Доработка акустических систем Aleks ID-507F SE «Amati»
В целом неплохие акустические системы (АС) Aleks ID-507F SE «Amati», купленные мной лет 10 назад за $1000, я слушал довольно долго, пока у меня не появились качественные ЦАП и УНЧ, с которыми звучание этих АС стало казаться невыносимым: отчётливо слышалась «грязь» не только на СЧ и ВЧ, но и неприятный гул на НЧ.
Табличка с характеристиками находится на задней стенке АС:
Вопрос по замене конденсаторов в кроссоверах возник у меня практически сразу после покупки АС, так как когда я в первый раз посмотрел на плату фильтров, не поверил своим глазам: практически все установленные конденсаторы были неполярными «электролитами» от некоего (кроме одного плёночного номиналом 0,47 мкФ для ВЧ динамика, подключённого параллельно опять же «электролитам»):
Я даже написал письмо разработчику акустики Александру Ян-Беляевскому со следующим вопросом (дословно): «Имеет ли смысл заменить эти конденсаторы на, скажем неполярные электролиты Nichicon ES, или полипропиленовые конденсаторы MCap Supreme?». Ответ уважаемого разработчика оставлю здесь без комментариев (орфография и пунктуация автора сохранены, я лишь убрал некоторые вложенные кавычки): «В акустике применены японские аудио конденсаторы бумажно-плёночные филиала компании ELNA. С виду они похожи на электролиты. На самом деле это только банки. Сами конденсаторы ленточные-плёночные в бумаге и помещённые в алюминиевые банки от воздействия внешних наводок высокой частоты. На конденсаторах есть указатели No Polariti или NP что обозначает неполярные конденсаторы-неэлектролиты. Указателей плюсов и минусов тоже нет. Никаких электролитов в акустике нет!!! Nichicon ES применять в акустике нельзя, они не звучат и они нестабильные в работе. Наводки огромные. Хапают всё. MCap ставить можно но они очень большие и дорогие. Звучать будут но не лучше чем японские которые стоят филиала ELNA. Но можете поразвлекаться. Вдруг будет лучше. Чтобы было лучше надо менять акустику на более высокого класса модель EVERLY».
И вот я наконец-то созрел и решил «поразвлекаться» и доработать АС, чтобы использовать их по назначению, а не только в качестве красивой подставки. Для начала я изъял кроссоверы и динамики, и нарисовал принципиальную схему АС:
Позиционные обозначения и номиналы резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности написаны на плате кроссовера, а сопротивления динамиков были измерены мультиметром и могут немного отличаться от реальных. Решено было менять все «электролиты» в СЧ и ВЧ звеньях (C1, C2, C6, C7, C8, C9, C10) на «плёнку», оставив их лишь в НЧ звене (C3..C5), так как их замена реально не будет заметна. Я выбрал на замену недорогие китайские конденсаторы PAPRI, имеющие довольно широкий выбор номиналов и не очень большие габариты. Рассматривался также вариант применения хороших отечественных конденсаторов KZK, но я от их использования отказался, так как стоимость доработки АС возросла бы примерно в 2,5 раза. Три «электролита» C1, C2, C7 я заменил на два конденсатора PAPRI 40+47 мкФ, «электролиты» C6, C8 — соответственно на PAPRI 10+3,3 мкФ, в качестве C9 и C10 я применил имевшиеся у меня в наличии K73-11 2,2 мкФ и Mundorf MCap Supreme 1 мкФ соответственно.
Дополнение: впоследствии (ради эксперимента) полиэтилентерефталатный конденсатор C9 типа K73-11 был заменён на полипропиленовый MKP «WEAH», в результате звучание на ВЧ стало заметно мягче, из чего можно сделать однозначный вывод: конденсаторы K73-11 для хорошего звука не годятся (хотя на некоторых форумах можно встретить обратное утверждение). Также вместо цементных проволочных резисторов R3, R2 применены остеклованные проволочные Vishay (Draloric) G204 4.7R 7W 2%, что также очень благотворно сказалось на звуке.
Доработка плат кроссоверов была начата с демонтажа заменяемых электролитических конденсаторов:
а вместо 4-х саморезов, крепящих плату, вкручены шестигранные латунные стойки М3 высотой не менее 25 мм — для установки верхней дополнительной платы с новыми конденсаторами (я использовал по две стойки: нижние — длиной 8 мм — они имели достаточный ход резьбы для вкручивания хвостовика «папа» в пластмассу, а верхние — длиной 20 мм — обычные, с короткой резьбой «папа»). В отверстия перед вкручиванием стоек я добавил клей B-7000. Этот же клей я использовал для фиксации конденсаторов на новых платах, изготовленных из одностороннего стеклотекстолита толщиной 1,5 мм методом ЛУТ:
Для дополнительной жёсткости конденсаторы на новых платах зафиксированы стяжками. Монтаж конденсаторов осуществляется с обеих сторон (снизу располагаются конденсаторы номиналом 3,3 мкФ).
На место демонтированных «электролитов» на «старые» платы кроссовера впаиваются провода для соединения с верхней платой:
Сначала планировалось крепить эти провода к верхней плате через клеммники с шагом выводов 3,5 мм, но оказалось проще припаять их к контактным площадкам снизу новой платы. В результате фиксации элементов клеем B-7000 получилась довольно монолитная конструкция:
Для крепления верхней платы использовались винты М3 длиной 6мм с шайбами.
____________________________________
Дополнения к доработкам по ходу статьи
1. Вид верхней платы с полипропиленовым конденсатором C9 типа MKP номиналом 2,2 мкФ, установленным взамен К73-11:
2. Вид основной платы с остеклованными резисторами Vishay (Draloric) G204 4.7R 7W 2% в кроссовере ВЧ и СЧ звеньев (на фото — зелёные снизу):
____________________________________
Перед установкой плат кроссовера на свои места необходимо выполнить дополнительное демпфирование корпуса АС, гасящее нежелательные вибрации и гудение. Закреплённый внутри штатный синтепон пришлось временно убрать, чтобы обклеить изнутри все стенки корпуса автомобильным звукопоглощающим клеящимся материалом толщиной 8 мм (хватило двух листов).
После этого синтепон был возвращён назад и закреплён на боковых стенках изнутри небольшим количеством клея «Момент-Кристалл».
У рассмотренной конструкции обнаружился один недостаток: высота полностью собранного блока фильтров (вместе с дополнительной платой) не позволяет установить его через довольно маленькое отверстие сзади АС. Поэтому перед установкой блока фильтров необходимо освободить верхнюю дополнительную плату, открутив винты её крепления. После этого платы можно поочерёдно вставить в отверстие сзади, но верхнюю плату придётся закреплять винтами через передние отверстия для двух нижних НЧ динамиков. Чтобы винты в момент прикручивания платы не падали, нужно использовать магнитную крестовую отвёртку или фиксировать винты на острие отвёртки отрезками двухстороннего скотча 3М (я использовал второй вариант). Пришлось повозиться, но всё получилось!
Поэтапный монтаж плат показан на следующих фотографиях.
Вид АС сзади — к платам подпаяны все провода, но винты крепления верхней платы сняты:
Верхняя плата с новыми конденсаторами просунута в отверстие сзади АС, а штатная плата находится почти на месте (осталось её «довернуть» и прикрутить к корпусу АС):
Штатная плата закреплена на корпусе АС сзади, а верхняя плата пока не зафиксирована винтами изнутри:
Верхняя плата закреплена винтами изнутри:
Всё на своих местах, осталось закрыть кроссовер синтепоном:
Так как провода изначально были припаяны (!) к лепесткам динамиков, было решено сделать соединение по-человечески — с помощью клемм в виде гнездовых соединителей шириной 4,8 мм и 2,8 мм (соответствующие штыревые разъёмы, входящие в комплект, не пригодились):
Хотелось бы обратить внимание, что плюсовые лепестки всех динамиков, кроме ВЧ — широкие (4,8 мм), а плюсовой лепесток ВЧ динамика — узкий (2,8 мм). Лепестки ВЧ динамика закреплены на довольно «хилой» пластмассовой пластине, легко плавящейся при нагреве паяльником, поэтому отпаивание от динамика проводов и последующее подсоединение клемм следует выполнять с большой осторожностью.
После установки кроссоверов и всех динамиков на свои места очень не терпелось проверить результат доработки АС: не зря ли всё это затевалось? Оказалось, что не зря. Акустические системы стали звучать гораздо мягче и чище. Исчез неприятный гул на НЧ, а СЧ и ВЧ стали намного детальнее. Такие колонки хочется слушать!
Во вложении прикреплён файл архива с рисунком дополнительной печатной платы (в формате программы Sprint Layout 5) для использованных мной конденсаторов.
О перспективах формата 360 Reality Audio, фотографиях ушей и хорошо забытом старом
Появление нового формата 360 Reality Audio в начале текущего года на CES было ожидаемым, и потому не произвело эффект взрыва информационной бомбы. Среди потенциальных конечных пользователей формат был встречен скорее прохладно и заинтересовал в основном специалистов. Между тем, познакомившись с ним и поняв, что он представляет собой, можно говорить о большом будущем этой разработки. Серьезный интерес к формату уже проявили Amazon Music, Deezer, Tidal и nugs.net.
Ещё месяц назад сервисы подтвердили информацию о том, что они намерены транслировать музыку в новом формате. Полагаю, для стриминговых платформ сыграло роль использование традиционных двух излучателей, вместо большого количества источников, которые необходимы для корректного воспроизведения при использовании формата-конкурента Dolby Atmos. Но так ли нов этот формат и что можно ожидать от него в будущем. Под катом рассказываю о 360 Reality Audio и немного вангую о его ближайших перспективах.
Новинка для тех, кто не знал о бинауральной записи
Итак, назвать разработку SONY чем-то принципиально новым — солгать, так как теоретическая и технологическая база для её создания появились достаточно давно. Любой, кто когда-либо сталкивался с бинауральными записями, мгновенно их опознает, послушав демонстрационный трек на сайте SONY. Для сравнения можно использовать какой-нибудь из виртуальных барбершопов, созданных при помощи бинауральной записи. Например, этот (оценить можно используя наушники): Главным достоинством 360 Reality Audio является возможность точной локализации множества КИЗ (кажущихся источников звука), тогда как у большинства бинауральных записей точно локализован один — максимум два инструмента, локализация остальных зачастую оказывается менее четкой.
Ещё одной особенностью технологии является учет индивидуальных особенностей ушной раковины слушателя. Функция реализуется благодаря приложению Headphone Connect от SONY (гарантировано работает только на совместимых устройствах). Для анализа уши достаточно сфотографировать. Что интересно, ранее также были проекты, которые учитывают особенности ушной раковины, например, стартап Nura, в котором использовали тестовый сигнал и анализ отражений.
«Узнав» о форме ушной раковины по фото, Headphone Connect формирует индивидуальный профиль и позволяет адаптировать воспроизведение под конкретного пользователя. Благодаря всему вышеизложенному SONY предлагает реалистичную звуковую картину c точным расположением множества фантомных источников в стереопанораме.
Совместимость и устройства
Если говорить о беспроводных АС и наушниках, то для использования формата понадобится обязательная аппаратная поддержка, т.е. декодер от SONY. На данный момент единственное совместимое стационарное беспроводное устройство — это Amazon Echo Studio, которое будет декодировать сигнал из Amazon Music HD. В продаже АС появится 7-го ноября. При этом важно понимать, что использование новой технологии возможно только при платной подписке.
Производитель пишет, что подавляющее большинство современных наушников будет вменяемо работать с новым форматом. Для воспроизведения вам понадобится Deezer, Tidal или Nugs.net для вашей операционной системы. Amazon Music Unlimited пока не поддерживает технологию.
Как уже упоминалось, при использовании с наушниками, совместимыми с технологией Headphone Connect, можно создать индивидуальный профиль, оптимизированный под конкретные уши. Следует также отметить, что многие пользователи ставят эффективность этой функции под сомнение — они попросту не ощущают разницы между звуком в собственном профиле и профиле, оптимизированном под другого человека.
В перспективе SONY планируют реализовать аппаратную поддержку 360 Reality Audio на устройствах Alexa а также на тех, которые будет поддерживать Google Chromecast. Ожидается, что в будущем поддержка будет реализована в базовом функционале мобильных чипов от Mediatek I, NXP Semiconductors, Qualcomm. Кроме того, в SONY заявили о сотрудничестве с Fraunhofer IIS, которое позволит сделать доступным 360 Reality Audio для создателей музыки.
Относительно перспектив технологии
Несмотря на то, что в бинауральной записи нет ничего принципиально нового, формат таки предлагает пользователям более высокую верность воспроизведения и реалистичность локализации фантомных источников. А учитывая, что 360 Reality Audio занимаются не полтора энтузиаста (как это происходило с бинауральными записями раньше), а такой гигант как SONY и крупные стриминговые сервисы, можно рассчитывать на превращение этого формата в новый стандарт.
Первоначально он будет лишь нишевым, но учитывая заметную любому разницу с традиционным стерео, в течение 5 — 7 лет приобретет популярность. Также, он вряд ли сможет потеснить Dolby Atmos, так как последний рассчитан скорее на домашние кинотеатры, нежели на воспроизведение музыки. Более того, эффекты относительно сравнимые с Dolby Atmos, у 360 Reality Audio возможны только в наушниках (на которые в первую очередь рассчитывают разработчики), что гарантировано уменьшает аудиторию.
Процесс интеграции формата в студийный процесс уже начался. По заявлениям Sony, для стриминговых сервисов уже подготовлено более 1000 треков в новом формате, среди исполнителей Марк Ронсон, Фаррелл Уильямс, Билли Джоэл и Джефф Бек.
Вангую также, что в России формат станет популярным и широко используемым значительно позже, чем это произойдет в США и Западной Европе. Так произойдет ввиду того, что стриминговые сервисы в первую очередь рассчитывают на западную аудиторию, вкусы которой существенно отличаются от музыкальных пристрастий россиян. Буду традиционно признателен за ваши мнения о перспективах и полезности формата и технологии в комментариях.
Джинса
Мы продаём электронику для высококачественного звуковоспроизведения. Вполне вероятно, что в нашем каталоге в ближайшем будущем появятся устройства поддерживающие 360 Reality Audio.
Акустика Aleks Gold-2
- Производитель ALEKS Digital Technology inc.
- Made in не указано
- Цена, руб. 15000
- www.aleksaudio.ru
Внешне Aleks Gold-2 напоминают ретро-мониторы начала восьмидесятых годов прошлого века, нежели современные АС. В сегодняшнем мире тотальной экономии на мелочах такое определение можно считать комплиментом.
Это достаточно крупные и тяжелые полочники с оформлением «закрытый ящик». В двухполосной конструкции используются динамические головки собственной разработки. Высокочастотный громкоговоритель имеет дюймовый купол из шелка со специальной каучуковой пропиткой. Это обеспечивает ему исключительную легкость и высокую устойчивость к возникновению посторонних резонансов. Диффузор мидбасового драйвера выполнен по классическим канонам. Его основа — прессованная целлюлоза, на которую нанесен фирменный компаунд, придающий необходимые звуковые свойства.
Разделительный фильтр у систем первого порядка, он выполнен навесным монтажом из отборных компонентов (жаль, что производитель не указывает частоту раздела). Внутренний монтаж здесь осуществляется особым кабелем из бескислородной меди высокой степени очистки с добавлением серебра и индия. Корпуса Gold-2 можно смело назвать монолитными. Помимо очень серьезного внутреннего демпфирования с применением хитрых материалов, при производстве были использованы древесные материалы высокой плотности и даже элементы из массива дерева. Внешне АС отделаны очень качественным шпоном американского ореха.
Клемм для подключения к усилителю у Gold-2 всего по одной паре, но они очень солидные и массивные — такие встречаются, пожалуй, только в очень дорогой акустике.
С первых минут прослушивания эти мониторы покоряют прозрачностью и чистотой звучания. Подробно и естественно воспроизводится среднечастотная полоса — она тембрально насыщена и в меру информативна. Очень порадовало качество стыковки низкочастотника с пищалкой, на слух не обнаруживается заметного шва, по общему впечатлению АС напоминает неплохие широкополосные системы.
Нет претензий и к воспроизведению атаки — рывок струны бас-гитары отчетлив и упруг. Вообще качество басового регистра здесь весьма высоко. Единственное, в чем Gold-2 можно упрекнуть, так это в не всегда достаточной глубине баса. От систем таких габаритов невольно ожидаешь более основательной работы в нижней части диапазона, но не стоит забывать, что это закрытые системы.
Верхние частоты здесь очень насыщенные, дисканты ясны и предельно конкретны. Однако порой излучение твитера воспринимается немного назойливым, излишне приковывающим к себе внимание. Здесь стоит поиграть с подбором акустических кабелей или поэкспериментировать с разворотом колонок вокруг своей оси.
С пространственными показателями у Aleks полный порядок. Для своей цены звуковая сцена строится просто образцово. Локализация виртуальных источников стабильна на всем ее протяжении, а в глубину уверенно читаются несколько планов. Общий масштаб выдержан отлично и стабилен при любых разумных уровнях громкости.
ПОРАДОВАЛО
Подробное и информативное звучание в целом, высокое качество изготовления.
ОГОРЧИЛО
Порой излишне назойливый верх, скромный по глубине бас.
Полочные акустические системы 19900 — 37800 руб.
- Aleks Gold-2 15000 руб.
- Audio Pro Wigo Wi-130 9000 руб.
- Energy CB-20 14000 руб.
- KEF iQ10 17000 руб.
- Paradigm Mini Monitor V.6 13990 руб.
- Tangent Clarity 4 8335 руб.
- Wharfedale Diamond 10.2 6850 руб.
- Измерения
поделиться
Tags: AleksРекомендовано