Звукосниматель MM или MC – в чем разница, какие лучше?


У MC-головок много преимуществ. Но есть и большой минус – несъемная игла

Для многих любителей винила выбор головки звукоснимателя – это по-настоящему больной вопрос. Всем хочется приобрести оптимальный по качеству вариант в рамках небольшого бюджета. Не так ли? А возможно ли это? И что, действительно, лучше: головка звукоснимателя MM или MC? Что служит основным критерием выбора? И в чем между ними разница?

Начнем с азов (так будет правильнее, на наш взгляд), ведь кто-то из читателей, наверняка, является новичком в этой теме и впервые столкнулся с проблемой выбора головки звукоснимателя, с особенностями, спецификой, разновидностями и функциями этой детали проигрывателя.

Какова роль головки звукоснимателя?

Головка звукоснимателя преобразовывает модуляции звуковой канавки пластинки в электрический сигнал. То есть задача этой детали – превратить механическую энергию в электрическую и передать ее на громкоговоритель системы воспроизведения, который уже, в свою очередь, производит преобразование электросигнала в чистую энергию звуковых волн.

Составляющие звукоснимателя и принцип действия

Любой звукосниматель имеет иглу, иглодержатель, генерирующую систему и корпус, в котором все это и находится. Кстати, корпус служит защитой «начинки» от внешних воздействий и повреждений. Иголка, как правило, сделана из алмаза (только этот материал обеспечивает максимальную износостойкость и прочность иглы). Она закрепляется на специальном иглодержателе (он обычно расположен в нижней части корпуса и выглядит как маленький рычаг). Иголка двигается в разных направлениях в соответствии с модуляцией звуковой канавки. Ее движение с помощи иглодержателя передается генерирующей системе. Именно так механическая энергия преобразуется в электрический сигнал.

MM-головки звукоснимателя более демократичны по цене, но при этом они уступают в некоторых характеристиках своим МС-«собратьям»

Тонармы бывают разные

По способу монтажа к тонарму звукосниматели можно разделить на два основных типа. Самым популярным является крепление картриджа к держателю (шеллу) тонарма с помощью двух винтов. Расстояние между отверстиями на шелле и корпусе звукоснимателя стандартизовано, и составляет полдюйма. Есть также картриджи, которые стыкуются к торцевой части тонарма, если последний поддерживает именно этот тип подключения. Эти картриджи могут быть или уже установлены на шелл (P-Mount), или иметь конструкцию, аналогичную моделям Ortofon серии SPU.

MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества

MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.

В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.

Об этом нужно знать: минусы

MC-головки звукоснимателя с подвижной катушкой, как правило, имеют несменяемую иглу. Это их основной минус. Если игла становится неисправной, то вам придется менять весь звукосниматель на новый. Так же MC-головки обладают низкой чувствительностью по причине ограничения числа витков катушек. А их цена при этом значительно выше MM-головок, что тоже нельзя отнести к преимуществам. В MM-головках с подвижными магнитами в отличие от своего «собрата», напротив, иголка легко заменяется. И стоимость радует своей демократичностью. Но есть и минусы: использование магнита только с большой магнитной энергией, а также с небольшой массой с целью увеличения чувствительности самой головки и ее верхней граничной частоты. Из-за этого часто возникают нелинейные искажения (более заметные, чем у МС-головок).

Мнение о Clearaudio Concept V2

Эти головки звукоснимателя больше всего подходят для недорогих проигрывателей. Качество звучания у них не самое лучшее. Игла в представленной головке установлена с заостренным наконечником. Тонарм у модели предусмотрен пластиковый. Непосредственно крепление используется винтового типа. Держатель в данном случае установлен не большой.

Разделение стереоканалов происходит при частоте 24 дБ. Высота этой модели равна только 13 мм, а весит устройство 6,7 г. Показатель выходного сопротивления равен не более 55 кОм. Также внимания заслуживает небольшой показатель максимальной частоты на уровне 400 Гц. Для монографических записей представленная головка не подходит. Купить ее пользователь может за 33 тыс. руб.

На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?

Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.

Современный рынок предлагает большой выбор иголок:

  1. К недорогим и простым относят сферические или, как их еще называют, – конические иглы. Они выглядят как маленький кусочек природного алмаза, который за счет специальной шлифовки и обработки получил коническую форму. Радиус иглы такого типа обычно не превышает 15 мкм, так как конец иголки должен легко погружаться в разъем звуковой канавки пластинки. Но будем откровенны – иголки конического типа не могут максимально точно отследить модуляцию звуковой канавки в силу различия своей формы с резцом записывающей головки. Такая особенность может привести даже к «выталкиванию» из канавки иглы.
  2. Эллиптические иглы не допустят возникновения вышеописанной проблемы. Этот тип игл имеет овальное острие в сечении с 2-мя плоскими поверхностями, а не круглый кончик. Поэтому иглы эллиптической формы в большей степени соответствует конфигурации канавки. Это минимизирует искажения и предотвращает «выталквание» и «неогибание». Благодаря четкому следованию за модуляцией высоких частот, эллиптическая иголка может равномерно распределять давление на большую площадь поверхности. Данное свойство значительно сокращает износ виниловой пластинки.
  3. Гиперэллиптические иглы (Ван Ден Гула; Шибата и некоторые другие) имеют наиболее острый конец. Поэтому их, пожалуй, можно назвать самыми лучшими и совершенными. Но при этом данный класс иголок требуют самой точной настройки и установки головки звукоснимателя по сравнению с более простыми вариантами.
  4. Также существуют специальные микрогребни (как один из подтипов эллиптической иголки). Они обладают маленькими канавками, расположенными по обеим сторонам своего острия. Даже при довольно сильном износе, иглы такого типа все равно сохраняют оригинальную форму. А это позволяет не искажать взаимодействие между звуковой канавкой и иголкой.

Форма иглы также влияет на расположение точек контакта иглы со стенками канавки по отношению к резцу

Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.

Модели

Одна из современных представительниц бюджетного класса – игла звукоснимателя MF 100. Стоимость — около полуторы тысячи рублей. Компания-производитель – японцы Stylus Co. Деталь совместима с советскими проигрывателями.

Игла звукоснимателя Unitra производится в Польше. Максимальная популярность детали – 80-е годы XX века. Подходит для установки на польские, советские проигрыватели. Цена варьируется от полуторы до двух тысяч за единицу. Скопирована с голландской «Тонорел».

Правильный уход – экономия средств и залог долговечности

Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!

Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul’s Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:

  • очищайте иголку перед прослушиванием каждой стороны пластинки специальной щеточкой, ведь частицы пыли и грязи, скапливаясь на игле, подобно наждачной бумаге, разрушают стенки канавки;
  • обрабатывать стилус нужно следующим образом: от тыльной части – вперед. Делать это следует так, чтобы движения кисточки полностью соответствовали направлению движения виниловой пластинки;
  • нужно ли использовать специальные жидкости для очистки? Вопрос спорный. Одни производители не рекомендуют, а другие – напротив, советуют применять препараты для максимально эффективного удаления грязи с иглы. Решать вам. Но при этом тщательно выбирайте средство (консультируйтесь со специалистом) и пользуйтесь инструкцией;
  • при выборе типа кисточки (размер, жесткость щетинки, длина щетинки и т.д.) полагайтесь на инструкцию от производителя того или иного звукоснимателя;
  • и помните – чистку иглы можно начинать только тогда, когда тонарм хорошо зафиксирован!

Главное – вовремя!

При правильном, соответственном уходе стилус может прослужить довольно долго. Проверяйте иглу под микроскопом (также можно воспользоваться увеличительным стеклом или лупой) через каждые 500 часов работы головки звукоснимателя с целью своевременного выявления дефектов и их оперативного устранения.

На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих. Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели. До встречи в Soul’s Sound, друзья!

Игла в деталях

Физический износ вычисляют, изучив деталь под микроскопом. Понять, что пришло время менять радиальную иглу, можно, увидев спиленные полосы в местах, где деталь соприкасается с пластинкой. Если изделие износилось, оно становится треугольным. Сношенной иглой запросто можно испортить дорогие винилы.

Грампластинки накапливают в канавках грязь, увеличивающую абразивность изделия. Чем выше исходные абразивные свойства и чем дольше эксплуатируется пластинка, тем быстрее снашивается система. При выборе изделия убедитесь, что производитель указал срок службы детали. Преимущественно производят технику в расчете на 500-1000 часов проигрывания мелодий.

Степень износа не всегда соответствует паспортным данным. По прошествии заявленной тысячи рабочих часов система не теряет способность воспроизводить звук, но его качество ухудшается. Визуально оценить степень износа можно при помощи микроскопов:

  • интерференционного;
  • электронного.

Производя замену, сделайте эталонную запись, установив разрядность 96кГц/24бит. Это поможет после периода эксплуатации сравнить качество звучания.

Современные иглы

Повышенная чувствительность свойственна модели Denon DL 110. На входе сопротивление 30 кОм. Вес с головкой — 6,2 г, прижимная сила на максимуме — 2,4 г. Усилено винтовое крепление на рычаге. Демпфер пьезоэлектрический. Преимущества модели:

  • можно поставить в радиолу;
  • бережная эксплуатация пластинки.

Цена — порядка 33000 рублей.

Востребована игла Denon DL 115. Параметры изделия:

  • высота — 15 мм;
  • сопротивление — 38 кОм;
  • прижимная сила — 2,3 г;
  • разбаланс на 2,3 дБ.

Игла металлическая, корпус звукоснимателя пластиковый. Средняя стоимость — 24000 рублей.

Совместная разработка японских и новозеландских производителей – Te Kaitora. Цена изделия – 25000 рублей. Особенности:

  • головка из титана;
  • прижимная сила — 1,8-2,2 г;
  • радиус головки — 7 х 30 микрон.

Около 1500 рублей стоит сменная игла Audio-Technica AT92ECD. Она весит всего 0,3 унции, имеет размер 8*1*6 дюймов. Изделие производится в США. Подходит для эллиптических картриджей.

Подводя итоги

Выбирая иглу, уделите внимание тому, насколько сильно она портит пластинку, допустима ли замена в домашних условиях, с какими звукоснимателями и проигрывателями изделие сочетается. Товары стоят недешево, цена некоторых экземпляров – десятки тысяч рублей. Если средний уровень, цена варьируется около 2-4 тысяч за экземпляр. Есть совсем дешевые – за 500-800 рублей. Экономить или брать иглу, бывшую в употреблении, не рекомендовано. Помните, что плохая деталь непоправимо портит пластинку.

Лучшие звукосниматели в настоящее время производятся в Японии. Многие подходят советским проигрывателям. Не забывайте уточнять совместимость изделия при покупке.

Audio-Technica VM750SH: почти топ, за реальные деньги

Это старшая модель в линейке звукоснимателей серии VM. Тут полный фарш и великолепные характеристики:

  • Частотный диапазон: 20 Гц – 27000 Гц
  • Разделение каналов: 30 дБ
  • Баланс каналов: 1.0 дБ
  • Выходное напряжение: 4.0 мВ
  • Заточка иглы: Shibata
  • Сопротивление нагрузки: 47 кОм

Это универсальный звукосниматель, который подойдёт для любых жанров – будь то рок, классика или джаз. Корпус из алюминиевого сплава для предотвращения вибраций, уникальная конструкция катушек из бескислородной меди и заточка иглы Шибата позволяют услышать средне-выскокочастотный диапазон без какой-либо потери уровня сигнала на средних частотах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]