Радиолампы звучание, сравнение. Какие лампы лучше выбрать в усилитель.


Ламповые усилители. Звучание электронных ламп

Уважаемые телезрители. Здесь кратко рассмотрены некоторые типы электронных ламп, пригодных для применения в ламповом звуке. Изложение выполнено для прояснения замутнённого и замызганного дилетантами понятия «качество звука» электронной лампы. Под качеством звука, создаваемого режимом лампы в электронной схеме, я понимаю и буду понимать минимально возможный уровень искажения электрического сигнала. Наиболее существенными следует считать гармонические и интермодуляционные искажения. Текст статьи далее приведен с оценкой психофизиологических особенностей восприятия звуков человеком, поэтому вначале лирическое вступление.

Электронная лампа в УНЧ это в обобщенном смысле аналог двигателя в автомобиле. Лампы бывают маленькие и большие, стеклянные и металлические, дешевые и не очень. Их различают по назначению, типу и внутренней схеме. Наиболее простые по схеме — триоды. Более сложные — тетроды и пентоды. По назначению различают мелкие лампы предварительного усиления и мощные лампы выходных каскадов. Во входных каскадах усилителя вполне применимы триоды. Для усиления звука в выходном каскаде лучше подходят более сложные лампы, поскольку изготовитель учёл больше особенностей управления ими в схеме самой лампы. Источником звука служит архив, сформированный на различных носителях, а также голос в реальном времени и живые звуки, извлекаемые человеком из предметов. Звук из архива проходит несколько ступеней усиления и на завершающем этапе излучается громкоговорителем. Органы слуха человека включены природой в систему восприятия, которой руководит мозг. Поэтому восприятие человеком одного и того же набора звуков может быть разным, хотя органы слуха устроены одинаково. Человеком были разработаны и нормированы критерии качества передачи звука, оценивающие уровень вмешательства техники в природное звучание и позволяющие количественно сравнивать разные устройства. При создании предметов для передачи и усиления звуков люди стараются руководствоваться объективными критериями. При недостатке объективных критериев человек включает механизм самозащиты и добирает нужный вес субъективными.

Человек деятелен, создаёт технические устройства для передачи звука. Наиболее квалифицированные персоны имеют оборудование и могут объективно оценить качество созданного. Остальное большинство людей не умеет или не имеет возможности оценить объективное качество подобных устройств, однако все уважают свой труд, а большинство склонно к тщеславию. Высокая предприимчивость, помноженная на честолюбие заставляют людей рассказывать байки о собственных достижениях не только вслух, но и всеми доступными способами. Благодаря электронным средствам коммуникации возникают форумы, на которых накапливается полезная информация, а также словестный мусор эмоций и бахвальства. Рациональные сведения обычно оценивают количественно, эмоциональные — через образы. Люди излагают информацию, как правило в собственной системе ценностей, руководствуясь мировозрением и жизненным опытом, а также здоровым желанием научить. Если системность и квалификация есть, то результат бывает позитивный. Невысокая техническая квалификация, романтизм и честолюбие могут стать причиной возникновения сообществ людей с воображаемыми особенностями. Так у некоторых персон возникает ощущение особости. Это ощущение может стать убеждением, а может оказаться неустойчивым состоянием. При этом воздействие внешних факторов может вернуть человека к здравому смыслу. Особая категория — люди глупые и ограниченные. У них есть большие перспективы на форумах, поскольку наивный с виду вопрос может заставить многих аборигенов пуститься в рассуждения, излагать собственные ощущения и давать советы. Поскольку характеристики ламп отличаются, то и уровень их влияния на сигнал будет разный. Поэтому совершенно очевидно, что результаты преобразования сигнала разными лампами будут разные. Но определение качества сигнала на слух не имеет отношения к оценке уровня искажений и, следовательно, к оценке качества звука. Суждения о качестве по результатам прослушивания это край самонадеянности и наглости. Применение совокупности человеческого уха и мозгов в качестве инструмента оценки качества звука считаю глупостью. Это тупик, аналогичный спору чья жена красивее. Одному нравятся худые и чистые, другому толстые и потные. Вот и пусть употребляют по прямому назначению. А в рассуждения про качество звука отдельных ламп залезать не следует.

Мне например нравится свечение больших усилителей, в режимах, близких к предельным. У хорошо сбалансиванных четвёрок из лампочек 6П3С присутствует очень характерное равномерное свечение синим цветом по кромкам анодов. А если увеличивать ток, то к этому свечению добавляется розовое свечение самих анодов. Зрелище завораживающее, однако продолжительная эксплуатация ламп в таких режимах не рекомендуется ввиду повышенной интенсивности износа начинки баллонов. Что тут можно возразить? Вероятно то, что некоторые любят погорячее.

Каким образом человек оценивает важное для него событие? В отсутствие инструментальных критериев он оценивает всё по ощущениям. Человек способен оценить качество работы мотора по уровню тяги автомобиля. Это интегральный критерий, который интересует большинство. Но сам мотор объективно оценить по ощущениям затруднительно. Точно также обстоит дело с объективностью оценки электронной лампы по отношению к понятию качество звука. Объективно оценить уровень искажений при помощи ощущений невозможно, это принципиальное соображение, нужны измерительные инструменты. А то, как конкретная лампа звучит, персона оценивает субъективно. Одному нравится, другому не нравится, но это не имеет отношения к понятию уровень искажений, которое положено в основу понятия качество звука. Имено поэтому я утверждаю, что рассказы про качество звучания электронной лампы в звуковом тракте полная чушь. Чаще всего подобное повествование характерно для малоквалифицированных и честолюбивых людей. Иногда это бредятина от малоумного и малограмотного персонажа, сдобренная большой кучей эмоций в пьяном угаре. И читателям и писателям подобных текстов нужно иметь ввиду, что к рациональной оценке электронных устройств подобная писанина не имеет вообще никакого отношения. Зато очень хорошо иллюстрируется сценкой из романа 12 стульев, где Шура Балаганов препирается с Паниковским, с воплями «А кто ты такой?»

Ниже перечислены некоторые наименования ламп, которые пригодны для построения двухтактного выходного каскада в сравнительно мощном ламповом усилителе звука. В окончании перечня показаны триоды, которые изначально были предназначены для работы в древних стабилизаторах в качестве регуляторов тока. Мыслящий человек приспособил эти лампы для устройств усиления звука, поэтому пришлось включить их в общий список, с указанием их функционала в ламповом усилителе низкой частоты.

6П3С — выходной лучевой тетрод, под октальную панельку


Достоинства вполне очевидны. Большой баллон, большая площадь анода и повышенная рассеиваемая мощность и огромная перегрузочная способность, удобная и дешевая октальная панелька, характеристики в целом неплохие, но вариант 6П3С-Е несколько лучше. Лампа успешно вывозит большие допустимые напряжения и токи. Для неё характерна высокая тепловая устойчивость, недоступность токоведущих электродов и исключительная надёжность, проверенная временем. Это как Т-34, хоть щас заливай соляру и в бой.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6П6С — выходной лучевой тетрод под октальную панельку

Достоинства очевидны, неплохие характеристики, тепловая устойчивость на должном уровне, недоступность токоведущих электродов и октальная панелька, высокая надёжность, проверенная временем, совпадение многих режимных параметров и цоколёвки с 6П3С. Однако мощность рассеяния значительно меньше и это неприятный минус.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6П13С — выходной лучевой тетрод под октальную панельку с верхним расположением анодного вывода

Достоинства есть — неплохие характеристики, октальная панелька, высокая надежность и среднее рассеяние мощности, даже с некоторым перегрузочным запасом, хотя меньше, чем у 6П3С. Тепловая устойчивость лампы на должном уровне, допустимы довольно большие напряжения, однако верхнее расположение анода потенциально опасно, и это существенный минус.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6П31С — выходной лучевой тетрод под октальную панельку с верхним расположением анодного вывода

Лампа довольно дешёвая и распространённая, что можно считать её достоинством. Октальная панелька хорошо. Верхнее расположение анода — плохо. Характеристики — не самые лучшие, кривизна присутствует, перегрузка по мощности значительно меньше, чем даже 6П13С, тепловая устойчивость на должном уровне, а вот допустимые напряжения в аноде и в сетке довольно большие и это не плохо.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6П1П — выходной лучевой тетрод пальчикового исполнения

Компактная лампа с неплохими характеристиками, под недорогую панельку, обладает тепловой устойчивостью в противовес аналогичным пальчиковым карликам типа 6П14П. Лампа 6П1П вполне пригодна для усилителя, однако маломощного, поскольку анод сравнительно маленький. Тетрод 6П1П выдерживает довольно большие напряжения, хотя злоупотреблять не стоит. Лампа сравнительно надёжная, однако значительная пререгрузка по анодам не рекомендуется.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6П18П — выходной лучевой пентод пальчикового исполнения

Компактная лампа под недорогую панельку. Наплохие характеристики, но сравнительно небольшая рассеиваемая мощность по аноду. Высокие напряжения использовать не рекомендую, надёжность лампы при этом не гарантирована. Есть проблема с тепловой устойчивостью.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

ГУ-50 — выходной лучевой пентод повышенной мощности и напряжения

Сравнительно надёжная лампа с неплохими характеристиками и большой мощностью рассеяния анодом. Тепловая устойчивость в норме. Допустимы очень высокие напряжения. Панелька не дефицитная, но существенно дороже октальной. Токоведущие электроды недоступны — это хорошо.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

ГИ-30 — сдвоенный лучевой тетрод повышенной мощности и напряжения, с верхним расположением анодных выводов

Сдвоенная лампа с неплохими характеристиками. Допустимы высокие напряжения по аноду и второй сетке (это редкость). Большая рассеиваемая мощность, надлежащая тепловая устойчивость, однако есть потенциально опасное и неудобное верхнее расположение анодов. Кроме того, требуется дорогостоящая панелька, предпочтительно керамическая.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6П44С — выходной лучевой тетрод с верхним расположением анодного вывода. Сравнительно низковольтаня лампа, допускающая повышенные токи анода. Характеристики ничего выдающегося собой не представляют. Анод расположен сверху и это не особенно удобно. Зато мощность рассеяния довольно большая и это можно с успехом использовать для построения мощного двухтактного оконечного каскада. Панелька не очень удобная и довольно редкая. Нужно приложить определённые усилия для её поиска, а по цене — как повезёт.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6Н13С — сдвоенный выходной триод под октальную панельку

Сдвоенная — это практично, но ещё лампа внешне очень элегантна, рассчитана под октальную панельку, что очень даже неплохо. Токоведущие электроды недоступны, мощность в анодах большая. Но лампа 6Н13С весьма низковольтная и работает при повышенных токах. Кроме того 6Н13С имеет сравнительно кривые характеристики и реальные проблемы с термической устойчивостью в режимах большой нагрузки.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6С19П — регулирующий триод в пальчиковом исполнении

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6С33С — регулирующий триод повышенной мощности.

Сравнительно неплохие характеристики, здоровенная рассеиваемая мощность в больших анодах, чудовищное потребление по цепям накала. При этом невысокие допустимые напряжения и реальная проблема термической устойчивости в режимах больших нагрузок. Требуется дорогая керамическая панелька.

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

6С41С — регулирующий триод повышенной мощности

Практические соображения о работе электронной лампы в разных режимах, о величинах искажений и об уровне отдачи в нагрузку будут приведены позднее, совсем нету времени. Если есть желающие, то присылайте свой опыт и тексты по теме для обсуждения и публикации. Легко опубликую достоверные сведения от имени автора.

Какие лампы лучше из перечисленных? Никакой разницы нет. Суть ответа исключительно в субъективном восприятии. Одному нравятся блондинки, другому брюнетки. Отличие в том, что пищат они в разном тоне и с разным напором, кому как повезёт. Практическое значение имеют технические характеристики, мера соответствия выходному трансформатору и акустике, реальный уровень воспроизведения технических параметров и качество самих баллонов. Следующий критерий — цена, включая стоимость панелек и колпачков. Еще одним важным критерием следует считать удобство и безопасность расположения анодного вывода. Кроме того, для лампового усилителя важна эстетика (субъективно — красивость формы и свечения). Других предпочтений в отношении ламп у меня нет. Если некто с пеной у рта отстаивает хорошесть конкретной лампы, то нужно иметь ввиду — он просто болван, человек ограниченный, и самонадеянный или же он наглец, преследующий конкретную цель, например впарить кленту задорого стеклянную туфту.

Все перечисленные выше лампы использованы мною для практического построения усилителя или макета. Выбор конкретных наименований выполнен по простому житейскому основанию. Заглянув в кладовку, я обнаружил несколько коробок со стекляшками. Если лампочек одного наименования в коробке оказалось штук 20-30, то это интересно. Если 50-100, то это очень интересно. Если 3-4, то не интересно вовсе. При большом количестве есть возможность отбраковать хлам и подобрать симетричные образцы. А если лампы исправны и соответствуют техническим характеристикам, то нету смысла биться головой о стену в поисках КТ88 или EL34, причём за большие деньги. Вакуум не имеет национальной окраски, качественный стеклянный баллон можно найти и среди Совдеп-экземпляров. Даже если кому-то нравится буржуйское стекло, то мне на это наплевать. Потому, что я знаю, все рассуждения про превосходство импортных ламп насквозь пронизаны маркетингом. Если в отношении качества автомобилей (современных технологий) это обосновано, то в отношении ламповой техники это никак не может быть обосновано, поскольку лампа — это булыжник в руках пролетариата. Вот простой пример противостояния управлению денежными потоками, через управление обывателем. Стадное поведение и подчинённость сознания рекламе — это плохо.

Ну и в завершении статьи покажу известные всем сведения о классах А, В, С применительно к лампам. Дело в том, что начинающему строителю лампового УНЧ эти сведения вовсе не нужны. Человек может не знать в каком режиме работает его творение. Вначале нужно собрать железную конструкцию и услышать ламповый звук. А дальше, если будет неудоволетворённость и возникнет интерес, то можно вникнуть в детали. Вот тогда эти сведения могут понадобиться. Название Класс А — один из первых примеров маркетинговых понтов, которые привнесены человеком в 1920 году для повышения значимости объекта и следом — его стоимости. Однако пример этот весьма и весьма показательный. На самом деле буквами А, В, С обозначают режимы усиления одного и того же устройства, регулируемые подстроечным резистором — напряжения смещения управляющей сетки. Подмена понятия Режим на понятие Класс, — более высокого уровня иерархии (родовой признак по отношению к видовому) это осознанное деяние, предназначеное древними психологами-маркетологами именно для выделения особости понятия. Это творчество человека разумного, инициативность, предпринимательство и лапша на уши доверчивого телезрителя.

Режим А — характеризуется такой работой лампы, когда ток через лампу не прерывается и режим отсечки лампы отсутствует, при любом мгновенном значении входного напряжения. Лампа не отключается от трансформатора нагрузки. Поэтому форма тока через нагрузку подобна входному сигналу. В режиме А ток через усилительный элемент протекает в течение всего периода сигнала Т, а угол проводимости равен 360 градусов. Для режима А характерно перемещение рабочей точки в пределах прямолинейного участка динамической характеристики лампы. При этом нелинейные искажения малы. Ток покоя усилительного элемента в режиме А превышает пиковый ток, отдаваемый каскадом в нагрузку. Поэтому коэффициент полезного действия (КПД) каскада оказывается низким. Теоретический КПД такого каскада при неискажённом сигнале не более 50 %, а на практике значительно меньше.

Режим B – характеризуется тем, что ламповый каскад воспроизводит поочерёдно положительные и отрицательные входные сигналы. Для гармонических сигналов угол проводимости равен 180° или незначительно превосходит эту величину. Для режима В характерно перемещение рабочей точки лампового каскада не только в пределах линейного участка динамической характеристики. Режим AB является промежуточным между режимами A и B. Ток покоя усилителя в режиме AB больше, чем в режиме B, но существенно меньше, чем ток, необходимый для режима А. Предельный КПД идеального каскада в режиме B на синусоидальном сигнале около 70%. Чтобы воспроизвести одну полуволну входного сигнала без искажений в области перехода через нуль, усилитель должен оставаться линейным при нулевом напряжении на входе — поэтому в усилительных элементах в режиме B всегда устанавливают небольшой ток покоя. В ламповых усилителях мощности в режиме B ток покоя составляет 15% от максимального выходного тока. Усилители рассматриваем двухтактные, одно плечо воспроизводит положительную полуволну, другое — отрицательную. На выходе обе полуволны складываются, формируя минимально искажённую усиленную копию входного сигнала. При малых мгновенных значениях выходного напряжения такой каскад работает в режиме A, при повышении напряжения одно из плеч закрывается и каскад переходит в режим B.

Режим С — характеризуется также как и режим B, когда усилительный элемент воспроизводит только положительные, либо только отрицательные входные сигналы. Однако рабочая точка лампы должна быть выбрана так, что при нулевом напряжении на входе лампа оказалась запертой. Ток возникает только после перехода управляющего сигнала через ноль; если этот сигнал гармонический, то усилитель воспроизводит одну искажённую полуволну (угол проводимости меньше 180°). Предельный КПД усилителя в режиме C от 70 до 100%. Из-за высоких нелинейных искажений даже двухтактные усилители в режиме С, непригодны для воспроизведения лампового звука.

Евгений Бортник, Красноярск, Россия, июнь 2016

Какая лампа нам нужна?

Полистав старые справочники, начиная от Дроздова и Гурфинкеля и кончая последним выпуском Кацнельсона/Ларионова, а также отраслевые тома Радиопрома, я искренне сделал было ошибочный вывод – ламп хоть пруд пруди. Однако, поставив себе задачу отыскать среди них чисто звуковые, довольно быстро убедился, что таких ничтожное количество и выпускались они во времена оные. Речь пока идет о лампах советского происхождения.

Для сигнальных цепей это: 6Ж32П (EF86), 6Н8С (6SL7), 6Н9С (6SN7), с большой натяжкой можно считать таковой 6Н23П-ЕВ (6922, 6DJ8), по задумке телевизионной, в промежутке стоят 6Н7С (6N7), 6Н6П (12ВН7) – тоже для TV.

Для выходных каскадов: УО-180, УО-186 (одноанодные), 2С4С/6С4С и, наконец, – 6П14П (6BQ5, EL84), 6П27С (EL34). Последнюю вообще мало кто видел, она у меня в единственном экземпляре – музейный экспонат. Промышленность наша ламповая успешно одолевает выпуск новых/ старых КТ66, КТ77 (она же EL34), КТ88, 6550, 5881 (она же 6ПЗС-Е и 6L6WGC), 6922, 12АХ7… Но как много из них, в своей первоначальной ипостаси, предназначенных именно для звука?

Лучевые тетроды патологически «больны». Чтобы убедиться в этом, проведите линию нагрузки и в координатах Uc-Ia постройте передаточную характеристику. Ее S-образность говорит за присутствие сильной 3-й гармоники в усилении, разумеется при больших амплитудах. И как вы не ставьте тетрод в SE или РР, его «родимое пятно» не отмыть. Впрочем, это не мешает фирмам Jadis, ARC, Conrad Johnson и всезнайке Скотту Франкланду (Wawestream Kinetics) использовать их и добиваться неплохого звука. Я отрицательно реагирую лишь на применение ими большого числа ламп, включенных параллельно. В двухтактном выходном каскаде, задача совместимости 4-х, 6-ти и 8-ми и т.д. баллонов усложняется почти в экспоненциальной прогрессии, не говоря уже о звуковой сигнатуре, вносимой каждой лампой отдельно.

Значит, нужны новые лампы, с большей мощностью рассеяния на аноде, чем доступные 6550 (36 Вт в аноде). Появление саратовской 300В вызвало вздохи облегчения у аудиофильствующей публики. Это, во-первых, 40 Вт мощности анода, то есть возможность получить около 10 Вт звука в SE включении и 20 (!) в PP. Во-вторых, необъяснимо популярный прямой накал катода. Что-то в этом определенно есть, не зря воинствующие аудиофилы отдают свое сердце прямому накалу.

Что же есть еще? Из российских ламп еще есть ГМ70, ГК71 -триод и пентод с прямым накалом. Из буржуйских (скорее китайских, т.к. ни WE и RCA днем с огнем не сыщешь) подходят мощные триоды 211-й и 845-й, но это для самых отъявленных.

В последнее время на российском рынке все-таки появились лампы, инициированные американской – SV572-3.-10, SV811-3,-10, 812 (о 572 см. в номере).

И, наконец, тщательно скрываемая от гражданских – RB300-ЗСХ. Она является неоспоримым лидером по мощности на аноде -300 Вт, равно как и по допустимым значениям анодного напряжения 2,5 кV. Без особых усилий мы вытянули из нее 15 Вт при 3% искажений. Возможно получение 50 Вт в однотактном включении, но тогда выходной трансформатор начнет жить отдельной, собственной жизнью (не только из-за размеров и веса, но и многочисленных проблем, связанных с электромагнитным излучением).

Впрочем, это не последнее слово. Разработанные А.Вайшем прямонакальные триоды VV30 и VV52B, хотя и в малых количествах, но таки расползлись по свету и отзывы о них самые благодушные. Причем эти лампы были сделаны исключительно для звуковых выходных каскадов по современным требованиям Hi-End. Остается сожалеть, что установлены они будут только в самых «заоблачных» аппаратах, т.к. стоимость пары VV30 около $1000, a VV52B и того больше. Характеристики первой мы приводим ниже.

Достаточно определеннее обстоит дело со слабосильными лампами. Не гордая западная публика давно предпочитает лампу 6922 производства «Made in Saratov», то есть «Рефлектор», в миру ‘Sovtek». Лампа – вообще хоть куда. Саратовские специалисты умудрились подавить микрофонный эффект, а благодаря своим уникальным параметрам:мю=33, S=12,5 mA/V, она может быть использована практически во всех сигнальных цепях, начиная от головки МС (moving coil).

Конструкция у нее симметричная, то есть приходится ожидать от нее вполне приличного звука. В отношении формальной линейности передачи с ней могут поспорить только ЕСС80, 6SN7. По измерениям Рика Берглунда (Glass Audio 6/95), ЕСС88/ 6DJ8 производства Milliard, RCA, Philips имеют против нашей линейность раза в полтора худшую. Омрачить народную любовь к ней может только косвенный накал с оксидным покрытием катода.

Тот же «Рефлектор» выпускает 12АХ7 с набором индексов, после названия. Вся продукция прямиком идет за рубеж, очень ее там любят. По линейности она сравнима с 6922, но имеет несомненное преимущество – напряжение на аноде может достигать 300 В, значит возможно развивать значительные амплитуды сигнала. Правда, при этом лампа не способна отдать в нагрузку никакого тока и, из-за своего высокого Rj и столь же огромного требуемого Ra, каскад на этой лампе имеет ранний срез по ВЧ, в районе 28-30 кГц. Из-за того же Rj =62-70 кОм и шумы у нее не малые. Однако, если есть возможность отобрать экземпляры по шумам (имеется в виду применение в корректоре RIAA), то звучание ее может определенно понравиться. На мой взгляд, лампе явно не хватает детальности в верхних регистрах.

Весьма мною ценимые 6СЗП и 6С4П (с индексами ЕВ и ДР), также имеют своей родиной «Рефлектор» (см. о них в номере), но цены на них у завода просто запредельные – $3-6 за шт. А в штуке всего один триод.

Об известных октальных 6Н8С, 6Н9С, 6С2С, 6Н7С говорить нет нужды – они все «неправильно» сделаны, хотя 6Н9С и 6Н7С это касается в меньшей степени. Ранние 6SN7 Brimar и 6SL7 Sylvania – недоступны, но с точки зрения симметрии электродной системы безупречны. На российском же рынке устойчивым реноме обладают древние «светлановские» лампы, из молодого поколения – только саратовские (после 70 г. и современные). Новые 6Н8С Новосибирского завода имеют много нареканий по надежности (вакуум, эмиссия, качество сборки).

Вряд ли октальные дождутся своего ренессанса, поэтому придется довольствоваться старыми лампами исключительно советской выделки.

Если вы собрались грамотно согласовать каскад усиления с выходной лампой, не обойтись без 6Н6С в качестве драйвера. Реально добиться от нее усиления в 10-12 и есть подозрение, что ее динамическая передаточная характеристика (в координатах Uc-Ia) хорошо сложится с такой же у 300В. Хотя лампа изначально была «по-заимствована» у RCA 12BH7, работавшей в схеме кадровой развертки. Ну и пусть! Мне у нее явно несимпатичен «жирный», «мутный» звук, хотя многим он как раз подходит.

Сдается, что в плане сигнальных и драйверных ламп нам мало, что светит. Специально для звука разрабатывать их невыгодно: ресурс у них больше, чем у мощных, а поэтому и заменяются они реже. Недовольства на имеющиеся в наличии, потребитель вроде не высказывает. Может оно и к лучшему, от добра добра не ищут.

Так что же выбрать в конце концов? На этот уж очень неконкретный вопрос готовится статья для следующей книжки «Вестника», где будут детально разобраны преимущества и недостатки каждой из ГМ70, 845, SV572, RB300-3CX и VV30. Не исключено, что к моменту выпуска № 3, мы сможем сравнить трехсотки от «Рефлектора» и «Светланы».

В завершение, хочется быть услышанным всеми российскими производителями. Вот мое слово: – Господа разработчики и производители! Не пренебрегайте контактами и сотрудничеством с нами, самодельщиками и любителями музыки. Лампа, созданная для звукоусиления должна изрядно отличаться от других электровакуумных приборов.

Здесь, дома, в Росии есть все возможности для проведения оценок звучания прототипов. Для этого не надо отсылать еще сырые образцы на Запад, чтобы затем получать субъективные мнения по-английски и долго ломать голову над тем, как перевести аудиофильскую тарабарщину на строгий технический язык. Даже при внешней оценке конструкции лампы и технологии ее производства, видно, сколь мало себе представляют разработчики, как создаваемая ими лампа будет работать в звуке. При формально хороших параметрах, остается немало проблем, связанных с выводами электродов на цоколь, с перемычками и сварными соединениями, многослойными покрытиями ножек и качеством закрепления электродной системы внутри баллона. Нетрадиционные измерения должны выявить недостатки и, наоборот,лучшие качества российских приборов.

Вспомните, как родились программы Golden Dragon в Китае и Gold Aero в Чехии и Югославии. Именно при участии британских и американских любителей и экспертов. В России же есть свои.

Если Вы обратите свое внимание на наши чаяния, то совместные усилия помогут стать Вашему продукту более качественным, а значит и более конкурентноспособным на мировом рынке.

Мы хотим одновременно с Вами, чтобы российская лампа стала одной из лучших, если не первой. Все предпосылки для этого есть.

Не забывайте о наследии египтян и древних греков, следовавших сути термина TECHNE, означавшего неразрывную связь инженерии и творчества.

Автор: A. Белканов

F.A.Q. — вопросы и ответы

Как определить, что пора менять лампы?

Как заменить радиолампы в усилителе?

Как определить, где какая лампа стоит?

Зачем нужен отбор предусилительных ламп? И что означают все эти V1, regular, standard и balanced?

Я достал отобранные лампы 12AX7 из коробок и случайно перепутал их, как теперь определить где какая?

Как производится подбор в пары оконечных радиоламп?

Я получил от вас подобранную пару/четверку, но там на коробках разные цифры, почему?

Можно ли ставить в усилитель неподобранные в пару лампы мощности?

Можно ли в усилитель с четырьмя лампами мощности ставить две пары ламп? Можно ли в предусилитель ставить лампы разных производителей?

Кто у вас отвечает за отбор радиоламп?

Как настроить смещение (bias)?

Почему у вас нет ламп Marshall/ Fender/ Mesa Boogie/ ENGL/ Groove tubes/ Ruby tubes?

Почему нельзя просто приехать и заплатить наличными?

Вы отправляете заказы наложенным платежом?

Я хочу купить лампы ECC83, у вас такие есть?

Мне нужны лампы 12AX7A, в спецификации к моему усилителю указаны именно такие лампы.

Как определить, что пора менять лампы?

Проще всего по времени. Если лампы в усилителе не меняли года три, и при этом он не стоит без дела, значит уже пришел строк сменить в нем лампы. Да, именно так, даже если на первый взгляд все работает. Радиолампы, особенно в аудиотехнике — это совсем не то же самое, что осветительные лампочки в люстре. Не стоит ожидать, что они однажды перегорят, а до этого момента будут исправно работать. К сожалению, в результате электрохимических процессов внутри баллона и снижения вакуума характеристики радиолампы неизбежно ухудшаются, что приводит к неприятным изменениям звучания усилителя. Да и даже полностью неисправная лампа, у которой где-то отвалилась сварка внутри, на вид может выглядеть совершенно нормально, светиться и нагреваться. По рекомендациям специалистов фирмы Marshall при использовании усилителя пару раз в неделю лампы предусилителя работают в среднем 3-4 года, а лампы мощности — 1,5-2 года. В условиях профессионального использования (репетиционная база, прокатная контора или активно гастролирующий коллектив) лампы могут «сдохнуть» и за полгода. А музыканты Lynyrd Skynyrd вообще ставили новые лампы перед каждым концертом! Эти и другие интересные факты можно найти в наших статьях.

Конечно, проблемы с лампами можно определить и по звуку. Потрескивание, шуршание, гудение или свист — это некоторые из заметных посторонних звуковых эффектов, которые создают некачественные радиолампы. Но чаще всего «севшие» лампы проявляют себя просто более серым и невыразительным звучанием, потерей мощности, а это можно и не сразу заметить, поскольку процесс это постепенный. Так что если ваш усилитель перестал вас радовать, не спешите его продавать. Почти наверняка его вернет к жизни просто новый комплект ламп.

Как заменить радиолампы в усилителе?

Для начала нужно обязательно выключить усилитель из сети и на всякий случай подождать еще несколько минут. Теперь можно открывать доступ к лампам, это зависит от устройства конкретного прибора. Не забывайте, что если лампы недавно работали, то они ещё очень горячие, без перчаток не трогайте их. Но когда лампы остыли, их вполне можно трогать руками, радиолампы этого не боятся, в отличие от «галогенок».

Лампы просто вынимаются из гнезд, поворачивать их не нужно. Если лампа не идет, можно слегка покачать ее из стороны в сторону. Иногда на лампах бывают защитные металлические колпачки, их надо повернуть и снять. У ламп оконечного усилителя могут быть упругие металлические держатели, которые прижимают лампу за цоколь. Их нужно отжать одной рукой, а другой вынуть лампу. Также встречаются держатели на пружинках, поддерживающие лампу за верх баллона. У них обычно есть резиновая прокладка, старайтесь не терять её.

Обратная установка ещё проще, нужно только убедиться, что вы вставляете лампы ровно и в правильном положении. Если не вставляется, значит нужно проверить взаимное расположение лампы и гнезда. У пальчиковых ламп проверьте, чтобы не были загнуты ножки.

Очень рекомендуем перед установкой ламп почистить контакты в гнезде, особенно если усилитель старый. Для этого можно использовать четырехгранное шило или специальное средство для очистки контактов.

Как определить, где какая лампа стоит?

Очень часто лампы в усилителе расположены в один ряд, и в таком случае все довольно просто. Первая лампа с противоположной от больших ламп стороны — это входная лампа, V1. В большинстве случаев она расположена ближе других к входному гнезду, так как на нее непосредственно подается сигнал с гитары. Часто лампа V1 защищена от наводок металлическим колпаком. Дальше идут остальные лампы предусилителя, с отбором regular, а ближайшая к лампам мощности лампа обычно работает в фазоинверторе и мы рекомендуем туда ставить лампу с отбором balanced.

Однако бывают и более разнообразные конфигурации, в этом случае придется искать инструкцию к усилителю или даже информацию от знатоков на форумах. Например, в усилителях Orange и Krank лампы зачастую стоят в неожиданном порядке. При затруднениях обращайтесь к нам, постараемся помочь.

Зачем нужен отбор предусилительных ламп? И что означают все эти V1, regular, standard и balanced?

Если в инструкции к своему усилителю вы нашли, что в нем установлено три лампы 12AX7, то это вовсе не означает, что все эти лампы одинаковые. Очень часто к ним предъявляются разные требования. Например, входная лампа (обычно обозначается как V1) обязана иметь минимальный шум и не должна микрофонить, иначе все помехи будут усилены последующими каскадами и будут прекрасно слышны через динамик. Именно поэтому в случае плохого звука иногда советуют поменять лампы местами. Но лучше же вместо этого сразу купить хорошую лампу, не так ли? Далее, если фазоинвертор оконечного усилителя построен на лампе 12AX7 или 12AT7 (такие лампы называют двойными триодами), то обычно одна половина лампы (один из триодов) работает на одну лампу мощности, а вторая — на другую. Поэтому мы рекомендуем ставить на это место лампу с симметрией триодов, то есть с одинаковым усилением каждой половины лампы. Такие лампы по результатам наших измерений попадаются нечасто, поэтому и стоят они дороже других. Ну а стандартные лампы — это остальные лампы предусилителя. У них средние характеристики по шуму или симметрии, но тем не менее вы все равно можете быть уверены, что они не шумят и не портят звук, мы их проверили. Некачественные лампы мы вообще не продаем, они забраковываются.

Наконец, мы отдельно отбираем те лампы, которые имеют усиление больше других. Такие лампы получают характеристику hi-gain, они помогут любителям тяжелой музыки добиться от своего усилителя или преампа максимально возможного перегруза. С такой характеристикой может быть лампа с любым отбором, соответственно, количество категорий отбора достигает шести.

Я достал отобранные лампы 12AX7 из коробок и случайно перепутал их, как теперь определить где какая?

Характеристики отобранных предусилительных ламп у нас обычно наклеены на коробки. Однако бывали случаи, когда покупатели доставали из коробок все лампы, а потом не могли разобраться, какая из ламп, к примеру, V1, а какая — обычная.

Для предотвращения таких неприятных ситуаций мы теперь помечаем отобранные лампы краской. Лампы V1 (низкошумящие) имеют красную отметку на запаянном конце колбы, а лампы balanced — золотистую. Вот здесь вы можете посмотреть, как это выглядит:

Как производится подбор в пары оконечных радиоламп?

Как известно, для нормальной работы в усилителях классов B и AB (наиболее распространенные типы гитарных усилителей) лампы мощности требуют подбора по параметрам в пары или четверки. Все наши лампы проходят двойной отбор — заводской и наш. На заводе мы заказываем лампы, подобранные в большие группы по тем параметрам, которые применяет производитель. Обычно это величина анодного тока в одной точке характеристики. Именно с таким отбором, который по нашему мнению совершенно недостаточен для качественного звучания, обычно и продаются оконечные лампы в других местах. Однако у нас лампы кроме этого проходят дополнительную электрическую тренировку и подбираются в наиболее удачные пары по трем точкам характеристики с погрешностью не более 2%. Это гарантирует чистое и прозрачное звучание усилителя и долгое сохранение стабильных параметров ламп.

Подробнее — на странице тестирование ламп.

Я получил от вас подобранную пару/четверку, но там на коробках разные цифры, почему?

Эти цифры не имеют отношения к электрическим характеристикам ламп, это просто наши порядковые номера, по которым можно найти каждую лампу в таблице измерений. Сами измеренные параметры мы на коробке не пишем, так как мы подбираем комплекты минимум по трем точкам и на каждой коробке пришлось бы писать по три цифры. К тому же, для пользователя эти цифры никакого практического смысла не имеют, в разных условиях измерений и на разных стендах эти цифры будут разными. Но если вам интересно, мы можем приложить к приобретенным вами лампам выдержку из таблицы с результатами измерений.

Можно ли ставить в усилитель неподобранные в пару лампы мощности?

Нельзя. Неподобранная пара ламп неизбежно будет портить звук, и чем больше разница в параметрах, тем сильнее. Дело в том, что каждая лампа в паре усиливает свою половину сигнала. Если представить сигнал как синусоиду, то за часть выше оси Х отвечает одна лампа, а за часть ниже — вторая. Разница в параметрах ламп искажает синусоиду, что приводит к неприятным искажениям, потере четкости и упругости звука, грязи на низах или потере динамики. В некоторых случаях звучание становится совсем невыносимым, каждая нота звучит как будто с флажолетом. Кроме этого, в плохой паре одна лампа неизбежно будет изнашиваться быстрее, что будет приводить к еще большему расхождению параметров, ухудшению звука и, в конечном итоге, к аварии.

Можно ли в усилитель с четырьмя лампами мощности ставить две пары ламп?

В принципе, можно, но не рекомендуется. Лампы должны быть подобраны в четверку, иначе одна из пар неизбежно будет работать в более горячем режиме, а другая — в более холодном. В результате одна пара ламп будет стремительно изнашиваться, а вторая — работать не на полную мощность и не давать нужного звучания. Однако бывают некоторые усилители, в которых это делать можно или даже вообще ставить вместе лампы разных типов, как, например, в некоторые усилители Mesa. Однако в этом случае должно быть прямое упоминание такой возможности в заводской инструкции.

Все сказанное выше не относится к стереоусилителям. Такие усилители обычно представляют собой два независимых усилителя в одном корпусе, поэтому там можно ставить разные пары ламп (или разные четверки, если в усилителе восемь ламп). В этом случае достаточно просто поставить две хорошие пары ламп с близкими характеристиками.

Можно ли в предусилитель ставить лампы разных производителей?

А вот это можно. Необязательно собирать в предусилитель комплект одной марки. Напротив, микс из разных ламп иногда может давать новое интересное звучание.

Но, опять же, бывают и исключения. В некоторых усилителях (к примеру, в отдельных моделях Peavey) применяется последовательная цепь накала предусилительных ламп. Чтобы было понятнее, это как в елочной гирлянде. В этом случае лучше ставить одинаковые лампы 12AX7 в преамп, во избежания разного напряжения на нити накала отдельных ламп. С разными лампами такой усилитель просто не будет работать.

Кто у вас отвечает за отбор радиоламп?

Тестированием и отбором наших ламп занимается Юрий Болотов — известный мастер и эксперт по вопросам лампового гитарного оборудования, автор, в числе прочего, популярного гитарного предусилителя Hi-End класса Vampie Dual Coffin.

Его сайт — www.vampie.fatal.ru

Как настроить смещение (bias)?

Часто это дело непростое и по-настоящему опасное, так что лучше доверить это профессионалу. Обращайтесь к нам, попробуем помочь. Но если вы разбираетесь в радиотехнике и имеете понятие об электробезопасности, то можете отрегулировать свой усилитель самостоятельно. Часто производители аппаратуры публикуют на своих ресурсах подробные инструкции по настройке смещения. Продвинутым пользователям также рекомендуем материал нашего мастера на эту тему — о настройке смещения.

Кстати, далеко не все усилители имеют возможность регулировки напряжения смещения оконечных ламп. Кроме настраиваемого, встречается автоматическое или фиксированное смещение. К последней категории относятся, например, все усилители Mesa Boogie. В этом случае лампы подбираются специально под использование в усилителях Mesa. Это мы тоже можем сделать.

Почему у вас нет ламп Marshall/ Fender/ Mesa Boogie/ ENGL/ Groove tubes/ Ruby tubes?

На самом деле сейчас лампы производятся только в трех странах — в России, в Словакии и в Китае. Так что все эти, без сомнения, уважаемые фирмы лампы сами не производят. Они закупают лампы на тех же заводах что и мы, тестируют их и ставят свой лейбл.

Почему нельзя просто приехать и заплатить наличными?

По нашим законам, чтобы получать наличные за товар, необходимо иметь кассовый аппарат. Это штука дорогая, требует платного обслуживания, не говоря уже о бюрократических проблемах. В будущем он у нас, несомненно, будет, но пока нам не хотелось бы закладывать в стоимость товара дополнительные расходы. Другой способ решения проблемы — работать нелегально — для нас тоже не подходит. Так что мы пользуемся услугами компаний СДЭК и Боксберри, у них в пункте самовывоза можно забрать заказ и оплатить его любым способом, в том числе и наличными.

Вы отправляете заказы наложенным платежом?

Да! Раньше у нас здесь было объяснение, почему мы так не отправляем, но теперь у наших клиентов появилась возможность оплатить заказ при получении. Для этого надо выбрать любой из вариантов доставки через службы СДЭК или Боксберри, а затем выбрать способ оплаты «наличные». В этом случае будет возможность оплатить заказ при получении наличными или кредитной картой. При отправке обычной почтой такой услуги, к сожалению, нет.

Я хочу купить лампы ЕСС83, у вас такие есть?

Конечно. Можно задать поиск по тэгу ECC83 и вы их увидите на экране. Просто ECC83 — это европейское, а 12AX7 — американское обозначение одной и той же лампы. В зависимости от того, где был произведен ваш усилитель или прошлый комплект ламп для него, может встречаться то или другое обозначение.

Мне нужны лампы 12AX7A, в спецификации к моему усилителю указаны именно такие лампы.

Вы можете использовать любые лампы 12AX7. Именно это обозначение подразумевает тип лампы, то есть её электрические и геометрические параметры. А всё что идет в обозначении после семерки — это уже фантазия производителя, то есть модель, модификация, обозначение торговой марки и прочее. Например, у ламп 12AX7EH буквы «EH» означают просто-напросто Electro-Harmonix. Возвращаясь к 12AX7A, буква «A» подразумевает модификацию лампы с немного сниженным усилением, которое по идее должно благотворно влиять на уровень шума и микрофонного эффекта. Но только по идее. По результатам наших тестов и среди этих ламп более чем достаточно шумных и микрофонящих, так что лучше просто брать лампы со специальным отбором для особо ответственных частей схемы. Ну и напоследок ещё один интересный факт. Среди современных ламп российского и европейского производства нет ламп с обозначением 12АХ7А, они просто не выпускаются, такие лампы бывают только китайского производства. Так что не очень понятно, почему в спецификациях усилителей Fender и других используется это обозначение. Видимо, они считают, что лампы могут быть только китайские.

Если у вас есть ещё вопросы — пишите нам на [email protected]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]