнем с усилителя Naim. Для своих 70 Вт на канал Nait XS 2 получился довольно компактным благодаря тороидальному трансформатору и работе выходных каскадов в классе АВ. На усилителе для наушников, впрочем, экономить не стали — он выполнен в чистом классе А. Из прочих важных мелочей, которые и составляют в сумме звучание Naim, стоит упомянуть керамические прокладки под выходными транзисторами, заказные пленочные конденсаторы и оптимизированную внутреннюю разводку для сокращения пути сигнала и уменьшения помех.
Полуматовая краска черной передней панели Tannoy гармонирует с порошковой отделкой компонентов Naim
Коммутационные возможности включают набор входов DIN и RCA, выходы на сабвуфер и усилитель мощности. Имеется режим AV-bypass, позволяющий интегрировать усилитель в систему домашнего кинотеатра. Повысить качество звучания аппарата можно с помощью фирменного внешнего блока питания, например, FlatCap XS.
XS 2 — средняя модель в серии интегрированных усилителей Nait
Управляющее приложение сетевого плеера Naim ND5 XS, которое постоянно дорабатывается и даже сменило название. Самая приятная, на мой взгляд, его особенность — это возможность «листать» буклет, состоящий из дополнительной информации о проигрываемом в данный момент альбоме, которая скачана из Интернета сразу же после начала воспроизведения.
С передней панели Naim ND5 XS доступно на удивление много функций
Если у вас нет смартфона или планшета, а зрение хорошее, практически всеми функциями можно управлять с помощью комплектного пульта ДУ, глядя на небольшой встроенный монохромный дисплей плеера. Мало того, несколько кнопок на передней панели позволят обойтись и вовсе без пульта для большинства основных операций и некоторых настроек. Сегодня далеко не все стримеры предлагают такой вариант. А ведь иногда это действительно нужно. Например, в моем случае при нестабильной работе точки доступа Wi-Fi вначале было непонятно, почему приложение работает со сбоями. Подключенный же по Ethernet и управляемый с передней панели ND5 XS сохранял в это время полную невозмутимость. Таким образом проблема была идентифицирована, а решена перезагрузкой роутера.
В приложении можно составлять плейлисты, управлять несколькими устройствами Naim и управлять списком избранных интернет-радиостанций
Помимо стандартного для Naim пути улучшения звучания с помощью покупки внешнего блока питания, есть и бесплатное — обновление встроенного ПО. Оно в основном расширяет возможности, но за время существования модели их появилось столько, что в некотором смысле превратило ND5 XS в новый аппарат. Увеличились частоты дискретизации для FLAC, WAV и AIFF, добавилась поддержка DSD. Все это справедливо и для стриминга по локальной сети, и для воспроизведения файлов с USB. Этот порт поддерживает только флешки — для HDD не подойдет. Одно из самых свежих нововведений — работа с потоковым сервисом Tidal.
Соревнование стандартов
Наличие у обоих аппаратов Naim разъемов DIN и RCA позволило вдоволь поэкспериментировать с подключением. Эти выходы в проигрывателе активируются через меню, что не очень-то оперативно, вдобавок производитель не рекомендует держать их оба включенными — из соображений качества звучания, поэтому в начале теста нужно было выбрать один вариант и на нем остановиться.
Заглушка на задней панели ND5 XS скрывает гнездо, к которому можно подключить внешние блоки питания: XP5 XS, XPS или 555 PS
Фирменное соединение DIN обеспечивало лучшую прорисовку сцены и в целом более высокую детальность, но подключение RCA вызывало желание продолжать прослушивание вместо того, чтобы анализировать. Можно сказать, что через RCA звучание было музыкальным и увлекательным, в то время как через DIN — более точным и в каком-то смысле предсказуемым.
Набор входов и выходов Nait XS 2 позволит ему вписаться в любую современную и достаточно разветвленную систему, не обязательно состоящую из одних лишь компонентов Naim
Отчасти тут сыграла роль некоторая разница в классе кабелей — мне были предложены Atlas Element (DIN) и Audio Note AN-S (RCA) — второй из упомянутых стоит почти в два раза дороже первого. Из формальных соображений я предпочел подключение DIN, как обеспечивающее чуть большую информативность.
Скорость реакции и MM-фонокорректор
Однако остановимся на объекте тестирования — усилителе Nait из второй по старшинству серии XS. Внешних изменений по сравнению с предшественником не наблюдается, но специалисты Naim серьезно поработали над электронными схемами устройства. В частности, им удалось вдвое повысить скорость каскада усиления по напряжению, а в итоге — и быстроту реакции оконечного. Транзисторы второго усилительного каскада были оптимизированы и не нуждаются больше в каскодном экранировании, что также ведет к повышению скорости реакции. И это обязательно должно было положительно сказаться на звуке.
Усилители данного ценового сегмента зачастую оснащаются переключаемыми MM/MC-фонокорректорами, но в Naim полагают, что лучше добиться максимального качества при поддержке MM-картриджей, нежели усложнять конструкцию контурами,требующими еще более надежной защиты от наводок и шумов и обеспечивающими работу с гораздо более слабыми сигналами с MC-головок.
MM-фонокорректор, которым располагает Nait XS 3, выполнен на трех каскадах: усилительном, каскаде пассивной эквализации и оконечном усилительном с активной эквализацией. Такое решение дает отличное соотношение сигнал/шум, возможность RIAA-эквализации за пределами слышимого диапазона и запас по перегрузке.
Примененные в блоке конденсаторы и резисторы — пленочные элементы для выводного монтажа с пониженным микрофонным эффектом и отменными пиковыми характеристиками. Поскольку входы на фонокаскады на три порядка чувствительнее, чем другие, такое решение позволяет заметно повысить качество звучания.
Блок питания с огромным тороидальным трансформатором гарантирует звучанию надежную энергетическую поддержку
В основе же своей Naim Nait XS 3 повторяет хорошо проверенные временем фирменные решения: усиление мощности класса AB, использование регулятора громкости Alps Blue Velvet, герконового реле выбора входов, керамических изоляторов транзисторов мощности, а также применение гальванической развязки секции микропроцессорного управления и обеспечение защиты печатных плат от микрофонного эффекта.
Звучание
Это свойство комплект хорошо продемонстрировал на примере диска Rush «Power Windows». Череда звуков и тембров, передающие эстафету друг другу гитары и синтезаторы выстраиваются в неразрывные цепочки. В результате эта насыщенная аранжировка не распадается на составляющие части, а наоборот, окутывает слушателя, заставляя его погрузиться в этот поток информации и ритмов. Бас мощный, но аккуратный, смены темпа стремительны. Нидерландское трио Noisia помогло мне оценить выдающиеся скоростные способности комплекта. Басовые, широкополосные и многие другие звуки с острой атакой и минимальной пространственной обработкой возникали и исчезали практически мгновенно, причем во всех областях спектра.
Легкий бумажный диффузор Tannoy подразумевает хорошую скорость, а чувствительность — выше средней
Разрешающая способность всей системы такова, что на всех интернет-радиостанциях с потоком вплоть до 320 кбит/с артефакты сжатия были заметны. Так что несмотря на прекрасные подборки «Naim’s Choice» я бы оставил эту функцию для фонового прослушивания. К счастью, поддержка проигрывателем Tidal открывает достаточно широкие горизонты для меломана, находящегося в поиске. Новый альбом Роджера Долтри подчеркнул выдающуюся ритмичность комплекта. Выверенная обработка вокала и бережное отношение к динамике побуждали повернуть ручку громкости вправо.
Переключатели уровня и спада ВЧ пригодятся в чересчур заглушенном или совсем звенящем помещении
С усилителем Naim Nait XS 2 возможность двухкабельного подключения Cheviot не будет задействована
Если не знать, что усилитель Naim способен справиться со многими «тяжелыми» колонками, могло показаться, что Tannoy Cheviot — легкая нагрузка, настолько живым и подвижным получилось это сочетание. Система может сохранять нейтральность, если ей предложить современные записи симфонической музыки, но с удовольствием подчеркнет и аналоговое происхождение старых альбомов классического рока.
Сетевому проигрывателю (второй сверху) приходится перемалывать немало данных, поэтому он нагревается в работе даже больше, чем усилитель (третий сверху)
На рынке акустических систем уже многие годы главенствует тенденция уменьшения размеров динамиков с увеличением их количества. Исключения, как правило, подаются под соусом ретро и обращения к корням. Серия Legacy, в которую входит модель Cheviot, тоже выпущена по следам известных АС Tannoy 70-х годов прошлого столетия и повторяет их форм-фактор. Большой динамик означает высокую чувствительность и хорошую скорость. Но он же определяет и ширину передней панели, а она задает узкую направленность. И даже коаксиальная конструкция, максимально приближающая характеристики динамика к точечному источнику звука, не в силах этому противостоять.
Naim Nait XS-2
Аналоговые входы: 5 DIN, 5 RCA, power amp IN || Аналоговые выходы: DIN, RCA Subwoofer, Phone || Выходная мощность: 70 + 70 Вт (8 Ом), 100 + 100 Вт (4 Ом) || Входная чувствительность: 130 мВ || Потребляемая мощность в режиме молчания: 16 Вт || Габариты: 432 х 70 х 301 мм || Масса: 8,4 кг || Цена: 120000 руб.
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and London Symphony Orchestra. EMI Classic, 1999
- 2. «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013
- 3. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». SACD Opus 3 Records, 2000
- 4. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
- КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20
- Кабели:
- — межблочные Cardas Cross 0,75 м
- — акустические Kimber Kable 12TC 2 м
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м, Physics Style PW-Reference
В компании или поодиночке?
Выраженная направленность Cheviot означает, что полноценную пространственную картину можно услышать лишь в одной точке. Сцена не слишком глубока, но устойчива, а по азимуту обеспечивает буквально сантиметровую точность. Какой диск ни поставь, все музыканты тут же занимают места перед зрителем. С другой стороны, при выходе из зоны оптимального прослушивания общий характер звучания меняется очень плавно. Таким образом, все находящиеся в помещении люди оказываются во вполне комфортной зоне — как в плане АЧХ, так и в смысле прозрачности и ненавязчивости подачи. Пару последних из перечисленных свойств отнесу к заслугам Nait XS 2.
Эта связка Naim — Tannoy вызывает ощущение сбалансированности и завершенности. И лишь стремление немного расширить область, в которой воспринимается стереосцена, побудило меня к дальнейшему поиску мелких улучшений. Так, после некоторого количества экспериментов, появились заглушки фазоинверторов — по одной с внешней стороны. Но это скорее имеет отношение к размеру помещения и расположению АС в нем. А вот грили остались только нижние — без них внешность Cheviot имеет, конечно, более гармоничный вид, но их наличие неуловимым образом добавляет сцене глубину. Осмелюсь предположить, что металлические панели переключателей кроссовера все же вносят какие-то лишние отражения.
Надежный басовый фундамент
При тестировании Nait XS 3 его партнерами по системе выступали сетевой проигрыватель Naim NDX 2 из вышестоящей серии Classic и малогабаритные напольные АС Neat Motive SX-1.
Первое, что хочется отметить — это глубокий и наполненный НЧ-диапазон. В большинстве прослушанных композиций он был весомой основой, базисом звучания. Благодаря ему обеспечивалась масштабность и реалистичность музыкальной сцены при исполнении произведений для симфонического оркестра — к примеру, «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина.
Всем инструментам и их группам хватало места для свободного дыхания, соло разнообразных духовых подавались выразительно, мелодично, их голоса были насыщены характерными для каждого тембрами. Рояль занимал достойное место на переднем плане и радовал полновесностью самых нижних нот — впрочем, как и всех остальных, поскольку усилитель, выдавая глубокий бас, не обделяет вниманием и прочие частотные диапазоны.
Эта бурная музыка звучала энергично, эмоционально, ритмические акценты расставлялись очень точно, что только прибавляло увлекательности, заразительности и веселого настроения.
В сольной партии контрабаса его струнные текстуры проступали отчетливо, в то время как ноты уходили глубоко вниз. Перкуссия в финале рапсодии явственно и разнообразно дополняла его дуэт-перекличку с роялем до полноценного джазового трио. Заключительное мощнейшее крещендо поражало динамическим размахом — при этом на самой высокой громкости сохранялись четкая структура сцены, разделение инструментов и ясность их голосов.
Часть RCA-входов продублирована на DIN-разъемах. При подключении Naim NDX 2 через последний звучание получалось немного более проработанным, а сцена чуть «воздушнее», что говорит о лучшем соотношении сигнал/шум
Имея в виду глубину НЧ у Nait XS 3, следует с осторожностью подходить к подбору акустики для работы с ним. Например, напольники Neat Motive SX-1 при их скромных габаритах отличаются несоразмерным басом, который создается при содействии фазоинвертора с портом, выходящим на нижнюю панель. Такие трюки удаются за счет грамотного использования резонансных свойств этой нагрузки, но звук может выходить из-под контроля. Так случилось при проигрывании альбома «Ten Lives» Гвинет Херберт. Ряд песен в нем сопровождается глубокой ритмичной басовой линией, с которой колонки просто не справлялись.
Но со многими записями, зафиксировавшими натуральный, а не электронно-форсированный бас, эти британские исполнители демонстрировали, что им удается то, от чего отступаются другие. Так, в оркестровом вступлении к арии «L’altra note in fondo al mare» из оперы «Мефистофель» А.Бойто с альбома «Verismo» А.Нетребко на очень маленькой громкости явственно проступает тема в исполнении контрабасов и виолончелей со всеми динамическими и тональными подробностями и нюансами. Вступающий затем вокал насыщен красивыми грудными тонами, а взлетающие вверх по частотной и динамической шкале колоратуры радуют звонкостью и чистотой.
Не столь навороченные, но очень душевные песни Эллы Фицджеральд с альбома «Clap Hands, Here Comes Charlie» подаются просто замечательно. Ее голос, артикулированный, выразительный, тембрально насыщенный, звучит тепло и плавно, что только добавляет притягательности и очарования ее пению. Образ артистки сфокусирован на просторной, наполненной воздухом сцене, ее окружают несколько инструментов, прописанных также до мелких подробностей.
Выводы
Внимание к деталям и авторитарность Naim хорошо сочетаются с жизнерадостностью Tannoy. У системы есть свой характер, но он выражен не настолько явно, чтобы влиять на жанровые пристрастия. Надо признать, что рок-музыка, особенно записанная в прошлом веке, с ней в чем-то выигрывает. Но в других стилях комплект сохраняет нейтральность, да и в сравнении с другими системами можно назвать его универсальным.
С грилями Tannoy выглядят довольно строго. А звучат лучше всего со снятыми верхними и надетыми нижними
Эти АС создают ощущение уюта. Перед ними просто приятно сидеть, словно перед камином. А раз так, то почему бы и не включить что-нибудь?