Возможен ли бас из динамика с небольшим диаметром?


Колонки RADIOTEHNIKA S-30 от старых к новым


Привет, меня зовут Артем Денисов. Я программист, увлекаюсь электроникой и всякими такими интересными штуками. Много лет читал хабрахабр, а теперь вот решил и сам статью написать.
Эта история началась в старом, темном и страшном подвале. В котором я обнаружил древние советские колонки RADIOTEHNKIKA S-30. Которые мне достались от моего деда.

Выбрасывать их было жалко, поэтому я решил их восстановить. Сделать возможность прослушивания музыки с телефона и тд. тп. Кому интересно, добро пожаловать под кат.

ВНИМАНИЕ!!! Много фото и видео. «Бурение земли в поисках нефти? Вы имеете в виду, что надо сверлить землю для того, чтобы найти нефть? Вы сошли с ума!» Ответ на проект Эдвина Дрейка, создателя современной нефтедобычи, 1859 г.

Многие скажут: «зачем этими глупостями заниматься? Можно просто купить новую колонку». Действительно, возможно такой вариант развития событий будет предпочтителен для большинства. Однако, если вы все же решитесь, пред Вами откроется удивительная возможность смастерить именно такую железяку, какую требует Ваша душа и сердце.

Итак, поехали.

1 — разборка

Из двух колонок рабочей оказалась только одна. И вот как она выглядела.

Вы не поверите. Конденсаторы на кроссовере (делитель частот) сохранили свою емкость. А ведь этим колонкам больше 30-ти лет. Честное слово! Я выпаивал и проверял.

2 — проектирование

Все разобрано. Динамики удалось успешно извлечь. Кроссовер, на удивление, оказался еще жив. Что же делать дальше?
Бенджамин Франклин говорил: «самые лучшие инвестиции — это инвестиции в знания». Поэтому необходимо было посетить библиотеку, да бы сделать парочку хороших инвестиций.

Оказывается, рассчитать акустическую систему верным образом, совсем не так-то просто. Поэтому решено было создавать новую, с минимальными отклонениями от старой.

И сохранить вариант конструкции акустической системы с фазоинвентором в виде трубы.

3 — запчасти

Необходимо встроить в колонку усилитель. Есть много разных плат и возможностей. Можно отдельно купить усилитель, блютуз модуль, блок питания и тд. тп. Однако, я решил воспользоваться готовым решением. Мой выбор пал на следующий усилитель.

Эта штуковина сразу решает много проблем. Она содержит блютуз модуль, поддерживает возможность прослушивания музыки с флешки, от телевизора. И имеет универсальный блок питания 110/220 вольт. И даже содержит, в комплекте, пульт дистационного управления.

А чтобы жизнь была веселой и радостной я еще заказал красивый ретро индикатор уровня звука.

И красную светящуюся кнопку питания.

Ну а пару деревяшек удалось недорого купить в местном магазине

4 — сборка

Я предполагаю, что вы уже утомились читать тексты и смотреть картинки. Поэтому предлагаю вам узреть видео о том, как проходил процесс изготовления колонки. Как говорится – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если есть какие-либо вопросы, буду рад ответить.
Желаю Вам удачного дня, блестящих идей, и всегда только хорошей музыки!

Доработка АС Radiotehnika S-30 (10АС-222)

Я большой поклонник советской акустики, усилителей и вообще всего, что связано со звуком. Предыстория этой статьи такая: однажды у знакомого в гараже увидел колонку Raiotehnika S-30. Правда — одну. Вторая была где-то в машине у него на работе. Первую колонку я забрал сразу. Вторую мне принесли через пару недель. Первая колонка была в более-менее нормальном состоянии. Та, что каталась в машине — была намного хуже: поцарапанный и побитый корпус, погнутые защитные сетки, поцарапанная передняя панель. Сразу после того, как колонки были у меня дома — я решил их дорабатывать.

Основные технические характеристики:

Паспортная электрическая мощность не менее 30 Вт Номинальная электрическая мощность 10 Вт Номинальное электрическое сопротивление 4 Ома Номинальное среднее звуковое давление в диапазоне частот от 100 до 4000 Гц 1.2 Па Диапазон воспроизводимых частот не уже 50-18000 Гц Габаритные размеры АС 364x214x195 мм Масса АС не более 6 кг.

Позднее были определены следующие этапы работы с акустикой:

  1. Полная разборка колонок.
  2. Улучшение внешнего вида .
  3. Улучшение звучания.
  4. Окончательная сборка колонок.

Первым делам я полностью разобрал колонки: снял переднюю панель с решетками, снял динамики, фазоинвертор, фильтр, вытянул звукопоглотитель. Остались только пустые корпуса.

Далее удаляем весь герметик, который наверное уже высох от времени. После этого корпуса в середине по швам проклеиваем столярным клеем ПВА или силиконовым герметиком. На крайний случай можно использовать обычный канцелярский клей ПВА.

Это самая долгая процедура, так как для высыхания одного шва требуется около суток. После того, как проклеим все швы внутри, корпуса снаружи тщательно зашкуриваем для дальнейшей шпаклевки.

После зашкуривания протираем корпуса колонок от пыли и шпаклюем все дефекты. Я применял акриловую шпатлевку для дерева.

Шпаклевать колонки лучше несколько раз для улучшения внешнего вида. Но это зависит от состояния самих корпусов. После шпаклевки не забываем корпуса опять зашкуривать мелкозернистой шкуркой.

Внутри корпуса обклеиваем синтепоном или войлоком. Если ни того, ни другого нет — применяем обычный поролон. Звукопоглотитель улучшает качество звучания акустики.

После этого обклеиваем корпуса колонок пленкой — самоклейкой. Цвет подбираем по своему вкусу. Я выбирал пленку как можно темнее, но принеся ее домой, увидел, что она оказалась намного светлее, чем я хотел. Но это не страшно. Я взял пленку шириной 45 см. Разрезав ее на две части вдоль можно обклеить сразу два корпуса. Ширины пленки хватает для заворотов на лицевую и на заднюю часть колонки.

На этом с сами корпуса можно считать полностью сделанными. Приступаем к передним панелям. Передние панели и решетки я красил черной матовой краской.

Защитные решетки тщательно зашкуриваем, иначе краска будет плохо держаться и со временем облезет. Передние панели не шкурим, чтобы не испортить их фактуру. Шильдики с АЧХ я заклеил малярным скотчем, чтобы их не закрашивать. Красить лучше в 2-3 слоя.

Теперь переходим к динамикам и фильтрам. в фильтрах заменяем провода на акустические. Я взял акустический кабель сечением 1.5 мм2. Но для таких колонок вполне хватит и кабеля сечение 1 мм2. Если нет акустического кабеля, можно использовать обычный медный кабель в ПВХ изоляции. Клеммы на плате фильтров для для подключения динамиков выкидываем! Все провода припаиваем в плате! Некоторые умельцы при работе с фильтрами убирают индикатор перегрузки, так как он ухудшает качество звучания. Но это чисто субъективное мнение. Лично я разницы не заметил, просто сделал чувствительность максимальной, и поставил зеленые 5 мм светодиоды. Получилось а-ля «цветомузыка». Светодиоды моргают в такт низким частотам. Электролиты индикации перегрузки прошли испытания на емкость, поэтому я их не заменял. Стандартные клеммы я заменил на акустические.

Низкочастотные динамики красим канцелярской тушью.

Фазонверторы (ФИ) у меня полностью высохли и рассыпались. Поэтому я купил канализационную трубу диаметром 32 мм. Она идеально подходит по размеру ФИ. Отрезаем два куска трубы и приклеиваем в передней панели супер-клеем. Чтобы закрыть большое отверстие в корпусе колонки, я использовал кусок старого ФИ.

После все проделанных операций приступаем к сборке колонок. В местах вокруг динамиков проходимся герметиком. Я использол первый, что попался под руку — черный силиконовый герметик.

Ставим на место динамики, припаиваем к ним провода.

По желанию ставим решетки на динамики. Их можно и не ставить, но у меня есть любопытные особи, любящие помацать руками вибрирующий динамик:)

Ставим на место передние панели, прикручиваем их новыми шурупами. Чтобы они не сильно выделялись, шляпки шурупов я покрасил той же краской, что и передние панели.

В результате у меня получилось вот что.

Играют они от усилителя Radiotehnika U-7111 вместе с акустикой Radiotehnika S-50B. Колонки я подключал тем же акустическим кабелем, что и в фильтрах. Нравится то, что усилитель позволяет подключить две пары акустики.

Ну вот и все. Жду вашей критики, советов, предложений. С уважением, житель форума «Паяльник» — KVLADS

Возможен ли бас из динамика с небольшим диаметром?

ну что сказать… тут 3 момента…

1й что касается самого динамика это то что отдача по басу есть произведение площади динамика на амплитуду… уменшая одну и увеличивая другую можно кое что скорректировать… правда вылезет вопрос инерции масс и ширины распотранения волн… т.е. по сути искажений и характеристики затухания при удалении слушателя от конструкции…

2й момент динамик в отрытом виде в большинстве своем баса воспроизодит мало… акустическое замыкание передней и задней волны… хотя исключения есть… при большом диаметре диффузора например эта проблема не так актуальна… но в большистве случаев имеет место быть корпус который занимается разделением волн…

корпуса бывают разные… бывает закрытый ящик изолирующего типа(в идеале соседняя хорошо задемфированная комната в которой происходит полное поглощение задней волны)

бывает ЗЯ резонансного типа(привычные нам колонки закрытыго исполнения… там идея в том чтобы подобрать такой размер когда ораженная от задней стенки корпуса волна будучи не до конца задавленой все таки приходит в фазе следующего колебания к диффузору и тем самым не мешает работе динамика)

бывает фазоинвертер(наиболее популярный вид колонок с наиболее рациональным компромиссом во всех параметрах системы и по искажениям и по габаритам и по мощности… правильнее называть банд пасс второго порядка)

бывают различные игры с фи типа торнадо ориентированной на габаритное увеличение разлета задней волны с целью форимрования пространственной иллюзии динамика большого диаметра бывают еще неокторые габаритные игры с волнами типа технологии применяемых брендом Chario…

бывает система лабиринт оптимизацией которой явлеятся фи…

ну и собственно банд басс различных порядков идея котого забить на фазовую и временную состваляющую сигнала но создать стоячую волну которая будет не хило так гудеть выдавая из корпуса малого объема не слабый такой бас пусть и жутко искаженный…

3й момент реакция резонансов помещения… если найти место где комната хорошо резонирует причем одновеременно усиливая атаку и степень демфирования послезвучий и загнать туда например порт фи или порт бандпасса то можно компенсировать(а то и усилить) завал по атаке данных систем и получить не слабый такой отклик по басу… есть личный попыт установки компьютерных бандпасс 2.1 колонок в такое место и надо сказать на Face to the wind Фрэнка Дюваля наваливала эта система по взрослому… хотя басовик в том сабе от силы 10 см…

поправка на приведенный трэк… Фрэнк Дюваль знатный имитатор софтрокерского звучания электронными примочками… отсюда и идеальное звучание баса на жутко кривом решении… полоноценный качественный бас акустической природы все таки требует полноценного крупногабаритника… мелкогабаритные качественные решения для сохранения полноценности звучания требуют цифрового процессинга по типу мп3 сжатия для выкидывания из сигнала лишних резонансных и пиковых составляющих мешающих работе динамика и препятсвюущих последующему распотранению волн в пространстве… но как итог этого выкидывания неизбежно будет нарушена полноценность звучания баса или снижен его пинательный в ритмореагирующе органы организма эффект… т.е. аудиофилы все равно идентифицируют разницу…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]