Как подобрать усилитель к сабвуферу по мощности
Если для акустического усилителя основное внимание должно быть обращено на качество звучания, то в случае с сабвуфером ключевая характеристика при выборе – мощность. Она бывает двух видов:
- Максимальная (PMPO). Как правило, указывается на корпусе и означает общую мощность для всех каналов с искажениями. Ориентироваться на этот показатель не стоит, так как он не соответствует действительности и служит лишь в качестве приманки для покупателя.
- Номинальная (RMS). Обычно фиксируется в техпаспорте или обозначается на коробке. Номинальная мощность – та самая цифра, которой следует руководствоваться, совершая покупку. Параметр должен быть указан при КНИ меньше 0,1% и напряжении, составляющем 14,4 В.
Хорошие усилители для сабвуферов комплектуются сертификатом, который содержит информацию о серийном номере изделия и реальном показателе мощности, полученном в условиях заводского замера. Подобные данные традиционно предоставляют серьезные компании вроде Rockford Fosgate, Alpine или MTX.
Известна привычка преобладающего количества фирм слегка завышать значение мощности, чтобы привлечь внимание потенциального клиента. На этом фоне выгодно выделяется марка DLS: производитель специально немного занижает настоящую цифру, переходя в более низкую категорию устройств, где без труда удерживает лидерство.
По поводу того, каким должно быть значение мощности усилителя для сабвуфера, идут нескончаемые споры. Точки зрения всего три:
- Необходимо, чтобы по сравнению с сабвуфером усилитель был менее мощным. Такое мнение ошибочно, поскольку слабое устройство приведет к сгоранию звуковой катушки.
- Следует отдавать предпочтение усилителю, равному по мощности с сабвуфером. В этом случае также есть подвох – номинальная мощность нормируется для напряжения 14,4 В, которое практически никогда не удерживается на выходах усилителя. Такая ситуация чревата перегревом звуковой катушки.
- Лучше, чтобы усилитель превосходил сабвуфер по мощности. Оптимальный вариант с точки зрения безопасности для аппаратуры. Единственный риск заключается в вероятности механического повреждения катушки, но его можно избежать, если не выводить динамик на максимум и не слушать слишком часто треки на сверхнизкой частоте.
Поскольку превосходство усилителя над сабвуфером в плане мощности дает наибольшие шансы на продолжительный период полезной эксплуатации устройств, то рекомендуется предпочитать именно этот вариант. Также в Сети не утихают дискуссии по поводу требуемого количества ватт. Как показывает практика, лучше выбирать модель усилителя в 1,5-2 раза мощнее, чем сабвуфер.
Способы подключения акустики к усилителю
Непосредственно перед началом сборки цепи важно тщательно проработать схему подключения, которая будет использоваться. Вид будет зависеть от характеристик усилителя, параметров применяемых колонок, а также источника питания.
Отдельно стоит рассматривать количество входов усилителя, поскольку это число формирует главные ограничения для акустической цепи. Распространены модели с двумя, четырьмя и шестью каналами, подходящие для подключения соответствующего количества нагрузок.
Колонки способны подключаться к усилителям параллельно, последовательно или параллельно-последовательно. Каждый способ имеет специфические особенности, которые надо учитывать, когда разрабатывается схема подключения динамиков к усилителю.
Параллельное соединение
схема параллельного соединения колонок с усилителем
Параллельное соединение представляется распространенным способом сборки акустической цепи. Процесс включает в себя следующие этапы:
- Первый канал усилителя, отмеченный маркировкой «-», соединяется с клеммой динамика под знаком «+».
- Далее клеммы «-» и «+» устанавливаются вместе в соответствующие разъемы.
- Оставшиеся элементы размещаются по тому же принципу.
Параллельное соединение обуславливает падение сопротивления нагрузки с увеличением выходной мощности. Причем мощность увеличивается пропорционально к количеству подключаемых динамиков. В процессе работы важно учитывать допустимую нагрузку на усилитель, а также количество поддерживаемых каналов.
Чтобы гарантировать долговечность и работоспособность созданной схемы, рекомендуется самостоятельно подобрать нагрузку с учетом результатов расчета суммарного сопротивления и показателя на каждое устройство.
Последовательное соединение
схема последовательного соединения колонок с усилителем
При последовательном соединении элементы нагрузки соединяются друг за другом, что объясняет некоторые специфические особенности подобных цепей. Сборка этого варианта схемы предусматривает выполнение следующих действий:
- Предварительно стоит подобрать такие динамики, у которых сопротивление будет одинаково. В противном случае качество звука окажется невысоким.
- Далее следует минусовую клемму одного динамика подсоединить к положительному каналу динамика номер два.
- После этого плюсовой кабель фиксируется на минусовой клемме усилителя.
- Минусовой кабель подключается к положительному входу усилителя.
При сборке подобной схемы важно учитывать, что соединить между собой можно сразу много колонок.
Параллельно-последовательное соединение
схема параллельно-последовательного соединения колонок с усилителем
Параллельно-последовательное соединение представляет собой специальный метод, объединяющий в себе два рассмотренных выше способа подключения колонок. С его помощью соединяются четыре колонки с двумя каналами и обеспечивается необходимое распределение мощности в процессе работы. Отдельного внимания заслуживает поочередное соединение изделий с низкими частотами и широкополосными устройствами. Однако перед использованием подобной схемы важно убедиться в работоспособности при нагрузке в 2 Ом.
Инструкция по сборке параллельно-последовательной схемы:
- Минусовой контакт первой колонки соединяется с плюсовым контактом второй колонки.
- Сюда же подключается третий элемент через минусовую клемму.
- Первый плюсовой контакт выводится в основной канал со знаком «+». Сюда же подключается свободная плюсовая клемма третьей нагрузки.
- Минусы второго и четвертого элементов также выводятся в вывод под знаком «-».
- Далее общие выводы моста подключаются к соответствующим клеммам усилителя.
При сборке подобной схемы важно учитывать полярность, поскольку ошибки способны привести к короткому замыканию. А если в это время на цепь подана нагрузка, не исключен выход усилителя из строя.
Если при первом запуске цепи будет слышно неприятное звучание, требуется оперативно выключить аппаратуру и обесточить схему. После этого потребуется внимательно изучить переходы проводов с отрицательных в положительные. Неприятный звук при работе свидетельствует о работе цепи в противофазе.
Иногда после сборки схемы один канал не работает. Тут стоит убедиться в том, что соединение кабелей с колонками надежно и контакту между клеммами ничего не мешает.