Компания из японской префектуры Канагава решила собрать воедино фирменные традиции в создании качественных усилителей, современные запросы на воспроизведение с цифровых источников и стриминговых сервисов, а также возможность работать без посредников с проигрывателями винила. Посмотрим, что же из этого получилось.
Признаюсь, к бренду Marantz у меня особое отношение. Примерно четверть века назад CD-плеер с заветным логотипом стал моим первым импортным компонентом в стопке отечественной аппаратуры — к тому же, купленным на честные студенческие подработки. С тех пор фирменный звук вызывает у меня теплые чувства — в особенности, приятный музыкальный почерк усилителей. И потому к новому устройству Marantz PM7000N, способному работать как классический усилитель класса АВ и обладающему широкими сетевыми возможностями, я проявил неподдельный интерес.
В увесистую 10,8-килограммовую конструкцию усилителя свой вклад вносит массивный экранированный тороидальный трансформатор. Причем, чтобы снизить общий расход электроэнергии, разработчики решили отключать его из схемы питания в спящем режиме. Пока усилитель бездействует, в режиме ожидания находится импульсный источник (SMPS) — и как только усилитель приступает к работе, блок SMPS отключается и передает полномочия трансформатору.
Как и ряд других фирменных усилителей, PM7000N работает с технологией токовой обратной связи, которая характеризуется ограниченным импедансом и, соответственно, малым фазовым сдвигом. В числе прочего, это как раз и обеспечивает характерный чистый звук. В усилении традиционно используются модули (Hyper-Dynamic Amplifier Modules — HDAM) на дискретных элементах, которые в интерпретации умельцев компании действительно показали себя динамичнее и детальнее интегральных ОУ. В данном случае применяется поколение HDAM-SA3.
В режиме сетевого плеера записи высокого разрешения обрабатывает ЦАП AK4490, который поддерживает файлы до 24 бит/192 кГц, также DSD 2.8 МГц и 5.6 МГц.
Может быть, вам знакомо чувство, когда стремление к удобству и компактности голосует за интегрированное устройство, а теория возражает, что комплект из отдельных специализированных аппаратов справится с этим лучше — еще и потому, что различные электронные блоки не мешают друг другу помехами и наводками. И даже повсеместное экранирование цифровых схем не решает проблему полностью.
Экранированный тороидальный трансформатор в спящем режиме отключается, и в это время работает импульсный источник
Создатели PM7000N тоже не первый год живут на свете и предвидели эти муки потенциальных пользователей, а потому оснастили усилитель сразу несколькими способами нейтрализации «лишних деталей». Прежде всего, это три отдельных режима Pure Modes, которые дают возможность отключить сетевые сервисы, блоки USB-A, Wi-Fi и/или Bluetooth. Как говорится, пока один работает, другие — не мешайте. Особенно это актуально при воспроизведении аналоговых источников — хотя бы того же винила. Ну и для истинных пуристов предусмотрена функция Marantz Source Direct, отключающая темброблок.
Начало пути. Бруклинская история
Сегодня название фирмы прочно ассоциируется с Японией, однако своим рождением бренд обязан одному человеку, причем совсем не японцу. Сауль (или на американский манер — Сол) Бернард Маранц (Saul Bernard Marantz) родился 11 июля 1911 года в Бруклине (Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из Польши.
Семья Сола испытывала большие материальные трудности, поэтому юноше пришлось бросить школу и устроиться на работу посыльным в одну из многочисленных фирм, расположенных в деловом районе Нью-Йорка. С самого детства Маранц проявлял интерес к технике и любил возиться с радиоприборами. Тем не менее, главной страстью молодого Сола оставалось искусство, и в том числе музыка. Позже он даже получил художественное образование, посещая соответствующие курсы в институте Пратта в Бруклине.
Сол Бернард Маранц
Маранц освоил профессию художника-графика и, завоевав высокую репутацию, начал заключать сделки с различными крупными компаниями вроде Hanes или General Electric. Вероятно, именно такое сочетание техника и эстета в характере Сола стало причиной того, что даже ранние образцы аудиотехники, сконструированные Маранцем, отличались дизайном, который сейчас называют «индустриальным» или «промышленным».
Одним из многочисленных хобби Маранца стала классическая гитара. Сол брал уроки игры на этом инструменте и был хорошо знаком со всемирно известным испанским гитаристом Андресом Сеговией (Andres Segovia Torres). Именно увлечение гитарой заставило Маранца критично относиться к любым аудиокомпонентам. Во время Второй мировой войны Маранц служил во флоте. Тогда же он прошел курсы основ электротехники и электроники.
Первый Marantz
Большое влияние на Сола оказала его жена Джин, которая разделила с мужем свое увлечение искусством и математикой. Математические способности Джин сослужили хорошую службу при проектировании первого лампового монофонического предусилителя Marantz, получившего название Audio Consolette.
Сол собрал этот компонент в подвале своего дома, расположенного в районе Кью Гарденз (тогда это был пригород Нью-Йорка). Работа над первым продуктом Marantz началась в 1948 году и длилась четыре года. В это же время Маранц познакомился с инженером-электронщиком Сидни Смитом (Sidney Smith), который помог ему доработать аппарат.
Audio Consolette
Предусилитель Audio Consolette был универсальным ламповым компонентом, в котором использовались двойные триоды 12AX7 и 12AU7. Модель имела отдельный выносной блок питания и обладала большим набором различных схем коррекции, применяемых в то время для воспроизведения виниловых дисков (в общей сложности их насчитывалось 36 штук). Устройство оснащалось функцией тонкомпенсации (loudness), позволяющей восполнить недостаток баса на малых уровнях громкости.
В 1952 году Сол показал прототип своему другу Майку Пламу, работавшему продавцом в магазине Harvey Radio в Манхэттене, и тот помог договориться о продаже при условии, что Маранц изготовит 100 экземпляров таких предусилителей. На волне популярности первых долгоиграющих виниловых «лонгплеев» (LP) предусилитель Audio Consolette пользовался большим спросом. Позже модель была несколько переработана и улучшена для массового производства.
Основание компании и стереореволюция
Компания Marantz была основана Солом в 1953 году, а главным инженером фирмы стал Сидни Смит. В этом же году была открыта небольшая фабрика, на которой началось производство Audio Consolette.
В 1954 году появился предусилитель Model 1 — несколько переработанная версия первой модели, включавшая в себя RIAA-корректор для виниловых проигрывателей, соответствующий стандартам, установленным Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний RIAA.
Model 2
Аппарат продавался по цене около 168 долларов (с деревянной отделкой) и вскоре стал бестселлером. Затем последовал разработанный Сидни Смитом ламповый двухтактный моноусилитель мощности Model 2, за который просили уже 200 долларов. Схемотехника модели базировалась на использовании лампы EL34. При этом усилитель выдавал 40 Вт или 20 Вт при работе в триодном режиме.
Model 3
Далее Маранц разработал двухполосный электронный кроссовер Model 3. В этот же период был усовершенствован внешний блок питания, использовавшийся в Model 1 и Model 3. Вскоре компания переехала на Бродвей (Лонг-Айленд).
Model 7
В 1958 году был выпущен ламповый моно-оконечник Model 5. Тогда же в модельном ряду Marantz появился стереоадаптер, который позволял объединить два предусилителя Model 1 с целью получения стереозвучания.
Model 8
В конце 1958 года пошел в серийное производство первый ламповый стереофонический предусилитель Model 7 с уникальным трехкаскадным фонокорректором, который стал культовой моделью и продался тиражом в 130 000 экземпляров, а за ним в 1959 году последовал полноценный стереофонический оконечник Model 8, объединивший в себе два моноусилителя Model 5 и обеспечивающий мощность в 30 Вт на канал.
Трудностей не боимся
Демонстрировать работу PM7000N доверили напольным трехполосным колонкам Dynaudio Evoke 50 — и выбор был не случайным. Эта весьма качественная акустика требовательна к усилителям и не совсем проста в «раскачке», так что есть возможность допросить новичка с пристрастием. Однако меня заверили, что PM7000N в этом сетапе ведет себя даже бодрее модели PM8006 и без проблем раскрывает возможности динамиков.
Собственно, в этом и заключается еще один посыл разработчиков: универсальность нового усилителя должна проявляться не только в широком наборе источников и путей подключения, но и в способности работать с большим списком акустики сопоставимого класса. Тем самым, по их мнению, потенциальные покупатели освобождаются от мук тщательного подбора компонентов — в большинстве случаев результат будет более чем хороший. Словом, «пост-ишиватовская» концепция включает в себя сохранение фирменного почерка с нарастанием мощи и расширением возможностей. Кстати, если вам понадобится построить систему трифоник, то у PM7000N имеется отдельный выход на активный сабвуфер.
Усилитель рассчитан на работу с широкой гаммой акустики
Колонки подключили к усилителю толстым и увесистым акустическим кабелем Transparent Ultra SC с «банановыми» разъемами (стоящим в два с лишним раза дороже самого предмета тестирования) при помощи массивных латунных клемм Marantz SPKT-1+, которые для лучшего контакта щедро покрыты серебряным напылением.
SACD/CD-плеер Marantz SA-KI Ruby от Кена Ишиваты (с подписью мастера) был подключен к PM7000N кабелем Transparent Ultra RCA — и снова не удержусь сказать, что цена шнура на сей раз почти равна стоимости усилителя.
Этим же кабелем подсоединили и проигрыватель пластинок TEAC TN-4D. На фоне буйного праздника цифровых технологий разработчики не забыли адептов старого доброго винила, снабдив PM7000N встроенным фонокорректором. Особенностью этого блока стало наличие полевых транзисторов (FET) во входном каскаде, что упростило схему за счет отказа от разделительных транзисторов и улучшило соотношение сигнал-шум. И все это великолепие питалось через сетевой фильтр PS Audio Dectet Power Center.
60-е годы: расширение горизонтов, «лучший тюнер в мире» и переезд в Калифорнию
В 1960 году фирма Marantz выпустила массивный ламповый моноблок Model 9 мощностью в 70 Вт, до сих пор пользующийся огромной популярностью. Оконечник отличался привлекательным минималистичным дизайном. Лаконичная фронтальная панель с круглым стрелочным индикатором в виде иллюминатора в итоге стала визитной карточкой усилителей Marantz.
Model 9
Специальная модифицированная версия этой модели, вышедшая под индексом 9120, была задействована Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в качестве усилителя для установки в наземных станциях слежения в рамках программы «Аполлон».
Model 8B
В 1961 году на базе Model 9 был разработан стереооконечник Model 8B. В этом же году к Солу Маранцу и Сидни Смиту примкнул еще один конструктор-электронщик Ричард Секерра (Richard Sequerra). Результатом этого сотрудничества стал FM-тюнер Model 10 с осциллографом. Модель создавалась специально для прослушивания стереопрограмм, транслируемых в FM-диапазоне. В 1961 году в Штатах был запущен первый такой FM-радиосервис.
Model 10
В 1963 году в модельной линейке появился виниловый проигрыватель SLT-12, а в 1964 году в серию пошел улучшенный FM-тюнер Model 10B, оснащенный ламповым осциллографом, отображающим мощность и баланс принимаемого сигнала. Несмотря на продуманную конструкцию и высокое качество звучания, модель стала убыточной и в итоге фактически разорила компанию.
SLT-12
10B оказался слишком дорогим в производстве, а его розничная цена была занижена. По этому поводу Сол высказался так: «Многие люди до сих пор считают, что 10B был лучшим из когда-либо созданных тюнеров. В начале 70-х за такой тюнер мы просили 750 долларов в розницу, и я до сих пор сравниваю это с тем, как если бы я сам лично вкладывал по 100 подарочных долларов в каждую упаковочную коробку».
Model 10B
В 1964 году фирма Marantz оказалась на грани банкротства, но была выкуплена компанией Superscope Inc. во главе с Джозефом Тушинским (Joseph Tushinsky) и переведена в Калифорнию. В 1965 году в каталоге компании появился первый транзисторный предусилитель Model 7T, а спустя год — транзисторный стереомощник Model 15 в конфигурации «двойное моно».
В 1967 году был выпущен первый транзисторный ресивер Model 18, оснащенный FM-тюнером, секцией предусилителя, усилителем мощности, осциллографом и фирменным настроечным колесиком-верньером Gyro Touch, который в итоге стал классическим продуктом Marantz и прародителем целого ряда культовых моделей.
Model 15
Компания Superscope искала партнера, способного производить высококачественные компоненты по низкой цене. Поэтому в 1966 году аудиотехнику Marantz начали собирать в Японии в рамках сотрудничества с компанией Standard Radio Corp., ранее выпускавшей радиоприемники и магнитофоны. В 1968 году Сол Маранц ушел с поста президента компании, носящей его имя. Так закончилась целая веха в истории Marantz.
Model 18
Сеть или диски?
Для меня немаловажно, что усилитель читает цифровые потоки от стриминговых сервисов — в частности, популярных Tidal (сам я пока остановился только на нем), Deezer, Spotify, Amazon Music и ряд других. Подобные сервисы дают мне возможность познакомиться с исполнителем или альбомом перед покупкой или просто заполнить фон музыкой в достаточно хорошем качестве.
Чтобы Tidal допустил меня к честно оплаченному контенту, пришлось представиться программе HEOS «турецкоподданным». Увы, предложенный интерфейс значительно уступает в удобстве «родной» программе Tidal — надо делать множество пошаговых перемещений вперед-назад, посекундно неловко открывая ненужные пункты меню. Есть повод представителям фирмы лишний раз пнуть разработчиков софта.
Но к самой подаче стриминг-контента претензий нет. Я уже успел обнаружить, что звучание Tidal сильно зависит от аппаратуры, и близкий к идеалу вариант встретился лишь раз, когда один только сетевой плеер стоил раза в полтора больше всего сегодняшнего сетапа.
Сейчас же PM7000N отработал молодцом. Сложная композиция Queen образца 1974 года «Fairy Feller’s Master-Stroke», навеянная одноименной картиной художника Ричарда Дадда (которую он написал в лондонской психушке «Бедлам») — столь же сумасшедшая и, в придачу, изначально неважно записанная. Не всякая аппаратура разберется в этой ранней полифонии от Фредди. Но в этот раз, даже взяв песню с сетевого сервиса, усилитель разложил эту кучу звуков на внятную сцену и разборчивые голоса с инструментами. В итоге, получилось пусть и не самое идеальное исполнение, но все же его можно было слушать с удовольствием, а не болью.
А если запустить с Tidal исполнителей, которые трепетно относятся к качеству записи — например, Dire Straits — то картина выйдет и вовсе умиротворяющая. Композиция «Money for Nothing» прозвучала рафинированно четко и гладко — не придраться.
Проигрывать собственные хайрезы можно с внешнего сервера с помощью Wi-Fi-роутера и той же системы управления HEOS. Но я поступил проще — просто вставил USB-флешку в разъем на задней стенке усилителя, а HEOS тут же увидела ее и предложила воспроизвести контент по папкам, исполнителям или альбомам.
Ну раз заявили, что усилитель способен контролировать сложные колонки, то держитесь — я нарочно подготовил несколько «неудобных» композиций, с которыми у ряда сетапов случались сложности. Начну с виниловой оцифровки композиции «Rock! Rock! (Till You Drop)» Def Leppard, которая нередко звучит чуть размазано. Но сейчас голос Джо Эллиотта наконец-то прорезался из-за гитар, а ударная установка долбила отчетливо и твердо, словно вколачивая гвозди. Вполне достойная и разборчивая подача. Может, здесь неплохо было бы добавить толику прежней «ишиватовской» красочности, ведь нынешняя интерпретация получилась более нейтральной, но это вопрос дискуссионный.
Клеммы Marantz SPKT-1+ сделаны из латуни и покрыты серебряным слоем
В массивной и густой композиции «Uprising» Muse прорисовались низы, и в кои-то веки они не сбились в кашу, а вокал Мэттью Беллами словно отделился и воспарил над ними. Интересная трактовка — с моей точки зрения, она, безусловно, принимается. Перед прослушиванием я настороженно отнесся к решению применить в усилителе ЦАП AK4490, который в ряде устройств казался мне излишне ярким и резковатым. Но известная поговорка «важен не ЦАП, а обвязка» справедлива, и разработчикам удалось заставить звучать чип от Asahi Kasei в унисон с фирменной гладкой мелодичностью.
Теперь пора послушать тяжелую мешанину из гитар, ударных и пульсирующей электроники в «Radio» Rammstein. Усилитель в паре с колонками очистил композицию от грохота, разделил инструменты и отчетливо обозначил вокал. Контроль акустики не вызвал нареканий, а низкие частоты, ощутимо колеблющие массивное кресло подо мной, стали вполне обузданными и усмиренными.
А теперь я кое в чем сознаюсь. Из уважаемой мною группы Yello я крайне редко включаю в тесты композицию «Oh Yeah», которая на низах часто срывается в хрип, а то и вовсе неприличные звуки — зачем же расстраивать владельцев аппаратуры. В этот раз усилитель с акустикой отработали на грани: снизу ничего не захрипело, в остальном диапазоне и вовсе звучало более чем прилично. Не скажу, что испытал аудиофильский восторг, но слушать можно — и даже с удовольствием.
Во время теста пульт использовался нечасто – основное управление осуществлялось со смартфона с помощью интерфейса HEOS
Знаете, бывают моменты, когда наконец-то впервые удается полностью расслышать какую-то композицию — причем это не всегда зависит от цены и класса аппаратуры, а больше от «резонанса» с твоим собственным восприятием. Песня «Тоска» питерской группы «Краденое солнце» заново показала детально прорисованные инструменты, округлые артикулированные звуки бас-гитары и над ними — щемящий голос Jeff’a (Евгения Анисимова). И это на сегодняшний день лучшая интерпретация, совпавшая с моим видением того, как она должна звучать.
А теперь послушаем как воспринимаются хайрезы в обработке фирменного CD-плеера с SACD-дисков. «Toccata & Fuge» J.S.Bach в исполнении Cameron Carpenter показала способность сетапа отчетливо звучать в широчайшем динамическом диапазоне. Мощный голос органа проходит сквозь тебя как рентген, и чувствуются его мельчайшие нюансы и обертоны.
Джазовые композиции «Take four» и «Caravan» с диска «Alexey Kurochkin «Among Friends» (Butman Music) продемонстрировали необычайно живую, детальную и натуральную подачу инструментов, а заодно и то, что устройство PM7000N — это, прежде всего, хороший усилитель, а все его функции цифрового проигрывателя пусть и выглядят очень достойно, но все же вторичны и уступают настоящему мастеру в лице Marantz SA-KI Ruby из другой ценовой и музыкальной категории.
Проигрыватель винила TEAC TN-4D с ММ-картриджем Sumiko Oyster при использовании встроенного в PM7000N фонокорректора также не смог переиграть CD-плеер — тоже разные весовые (ценовые) категории. Хотя звучание, в целом, не вызвало нареканий. Диск скрипача David Garrett (он же немец David Christian Bongartz), известного способностью превратить в сладкую попсу любое классическое произведение, играл бодро и чисто. Но, думается, усилитель имеет достаточный потенциал, чтобы должным образом заставить звучать проигрыватель более высокого класса и с внешним фонокорректором.
70-е годы: новая история
Благодаря вливанию новой крови от Superscope и Standard Radio Corp., компания Marantz начала стремительно развиваться, выпуская все больше новой продукции, включая растущий список предварительных и интегральных усилителей, оконечников, стереоресиверов (культовая серия 2200 и др.), тюнеров, проигрывателей и акустических систем.
Стабильная финансовая поддержка и построенные в Японии новые производственные мощности обеспечивали дальнейшее расширение компании Marantz. Таким образом, это было десятилетие интенсивного роста.
В 1974 году в прессе появилась заметка о том, как в доме Франциско Эспины (Francisco Espina), который владел ресивером Marantz 2270, произошел пожар. Когда Франциско нашел аппарат среди груды обгоревших обломков своего особняка, установил новый сетевой шнур и включил его, то был очень удивлен — ресивер по-прежнему продолжал работать, подавал сигнал на колонки, наушники и радовал глаз приятной синей индикацией.
2270
Воспоминания Франциско: «Из любопытства я принес поврежденный ресивер в свою квартиру и, подсоединив новый сетевой шнур, воткнул его в розетку. Синяя подсветка включилась. Я подключил наушники и FM-радио, при этом все работало замечательно. Затем я протестировал его в связке с магнитофоном, а потом с проигрывателем виниловых дисков и колонками. Звучание оставалось таким же безупречным».
2600
В 1975 году Standard Radio Corp. сменила свое название на Marantz Japan Inc. В 1978 году компания дополнила свою линейку ресиверов моделью Model 2600, которая стала одним из самых мощных на то время аппаратов данного класса, обеспечивая 300 Вт на канал при 8 Ом и 400 Вт при 4 Ом.
Книга перемен, Кен Ишивата, начало цифровой эпохи и первый CD-проигрыватель Marantz
Следующее десятилетие внесло свои коррективы в историю бренда. В 1980 году компания Superscope продала 50% акций, которыми она владела в Marantz Japan, а также права на товарные знаки Marantz и маркетинг по всему миру (за исключением США и Канады) голландскому гиганту Philips Electronics.
Кен Ишивата
В 1978 году в отделение Marantz Europe пришел человек, сыгравший одну из ключевых ролей в дальнейшей истории компании. Этим человеком был Кен Ишивата (Ken Ishiwata), ранее работавший координатором по согласованию технических вопросов в Pioneer Europe. В течение двух лет он занимал пост управляющего модернизацией и совершенствованием продукции, т.е. руководил проектно-конструкторским отделом.
Ишивата был и опытным конструктором и инженером, с детства увлекавшимся электроникой и музыкой. «Когда мне исполнилось десять лет и только начали появляться первые виниловые альбомы LP-формата, я уже мастерил свой первый усилитель. Однажды отец моего друга, который был настоящим аудиофилом, владевшим отлично оборудованной отдельной комнатой для прослушивания, пригласил меня послушать запись Джули Лондон», — вспоминает Кен.
Model 7C
Юноша отлично знал этот альбом («Julie Is Her Name» 1955 года), но его поразил эффект присутствия и высокое качество звучания, одним из «виновников» которого был предусилитель Model 7C. Именно эту запись в дальнейшем Ишивата часто использовал для демонстрации аудиотехники Marantz.
CD-63
В 1982 году компания Marantz выпустила свой первый проигрыватель компакт-дисков CD-63. По сути, это была копия легендарного CD-проигрывателя Philips CD100, которая лишь немного отличалась от него косметически.
Слова Кена Ишиваты: «На то время Philips и Marantz были единственными компаниями, использующими технологию, называемую «передискретизацией» (4x Oversampling Technology, технология 4-кратной передискретизации), и вскоре я обнаружил, что это в значительной степени способствует созданию превосходной звуковой сцены, которой обладали такие CD-проигрыватели».
CD73
Затем появился легендарный CD-проигрыватель с выдвижным блоком привода CD73 (аналог еще одной легенды — Philips CD303 на чипе TDA1540). Позже вышла весьма необычная «двухпалубная» модель CD-12, состоящая из пары блоков — CD-транспорта с приводом Philips CDM-1, изготовленным из алюминиевого сплава, и ЦАПа DA12, в основе которого использовалась хорошо известная среди аудиофилов микросхема TDA1541 S1.
CD-12
Кен Ишивата о. Под брендом Marantz также вышел первый LD-видеопроигрыватель CDV-780, использующий в качестве оптического носителя LaserDisc.
CDV-780
По некоторым слухам, именно в этот период с Кеном связался сам Сол Маранц и произнес свою коронную фразу: «Я сделал все, что мог с монофоническими и стереофоническими виниловыми LP-дисками, теперь твоя очередь сделать что-то с компакт-диском».
Ишивата также впервые ввел термин SE (Special Edition), который указывал на специально доработанное и улучшенное изделие. Все началось с того, что на складе фирмы скопилось некоторое количество непроданных экземпляров модели CD-45, которая использовала 14-битные ЦАПы Philips TDA1540, в то время как конкуренты уже перешли на 16 бит.
CD-45
Кен сам доработал эту модель (провел оптимизацию разводки и заменил некоторые элементы), присвоил ей название CD45 LE (Limited Edition — «лимитированный тираж») и начал рассылать ритейлерам и обозревателям-рецензентам под слоганом «самый музыкальный CD-плеер в мире».
TT1000
В течение первых двух недель было продано около 2 000 экземпляров CD45 LE, а данная практика еще не раз использовалась и развивалась Ишиватой в дальнейшем. В настоящее время продукты Marantz с внесенными Кеном конструктивными изменениями и настройками получили приставку KI Signature в названии (аббревиатура KI впервые была использована в 1993 году — после того, как Кен усовершенствовал проигрыватель CD63 Mk II) и продаются с эксклюзивной эмблемой и подписанным лично им сертификатом.
NA-11S1
Благодаря такой практике Ишивата приобрел известность во всем аудиомире и впоследствии стал почетным амбассадором бренда. Забегая вперед, можно сказать о том, что с приходом Кена компания выпустила много продуктов, ставших в итоге классикой Hi-Fi, начиная с винилового проигрывателя TT1000 и заканчивая сетевым проигрывателем NA-11S1.
Кабина управления
Marantz PM7000N стал первым в линейке компании усилителем с расширенными сетевыми функциями, который оснащен технологией HEOS от бренда Denon (родственного по D&M Holdings). Через нее осуществляется беспроводное управление усилителем и подключенными к нему устройствами. Прежде всего, это дает возможность избавиться от россыпи пультов и делает процесс удобнее и нагляднее.
Скачать из магазина мобильных приложений управляющую программу HEOS, зарегистрироваться в ней и подключиться к местной сети Wi-Fi (устройство работает в диапазонах 2,4 ГГц/5 ГГц) было делом буквально нескольких минут, и сейчас я вижу в меню сам усилитель Marantz PM7000N, а также весь список возможных действий и настроек. HEOS сама подгружает картинки-«марочки» для проигрываемых альбомов. Также информация о треке дублируется на большом и хорошо читаемом дисплее усилителя.
В меню настроек HEOS я нашел виртуальный переключатель Pure Direct и опробовал эту функцию с разными источниками, начав с USB-флешки. Признаться, эффект получился, скорее, эзотерический — то есть мне показалось, что при включении данного режима звук становится самую малость четче и детальнее. А было ли это на самом деле или сработало самовнушение — утверждать не берусь.
Еще одно наблюдение: при включении Pure Direct заметной разницы между воспроизведением с USB-входа, CD-плеера и проигрывателя винила (вход Phono) также не было. Можно предположить, что гипотетические помехи были ниже возможностей акустики или моего порога слуха (а то и всего вместе).
Накануне теста я простудился и охрип и потому начал беспокоиться, смогу ли управлять усилителем с помощью голосовых сервисов Google Assistant, Apple Siri и даже Amazon Alexa. Но уж простите, такого желания даже не возникло. Не орать же мне, в самом деле, сквозь громкую музыку, требуя изменить громкость, поставить трек на паузу или включить следующую композицию, когда это можно сделать легким касанием пальца. Просто знайте, что если вы вдруг замешиваете тесто или мотаете пряжу, то можете управлять устройством и без рук.
Разнообразие цифровых и аналоговых входов превращает аппарат в единый центр обработки и усиления сигнала вашей стереосистемы
Также я не стал испытывать подключение через AirPlay 2 и Bluetooth. Все совместимые устройства замечательно подсоединяются, но слушать файлы в низком разрешении с таким серьезным сетапом — все равно что охотиться на вальдшнепов с зенитной установкой «Шилка». Однако если, паче чаяния, возникнет такая потребность, то PM7000N предоставит вам ее в лучшем виде.
Аудио/видео 90-х
В 90-е годы компания вошла в своей лучшей форме, подпитываемой восстановленным корпоративным единством. Американские и канадские мощности, дилерские сети, а также основные активы Marantz, принадлежащие гиганту Philips, были объединены под одним флагом.
SM-80
Вскоре начался штурм AV-рынка. Первым бронебойным орудием в этом направлении стал THX-сертифицированный усилитель Marantz SM-80.
В 1996 году появился хорошо принятый критиками AV-ресивер SR96, тоже получивший сертификат THX. Компания также представила свой первый LCD-проектор VP8770 и плазменный монитор PD4280.
MusicLink
В 90-е годы появились мини-компоненты класса Hi-Fi из серии MusicLink, уникальный предусилитель SC-5 с отдельным аккумуляторным блоком питания, усилитель мощности SM-5, массивный ламповый оконечник Project T1 и пр.
SC-5 и BB-5
В 1996 году компания также выпустила реплики своих классических аудиокомпонентов, включая предусилитель Model 7Т, моноблок Model 9 и стереоусилитель мощности Model 8. В 1997 году в возрасте 85 лет ушел из жизни отец-основатель компании Сол Маранц.
Project T1
Следует отметить, что в этот период Кен Ишивата активно противостоял планам руководства по полному перепрофилированию Marantz на домашние кинотеатры. Отделение Hi-Fi удалось отстоять, что впоследствии принесло свои плоды. И в то же время не все проекты Marantz под корпоративным колпаком Philips оказались успешны.
По словам Ишиваты, отказ от японского поставщика драйверов Tonegen (Fostex) для новой акустической системы LD-50 привел к неутешительным результатам. В результате производство колонок Marantz было фактически свернуто.
Также не до конца выясненной остается история взаимоотношений Кена Ишиваты и японского менеджемента Marantz. Известно, что с определенного момента Ишивата перестал ездить на родину, а в самой Японии модели с аббревиатурой KI и вовсе никогда не поступали в продажу.
Роскошь усилителей Marantz
Компания Marantz выпускала и выпускает в консорциуме сейчас с Denon и другими (D+M Holdings) много прекрасных усилителей, но есть такие, которые за пределами бытового уровня — о них и хочется поговорить. За основу возьмем японские версии за счет лучшей документированности в сети.
Что касается базовых Hi-Fi серий, то тут все банально — в моем понимании реальный Hi-Fi у Marantz начинается с усилителей 6000 серии — 6001-6002-6003-6004-6005-6006.
Это все тот же один из самых успешных бюджетных ($850 — ничего себе бюджетность) интегральных усилителей. Версии 6005 и 6006 отличаются наличием встроенного ЦАП. Если раньше целиком и полностью преобразованием цифры в аналог заведовал чип CS4398, то сейчас его место начинает занимать в некоторых новых моделях Asahi Kasei, правда чип уже достаточно старенький АК4490, но CS4398 еще старее был.
Бытовая линейка у Marantz простирается от модели PM-6006 до 8006. Формально линейка начинается с модели PM-5005, но я бы не рекомендовал падать «так низко», потому что слово Hi-Fi уже не применить к 5005, он начинается, в моих понятиях звука минимум с 6006 (соответственно 6001-6006).
Если вас зацепило звучание 6000-й серии, то не думаю, что распыляться на перебор c 7005 до 8006 целесообразно, так как кроме роста мощности и незначительных улучшений вы все равно ничего не получите, звук так и останется в меру шершавым, все что можно дать в звуке, уже дает 6006 в этой категории, а дельше скорее ловля блох чем рывок вперед.
А рывок вперед получается при переходе к другой ступени эволюции. У Marantz это называется референсной серией и состоит например из моделей PM-KI Ruby, PM-10 (class D), 14S1.
Поэтому мой совет после 6000-й серии сразу переходить уже на референсную. Конечно же референсная серия очень дорогая, поэтому далее речь пойдет о б/у моделях референсной серии, которые вполне доступны и порой дешевле стоимости новых моделей из бытовой, или Hi-Fi, в классификации Marantz, серии.
Начнем с самого грандиозного усилителя — это флагман 1994 года Marantz PM-15.
Стоимость модели составляла 450000 йен, упрощенно можете себе представить 94 год и 4500 долларов, для прозорливых — добро пожаловать в раздел сайта CPI-калькулятор, который вам поведает, что это эквивалент сегодняшним 7000 долларов.
Это роскошнейший аппарат с балансными входами, весом в 32 кг. Скажу лишь что высота усилителя 21 сантиметр при стандартном полноразмерном формате 454 х 467!
Аппарат в продаже бывает крайне редко, и это то что может вызывать в вас трепет от одного только упоминания.
Чтобы вы не ошибались, значительно позже, появилась более простая модель с цифрой 15 в названии дополненная буквами, она никак не сравнивается с флагманом 15, ибо входила в линейку в которой находились модели 19-17-15-13-11, где 11 был флагман.
Для тех кто не мог осилить 15 модель, компания предложила ее упрощенную версию — Marantz PM-14, которая вышла на 4 года позже, в 1998 году по цене 200,000 йен.
Здесь так-же все еще были балансные разъемы, что у компании Marantz в референсной линейке является эквивалентом понятия топ-уровня. Аппарат похудел до 23 кг, а его передняя панель в высоту уменьшилась до 16,6 см.
В остальном это безусловно был все так-же сверхроскошный аппарат.
Эта модель конечно же стала крайне желанной для любителей высококлассного звука и в течении многих лет выпускались ее вариации.
1999 — 14SA по цене все те-же 200,000 йен, XLR.
2002 — 14SA ver 2 по цене 230,000 йен, XLR.
Но в то время когда вышел Marantz pm-15, чтобы и близко не было рядом с ним сопостаавимого аппарата, но все же смоглам обеспечить серьезный уровень аудио для требовательных аудиоманов, компания в 1995 году вслед за 15, на следующий год выпустила модель Marantz PM-16.
Эта модель значительно более приемлемого ценового диапазона — 160,000 йен, против 450,000 у 15.
Но и упрощениям она подверглась очень серьезным.В первую очередь усилитель лишился балансных входов, что уже дало падение класса аппарата.
Кстати, если вы эрудированы на эту тему, то могли заметить, что в разрезе 15 модели, я не упоминаю более ранние усилители 95-99, которые так же были крайне высокого класса. Но ценовой диапазон безусловно расставляет все на свои места, не один из прежних аппаратов не мог достигнуть таких высот как PM-15.
Посмотрим хронологию
1988 — Marantz PM-95 — 319.000 йен, встроен ЦАП на 2х TDA1541A-S1
1991 — Marantz PM-90 — 160.000 йен — базис топовых моделей, 27 кг (из-за «мраморных» боковин).
1992 — Marantz PM-99SE — 330.000 йен, XLR — основан на модели 90.
И вот в 1994 году выходит интегральный король — Marantz pm-15 ценой 450.000 йен. И он не основан на предыдущих интегральных моделях. Его начинка — это какой0то свое решение, возможно наработки из мира чистых усилителей мощности. Почему можно сделать такой вывод?
Например по той причине, что упрощенная модель этого усилителя PM-14SA ver 2 вышедшая позже, в 2002 году заимствовала начинку из усилителя мощности MA-9S1 стоимостью 650,000 йен (за 1 моноблок), вышедшего в том же 2002 году, а так же от SC-7S1 и более ранней PM-14SA.
Что подтверждает мои слова. разве что могло оказаться, что именно наработки для флагманского интегральная PM-15 послужили прототипом для всего остального — по этому моменту я не смог найти информацию.
Итак, до 14 модели, у Marantz была более простая роскошная модель PM-16, но лишенная XLR, хотя так же вобравшая в себя наработки от усилителя мощности SC-5/SM-5. SM-5 вышел в 1994 году по цене 520,000 йен (за 1 моноблок) + к нему нужен был предварительный усилитель SC-5 стоимостью 680,000 йен. Плюсуем сумму. И вот в статье о создании предусилителя для SC-5 как раз и упоминается, что для его создания были взяты наработки из модели интегральника PM-15. Чувствуете уровень!
Ну ладно, это все адски крутые модели, и надеюсь вы поняли, что круче интегральника PM-15 могут быть только еще в 2 раза дорогие мощники+преды от Marantz — логично. Но и ценник даже сейчас заставит задрожать ваши ножки.
Поэтому немного опустимся к нашей земле ибо в этой референсной линейке есть, пусть и сильно упрощенные, но тем не менее роскошные модели.
Речь про более поздние творения Marantz — 17 и 15. Модели 13 и 11 достаточно новые и дорогие, я их не упоминаю, кроме того факта, что 13 все еще не удостоена XLR, этим может похвастаться только 11.
Итак в 1997 году выходит более доступная модель Marantz pm-17 стоимостью всего 100,000 йен и весом в 15 кг. Что могло остаться в ней от высших технологий? А знаете, могло и осталось. Роскошная микродинамика, харизма, прозрачность.
Было несколько продолжений — 17SA за 110000 йен в 1999 году , и 17SA
ver 2 в 2002 году за 120,000 йен, а так же вариации 17 в виде отдельного усилителя мощности.
Была и еще более убитая модель — Marantz pm-19 — 68000 йен (1998 год), но говорить про нее серьезно уже не выйдет, тут мы скатимся на бытовой уровень. Хотя если вы планировали брать 8006, то…
Относительно доступной так же остается роскошная модель Marantz PM-15S1 и S2. Они, к сожалению так же уже не обладают балансными входами, классом не вышли, но звучат чрезвычайно хорошо — очень прозрачно, микродинамично, но на мой вкус есть все же некоторый перевес баланса в светлую сторону, как например и у Nec A-700.
На этом данное дрожание над сокровищами аудио объявляю закрытым.