Несколько слов о Burson Audio
Компания Burson Audio
основана группой энтузиастов в 1996 году в Мельбурне (Австралия). Фирма имеет любопытную предысторию, так как у истоков ее создания стояло содружество аудиофилов, которые на протяжении нескольких десятков лет собирались в доме у Марка Берсона (Mark Burson), обсуждая музыку, звуковоспроизводящую аппаратуру и различные собственные проекты. Сам Марк уже давно на пенсии, его преклонный возраст не позволяет ему активно участвовать в делах компании, названной в его честь, но его последователи продолжают развивать фирму, продукция которой потихоньку приобретает известность за пределами страны кенгуру. Происхождение
Burson Audio
не могло не сказаться на философии компании, которая устремлена к идеям «чистого» High End, то есть к принципиальному отказу от бюджетных решений и массовости производства, разработчиков интересует исключительно качество звучания. До середины 2000-ых годов австралийцы вообще выпускали лишь модули для фанатов DIY (от английского Do It Yourself – Сделай Сам). Эти платы для модернизации устройств сторонних производителей или схем самодельщиков принесли
Burson Audio
немалую популярность.
Например, австралийцы категорически против использования в аналоговых цепях операционных усилителей в виде интегральных микросхем, считая их персонами нон грата в любых аудио трактах сколько-нибудь высокого качества. Эти чипы, широко применяемые в разных аудиоустройствах, особенно в источниках, процессорах и предусилителях, уменьшают стоимость, упрощают сборку, делают конечную схему боле компактной. Но, по мнению инженеров Burson Audio
не все так радужно, так как элементы, интегрированные в микросхему, не могут быть подобраны с нужной точностью, а высокая плотность упаковки элементов приводит к взаимным наводкам. Для замены чиповых операционных усилителей австралийцы предлагают их аналоги на дискретных элементах, называемые HD Audio Opamp (HDAO). Они представляют собой небольшие платы (одинарные или двойные) ручной сборки, на которых размещены транзисторы и резисторы, связанные в схему дифференциального усилителя напряжения. В HDAO применяются хорошо зарекомендовавшие себя в аудио индустрии транзисторы Toshiba, а используемые резисторы испытывают жесткий отбор, включающий 50-часовую приработку с последующей выборкой сопротивлений с точностью до 1%.
Другим решением Burson Audio, предлагаемым на DIY-рынке, является улучшенный регулятор напряжения для блоков питания, снабженный стабилизатором и фильтром помех. Как и HDAO регулятор заменяет стандартный в индустрии трех-пиновый чип и реализован на 17 дискретных элементах, в числе которых транзисторы Toshiba, резисторы Dale, полипропиленовые конденсаторы Evox, подстроечные резисторы Bourns, температурная стабильность выходного транзистора обеспечивается довольно крупным радиатором. Есть у Burson Audio и другие интересные штучки, предназначенные для модификации существующей Hi-Fi аппаратуры, например, плата с ультра-малым джиттером для замены микросхемы тактового генератора.
Наработки Burson Audio впервые воплотились в готовый коммерческий продукт только в 2005-ом году. С тех пор модельный ряд компании регулярно пополняется, сегодня в ассортименте Burson Audio есть усилитель для наушников, цифро-аналоговый конвертер, аудио-буфер и несколько вариантов этих устройств объединенных в одном корпусе. Кроме того, под маркой Burson Audio выходят модели интегрированных, предварительных и оконечных усилителей для «больших» акустических систем. В Россию, правда, пока поставляются только усилитель для наушников HA-160
и многофункциональный аппарат
HA-160D
, хотя со следующего года ожидается ЦАП
DA-160
. В этом обзоре мы расскажем о «старшей» модели 160-ой серии
HA-160D
, представляющей сразу три устройства под одной крышкой: усилитель наушников, предварительный усилитель и ЦАП.
Burson Audio HA-160D
Устройство приехало к нам в коробке, размерами подходящей скорее для какого-нибудь интегрированного усилителя акустических систем, а не наушников. «Птенец», вылупившийся из картонного «яйца» действительно оказался крупным для представителей своего вида: 80x250x265 мм (ВхШхГ) и весом около 7 кг. Массивность устройству придает корпус из анодированного алюминия, для уменьшения механических резонансов все выточенные машинным способом панели имеют различную толщину – около 6 мм, лицевая панель еще толще – около 1 см. Монолитные с панелями внутренние выступы служат естественными платформами для крепления увесистых верхней и нижней крышек, также толщиной не обиженных. Кроме механической устойчивости кабинет обладает еще одним полезным свойством, являясь прекрасным радиатором для выходных транзисторов, отдающих лишнее тепло на нижнюю крышку корпуса.
На фасаде Burson Audio HA-160D центральную позицию занимает большая ручка громкости, слева от нее располагаются два выхода на наушники. Заметим, что эти выходы не эквивалентны и предназначены для наушников разного сопротивления. С правой стороны лицевой панели находится небольшая кнопка переключения источников сигнала, текущий выбор отображается с помощью пяти светодиодов с соответствующими обозначениями.
На обратной стороне устройства справа находится вход питания, переключатель напряжения электросети и клавиша выключения прибора. Левую часть задней панели занимают три аналоговых входа RCA (стерео), стерео выход RCA для режима предварительного усилителя и два цифровых входа: USB с разъемом В-типа и коаксиал S/PDIF. Цифрового оптического входа устройство не имеет.
В комплекте с HA-160D идет небольшое руководство на английском, межблочные кабели RCA и цифровой кабель USB.
Взгляд изнутри
Заглянувшему внутрь аппарата, открывается приятная картина грамотно и аккуратно собранной схемы. Видно, что создатели не экономили, используя элементы, предназначенные для аудио приложений. Часто в «хай-файных» устройствах корпус делается под типовой размер, внутри же он почти пуст, в HA-160D внутренний объем довольно плотно занят разными компонентами схемы и платами, местами в два этажа. Объясняется это и тем, что HA-160D многое умеет, и тем, что согласно концепции Burson Audio все, что можно сделать на дискретных элементах, на них и сделано, а такой подход не совместим с миниатюрностью схемы.
Блок питания HA-160D содержит сразу два трансформатора с ярлыками Burson: один для контура цифро-аналогового преобразователя, другой – для выходного каскада. Буферные конденсаторы блоков питания марки ELNA for Audio имеют приличную суммарную емкость 29400 мкФ (2х10 тыс. мкФ+2х4,7 тыс. мкФ). На выходе блоков стоят уже описанные выше регуляторы напряжения со стабилизацией и шумоподавлением, которые заканчиваются парами биполярных транзисторов Toshiba A1930 и C5171. Оконечный каскад усилителя работает в чистом А-классе и выполнен на тех же транзисторах Toshiba, причем каждый из двух выходов на наушники обслуживается отдельной парой транзисторов.
Регулятор громкости HA-160D сделан не на обычном потенциометре, создатели-перфекционисты предпочли иной подход, изготовив 24-шаговый переключатель на отдельных пленочных резисторах, подобранных с точностью <0,1%. В свою очередь селектор всех входов аппарата реализован с помощью электромеханических реле Hongfa.
Цифровой сигнал с коаксиального входа обрабатывается ресивером Cirrus Logic 8416-CZZ, а цифро-аналоговый конвертер устройства представлен чипом Burr-Brown PCM1793 (стерео 24 бит/192 кГц). Как видно, конвертер имеет довольно распространенную начинку среди устройств из средней ценовой категории, разработчики обошлись без увеличения разрядности сигнала, повышающей дискретизации и игр с цифровыми фильтрами, всего того, чем отличаются дорогие элитные ЦАПы. Однако инженеры Burson Audio подчеркивают, что постарались взять из выбранной комплектации максимум, особенно много внимания уделив аналоговой обвязке цифрового конвертера, невнимание к которой чаще всего и приводит к деградации звучания ЦАПов. Для аккуратного усиления низкоуровневого аналогового сигнала были применены фирменные решения, такие как модифицированные регуляторы напряжения на дискретных элементах и операционные усилители HD Audio Opamp, собранные на транзисторах Toshiba типа A970, K170, C2240.
По части цифро-аналогового конвертера USB производитель не дает детальной информации, к тому же схема и использованные чипы оказались скрыты от глаз, а серьезно разбирать усилитель не хотелось. Можно лишь отметить, что USB-приемник защищен от электромагнитных наводок алюминиевым экраном, что приемник работает в адаптивном режиме 24 бит/96 кГц, то есть использует тактовые импульсы со стороны источника сигнала (компьютера или медиа-плеера). Кроме того, известно, что в новом внешнем ЦАПе Burson Audio DA-160 использован USB аудио-преобразователь Tenor TE7022, и этот ЦАП, по словам разработчиков, является тюнингованной версией конвертера из состава HA-160D. Можно предположить, что в HA-160D использован тот же чип.
ВпечатлениеBurson Audio HA-160D
– сделанный в соответствии с критериями High End, референсный усилитель для наушников с возможностями предварительного усилителя, и отличный ЦАП, который может поспорить с любым другим цифро-аналоговым конвертером стоимостью до тысячи долларов. Во время тестирования
Burson Audio HA-160D
использовались: CD-проигрыватель С.Е.С. CD3300R, усилитель MUSICAL FIDELITY X-CAN v.3, наушники SENNHEISER HD580, межблочный аналоговый кабель NORDOST Blue Heaven, цифровой коаксиальный кабель THE CHORD COMPANY Prodac Pro Digital, плюс кабели из комплекта. Сразу оговоримся, что мы рассматривали HA-160D прежде всего как усилитель для наушников и по совместительству ЦАП, а его возможностями в качестве предварительного усилителя не интересовались. Какой из HA-160D получается предусилитель можно прочитать в других обзорах.
HA-160D нуждается в ощутимом прогреве. Пожалуй, рекомендованные производителем 100 часов – время, взятое с солидным запасом, но пару дней, чтобы войти в тонус усилителю действительно нужно. Поначалу HA-160D играет довольно скованно, но со временем просто преображается, особенно в характере воспроизведения баса. Из-за А-класса усилитель заметно греется, но благодаря обширному корпусу-радиатору все время остается теплым, а не горячим, поэтому особых условий при установке не требует.
Многие транзисторные схемы звучат детально, ярко и динамично, но холодно, местами резко. В свою очередь многие ламповые усилители, наоборот, по звуку теплы и эмоциональны, имеют богатую, выпуклую палитру основных тембров, хотя заметно уступают «транзисторам» в динамическом диапазоне, особенно на краях звукового спектра. Даже эти предельные случаи имеют своих поклонников, но большинство меломанов ищут «золотую середину» и, на наш взгляд, инженеры Burson Audio проделали замечательную работу, чтобы приблизиться к этой грани. По аналоговому входу через несколько дней прогрева звучание HA-160D приобретает приятную легкую теплоту, подчеркивающую телесность образов и чувственность вокальных партий. Австралиец дает много подробностей тембров, рисуя их с фактурой и воздушностью, хорошо очерчиваются окончания вокальных фраз, послезвучия, при этом совсем не заметна сухость и выделение сибилянтов, подчас делающих прослушивание довольно утомительным делом. Дисканты передаются ясно, шлейфы хорошо проработаны и прозрачны, хотя верхние октавы остаются немного затемненными. Усилитель имеет прекрасный средний и верхний бас, которые отличаются отменной собранностью, высокая скорость обработки временных переходов позволяют уловить рельефность звучания басовых инструментов, даже представить размеры дек и резонаторов. В стерео системе на базе наушников не приходится говорить о построении настоящей музыкальной сцены, однако какую-то объемность образов и их расстановку в пространстве хорошие системы показать могут. В этом отношении HA-160D – хороший усилитель, создающий в голове слушателя довольно стабильное, хотя и сильно сжатое подобие музыкальной сцены с четко прослеживаемой шириной и небольшой, но осязаемой глубиной. Во всяком случае, инструменты и вокалисты не стремятся разбежаться в стороны по наушникам или засесть в центре мозга.
В устройствах из серии «многое-в-одном» часто встречается опасность, что их конструкторы сосредоточились на создании одной функции, а другим уделили меньше внимания. Убедившись, что HA-160D – высококлассный усилитель для наушников, мы перешли к проверке цифро-аналогового преобразователя: не для галочки ли он сделан?
К счастью, нет! Сигнал с CD-проигрывателя по коаксиальному входу HA-160D воспроизводился ничуть не хуже, чем по аналогу, даже лучше, учитывая, что выходному контуру C.E.C. 3300R присуще подчеркивать основные тембры и чуть смазывать мелкие детали, особенно нижних и верхних октав. По «коаксиалу» края спектра рисовались более аккуратно, точнее передавались границы образов, объемность музыкальной псевдосцены. Пожалуй, по сравнению с более дорогими ЦАПами чуть-чуть зажимался динамический диапазон: немного сглаживалась атака на громких басовых и высокочастотных импульсах, не так подробно показывались микроамплитудные слои записей, но отличия были совсем небольшими.
При подключении к компьютеру по USB HA-160D автоматически определяется как внешняя звуковая карта, точнее Burson Audio DAC, после чего на устройство можно посылать звук из разных приложений. Стиль воспроизведения остается неизменным, может быть, еще немного сглаживаются нюансы микродинамики и артикуляция, но минимально. Совершенно точно, с наушниками заметной деградации звука не наблюдается и USB вход устройства также хорош для качественной музыки как другие.
Характеристики
- Тип: транзисторный, усилитель для наушников, ЦАП
- Выходная мощность (60/300 Ом): 800 / 650 мВт
- Диапазон воспроизводимых частот: 5(-0,3дБ)-35kГц (-1дБ) Гц
- КНИ (6 мВт/300 Ом): <0.001 %
- Сигнал/шум (при уровне усиления 0 дБ): >98 дБ
- Взаимопроникновение каналов: >90/80 дБ (цифр./аналог. вход, 10кГц, 4Ом, 1/3 мощности)
- Аналоговые Входы (импеданс/чувствительность): 3xRCA (47 кОм)
- Цифровые входы: xCoax (24бит/192кГц), 1xUSB(адаптивный 24бит/96кГц)
- Цифровые выходы: нет
- Выходы предусилителя (Импеданс/Уровень): 1 (60 Ом)
- Выход наушников (Импеданс): 2 (5 Ом)
- Регулировка баланса: нет
- Регулировка тембра: нет
- Пульт дистанционного управления: нет
- Размеры (ВхШхГ): 80 x 250 x 265 мм
- Вес: 7 кг
Онлайн Аудио Видео Журнал AVREPORT.ru
Burson Audio HA 160
Burson Audio HA 160
- Производитель Burson Audio (Австралия)
- Made in Австралия
- www.bursonaudio.com
- Входы RCA
- Выходы 2 Phones 6,3 мм
- Сопротивление по входам, кОм 47
- Воспроизводимый диапазон, Гц 5 — 35000
- При неравномерности, дБ -1
- Искажения, % нет данных
- Отношение сигнал/шум, дБ 118
- Габариты, мм 210 х 145 х 60
- Масса, кг 5,0
- Цена, руб. 26400
Этот скромный с виду телефонный усилитель не является типичным коммерческим продуктом хай-файной индустрии. Его создали обычные аудиофилы и инженеры-единомышленники, которых еще в 1996 году собрал в одну команду известный звукооператор и глава австралийского общества любителей музыки Марк Берсон.
В аппарате нет ничего лишнего. Один RCA-вход на задней панели и пара гнезд для стереотелефонов на передней (справа — для высокоомных, слева — для низкоомных). Громкость регулируется не потенциометром, а 24-позиционным селектором. Входная часть построена на качественных малошумящих операционных усилителях, выходная — на дискретных элементах. Блок питания — внутренний. Всё это заключено в корпус из отшлифованных 6-миллиметровых дюралевых пластин. И пусть точность подгонки панелей выдает ручную работу напильником, сделан HA 160 на совесть. Такой корпус способен отводить все выделяемое тепло без дополнительных радиаторов. В нём нет отверстий, а значит, внутренние элементы меньше подвержены микрофонному эффекту.
1. Audez’e LCD-2
Саунд не производит впечатления очень чистого и стройного, но подкупает выразительностью и динамикой. Разрешение в высоком спектре хорошее, в среднем — чуть хуже. Бас плотный, без дряблости, но инфранизкая составляющая выражена скромно. В наиболее информативной области — от мидбаса до металлических дискантов — воспроизведение отличается верным музыкальным балансом и разборчивостью, хотя на динамичных тутти разрешения чуть-чуть не хватает. Зато в таких случаях не возникает неприятной подкраски или искажений — в звуке сохраняется естественность и пластика. Звуковая сцена заслуживает хорошей оценки по всем критериям (фокус, масштаб, глубина), и тем она ценна — в ней нет каких-либо отвлекающих аномалий.
2. Sennheiser HD 800
Это сочетание подкупает натуральностью звучания. Воспроизведение намного чище и прозрачнее, хотя и не намного детальнее, чем в первом варианте — возможности HD800 по части разрешения раскрываются далеко не на сто процентов. Динамика простоватая, берет не энергетикой и чёткостью атаки, а банальной громкостью. Впрочем, остаётся существенный запас усиления. Стереопанорама широка в центральной части, а вот фланговые источники зажаты — их будто вытеснили на самые края сцены. При воспроизведении динамических контрастов чувствуется сглаживание и упрощение музыкального рисунка, хотя и в таких случаях пара продолжает радовать комфортным, выразительным и тембрально насыщенным звучанием.
ПОРАДОВАЛО
Продуманная конструкция, солидное исполнение. Универсален, поскольку рассчитан на телефоны любого сопротивления. Отличается существенным запасом усиления, верным тональным балансом и неплохим разрешением в верхней полосе частот.
ОГОРЧИЛО
Энергетика в самой низкой части спектра скромна. Некоторый дефицит разрешения и в средней полосе частот. Звуковая сцена может иметь вытянутый вид в центральной части и спрессованный на флангах.
усилители для головных телефонов | Burson Audio HA 160 | C.E.C. HD53N | Energy Audio Head Amp M3 mod A | Graham Slee Solo SRGII | Lehmann Audio Black Cube Linear USB
поделиться
Tags: Burson Audio