Знакомство с винилом: выбираем проигрыватель пластинок


Все, что вам необходимо знать о вертушках.

Сохранить и прочитать потом —

Проигрыватель винила способен стать звездой любой системы. Усилитель можно назвать ее сердцем, а колонки – лицом, но именно источник оказывается тем, ради чего она изначально создается. Он диктует способ потребления музыки, и ни с каким другим компонентом вы не взаимодействуете так же часто, как с проигрывателем.

Это соображение оказывает на будущего владельца серьезное давление при выборе подходящей модели; глядя на необозримый спектр вариантов, начинаешь мечтать о том, чтобы через этот процесс тебя поскорее провела дружеская рука. Составляя этот обзор, мы стремились сделаться для вас таким наставником.

Мы расскажем о том, как определить бюджет и какие факторы нужно будет рассмотреть, каковы варианты с точки зрения функциональности и как настроить вертушку для получения наилучшего звука.

Итак, если вы задумались о покупке первого проигрывателя или решили сменить уже имеющийся на что-то более интересное, читайте наше полное руководство по покупке этого компонента системы.

Что это такое

Виниловый проигрыватель – устройство, преобразующее неровности дорожек пластинки в звуковые сигналы. Несмотря на распространенное заблуждение, ВП не имеет ничего общего с граммофоном или патефоном, кроме принципа воспроизведения. Новые модели проигрывателей являются составной частью аудиосистемы, включающей множество компонентов.

Существуют приборы «все включено», именуемые «комбайнами», со встроенным усилителем, колонками и всеми необходимыми разъемами. Но они не воспринимаются в профессиональной среде, из-за плохого звучания. Полноценный виниловый проигрыватель должен иметь качественные комплектующие, включая усилитель, фонокорректор и колонки.

Первые звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства

Дальним предком будущих проигрывателей считается фоноавтограф. Изобретение парижского книгоиздателя Эдуарда Леона Скотта де Мартенвилля было представлено в 1857 году и стало первым зарегистрированным в мире звукозаписывающим устройством, которое фиксировало звуковые колебания на закопченной бумаге, но не умело их воспроизводить.

В 1877 году американский предприниматель Томас Эдисон пришел в редакцию журнала Scientific American с неизвестным прибором. После недолгих манипуляций устройство «заговорило». Эдисон продемонстрировал принцип действия и механику фонографа. Конструкция состояла из двух мембран, соединенных с иглой — одна использовалась при записи, вторая для воспроизведения. Когда звук поступал в рупор, звуковые волны заставляли диафрагму и иглу вибрировать. Та деформировала поверхность оловянной фольги, которой был обернут сменный металлический валик, оставляя канавки разной глубины, пропорциональной громкости звука. При воспроизведении игла двигалась по канавке, передавая колебания на мембрану, которая излучала сигнал.

Впоследствии устройство и звуконосители подверглись многочисленным усовершенствованиям. В 1886 году Александр Белл и Чарльз Тейнтер запатентовали графофон. Вместо фольги валики для него покрывали тонким слоем парафина, который отчетливее передавал человеческий голос и отличался лучшей износостойкостью.

Конструкция проигрывателя

Помимо комплектующих, важно разбираться в конструкции прибора. Вот основные части корпуса проигрывателя пластинок:

  1. Планшайба (как еще называют – диск или блин) – специальная платформа, на которой размещается виниловая пластинка.
  2. Тонарм – часть устройства, на которой закрепляется специальный картридж со считывающей иглой. В конструкции устройства предусмотрено специальное кольцо, позволяющее регулировать высоту тонарма.
  3. Противовес – небольшой груз, позволяющий пользователю регулировать силу нажима иглы на пластинку.
  4. Антискейтинг – регулировка компенсатора скатывающей силы.
  5. Картридж (главная часть звукоснимателя (головка)) – важнейшая из составных частей проигрывателя, отвечающая за считывание и преобразование неровности дорожек в звуковой сигнал.

Устройства премиум-класса традиционно собираются вручную. Отдельно продается основа с блином, отдельно тонарм, отдельно головка и фонокорректор. Главное преимущество таких «составных» моделей – возможность апгрейда в будущем. Всегда можно заменить устаревшую часть на более качественную. В бюджетных виниловых проигрывателях тонарм не снимается.

Варианты комплектации

Основание – корпус с диском для пластинок. Звукосниматель и тонарм в комплект не входят и покупаются по отдельности. Такой вариант актуален для высококлассных (Hi-End) моделей, поскольку дает возможность искушенному аудиофилу собрать проигрыватель под индивидуальные предпочтения. Это обеспечивает высочайшее качество звучания.

Пример разнесенной компоновки «аудиофильского» проигрывателя: основание+тонарм+звукосниматель+фонокорректор+мотор. При этом отдельно покупается усилитель, акустика (динамики), соединительные провода.

Минусы подобного варианта: сложность подбора компонентов, так как необходимо добиться идеальной совместимости между ними, высокая стоимость готового проигрывателя, возможные сложности в монтаже, большие габариты собранной системы.

Основание и тонарм – более распространенное решение, позволяющее владельцу докупить звукосниматель исходя из собственных предпочтений. Подобная комплектация в равной степени характерна для высококлассной и сравнительно дешевой техники.

Полный комплект («все в одном») – все компоненты объединены в одном корпусе. Это оптимальный вариант для большинства меломанов, так как избавляет от необходимости искать, приобретать и монтировать дополнительное оборудование. Некоторые модели оснащаются даже встроенными динамиками. Это позволяет добиться максимальной компактности устройства.

Цена полного комплекта намного меньше, чем «аудиофильских» вариантов. В таком проигрывателе все детали совместимы друг с другом, а качество звучания определяется его ценой. Кроме того, большинство моделей предусматривает замену звукоснимателя и тонарма.

Оборотной стороной этих преимуществ является более низкое качество звука, чем у продвинутой «аудиофильской» техники, которая собирается из различных компонентов.

Электрофон («проигрыватель-чемоданчик») – легкий и компактный вариант, удобный для переноски. Недорогой и эффектный на вид электрофон дает возможность насладиться любимым «винилом» вне квартиры, например, в загородном доме. Но по качеству звучания такой проигрыватель серьезно уступает стационарным моделям. В то же время хороший электрофон имеет высокую стоимость и встречается редко.

Как выбрать виниловый проигрыватель

Используя некачественный проигрыватель, вы рискуете не только разочароваться в звуке, но и повредить дорогостоящие пластинки. Не стоит покупать бюджетные устройства со встроенным фонокорректором, усилителем и динамиками, поскольку они не отличаются хорошим качеством воспроизведения. При выборе необходимо учитывать вес, тип заточки иглы, вид картриджа (принцип его работы), возможность замены комплектующих и привод. Теперь подробнее обо всех характеристиках:

Вес корпуса

Качественное устройство должно быть тяжелым. Проигрыватели до 8 килограмм существуют только в бюджетном и среднем сегменте, и, как правило, хорошим звучанием они не отличаются. Большой вес имеет планшайба или диск, на котором размещается пластина. Но существуют производители, изготавливающие планшайбы из легкого карбона. Это делает корпус проигрывателя немного легче, но не лишает качественного звучания.

Виды картриджей и принцип работы

Существует два основных вида картриджей для виниловых проигрывателей – на ½ дюйма и T4P. Первый вид отличается лучшими звуковыми качествами и возможностью апгрейда. Но у него есть существенный недостаток: не каждый человек сможет хорошо настроить такой проигрыватель. Второй вариант чуть проще в эксплуатации и подходит даже новичку. Однако улучшить такое устройство в будущем будет достаточно непросто.

На рынке аудиооборудования есть два вида головок для картриджей: MM- и MC-. Музыканты и hi-fi-ценители предпочитают MC-головки, т.к. они более детально и мягко передают звучание. Однако они не поддерживают смену наконечника, поэтому, в случае повреждения иглы, придется менять весь картридж полностью.

Заточка считывающей иглы

У дешевых проигрывателей игла имеет сферическую заточку. Профессионалы и коллекционеры предпочитают проигрыватели с эллиптической заточкой, но есть и другие, не менее удачные виды.

Привод

Виниловые проигрыватели бывают прямыми, ременными и роликовыми. От этого зависит, каким образом блин будет приходить в движение во время считывания записи с пластинки. Для любителей чистого звука подойдут устройства ременного типа, поскольку они обеспечивают лучшее скольжение и отсутствие вибраций. Прямые проигрыватели больше ценятся диджеями (для dj производят специальные модели) и музыкантами, которые любят скретчить. У приборов ременного типа больше всего вибраций, поэтому они практически не распространены на рынке. Но существуют поклонники и таких проигрывателей.

Бюджет

Если до того, как зайти на эту страницу, вы провели какое-никакое исследование, то наверняка столкнулись с множеством проигрывателей-чемоданчиков типа «все в одном» с заманчиво низкими ценами, соответствующими их незамысловатой прямолинейности. Если вам нужен именно такой форм-фактор, обязательно проверьте прижимную силу картриджа: у многих моделей она составляет около 10 граммов, что в 4-5 раз выше оптимального уровня; такой прижим способен серьезно повредить виниловый диск.

Все модели такого рода, что нам доводилось послушать, звучали плохо. В любом случае, даже если вы твердо решили остановиться на системе «все в одном», вам придется докупить для нее хотя бы колонки (а лучше еще и стойки к ним).

Если вы начинаете с нуля и хотите собрать традиционную систему, то в дополнение к проигрывателю вам понадобятся усилитель, акустические и межблочные кабели, а также фонокорректор (если он не встроен в вертушку или усилитель).

При этом стоимость самого проигрывателя не должна намного превышать четверть совокупного бюджета. Ваша система в любом случае будет работоспособной, даже если вертушка значительно отличается по классу от колонок и усилителя, но качество звука окажется не на высоте. Нет смысла переплачивать за одно устройство; лучше распределить деньги более равномерно.

Конечно, есть немало вариантов традиционных систем из меньшего числа компонентов, которые порадуют вас отличным звуком. Как уже упоминалось, фонокорректор часто бывает встроен в проигрыватели и усилители – в этом случае можно подумать о покупке автономной модели позже, когда захотите обновить аудиотракт. В пределе можно ограничиться одним проигрывателем и парой активных колонок (и даже кабели не потребуются, если обе составляющие способны работать по беспроводному каналу).

Даже если остальная часть системы у вас уже есть, а кучка денег прожигает карман, стоит прикинуть, насколько проигрыватель выбранной ценовой категории будет соответствовать имеющимся компонентам.

Будет ли качество звучания ограничиваться возможностями усилителя или кабелей – в этом случае вам придется впоследствии потратить средства на их замену – или, возможно, вы вложили недостаточно для того, чтобы отличие от предыдущего проигрывателя стало явным? Вы всегда можете отложить покупку еще на несколько месяцев и накопить сумму побольше, или внести ряд менее дорогостоящих изменений, которые могут сильнее повлиять на звучание, чем вы ожидали.

Местные магазины помогут вам подобрать конкретные модели с учетом того, что у вас уже есть, и ваших личных потребностей. Но главное – помните, что при расчете бюджета на любой компонент аудиосистемы стоит принимать в расчет не только, как много денег сейчас есть в вашем распоряжении, но и всю систему в целом.

Какой купить – новый или поддержанный

Нельзя точно сказать, какой проигрыватель выгоднее – новый или винтажный. Если для покупки нового аппарата нужно располагать бюджетом, как минимум, в 40 тысяч рублей (цена на некоторые модели может доходить и до 1 500 000 руб), то для приобретения поддержанного устройства хватит и 20 тысяч. Но основная проблема заключается в изношенности комплектующих и целостности прибора в принципе. Покупка б/у проигрывателя – это всегда дело везения. Даже среди старых СССР-овских аппаратов можно найти что-нибудь стоящее.

Почему винил звучит лучше

Качественный звук винила, о котором говорят аудиофилы и профессиональные музыканты, обусловлен особенностями преобразования аудиосигнала. В отличие других современных проигрывателей, винил обладает аналоговым звучанием, а не цифровым. Это не делает его лучше, с профессиональной точки зрения, поскольку цифровой сигнал более точно передает запись, чем аналоговый. Однако именно эта «неточность» обеспечивает пластинкам более «живое» и уютное звучание.

Прослушивание винила – это не просто попытка вспомнить прошлое и немного поностальгировать. Это возможность расширить горизонты и отдохнуть от привычного цифрового звучания. Пластинки стоят внимания ровно настолько, насколько стоят внимания диски или цифровые записи.

Функции

Регулировка противовеса – дает возможность настраивать прижимную силу путем балансировки тонарма. Противовес размещается на тонарме (напротив звукоснимателя). Подобная функция необходима в случае использования проигрывателя с чужим картриджем – помогает настроить тонарм под конкретную модель звукоснимателя.

Антискейтинг – предотвращает скейтинг-эффект, который ухудшает качество звучания и неравномерно изнашивает канавки винилового диска. Функция актуальна для проигрывателей с поворотным тонармом. В самых дешевых моделях антискейтинг зачастую отсутствует.

Автовоспроизведение – автоматически проигрывает пластинку, что избавляет пользователя от необходимости вручную перемещать тонарм (требуется лишь нажать специальную кнопку). Подобная опция особенно полезна новичкам, которые зачастую царапают пластинки, неаккуратно опуская иглу. В то же время автовоспроизведение увеличивает цену проигрывателя и может ухудшить качество звучания.

Автовоспроизведение и ряд других автоматических функций предполагает наличие несъемного тонарма, что не позволяет его заменить. В «аудиофильских» моделях все операции делаются вручную.

Автостоп – автоматически поднимает тонарм по завершении воспроизведения винилового диска. В результате снижается износ иглы.

Реверс – дает возможность проигрывать пластинку «задом-наперед». Реверс пригодится диджеям для достижения разных акустических эффектов.

Запись на внешний цифровой носитель – позволяет записать на USB-флеш-носитель проигрываемую музыку в цифровом формате. Такая запись быстрее, чем оцифровка с помощью компьютера. Недостаток – музыка записывается со всеми искажениями при воспроизведении.

Возможность установки второго тонарма – пригодится, если пользователю нужно работать с двумя звукоснимателями, имеющими разные характеристики (в том числе разную скорость – 33 и 78 об/мин). Тем самым меломан может легко заменить звукосниматель.

Скорость 78 об/мин – характерна для «граммофонных» пластинок. Соответственно, подобная опция требуется для прослушивания ретро-записей. Возможна только в моделях с прямым приводом.

Важно: помните, что для воспроизведения старинного винила, необходим специальный звукосниматель.

Переключение скоростей – дает возможность менять скорость вращения планшайбы. Бывает двух типов:

  • механическое – осуществляется вручную (перекидывание пассика на другой шкив) и встречается в моделях с ременным приводом;
  • электронное – производится нажатием кнопки, что гораздо удобнее механического. Электронное (автоматическое) переключение встречается чаще всего.

Регулировка тональности – позволяет менять тональность звука (выше / ниже на заданный интервал). Такая опция понадобится диджеям, сводящим музыкальные композиции, записанные в разных тональностях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]