Focal. Автомобильные компонентные акустические системы серии Access


Введение Focal Spirit One

Focal многим известен своими акустическими системами с фирменным керамическим высокочастотником. Наушники Spirit One являются первыми наушники у компании и как вся продукция Focal использует интересные технологии, в частности, мембрану динамика из майлара с титаном. Наушники предназначены в первую очередь для портативного применения, совместимые с iPhone. Являются ли наушники такими же успешными, как и остальные акустические системы от Focal?


Основными конкурентами у Spirit One станут в первую очередь наушники так же известных брендов, вроде Bower & Wilkins и давно хорошо зарекомендовавших себя Audio-Technica ES-10 и Beyerdynamic DT1350.


Компания основана в 1979-м году и это говорит о не слишком большом возрасте, но тем не менее Focal-JMLab является одним из самых технически передовых предприятий в мире стереосистем. Фирма имеет собственную лабораторию, занимающуюся разработками акустических систем, и успехи Focal не раз получали мировые награды за качество, дизайн и нестандартность подхода к решаемым задачам. В пример можно привести технологию изготовления купола высокочастотных динамиков из чистого бериллия — уникального по характеристикам материала, сложности промышленной обработки которого долгие годы оставались непреодолимыми для ведущих аудиопроизводителей разных стран. Отдел исследований и разработок (R&D) в головном офисе компании в г. Сент-Этьен (Saint-Etienne) по праву считается эталонным в аудиоиндустрии по масштабам, оснащенности и уровню выделяемых инвестиций.

Начало: стремление к инновациям

История бренда началась в 1979 году, когда инженер Жак Мауль (Jaques Mahul) основал в Сент-Этьене небольшое семейное мероприятие — мастерскую по производству динамиков на базе компании точной механики France Filières, которая принадлежала его отцу. Название получилось двойное, Focal JMlab: вторая его часть означает «Лаборатория Жака Мауля».


Жак Мауль

Жак Мауль был инженером, журналистом, писавшим о сфере технологий и с 15 лет увлекавшимся хорошим звуком. Сначала он работал главным инженером в компании Audax — и именно на этом посту он первым в Европе разработал твитер с мягким куполом. В собственной мастерской, где помимо него трудился только один человек, в первые годы Мауль производил только динамики, которые поставлял крупнейшим производителям акустических систем.

Затем он решил выпустить акустику под собственным брендом JMlab, и первой моделью стали небольшие полочные колонки DB13, вышедшие в 1980 году: эта модель звучала как более крупная акустика — особенно, в области низких частот. Такого результата удалось добиться благодаря необычному динамику с двойной звуковой катушкой. Поначалу Жак продавал полочники только знакомым, но позже выпустил их на рынок.


DB13

Одной из первых важнейших разработок Focal JMlab стал твитер с инвертированным куполом, выпущенный в 1981 году. Этот излучатель получил мембрану из стекловолокна и вскоре стал знаковым элементом техники бренда, как и представленные позже динамики с V-образными и W-образными динамиками.

Отличительной чертой акустики компании стали ярко-желтые диффузоры: для их производства использовался кевлар с арамидными волокнами такого оттенка, который идеально подходил по техническим характеристикам. Стоит отметить и 15-дюймовый низкочастотный динамик с магнитной системой, состоящей из 12 магнитов.

В 1980-х на базе мастерской в итоге появились две компании: вышеупомянутая JMlab, пришедшая от производства акустики малых и средних размеров к производству акустики высокого класса, и Focal, занимавшаяся исследованием и разработкой инновационных излучателей: именно второй бренд знаменит динамиками с композитными диффузорами из полигласса и поликевлара, а также кевларовыми твитерами, которые сменили стекловолоконные.

Поликевлар представлял собой сэндвичную конструкцию, в которой между слоями арамидного волокна находились полые микрогранулы структурированного материала. Полигласс же представлял собой, фактически, россыпь крошечных композитных микрогранул на бумажной подложке: такая схема позволила придать достаточно легкому материалу необходимую жесткость.

Особое внимание при разработке компания уделяла кроссоверу: часто в их акустике тех времен использовались сложные решения вроде фильтров четвертого порядка, которые включали в себя немалое количество элементов.

Приверженность к поиску необычных технологических решений и уверенность в том, что акустика неотделима от используемого в ней динамика, позволили акустике JMlab пробиться на рынок High End-техники — поначалу в родной Франции.

Внешний вид наушников Focal Spirit One

Внешний вид наушников если с чем и пересекается, то только с диджейкими наушниками от Pioneer, в остальном, это индивидуальный внешний вид. Наушники выполнены в стиле Hi-Tech, смесь черного цвета и металла. Существует отдельная белая версия для поклонников Apple стиля. Для придания наушникам дерзости и динамичности, внутренняя сетка сделана из красной ткани. Черные элементы матовые, а стилизованные под металл имеют фрезерованную структуру, отпечатки пальцев на поверхности не остаются.


Провод средней гибкости, круглого сечения, покрыт тканевой оплеткой. Тканевая оплетка снижает микрофонный эффект, т.к. легко скользит по поверхности. На проводе расположен микрофон с кнопками управления: ответа, и отдельно громкости. Провод съемный, в качестве соединения используется стандартный джек 3.5 мм. Если что-то с проводом случится, не проблема найти другой, так же это дает преимущество для использования наушников не только в дороге, но и дома, где дома вместо удлинителя можно использовать отдельный длинный провод.


Штекер у провода прямой, разъем джека 3.5 мм четырехконтактный, совместимый с iPhone. Такой разъем поддерживают не все устройства, т.к. конструкция разъемов у всех несколько разная и такие наушники из-за несовместимости контактов дефектно звучат (например с внешним блоком ASUS Poebus), но для этого в комплекте есть переходник на стандартный трехконтактный разъем 3.5 мм. Для подключения к устройствам с разъемом под большой джек, вроде ASUS ST, есть навинчивающийся переходник.


Амбушюры у наушников Spirit One тактильно средней мягкости. Амбушюры не съемные, размер немного меньше обычного, тем, у кого уши маленькие – будет комфортно, но всем остальным будет несколько тесновато.

Домашние кинотеатры, мультимедийные системы

Немало внимания в нулевых Focal уделяла и более доступным аудиосистемам: домашним кинотеатрам, мультимедийной акустике и трифоникам. Все модели отличались уникальным дизайном. Стоить отметить кинотеатральный комплект формата 5.1 Focal Dome с небольшими двухполосными сателлитами, напоминающими формой кресло-яйцо, и плоским сабвуфером.


Dome

Также заслуживают упоминания кинотеатральный комплект Little Bird 5.1 в аналогичной конфигурации с широкополосными сателлитами и комплект формата «все-в-одном» Bird 2.1, включавший в себя, помимо округлой компактной стереопары и сабвуфера, еще и управляющий модуль с усилителем и плеером.


Little Bird

Специально для тех, кто предпочитает работать с ноутбуком, Focal выпустила акустику XS Book — активную стереопару с выгнутыми боковыми стенками и расположенным на фронтальной панели фазоинвертором, что позволяло с комфортом разместить узкие корпуса на столе.


XS Book

Серия получила развитие в формате трифоника: XS 2.1 получила встроенную док-станцию для плееров Apple и USB-ЦАП для связи с компьютерами плюсом к классическому 3,5-мм миниджеку.


XS 2.1

Комплектация Focal Spirit One


В комплектацию к наушникам Spirit One входит твердая сумка-чехол, мешочек, переходник на трехконтактный джек, переходник на 6.3 мм и мануал к наушникам. Что еще по идее нужно наушникам для максимально полной комплектации? Только подставка для наушников, длинный провод для дома и гарнитурный провод доя Android (или переходник под Android). Упаковка у наушников сделана аккуратно и красиво, в качестве подарка наушники вполне подходят.

Эргономика наушников Focal Spirit One

Посадка у наушников Spirit One нормальная, нет ни супер легкости, ни лишнего веса, давление на голову умеренное. Несколько портят впечатления недостаточно большие амбушюры, здесь хочется посоветовать перед покупкой наушники померить, что бы потом не испытывать неудобств. Шумоизоляция у наушников находится на хорошем уровне. Благодаря складному механизму и поворотным чашечкам наушники можно складывать по разному и соответственно с транспортировкой никаких проблем нет. Так же, за счет поворотного механизма чашек, наушники удобно носить на шее. Дужка по высоте регулируется дискретно.

Конструкция наушников Focal Spirit One


Оголовье наушников Spirit One металлическое, соответственно за прочность можно не беспокоится. В качестве динамика используется специальный 40 мм динамик из майлара с использованием титана. Если майлар, это условно стандартный материал, то использование титана по идее должно придать мембране дополнительную прочность. Подобный подход использует Ultrasone, у которых в динамиках так же используется титан.

Мировое признание и Utopia

Став лидером на французском рынке, компания начала думать о выходе на мировую арену. Осуществить планы ей удалось с приходом инженера Жерара Кретьена (Gérard Chrétien): он не только увлекался звуком, но и с 1977 года работал главным редактором журнала «L’Audiophile». Он пришел в Focal JMlab в 1990 году — в то же время компания начала поставлять свою акустику в Европу, Юго-Восточную Азию и Северную Америку, а также участвовать в мировых выставках.


Vega

Наиболее успешным для Focal стал 1992 год: именно тогда в Японии две аудиосистемы — Vega и Alcor — получили звание «Лучший компонент года». Focal стала первой французской компанией с техникой, получившей такое признание, и после этого еще больше сил выделила на разработку и исследование новых материалов и прототипов.


Alcor

Так, в 1995 году компания выпустила динамик с W-образным диффузором сэндвичной конструкции, в котором между двумя слоями стекловолокна был зажат пеноматериал, который изначально разрабатывался для авиационных нужд. Эта конструкция и за счет материалов, и за счет формы обеспечивала необходимую жесткость и улучшала демпфирование, при этом не утяжеляя динамик.

Еще одним результатом стали эксперименты с использованием титана и диоксида титана в качестве материалов диффузоров твитера, которые привели в 1995 году к выходу наиболее знаковой серии бренда — Utopia.


Utopia

Акустика этой серии удивляла не только материалами, но и формой: каждый динамик в ней был расположен в отдельном корпусе, причем корпуса располагались друг относительно друга с небольшим наклоном, напоминая гармошку — такая конструкция позволяла компенсировать временные задержки между, средне-, высоко- и низкочастотной секциями и улучшить фокусировку звука.

Самая крупная система серии Utopia — Grande Utopia — была в разработке три года. Акустика поначалу позиционировалась как нишевое решение, но после вышла на широкий рынок, благодаря восторженным отзывам журналистов.

В Grande Utopia стояли 15-дюймовые низкочастотные динамики Audiom с той самой W-образной диафрагмой и двенадцатью 3-дюймовыми магнитами — они располагались в самом нижнем корпусе из шести. На самом верху установили модуль с 11-дюймовым динамиком, отыгрывающим верхний бас — за ним находился кроссовер в отдельном корпусе.


Grande Utopia

Между этими модулями инженеры компании установили еще три по схеме d’Appolito: в двух стояли 6,5-дюймовые среднечастотники и в еще одном, по центру, находился 1,2-дюймовый твитер с фирменным инвертированным куполом из титана, покрытого пленкой диоксида титана. Перед твитером была установлена специальная сетка, обеспечивающая равномерное звучание при дисперсии до 30°.

К тому моменту динамики Focal использовали 60 компаний, включая Wilson, Avalon, Thiel и Hales, однако те динамики, которые ставились в акустику серии Utopia, были уникальными. Эта серия до сих пор остается флагманской в каталоге компании, выходя уже в четвертом поколении.

Звучание наушников Focal Spirit One

Для оценки звучания Spirit One использовались портативные плееры Colorfly C3, Sony NWZ-F806 и ASUS Xonar Phoebus.


C чувствительностью проблем не возникло, от обоих плееров уровень громкости в метро оказался достаточным. При прослушивании через Phoebus хватило первой ступени усиления. Однако тем, кто является поклонником глубокого баса стоит учесть, что при использовании эквалайзеров со снижением уровня средних частот не помешает отдельный усилитель. Качество звучания можно охарактеризовать как несколько холодное, с акцентом в области высоких частот с небольшим уклоном к сибилятивности. Низкие частоты благодаря конструкции средней жесткости передаются от наушников тактильно и тем самым усиливают их. Низкие частоты немного доминируют над остальными частотами, но незначительно. Если наушники рассматривать с позиции жанровости, то под наушники Spirit One хочется порекомендовать живую музыку с минимальным наличием вокала. Детальность звучания соответствует своему классу, а лучший это представить или нет, мы планируем узнать в сравнительном обзоре полноразмерных портативных наушников.

Технические характеристики Focal Spirit One

Общий обзор технических параметров наушников Focal Spirit One
канал
общий*левыйправый
Чувствительность средняя в диапазоне 100 Гц 10 кГц, дБ/В116,2116,1116,3
Сопротивление среднее в диапазоне 40 Гц 15 кГц, Ом35,635,635,5
Для 94,0 дБ SPL необходимо, В0,0780,0790,077
Для 94,0 дБ SPL необходимо, мВт0,1690,1750,166
Рассчитать уровень SPL наушников с конкретным усилителем можно при помощи on line калькулятора

Чувствительность средняя в диапазоне 100 Гц 10 кГц, составляет 116 дБ/В, что ближе к нижней границе для портативных полноразмерных наушников в 110 дБ/В, а не верхней в 125 дБ/В. Усилитель для громкости наушникам понадобится только при наличии маломощного телефона или плеера. Во всех остальных случаях внешний усилитель может раскрыть потенциал наушников с позиции качества звучания, т.к. сопротивление у наушников низкоомное в 36 Ом, а это требует отдачи высокого уровня тока при низком выходном напряжении. Импеданс у наушников представляет собой прямую, поэтому с большинством усилителей с ровным полным выходным сопротивлением меняться не будет, а вот с усилителями с нулевым сопротивлением и подъемом сопротивления в области низких частот на частоте 40 Гц будет ослабление на 1.7 дБ. RAA Report:
Подробный отчет технических параметров Focal Spirit One

Автомобильная и профессиональная акустика

Одним из важных достижений для Focal стало сотрудничество с автомобильными брендами и выпуск автомобильной акустики. Подразделение автозвука появилось еще в 1989 году: Жак Мауль обожал автомобили и хотел полноценно наслаждаться музыкой в пути.


Peugeot

В 2001 году Focal победила в финале мирового конкурса IASCA в категории «Эксперт» в США. Динамики Focal можно встретить в автомобилях французских брендов — например, Peugeot, суббренда DS Automobiles от Citroen, возрожденного Alpine, а также в итальянских Maserati.


Utopia Be

В 2002 году вышло первое обновление серии Utopia с индексом Be: место титановых твитеров заняли бериллиевые. Этот легкий металл, по жесткости превосходящий сталь, до сих пор используется Focal в высокочастотных динамиках. Современные бериллиевые динамики способны играть в диапазоне от 1 до 50 кГц с чувствительностью в 97 дБ.

В 2002 году компания также запустила направление профессиональной акустики Focal Professional, которое существует до сих пор и выпускает студийные мониторы. В том же году компания сосредоточила все производство в Сент-Этьене, стремясь получить максимальный контроль за процессом создания акустики и иметь полное право украшать акустику лейблом «Сделано во Франции». На данный момент, в одном месте производятся три четверти всех компонентов, используемых Focal.


Profile

Тогда же Focal и JMlab объединились под именем Focal: все продукты бренда теперь выходили под этим общим именем. Годом позже стартовало сотрудничество с парижским дизайнерским агентством Pineau & Le Porcher, которое добавило внешности акустики Focal немного индустриальности. Именно Pineau & Le Porcher разработали внешний вид линеек Profile и Electra, вышедших в 2005 году, Chorus 2006-го, Utopia 2008-го и Dome 2009-го.

В 2007 году Focal приобрела предприятие по производству корпусов Guy HF в Бурбон-Ланси, что в Саон-э-Луар. В 2008 году вышло третье поколение акустики Utopia, которое включило в себя модели Grande EM, Scala и Diablo.

Вывод по наушникам Focal Spirit One


Наушники получились стильными, с отличной комплектацией и функциональностью в виде совместимости с iPhone. Звучание достаточно хорошее, чувствительности наушников достаточно для работы с портативными плеерами. Немного подкачала эргономика из-за небольших амбушюр, не всем в наушниках будет удобно и перед покупкой наушники стоит сперва примерить.
Автор:

16.12.2012

Нашли опечатку в тексте?

Выделите и нажмите
Ctrl+Enter
. Это не требует регистрации. Спасибо.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]