Ценообразование в High End: немного об «овчинке» и «выделке»

Юрий Пеньков, DVD Эксперт, июль 2005

Кто-то сравнивает High End с религией, проповедующей слепую веру в «музыкальность», «прозрачность», «пространство» и прочие чудеса, которые нельзя измерить приборами. Другие подозревают, что здесь имеет место хорошо спланированная маркетинговая стратегия, придуманная для выкачивания денег из зажиточных граждан. Третьи убеждены, что это сфера воплощения самобытной мысли и уникальных технологий.

Но что же представляет собой Хай Энд на самом деле?

На этот (и на многие другие) вопросы мы попросили ответить Сергея Сорокина – основателя московской дистрибьютерской компании Hi End Centre, человека, посвятившего аппаратуре High End более 30 лет своей жизни.

Сергей, и всё же, что такое High End?

До тех пор, пока нет общепринятого определения Hi-End, споры о содержании данного явления не прекратятся. Справедливости ради надо сказать, что сам термин придуман не маркетологами и пиарщиками, а редактором журнала “Absolute Sound” где-то в начале 80-х. К тому времени назрела необходимость не только дать название этой категории аудиотехники, но и разграничить её с hi-fi.

Напомню, что hi fidelity – техническое понятие, означающее «высокую точность воспроизведения» и относящееся к аудио и видео продукции, параметры которой соответствуют определённым нормативам. Поскольку техника hi-fi выпускается для массового рынка большими или даже гигантскими компаниями и корпорациями, жёсткий контроль качества и стандартов там просто необходим. Что касается небольших фирм-производителей High End, то они «по определению» изготавливают только высококлассную продукцию, применяя дорогостоящие комплектующие, редкие и даже уникальные материалы, ручную сборку. И на деле устанавливают собственные стандарты, которые могут выходить за рамки норм, принятых для серийного аудио. Разработчики в таких фирмах не просто талантливые инженеры со своим индивидуальным почерком, но люди, очень восприимчивые к музыке, как правило, аудиофилы. В процессе разработки они подвергают изделия тонкой настройке, меняя тот или иной элемент или деталь и « вслушиваясь» в то, что получилось. Так они добиваются максимально естественного звуковоспроизведения. High End компоненты создаются для того, чтобы их звучание было как можно ближе к живой музыке, а вовсе не для получения хороших «оценок» в техническом паспорте.

Создатель одного легендарного продукта приклеивает на свои изделия ярлычки с надписью: «Не вскрывайте и не тестируйте – подключайте и слушайте». Этот призыв является ярким примером уважения слушательской экспертизы и скепсиса по поводу так называемых «объективных измерений», которые часто хорошо выглядят только на бумаге. Действительно, мы ещё так мало знаем об окружающем нас мире, природе физических явлений и человеческом восприятии, что стремление везде и всюду «проверять алгеброй гармонию» может легко завести нас в тупик. Я, конечно, не призываю совсем не обращать внимания на технические данные, а только настоятельно рекомендую вашим читателям больше доверять собственным слуховым ощущениям. Только так можно найти High End систему своего стиля и получать удовольствие от прослушивания любимой музыки.

Ценообразование в High End: немного об «овчинке» и «выделке»

Известно, что High End аудиотехника «широко» популярна, лишь в узких кругах, и в основном в связи с её стоимостью. В этой статье я проанализировал факты о природе и истории формирования цен на эту аппаратуру. Во время написания материала я обнаружил несколько причин относительной живучести тренда. В материале я постарался ответить на такие вопросы как:

Какими стандартами определяется принадлежность устройства к high end аудио? На основании чего производители такой техники строят ценовую политику? Какие люди покупают такую технику?


При выборе звуковой аппаратуры я руководствуюсь здравым смыслом, техническими характеристиками, собственными ушами и естественно экономическим прагматизмом. Напрямую с ценами на разного рода хай энд я столкнулся во время работы с PULT и был ошеломлён количеством нулей в ценниках.

Я ожидал, что она будет дорогой, но не мог предположить, что настолько. Заметив неоднозначность подхода к вопросу о стоимости у читателей нашего блога, я решил проанализировать тенденции этого сегмента рынка аудио и понять откуда «растут ноги».

Стандарты vs уникальность

Сам термин «high end» по сей день не имеет четкого определения и понимается по-разному как потребителями, так и производителями. В отличие от хай энда, HI-FI аппаратура создается в соответствии с рядом норм, которые определены стандартами DIN4550, ГОСТ 24388-88, DIN 45500, IEC 60581 и рядом другими. При этом, подавляющее большинство компаний Hi-Fi сегмента держат планку качества выше принятых стандартов. Стандарт нельзя назвать совершенством, но он построен на объективно измеримых параметрах: минимальное значение неравномерности амплитудно-частотной характеристики (НАЧХ/дБ), коэффициент нелинейных искажений (КНИ, %), уровень шума (дБ).


Как термин обозначающий уникальную аппаратуру для аудиофилов, High End появился в 60-х, благодаря звукоинженеру и основателю журнала «Stereophile» Джастину Гордону Холту. Через некоторое время термин прижился и стал обозначать малосерийную или уникальную аппаратуру, созданную в соответствии с концепцией т.н. «субъективного аудио».
Стоит также отметить, что до широкого распространения термина вся хай энд аппаратура маркировалась как HI-FI. Разделение началось ближе к концу семидесятых, когда становление термина «High End» в маркетинге, как клеймо для уникальных изделий, потребовало жесткого отделения от массовой аудиотехники.

Идеология vs маркетинг: бабло побеждает философию

В 2007-м году Холт, как человек искренний и не слишком «политкорректный», заявил, что принципы High End как в техническом, так и в идеологическом аспекте начинают профанировать, а на предложение дать интервью Audio Magazine, Холт жестко отказал, ответив следующее:

«хай энд превратился за эти годы в “механизм развода богатых простачков «пожиже»”, мне противно об этом даже вспоминать».

Войдя в оборот идеологический термин очень быстро стал маркетинговым, определяющим позиционирование продукта. Хай энд никогда не был привязан к техническому стандарту, но появлялся как синтез технологии и искусства. Справедливости ради, нужно отметить, что для некоторых производителей стартовая идеологическая парадигма имеет значение до сих пор. Между тем, реалии рынка и алчность сделали своё черное дело, аппаратура, которая позиционировалась как хай энд, стала стоить в разы, а порой и на порядки дороже любой другой.

Если не учитывать репутационные риски, сегодня, любую аудиотехнику можно «обозвать» хай эндом и выставить соответствующий ценник. Очень грубый гипотетический пример: я, вооружившись паяльником, клеем, мануалом с DIY-форума, клепаю динамические наушники из катушки, магнита, бумаги, проводов, пары алюминиевых каркасов и деревянных мисок. Я объявлю изделие хай эндом на том же основании, что и подавляющее большинство производителей (нет стандарта — есть концепция). И моё изделие, с точки зрения концепции уникального «субъективного аудио» будет очень даже тру хай эндом. Заплатив $1000 за выставочную площадь, я представлю «проект» в каком-нибудь «Крокус Экспо» или ВДНХ и возможно даже продам в 10 раз дороже выставочной площади и в 1000 раз дороже себестоимости. Покупатель, на основании объективных критериев, никогда не сможет доказать, что его обманули и продали говно не хай энд.


С другой стороны, ряд производителей намеренно берут максимально высокую планку качества, используя высокие технологии, эффективные инженерные подходы, качественные дорогие комплектующие (речь не о золотых проводах и конденсаторах юрского периода) для создания уникальных, в хорошем смысле слова, изделий. Совершенно естественно, что такие производители будут ориентироваться на конъюнктуру и цена будет за пределами рамок массовой аппаратуры. В качестве примера можно привести производителей электростатических акустических систем и наушников, для которых критичными являются даже минимальные искажения. При этом большинство людей не могут оценить качество таких систем в связи с заоблачной ценой.

Если не брать в расчёт метафизику и маркетинговые мифы, то современную идеологию хай энд аудио можно описать как стремление к «исчезновению» влияния аппаратуры на звук, что по сути утопично, но иногда приводит к хорошим результатам. Последняя тенденция справедлива далеко не для всех производителей, многие просто предпочитают грести деньги за посредственные устройства с вычурным дизайном, резисторами стоимостью в 200 $, парой-тройкой ламп и золотых контактов (о кабелях и ТЛЗ писать не буду, ибо до безобразия избитые темы).

В каком-то смысле можно назвать хай энд индустрию заложником маркетинга, затраты на который также влияют на цену. Профанация ценностей, заложенных в изначальную идеологию (искусство и технология в одном флаконе), также во многом происходит из-за неадекватно агрессивного маркетинга. Ритуализация прослушивания музыки, превращение приверженцев High End в своеобразную секту, псевдонаучные оправдания астрономической стоимости устройств и аксессуаров, а также прочее мракобесие, во многом заслуга пиар-отделов некоторых компаний. Вклад беспринципных этих людей в «перекошенное» ценообразование один из самых внушительных.

Jedem das seine: чем бы дитя ни тешилось…

Со стороны, даже при агрессивном «религиозном» маркетинге, хай энд выглядит не слишком жизнеспособным, в условиях современного рынка. При этом продажи ряда компаний, особенно у владельцев старых и именитых брендов остаются стабильными. Резонно возникает вопрос, кто это покупает и зачем?
По своим наблюдениям я могу выделить 5 категорий любителей подобной техники.

1.

Очень богатые люди, одержимые статусным перфекционизмом. Это те клиенты, в расчете на которых маркетологи создали стратегию престижных цен. Часто, им совершенно плевать как это звучит, иногда они даже не посещают шоурум, а выбирают технику глядя исключительно на цену, полагая, что самое дорогое, наверняка самое лучшее. В технике, рассчитанной на такого покупателя могут использоваться дорогие породы дерева, изрядное количество деталей из драгоценных металлов и т.п., что автоматически увеличивает и без того неприличную стоимость девайса.

2.

Аудиофилы, находящиеся в бескомпромиссном поиске идеального звука. Постоянная смена девайсов и поиск устройства с максимально чистым, насыщенным, «воздушным», «тёплым», «холодным», «ярким», «тусклым», «честным», «высокодуховным» или каким-либо ещё другим звуком (количество субъективных критериев может быть бесконечным). Без преувеличения поиск их длится всю сознательную жизнь или пока не иссякнет ресурс. В ряде тяжелых случаев, увлечение из хобби перерастает в психическую патологию с последующими обвинениями в адрес производителей, продавцов, а также людей, критикующих их пристрастное отношение качеству. Свято убеждены в том, что ниже определённого ценового порога не может быть качественных продуктов, что роднит их с первой категорией и часто кормит небольших, но амбициозных производителей.

3.

Аудиофилы с религиозно-метафизическим подходом к звуку. Типичный пример господин… (впрочем, об ушедших или хорошо или никак). Верят в населяющие аппаратуру сущности, молятся лампам телефункен (или другим, в зависимости от конфессии), развивают концепцию исторической аутентичности аппаратуры. Крайне враждебно относятся к научным подходам в определении качества звука, полагая, что человек способен слышать то, что аппаратура не сможет фиксировать никогда. Зачастую критикуют всю современную технику и готовы отдать душу дьяволу за какую-нибудь редкую модель проигрывателя DENON тысяча девятьсот протёртого года.

4.

Люди, восторгающиеся винтажным или напротив футуристическим дизайном, не редко женщины, которые покупают аппаратуру в качестве дорогих игрушек и привлекающих внимание предметов интерьера. Как правило это жены или дети представителей первой категории. Для них характерна любовь к аппаратам ручной сборки, разного рода дорогим материалам в дизайне корпусов и оригинальным конструкциям (каменные колонки, стеклянные усилители и т.п.).

5.

Состоятельные люди, которые критично относятся к достоверности воспроизведения музыки и могут позволить себе потрать внушительную сумму, чтобы сравнивать технику и менять её подобно автомобилям. Их нельзя назвать «настоящими» адептами high end, так как: у них нет «святой» веры в бренд, они не «прогревают» динамики и провода, в процессе выбора крайне притязательны к качеству, но не к цене устройства. У них термин «хай энд» не вызывает эффекта горящих глаз, они стараются добиться максимальной объективности в подходе. Таких людей немного, но радует то, что они есть.

Один из видных представителей движения High End первой волны, культовый аудиожурналист Кен Кеслер, в интервью stereopravda.ru отчасти подтвердил мои выводы относительно современной целевой аудитории High End брендов. В ответ на вопрос журналиста об современных любителях High End, он заявил:

«… Так что остается только две категории: это аудиофилы фанатики старой закалки и просто состоятельные люди, которые могут приобрести дорогой хай энд по инерции или из соображений престижа…» .

В качестве заключения

Вывод об адекватности ценообразования в хай энд, каждый делает самостоятельно, и я не стану никого учить жизни. Рекомендую лишь сравнить факторы, влияющие на стоимость этой аппаратуры и обратить внимание на сжатые сведенья о причинах её покупки и целевой аудитории.

Субъективные:

  • стратегия престижных цен;
  • затраты на активный маркетинг;
  • репутация и история бренда;
  • использование драгоценных металлов и дорогостоящих материалов в дизайне и схемотехнике;

Объективные:

  • высококачественные элементы (не всегда)
  • дорогостоящие технологии, концепция «no compromise» (не всегда)
  • уникальные эффективные инженерные решения (не всегда)
  • креативный дизайн (дело вкуса)
  • ручная сборка (не всегда, дело вкуса)

Зачем покупают
: для поиска «совершенного» звука, для высококачественного воспроизведения музыки, для статусных понтов, для дорогого интерьера, для совершения обрядов и ритуалов.

Целевая аудитория

: «ищущие» аудиофилы с разным уровнем дохода, меломаны с большими деньгами, перфекционисты с большими деньгами и члены их семей, душевнобольные.

И ещё, в нашем каталоге есть немало аппаратуры, которую производители позиционируют как хай энд. Мы формировали каталог в соответствии с потребностями клиентов их отзывами и предпочтениями. Я ни в коем случае не осуждаю чей-то выбор или отказ от него, я лишь описываю факты и делюсь сделанными выводами.

Искренне надеюсь на живую дискуссию в позитивном ключе.

Позиция компании PULT, в отношении хай энд аппаратуры, может отличаться от мнения автора материала.

Именно эти маркетинговые знания помогли тебе в реализации «системного подхода»?

Да, конечно. Когда в 1998 году был создан Hi End Centre, преимущества системного подхода для меня были неоспоримы и основаны на личном опыте и наблюдениях. Постараюсь всё объяснить.

Понятно, что с коммерческой точки зрения наиболее привлекательны хорошо раскрученные бренды с мощной PR — поддержкой со стороны компании-производителя. Все дистрибьюторы соперничают за возможность представлять торговые марки, популярные на мировом рынке, имеющие высокий рейтинг в специализированных изданиях США и Европы, заметные на международных выставках и так далее. Такая продукция не требует больших рекламных вложений, времени, усилий по продвижению. Естественно, каждый коммерсант заинтересован в получении наибольшей прибыли с наименьшими рисками. Но выгодно ли потребителю то, что выгодно дистрибьютору? Ведь бывает, что мощный на, первый взгляд, арсенал брендов представляет собой беспорядочный набор знаменитых имён, собранных без всякой мысли об их совместимости и возможности объединения в комплекты. Клиентам подобных фирм приходится либо выбирать из предлагаемого ассортимента, либо покупать компоненты в разных местах, чтобы потом на свой риск объединить их в единую конфигурацию. Порой, недовольные результатом, люди вообще закрывают для себя тему дорогой аппаратуры. Как же наиболее эффективно решить проблемы тех, кто любит музыку и заинтересован в приобретении высококачественной системы без лишних хлопот и разочарований?

В основу брендовой политики компании нужно положить принципы, по которым формируется персональная hi-end система. Продукты торговых марок должны эффективно сочетаться для лучшего звуковоспроизведения, гармонировать внешне, а составленные из них комплекты приближаться к идеальному соотношению цена/качество. В общих чертах, в этом и заключается суть системного подхода, который мы избрали для себя в Hi-End Centre и реализуем в нашем . Но не всё так просто, ведь для успешной работы в рамках этих принципов нужно ещё, чтобы предлагаемый выбор отвечал разнообразным вкусам, давал возможности роста или апгрейда в рамках выбранной конфигурации, обеспечивал всё необходимое, начиная с базовых компонентов (акустические системы, источники и пр.) и заканчивая кабелями и аксессуарами. И конечно, мы должны иметь возможность комбинировать и предлагать разные варианты в пределах запланированного бюджета. Кстати, ещё одна выгодная для клиента сторона системного подхода: покупая всю аппаратуру в одном месте, в фирменном салоне поставщика, всегда можно рассчитывать на хорошие скидки.

Понимание, восприятие техники High End можно воспитать или с ним нужно родиться?

Цель High End Audio – добиться максимально точного, безукоризненного воспроизведения оригинального музыкального события. А техника High End является лишь инструментом для её достижения. В идеале эту цель можно считать достигнутой, когда возникает эффект «исчезновения аппаратуры», и между музыкантом и слушателем устанавливается непосредственная связь.

Человека, восприимчивого к музыке, не нужно убеждать в преимуществах аппаратуры High End. Он сам в состоянии отличить посредственное звучание от хорошего. Опыт общения с клиентами салона «Коллекция» показывает, что большинство людей прекрасно слышит разницу и даже нюансы в звучании систем: чувствуют гармонию и ритм, корректно воспринимают высоту звука, обращают внимание на технику исполнения. И наша задача — лишь развитие слуховой культуры, чтобы человек лучше разбирался в тонкостях звуковоспроизведения и осознанно воспринимал консультации по подбору компонентов аудиосистемы.

Какие основные ошибки, на твой взгляд, совершают люди при подборе компонентов домашней инсталляции?

Самой серьёзной и, к сожалению, самой распространённой ошибкой является приобретение компонентов, а не комплекта. Люди покупают отдельные компоненты в разных местах, зачастую по рекламным акциям. Оценить, насколько они совместимы, невозможно. В результате получается система, которая не в состоянии раскрыть потенциал каждого из устройств. Убеждён, что правильный путь – это, прежде всего, выбор подходящего дилера. Посещение специализированных салонов, общение с консультантами, индивидуальное прослушивание – всё это поможет определиться, где и что приобрести. В хорошем High End салоне организуют прослушивание, исходя из поставленных задач и в удобное для клиента время. Слушать систему нужно не менее 20 минут. Обычно этого времени достаточно, чтобы осознать первичные слуховые впечатления. Звучание ни в коем случае не должно утомлять. Хорошая энергетика системы – первый довод в её пользу.

Любой человек, планируя покупки, хочет получить лучшее за меньшие деньги, и желание сэкономить понятно. Однако приходится констатировать: качественные вещи, увы, стоят дорого. Иногда при формировании High End комплекта мы наблюдаем стремление клиента выгадать во что бы то ни стало. В результате, сберегая в малом, можно потерять в большом. В таких случаях мы убеждаем людей поменять акценты и взглянуть на High End как на вложение средств, а не трату. Ведь это действительно долговременные инвестиции и не только в материальные ценности, но и в собственное удовольствие, развитие. Поверьте, в конце концов, цена забывается, а качество остаётся!

И последнее, от чего хотелось бы предостеречь – это «кумиризация» брендов — слепая вера в мифы, созданные маркетологами. Не нужно зацикливаться на раскрученных марках. Ведь кредо High End – это поиск путей для совершенного звуковоспроизведения. И потом, за что вы платите: за качество или за поток рекламы по продвижению?

Лучший способ подбора аппаратуры – это всегда личное прослушивание и сравнение претендентов.

Больше дела — меньше слов, обзор. Журнал «Pro High End»

Десять лет назад, в рамках недавно появившейся тогда серии Azur, английская компания Cambridge Audio впервые анонсировала стереоаппараты под индексом 700. На прошедшей в январе выставке в Лас-Вегасе этот производитель избавился от приставки Audio в своем названии, обновил логотип, а заодно представил новую серию аппаратуры под индексом CX

Сохранить и прочитать потом —

Десять лет назад, в рамках недавно появившейся тогда серии Azur, английская компания Cambridge Audio впервые анонсировала стереоаппараты под индексом 700. На прошедшей в январе выставке в Лас-Вегасе этот производитель избавился от приставки Audio в своем названии, обновил логотип, а заодно представил новую серию аппаратуры под индексом CX. В настоящий момент в нее входит CD-транспорт, сетевой проигрыватель, два полных стереоусилителя и два многоканальных AV-ресивера. Стоимость новинок чуть выше таковой у классических компонентов «шестисотой» серии и существенно ниже флагманской «восьмисотой», так что условно их можно считать пресловутыми «семисотыми». Мы решили протестировать стереокомплект: CD-транспорт CXC, сетевой проигрыватель CXN и полный усилитель CXA80.

Блок питания транспорта построен на базе тороидального трансформатора, а в качестве привода используется модель S3, аналогичная той, что устанавливается во флагманскую «восьмисотую» серию. Выходы, естественно, только цифровые, на то он и транспорт, но с учетом невысокой стоимости и коммутационно-функциональных особенностей остальных компонентов серии это решение выглядит на редкость логичным.

Проигрыватель, в отличие от транспорта, оснащен импульсным БП, а вот сигнальная «начинка» у него значительно шире. За сетевые подключения отвечает контроллер LAN9512-JZX, USB обслуживается контроллером XMOS, а для цифровых входов используется CS8416. Помимо воспроизведения файлового контента с разрешением вплоть до 24/192 с локальных накопителей и по сети, аппарат имеет Интернет-радио, Spotify, AirPlay и Bluetooth aptX. Вынесение беспроводной коммутации из базового функционала в список дополнительных опций (за счет пары проприетарных «свистков») поначалу выглядит несколько замысловато, но потом понимаешь, что пресловутые «свистки» сертифицировать значительно легче, нежели полноценный аппарат, отсюда проистекает экономия времени и денег для конечного потребителя.

Благодаря технологии Anagram Technologies ATF2 (Adaptive Time Filtering) исходный цифровой поток пересчитывается до сигнала с разрешением 24 бит/384 кГц, а уже затем преобразуется в аналоговую форму посредством пары конвертеров WM8740. Проигрыватель оснащен полноцветным дисплеем диагональю 110 мм и пультом ДУ: в принципе, этого уже достаточно для полноценного управления, но при желании можно установить приложение для мобильных устройств на iOS или Android.

В блоке питания усилителя установлены тороидальный трансформатор и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью около 30 тысяч мкФ. Традиционные цифровые входы обслуживаются приемником CS8416, за USB отвечает контроллер XMOS, а цифро-аналоговое преобразование возложено на конвертер WM8740. Кроме этого, имеется возможность Bluetooth-коммутации. Регулировка уровня сигнала осуществляется моторизованным потенциометром Alps, а в оконечных каскадах каждого канала установлена пара полевых транзисторов Sanken, STD03P и STD03N (160 В/15 А/160 Вт) — нетипичный выбор усилительных элементов для этого производителя, ранее они попадались мне в гораздо более дорогой продукции — в частности, в усилителях Jeff Rowland.

Прослушивание

Продукция компании Cambridge Audio впервые попала в мои руки почти 20 лет назад. На официальном сайте компании тому временному отрезку соответствует исключительно цифро-аналоговый преобразователь Dacmagic, но я прекрасно помню оба CD-проигрывателя: и «четверку» с цифровым BNC-разъемом, и верхнюю «шестерку», оснащенную немыслимым по тем временам балансным выходом. В любом случае, в то время, когда между понятиями Hi-Fi и Made in Japan было принято ставить знак равенства, а на передних панелях аппаратов с трудом хватало места для органов управления, английский минимализм выглядел, как минимум, экстравагантно. И будил интерес, а прослушивание делило людей на две категории. Большая часть изрекала что- то вроде «Не может этого быть, это же не… (в этом месте подставляется практически любой японский бренд тех лет, в том числе и те, о которых давно ни слуху ни духу), и вообще, у проигрывателя нет регулировки громкости и программы треков, как я буду с этим жить?».

Другая — малочисленная — часть посетителей уходила в глубокой задумчивости, и некоторые из них потом возвращались и после долгих расспросов просили завернуть товар. Именно тогда я задумался о том, что часто люди покупают не звук — они покупают средство, которое должно им помочь поверить в то, что именно оно отвечает их чаяниям, взращенным на чужом мнении, почерпнутым из чужих комментариев. С тех пор во мне поселились стойкая антипатия к фразам типа «я тут прочитал на форуме» и огромное уважение к ныне покойному Полу Массону, который на пальцах и на графиках показывал, как должна строиться стратегия компании и как она должна реагировать на постоянно изменяющиеся мировые тенденции. Всё, что я наблюдаю с тех пор, безукоризненно укладывается в концепцию «мониторинг/анализ/выработка собственной стратегии/реализация на аппаратном уровне/ комплекс мероприятий, разъясняющих широкой общественности преимущество нового товара». Профит. Как для компании, так и для потребителя. Без этого все остальное — monkey business.

Зачем же столь почтенная компания ввязалась в историю с ребрендингом? Возможно, именно потому, что за столь почтенный период она стала восприниматься как некое близкое, теплое, уютно-домашнее. Как подруга детства: с ней можно поделиться личными секретами, но вряд ли возникнет мысль пригласить на свидание. И в этой кухонной уютности, в этой сокращенной дистанции есть что-то, не то чтобы унизительное. А, скорее, недооценённое. Конструкторский и инженерный состав выкладываются по полной, и они вправе рассчитывать не на приятельское похлопывание по плечу, а на самое настоящее признание их заслуг. А в чем выражается признание? Правильно — в звоне монет и шелесте купюр. Работа должна быть оплачена. И точка. Дружить с теми, кто работает для вас, — худшее из известных мне проявлений простоты, где-то между воровством и грабежом. Вор тащит исподтишка и боится узнавания. А тут ты хлопаешь человека по плечу, говоришь «спасибо», улыбаешься ему в лицо и всем своим невербальным посылом даешь ему понять, что ты благодарен, — но: «Мы же друзья? — Вот тебе моё большое спасибо!»

В усилителе заявлено 80 Вт на 8 Ом, что не кажется избыточным для вполне полновесного форм-фактора. И даже 120 Вт для 4 Ом в классе АВ выглядят, по крайней мере, не впечатляюще. Другой вопрос, что класс АВ допускает, как бы помягче выразиться, достаточно широкие вариации относительно того, принадлежит он к расточительному классу А или плавно смещается в глубокий класс В, к тому же данный класс не подлежит ни контролю, ни экспертизе, ни наложению штрафных санкций. И, следовательно, самый честный из производителей, который все сделает по уму и по совести, рискует оказаться не в самом выгодном положении. Чаще всего — попросту в дураках.

Но здесь начинает работать один достаточно важный фактор — известность. И потому за CXA80 я переживаю менее всего. Усилитель со встроенным ЦАПом, обладающий фамильным звуком Cambridge Audio, не может не прийтись ко двору. Вдобавок ко всему, он «упакован» по полной программе. Для неофитов — самый полный из возможного функционал, для знатоков и почитателей — настоящий фирменный звук от Cambridge. И позволю себе заметить, что система, состоящая из транспорта, сетевого плеера и усилителя, — не самый распространенный способ комплектации, хоть и кажется более чем логичным в мире цифровых технологий усекать излишние опции источника, особенно с учетом того, что сетевой плеер медленно, но неумолимо вытесняет физические носители.

У будущего обладателя системы появляется возможность использовать ЦАП усилителя либо преобразователь медиаплеера. Отслушав тестовый материал, я однозначно сделал выбор в пользу второго варианта. К ЦАПу усилителя нет никаких претензий, но ровно до тех пор, пока не подключишь транспорт к сетевому плееру. Что называется, почувствуйте разницу.

Попутно замечу, что CXN проигрывает такое количество форматов, что альтернативы ему очень долго поискать, плеер читает контент с диска в файловой системе NTFS, чего ближайшие конкуренты делать не умеют — и не факт, что когда-нибудь научатся, а это, как минимум, означает, что вам придется иметь два отдельных накопителя для аудио и для видео, поскольку отбирать фильмы по принципу «менее 4 ГБ», чтобы они могли быть записаны файловой системой FAT32, — занятие бесперспективное и лишенное всякого смысла. Используется ли в качестве источника CD-транспорт или сетевой плеер — система воссоздаёт убедительные звуковые образы, наделяя их адекватными тембральными характеристиками.

Что касается мощностных параметров, усилитель без видимых усилий «прокачал» все акустические системы, которые были в нашем распоряжении, в том числе и напольные, с весьма серьёзным набором динамиков. Громкость в этом случае можно регулировать либо на сетевом плеере, либо на усилителе. У меня есть свои соображения, как это делается в первом и во втором случае, но оставлю их при себе, замечу только, что на слух управление громкостью через усилитель предпочтительней. И это не из области «кажущегося», а из разряда устойчивых ощущений. Образы обретают телесность, сцена раздвигается, и просыпается ощущение, что именно так все сделано правильно. Словно внутренний голос говорит фрекен Бок, отправляющейся на передачу о привидениях, что она выбрала правильные стельки. Одним словом, ты понимаешь, что ты прав, — и точка. Чувствуешь это кожей и внутренними органами, и сама мысль о предъявлении доказательств кажется оскорбительной. В конце концов, каждый может повторить мой опыт и убедиться самолично.

Некий сумбур в отчете о прослушивании данной системы связан с тем, что, как ни странно, это, пожалуй, единственная система из представленных на рынке, которая самой структурой расставляет приоритеты по части источников. У подавляющего большинства конкурентов сетевые плееры — опции, здесь же он не просто встроен в структуру, но и выполняет функции ЦАПа. Казалось бы, это нынче весьма логично, но многие ли способны собирать пирамидку наоборот вследствие изменившихся тенденций?

Вывод

На мой взгляд, протестированный комплект Cambridge представляет собой самую интересную систему из появлявшихся на свет за последние несколько лет. Это не просто результат ребрендинга. Это взгляд в будущее. И помяните мои слова: когда масса изделий нынешних мейджоров будет украшать полки музеев и комиссионок, полки магазинов будут заняты продуктами Cambridge, потому как держать руку на пульсе — значит владеть миром. Но это, скорее, головная боль дирекции компании, а что до рядового покупателя — то у него появился шанс приобрести что-то действительно стоящее, и на его месте я бы этот шанс не упускал.

Контрольная система

Акустические системы KEF Reference 5; сетевые кабели QED Qonduit P-MC; цифровой кабель QED Qunex Signature; цифровой кабель QED Reference Optical QUARTZ; цифровой кабель QED Performance USB A-B Graphite; межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603; кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603

Подготовлено по материалам журнала «Pro High End», №10, 2015 г.
https://prohighend.ruЭтот обзор прочитали 8 900 раз

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]