Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 9. WM8805, WM8740 — приручаем «волчат»


В предыдущей статье я рассказал о работе с цифровыми ресиверами, теперь пора перейти к другому захватывающему занятию – стыковки этих ресиверов непосредственно с ЦАП-ами. Описание DIR9001
в составе готового ЦАП-а я уже приводил, поэтому этот момент я опущу, чтоб не повторяться. Продолжу повествование описанием работы с продуктом
Wolfson Microelectronics – WM8805 и WM8740.
А также далее в программе – связка
WM8805 и AD1853 от Analog Devices.

↑ Стерео ЦАП WM8740 – 24 Бит 192 кГц

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

Задача формирования правильного выхода сильно упрощается – меньше нужно ОУ на выходе, меньше пассивки. Примерно так это выглядит:

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

WM8805

преобразует SPDIF сигнал в I2S, который подается на соответствующие входы
WM8740
. Режим 8805 (из даташита): 7 pin – Hardware Mode. В этом режиме 5 и 8 ноги задают формат выходных данных, 5 нога попутно является индикатором состояния. Немного про режим 8740 (из даташита) 24 pin – Hardware Mode. 23, 28 pins– I2S 24бит. 26, 27 pins – Deemphasis OFF. Все эти режимы могут выбираться в любом порядке – не перезагружая микросхему. Но я решил остановиться на этом варианте. 21 нога – «zero detect». Когда на вход ЦАПа приходит 1024 «нулевых» семпла, сигнал на этом выводе переходит в состояние лог 0 – зажигается светодиод. Эта схема может быть использована для отключения выходов в паузах. В реальности, каких либо помех и шумов не замечено, поэтому выведена только индикация. Кстати это единственный юзанный мной ЦАП, где «zero detect» инверсный по умолчанию. У других ЦАП-ов это выход логической единицы в активном состоянии.

Выходной сумматор на одном сдвоенном ОУ, далее буферный ОУ для наушников. Конденсаторы С30 и С31 были заложены на случай постоянки на выходе сумматора – потом были выкинуты.

Схема и описание БП

даны в статье «Поделки начинающего цапостроителя. Часть 6. Модернизация!», но в принципе для работы устройств требуется +/-18-20В для «аналога» и +5 (стабилизировано) для питания ресивера и цифровой части ЦАП-а. Последние приготовления перед установкой микросхем – проверка на отсутствие «соплей», работа стабилизаторов.


Запаиваем микросхемы и на старт!


Как ни странно, все даже запустилось, дым не пошел… Осталось согласовать форматы на железе, подбором режима WM8805
. Заодно и разобраться с работой индикации.


Оказывается вся индикация завязана по принципу «логического или». Достаточно одного светодиода.


Дуэт двух «волчат» оказался довольно неплох. Конечно это не РСМ1796, но звук хорош. Замена ОУ в сумматоре особого влияния на звук не оказывает, видимо сказывается Кг у
ОРА544
, который довольно высок на малых мощностях. В принципе вполне юзабельно!

Пока слушаем WM8740

, подумаем куда применить еще одну
WM8805
. Как я уже говорил, DAC и DIR – разные вещи, и дружить их можно друг с другом почти в любом порядке. Поэтому пробуем нечто покруче –
AD1853
.


Ну в отличие от WM8740
– про
AD1853
ходят легенды, причем как всегда настолько разные, что порой трудно понять кто говорит правду, а кто рассказывает сказки. Остается одно – проверить на практике.

↑ ЦАП AD1853 – 24 Бит 192 кГц

Рисуем схему, сверяясь с даташитом.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

Из даташита берем и «выхлоп» — I/U и LPF. Спереди прикручиваем
WM8805
в качестве ресивера. Режим работы
AD1853
явно не делится на Hard и Soft. Просто стартует она с параметрами, заложенными по умолчанию, и если не требуется управление по SPI, то ноги 3, 4, 5 рекомендуется посадить на массу. Доступны некоторые другие режимы — ноги 20 и 21 выбирают формат входных данных. По 6 и 7 ноге идет управление 2, 4и 8 кратной передискретизацей входных данных. Неоднозначный итог от прослушивания с разными значениями.

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

Теперь набьем плату и проверим работу стабилизаторов. Я эту процедуру провожу до пайки микросхем, чтоб случайно не спалить их.


А теперь останется запаять микросхемы и запустить все вместе. На плате отсутствуют выходные ОУ
ОРА547
, которые на момент сборки еще были в пути.


Здесь пришлось повозиться с согласованием формата
WM8805
и
AD1853
, но в результате все заработало. На схеме изображено текущее положение джамперов. На плате же вешается просто «сопля» на нужную ногу под резистор подпорки. Ну и первое, да и второе с третьим впечатлением – положительное! Звук конечно приятен, очень хорошо слышно разные ОУ, и здесь ВВ проиграл AD.
AD823
оказался лучшим из имевшихся в наличии.


Ну и последний штрих – монтаж
ОРА547
.

Теперь конструкция завершена полностью.

Говорить что-либо о звуке почти бесполезно, тем более сравнивать два разных по классу устройства. Как я уже говорил наверное, токовый выход мне нравится больше, так как дает возможность поиграть ОУ на выходе, подобрав лучший вариант под свои предпочтения. У
WM8740
этого сделать нельзя… Ну а
AD1853
показала себя с очень хорошей стороны.

ЦАП Phiree D1 на Wolfson wm8741 (дополнено)


Впервые этот ЦАП базирующийся на популярном в то время чипе Wolfson wm8741 на просторах электронных магазинов появился в 2013-2014 годах, где снискал за рубежом ряд положительных отзывов в духе «о май гад, он вдребезги обыграл мой прекрасный DVD-проигрыватель!» В среднем цена его плавала в районе 160 долларов.

Чип Wolfson wm8741, как преобразователь цифры в аналог, показывал интересный густой, хоть и немного мутноватый, звук с красивыми естественными послезвучиями и устанавливался в цапы или усилители компаний Rega, Nad, Cambridge Audio, Arcam и тд.

ЦАП Rega на wm8742

Его прямым конкурентом на тот момент выступал ЦАП от компании Cirrus Logic CS4398.

Если вам вдруг интересно, почему из продажи планомерно исчезли, словно динозавры, все устройства на чипах Wolfson wm8741, начиная с 2014 года и по наши дни, если поклонников их было немало, то ответ на этот вопрос кроется все в том же 2014 году.

Cirrus Logic купила разработчика аудиочипов Wolfson Microelectronics.

Cirrus Logic купила конкурента, и конечно не в ее интересах продолжать их линейку — максимум заимствовать какие-то удачные наработки.

Поэтому сегодня мы и видим на рынке достаточно ограниченный по чипам выбор — обычно это либо Sabre, либо Asahi Kasei, изредка Цирус Лоджик CS4398 в основном благодаря компании Marantz.

Marantz HD-DAC1 (CS4398)

Совсем исчезнуть с рынка Wolfson wm874x не дает довольно успешная бюджетная модель Cambridge Audio DacMagic plus на wm8740. И кстати, для бюджетных моделей, где атомного разрешения музыкального материала не бывает — это очень благовидное решение.

ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus на чипе Cirrus Logic WM8740

Но бюджетные брендовые решения предполагают бюджетность не только в меньшей стоимости чипа, но и обвязки. Поэтому меня заинтересовала редкая модель, продающаяся в Китае до сих пор Phiree D1.

Phiree D1 базируется на цифро-аналоговом преобразователе Wolfson wm8741, но особенно привлекла остальная, более чем приличная начинка.

Операционные усилители в обвязке — это два роскошных устройства от Аналог Девайс AD797, очень хорошо себя зарекомендовавших в современных устройствах.

За SPDIF отвечает прекрасный чип с джиттером менее 50 пкс — Wolfson wm8805 принимающий цифру с характеристиками до 192 кГц 24 бит.

А за USB в ответе тоже отлично звучащий, и знакомый мне по ЦАПу XiangSheng DA-03a, чип TE7022 (96кГц 24 бит).

Конденсаторы Ничикон и другие приятные бонусы, плюс возможность подключения качественного внешнего линейного блока питания должно сказаться на качестве звучания.

Итого Wolfson wm8741 может облагородить звук густыми и богатыми обертонами, а операционные усилители AD797 привнести современную четкость и точность звучания, этому же должны поспособствовать и очень приличные транспорты SPDIF и USB.

Я не удержался и приобрел такой редкий ЦАП, как Phiree D1.

ВНЕШНИЙ ВИД

По фотографиям я представлял Phiree D1 побольше в размерах. В реальности его размер примерно схож с размером китайского ЦАП SU2, даже чуть меньше в высоту. Но учитывая, что SU2 уже содержит в себе линейный блок питания, а Phiree D1 имеет выносной БП, то размеры логически ясны.

Корпус алюминиевый, сделан по китайски стандартно качественно.

Разъемы RCA расположены — красный снизу, белый сверху. Красный закреплен плотно, а белый углубляется внутрь, если вы пытаетесь подсоединить достаточно тугой кабель. Мне пришлось поменять кабель на попроще, так как мне кажется, что если переусердствовать, то можно повредить разъем.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

ЦАП звучит музыкально, как и ожидалось, для этого за основными инструментами постоянно присутствует некая звуковая подложка делающая звук комфортнее. Звучание инструментов и вокала безусловно узнаваемое. Есть определенная простота в подаче текстуры музыки, все звуки упрощены, но музыкальная подложка делает свое дело и слушать достаточно приятно. Детализация тоже достаточно на высоком уровне, но сами звуки упрощены.

Для сравнения я включил ЦАП Lite DAC-AH на 8x TDA1543, который впрочем стоит в 2 раза дороже, и мои ощущения подтвердились. Lite DAC-AH звучит явно четче, музыкальные объекты твердо прорисовываются на своих местах, а между ними царит космическая пустота, от чего стойкое ощущение трехмерности звука.

При переключении на Phiree D1 появляется задняя музыкальная фоновая подложка, отчего разумеется вакуум между инструментами исчезает, получаем образно говоря колышущееся желе с немного упрощенным звучанием.

Он не может являть образец деликатности, и в вокальном джазе вы наверняка услышите, что ряд характерных моментов упрощены и некоторое богатство тонов переродилось в сибилянты, но тем не менее звуковая подложка все это сглаживает даря вам меломанию в чистом виде. Что касается более простых жанров в плане тембровой насыщенности — электроника и аналогичные, то здесь таких нюансов не возникает.

Ожидаемой густоты звучания Wolfson я в этом ЦАП не заметил, как и тощего звука здесь нет — баланс очень ровный.

Так же стоит отметить, что Phiree D1 прослушивался на стоковом блоке питания и подключение нормального линейного блока питания наверняка благотворно скажется на общем звучании.

В результате ЦАП звучит красиво, музыкально, но текстура звука смазана и упрощена, а подложка под звуками создает ощущение музыкальности. В своей невысокой цене мне ЦАП Phiree D1 показался очень даже приятным, хотя быть конкурентом цапу Lite DAC-AH ему не под силу.

Послушать видео со звучанием Phiree D1 можно ниже.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Казалось бы все точки расставлены, но внезапно мой пульт получил послание из другой галактики, где сообщалось, что исследователи вскрыли корпус Phiree D1 и внутри обнаружили совсем не то, что ожидалось.

Обеспокоенный этим моментом я взялся за отвертку и моим глазам открылась новая картина.

Вместо заявленных продавцом с алиэкспресс чипов начинка оказалась явно иной и ощутимо дешевле.

Тот самый герой продавец Music KTV Electronic Store, которого я и раньше сторонился из-за его нехорошей черты. Он брал известные модели ЦАП, про которые все знали, что там стоят хорошие ОУ и другие компоненты и втихаря заменял их на 8 рублевые китайские NE5534, а текст о содержащихся внутри ОУ просто удалял — типа он не в курсе что внутри. Цена была либо чуть дешевле, либо аналогичная.

Но в данном случае он особо выделял, что главная особенность Phiree D1 — дорогие операционные усилители AD797, USB TE7022 и чип Wolfson wm8740.

Приведу копипаст из описания лота:

Главная фишка: TE7022 + WM8805 + WM8741 + 2 * AD797

а так же:

WM8741 голос преимущество: независимо от динамика, детали, звуковое поле, расширение, сладкий тон, открытое поле, широкий динамический диапазон.

А теперь посмотрим, что на самом деле внутри:

О, да, 8 рублевые NE5534 любимые халявщиком Music KTV и позволяющие дурить людей легко и непринужденно.

А здесь, в реальности более новый чип wm8741 исчез уступив место более старому wm8740. Да, там вся разница только в поддержке высококлассных форматов, например wm8742 поддерживает DSD напрямую (direct), без переконвертации в PCM, а wm8740 о существовании DSD вообще не в курсе.

А здесь мы видим, что вместо известного по звучанию мнеUSB-транспорта TE7022 мы видим Bravo, аля ES9023. Я не могу сказать что он хуже или лучше, может даже и лучше — нужно слушать и сравнивать, но факт в том, что начинка просто глобально иная от означенной в лоте!

ИТОГО

Обманул Music KTV — несомненно. Посоветую ли я с ним никому не связываться — конечно. Надурит не в этом, так в другом, это непорядочно. Можно решить, что он не знал, не ведал, что продает, но исходя из его специфики все продавать с более дешевыми NE5532/4 увеличивая прибыль, то «не верю».

Второй вопрос — покровы сорваны и оказалось, что начинка Phiree D1 не так хороша, как должна была бы быть, какой из этого вывод?

А вывод такой, что даже в такой ущербной конфигурации ЦАП не стал звучать хуже, чем описано выше. Даже тех денег, что я уже за него заплатил — он стоит и я не жалею. С другой стороны открывается потенциал ЦАП, в силу того, что как оказалось, в него еще можно установить действительно высококачественные ОУ AD797, подключить линейный блок питания и получить звук еще лучше — это приятно.

А что касается обманщика Music KTV — будем наказывать деньгами, за одно и выясним чего стоит бриллиантовый статус на aliexpress.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]