Интегральный усилитель Copland CSA100
Вот новый пример смелой инженерной мысли: в этом усилителе сочетаются преимущества лампового и полупроводникового усиления, причём последнее реализовано на биполярных и полевых транзисторах. Да и вообще, новинка – на все случаи жизни: у неё собственный ЦАП на чипе ESS Sabre ES9018 и фонокорректор для MM-головок. Испытаем этот универсал по полной программе — в разных режимах с несколькими источниками.
Датский бренд Copland всегда славился конструкциями с классической схемотехникой и безукоризненным исполнением, чем и достигался предсказуемый с точки зрения звучания результат. Если же говорить о новой разработке, интегральном усилителе CSA100, то здесь всё не так просто. Ещё шесть лет назад Оле Мюллер (Olé Möller), основатель и главный конструктор компании, на вопрос нашего журнала, не собирается ли он отказаться ли он от гибридной схемотехники, ответил: «Конечно, нет. В будущем у Copland ожидаются новые гибридные усилители. Дело в том, что подобный принцип не так-то легко реализовать. Главная цель при этом — взять лучшее от двух технологий, ламповой и транзисторной, но нужно помнить, что обратный результат также вполне вероятен».
Входная секция ламповая, построена на малошумящем двойном триоде 6922. С этого же каскада сигнал подаётся на линейный выход.
Кстати, напомню, кто такой сам Оле Мюллер. Его карьера началась около 50 лет назад в R&D отделе Ortofon. Собственный бизнес он открыл в 1984-м, и к началу 90-х марка Copland стала известна во всём мире. Скромное по размерам производство расположено в Копенгагене, вся техника собирается вручную квалифицированными мастерами.
Как сказано выше, при проектировании гибридных усилителей присутствует риск неудачи, но в CSA100 предприняты все меры, чтобы его избежать. Входная секция ламповая, построена на малошумящем двойном триоде 6922. С этого же каскада сигнал подаётся на линейный выход, так что при желании можно расширить архитектуру системы, подключив сабвуфер или дополнительный усилитель мощности.
Чтобы не потерять скорость и размах сигнала, заданные триодами, следом за ними идут каскады на высоковольтных MOSFET – полевых транзисторах с «ламповой» характеристикой. Они же обеспечивают согласование с выходными повторителями на комплементарных биполярах MJL4281A/MJL4302A. Эти транзисторы мощностью 230 Вт не параллелятся – работают в каждом плече по одному.
Обратите внимание на силовую часть усилителя. Тороидальный трансформатор по массе габаритам тянет ватт на 800, не меньше, а суммарная ёмкость сглаживающих конденсаторов – 60 000 мкФ. На теплоотводе, помимо выходных транзисторов, установлен температурный датчик, связанный с системой защиты. Выходная мощность CSA100 – 2 х 100 Вт на 8-омной нагрузке и 2 х 180 Вт на 4-омной.
За основу встроенного ЦАПа взят известный нам конвертер DAC215 на продвинутом чипе Sabre Reference ES9018. Восемь его выходных ячеек соединены по четыре параллельно в каждом стереоканале, что дало линейную фазовую характеристику, искажения порядка 0,004% и уровень шумов -120 дБ. При подключении по асинхронному USB ЦАП поддерживает PCM с частотами дискретизации 44,1 — 384 кГц и разрядностью до 32 бит, а также DSD 2,8 — 5,6 МГц (64 – 128х), DSD256 и DSD512. USB приёмник – Amanero с тактированием от ЦАПа.
За основу встроенного ЦАПа взят известный нам конвертер DAC215 на продвинутом чипе Sabre Reference ES9018.
Помимо USB, цифровые источники можно подключить по коаксиальному и двум оптическим входам. Сзади оставлено место и для установки опционного Bluetooth модуля. Самое интересное, что для коммутации по цифре на лицевую панель выведен отдельный переключатель с небольшой ручкой, а второй, более крупный селектор отвечает за выбор аналоговых входов. Таковых здесь пять: PHONO, TAPE IN, A1, A2 и балансный на XLR. Активный вход индицируется приглушенным голубым огоньком на круглом циферблате в центре.
Фонокорректор, судя по внешнему виду, здесь довольно простой, тем не менее, по звучанию он вовсе не оказался слабым звеном. Но об этом я расскажу отдельно.
Наушники подключаются через гнездо 6,3 мм. Регулятор громкости – типичный для Copland, моторизованный потенциометр с цифровой шкалой на юбке. Выпускается CSA100 в чёрном и серебристом вариантах.
Первый саундчек – по аналоговому входу, источник Naim NDX2, подключенный по Ethernet к NAS серверу с музыкой. Акустические системы – небольшие напольные Totem Forest Signature. Звучание ровное, сбалансированное, с точной проработкой нюансов. Нахожу на сервере и добавляю в плейлист треки Dio, Anthrax, Guano Apes и Korn, прибавляю громкость. Каши, сумбура нет, всё разборчиво, но как-то немного отстранённо, хотя драйва хоть отбавляй. Примерно то же и на классике – все инструменты прекрасно идентифицируются на слух, масштаб оркестра убедителен, но в подаче ни ярких красок, ни огонька.
На некоторых фонограммах заметна мощная инфранизкая составляющая, удивительно, что динамики столь скромного калибра способны зайти в такую глубину.
Переключаемся с линейного выхода стримера на коаксиальный, и через переходник BNC/RCA подаём сигнал на встроенный ЦАП усилителя. Вот тут уже проявляются реальные эмоции, да и пространство расширяется в объёме. Звучание становится ярче и контрастнее, так слушать музыку уже интересно. На некоторых фонограммах заметна мощная инфранизкая составляющая, удивительно, что динамики столь скромного калибра способны зайти в такую глубину. Разрешение по тембрам, особенно в верхней полосе, заметно выросло. В тарелках искрится настоящее серебро, у саксофона широченный гармонический спектр. Какой жанр ни выбери – всё звучит живо и привлекательно.
Следующий этап – стример Lumin U1 Mini с подключением к усилителю серьёзным USB кабелем Tellurium Q. Источник – тот же NAS. И вот здесь начинается настоящий праздник жизни. Ощущение, что музыка воспроизводится аппаратурой, исчезает почти полностью. Понятно, что играют колонки, но происходящее в звуковой сцене к ним не привязано и существует как бы сами по себе. Динамические контрасты острее, в музыке гораздо больше жизни, оркестр – как лавина, состоящая из массы гармонично сложенных звуков. Общая динамика адекватна для комнаты 25 – 30 метров, резкие пики передаются без искажений, в общей картине много ярких подробностей.
И вот здесь начинается настоящий праздник жизни. Ощущение, что музыка воспроизводится аппаратурой, исчезает почти полностью.
Теперь на вход PHONO заводим проигрыватель Transrotor Rossini с тонармом TR 800-S и ММ-головкой Uccello. Нина Хаген, «Fearless», оригинал 1983 года. Мощно, ярко, с характером. Богатый частотный спектр, вся широта вокального диапазона – как на ладони. Настоящий перфоманс. Rage Against the Machine, юбилейное издание на 180-граммовом виниле. Напор, энергетика, глубокий бас с быстрым чередованием ударов, которые воспринимаются не только ушами, но и телом. В трёхмерных звуковых переплетениях считывается каждый инструмент, каждая нота. Редкое ощущение, что музыка играет именно для тебя, она буквально затягивает. Чтобы выключить систему, нужно преодолеть некое усилие, но всё же приходится это сделать.
Известно, что в современной музыке самое интересное появляется на стыке жанров, когда смешиваются разные стили и направления. Примерно то же самое происходит в технике, и результат так же зависит от таланта автора – и мы сами только что в этом убедились.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель Naim NDX 2
- Сетевой проигрыватель Lumin U1 Mini
- Виниловый проигрыватель Transrotor Rossini
- с тонармом TR 800-S и головкой Uccello
- Акустические системы Totem Acoustic Forest Signature
- Сетевой фильтр Puritan Audio Laboratories PSM 136
- Акустический кабель Tellurium Q Blue Diamond 2м
- Межблочный кабель Tellurium Q RCA Ultra Black II
- Цифровой кабель Tellurium Q Digital RCA Black Waveform
- Цифровой кабель USB Tellurium Q Statement
- Сетевой кабель (Copland, Lumin) Puritan Main Cable 1,5м
- Сетевой кабель (Naim NDX 2) Naim Power Line 2м
Copland CSA 100
Производитель: Copland (Дания)
www.copland.dk
Аналоговые входы: 2 х RCA, Phono, XLR || Аналоговые выходы: 2 х RCA, для наушников, акустические винтовые х 4 || Цифровые входы: асинхронный USB (32/384, DSD512), S/PDIF(RCA), Toslink || Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц – 150 кГц || Выходная мощность: 2 х100 (8 Ом), 2 х 180 Вт (4 Ома) || Отношение сигнал/шум: > 90 дБ || Коэффициент гармоник: <0,06% || ЦАП: ESS Sabre ES9018 || Потребляемая мощность: 700 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 435 x 135 x 370 мм || Масса: 14 кг || Цена: 380 000 руб.
Послушать усилитель Copland CSA100 можно в московском салоне InSound.
поделиться
Tags: CoplandCopland CSA100Выбор эксперта
Copland CTA-405-A Black
Датская компания Copland давно известна в нашей стране любителям качественного звука. Её продукция — пример не только грамотного конструкторского подхода и тщательного отбора комплектующих для своих изделий, но также правильно выбранной стратегии и верного момента для выхода на рынок. А может быть, здесь не обошлось без элементарного везения. Сколько заслуживающих внимания конструкций так и не увидели серийного производства! Тем не менее, на небесах появляются новые звезды, а в недрах конструкторских бюро зреют новые схемы и решения. Законы природы требуют обновления, реки меняют русла, компании радуют нас новыми образцами, которые должны приблизить нас на йоту-другую к идеалу. Это закономерно, и мы к этому подспудно готовы.
Внешних отличий с уже привычным СТА 405 немного, и они видны сразу. Буквенно-цифровое обозначение, обогатившееся первой буквой алфавита, переехало на вторую строчку по центру надписи и обрело карминовый оттенок, как и кнопка «ST.BY». На этом вроде бы и всё. Ну разве что слово «stereo» в начале строки, из-за которого и «съехало» название. Маловато для обновленного облика. С другой стороны, приличия соблюдены, а внутри нас ждут две пары KT120 в выходном каскаде, встроенный вытяжной малошумящий вентилятор Sanyo Denki, прикрученный к горизонтальной пластине ровно того же карминового цвета. И в этом угадывается какой-то особый шик, внутренний изыск. Это как если бы вместо того, чтобы хромировать бампер классического авто, производитель решил превратить в зеркало карданный вал изнутри. Можно ещё вспомнить про стельки Фрекен Бок, которые она настоятельно хотела прикупить перед выходом на телевидение. Одним словом, это что-то из разряда скрытого от посторонних глаз, но при этом несущего в себе особый смысл. В любом случае, от меня смысл анодирования внутреннего элемента конструкции в такой нетривиальный колор ускользнул. Насчет того, что вентилятор именно малошумящий, — чистая правда. Во-первых, он низкооборотистый, паспортная частота вращения 2000 об/мин; во-вторых, уровень шума производитель заявляет в 16 дБ. Его, конечно, слышно при снятой верхней крышке и нулевом уровне громкости, но в собранном виде он никак о себе не напоминает. И хотя сочетание усилителя класса А (каким, по заявлению производителя, и является Copland CTA 405-A примерно до половины своей мощности) и вентилятора многим может показаться спорным (к слову, в предыдущей модели его не было), но, по всей видимости, это единственный способ обеспечить приемлемый тепловой режим, не прибегая к серьёзной перелицовке внешнего вида.
У задней стенки располагается небольшая плата, которую я первоначально принял за плату фонокорректора (что немудрено, поскольку именно на ней и находятся его входные гнезда), но надписи на разъёмах шлейфов, идущих к регулятору громкости, заставляют сделать однозначный вывод, что это ещё одновременно и плата предварительного усилителя. На ней располагается пара 12AX7EH и пара 6922EH, все — от Electro-Harmonix. Последняя лампа является достаточно близким аналогом 12AX7, которые, в свою очередь, являются излюбленным выбором самых разных производителей предусилителей, фонокорректоров, усилителей для головных телефонов и т.д. Одним словом, я не рискнул бы без разборки и изучения разводки платы утверждать, какие лампы выполняют роль каскадов предусилителя, а какие отвечают за коррекцию, но этого от нас никто и не требует. Забавно, что в силу конструкции для фонокорректора используются более серьезные разъемы, нежели все остальные. На основной плате Copland CTA 405-A расположились тороидальный питающий трансформатор на 290 ВА от компании Noratel. Выходные трансформаторы не имеют маркировки, но визуально они на 100% идентичны тем, что установлены в базовой модели.
Секция оконечного усилителя состоит из двойного триода 12AX7EH (который обслуживает одновременно оба канала), пары драйверов-фазоинверторов 12BH7AEH, обладающих более толстым стеклом и, следовательно, уменьшенным микрофонным эффектом, и квартета лучевых тетродов KT120 от Tung-Sol. Что касается подбора ламп, то его нельзя назвать необычным; с другой стороны, лампы промежуточных каскадов не то чтобы самые распространенные, что опять же наводит на мысль о неких конструкторских предпочтениях, не столь заметных на первый взгляд, но достаточно критичных с точки зрения звука.
Для коммутации входов используются швейцарские реле Axicom, расположенные в непосредственной близости от самих разъёмов. Плата щедро усыпана пленочными конденсаторами Jamicon, которые не нужно лишний раз представлять тем, для кого жизнь не полна без глотка кофе и дымка канифоли.
Дизайн передней панели у Copland CTA 405-A строг и сбалансирован. Стопроцентная симметричность алюминиевой плиты наводит на мысль, а не оставлена ли кнопка сквозного канала на своём месте исключительно в угоду этой симметричности? Хотя, на мой взгляд, эта раритетная функция оставлена сознательно. Как вписывающаяся в стилистику настоящего «выдержанного» звука. Как прицел на целевую аудиторию, для которой обращение с регулятором уровня записи — не такое уж и далекое прошлое.
Центральный элемент панели — этакая мишень, с «яблочком» — приёмником ИК-излучения за темным стеклом и расположенным по окружности индикатором селектора входов. Выглядит, при всей кажущейся простоте, стильно, оригинально и очень органично. Пульт ДУ в алюминиевом корпусе в меру увесист, позволяет управлять не только самим усилителем, но и проигрывателем компакт-дисков.
Copland CTA 405-A — великолепный усилитель, что называется, на все случаи жизни. Он в полной мере обладает всеми музыкальными достоинствами, которые принесли заслуженную славу этому датскому производителю. Качество его исполнения близко к идеальному, и лично мне жаль лишь одного: что производитель решил скрыть лампы от взглядов будущих обладателей под практически глухой крышкой. Есть ли у него недостатки? Да пожалуй, только один: владельцы CTA 405 рискуют сильно расстроиться.
Характеристики Copland CTA 405-A
Лампы: 6550 (4шт.) 12BH7 (2шт.) 6922 (2шт.) E83CC (3шт.) Выходная мощность: 50 Вт на канал КНИ: < 1% Частотный диапазон: 10Гц-100кГц (-3 дБ) Входная чувствительность: Phono: 3,5 мВ Линейные входы: 350 мВ Входной импеданс: Phono: 47 кОм Линейные входы: 33 кОм Сопротивление нагрузки: 8 Ом, 4 Ом Соотношение сигнал/шум: > 95 дБ Потребляемая мощность: 250 Вт Напряжение питания: 115В или 230В. Устанавливается на заводе согласно стране назначения Допустимое отклонение напряжения питания: +/- 12% Размеры (мм): 430 (Ш), 185 (В), 390 (Г) Вес (в упаковке): 25 кг
Вчера один из наших многочисленных и дорогих клиентов приехал приобрести акустический кабель, предварительно его прослушав. Выбор пал на TelluriumQ Ultra Black II после длительного разговора и обстоятельного анализа системы. Данный процесс вылился в прослушивание интегральника Copland 405A и, как итог системы на 405-м, AudioVector QR5, CD-проигрывателе Bryston BCD-3 объединённых в систему кабелем TelluriumQ. Межблочный кабель использовался TelluriumQ Black RCA. Изначально я подключил АудиоВектор к Musical Fidelity M6 500i. Правда это было позавчера, когда к нам заехал на прослушивание комплекта под джаз и классику другой, не менее дорогой клиент. Бюджет был обозначен в 500 тысяч рублей +/- . Акустика и усилитель были соединены кабелем TelluriumQ BlackII, источник сигнала – Cambridge Audio Azur 851N. Слушали треки с Tidal и FLAC с USB-накопителя. Звук очень понравился. Система раскачивалась (усилитель и колонки были практически новые) с DEEZER от Heos Link. Однозначный вывод – недостаточно качественный материал, играя на системе, просто её убивает. С USB и Tidal ситуация в корне другая. Часа через 2-3 колонки заиграли очень и очень интересно. Вкратце о нашей системе. Усилитель – английский производитель, система двойного моно. Силовые трансформаторы, сглаживающие фильтры (по четыре конденсатора 6800 мкФ х 100В каждый) и выпрямители раздельные для каждого канала. На восьмиомную нагрузку усилитель выдаёт 500Вт (27dBW), благодаря 12-ти полевым транзисторам МОП (МДП) на каждый канал, включёнными параллельно в каждом канале. Транзисторы установлены в боковые теплоотводы – внушительные радиаторы. Можно подключить источник по балансному входу, есть возможность использовать усилитель в составе домашнего кинотеатра в качестве усилителя мощности (надо будет переназначить AUX на HT. Теперь об акустике. Именитый датский производитель – новатор. Корпус изготовлен безупречно, стыки идеальны. Красивы весьма (у нас в Шоуруме белая модель, есть ещё варианты в чёрном рояльном лаке и отделанные шпоном тёмного ореха). Твитер ленточный (Air Motion Transformer), который толкает воздух в пять раз быстрее обычных планарных излучателей, благодаря сжатию-растяжению очень тонкой фторопластовой ленты с алюминиевым напылением, которая сложена гармошкой. При такой конструкции некачественный материал и не играет. Для борьбы с таким явлением конструкторы установили металлическую позолоченную сеточку, прикрывающую твитер, для сдерживания звукового потока. В диапазоне СЧ играет 6-ти дюймовый динамик, в НЧ – два тоже шестидюймовика, но обладающими более внушительными двойными магнитами и имеющие корзины, рассчитанные на увеличенную длину хода диффузора. Диффузоры же представляют из себя сендвич из двух слоёв тончайшего авиационного алюминия и слоя демпфера между ними. Оптимально легко, достаточно жёстко. Среднечастотник помещён в изолированную камеру. Басовики работают в оформлении – фазоинвертор, щелевой порт которого выведен в зазор между днищем корпуса и опорной платформы. Q-port – это фирменная разработка этого фазоинвертора компанией Audiovector. Колонки подключаются по схеме синглвайр. Сетевой медиапроигрыватель Cambridge Audio 851N. Это не только потоковый проигрыватель с поддержкой Spotify и Tidal, AirPlay, интернет-радио, а ещё и ЦАП и предусилитель. ЦАП на Analog Devices AD1955, которые работают в двойном режиме, поддержка Bluetooth (приобретается отдельно адаптер BT100). В цепи питания стоит мощный тороидальный трансформатор. USB-входы для подключения флеш-накопителей и HDD (тип А), вход USB-B для подключения компьютера (нужно в настройках переключиться в режим 2.0. Цифровые интерфейсы всех основных видов что на вход, что на выход. Аппарат можно подключить по балансному аналоговому выходу на усилитель. Есть маленькая особенность. После того, как достал его из коробки и подключил к усилителю обнаружил, что звука нет (по аналогу подключил). Так вот, надо через меню отключить цифровой режим предусилителя. На лицевой панели 4.3 – дюймовый красивый и информационный дисплей. Управлять проигрывателем можно как со стандартного пульта, так и весьма и весьма удобного приложения Cambridge Connect, который работает с платформами как на Android, так и на iOS, и устанавливается как на планшет, так и на смартфон. Система требует длительного прогрева (касается усилителя). Связка заиграла мощно, динамично. Сцена рисовалась безупречно как по ширине, так и в глубину. Детальности не занимать. Женский вокал на высоте. Слушали Your Heart Is As Black As Night от Melody Gardot, Оскара Петерсона, Блюз Компани, Леонарда Коэна. Judas Priest Monster of Rock, весь альбом Firepower отыграли мощно, напористо, басовая атака Йена Хилла, гитары Типтона и Фолкнера, конечно же вокал Роба Хэлфорда, радовали безмерно, просто не хотелось выключать. Muter от Rammstein весь альбом прослушал с превеликим удовольствием. Так что же вторая система? Сразу поменяли источник на Bryston BCD-3. Материал был следующий: Jheena Lodwick All My Loving, Victor Feldman Audiophile от JVC, Antonio Forcione & Sabina Sciubba Meet me in London от Naim. CD – проигрыватель хорош. Изготовлен весьма качественно, привод другой, нежели был раннее и с которым возникали вопросы. ЦАП на сдвоенных AK4490. Питание независимое для цифровой и аналоговой частей. Всё отработало так же замечательно, как и в предыдущей системе. Высочайшее разрешение, изумительная детальность. Но чудеса начались после замены M6 500i на Copland 405A. Лучшей связки я давно не слушал! Каждым звуком наполнилось всё помещение, реальное ощущение, что нахожусь на концерте. Позитивом зарядился на все грядущие выходные. Женский вокал особенно порадовал. Был слышан каждый звук инструментов. Копланд раскрыл АудиоВектор по максимуму, акустика показала всё, на что она способна. Удалось сравнить новый TelluriumQ Ultra Black II и TelluriumQ Black II. Ультра звучал более породисто, деликатнее, детальнее. Басовая составляющая и нижняя середина значительно интереснее себя проявили. Всё это можно прослушать в нашем шоу-руме, только надо заранее забронировать его. Поток клиентов сейчас велик, чтобы не было накладок и прослушивание прошло очень комфортно.