Типы излучателей и сферы их применения. Немного о драйверах наушников и акустических систем.


Довольно часто из уст многих людей я слышу интерпретацию примерно такого мнения — динамы ни на что не способны, имеют право на жизнь только планары/арматура/(вставить нужный тип излучателя). Что ж, в этом тексте попытаемся разобраться, какие же существуют типы излучателей для наушников и акустических систем. Что они предлагают и так ли плохи динамы?

Разумеется, для прожженных аудиофилов мой текст не будет открытием, и я на него не претендую. Кроме того, никоим образом не являюсь инженером. Не хочу преподавать нудных лекций по физике, так что где-то буду не до конца точным и изложу достаточно обобщенно для большей простоты — прошу простить. Не ставлю за цель описание всех существующих видов излучателей, информации по большинству из них в сети предостаточно. Так что остановлюсь только на тех, которые чаще или реже используются в наушниках или полноразмерных акустических системах.

Текст будет обширным, так что заваривайте чай или плесните себе чего покрепче, прогревайте ламповый усилитель (если у вас его нет, купите уже хотя бы amp9) и приступим.

Динамический драйвер.

Наиболее распространенный излучатель в силу ряда причин. Одной из таковых есть историческая. Представьте, первые наушники были созданы в 1910 году! А выпущенные незадолго после того Sennheiser HD414 выглядят уже вполне современными. С другой стороны, сейчас существует великое множество технологий, позволяющих изящно решить те или иные проблемы в производстве динамических драйверов, что также повлияло на их распространенность.

драйвер для Beyerdynamic T1 2gen

В упрощенном варианте динамический излучатель являет собой кольцевой магнит и катушку с обмоткой из множества витков тонкой проволоки, помещенную в отверстие магнита. Поскольку сопротивление меди или алюминия на метр ничтожно мало, можете посчитать, сколько метров надо намотать на катушку для получения 16, 32 или 250 Ом. Катушка движется в магнитном поле перпендикулярно моткам согласно силе Лоуренца. Она прикреплена к мембране, а мембрана, в свою очередь, и издает звук.

Это все помещается в единый корпус для целостности конструкции. В том или ином виде именно такой динамический излучатель используется в совершенно разной технике — от ширпотребных эйрподсов до огромных сабвуферов с комнату размером. Разница, грубо говоря, только в размере и использовании материалов.

Если все так просто, почему же существуют иные виды излучателей и что побуждает искать от добра добра?

Чувствительность.

Не такая уж большая проблема. На нее влияет, например, сила магнитного поля, жесткость хода мембраны и некоторые иные параметры, подробно останавливаться на них я не буду. Одним из способов повысить чувствительность есть обеспечение более сильного магнитного поля. Все, наверное, слышали, с какой гордостью некоторые производители до сих пор пишут о неодимовых магнитах — на деле же уже более 10 лет практически все перешли на них.

В чем соль? Для большей силы магнитного поля и намагниченности, которая крайне мало изменяется со временем, применяют различные сплавы на основе железа, никеля и неодима с различными составами и легирующими добавками. Вместе с тем технология позволяет изготавливать самые разные формы магнита. Так в Sennheiser HD800 или Beyerdynamic T1 упор сделан именно на нетривиальный магнит, если верить маркетологам. Можно и изменять конфигурацию катушек, а также материал токопроводящей обмотки. Разумеется, все это влияет на звук.

Мембрана.

Для более естественного звука и отсутствия искажений мембрана должна двигаться максимально равномерно. В акустических системах, а реже и в наушниках применяется подвес из более мягкого материала по периметру мембраны. В то же время она сама должна быть максимально жесткой (впрочем, о том, какой ей быть, ведутся споры и сейчас) для равномерности движения и максимально легкой для быстрого времени отклика и меньшей инерции.

Именно отсюда растут ноги в различных технологиях мембраны. Алмазоподобный углерод в Campfire Audio, Бериллий или Титан в Periodic Audio и прочих, различное напыление. В том числе Topology Diaphragm у Hifiman RE800 и RE2000, мембрана из биоцеллюлозы у Denon и ZMF, еще более экзотические шелк, карбоновые нанотрубки и т.п. — все это так или иначе направлено на достижение того же результата. И применяются динамические излучатели во многом множестве устройствах от микродрайверов в бюджетных Kinera TYR до огромных мембран в АС Adam. И дело тут в реализации.

Как я уже говорил, на сегодня многие технологии позволяют приготовить динамический драйвер должным образом. И все же те, кто этого не умеют, отмечают в минусах более низкую детальность, скорость и иные важные для звука параметры, которые якобы априори лучше у иных излучателей. Зато динамик может прокачивать достаточный объем воздуха — именно потому их так часто применяют если не в виде широкополосников, то в гибридных конструкциях на НЧ диапазоне. Например, в моих любимых гибридах Campfire Audio Solaris SE. У AAW Canary на НЧ пара динамических драйверов, подключенных в противофазе — таким образом через работу на один объем воздуха достигается минимизация искажений и лучший контроль диапазона. Но есть гибридные конструкции и в редкостных полноразмерных наушниках.

Бесхарактерность — это комплимент

Раз назвались металлистами — с этого и начнем. Композиция «War Of The Gods» от Amon Amarth как раз насыщена жестким скоростным гитарным ритмом и пулеметной бас-бочкой — и потому нередко используется на тестах и прослушиваниях.

И сейчас каждый выстрел бас-бочки оформлен четко, эффектно, различимо — и то же можно сказать о гитарных аккордах. А в рыке Йохана Хегга буквально ощущаются вибрации натруженных связок. При этом в звучании нет нарочитой аналитичности — напротив, оно воспринимается слитным и музыкальным.


Карбоновое оголовье смотрится очень эффектно, но упругому материалу не хватает жесткости на кручение

Вообще, при прослушивании тяжелых жанров мне так и не удалось найти композиции, где бы «Гатлинги» откровенно споткнулись. Но отработка низких частот здесь требует особого пояснения. Создатели этих наушников вообще не оперируют такими понятиями как абстрактные «басы» (это же справедливо и для «верхов» с «серединой»), а уделяют внимание передаче конкретных музыкальных инструментов.

То есть целью является не раскачать ваши перепонки низкими частотами, а достоверно отобразить звучание бас-барабана, напольного том-тома, малого барабана, бас-гитары — и далее по списку. Равно как и на верхах важно не эффектное рассыпчатое «цыканье», а узнаваемые звуки тарелок крэш или райд.


Наушники сочетают дизайнерский минимализм с высоким качеством изготовления

Мелодичный пауэр-метал, вроде немецкого Edguy, также заиграл свежими деталями и нюансами — как если после HD-телевизора пересмотреть фильм в 4К. Но куда более выигрышней кажется подача прогрессив-рока, особенно изначально хорошо записанного — и здесь, конечно, надо упомянуть Pink Floyd и Wishbone Ash.

В интерпретации дуэта Gatling и 1862OCU живо и естественно звучат даже такие изначально «ненатуральные» жанры, как, например, синти-поп. В композиции «Самолет» группы Elektromonteur массивные электронные басы не долбят по ушам, а будто динамично массируют сам мозг, а вокал харизматичного Михаила Борзенкова (да, того самого) предельно очерчен и помещен на передний план.

Камерная классика — например, нередко упоминаемый мною альбом «J.S. Bach. Oboenwerke. Alexei Utkin. Hermitage Chamber Orchestra» — преподносится «Гатлингами» не менее эффектно. Фраза про «ощутимое дрожание струн» уже стала безнадежно банальной, но сейчас так просто ее из головы не прогнать. Но здесь куда большее впечатление произвела виртуальная звуковая «3D-картинка», наглядно рисующая расположение музыкантов на сцене.

Способность наушников информативно расставлять звуки в пространстве подтвердили файлы с тестового диска «Dr. Chesky’s Ultimate Headphone Demonstration Disc», где ассистенты «с бубнами» ходят вокруг бинаурального микрофона.


В комплекте пилотной партии идут два недешевых съемных кабеля от российского производителя

Напоследок можно и соригинальничать. Возьмем качественно оцифрованный магнитоальбом «Тихорецкого концерта» Аркадия Северного и группы «Встреча», записанный в 1979 году в местной студии Станислава Сафонова. Концерт успел стать культовым среди поклонников винтажа и «ностальгического шансона».

Я еще застал время, когда этот альбом крутили на ламповых катушечниках вроде моего «Днiпро-14А». Я слушал его на разных магнитолах и музыкальных центрах и скажу, что такой качественной и проникновенной проработки характерного хрипловато-бархатистого голоса Аркадия Дмитриевича и столь эффектной сбалансированности инструментов и объема еще не встречал.


Конструкция излучателей, подбор материалов, а также производство – исключительно отечественные

Вообще говоря, всем тем, кто считает, что раньше звук был теплее, исполнители выразительнее, а лампы ярче — MyST Gatling придутся по душе своей честной и ненавязчивой подачей, оставив вас наедине с ностальгией.

Справедливости ради, надо отметить, что есть направления, которым «Гатлинги» противопоказаны. Это всевозможные рэп, дабстеп, различные «кислотные» жанры — словом, где ценится не натуральность звучания, а беспощадное наваливание в уши агрессивных низов, однако для этого существуют специальные наушники, у которых, по ощущениям, басят даже тарелки.


«Родной» фирменный ЦАП-усилитель намного органичнее спелся с наушниками, чем ряд устройств от сторонних производителей

Нередко производители стараются наделить наушники некой специфичной и порой приукрашенной подачей, выделяя в АЧХ ласкающие слух «горбики» и «провалы». У MyST Gatling, в свою очередь, особенностью стало отсутствие выраженного характера — особенно, в связке с таким же нейтральным источником. При этом звук все равно не получается пресно-мониторным, а, напротив, воспринимается как весьма музыкальный и комфортный.

Лично мне подобная честная подача нравилась всегда, однако не исключаю, что кому-то в интерпретации MyST Gatling будет не хватать ярких красок.

Ленточные излучатели.

В борьбе с проклятой инерцией звукоизлучающую мембрану делают все более и более легкой, по сути, превращая ее в тонкую ленту. Отсюда и название целого подразделения драйверов.

Планары.

Наиболее распространенные из них в силу ряда причин. Они буквально немного моложе, чем динамические драйвера и сейчас переживают второе рождение после расцвета в 60-80ых годах прошлого века. Обобщенно драйвер являет собой тонкую мембрану с нанесенными на нее токопроводящими дорожками. Она взаимодействует с магнитным полем постоянных магнитов и таким образом движется.

ортодинамический излучатель

В зависимости от наличия магнитов с одной или двух сторон существуют одно- или двухсторонние магнитные системы. Также конфигурация дорожек и магнитов отличает изодинамические драйвера (Hifiman HE4, ТДС-7) от ортодинамических (Yamaha YH-3). Последние имеют круговое расположение токопроводящих дорожек.

Впрочем, львовские инженеры на Амфитоне, а потом и Rinaro решили объединить все это и разместили и изодинамику и ортодинамику на одной мембране. Только в советских н21/25/28с, а потом Oppo PM 1/2/3 это была комбинированная дорожка, а у Rinaro оба типа дорожек расположены на одной мембране. Хотя сейчас этими нюансами мало интересуются, потому и принято довольно общее определение «планары». Дорожки могут располагаться с одной или с двух сторон мембраны, у ортодинамических наушников конфигурация может предусматривать (ТДС-16) или не предусматривать (Амфитон Н-28с, Oppo PM3) центрального контакта.

Изодинамика | Ортодинамика | Изо + ортодинамика

Есть самые различные эксперименты в этом поле:

  • частичное крепление квадратной мембраны только с двух противоположных сторон
  • дополнительное рифление или прочие способы придания жесткости мембране
  • распределение веса путем неполного удаления материала с мембраны в ходе травления (Fostex T50)
  • эксперименты с конфигурацией дорожек (зигзагообразные у Fostex T50-RP, безмеандровая мембрана у Audeze)
  • шириной и материалом дорожек (Abyss)
  • материалом самой мембраны, ее толщиной, натяжением,
  • конфигурацией магнитов и прочее и прочее.

Таким образом есть великое множество подвидов ленточных излучателей. Например, т.н. «planamic» у одноимённых наушниках Mee audio. Так или иначе, круг применения планаров очень широк. Также, их используют и в акустических системах в качестве вч-твиттеров (Adam), реже — для всего диапазона (Magnepan). В полноразмерных наушниках планары можно встретить во всех моделях Audeze и масса моделей Hifiman. А еще в последнее время все чаще появляются и в иемах в качестве широкополосного (Tin P1, UM ME. 1, Audeze iLCD3) или в гибридах для части диапазона (IMR, oBravo).

AMT.

Одно из интересных ответвлений изодинамики придумал Оскар Хейл. Теперь драйвер носит его имя, или же определяется аббревиатурой AMT — Air Motion Technology. По сути это изодинамическая мембрана, сложенная гармошкой. В итоге в магнитном поле она движется не поступательно, а на сжатие-расширение соседних складок, обеспечивая прокачивание бо́льшего объема воздуха. Эксклюзивным пожизненным патентом обладает фирма ESS, первые продукты с драйвером по технологии Хейла были выпущены в далеком 1972 году.

Обычно тяжело добиться захвата всего диапазона, потому в ряде высококлассных АС эти драйвера используются в качестве твиттера. В том же качестве они используются и у некоторых моделях полноразмерных и внутриканальных (IEM) наушников oBravo. Среди широкополосных решений — HEDDphones в полноразмерном сегменте, винтажные ESS Mark 1 и широко известные в узких кругах пока единственные в мире внутриканальные Project Heaven.

Можно и без дорожек вообще.

Например, Риббоны (Raal), где вся мембрана является токопроводящей, рифлёная, подвешена с двух сторон, а магниты расположены не спереди и/или сзади мембраны, а сбоку.

Впрочем, говорить на тему ленточников можно очень долго и много, так что продолжим движение в направлении снижении веса мембраны.

По назначению

В зависимости от того, где и для каких целей вы будете использовать наушники, тоже можно выделить несколько их типов.

  • Стационарные наушники

    , которые обычно используются дома. Какие они? Чаще всего полноразмерные, открытые (реже закрытые) и высокоомные, если есть усилитель.

  • Мониторные наушники

    , используемые для работы в студии: полноразмерные, высокоомные, для работы на сцене: арматурные внутриканальные.

  • Игровые наушники
    для геймеров выглядят так: полноразмерные с микрофоном. Они не подходят для прослушивания музыки, так как их цель: удобно сидеть на ушах длительное время и иметь «задранные» басы (для взрывов, выстрелов и т.д.).

  • Портативные наушники
    , которые используют для прослушивания музыки с телефона, плеера и т.п. Они компактные, низкоомные с высокой чувствительностью. Форм-фактор при этом может быть любой, как говорится, на вкус и цвет…

  • Гарнитура
    – это компактные наушники с микрофоном, которые могут иметь даже одно «ухо», используются для разговоров без помощи рук.

  • Спортивные наушники
    — чаще всего внутриканальные, но в последнее время активно используют накладные, а именно AirPods, можно встретить среди них и накладные. Требования, предъявляемые к спортивным наушникам: надежно держаться в (на) ушах при беге, не создавая дискомфорт, иметь дополнительную защиту от воды (наушники для плавания) и пыли, быть беспроводными. Качеству звука обычно не уделяют тут должного внимания.

Все характеристики наушников, даже те, которые касаются, казалось бы, только дизайна, оказывают влияние на тот звук, который они выдают. Выберете несколько моделей, который соответствуют вашим запросам и задачам, которые вы хотите с помощью наушников решить, затем сравнивайте отобранные модели между собой путем живого прослушивания. Только ваши уши подскажут вам правильный выбор. Удачных покупок, которые не разочаруют вас!

Электростатические излучатели.

Вот тут информации меньше, особенно что касается применения в наушниках. Так что берем лопату и копаем.

У планаров, в редких случаях толщина мембраны приближается к таковой у электростатических драйверах, но это скорее исключение из правил. Из-за веса мембраны и цены этого типа драйвера вокруг электростатов успешно создан ореол полумистического хай-энда с невиданным доселе уровнем звука.

Не буду в очередной раз о том, что все зависит от реализации технологии. Немного углубимся в историю электростатов . Сейчас вопросом электростатов в наушниковом сегменте успешно занимается по сути полторы фирмы, а синонимом таковых стали японцы Stax. Они выпустили первую такую модель в 1958 году и успешно продолжают выпускать их по сей день. А первые патенты в этом направлении были еще в 1921 году, и касались, естественно, сферы АС. Достаточно широко известны в этом направлении кроме упомянутых Stax, например, фирмы Martin Logan и Quad.

Что касается остальных фирм, производящих наушники, то электростаты в их ассортименте явление редкое и является скорее исключением из правил. Среди относительно успешных и безумно дорогих — Sennheiser HE 90 Orpheus.

Что же уникального в этой технологии? Это ультратонкая мембрана в пару микронов. Настолько тонкая, что нанести на нее дорожки значит заметно увеличить вес, а следовательно, и инерцию. Металлизировать пленку мембраны для ее поляризации или поляризировать как-то иначе тоже нельзя. Ну вернее можно, но тогда мембрана будет или толще (не обязательно) или КПД ниже. И это уже будут электреты. О них немного позже.

Электростаты по сути своей — облегченная версия «планаров наоборот». Только в случае планаров имеем стабильную направленность внешнего магнитного поля. Движущей силой электоростатических излучателей является изменяющий направление ток, и, как следствие, сила Лоренца. В электростатах стабильный высокий заряд подается на мембрану. Сам заряд подается на статоры в противофазе и меняется с «+» на «-» несколько сотен раз на секунду. В этих условиях волей-неволей мембране не остается ничего кроме как колебаться вперд-назад или повеситься. Ну или влево-вправо — с какой стороны посмотреть.

Казалось бы, если все так просто, то почему остальные виды излучателей не вымерли как динозавры? Ну сделали бы во всех источниках выход на электростаты, так сложно что ли? Почему нет? Потому что не все так просто.

Для большей громкости нужно большое напряжение. Но его потолок ограничивается пробивным напряжением воздуха. При его достижении произойдет «молния» и скорее всего, все сгорит к чертям. Ну ладно, не так драматично и с чуть меньшим количеством спецэффектов, но сгорит все равно. А еще это самое напряжение зависит от влажности воздуха. У меня как-то знакомый сжег Стаксы из-за постоянного использования во влажном климате. Так что нужна защита от влаги. И пыли тоже, ее частички так же притягиваются и к статорам, и к мембране. Потому на выставках нередко можно увидеть Стаксы в боксе с низкой влажностью. А для их хранения предусмотрены специальные колпаки.

Но на самом деле для работы достаточно напряжения в несколько сотен вольт и малой силы тока. Человек может даже не почувствовать. Это к вопросу безопасности. А еще чувствительность (читай громкость) сильно зависит от расстояния между мембраной и статором. Кроме необходимости сделать это расстояние по возможности меньшим это налагает несколько ограничений. Меньшее расстояние — меньшая амплитуда движения, хуже отдача по НЧ.


излучатель наушников STAX SR-009

Меньшее расстояние — меньший потенциал нужен для упомянутой «молнии». Вопреки распространенному мнению, мембрана движется не поршнеобразно, а выгибается, образуя трехмерную параболу. Это образует еще один отрицательный момент — концентрацию заряда в одной точке вследствие его миграции по мембране. Во избежание этого она как правило делается высокоомной. Натянуть мембрану очень туго не получится — кроме нежелательных резонансов уменьшается отдача по НЧ.

Кроме того, для совпадения громкости левого и правого излучателя нужно идеальное совпадение размеров, что предполагает высокую точность изготовления. А еще имеет значение конфигурация статоров, (обычно они являют собой тонкие перфорированные металлические пластины) ибо они также выступают одновременно демпферами. И прочее и прочее. Но и это еще не все. Схематически повышающий преобразователь рисуют в виде трансформатора, и, казалось бы, его можно сделать каким угодно по размеру, но нет. Нужна более сложная система. Именно потому электростаты не играют без специального «живчика».

Учитывая все вышеизложенное, не так уж странно, что в форм-факторе электростатических иемов можно на пальцах счесть: Stax SRS001, 002, 003 и Shure KSE1200, KSE1500.

Электретные излучатели.

Подождите — скажете вы — а как же электростатические твиттеры скажем, в упомянутых ранее AAW Canary? Дело в том, что физика одна и для Stax, и для AAW, и для Sonion, которые придумали таковой излучатель. И придумали они как раз упомянутые электреты. Вернее переосмыслили, ибо придумано это было столь же давно, и такие наушники были, например, в упомянутых Stax. Тогда что же сделали Sonion и в чем отличия?

Они обезопасили мембрану, поместив драйвер в закрытый корпус, по виду мало чем отличающийся от арматурного. Само собой, площадь и амплитуда движения сильно уменьшились, потому остался только ВЧ-диапазон. Площадь мембраны отразилась и на способности накапливать электрический заряд. Необходимость поляризационного напряжения обошли способом поляризации мембраны. Казалось бы, отличия минимальны, почему же тогда КПД ниже и электреты уступают электростатам технологически?

Начнем с того, что способность материала накапливать заряд поляризации ограничена. Так что заряд поляризированой мембраны ниже, чем заряд мембраны, на которую подается ток поляризации. В итоге при прочих равных меньшая сила взаимодействия со статорами.

Но если так, то как же тогда удалось обойти необходимость поляризационного напряжения на статорах? Меньшая амплитуда движения позволила сделать меньшее расстояние. А еще тот самый трансформатор, который рисуют на схеме и рендерах. Если корпуса наушников прозрачны его тоже можно увидеть.

А теперь вернемся немного назад. Зачем все эти страдания? Для уменьшения веса мембраны. А зачем уменьшение веса? Меньше вес — меньше инерция, меньше время отклика, выше детальность, КНИ порядка 0.05% и т.д.

Так вот, в магнетизме тоже есть инерция. В трансформаторе повышение напряжения происходит благодаря той же силе Лоренца. И чем больше витков, тем она больше. Таким образом в трансформаторе мы имеем суммарное количество витков не особо уступающее, а может и превосходящее таковое у динамических наушников. Но если там влияние этого фактора в сравнении с остальными не столь значительно, то тут оно более заметно. Также из отрицательных моментов со временем мембрана размагничивается. Происходит это при касании к статору (обычно этот момент учитывают) или со временем. Это подобно магнитной ленте, на которую можно было записать аж один альбом, если он не очень длинный. Это если кто не знает.

Правда, в отличии от кассет, мембрана электретов теряет заряд заметно дольше. Для винтажных наушников приводили значение порядка 15-20 лет, сейчас оно заметно больше. Так что не переживайте, семейная реликвия в виде обручального кольца бабушки и кастомов с электретами на вч дедушки еще порадует внучка. После решелла, разумеется.

Кроме того, технически электреты являются подвидом электростатических излучателей. Вместе с тем, электростатами все это назвать заметно более выгодно с точки зрения маркетинга. Потому так делают и производители драйвера, и те, кто его где-либо применяет.

А еще к электростатам относятся конденсатоные излучатели, но постольку в наушниках они не применяются, опустим этот момент и будем двигаться дальше.

По акустическому оформлению

По акустическому оформлению или конструкции все наушники можно разделить на три типа: закрытые, открытые и полузакрытые (полуоткрытые).

  • В наушниках закрытого типа
    драйвер излучает звуковую волну только в ухо, они герметичны снаружи. Закрытые наушники отлично подходят для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу звучания. То есть, люди рядом не слышат музыку, которая проигрывается в наушниках, но и тот, кто в наушниках, не слышит внешних звуков. Такая шумоизоляция называется пассивной.

Достоинства:

  1. плотная посадка и отличная шумоизоляция;
  2. отсутствие слышимости для окружающих;
  3. сочный бас;
  4. детальный звук даже на небольшой громкости.

Недостатки:

  1. недостаточно реалистичный звук, по сравнению с открытыми наушниками;
  2. небезопасно для прослушивания на оживленной улице;
  3. при длительном прослушивании может заболеть голова.
  • В открытых наушниках
    драйвер излучает звук во всех направлениях. В них слушатель не изолирован от шума, как и окружающие не изолированы от его музыки. По сравнению с наушниками закрытого типа, открытые наушники подарят вам более качественный звук, так как в этом случае звук не искажается отражением внутри герметичного корпуса.

Достоинства:

  1. максимально реалистичный, неокрашенный и четкий звук;
  2. безопасность, заключающаяся в возможности услышать предупреждающие сигналы, например, автомобиля;
  3. удобные амбушюры, когда уши не потеют, а голова не болит.

Недостатки:

  1. низкая шумоизоляция, не позволяющая полностью погрузиться в прослушивание;
  2. раздражение окружающих звуком из наушников;
  3. басы звучат хуже, чем в закрытых наушниках.
  • Очевидно, что полузакрытые или полуоткрытые
    (это одно и то же) наушники обладают частичной шумоизоляцией. Такие наушники имеют закрытую чашку с отверстиями. Часто подобные наушники приобретают для профессиональной деятельности, так как они обеспечивают и некоторую звукоизоляцию, и реалистичность звучания при возможности длительного использования. Однако полностью погрузиться в музыку не получится, так как долю внешнего шума они всё же пропускают.

Какие наушники выбрать? Ответ на этот вопрос зависит от поставленных задач и акустической обстановки, в которой будут использоваться наушники. Если вы планируете слушать музыку в наушниках в шумных местах (транспорт, студия во время записи вокала или инструментов), то лучше выбрать наушники закрытые. Когда звук из наушников никому не мешает (например, дома или когда вы работаете один), а внешние шумы могут предупредить, например, об опасности (на улице), можно использовать открытые наушники.

Арматурные излучатели.

А дальше альтернативный взгляд на все это счастье. Увеличим чувствительность с помощью магнитного поля, а вес мембраны уменьшим путем уменьшения размера, одновременно увеличив жесткость.

Бо́льшая сила магнитного поля дает бо́льшую чувствительность, и как следствие, скорость отклика мембраны. Данный тип тоже придуман в 20ых годах ХХ века, особое распространение получил в слухопротезировании за счет бо́льшей громкости и компактности излучателя.

В иемах одной из первых его использовала фирма Etymotic, выпустив в начале 90ых свои легендарные ER4s. Те, кто не смог их посадить или кому не хватило усердия подобрать насадки и фантазии не ограничиваться стоковыми, вскричали, что баса там нет и диапазон ограничен срединой. Примерно так появились многодрайверы. Одними из первых стали как ни странно профессиональные мониторы, созданные техником Van Halen Джерри Харви. Его имя сейчас широко известно.

Но не проблема напихать кучу драйверов, проблема их согласовать. Обычно для этого применяется кроссовер, распределяющий звук по частотам и скармливающий их каждому драйверу персонально. Редко — бескроссоверная технология. Вместе с тем, еще есть сдвоенные (спаренные) арматурные излучатели. Они имеют полностью раздельные внутренние камеры, но общий звуковод. Да и вообще, уже есть не мало разновидностей арматурных излучателей, и прогресс явно не стоит на месте.

Но и это не всегда устраивает слушателей, потому со временем появились гибриды — динамический драйвер на НЧ и один или несколько арматурных на СЧ/ВЧ. Впрочем, такая конструкция уже стала классикой и в последнее время за арматурным драйвером оставляют в лучшем случае часть диапазона, отдавая ВЧ электретам, пьезокерамике или прочим видам драйверов.

По конструкции

По конструкции, посадке, форм-фактору выделяют три типа наушников: полноразмерные, накладные, внутриканальные и вкладыши.

  • Полноразмерные наушники
    называют также охватывающими, мониторными или дуговыми. Они имеют оголовье, крупные амбушюры, которые полностью охватывают уши, не прижимая их к голове. Редко, но всё же можно встретить наушники без амбушюр (например, AKG K1000). Полноразмерные наушники удобные в использовании, так как имеют комфортную посадку, но при этом громоздкие, не для прослушивания с головным убором. Полноразмерные наушники универсальны. Закрытые мониторные наушники имеют не самую высокую шумоизоляцию, их чувствительность недостаточна для портативных источников звука, поэтому они требуют усиления. В связи с этим, мониторные наушники применяются в основном в помещениях, например, в студиях звукозаписи.

  • Накладные наушники
    более компактны, что делает их более портативными. Амбушюры плотно прижимаются к ушной раковине, динамик расположен ближе к уху, поэтому чувствительность накладных наушников обычно выше, чем у полноразмерных. Накладные наушники идеальны для непродолжительного использования из-за давления амбушюр на уши.
  • Внутриканальные (вакуумные) наушники
    вставляются непосредственно в слуховой канал, создавая там что-то типа вакуума, и держатся там, благодаря силиконовым амбушюрам. Благодаря близкому расположению излучателя к уху, в таких наушниках можно слушать музыку негромко при сохранении четкости звука. Подобные наушники часто используются на улице, в транспорте, во время занятий спортом и т.д.

Достоинства:

  • компактность,
  • пассивная шумоизоляция (закрытые наушники),
  • универсальность,
  • высокая чувствительность.

Недостаток: при прослушивании музыки на высокой громкости, можно нанести вред слуху.

  • Вкладыши (таблетки)
    – наушники, которые вкладываются в ушную раковину, а не вставляются в слуховой канал. Чаще всего бывают открытыми или полуоткрытыми, реже закрытыми, но при этом всё равно пропускают внешние шумы за счет неплотного прилегания к слуховому каналу. Из достоинств можно отметить компактность и низкую цену (за исключением AirPods). Вкладыши удобно использовать на улице, но в транспорте звук будет мешать другим пассажирам, если наушники являются открытыми.

Электромагнитные излучатели или Siren Armature.

Но к пьезокерамике мы еще вернемся, а пока рассмотрим бывший некогда достаточно модным (в основном благодаря фирме Ortofon) тип драйвера, названый Siren Armarure. Вообще арматурные драйвера — это сленг от английского Balanced Armature, т.е. излучатели со сбалансированным якорем. Но Siren Armature — это нечто среднее между обычным динамическим и арматурным драйвером. Скорее это напоминает электромагнитный излучатель или динамический драйвер наоборот. Т.е. мембрана движется под действием взаимодействия поля магнитного сердечника с неподвижным электромагнитом, на обмотку которого и подается выходной сигнал источника. Такой компромисс позволяет достаточно хорошо совмещать скорость, очерченность и детальность арматурных драйверов с плотностью и телесностью динамика — мембрана-то больше.

Впрочем, особого распространения технология так и не получила. Несмотря на то что исторически этот тип излучателя более старый, чем динамический, остались такие излучатели разве что в качестве «пищалок» в различной спецтехнике.

Вывод

В своем ценовом сегменте MyST Gatling призваны конкурировать с премиальными изодинамическими моделями, и у новичков довольно неплохие шансы, если учитывать, что такую покупку делают не спонтанно, а чаще — после скрупулезных прослушиваний и сравнений. Здесь «Гатлинги» могут предложить фирменную точную и не приукрашенную подачу, а для состоятельных любителей скоростных тяжелых жанров выбор и вовсе предельно сужается.

Достоинства: высокая детальность. Натуральное не приукрашенное звучание. Уверенная работа с практически любыми музыкальными жанрами.

Недостатки: карбоновое оголовье могло быть и пожестче на скручивание.

Официальный сайт: MyST Gatling

Цена: 133 000 рублей

Пьезокерамический драйвер.

Большинство из упомянутых видов излучателей использует преобразование электрической энергии в магнитную, но бывают и иные методы. Например, пьезоэлектрический эффект, т.е. возникновение механических деформаций под действием электрического напряжения.

Пьезокерамические излучатели являют собой металлическую пластину со слоем нанесенной на нее пьезоэлектрической керамики, которая покрыта на внешней стороне токопроводящим напылением. Широко используются в качестве пищалок в часах, игрушках и прочих устройствах. А иногда и в качестве твиттера в наушниках, например, 1more H1707.

Beyerdynamic DT 770 Pro

Профессиональные закрытые наушники для диффузного поля в трёх модификациях — 32, 80, 250 Ом. Как отмечают обозреватели, в DT 770 Pro — компромисс между звукоизоляцией и качеством звучания с перевесом к звуку. Производитель позиционирует модель «для ответственного мониторинга музыки и звука». Цена — 16200 рублей.

Плюсы:

  • Элементы конструкции полностью металлические.
  • Корпус из антирезонирующего пластика с внутренним демпфированием.
  • Съёмные амбушюры из материала memory. Как в YAMAHA HPH-MT8, можно чистить и, даже стирать.
  • Акустическая система ФИ для повышения качества НЧ.
  • Кабель для всех модификаций из бескислородной меди с высокопрочной внешней изоляцией. Для 250 Ом — скрученный 3 м кабель, для 80 Ом — 3 м прямой кабель, для 32 Ом — прямой 1,6 м.
  • 32-омники и 80-омники можно подключать к звуковой карте с USB-питанием.
  • Позолоченный мини-джек, как в AGK K712 Pro.
  • По АХЧ: хорошая равномерная СЧ с акцентом по краю НЧ и ВЧ.
  • Звук детальный, стереопанорама раскрытая, естественное звучание на 90-95 %.

Минусы:

  • Нескладные, как Audio-Technica ATH-M50x.
  • Несъёмное соединение, трудно менять, если понадобится.

Модель пользуется большим спросом в силу качества звукоподачи, надёжности сборки и невысокой цене. По звучанию они похожи на YAMAHA HPH-MT8 с «примесью» фирменного налёта. Beyerdynamic DT 770 Pro 32 omh рассчитаны на подключение к портативной технике. Некоторые используют 32 Ом для прослушки музыки со смартфона или планшета, искажения и гармоники сильно не падают, а вот НЧ начинают хрипеть на максимальной громкости, верха режут слух. Если выставлять среднюю громкость, то, по отзывам, будет приличный звук.

Beyerdynamic DT 770 Pro 80 ohm уже требуют усилителя для наушников. Они популярны для прослушки гитарного вокала, считаются универсальными по подключению, часто используются для сессий звукозаписи.

Для профессиональной аппаратуры лучше брать Beyerdynamic DT 770 Pro 250 ohm, они полноценно раскрывают «живой» звук, рекомендованы для точного микширования.

Отзывы на Яндекс.Маркете

Итоги.

Разумеется, есть и иные типы излучателей, но они используются еще реже, потому говорить о них я не буду. Лучше подведу итог. Технологии не стоят на месте, и если изначально динамические драйвера были необходимым злом, сейчас их использование вовсе не обязательно, но благодаря многим плюсам довольно повсеместно. Также существует множество иных видов, каждый со своими технологическими плюсами и минусами. Но в топовом сегменте все зависит от возможностей производителя. Очень часто определение типа излучателя по звуку не представляется возможным, а тот или иной желаемый звук определяется не типом драйвера, а его реализацией в отдельно взятом устройстве. Так что «любите музыку, а не аппаратуру». И до скорой встречи в следующих текстах.

Что такое магнитно-планарные наушники

Магнитно-планарные наушники – разновидность воспроизводящей аппаратуры Hi-Fi класса. В конструкции используется специальный излучатель Хейла.

Специфическая конструкция планарных гаджетов обуславливает полное отсутствие искажений. Устройства воспроизводят чистый звук с равномерной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ). Аппараты характеризуются большими размерами, а также дорого стоят. Планарные излучатели чаще устанавливают в больших накладных моделях, однако при желании не трудно найти внутриканальные устройства.

В одиночестве

При объявленной цене в 15 000 рублей MyST IzoEM-1 входят в число самых доступных изодинамических наушников. Тут же напрашивается сравнение с внутриканальными изодинамами Tin Audio P1, которые выглядят эффектнее, сидят удобнее, нетребовательны к источнику и, вдобавок, стоят чуть дешевле. Даже с обычным смартфоном эти наушники выдают насыщенный, красочный и детальный звук и отлично подходят для повседневного ношения, но при подключении к действительно качественной и мощной аппаратуре звучание превращается в грубоватое и крикливое с режущими слух верхами, и на аудиофильской территории их сложно назвать конкурентами.

Даже самые младшие магнито-планарные Audeze iSINE 10 стоят почти в два раза дороже, но на них работает имидж бренда, броский дизайн и способность качественно играть с большинством плееров и смартфонов. А вот разницу в звуке слушателям лучше определить самостоятельно — мнения могут разделиться.

Здесь важно добавить, что хотя MyST IzoEM-1 и объявлены серийным продуктом, вряд ли его можно назвать «коммерческим» — скорее, это «демонстрация флага» в новом для себя сегменте внутриканальных изодинамов, проверка реакции потенциальных потребителей и отработка новых технологий. В планах компании вывод на рынок более совершенной и дружелюбной к источнику модели, но, увы, по совсем не демократичной цене.

Не говорите, что вас не предупреждали

На своем сайте производитель честно уведомляет потенциальных клиентов, что справиться с моделью MyST IzoEM-1 при импедансе 2,5 Ом и чувствительности 100 дБ/мВт способен далеко не каждый портативный плеер, не говоря уже о смартфонах. Но убедиться в этом самому все равно следует, поэтому для тестирования я припас россыпь различных по характеристикам источников.

Заслуженный аппарат Hidizs AP100 я привлек потому, что этот недорогой портативный плеер справляется с большинством наушников и как-то даже выдавливал приемлемый (хотя далеко не идеальный) звук из известной своим «тугим» характером изодинамической линейки Fostex. Но в этот раз вместо комфортного звучания я услышал тихое плоское дребезжание, как у безымянных «затычек» из уличного ларька. «Бутерброд» из плеера Fiio X1 и портативного усилителя Fiio A3 (в режиме hi-gain) сделал звук немного громче, но отнюдь не лучше.

Следом в бой вступил «музыкальный» смартфон Highscreen Boost III, в котором связка ЦАПа и усилителя (ESS9018K2M и ADA4897-2) корректно работает со многими низко- и высокоомными наушниками. Результат практически тот же — тихо и невыразительно на любом музыкальном материале. Еще один «музыкант» — смартфон LG V20 с фирменной архитектурой Quad DAC (заточенной преимущественно под высокоомники) на основе ESS Sabre S9218 — тоже потерпел фиаско.


Последнее фото на память – как оказалось, эти источники совершенно не подходят наушникам

К сожалению, в этот день мне не удалось оперативно подобрать «тяжелую артиллерию» портатива, куда, к примеру, можно отнести дорогой и могучий плеер Lotoo Paw Gold 2022 (сама компания в качестве примера совместимого устройства называет QLS QA361), некоторые ЦАПы-усилители от Centrance и Chord и прочие бескомпромиссные решения. Словом, рекомендуем ориентироваться на выходное сопротивление менее 1 Ом и мощность 300–500 мВт на канал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]