Цифро-аналоговый преобразователь Musical Fidelity M1 DAC


Цифро-аналоговый преобразователь Musical Fidelity M1 DAC

За последнее время компания Musical Fidelity выпустила массу новинок в самых разных ценовых категориях. И наряду с такими монстрами, как, например, компоненты серии AMS, появились несколько более доступных аудиофильских моделей. Их себестоимость снижена в основном за счёт оптимизации конструктива с минимальными компромиссами с точки зрения схемотехники и качества комплектующих.

И это действительно так — некоторые параметры преобразователя M1 DAC, в частности, уровень шумов и искажений, даже лучше, чем у флагманского проигрывателя AMS CD*.

* См. https://www.salonav.com/arch/2011/03/052.htm.

Конечно, тысячные доли процентов не заметишь на слух, да и цифры в паспорте не всегда говорят о качестве звучания. Поэтому без субъективных тестов никак не обойтись, но прежде, чем перейти к прослушиванию, несколько слов о нашем испытуемом.

ЦАП относится к недавно вышедшей линейке M1, все компоненты которой выполнены в компактном формате «миди» с шириной передней панели 22 см. Это позволяет экономить не только деньги, но и место — на полку, где раньше помещался лишь один аппарат стандарта 19 дюймов (48,3 см), таких можно поставить два. А полный комплект, состоящий из транспорта M1 CDT, преобразователя M1 DAC, цифрового контроллера M1 CLiC и усилителя для головных телефонов M1 HPA, работающего в классе А, будет неплохим вариантом для индивидуального прослушивания.

Если же вы храните аудиофайлы на компьютере, то для их декодирования как раз и пригодится преобразователь M1 DAC. По интерфейсу USB он способен принимать файлы CD-Audio, mp3, WAV, AAC, FLAC, но разрешением не выше 16 бит/48 кГц. Для PC, работающих под ОС Windows 98, ME, 2000, XP, Vista и Windows7, а также «Макинтошей» под OS X и Snow Leopard дополнительное программное обеспечение не требуется. Сигнал на ЦАП может подаваться также по входам TosLink (оптика), SPDIF (коаксиал) и AES (балансный), по двум последним его параметры могут достигать 24/192. Пульта ДУ нет, нужный вход выбирается кнопкой на лицевой панели. В целом же тракт поддерживает сигнал с частотами дискретизации 32, 44,1, 48, 88,2, 96 и 192 кГц, и каждое конкретное значение индицируется светящейся точкой на лицевой панели.

Традиционно для конверторов Musical Fidelity преобразование осуществляется счетверёнными 24-битными ЦАПами «дельта-сигма» в дифференциальном включении. Входящий сигнал с любым разрешением пересчитывается в формат 24/192 и лишь после этого преобразуется в аналоговую форму. Восьмикратная передискретизация сигнала позволяет увести возникающие при этом помехи за верхнюю границу звукового диапазона. За счёт этого значительно упрощается аналоговый фильтр, что всегда благоприятно сказывается на звучании.

Выходные каскады построены по балансной схеме на транзисторах, работающих в классе А. Соответственно, имеются и аналоговые выходы XLR, которые также продублированы обычными RCA.

При проектировании M1 DAC большое внимание было уделено качеству питания. В частности, переменное напряжение подаётся через балансный ВЧ-дроссель, выполняющий функцию сетевого кондиционера.

Несмотря на скромные габариты, аппарат довольно тяжёлый — почти 3,5 кг. Корпус изготовлен и покрашен очень тщательно. Общий дизайн строг, но элегантен.

В качестве транспорта я использовал CD-проигрыватель Bryston BCD1, взяв с него сигнал по двум выходам — коаксиальному и оптическому. В первом случае применялся кабель van den Hul 3T The Rock, а во втором — пластиковый Monitor Cable. Должен сказать, что звуковая сцена у этого ЦАПа очень зависит от качества цифровой линии, и после нескольких саундчеков всё же решил остановиться на коаксиале. При переключении на оптику задний план читался не хуже, но мнимые источники в нём не всегда имели верный масштаб, упрощался спектральный состав инструментов.

Для начала — быстрая пробежка по тестовым трекам сборника Burmester [1]. Уже неоднократно упоминал, что ЦАП в системе определяет не только чистоту верхнего диапазона, но и структуру баса. Разумеется, многое зависит от акустики, но если нижний регистр правильно не сформирован в источнике, ни один сабвуфер не в состоянии его скорректировать. В нашем случае бас в меру глубок, и хотя не всегда достаточно чёток, особенно у самой нижней границы, зато прекрасно передаёт ритм, заданный контрабасом или бас-гитарой.

Если сравнивать M1 DAC с тем же AMS CD, звучание которого я прекрасно помню, то разница очевидна, не всегда очевидны лишь выводы, которые можно сделать. Наш намного более бюджетный ЦАП ничуть не уступает ни по энергетике, ни по утончённости восприятия, у него просто другая подача. У AMS CD вы слышите музыкальное произведение, а затем, если хотите, можете сосредоточиться на партии отдельных инструментов. Здесь внимание выхватывает фрагменты — сразу замечаешь натуральность скрипок, яркость и мощь медной группы и многие другие нюансы, из которых и складывается общая звуковая картина. Кстати о скрипках — из-за очень сложного и специфического спектра этот инструмент самый трудный для цифрового источника. Звучание очень часто замыливается, т.е. тембрально упрощается, либо, наоборот, становится визгливым и неприятным на слух из-за появления лишних гармоник. Для подобного испытания я специально выбрал идеально записанные произведения Сибелиуса для скрипки с оркестром [2]. Именно здесь и сказалась квалификация разработчиков M1 DAC — их новое детище соблюдает безукоризненный баланс между точностью в передаче тембров и комфортностью звучания. Присутствует, как говорится, и «канифоль», и сама виртуозно исполненная музыка. Если и можно на что-то посетовать, то лишь на слегка разреженную атмосферу записи из-за отсутствия самых лёгких ревербераций.

Преобразователь отличается очень деликатным отношением к архивным фонограммам [3]. Он не выпячивает шум ленты и правильно передаёт канву каждой музыкальной сценки, тщательно выстроенную двумя великими артистами.

Заявленные характеристики Musical Fidelity M1 DAC

  • ЦАП 24-битовые дельта-сигма с 8-кратным оверсемплингом
  • Пиковое значение джиттера, пс <12
  • Диапазон частот (-0,1 дБ), Гц 10 — 20000
  • Линейность (-96 дБ), дБ <0,1
  • Разделение каналов (10 Гц — 20 кГц), дБ >105
  • Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБ >119
  • Суммарный уровень искажений (10 Гц — 20 кГц) <0,0025
  • Выходное сопротивление, Ом 47
  • Выходное напряжение, В
  • — на гнёздах RCA 2,2
  • — на гнёздах XLR 4,4
  • Габариты, мм 220 х 300 х 100
  • Масса, кг 3,4
  • Цена, руб. 22093

Компактный формат с шириной передней панели 22 см позволяет экономить не только деньги, но и место

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
  • Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
  • Кабели:
  • — цифровой van den Hul
  • — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
  • — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
  • — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством
  • Jean Sibelius, «Concerto for Violin and Orchestra in D minor, op.47». Anne-Sophie Mutter and Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon GmbH, Dresden 1995. Концерт для скрипки с оркестром, потрясающее богатство тембров
  • Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella And Louis». Verve, 1956/2000. Старая фонограмма, бережно перенесённая с мастер-ленты на CD

M1 DAC соблюдает безукоризненный баланс между точностью в передаче тембров и комфортностью звучания

поделиться

Tags: Musical FidelityСильное звено

FX-Audio DAC M1: отличный стационарный ЦАП со встроенным усилителем на наушники

После весьма удачной модели D01, компания FX-Audio решила, что пора уже переходить на новое поколение устройств. Причем как по дизайну, так и по качеству исполнения. FX-Audio DAC M1, хотя и технически повторяет своего предшественника, но делает это на уже совсем другом уровне. По начинке же нас все также балуют отличным ЦАПом ESS ES9038Q2M, универсальным USB чипом XMOS XU208 и блютуз от Qualcomm с AptX, AptX HD и LDAC кодеками на борту. Мощность на наушники чуток подняли, ну а разрешение звука так и оставили на актуальном максимуме: 32 бита/768 кГц. и DSD512. Безусловно, очень серьезный девайс. О нем сегодня мы и поговорим.

Содержание

  • Характеристики
  • Видеоверсия обзора
  • Упаковка и комплектация
  • Дизайн/Эргономика
  • Разбор
  • Программное обеспечение
  • Измерения
  • Звук
  • Выводы
Характеристики
  • ЦАП: ESS ES9038Q2M
  • USB: XMOS XU208
  • Bluetooth: 5.0, Qualcomm CSR8675 с AptX HD и LDAC
  • Усилители: LME49720 (сменный) + Texas Instruments OPA1612 + TPA6120A2
  • Разрешение звука: до 768 кГц/32 бит, DSD512
  • Усилитель на наушники: 500 мВт на 32 Ома
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
  • Входы: bluetooth, Type C, оптика, коаксиал
  • Выходы: линейный RCA и наушники 6.35 мм.
  • Питание: 12 вольт 1 ампер
  • Размеры: 130 x 100 x 55 мм
  • Вес: 350 г.
  • ОС: Windows, MAC OS, Android, iOS

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА FX-Audio DAC M1

Видеоверсия обзора
Упаковка и комплектация

Упаковка ЦАПа выглядит намного лучше, чем у всех предыдущих моделей FX-Audio. На лицевой стороне производитель акцентирует наше внимание на наличии пройденной Hi-Res Audio сертификации, официальном сайте компании и том, что это уже новая эра аудиодевайсов от данного производителя.

Внутри я нашел стандартный комплект документации, зарядный блок на 12 вольт 1 ампер, как у модели D01, неплохой метровый Type C кабель для подключения к компьютеру, антенну и пульт дистанционного управления.

На пульте кнопка «MUTE» полностью отключает звук, «VOL+» и «VOL-» — меняют громкость, а «IN» позволяет переключаться между входами. Большая круглая «OK» вызывает основное меню, стрелки же позволяют по нему перемещаться. «EQ» переключает встроенные в ЦАП фильтры. Из букв внизу срабатывает только «A», именно она и привязывает данный пульт к устройству. То есть весь функционал ЦАПа как на ладони, без необходимости подходить к устройству и чего-то на нем крутить.

В руке пульт лежит удобно, все кнопки прорезинены, а питается он от двух стандартных AAA батареек.

Дизайн/Эргономика

Корпус устройства полностью выполнен из металла и, в отличии от старых устройств компании, имеет свой собственный дизайн. С верхней части нам приклеили логотип Hi-Res Audio, а снизу — четыре силиконовые ножки для лучшей устойчивости на столе.

Из входов нам доступен блюутз с AptX HD и LDAC кодеками, USB, оптика и коаксиал. Выхода тут два: линейный RCA и классический 6.35 мм. выход на наушники. Переключение между ними осуществляется в зависимости от того, есть что-то в разъеме 6.35 или нет. Но в настройках можно выставить опцию «играть одновременно в обе стороны». Если такое вам необходимо.

На передней части имеем небольшой дисплей с функцией настройки яркости и автоотключением, то есть постоянно лицезреть синий свет здесь не придется. А это уже огромный прогресс, относительно даже совсем недавней модели D01.

Кнопка включает устройство и заодно выполняет функцию «MUTE», а большой регулятор изменяет уровень активного выхода, а также вызывает на экран основное меню. По которому, кстати, мы перемещаемся и подтверждаем свой выбор при помощи этого же манипулятора. Вращается он приятно, с легким сопротивлением и четкими механическими щелчками.

Основной экран довольно информативный. На нем мы видим текущие вход и выход, уровень громкости и выбранный алгоритм фильтрации. Ну а посередине нам пишут тип потока и активную частоту дискретизации. Например, PCM 44.1 кГц. Для Hi-Res и DSD эти значения, конечно же, принимают соответствующие значения.

В меню можно выбрать активный вход, алгоритм переключения выходов, текущий фильтр, уровень подсветки, отключать ли экран и функцию сброса на заводские настройки. Как видите, ничего лишнего.

При работе аппарат немного нагревается, места на столе особо не занимает, выглядит, на это раз, реально интересно, но главное, при увеличенной до 500 мВт мощности имеет абсолютно чистый фон. По bluetooth все, конечно, не столь идеально, но по сравнению с D01 прогресс очевиден.

Разбор

Для разбора выкручиваем все винты на задней поверхности ЦАПа. Поначалу мне показалось, что выдвинуть плату можно лишь на длину антенны или уже отстегивать ее от задней крышки. Но, подумав лучше, понял, что задняя крышка отлично проходит в отверстие под плату, а значит извлечь ее не составляет вообще никакого труда.

Из комплектующих все на местах: ЦАП ESS ES9038Q2M, USB чип XMOS XU208, Qualcomm CSR8675 на блютуз, усилитель Texas Instruments TPA6120A2, OPA1612 и один сменный: LME49720. Этого, кстати, не было заявлено, но новость приятная.

Я сразу же установил вместо него своего фаворита Burson V5i-d. И, на мой взгляд, стало заметно лучше по звуку.

Алгоритм работы в целом прост: подключаем к RCA усилитель или активную акустику, ну или наушники в 6.35 мм., а во вход источник, от которого мы и планируем получать сигнал. Для блютуз не забудьте вкрутить антенну. Я же использую ЦАП исключительно с ноутбуком, поэтому соединяю его по USB. Затем длительным нажатием на кнопку включаем аппарат, в меню или с пульта выбираем вход и все, можно наслаждаться любимой музыкой.

Программное обеспечение

Под Windows 10 DAC M1 у меня определился автоматически, драйвера от ЦАПа D01 подошли идеально.

Так что мы имеем как полноценный ASIO интерфейс, так и WASAPI через Push и Event. В любом из указанных случаев, качество звучания будет идти в обход системного микшера, а следовательно избежит всяких ненужных преобразований.

Со смартфоном аппарат также отлично работает абсолютно на всех приложениях и сервисах. Однако максимум удастся выжать лишь из плееров с поддержкой BitPerfect. Например, HiBy Music или USB Audio Player.

Измерения

Замеры, в отличии от D01, у героя обзора просто шикарные. Похоже, наконец-то научились.

Только кривая АЧХ имеет оценку «очень хорошо» из-за небольших ослаблений на краях диапазона.

Все остальное же на «отлично»: шумы далеко за пределами человеческого слуха, превосходный динамический диапазон и искажения ниже уровня минус 100 Дб. Причем как гармонические, так и интермодуляционные.

Никаких вопросов тут вообще быть не может. Технически просто прекрасное устройство.

Звук

Прежде чем говорить о звучании, у многих, уверен, возник вопрос: а чем, собственно, герой обзора отличается от более дешевого ЦАПа FX-Audio D01? И в этом действительно есть рациональное зерно. Входы-выходы у них идентичные, экранчик и основной функционал — схожи, да даже элементная база почти на 100% совпадает. Хотя тут есть один нюанс: вместо второго сменного LME49720 нам впаяли OPA1612. Но да, других отличий нет. Я и сам считаю, что M1 это скорее развитие D01 в новом корпусе, с раздельным цифровым и аналоговым блоком, пультом управления и более расширенным функционалом настроек. По измерениям M1, конечно, лучше на две головы, выход на наушники тоже стал мощнее, теперь это не 400, а 500 мВт на 32 ома нагрузки. Ну и фон в паузах стал, на мой взгляд, намного чище. А так, сэкономить с младшей версией, конечно же, можно.

Звучание, правда, у них заметно отличается своей подачей. В обоих случаях это такой жирный, сбалансированный и весьма естественный звук, но M1 уже не так сильно напоминает аналоговый источник. Нет той мягкости, объема и небольшой расфокусировки сигнала. Звук здесь более собранный, четкий, с отличной прорисовкой текстур на нижней части диапазона, прекрасным разделением инструментов и еще более проработанными верхами. По моему опыту, M1 однозначно взрослее и лучше, но с фановой точки зрения у D01 была своя особенная фишка с приятным таким, почти аналоговым характером. Словно у тебя не ЦАП, а пленка или винил. M1 же дает нам просто отличный транзисторный звук для своего класса. Кто-то отнесет этот факт к плюсам, кто-то к минусам — вкусы у всех разные. Но точно скажу, что это аппараты примерно одного уровня и класса. С существенным отрывом в смысле проработки тембров и техничности звучания со стороны M1.

Что же дала смена LME49720 на Burson V5i-d? Ушла легкая такая ватность и высокие, на мой взгляд, оформились. И если в случае FX-Audio D01 мне нравилось так и так, то для M1 смена операционника очень заметна. Низкие частоты тут глубокие, с хорошей динамикой и высокой скоростью затуханий, серединка имеет хороший вес, глубину и выразительность, на высоких ЦАП особого не акцентируется, заботливо их смягчая и отводя на второй план. Однако с соответствующими наушниками и этот диапазон становится ну просто восхитительным. Те же Sound Rhyme SR5 реально творят чудеса: звучание становится резким, четким и максимально техничным. Не на уровне Burson Playmate 2, конечно, но сравнимо. Связка, скажу я вам, просто огонь. CCZ Plume, не смотря на свой уклон в бас, также дают очень крутое разделение инструментов и приятные бархатные верха. С ToneKing Flame41 ЦАП звучит заметно массивнее, более литое такое притемненное звучание. Аналогичный же характер, кстати, я ждал и от GS Audio SD3. Но нет, общий характер получился ярким, в меру воздушным и приятно теплым. GD3B заметно уютнее, с словно чуть сжатой в ширину сценой.

Yanyin Aladdin после них словно глоток свежего воздуха, но и в этой связке сильного уклона в микронюансы не прослеживается, звук жирный, тембрально насыщенный, с хорошим разделением инструментов и чуть подчеркнутыми верхами. Вот Yanyin Canon оказались ровно в самый раз, с ними зависнуть можно на довольно долгое время. Приятно удивили и FiiO FH7. Похоже уклон в верхние частоты прекрасно дополняет героя обзора, который сам по себе способен хорошо так насытить звучание массой и глубиной низких частот. Так что идеальной рекомендацией будет выбирать что-то поярче. Но больше всего меня удивила связка с довольно дешевыми KZ ZAS. Настолько комфортного и естественного звучания за их скромную цену я никак не ожидал. Сильного уклона в нюансы с ними, конечно же, быть не может, но звучит все очень приятно и сверх гармонично: и низов в меру, и верха в наличии, и серединка сочная, словно живая. Второй рекомендацией из недорогих наушников будут KbEar Robin. Столь же здорово, но уже с хорошим таким уклоном в нюансы, чистоту и резкость. Если же вы любите воздух и пространство, то можно еще рассмотреть Ikko OH1s. Но то уже совсем на любителя. С акустикой, в зависимости от особенностей усилителя и качества излучателей, результат получается аналогичным.

По жанрам FX-Audio DAC M1, на мой взгляд, полностью универсален. Долго и уверенно гонял его на сложном джазе и быстром деадкоре, но аппарат со всем справился на ура. О медленных же стилях с уклоном бас и говорить не приходится. Электроника буквально создана для для M1, как и этника, и старый добрый чернокожий блюз. Со скоростью, отработкой мелких нюансов и тембральным разделением у героя обзора все просто отлично, однако некоторые наушники данный момент могут скрадывать. Но, в любом случае, звучание ЦАПа заметно превосходит тот же xDuoo XD05 Basic и европейца EarMen TR-Amp. У которых подача хотя и нацелена на скорость и детали, но по выразительности, массе и передаче эмоций M1 оставляет их далеко позади. Как и базовые модели от Aiyima и FX-Audio, те что в пределах 50 долларов.

Приятной новостью станет то, что ЦАП превосходно споется со всякими недорогими арматурами от KZ, CCA и, например, TRN. Тут всего в достатке, кроме разве что высоких, а эти модели именно высокими и способны выделится. Следовательно, гармония ожидается приличная, с хорошо прорисованной глубиной тембров, массой и пространством. Просто, как говорится, подбери наушники.

Выводы

Подводя итоги, FX-Audio DAC M1 удивил меня нисколько не меньше D01. И если в последнем присутствовал хороший такой аналоговый характер, то здесь уже все намного строже: подача стала заметно взрослее, звук более собранный и четкий. При этом сохранилась та самая аналоговая мягкость, насыщенность, эмоциональность и просто превосходная выразительность звучания. Из наушников я бы рекомендовал что-то полностью арматурное или хотя бы гибридное. Так идиллия связки будет ну просто зашкаливать.

После D01 герой обзора ощущается явным прогрессом, да и несложно было об этом догадаться: улученная упаковка, новый крутой дизайн, продвинутое меню настроек, удобное управление, наличие сертификации, качественный драйвер, две раздельные платы и практически идеальные замеры. Все это дополняется возможностью самостоятельно влиять на звук при помощи сменного операционного усилителя. Но это такая, незадокументированная особенность.

Из недостатков, греется аппарат неплохо. А так, все супер. Прекрасный во всех смыслах девайс, пожалуй что даже интереснее аналогичных моделей от заслуживших уважение SMSL и Topping. Однозначно могу рекомендовать. В свою цену ЦАП прекрасен.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА FX-Audio DAC M1

На данный ЦАП сейчас действует очень жирный промокод HIFICOLLEGE3, дающий скидку в $40.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]