В этой статье мы рассмотрим, как правильно подключить колонки к усилителю, и из чего исходить при подборе компонентов системы усилитель — акустический кабель — акустические системы.
Если появятся вопросы — задавайте их здесь.
AuI ConverteR 48×44 — HD аудио конвертер для музыкальных файлов высокого разрешения FLAC, WAV, WAV/BWF, WAV/RF64, AIF, AIFF, AIFF/sowt, ALAC, mp3,OGG, AAC, WMA, DTS, AC3 CD риппер (for Mac OS X и Windows)
Как выбрать и купить акустический кабель для колонок
Схема подключения ресивера или усилителя к колонкам
Подключение сабвуфера. Установка, настройка.
Ресивер или усилитель?
Что означают характеристики колонок
Что означают характеристики усилителя
Теория и практика — как подобрать колонки к усилителю, согласование усилителя и колонок
Какие колонки выбрать (виды колонок, простые методики прослушивания колонок и многоканальных систем [5.1, 6.1, 7.1], правильная установка в помещении)
Звуковые карты для музыки (как выбрать и подключение к усилителю или ресиверу)
Схема подключения ресивера или усилителя к колонкам
Рассмотрим, как правильно подключить стерео усилитель звука для колонок к пассивным акустическим системам. Подключение многоканальных систем осуществляется аналогично. Отличие только в количестве колонок. По
Биампинг и би-варинг
Биампинг (Bi-Amping) — это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к двум отдельным усилителям. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет увеличения значения нагрузки на усилитель. В случае штатного (параллельного) подключения обоих динамиков колонки, их суммарное сопротивление (общее сопротивление колонки) меньше, чем сопротивление любого из динамиков. Положительный результат не гарантирован.
Bi-amping (би-ампинг) подключение каждого дианмика акустической системы к своему усилителю. Кроссовер позволяет более точно вывести усилители и динамики колонки именно в ту область характеристик, где они будут работать в паре с наилучшими характеристиками. Подобная схема используется в студийных мониторах (усилители встроены в корпус монитора)
Би-варинг (bi-wiring) — это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к одному усилителю двумя отдельными проводами. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет уменьшения сопротивления проводов (по отношению к сопротивлению динамика). Положительный результат не гарантирован.
Bi-wiring (би-варинг) подключаем каждый динамик своим проводом к усилителю. Очень спорное улучшение звучания
Низкая громкость, выравнивание и сжатие
Отцы-основатели современного звукового сопровождения фильмов решили, что каждый AV-ресивер, акустическая система должны быть откалиброваны на базовом уровне 85 дБ. Но большинство людей дома устанавливает более низкую громкость. Как показывает практика, когда децибелы падают ниже опорного уровня, человеческий слух естественным образом изменяется. В результате диалоги становится труднее уловить, фоновые звуки исчезают и звуковое поле рушится. Кроме того, вполне вероятно, что источники, подключенные к задней панели ресивера, дают разную входную громкость, что требует постоянной раздражающей ручной корректировки.
Когда качество не имеет значения
Упростите, что происходит, если вам когда-либо понадобится переместить вашу установку, или если что-то отключится. Прежде чем вы начнете, рекомендуется планировать, куда будут идти все ваши динамики. Ознакомьтесь с базовым пошаговым описанием того, как быстро и плавно запускать и запускать вашу систему.
Выберите место для вашего приемника, где кабели, соединяющие другие компоненты, могут легко достичь этого. Имейте в виду, что приемник нуждается в помещении, чтобы дышать, или он может перегреться, поэтому не забудьте оставить достаточно места для выгорания тепла. Нашу дополнительную информацию по этой важной теме. Пока вы все настраиваете, это помогает получить приемник в открытом состоянии — либо сидя на шкафу или стойке, вытащенном со стены, либо на полу перед вашим кабинетом. Это позволяет прокладывать кабели через заднюю панель и легко подключать их к ресиверу.
Появились технологии, борющиеся с этими проблемами. THX Loudness Plus (часть Select2 Plus и THX Ultra2 Plus), Dolby Volume и Audyssey Dynamic EQ стремятся поддерживать последовательный тональный баланс, воздействие и окружение на более низкой громкости. Dolby Volume и Audyssey Dynamic Volume также имеют возможность выровнять разные уровни сигнала от различных источников или ТВ-шоу и рекламных роликов. Обе технологии способны осуществлять расширенное сжатие динамического диапазона в рамках конкретной программы. Это похоже на более сложную версию режима ночного прослушивания ресиверов прошлых лет (к сожалению, они часто несовместимы с современными кодеками объемного звучания). Системы Audyssey Dynamic EQ и Dynamic Volume построены на основе технологии автоматической настройки и коррекции помещения Audyssey MultEQ/2EQ. При включении динамической громкости всегда активируется динамический эквалайзер. При этом он не привязан к общей громкости, устанавливаемой Dynamic Volume. Все эти технологии значительно улучшают тихое прослушивание. Желательно иметь по крайней мере одну такую систему.
Шаг 3: Следуйте инструкциям на экране
Это позволит вам просматривать любые экранные руководства по настройке, которые мог бы встроить ресивер. Большинство приемников больше не содержат печатных руководств. Вместо этого большинство из них предлагают полезное экранное руководство по настройке. Эти руководства помогут вам пройти весь процесс от начала до конца. Прежде чем приступать к подключению колонок, обязательно отсоедините ресивер. Взгляните на провод динамика и обратите внимание на различия в окраске на обеих половинах. Разделите провод вниз по центру на конце, используя режущие инструменты для обрезки изоляции с наконечника.
Автоматическая настройка и коррекция помещения — это две удобные функции для новичков, которые, как правило, сопутствуют друг другу. Они могут быть как лицензированными, так и фирменными.
Что выбрать: ресивер или усилитель?
Ресивер — это усилитель, оснащенный дополнительно радиоприемником и декодером (расшифровщиком) закодированных в разных форматах (Dolby D, DTS и пр.) многоканальных сигналов.
Если мы собираемся смотреть кино — то мы можем либо взять ресивер, либо взять декодер и несколько (по общему количеству каналов) стерео или моно усилителей.
Бытует мнение, что для прослушивания музыки лучше купить стерео усилитель. Он-де вносит меньше искажений всякими дополнительными устройствами. Но это не всегда так. Тут, как и обычно, стоит вопрос в цене. Стоимость усилителя/ресивера ориетировочно (не прописная истина) должна составлять 40 — 100% от стоимости комплекта акустики (не включая сабвуфер).
Подключение источников
Итак, вы нашли ресивер своей мечты. Поздравляем! Теперь можно заняться подключением источников.
Панель разъемов на задней панели любого ресивера пугает их количеством и разнообразием – но стоит один раз потратить время на подключение, и вам не придется больше обращаться к ним.
Мы рекомендуем выключить аппарат перед подсоединением колонок, сабвуфера и источников. Это позволит избежать громких щелчков, короткого замыкания и других возможных неприятностей для вашей системы.
Почти у всех ресиверов входы снабжены подписями. У некоторых – например, у моделей Denon – цветовое кодирование выходов упрощает процесс подключения пяти или более колонок. Разъемы для дополнительных тыловых, верхних или фронтальных АС могут служить и для колонок Atmos; они могут быть помечены как «присваиваемые», «5.1.2» или «Extra SP».
Если вы собираетесь воспроизводить контент в формате 4K HDR, поищите над HDMI-входом пометку «HDCP2.2». У некоторых моделей HDCP2.2-сертифицирована только пара HDMI-портов; подключать 4K-Blu-ray-проигрыватель следует именно к ним.
Вы также можете заметить, что к каждому HDMI-входу приписан источник: Blu-ray, DVD, CD, игровая приставка, кабель/спутник, медиаплеер и так далее. Это не просто дружеский совет. Это значит, что производитель оптимизировал характеристики этих входов для определенных источников. У входа для Blu-ray-проигрывателя, к примеру, может быть самый короткий путь прохождения сигнала до процессора, что обеспечивает максимальное качество воспроизведения.
Скажем, у удостоенного Award ресивера Sony STR-DN1080 два HDMI-входа (с пометками BD/DVD и CD/SACD) оптимизированы для максимально высокого качества звучания, и соответствующие источники лучше подключать именно к ним.
Стоит отметить еще два варианта подключения: мы всегда рекомендуем выбирать проводное соединение по Ethernet – оно более стабильное и надежное по сравнению с Wi-Fi.
USB-порт на передней панели предназначен для воспроизведения файлов с флэшки, но мы чаще всего используем его для зарядки смартфонов (убедитесь, что ресивер позволяет это).
Характеристики усилителя
В этой статье (коли речь идет о подключении колонок к усилителю) мы говорим об усилителях мощности. Они характеризуются следующими параметрами:
1) Выходная максимальная мощность — это достигаемая выходная мощность усилителя при ненормированном коэффициенте нелинейных искажений.
2) Номинальная выходная мощность — это такой уровень мощности, при котором усилитель обеспечивает оговоренный коэффициент нелинейных искажений.
3) Коэффициент нелинейных искажений — уровень паразитных сигналов, примешивающихся к исходному (чистому) сигналу при прохождении его через усилитель.
Производители играются этими значениями в рекламных материалах, поэтому полезно будет знать виды мощностей, которые встречаются в описании усилителей:
I) RMS (Root Mean Squared) – значение мощности (среднеквадратичное или root — это такой способ измерения мощности электроизмерительными приборами) при заданном коэффициенте нелинейных искажений. Измерение обычно проводится для сигнала 1 кГц. Мощность раскачивается до тех пор пока коэффициент нелинейных искажений не достигнет 10%. До достижения максимальной мощности коэффициент нелинейных искажений как правило очень мал, а после достижения резко возрастает.
II) PMPO (Peak Music Power Output) — максимально допустимое пиковое (импульсное) значение сигнала независимо от искажений за минимальный промежуток времени (как правило 10 миллисекунд). Этот параметр для практического применения смысла не имее, т.к. измерение проводится на очень небольшом промежутке времении без учета искажений. Например, в бумбоксах PMPO может достигать и 100 и 1000 Вт Но это не «честная» мощность. RMS при этом может быть и 3-10 Вт.
III) DIN POWER (IEJA)- значение максимальной мощности на реальной нагрузке при заданном коэффициенте нелинейных искажений. Измерения проводятся 10 минут для синусоидального сигнала частотой 1000 Гц при коэффициенте нелинейных искажений не превышающем 1 %.
IHF — то же самое, при коэффициенте нелинейных искажений 0,1%.
Этот вид измерений мощности наиболее «правильно» характеризует усилитель с точки зрения потребителя.
4) Диапазон частот — это значения самой нижней и самой верхней частоты выходного сигнала усилителя, при которых уровень этого сигнала колеблется в заданных пределах (для hi-fi порядка +/- 0,5-1 дБ).
Шаги по подключению предусилителя к ресиверу
Подключить предусилитель к AV-ресиверу несложно, если у него есть вход HT Bypass или Direct In. Однако есть несколько очень простых шагов, которые вам необходимо выполнить при настройке системы, чтобы не повредить динамики или слух.
1 Выключите все
Первое, что вам нужно сделать, это выключить все ваше аудиооборудование, особенно AV-ресивер. Это не требует от вас ничего отключать. Вы просто хотите убедиться, что ваши динамики не включены, когда вы настраиваете что-то.
Вы знаете, какой хлопок издают динамики, когда вы что-то подключаете, когда они включены? Это звук скачка напряжения, выталкивающего диффузор вашего динамика так, как он не был предназначен. Выключайте оборудование каждый раз при подключении и отключении от сети.
2 Подключите аудиоустройство (а) к предусилителю.
Если у вас есть такая возможность, настоятельно рекомендуется подключать любые устройства для воспроизведения музыки через внешний предусилитель, предназначенный для аудио, а не видео.
Обычно это дает лучший тон и усиление для музыки, чем те, которые предназначены для систем домашнего кинотеатра. Это также гарантирует, что вы получите правильный стерео микс, в котором будет записана музыка, вместо того, чтобы пытаться перенести ее на систему 3.x или выше.
3 Подключите предусилитель к приемнику.
Когда все ваши аудиоустройства подключены к предусилителю, подключите выход предусилителя или выход Phono Out непосредственно к обходному или прямому входу HT AV-ресивера.
Скорее всего, для этого потребуется пара кабелей RCA. Убедитесь, что вы подключили красный к красному и белый к белому, чтобы получить желаемое разделение справа и слева.
4 Включите предусилитель и полностью убавьте громкость.
Когда вы проходите через HT Bypass или Direct In, вы обходите все внутренние регуляторы громкости вашего AV-ресивера. Таким образом, все, что вы отправляете через HT Bypass или Direct In, будет выходить из ваших динамиков на полной громкости, которая идет в них.
Перед тем, как включить AV-ресивер, очень важно полностью убавить громкость предусилителя, иначе вы рискуете повредить динамики или слух.
5 Включите ресивер и отрегулируйте громкость предусилителя.
Теперь, когда у вас на предусилителе полностью убрана громкость, вы готовы включить ресивер. Воспроизводите звук через предусилитель, который имеет полный диапазон звука, который вы ожидаете от прослушивания.
Во время воспроизведения музыки медленно регулируйте громкость предусилителя, пока не достигнете комфортного уровня прослушивания.
6 Отрегулируйте усиление предусилителя.
Если звук скрипит или тонкий, это может означать, что вам нужно отрегулировать усиление предусилителя. Эффект усиления похож на громкость, за исключением того, что громкость регулирует громкость выходного сигнала, а усиление усиливает громкость входного сигнала перед обработкой предусилителем.
Чтобы отрегулировать усиление, немного уменьшите громкость и немного увеличьте усиление, пока оно не вернется на комфортный уровень прослушивания, и повторяйте, пока не получите звук, который вам нравится.
Слишком большое усиление приведет к искажению звука, так что будьте осторожны. Если вы дошли до этой точки, но звук все еще не понравился, вы можете попробовать отрегулировать настройки эквалайзера предусилителя.
Все готово!
Последнее, что вам может понадобиться сделать, это индивидуально настроить выходную громкость ваших аудиоисточников, чтобы они воспроизводились на одном уровне при переключении аудиоканалов. В противном случае вам должно быть хорошо!
Как подобрать колонки к усилителю (практика)
Домашняя акустика
Покупатели звуковой техники подбирают пассивную акустику, провода, усилитель на слух. Но это скорее искусство, чем точный метод. Да и оптимальным результатом такого подбора (для домашней акустики) является не ровная громкость по всем частотам, а приемлемое (приятное слуху) звучание.
Если смотреть по техническим характеристикам усилителя и колонок, то нужно учитывать следующее:
1) Если Вы выбрали акустические системы, то усилитель должен быть расчитан на работу с колонками, с таким входным сопротивлением.
Обычно в усилителях имеются механические или электронные переключатели импеданса (сопротивления) колонок. Перед началом использования колонок их надо перевести в положение, соответствующее сопротивлению Ваших акустических систем.
К чему может привести несоответствие сопротивления колонок сопротивлеию номинальной (на которую усилитель рассчитан) нагрузки (подключаемых колонок) усилителя? В худшем случае к выходу усилителя из строя. А в обычном случае к гораздо худшему качеству звучания. Т.к. ухудшается согласование по частоте усилителя и акустических систем.
2) Усилитель ресивер должен обеспечивать мощность не менее 33% от максимальной мощности колонок. Провода чем толще, тем лучше (сечением не менее 1,5 мм.кв.). А остальное подбирается исключительно на слух.
Студийное оборудование
Для музыкальной (студийной) техники — студийных мониторов преимущественно применяется другой метод. Используется преимущественно активная (со встроенным усилителем) акустика. Это позволяет полностью избавиться от акустических кабелей и в заводских условиях максимально выровнять частотную характеристику акустической системы (акустика + усилитель).
Методика примерно следующая:
В безэховой звукоизолированной комнате с помощью поверенных (проверенного и сертифицированного соответствующими уполномоченными органами) измерителя звукового давления и генератора сигналов измеряется частотная характеристика давления. На разных звуковых частотах измеряется звуковое давление при неизменном уровне сигнала на входе усилителя. Подбором радиоэлементов схемы усилителя и частотных фильтров активной акустической системы, а также регулировкой настроек добиваются возможно одинакового звукового давления на разных частотах.
Зачем мне нужен предусилитель?
Допустим, вы аудиофил. Собственно, если вы читаете статью о предусилителях, вероятно, вы аудиофил. Предположим, вы хотите, чтобы ваша система домашнего кинотеатра использовалась в качестве комнаты для прослушивания.
Проблема, с которой вы столкнетесь, заключается в том, что звуковая система домашнего кинотеатра предназначена для фильмов и шоу, а не для музыки. Из-за этого внутренний предусилитель вашего AV- ресивера не будет откалиброван для качества музыки.
По этой причине некоторые высококачественные AV-ресиверы имеют вход HT Bypass или Direct In, который обходит внутренний предусилитель AV-ресивера и напрямую подает сигнал. Есть несколько случаев, когда здесь может пригодиться предусилитель.
Причины использования внешнего предусилителя
Во-первых, из AV-ресиверов, у которых есть HT Bypass или Direct In, у большинства есть только один, поэтому, если вы хотите подключить более одного источника звука, вам понадобится многоканальность предусилителя.
Во-вторых, если ваш аудиоисточник не имеет внутреннего регулятора громкости, вам понадобится предусилитель, поскольку HT Bypass или Direct In питает сигнал на полной громкости, потому что часть обхода внутреннего предусилителя AV-ресивера означает обход его ступени согласования громкости.
В любом из этих сценариев вам понадобится внешний предусилитель для подключения к AV-ресиверу. Хотя это довольно просто, вам необходимо предпринять некоторые меры предосторожности, чтобы не повредить звуковую систему и не повредить слух.
Вы также можете задаться вопросом, можно ли подключить предусилитель к интегрированному усилителю. Вы определенно можете это сделать, но есть несколько важных моментов, которые следует учитывать.
Как подобрать колонки к усилителю (теория)
Мы используем эту звуковоспроизводящую аппаратуру для следующих целей:
1) Прослушивание музыки
2) Просмотр кино
3) Cоздания музыки (мониторинг, сведение)
Для звуковой аппаратуры, используемой для создания музыки главное — вносить минимум искажений в воспроизводимую фонограмму.
Для бытовой аудиотехники более позволительно вносить некоторые искажения, которые могут даже приукрашивать звук. Поэтому и существует мнение, что одна система больше подходит для тяжелого металла, другая — для электронной музыки, третья — для джаза, четвертая — классики.
Однако, для качественных студийных мониторов (колонки, используемые в студии при создании музыкальной фонограммы) вообще не должен вставать такой вопрос: для какого стиля более подходят данные мониторы? Да, для любого!
В идеале система
усилитель — акустический кабель — акустические системы
не должна вносить никаких искажений в звучание фонограммы, которую записали на студии основываясь на звучании качественных мониторов. Музыканты и звукорежиссер настроили звучание музыкального произведения таким образом, чтобы повторить его эмоциональное воздействие на бытовой акустике.
Уши слушателя воспринимают звуковое давление воздуха.
Акустические системы это звуковое давление создают.
Акустические системы в свою очередь преобразуют электрический сигнал фонограммы (музыкальной записи) в звуковое давление воздуха. Зависимость звукового давления на уши (громкости) от частоты звука (высоты ноты) — назовем условно частотной характеристикой звукового давления колонок (или частотной характеристикой чувствительности колонок).
Если мы подаем на вход колонок сигнал с одинаковым напряжением (пусть это будет 5 Вольт) на разных частотах (играем ноты разной высоты), то громкость звучания разных нот будет разной, т.к. Ми 1-й октавы будет создавать, к примеру, давление 1, Ми 3-й октавы — 2, а Ми 6-октавы — 0,5. Значения давлений условные.
Можно сделать вывод:
Даже если мы имеем идеальный усилитель, выдающий во всем звуковом диапазоне (для любой музыкальной ноты), идеально одинаковое напряжение электрического сигнала, то звуковое давление (громкость звука) реальной акустики, подключенной к этому усилителю, все равно будет разным для различных частот (нот).
Акустическая система 5.1
Ресивер создает 5.1-канальный звук следующим образом: три динамика спереди, два сзади по бокам, а также отдельный для низкочастотных эффектов. Однако, за исключением моделей начального уровня, большинство из них имеет семь каналов усиления. Сюда входят базовые 5.1 и еще два для режимов объемного расширения. К последним относятся фронтальная высота, фронтальная ширина и тылы. Хотя Yamaha уже некоторое время делает фронтальные высотные каналы присутствия, сегодня можно найти AV-ресиверы, которые получают высотные сигналы Dolby Pro Logic II или Audyssey DSX. Однако для каналов широты единственным вариантом является DSX. По иронии судьбы только тыловые поддерживаются кодеками DTS-ES или Dolby EX. DPLII и DSX — единственные режимы обработки, которые воспроизводят каналы высоты или ширины.
Вам нужно будет сделать то же самое в динамиках. Убедитесь, что провода динамиков не слишком плотные, так как это может вызвать проблемы позже. Дайте себе достаточно слабину, чтобы соединить все удобно! Подключите провода колонок от клемм на ресивере к входам на задней панели громкоговорителей.
Вот изображение заднего вида вашего приемника со всеми вашими соединениями. На этом этапе у вас должно быть все подключенное и готовое к работе. Попробуйте переместить динамики вокруг, чтобы увидеть, какое позиционирование дает вам лучший звук. Используйте проволочные галстуки или застежки-молнии для соединения кабелей, предоставляя вам чистую организованную стереосистему.
Нужны ли они? Высота добавляет новое измерение в некоторых фильмах, но не музыке. И наоборот, ширина мало что изменяет в фильмах и еще меньше в музыке. Тыловое окружение может быть полезным, если боковых динамиков объемного звучания для перекрытия длинной узкой комнаты недостаточно. Однако дополнительные каналы могут не оправдать затрат и хлопот установки динамиков в комнате.
Советы по подключению и настройке, как про
Как только вы сделаете это несколько раз, вы получите это. Это так же, как что-то делать, чем больше вы тренируетесь, тем лучше. Вы гордый обладатель нового приемника домашнего кинотеатра? Когда вы подключаетесь к нему, вы попадаете в потрясающий объемный звук. Мы проведем вас через процесс настройки, чтобы вы знали, чего ожидать.
Время, затрачиваемое на настройку приемника, может сильно различаться, но отключение в течение двух часов должно дать вам достаточно времени, чтобы в большинстве случаев все подключалось. Познакомьтесь со всеми компонентами, которые вы будете подключать к вашему ресиверу. Убедитесь, что у вас достаточно кабелей для подключения каждой детали. Для лучшей аудио — и видеоэффективности используйте высококачественные аудио и видео соединения, которые позволят каждый компонент.
Общие ли выходы предусилителя на аудио / видео ресиверах?
Предварительные выходы стали довольно распространенным явлением на A / V-ресиверах, особенно в более дорогих моделях. У каждого отдельного приемника будут разные соединения, поэтому обязательно изучите свои варианты перед покупкой.
Более дорогие приемники обычно имеют больше соединений, чем менее мощные модели. Некоторые вообще не имеют предварительных выходов, но обычно это только у более дешевых моделей. Большинство A / V-ресиверов, представленных сегодня на рынке, имеют предварительные выходы.