Полтора года назад анонс флагманской «пятитысячной» серии Yamaha наделал в аудиофильской среде немало шума. Единственными представленными тогда колонками стали внушительные трехполосники, объединившие ностальгический дизайн с хайэндными техническими решениями. И только теперь на сцену выходят полочники — компактные, но не менее радикальные в плане технологий и материалов.
По ходу рассказа о новых полочниках старшие колонки NS-5000 придется упомянуть не раз. Во-первых, их появление стало своеобразным манифестом — громким заявлением, что знаменитая компания решила возродить производство весьма серьезной домашней акустики. Во-вторых, многие продвинутые конструкторские решения, реализованные в «пятитысячных» моделях, логичным образом перекочевали и к нашим испытуемым.
Абсолютный раритет — реклама других колонок Yamaha NS-3000, разработанных очень много лет назад, но так и не пошедших в массовое производство
Впрочем, внешне NS-3000 выглядят куда менее радикально. Старшие колонки представляют собой крупные широкие кабинеты на низкой подставке — кажется, будто они сошли со страниц хайфайных каталогов 70-х годов прошлого века. Ну а перед нами классические полочники, компоновка которых универсальна и непоколебима, как сам нотный стан.
Ваше благородие
Однако полочники полочникам рознь. Казалось бы, оформление «рояльный лак» сегодня не использует только ленивый, однако в нашем случае качество отделки просто вызывающе совершенно. Это трудно ощутить по фото, но возникает чувство, будто действительно оказался рядом с концертным роялем в зале консерватории. Сама идея прикоснуться пальцами к благородному глянцу, рожденному многими слоями настоящего лака, кажется просто кощунственной.
И даже не потому что очень дорого, а просто раз уж ты не творец, то и инструмент — не твоих рук дело. Инкрустированный металлом знаменитый логотип лишь подчеркивает ассоциации. Кстати, NS-3000 и NS-5000 — единственные домашние колонки, на которых шильдик Yamaha размещен в верхней части фронтальной панели.
Градус возвышенного концертного пафоса немного снижают алюминиевые фланцы, фиксирующие динамики. Их нарочито грубая матовая шлифовка спасает от переизбытка глянца и отлично гармонирует с двумя серебристыми диффузорами весьма нетривиальной конструкции.
Тыловая панель оформлена не менее стильно и солидно
Но прежде чем перейти к обсуждению драйверов, бросим взгляд на тыловую панель. Здесь обнаружился порт фазоинвертора, чья хитрая звездообразная форма призвана бороться с турбулентными призвуками, а также одна пара роскошных терминалов. Их массивные полированные гайки фрезерованы из цельных латунных заготовок и абсолютно идентичны зажимам и в NS-5000, и в новых высококлассных оконечниках М-5000.
Подводим итоги
Младшие флагманы Yamaha, замечательные колонки NS-3000, по ряду позиций вполне могут потягаться со своими старшими собратьями. У них более универсальный облик – они не устареют, даже если мода поменяет тренды. Качеством звучания они мало уступают им, а цельностью и согласованностью, пожалуй, и превосходят – две полосы проще интегрировать, чем три. И, наконец, их цена примерно вдвое меньше. Так что они достойны самых искренних рекомендаций тем, кто собирает систему самого высокого класса для работы не в самом большом по площади помещении.
Вся техника была протестирована в шоурумах Аудиомании Как мы тестируем Hi-Fi-компоненты
март 2022 г.
Этот обзор прочитали 4 277 раз
Броня крепка
Оба динамика Yamaha NS-3000 получили диффузоры, изготовленные из полимера Zylon. Этот материал был разработан в 80-х годах и с тех пор сумел потеснить кевлар во многих его исконных применениях — от производства бронежилетов до космонавтики. Что не мудрено, ведь прочность на разрыв у него выше в 1,6 раза.
Но в нашем случае куда важнее, что модуль упругости зилона достигает 270 ГПа. Для сравнения: у алюминия 69, у стали 200, а у бериллия 287. То есть при куда меньшем удельном весе он позволяет добиться экстремально низкого уровня паразитных деформаций мембраны динамической головки.
Резиновый подвес явно рассчитан на изрядный ход диффузора
Но есть у чудо-полимера и своя ахиллесова пята — он не устойчив к ультрафиолету. По этой причине, а также для оптимизации изгибных характеристик инженеры Yamaha решили покрыть диффузоры медно-никелевым сплавом — монелем, который наносится на зилоновый «холст» методом вакуумного осаждения. Кстати, прочность и химическая нейтральность монеля таковы, что из него делают тросы минных тральщиков и клапаны для высококлассных медных духовых.
Разработчики особо подчеркивают, что выбор одного и того же материала для диффузоров всех головок позволил добиться высокой тембральной однородности по всему частотному диапазону. Разумеется, технология зилоновых диффузоров достались нашим испытуемым в наследство от флагманской модели.
В заднюю камеру звуковые волны попадают разными путями, чтобы встретиться там в противофазе и стихнуть
Жесткость литых корзин с дополнительными ребрами сомнений не вызывает
Более того, твитер в «трехтысячных» установлен тот же самый, что и в NS-5000. За его 3-см диафрагмой имеется канал, ведущий в акустическую камеру сложной формы. В ней бесследно затухают обратные звуковые волны, обычно отражающиеся от магнитного керна и смазывающие фазовую структуру основного излучения.
Граница раздела между твитером и 16-см СЧ/НЧ-драйвером расположена на частоте 2,8 кГц, причем в фильтре используются компоненты от небезызвестного Mundorf — в частности, емкости MCap SUPREME EVO.
Что касается кабинета, то он, судя по всему, тоже построен по образу и подобию «пятитысячных». То есть стенки выполнены из фанеры белой японской березы с острова Хоккайдо, а физические параметры ящика рассчитаны методом конечных элементов и затем протестированы посредством лазерной интерферометрии.
Помимо ребер жесткости, внутри колонки установлен акустический поглотитель, представляющий собой П-образную трубку/волновод, частично заполненную волокнистым материалом. Такой ход позволяет, с одной стороны, эффективно бороться с внутренними стоячими волнами, а с другой — избавиться от избыточного объема демпфирующих матов в корпусе, а значит, и от лишних потерь в басовой динамике.
Первая высота
Наша тестовая конфигурация была составлена из предусилителя Plinius Kaitaki и оконечника Plinius Р10, а также сетевого и SACD-плеера Technics SL-G700. Так что сетап получился хоть и не полностью японский, но, так сказать, тихоокеанско-островной.
На 8-Омную нагрузку мощник Р10 способен выдавать 200 Вт на канал при скорости нарастания выходного сигнала 50 В/мс. При этом максимальная рекомендованная мощность Yamaha NS-3000 — 120 Вт (6 Ом).
Колонки были установлены на разработанные специально для них опоры SPS-3000. Это внушительные 15-кг стойки с нижней плитой из МДФ и верхней пластиной из 6-мм стали. Приятно, что для надежной фиксации в ней предусмотрена пара отверстий, соответствующих закладным гайкам на нижней поверхности АС.
Конструкция получилась жесткая, прочная и весьма респектабельная на вид, однако высота (64,8 см с шипами) для среднего европейского меломана мне показалась немного заниженной. Во всяком случае, при росте 173 см мне, сидя в обычном кресле, хотелось, чтобы пищалки оказались сантиметров на 5–7 повыше.
Хотя дискомфорт этот был по большому счету визуальным: впечатляющая дисперсия (и горизонтальная, и вертикальная) позволяет вольности в позиционировании. Более радикальный ход — поставить стойки на каменные антирезонансные плиты.
По неофициальным данным, для дополнительного демпфирования в материал нижней опорной плиты добавлены резиновые гранулы
Усредненный импеданс Yamaha NS-3000 составляет 6 Ом при минимуме 4,6 Ом, чувствительность — 87 дБ/2,3 В/1 м. Что касается частотного диапазона, то он обозначен довольно специфично: 39 Гц — 60 кГц при неравномерности -10 дБ.
Провести собственные достоверные измерения (т.е. в безэховой камере, с микрофонами соответствующего класса и т.п.) возможности у меня не было, так что о басовых талантах «трехтысячных» придется судить исключительно по субъективным ощущениям.
Что касается ВЧ, то их потолок однозначно ограничен возможностями человеческого слуха. Чтобы в этом убедиться, особенно вслушиваться не пришлось. Однако обо всем по порядку.
Скорость есть
Yamaha настолько давно не баловала меломанов акустикой поистине высокого класса, что сегодня в массовом сознании бренд ассоциируется в первую очередь с техникой домашнего кинотеатра. Это добротная аппаратура, обладающая завидным соотношением возможностей, параметров и цены, но довольно далекая от ценителей серьезного саунда. Хотя аудиофилы со стажем, как и профи, прекрасно помнят и легендарные студийные мониторы NS-10, и весьма достойную домашнюю линейку SOAVO.
Включив NS-3000, тут же вспоминаешь тот самый звук, который десятилетия назад Yamaha зашифровала в аббревиатуре NS, то есть Natural Sound. В нынешней инкарнации он оказался легок, прозрачен и крайне быстр.
Многие меломаны в общих чертах представляют себе «ямаховский» звук — и «трехтысячные» однозначно следуют устоявшейся музыкальной философии. Но с другой стороны, практически все фамильные качества тут выведены на принципиально более высокий уровень.
Сначала о верхней части диапазона. Я не смог отказать себе в удовольствии открыть прослушивание камерным джазом, ведь рояль и медные духовые для Yamaha — в буквальном смысле слова самые близкие и родные инструменты.
Для начала «Midnight Sugar» — SACD-альбом трио Tsouyoshi Yamamoto. Несмотря на лаконичность музыкальной сцены, она кажется прямо-таки пронизанной искрами, рассыпаемыми тарелками, а потому — неожиданно объемной и широкой. Клавиши Цуеси Ямамото почти осязаемы, на сильных нотах явственно считываются легкие струнные обертона и послезвучия.
Далее пойдет джаз совсем другого урожая и разлива. Потерянный альбом Джона Колтрейна «Both Directions at Once» был записан в 1963 году на четвертьдюймовые моноленты. А дальше исходники ждали своего часа несколько десятилетий, прежде чем были напрямую оцифрованы и сведены в формате 24 бит/192 кГц.
NS-3000 подали запись как удивительную смесь винтажности с обычно не свойственной ей живой микродинамикой и слитной, опять-таки абсолютно осязаемой звуковой фактурой.
Забегая немного вперед, скажу, что колоночки оказались способны без проблем раскрывать многослойные миксы любой сложности. Причем каким-то образом они умудряются при этом не засушить и не расчленить единую музыкальную ткань.
Асимметричный раструб фазоинвертора не только прекрасен внешне, но и эффективно подавляет турбулентные призвуки
Признаюсь, два вышеупомянутых альбома я выбрал не в последнюю очередь из-за плотного, богато артикулированного и щедро прописанного акустического баса. И на нем акустика тоже заставила вспомнить о тонкостях фирменного почерка.
Все в курсе, что в последнее время публика предпочитает басы пожирнее и поувесистее. Но NS-3000 не склонны потакать массовой моде. Они не стараются казаться могучими башнями и уж тем более не пытаются изображать бумбокс.
Тем не менее, в рамках имеющегося объема и акустического оформления низкочастотная основа тут проработана с не меньшей тщательностью, чем другие участки спектра. Мидбас вполне телесен, энергичен и весьма детален.
Такая картина, на мой взгляд, простирается примерно до отметки 50–60 Гц. Придраться к рельефности и тональной разборчивости контрабаса на этом участке вряд ли получится. И, судя по особенной основательности саунда в районе 80–90 Гц, фазоинвертор настроен именно на эту частоту.
На самом деле коннекторы куда крупнее, чем может показаться по фото
Что касается вокального участка, то по исчерпывающей детальности, динамике и микродинамике он, пожалуй, ни в чем не уступает ВЧ. На DSD-релизах Emilie-Claire Barlow голос Эмили был не просто глубок или богат на обертона.
Он оказался легок, светел, жизнерадостен и при этом не оставлял сомнений в аудиофильской точности передачи всех тональных составляющих, включая отчетливые сибилянты. Что характерно — они вовсе не казались жесткими или искусственно акцентированными.
Возможно, дело тут в том, что по уровню вокальный диапазон, особенно в своей верхней части, едва заметно уступает более верхним частотам. Но ровно настолько, чтобы не добавить изысканному вокалисту не свойственной ему пережаренной экспрессии.
Yamaha A-S3000 Black Gloss
В интегральном усилителе Yamaha A-S3000 применена новая высокопрочная конструкция с двойной структурой для предельно чистого и точного усиления аудиосигнала. Днище и амортизаторы рассеивают и поглощают внешнюю вибрацию. Каждая плата выполнена по принципу «плавающей конструкции» и поддерживается индивидуальной рамой, что способствует дополнительному устранению вибрации. Блок источника питания, состоящий из силового трансформатора и конденсаторов, которые являются основными источниками внутренней вибрации, надежно закреплен на трехмерной структурированной раме и прочно поддерживается передней и задней панелями. На левой и правой внутренних рамах крепятся печатная плата усилителя и тяжелые радиаторы. Таким образом, блок питания и платы усиления отделены друг от друга, и хорошо продуманная конструкция надежно поглощает вибрацию. Под каркасом, на котором смонтирован трансформатор, предусмотрено свободное пространство для прокладки проводов к схемам по кратчайшему пути. Заново спроектированное шасси этой инновационной конструкции позволяет минимизировать путь прохождения сигнала и добиться низкого импеданса, а также обеспечивает высокую степень жесткости и обладает антивибрационными свойствами. В результате значительно снижены потери сигнала, и усиленный звук отличается исключительной чистотой.
Изолированный трехмерный внутренний каркас усилителя Yamaha A-S3000 служит прочной опорой для большого тороидального трансформатора, который установлен в центральной части S3000 для идеального распределения веса. Медненый внутренний каркас является несущей конструкцией, которая жесткими перемычками объединяет переднюю/заднюю и боковые рамы, снижая вибрацию по всем направлениям. Для изготовления опоры, на которой смонтирован трансформатор, после всестороннего анализа звуковых свойства различных материалов (в том числе с использованием сеансов прослушивания) была выбрана латунь. Этот материал эффективно снижает вибрацию, передающуюся от трансформатора, помогая создать более четкое и прозрачное звучание. Для получения сигнала абсолютной чистоты, передачи всех нюансов и динамизма музыки, например, при воспроизведении мощных низких частот или эмоций человеческого голоса, мы стремились добиться снижения импеданса во всей схеме Yamaha A-S3000. Двойная конструкция предусматривает свободное пространство под опорными рамами, которое необходимо для прокладки по кратчайшему пути кабелей питания от трансформатора до оконечного каскада, а также проводов для передачи аудиосигнала. Это помогает устранить потери при передаче сигнала, повысить стабильность питания даже при мощных импульсах, и в результате улучшить воспроизведение. Трехмерный внутренний каркас, служащий опорой для трансформатора, имеет медное покрытие. Снижение потенциала земли обеспечивает чрезвычайно низкий импеданс. Благодаря этому резко снижается уровень шума и достигается насыщенное эмоциональное звучание, полностью передающее экспрессию исполнителя.
Верхняя и фронтальная панели усилителя Yamaha A-S3000 изготовлены из немагнитного материала — алюминия с целью устранения любого неблагоприятного воздействия на аудиосигнал. После всестороннего анализа качества звука было решено определить для фронтальной панели толщину 7 мм, а для верхней — 6 мм. Благодаря высокой степени жесткости конструкции и эффективному подавлению вибрации звучание стало более естественным и объемным. Вентиляционные отверстия на верхней панели выполнены методом высокоточной резки с предельным вниманием к деталям. Стильные щели, как на модели CD-S3000, предназначены для отвода тепла блока питания, и соответствуют размеру установленного внутри трансформатора.
Конструкция Yamaha A-S3000 предусматривает использование независимых блоков предусилителя и усилителя мощности и идеально симметричную компоновку схем в левой и правой части внутреннего пространства. Отделение предусилителя, который имеет дело с сигналами малой мощности, от усилителя мощности, где присутствует высокое напряжение, значительно снижает уровень шума в звуке, вызываемый взаимными помехами. Кроме того, симметричная конструкция полностью изолированных друг от друга левой и правой секций, обеспечивает лучшее разделение каналов и повышает четкость стереофонических образов.
В основу конструкции Yamaha A-S3000 положена фирменная технология беспотенциального симметричного усилителе мощности. Использование выходных элементов с одинаковой полярностью на положительной и отрицательной сторонах выходного каскада, а также разделение цепей отрицательной обратной связи (ООС) и блока питания в общей сложности на четырех положительных и отрицательных полюсах левого и правого каналов обеспечивает симметричное двухтактное функционирование выходного каскада. Полная изоляция усилителя мощности от «земли» устраняет все отрицательные последствия от малейших отклонений напряжения или помех на шине заземления. Кроме того, выходные элементы включают МОП-транзисторы, которые обеспечивают теплое и естественное звучание. Использование МОП-транзисторов с одинаково распределенной полярностью развивает идею полностью симметричной конструкции с целью устранения неравномерности качества аудиосигнала за счет разницы в полярности — именно это является основной особенностью беспотенциального симметричного усилителя мощности. В результате достигается звучание с отличным отношением сигнал-шум и четко определенным звуковым полем.
Усилитель Yamaha A-S3000 обеспечивает полностью симметричную передачу сигнала. Кроме того, абсолютно симметрично функционируют цепи контроля (громкость, тембр и т.д.) предусилителя, реализуя тем самым идею идеальной симметрии во всех каскадах.
В разводке силового трансформатора применен остроумный метод для существенного снижения импеданса. В отличие от обычной схемы, обмотка трансформатора крепится к клеммам винтами. Это позволяет значительно сократить потери энергии, которые имеют место при соединении с использованием пайки. Тороидальный трансформатор выбран за то, что обеспечивает стабильность питание, а это помогает достижению более естественного и объемного звучания.
С целью полного устранения потерь энергии сигнала, для важных компонентов использованы резьбовые соединения — даже на печатных платах. Помимо проводного соединения для блочных конденсаторов в блоке питания, который являясь сердцевиной усилителя, требует высокого напряжения, винтовые соединения применяются во всех ключевых точках передачи сигнала, в том числе в месте соединения схем предусилителя с усилителем мощности. Провода идут также от выходного каскада усилителя мощности к акустическим клеммам. Кроме существенного сокращения пути прохождения сигнала, это позволяет значительно снизить импеданс и уменьшить потери сигнала.
Использованный в модели Yamaha A-S3000 высококачественный цифровой лестничный регулятор громкости был специально разработан компанией New Japan Radio Co., Ltd. Он предотвращает влияние на сигнал неравномерной скорости нарастания напряжения (окраска звука), обеспечивая более чистое звучание и быстрый отклик на резкие скачки динамики и импульсные звуки.
Схема усиления для проигрывателя грампластинок состоит из предварительного усилителя типа MC и усилителя частотного корректора, каждый из которых имеет дискретную конфигурацию, благодаря чему достигается насыщенное звучание с выраженной музыкальностью при воспроизведении виниловых пластинок проигрывателями с головками звукоснимателя обоих типов — MC (с подвижной катушкой) и MM (с подвижным магнитом).
Yamaha A-S3000 оснащен большими индикаторами уровня на передней панели для прямого визуального отображения динамики и пульса музыки. Мягкая светодиодная подсветка создает ощущение теплоты и уюта. Помимо стандартного отображения уровня напряжения (VU) индикаторы могут показывать пики. Пользователь может сам выбрать желаемый режим. Окно индикаторов закрыто стеклом со скошенной кромкой, крепящимся к внутренней части передней панели без использования винтов. Это придает аппарату исключительно элегантный вид.
Как и подобает аудиотехнике высокого класса, модель Yamaha A-S3000 внешне похожа на музыкальный прибор: чистая гладкая поверхность, не видно никаких винтов. Каждый аспект конструкции и дизайна отражает высокий уровень мастерства и приверженность высокому качеству, свойственному изделиям компании Yamaha — мирового производителя музыкальных инструментов и оборудования. Для отделки корпуса усилителя использованы передовые технологии обработки, включая интеграцию верхней панели и боковых деревянных панелей без зазоров.
Акустические клеммы — последнее звено в цепи аудиосигнала этого усилителя — также созданы с особой тщательностью и вниманием к деталям. Оригинальные винтовые клеммы с большими головками выточены из латуни, и обеспечивают надежное соединение без потерь в качестве звука. Они не только элегантно выглядят, их форма прекрасно приспособлена для захвата, а затягивание требует минимального усилия.
Поскольку пользователь постоянно касается руками регуляторов и переключателей, мы стремились сделать их приятными на ощупь, уделяя пристальное внимание дизайну и текстуре. От ручек громкости, селектора входов, других элементов управления, выточенных из алюминия, буквально исходит ощущение элегантности и роскоши. Тумблерные переключатели сделаны с предельным вниманием к деталям и текстуре: точность, с которой выполнены эти элементы, исключает образование зазора с поверхностью панели в любом положении тумблера — верхнем или нижнем.
Прилагаемый пульт ДУ сделан в том же стиле, что и алюминиевая панель усилителя — простой дизайн, интуитивно понятное расположение кнопок, приятная металлическая текстура. Пульт позволяет не только регулировать громкость и переключать входы на усилителе Yamaha A-S3000, но также может быть использован для управления CD-проигрывателем CD-S3000.
Обзор интегрального усилителя Yamaha A-S3000 и CD проигрывателя Yamaha CD-S3000 от портала SalonAV
Yamaha продолжает расширять хай-файный модельный ряд. Это означает, что интерес покупателей к хорошей домашней технике для воспроизведения музыки не ослабевает. Новая «трехтысячная» серия, фактически ставшая флагманом, возвращает нас к традициям, заложенным аудио.
Говорят, первое впечатление может обмануть, но сейчас это вряд ли такой случай. Новые топ-модели Yamaha смотрятся невероятно солидно. И проигрыватель, и усилитель «трёхтысячной» серии выполнены в одинаковом дизайне и форм-факторе, каждый имеет усиленное шасси, деревянные боковые панели, толстые верхние крышки, в которых профрезерованы вентиляционные щели. Дизайн — этакая неоклассика Hi-Fi. Множество ручек, кнопок, тумблеров… Фасад усилителя даже украшен стрелочными индикаторами с переключаемыми режимами работы — VU и PEAK. И выглядит всё это не старомодно, а очень свежо и привлекательно.
Корпуса новых компонентов не так просты, как кажутся. Силовыми распорками они поделены внутри на различные уровни и секции, чтобы, с одной стороны, исключить и влияние электромагнитных наводок от одних электронных частей на другие, а с другой — обеспечить должную механическую защиту от вибраций. Компоновочная схема интегральника будто развернута задом наперед. Гигантский тороидальный трансформатор установлен практически за передней панелью, по сторонам от него — оконечники с мощными радиаторами, а тыльный отсек отведён банку из четырёх крупных буферных ёмкостей.
Предварительная же секция закреплена непосредственно у задней стенки, у входных и выходных гнезд. Последние на A-S3000 представлены не только линейными терминалами для четырёх источников, но и фоновходом плюс парой балансных гнезд, притом с переключаемой чувствительностью. Продуманное расположение блоков позволяет сократить путь музыкального сигнала и в то же время организовать практически прямые цепи питания, избежав в них даже ничтожных энергетических потерь.
Интересен в плане конструкции и проигрыватель Yamaha СD-S3000. Его система питания разделена на две части (каждая — со своим трансформатором), которые физически разнесены друг от друга и стоят по углам сразу за передней панелью. Даже опорные ножки у новых компонентов непростые — их можно дополнить прилагаемыми шипами или эластичными амортизирующими подкладками.
Схемотехника интегральника примечательна полностью балансной топологией. Сигнал по всем звеньям тракта — блок регулирования громкости (он, кстати, у A-S3000 аудиофильский, лестничного типа, т.е. без потерь качества), темброблок, промежуточное и оконечное усиление — передается в дифференциальном виде. Выходной каскад на полевых транзисторах выполнен также по симметричной мостовой схеме. Это, кстати, нужно учитывать при подключении колонок — ни одна из акустических клемм не соединена с «землёй» усилителя.
Проигрыватель Yamaha СD-S3000 оснащён считывающим высокоскростным механизмом собственной разработки с шикарным алюминиевым загрузчиком, привод которого совершенно бесшумен. На заводе этот узел в сборе после монтажа на шасси проигрывателя тщательно выравнивается и балансируется. Цифровой тракт расширен входом USB, который вдобавок поддерживает протокол ASIO 2.3 для профессиональной работы с компьютерным звуком. Конвертором служит лучший 32-битовый процессор из линейки ESS Technology — восьмиканальный чип 9018, способный работать и с однобитовым потоком данных DSD при воспроизведении SACD. Однако «мультиЦАПовость» этого процессора не подразумевает вывода многоканального звука. На выход подаётся только стереосигнал — либо в стандартном линейном виде, либо в балансном. Следующая за ЦАПом аналоговая секция реализована на однокаскадных дискретных схемах, преобразующих ток в напряжение.
Из важных функциональных особенностей Yamaha A-S3000 отмечу наличие селектора АС, четырёхпозиционного триммера чувствительности для телефонного выхода, переключатель типа картриджа для фонокорректора. Кнопки отключения темброблока нет, но сама функция имеется — этот каскад автоматически переключается на линейный обходной режим при установке регуляторов тембра в фиксированное среднее положение. У проигрывателя, помимо обязательной функции выбора слоя SACD, имеется селектор цифрового входа (USB, Coax, TOSlink) и однорежимный Pure Direct. При его активации отключается дисплей и заглушаются цифровые входы — все потенциальные источники помех.
Прослушивание я вел по «подменной» методике, когда новыми компонентами последовательно заменяются другие блоки в уже отлаженной референсной системе. Так, сначала вместо проигрывателя Bryston BCD-100 я включил CD-S3000, и японский аппарат достойно принял эстафету. Проигрыватель Yamaha звучит не так резко и борзо по динамике на фоне «канадца», но по всем остальным статьям превосходит его. Чувствуется прибавка в пластике звучания, тембры ещё чище и богаче, но нисколько не переиграны, детальность вообще выше всяких похвал. Но больше всего подкупает способность CD-S3000 формировать в пространственной сцене очень точные и телесные образы. Такой звук — пусть и спокойный по темпераменту, но холеный, уверенный и бесконечно проработанный — можно слушать часами.
Произвожу ещё одну замену — переключаю все компоненты с Bryston на Yamaha A-S3000. Первое впечатление не самое приятное. После плотного и крепко поставленного саунда «канадца» звуковая сигнатура усилителя Yamaha воспринимается сухой, скупой на краски и даже агрессивной, хотя нет и намёка на транзисторную жёсткость. Но уже спустя минут пять-десять A-S3000 полностью завладел моим вниманием. Это реально суперинформативный усилитель! Он обрушивает шквал подробностей и каких-то совсем ускользающих деталей. Но этот поток не дезориентирует, не отвлекает, а дополняет музыкальную картину, делает её понятнее. И манера передавать дисканты на самом деле вовсе не агрессивная, а скорее, острая, без малейшей замыленности, отчего верхний диапазон озвучивается без какой-либо окраски и совсем беспристрастно, как у лучших усилителей High End.
Впрочем, в любой полосе Yamaha A-S3000 демонстрирует признаки высокого класса. Бас контролируется практически железно. Атака чистая и полная, низкие послезвучия не растягиваются и не упрощаются. Мидбас плотный, отрывистый, но не буйный. Середина полностью открыта от низов и до верхов. Может показаться, что в этом диапазоне не слишком много музыкальной пластики, а на самом деле усилитель просто не добавляет в звук ничего от себя — как звучит в оригинале какой-нибудь инструмент или голос, такими он их выдаёт. Когда все базовые параметры в полном порядке, то и сцена не преподносит сюрпризов — пространство у A-S3000 хорошо сфокусировано, масштабно и чётко спланировано.
Переключение на балансное соединение в паре «проигрыватель — усилитель» даёт ещё более чёткое и быстрое по динамике звучание, но в то же время оно и менее аккуратное на ВЧ. Детальность, которая и так кажется до неприличия откровенной, становится вообще запредельной. Пробую включить Pure Direct — легкий эффект очищения есть, но гармонии он не добавил. Пробую слушать SACD и снова поражаюсь способности компонентов Yamaha концентрироваться на мельчайших нюансах. Так и напрашивается аналогия с оптическими приборами — с микроскопом или телескопом. Звучание становится пластичнее лишь в том случае, когда я снова возвращаюсь к линейному соединению. Но это следует объяснить тем, что здесь межблочные кабели куда выше по классу. Также замечу, что балансное подключение по всем статьям оказалось лучше, когда я вместо нашей эталонной акустики подключил системы с мягкокупольными пищалками.
На том, как звучит проигрыватель в режиме USB DAC, подробно останавливаться не буду, иначе придётся повторяться. При согласовании с компьютером на тех же частотах, в которых записаны сами аудиофайлы (например, 44,1 кГц для стандартных несжатых рипов в WAV, 96 или 192 кГц для 24-битовых студийных FLAC), получается воспроизведение, близкое по характеру к оригинальному при проигрывании CD или SACD.
Вообще ощущение оригинальности, прикосновения к чему-то неподдельному не покидает, пока слушаешь музыку на этих компонентах. Искренне говорю: удивила Yamaha.
Характеристики Yamaha A-S3000
Мин. мощность (4 Ом, 1 кГц, 0,7% КНИ, для Европы) 170 Вт + 170 Вт Высокая динамическая мощность /канал (8/6/4/2 Ом) 120/150/200/300 Вт Коэффициент демпфирования 250 Диапазон воспроизводимых частот 5 Гц-100 кГц (+0 дБ/-3 дБ) RIAA Equalization Deviation 20 Гц-20 кГц +/-0.5 дБ Коэффициент нелинейных искажений (от CD до выхода на колонки, 20 Гц — 20 кГц, CD) 0.025% Отношение сигнал/шум (CD) 103 дБ (S: 200 мВ) Входная чувствительность (CD) 200мВ/47kОм Габариты (ШхВхГ) 435 x 180 x 464 мм Масса 24.6 кг