Вопрос меломана аудиофилам: что есть HI-FI и где его найти?

Привет, любители музыки!

Сегодня поговорим об одном из самых спорных терминов в звуке. В сознании людей долгое время Hi-Fi представлялся как дорогая акустика для гиков от мира музыки – «аудиофилов», для прослушивания которого нужно обладать хорошим музыкальным слухом, а «обычный» пользователь разницы не услышит. На самом деле данное мнение сложилось отчасти из-за того, что Hi-Fi аудио в России долгое время было не доступно, оборудование известных брендов привозилось только из-за рубежа, поэтому качественный звук был уделом избранных. Сейчас же подобное оборудование можно легко приобрести во множестве магазинов. Hi-Fi стал вполне массовым и постепенно захватывает сердца (и уши) людей.

С чего начинался честный звук?

Начнем с истории. Как известно важным событием в мире звукозаписи стало изобретение Томасом Эдисоном фонографа в далеком 1877 году. Теперь для того, что бы слушать музыку дома не обязательно было нанимать музыкантов или самому учиться играть.

Выражение «high fidelity», которое в будущем сократилось до «Hi-Fi», было впервые употреблено в 1932 году английским инженером Гарольдом Хартли для рекламы своих уличных громкоговорителей. High fidelity переводится как «высокая верность», что очень точно передает смысл Hi-Fi аудио. Вопрос качества и точного воспроизведения записи интересовал людей достаточно давно, например в XIX веке запись считалась качественной, если собака могла узнать голос хозяина. Благодаря такому тесту одна из известных звукозаписывающих компаний сделала собаку сидящую рядом с граммофоном своим логотипом.

Так все же, зачем нужна высокая верность в аудио? Если посмотреть на современные тенденции развития мультимедиа, то можно легко заметить, что большинство инноваций с сфере AV стремятся к увеличению реализма воспроизводимого контента. Увеличение разрешения, появление 3D мультимедийных устройств (например небезызвестный Oculus Rift), сейчас невозможно представить телевизор без FullHD.

Вопрос реализма звучания в Hi-Fi начал решаться еще в XX веке. Уже тогда качественный реалистичный звук имел большое значение. В 50х годах проводились первые опыты в стереозаписи, появились виниловые диски, заменившие собой пластинки, которые выдавали большое количество шумов (искажений в сигнале).

В 60-70х годах аппаратура для домашней звукозаписи была сильно усовершенствована и стала доступной для широкой аудитории. Именно в это время у производителей Hi-Fi возникла потребность разделить «хорошее» и «Hi-Fi» оборудование, в 1974 году немецкий Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45500, определяющий стандартные требования к звуковоспроизводящей аппаратуре.

Тогда по этому стандарту измеряли:

  • Максимальные значения неравномерности амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) звуковоспроизводящей аппаратуры (нАЧХ, дБ);
  • Коэффициент нелинейных искажений или коэффициент гармоник (КНИ или Кг, %);
  • Уровня шума — отношение полезного сигнала к уровню собственных шумов (ШУМ, дБ).

Способы измерения этих и других показателей и сейчас определятся ныне действующим стандартом DIN 45500.

Лучшие Hi-Fi/High End-модели сезона 2020-2021 по версии EISA

Европейская ассоциация экспертов по звуку и изображению (European Imaging and Sound Association) выбирает лучшие европейские модели AV- и фотоаппаратуры с 1982 года. Каждый год эксперты из почти 30 стран встречаются и коллегиально выбирают лучшие модели в различных номинациях. Довольно долгое время Россию в этой ассоциации представляли три журнала: АвтоЗвук (автомобильное аудио) и «Стерео и Видео» (домашнее аудио/видео), а также Foto&Video (фото-видеотехника). Сегодня же за Россию выступает онлайн-журнал «Автозвук» и блоггер Михаил Борзенков.

В конце лета публикуются результаты ежегодной работы ассоциации, в том числе, и наших российских коллег. Встречайте лучшие модели Hi-Fi/High End-аппаратуры сезона 2020-2021 (часть из них уже доступна к покупке по ссылкам):

Лучшая напольная акустика по сочетанию «цена-качество»: Focal Chora 826

Опираясь на свой обширный опыт, начиная с производства звуковых драйверов и заканчивая финальной сборкой, компания Focal разработала доступные напольные акустические системы, способные отменно звучать как во время демонстрационного прослушивания, так и в домашних условиях. В основе конструкции Chora 826 – новый драйвер «Slatefiber», для быстрого отклика и глубоких басов, в сочетании с прозрачными высокими частотами: с такими колонками действительно хочется слушать музыку как можно дольше. Chora 826 просты в установке и настройке, работают даже в паре с весьма скромным усилением, и хорошо звучат практически в любой комнате. Как ни крути, эти акустические системы предлагают отличную производительность за свои деньги.

Лучшая акустическая система: SVS Prime Pinnacle

Находясь на вершине линейки SVS Prime, эти напольные колонки отличаются лаконичным дизайном и обеспечивают отточенную производительность – не в последнюю очередь благодаря трём басовым драйверам диаметром 16,5 см и расположенным сзади портам фазионвертора. Низкочастотные динамики позаимствованы от флагманской модели Ultra Tower, гарантируя басовый и перкуссионный драйв, а средние и высокие частоты – прозрачны и приятны на слух. Внешность Prime Pinnacle – достаточно стройная, чтобы проскользнуть во все, кроме пожалуй что самых маленьких комнат, и если вы жаждете теплого и насыщенного звука, эти колонки позволят вашей аудиосистеме по-настоящему засиять.

Лучшая полочная акустика по сочетанию «цена-качество»: Monitor Audio Bronze 100

Компания Monitor Audio обеспечила превосходную репутацию компактным акустическим системам, заслужив в прошлом году премию EISA за свою модель полочных колонок, а с последним – шестым поколением – совершенствует собственные достижения уже в 2022 году. Bronze 100 замечательно справляются с широким диапазоном музыкальных стилей, по-хорошему удивляя отменным сочетанием насыщенного баса и прозрачных высоких частот в исполнении собственных драйверов с керамическим покрытием из алюминия и магния (C-CAM), а также «рифленым» портом фазоинвертора – для более плавного прохождения воздушного потока. Современный дизайн и хорошая совместимость с усилительной аппаратурой добавляют привлекательности этим компактным и технически продвинутым колонкам.

Беспроводная акустика: System Audio Legend 5 Silverback

Датская компания System Audio поступила совершенно логично, создавая свои АС Legend 5 Silverback: они активные, с отдельным усилением каждой полосы и становятся беспроводными с добавлением специального стереохаба или стороннего передатчика. Работая по технологии WISA, позволяющей избежать помех и передающей сигнал с параметрами до 192 кГц/24 бита, эта акустика может получать сигнал с различных устройств — от компьютера и до телевизора. К тому же у нее есть поддержка стриминга: от DLNA/UpnP и GoogleCast, до AirPlay и Bluetooth.

Это элегантное и прекрасно звучащее беспроводное решение для вашей музыки.

«Умный» усилитель: NAD Masters M33

Компания NAD выиграла в этой номинации в прошлом году с моделью Masters M10 — не простым усилителем, а законченной стриминговой системой «просто добавь колонки». В этом году она эволюционировала в Masters M33, в которой объединены высококлассный усилитель класса D от Purifi Audio и фирменное стриминговое решение. В результате получился универсальный усилитель со всеми нужными большинству функциями, объединяющий в себе мощь, детальность и драйв с широкими возможностями подключения, стримингом, системой коррекции DIRAC, и управляющийся с большого сенсорного экрана на передней панели. Это действительно современный усилитель третьей декады 2000-х.

Лучший усилитель: Arcam SA30

Arcam присоединяется к актуальному тренду потоковых устройств «все-в-одном» со своим флагманским интегральным усилителем. В элегантном, выверенном до мелочей дизайне, SA30 сочетает усиление класса G – для утонченного и мощного звучания – а также множество цифровых технологий. SA30 работает в качестве стримера, вдобавок – есть возможность подключить к нему практически всё, что угодно – от телевизора, до винилового проигрывателя, в то время как система калибровки под акустику помещения Dirac оптимизирует звучание – с использованием компьютера и поставляемого в комплекте микрофона. Как мы видим, Arcam расширяет ассортимент продукции, но нисколько не теряет фокус на самом главном.

Лучший интегральный усилитель класса High End: Musical Fidelity M8xi

Musical Fidelity всегда создавали превосходные усилители, следуя собственной философии, согласно которой мощности не бывает слишком много. Под контролем австрийцев и под одним крылом с Pro-Ject, компания представила M8xi, предлагая впечатляющие 550 Вт на выходе, которые устройство с лёгкостью развивает в том числе благодаря двойному моно. Присутствуют как цифровые, так и на аналоговые входы для подключения источников сигнала. К тому же, это не только борец за максимальную мощность: он быстр и ловок, преподнося музыку с высочайшей скоростью и точностью, не говоря уже о массе тончайших деталей.

Лучший High End предусилитель/усилитель мощности: Rotel Michi P5/Rotel Michi S5

High End суббренд компании Rotel возвращается примерно через три десятилетия после своего дебюта: предусилитель Michi P5 и усилитель мощности S5 приносят ожидаемое ощущение основательности, масштаба и абсолютно естественного музицирования. Стильная внешность и потрясающее качество сборки дополнены уверенным запасом возможностей в широком спектре музыкальных жанров. Аппаратура Michi – это прежде всего, о сущности музыки и эмоциях, представленных слушателю в совершенно естественном обличии. Усилитель мощности весьма гибок в работе с различными акустическими системами, предусилитель предлагает широкий спектр цифровых и аналоговых входов, а качество и надёжность обеспечивается традиционно кропотливой ручной сборкой.

Лучший виниловый проигрыватель: Thorens TD 1601

Бренд Thorens безошибочно ассоциируется с виниловыми проигрывателями уже почти 120 лет, и хотя TD 1601 обладает дизайном, свойственным классическим вертушкам прошлого, «под капотом» здесь скрывается самая современная начинка. Проигрыватель сохраняет классический трехточечный пружинный подвес от модели TD150 родом из 1960-х годов и привносит новейший синхронный двигатель для высокой стабильности вращения, а также тонарм с электронным микролифтом и автостопом. Полностью механическая версия, Thorens TD 1600, также доступна для всех желающих. Всё это, в сочетании с балансным выходом (а также стандартными коннекторами) – для еще более низкого уровня шума – позволяет создать виниловый проигрыватель, сочетающий в себе классическое наследие легендарного бренда с превосходным, современным качеством звука.

Лучший виниловый проигрыватель по сочетанию «цена-качество»: Pro-Ject T1

Компания Pro-Ject производит виниловые проигрыватели уже почти три десятилетия – начиная с оригинального Pro-Ject 1 и до более поздних моделей Debut – и в некотором смысле заново сформировала рынок бюджетных вертушек. Pro-Ject T1 – доступный аудиофильский проигрыватель пластинок с отличным звуком. Плинт с прецизионной механической обработкой, высокоточный подшипник, стеклянный опорный диск и фирменный алюминиевый тонарм – всё это способствует удивительно основательному и детальному звучанию, а предустановленный MM-картридж Ortofon OM 5Е, делает этот проигрыватель по-настоящему удобным в использовании plug-and-play устройством. К тому же, Pro-Ject предлагает версии проигрывателя с встроенным фонокорректором и Bluetooth-передатчиком!

Лучший ЦАП по соотношению «цена-качество»: iFi Audio Zen

Привлекательность ЦАПа iFi Audio ZEN предельно проста: стильная внешность, гибкость, солидная схемотехника и удивительно «взрослый» звук, благодаря чему этот ЦАП начального уровня можно назвать прямо-таки отличным предложением. Это устройство доказывает, что «настольное» аудио не обязательно должно быть хуже «правильного» Hi-Fi, и является действительно удачным выбором, как в качестве ЦАП/усилителя для наушников, так и в роли цифрового предусилителя. iFi Audio ZEN позволяет улучшить звук с вашего компьютера, и вы наверняка обнаружите, что слушаете музыку через него большую часть времени. А главное – всё это по очень доступной цене: потрясающее предложение!

Лучший цифровой источник Volumio Primo

Эта скромно выглядящая черная коробочка — отличное доступное решение для всех ваших стриминговых нужд: от воспроизведения музыки, сохраненной на сетевых устройствах, до множества музыкальных сервисов. Легкое и удобное управление через браузеры или приложения, а также с помощью экранного интерфейса по HDMI, сочетается в Primo с цифровыми выходами, к которым можно подключить любой ЦАП для воспроизведения музыки с USB-носителей. Совместимость с музыкальными форматами простирается вплоть до DSD — по Ethernet или Wi-Fi, так что этот источник — отличный вариант открыть для себя мир стриминга.

Лучший аудио аксессуар: Pro-Ject VC-E

Возглавив возрождение винила с превосходными и очень доступными вертушками, Pro-Ject обратила свое внимание на заботу о наших драгоценных коллекциях записей, выпустив устройство для очистки пластинок VC-E. Это не только компактный и доступный по цене, но и быстрый в работе аппарат, вращающий пластинку со скоростью 30 оборотов в минуту, чтобы её можно было очистить всего за несколько мгновений: Pro-Ject утверждает, что одного вращения в каждом направлении должно быть достаточно, при этом специальный зажим сохраняет лейбл сухим, а всасывающий рычаг эффективно очищает поверхность. Каков результат? Меньше шума, меньше износ дорожек, ещё лучше звучание ваших любимых записей.

Лучший фонокорректор: Primare R15

Спроектированный в компактном корпусе шириной всего 35 см, фонокорректор Primare R15 предлагает два уровня усиления для MM и MC головок звукоснимателя, с дополнительной регулировкой сопротивления и емкости – для оптимизации работы с используемым картриджем. Построенный с той же тщательностью, которая характерна для фирменных усилителей мощности, R15 использует малошумящую схемотехнику, основанную на флагманской модели R35, а звучание представляет собой хорошо знакомую по продукции Primare смесь основательности и содержательности, дополненную детализацией и разрешением: это практически идеальный интерфейс для подключения высококачественного винилового проигрывателя к линейному входу вашего усилителя.

Лучший портативный аудиоплеер: FiiO M11 Pro

Этот портативный музыкальный плеер предлагает, пожалуй, лучшую в своем классе оснащенность и высококачественное шасси с «безрамочным» сенсорным дисплеем. Функционал устройства практически не имеет себе равных – M11 Pro можно использовать как приемник и передатчик Bluetooth, USB-ЦАП и USB аудиоплеер; к тому же, есть возможность воспроизведения из встроенного хранилища (расширяемого до 2 ТБ) и стриминговых сервисов. Шестиядерный процессор Samsung Exynos обеспечивает отзывчивость интерфейса и удобство управления. Тем временем, два ЦАП AK4497EQ с архитектурой Velvet Sound поддерживают Hi-Res аудио до 384 кГц/32-бит, а также декодирование MQA. Трио выходных разъёмов – для подключения наушников и других устройств – дополнено качественным встроенным усилением с низким уровнем искажений.

Лучшие полноразмерные наушники: DALI iO-6

Многие производители акустических систем начали выпускать собственные наушники, но по всей видимости, ни у одной компании не было такого эффектного «старта» в этом сегменте, как у DALI. Наушники iO6 – это не только беспроводная конструкция, но и отменная защита от посторонних звуков, с конструкцией закрытого типа и тремя режимами активного шумоподавления. Тем, кому данных аргументов покажется недостаточно, наушники предлагают лучшее в своем классе время автономной работы – до 30 часов без подзарядки! Добавьте к этому мощный, открытый и информативный звук – и вы получите не что иное, как сенсационный дебют.

Лучший портативный ЦАП/усилитель для наушников: Audioquest DragonFly Cobalt

Свежее устройство из линейки Audioquest DragonFly, модель Cobalt, не только преобразует широчайший спектр аудиоформатов с вашего компьютера: эта модель также оснащена высококачественным усилителем для наушников и способна обеспечить отменный Hi-Fi звук – и всё это в устройстве размером не больше обыкновенной USB-флешки. Можно сказать, что это практически идеальный портативный аудио-компаньон: просто подключите его к USB-порту вашего компьютера или другого гаджета, который будет одновременно подавать питание и транслировать музыку на DragonFly. Затем просто подключите свои любимые наушники – и у вас будет всё необходимое для превосходного звучания, где бы вы ни находились.

читать другие новости

Чем же все-таки отличается Hi-Fi от «не Hi-Fi»

Кто-то может сказать, что ценой, но это не совсем так. Hi-Fi оборудование позволяет вам почувствовать себя участником концерта любимого исполнителя, оказаться в центре событий фильма, услышать в ваших записях то, что до этого услышать не получалось из-за параметров акустической системы. Как показывает практика, стоит только человеку прослушать аудиозаписи на качественном Hi-Fi оборудовании, возвращаться к обычным пластиковым колонкам уже не хочется. Но главное, это ощущения. Hi-Fi не передает просто звук, он передает ощущения, он передает музыкальный вкус и сочность. Закрыв глаза вы можете четко представить себе всю музыкальную сцену записи – что вокалист стоит чуть левее от центра, а бас гитарист находится в глубине. Если машина в кино будет удаляться в закат, звук её двигателя будет именно удаляться, а не затихать.

Hi-Fi — это очень дорого и стоит сотни тысяч рублей?

Давайте рассмотрим этот частый миф о системах Hi-Fi. Конечно можно привести в пример топовые Hi-End (вот тут уже точно маркетинговый термин) бренды, со стоимостью пары напольных колонок от 1,5 миллионов рублей. По дизайну и исполнению они конечно же прекрасны и уникальны. Но цена акустики это не доказательство уровня Hi-Fi. Приведем в пример датскую фирму Dali, данная компания основана в 1983 году и занимается производством акустических систем. Все колонки собираются на заводе в Дании вручную (мастер ставит автограф на каждой из них), в динамиках используются армированный деревянным ворсом бумажные диффузоры с пропиткой и шелковым куполом. Изготавливаются данный АС из МДФ, завод тратит больше деньги на усовершенствование качества на всех этапах производства. Сразу же может возникнуть мысль, что стоить они должны как новый автомобиль.
На самом же деле цена комплекта 5.0 серии Zensor (в данной серии также используются описанные выше технологии) будет составлять менее 70 тысяч рублей. Многоканальный ресивер с поддержкой всех современных стандартов например Onkyo TX-NR636 будет стоить до 40 тысяч рублей.

В итоге мы получаем полную готовую домашнюю мультимедийную систему, подходящую для любого контента – хорошая музыка, реалистичные фильмы и игры – все это поможет вывести на новый уровень восприятия указанный выше комплект.

Так что же такое Hi-Fi? И доступен ли?

Это не цифры характеристик, это не дорогостоящее оборудование для избранных, Hi-Fi – это новые впечатления, которые вы можете ощутить благодаря высокой верности передачи звука и подхода к созданию акустических систем и других аудиокомпонентов. Сможет ли его услышать человек в звуке не искушенный? Однозначно сможет. Нужно только рассказать что и как слушать. :) Что мы и хотели бы сделать для читателей нашего блога, ведь это весьма интересная и обширная тема. Кучу цифр и графиков мы запасли. Ждем фидбека, друзья! ~ Музыкальная команда iCover

Вопрос меломана аудиофилам: что есть HI-FI и где его найти?

Не знаю о завышенной оценке у радиоинженеров, для меня лично это оценка моих коллег и знакомых: музыкантов, меломанов, аудиофилов и простых людей, когда они спрашивают моего мнения по поводу сравнения звука разных сетапов, стоит ли менять сетап А на сетап Б или его отдельные компоненты, спрашивают рекомендации по выбору компонентов домашнего кинотеатра, по поводу качества сведения и установки звука на концерте, просят оценить записанный ими проект компакт диска и дать рекомендации, что можно сделать лучше, при том что я не считаю себя профессионалом в области звука, хотя занимаюсь им уже 50 лет и успел в свое время поработать в КБ, занимался разработкой усилителя и доводкой его до массового производства. Никто из моих знакомых, близких и друзей не покупает усилитель, ресивер, акустику, сабвуфер, медиплейер, телевизор и проектор без консультации со мной и без моего одобрения выбранного ими аппарата и в том числе компьютеров. «А заниженная самооценка проявляется в том, что человек не может объективно оценить способности своих ушей, в случае аудиофильства. Он думает, что он не профи, и что вообще весь инет населяют не профи, причем по причине того, что профи все на работе, и у них там хватает с кем поговорить об интересах.» Я наблюдаю ровно противоположное явление явление по поводу самоценки в случае аудиофильства. Вы в самом деле считаете, что здесь на форуме есть хотя бы один профессионал? Никто из аудиофилов принципиально не хочет обьективно оценить способности своих ушей с помощью грамотно поставленного двойного слепого теста, все реально проведенные тесты такого типа заканчивались одним: не могут услышать то, что заявляли, поэтому выступают против, не хотят его признавать и относятся к нему негативно. Предпочитают «тесты»: я подключаю провод брэнда А цены Х, а затем подключаю провод Б цены У, и слышу, что провод брэнда А дает лучший звук — это полное отсутствие обьективности: сам подключаю, сам меняю, сам слышу, нет независимой оценки и влияние психоакустики и самовнушения не исключено. Для меня профессионализм — это признание такового у конкретного индивида другими авторитетными профессионалами и остальным музыкальным сообществом. Для меня пример известных профессионалов в близкой мне теме сведения многоканального звука: Эл Шмидт, Эллиот Шайнер, Джеймс Гатри, которым было доверено сведение культовых рок шедевров. Насчет ушей аудиофила по опыту общению с таковыми могу сообщить, что никто из них и близко не стоял с профессионалами, потому что у аудиофилов восприятие очень субьективно и большинство из них почему то любят окрашенный звук, про нейтральный звук они говорят: некрасивый и некачественный — в общем в отличие от звукорежиссеров, которые добиваются нейтрального звука здесь вкусовщина во всей ее красе, они живут в плену аудиофильских мифов и легенд: для большинства из них единственно правильный звук это стерео, хорошая акустика это только большие напольники, хороший звук дает только дорогой стереоусилитель, кино без потерь в звуке вполне можно слушать на стерео, сабвуфер портит звук, провода могут влиять на звук на уровне компонентов и т.д. А так конечно каждый в рамках этого форума сам себя может обьявить «профессионалом» или «экспертом» или даже получить здесь подтверждение от таких же «профессионалов» и «экспертов», но к настоящему профессионализму это не имеет никакого отношения, потому что это «профессионал» только в рамках этого форума.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]