Строим акустику CNO-T25 от Troels Gravesen на динамиках SEAS

Руки чешутся, а душа требует… Повторение проекта Troelsa CNO-T25. В статье будут описаны этапы построения от закупки комплектующих до тестов и измерений.

Немного предыстории…

Собирая DIY КИТ BIFROST от SEAS, на авито нашел товарища у которого хотел приобрести акустические терминалы, приехал, разговорились, оказалось у него проект Troelsa CNO-T25 предложил послушать. Включил свой плейлист с TIDAL и просто не хотел уходить, приятный звук, точный, быстрый бас с шикарным вокалом. Ушёл я с очень хорошим настроением, ведь я строил похожий проект но с ещё лучшими топовыми ВЧ динамиками T29CF002.

Сделав BIFROST, при первых прослушиваниях стало понятно, что CNO-T25 который я слушал ранее, для меня звучит куда более интереснее, в плане середины и нч. Решил напроситься к товарищу с авито для сравнительного теста CNO-T25 и BIFROST, тест подтвердил мои предыдущие ощущения, у CNO-T25 лучше бас, он более точный, быстрый (очень заметно на электронной музыке), интереснее вокал (у BIFROST будто приглушенный голос, ощущение, что слушаешь с оглушенными ушами), в ВЧ разницы для меня слышно не было. У обоих проектов АЧХ были максимально приблеженными к авторскими, что говорило о верной сборке. В этот раз я уходил с плохим настроением и уже в авто писал объявление о продаже BIFROST. На следующий день акустика была продана новому счасливому обладателю…

Выводы:

Для W18NX001 18 литров маловато, лучше себя чувствует в 24, при +- одинаковой настройке ФИ. В фильтре Troelsa середина менее зажата, что ощущается в вокальном исполнении.

ВЧ T29CF002 в разы дороже T25CF001, а разница не ощутима… Как оказалось и сам Troels пишет об этом.

Я изучил достаточно отзывов о CNO-T25, многие пишут как прекрасно звучит АС, и есть те, кто комментирует фильтр и весь проект Troelsa как «несусветный бред», «это не может играть», «играть будет, но не более…», как оказалось они просто не слышали CNO-T25, а ведь я из-за этих отзывов не стал делать CNO-T25, а взялся за BIFROST.

Я решил не спешить и заняться тщательным поиском АС подходящей под мои требования. Мне удалось прослушать очень много достойных моделей из разных ценовых сегментов (от 250 до 8 млн. руб.), брендов и DIY.

И вот я решил строить CNO-T25, почему? 5 пунктов которые я определил для себя:

1. Идеальное соотношение цена/получаемые эмоции (тот самый момент, когда ты понимаешь сколько стоит акустика, какие эмоции она тебе даёт — идеальный симбиоз);

2. Всеядность. Добавив активный сабвуфер REL T9i, система становится всеядной и по моему мнению всё так-же идеальной по первому пункту, учитывая стоимость + 120 тыс. к АС;

3. Дизайн, внешняя отделка, габариты. Габариты однозначно +, идеально подходят для моей комнаты прослушивания, внешне АС выглядит не маленькой и не большой (200х985х275). Внешняя отделка будет та, которую я хочу, американский орех покрытый рояльным лаком;

4. Простота конструкции. Нет сложных форм или решений, которые требуют доп оборудования или Р.

5. Звук, Звук и ещё раз звук. Почти год я ходил со своим плейлистом и переслушивал любимые треки. Сексуальный голос Шаде который так расслабляет, муражки по коже от Дулсе Понтеш, Metallica, Ария, Armin, Yahel, Travis Scott, можно слушать всё…

За последний год я слышал АС интереснее по звучанию, которые мне сильно понравились, но когда осознавал их стоимость, в голове возвращался к CNO-T25 + REL T9i. Почему такая связка? Когда комната акустически не подготовленная, нет возможности кардинально менять расположение АС, сложно добиться нужных низов, которые не будут «гудеть», «отставать» и т.д. С хорошим активным сабвуфером можно поиграться с расположением, добиться максимального качества и эффективности при минимальной мощности.

P.S. — Всё выше написанное мною, является исключительно моим мнением, которое я не навязываю. Я лишь описываю свои эмоции, свой вкус, своё видение. Прошу сильно не разглагольствовать на этот счёт ))).

Итак, начнём!

↑ Доработка ВЧ-головки


Еще хочу обратить на одну особенность конструкции. На ВЧ-головке я установил из фетра толщиной 3 мм круг, равный диаметру лицевой панели ВЧ-головки. По центру сделал отверстие с лепестками для купола. Закрепил на панели. Выполненные действия оказались не только слышны, но видны по результатам замеров. В моем случае уменьшилась неравномерность АЧХ в области 5 и 8 кГц. А вот после 12 кГц уровень АЧХ понизился, правда очень незначительно.
На слух изменения проявились более значительно. Честно говоря, даже не ожидал таких улучшений. Сложно описать, но можно это сравнить с повышением резкости и очертаний музыкальных образов. Будто повысилось разрешение источника. Музыкальные нюансы, которые были мало заметны, особенно, находящиеся широко за пределами акустики стали более заметны. Такое чувство, что просто ранее эти моменты были замаскированы, а теперь они стали слышны.

Это как бы наполняет музыкальную сцену микродеталями. Тема очень заинтересовала и в планах произвести опыты с размером, формой фетра, а также с формой отверстия для купола, а может стоит попробовать и другое материал, например, карпет. Единственно, тяжело руками вырезать фетр. Может пробойник какой-то попробую сделать. Фетр закрепляю на двухсторонний скотч как временное решение.

3D проект, корпус


Автор макета Олег Огилько https://t.me/olegogilko
Разработан детальный 3Д проект и чертежи для производства. Важные параметры, такие как: расстояние между динамиками, ширина лицевой панели, полезный объем были сохранены.


Автор макета Олег Огилько https://t.me/olegogilko

Сссылка на 3D онлайн, можно более детально рассмотреть корпус, покрутить, разобрать на части. Лицевая панель из МДФ 25 мм, остальные 19 мм.

Корпус будут делать в WaveCorp американский орех покрытый рояльным лаком. У Николая не первый раз заказываю качество исполнения на высоте!


Натуральный шпон Орех американский Frize

↑ Проект АС

Размер акустики необычный, больше полочников и меньше напольников. По размеру это все же полочная акустика, но обычные стойки к ней не подходят, поэтому сделал временные небольшой высоты. Для подавления стоячей волны внутри разметил три куска синтепона размером 0,5*0,2 м и толщиной 30 мм: один снизу в виде буквы «U», второй — вдоль задней стенки и третий сверху в виде буквы «П».
В итоге и получился вот такой проект:


Корпус сделал из МДФ/ЛДСП следующих размеров: ширина — 240 мм, глубина — 330 мм, высота — 530 мм. Толщина стенок — 22 мм, передняя панель из двух слоев МДФ (22 + 16 мм) общей толщиной 38 мм.


Фазоинвертор 190 мм диаметром 70 мм. Частота настройки 37 Гц. Корпус оклеен листовой пробкой на клей «Момент-столяр».

Комплектующие и смета

Ссылка на общую смету Google docs, которая будет корректироваться в процессе.

Динамик ВЧ SEAS Excel E0006-06 (T25CF001)


Динамик ВЧ SEAS Excel E0006-06 (T25CF001)


Динамик ВЧ SEAS Excel E0006-06 (T25CF001)


Динамик ВЧ SEAS Excel E0006-06 (T25CF001)

Внешне очень качественно сделан, хорошее покрытие, фланец из толстого метала. У некоторых T25CF001 как и у T25C003 есть провал на 16,9 kHz -6,1 dB, который довольно просто решается и описан здесь. У меня его не оказалось на обоих динамиках.

↑ Некоторые замеры

Замеры импеданса и АЧХ (1м, сглаживание 1/24 октавы)


Размещение акустики задумано так, чтобы ВЧ-головки были чуть ниже ушей, поэтому подставки именно небольшой высоты. Это уже вопрос предпочтений, можно не только пробовать с разной высотой, но и делать небольшой наклон от слушателя.
Акустика вышла с довольно хорошей чувствительностью, примерно в 89 дБ. В 16 м2 она комфортно звучала с одноваттным ламповым усилителем на 6П14П, плюс имелся небольшой запас по громкости. К достоинствам можно отнести способность играть на малой громкости, что важно для вечернего прослушивания.

Фильтр и его компоненты


P.S. — Зеленым цветом на схеме указаны резисторы, прозрачные — сопративление катушек.


Конденсаторы KZK White line
Здесь всё по рекомендациям автора, кроме конденсаторов, будем использовать KZK White line. Прослушывал, всё понравилось, ценник на них адекватный, поддержу отечественного производителя!

Акустический терминал Audiocore HD-534 Gold


Акустический терминал Audiocore HD-534 Gold
Отличное качество материалов, адекватный ценник. Специально для них разработал панели из стали 4 мм с порошковым окрашиванием. PDF чертеж кому надо, кстати к этим панелям подойдут еще многие терминалы подобной конструкции. Заказывал у ребят из Калуги.


Панель для акустического терминала. Сделано ребятами из vk.com/mill_grav

4-х полосная АС (Seas H1209 + Seas H1456 + ScanSpeak D7608 + SEAS H1149)

Конструкция АС разработана в соавторстве с cyberflipper

. История создания конструкции начинается с “Оптимы SE” Георгия Крылова. Сначала, “Оптима SE” была дополнена низкочастотным звеном на базе динамика Seas H1209. Затем, из трехполосной конструкции Георгия, была почерпнута идея разгрузить среднечастотное звено на базе динамика Seas H1456 купольным среднечастотником ScanSpeak D7608.

Объем оформления для H1209 был выбран в результате прослушивания двух корпусов объемами 40 и 75 литров, измеренные добротности 0,9 и 0,7 соответственно. Динамик в 75 литрах звучал спокойно, быстро и точно, но! менее “драйвово”. В результате решили остановиться на 55 литрах объема закрытого ящика.

Для H1456 выбран объем 8 л. По даташитовским параметрам это был оптимальный (0,7) ЗЯ.

Не смотря на сложности изготовления наклонной передней панели, решили пойти и на это. Фазочастотные характеристики динамиков относительно друг друга получились довольно удачными.

Поборолись за минимизацию дифракции от граней передней панели АС. Для этого СЧ, ВЧ и мидбасовый динамики были более-менее оптимально размещены на лицевой панели АС после моделирования в программе “Edge” (см. tolvan.com).

Частота, на которой BaffleStep дает -3 дБ для корпуса 35 см равна ~330 Гц, ниже идем к -6 дБ, выше к 0 дБ. В этом диапазоне работает мидбас H1456. В прототипе-трифонике этот провал по чувствительности вызывал некоторую потерю “панча”. Мидбас терялся на фоне сабвуфера и на некоторых композициях это было заметно. Попробуем решить эту проблему подбором передаточной характеристики ФНЧ для H1456 и увеличением частоты раздела H1209/H1456.

Решив сэкономить на габаритах корпуса (мой косяк), в качестве дополнительного объема для НЧ использовал 12 литров в верхней части АС. Этот объем остался после отгораживания переборкой отсека ВЧ и СЧ динамиков. С нижним объемом эти 12 литров сообщается тоннелем (4 л) сечением 100х130 см (это по бортикам переборок). Так вот, эти отсеки весьма хитро взаимодействуют между собой. И, хотя, при отсутствии заполнения, дефектов в звуке не обнаружено, такого лучше не повторять. Измеренная полная добротность H1209 в ящике соответствует 0,78. Если забить тоннель ватными матами, то добротность падает до 0,7. При этом искажается форма импеданса и звук теряет напор, агрессию, как будто это забитый тоннель эффективно откачивает из нижнего объема энергию.

Измерения АФЧХ динамиков проводились

с расстояния 1 м на высоте ВЧ динамика:

SEAS H1149:

ScanSpeak D7608:

SEAS H1456:

H1209 приведен снятым в ближней зоне с коррекцией BafleStep-а:

АЧХ общая:

Импеданс:

Автор: Ivanuch

Тема поддержки

Труба фазоинвертора

Мне понравилась в использовании ПНД труба водопроводная, стоит копейки, гладкая, легко режется, хорошая толщина стенок. В данном случае ПНД 75 мм SDR 17, толщина стенок 4,5 мм. Раструб делается легко с помощью стеклянной бутылки и строительного фена.


Труба Водопроводная ПНД 75 мм SDR 17

Troels в проекте использует готовую трубу, 68 x 150 mm с сужением и раструбом, у меня прямая труба с внутренним диаметром 66 мм. Расчеты в BassPort показывают: длина 166,6 мм, макс. скорость воздуха на выходе 22,52 м/с, что как бы печально и теоретически будут призвуки при максимальном ходе диффузора, если прикинуть по формуле получается от 500 до 1000 Гц будет шум + 12–15 дБ. Проверим…

2-х полосная мраморная АС на SEAS EXCEL E0041 и Morel MDT33

Я давно хотел сделать качественный небольшой громкоговоритель. Когда появилась бумажная серия динамиков SEAS EXCEL, я сразу подумал, что можно сделать наследника минимонитора на SEAS H1216 и Morel MDT30S. Не прошло и двух лет, как я смог приняться за новую разработку. Наследником 15 см мидбаса H1216 в серии EXCEL является такой же 15см E0041, который, в отличие от более дешевого собрата, имеет белую металлическую пулю. Ну а пищалку я решил использовать – Морель MDT33, которая отличается мощным магнитом и высоким разрешением.

Корпус делал мой товарищ – Борис для себя. Изготовлено под ключ за неделю в рабочее время. Так выглядит готовый громкоговоритель:

Это АЧХ динамиков в корпусе:

Детали в кроссовере стоят дорогие ленточные катушки и Мундорф и Джансен и конденсаторы Мундорф Суприм (все!). Это произошло оттого, что я испытывал на этих деталях, а потом удешевлять и ухудшать не захотелось.

Кроссовер, который установлен во всех последних АС выглядит так:

Катушка L4 стала Мундорф L71 (провод 0.7мм), конденсатор C4 – Мундорф MCap 400V). Резистор R5 стал 8.2 Ом. Нужно учитывать, что сопротивление R5 зависит от того, какое активное сопротивление у L4. Т.е. сумма этих сопротивлений должна оставаться примерно постоянной. У той катушки Solen, намотанной проводом диаметром 0.8 активное сопротивление равно (по паспорту) 1.93 Ом, а сумма этого сопротивления и R1 равна примерно 12 Ом.

Это АЧХ готовой АС:

АЧХ снималась с фильтром, который немного отличался от последнего варианта, схема которого приведена выше. Нижний график – с метра, верхний – с 50 см по оси твитера.

R2 было 2.7 Ома, а R1 и R3 были поменяны местами. В результате провал на 7-8 кГц стал поменьше. Собственно, контур L2, C2, R2 вместе с R1 и служат, чтобы убрать слышную яму на этой частоте.

Это АЧХ Е0041 в ближнем поле без фильтра и с фильтром:

Проблемное место в басовике – 600-800 Гц. Режектор L5R4C4 немного понижает этот участок, что значительно улучшает звучание изделия.

Это АЧХ трубы ФИ в ближнем поле без фильтра и с фильтром.

Видно сколько всего лезет из трубы. Если внутри корпуса поместить больше синтепона, можно значительно уменьшить высокочастотную “бахрому”, лезущую из трубы. Но так как труба направлена назад, то я этого делать не стал, чтобы не увеличивать потери в оформлении.

И в заключение эскиз корпуса, заказанного для демонстрационного громкоговорителя, который, теперь стоял в шоуруме компании “Аудиомания”, потом у меня и потом был продан.

Гриль:

Труба фазоинвертора представляет собой кусок импортной пластмассовой канализационной трубы диаметром 50мм и длиной 150мм. Внутренний диаметр – 46мм.

Так выглядит собранный громкоговоритель:

Гриль:

Вообще-то этот полочник должен служить верхней частью двухкорпусного громкоговорителя с активным разделением средневысокочастотного и низкочастотного звеньев.

Та некрашеная штука на фото, на которой стоит АС, и есть это низкочастотное звено. Там в ЗЯ установлен восьмидюймовый Cканспик 21W/8555-00 с диффузором из бумаги с углеродными волокнами.

Это не значит, что мониторчик – это только часть большой системы. Он имеет вполне взрослое звучание и сбалансированный тональный баланс.

Для людей, выросших из моего минимонитора, и владельцев малых комнат это большой шаг вперед.

Прошло много времени и я заказал мраморные корпуса для этих АС. Вот как это выглядит:

Стоит на стойке с полкой и основанием из такого же зеленого мрамора. Можно спросить, а что, кроме понтов в мрамоном корпусе? Вот совмещенные графики импеданса в МДФ и мраморе:

Ну и АЧХ:

И последнее. Те Морели MDT33, что были у меня, имели обыкновение через месяц работы сильно менять характер звучания (на более мягкий) и играть тише. Поэтому, на слух резистор R3 в фильтре можно уменьшить до 4-х Ом. Это получается,если впараллель подпаять резисто 27Ом. Приведенные здесь АЧХ были сняты на неприработанных динамикахс резистором 4.7 Ом.

В экземпляре в мраморном корпусе L1 0.39 мГн, так даже лучше на середине получается.

Динамик МДТ33 перестали выпускать, ему взамен Морель придумал: ET338, который выпускается с фланцем диаметром 110мм (как МДТ33) и 104мм (как большинство ВЧ динамиков).

Отличием является – 6 крепежных отверстий вместо 3-х. Диаметр их меньше, чем в МДТ33, и сделана выборка под шуруп. Шуруп диаметром 4мм не лезет в это отверстие, а выборка слишком мала дл головки шурупа 4мм. Поэтому, приходится крепить его шурупанми 3.5мм.

Второе отличие – оформление заглубления у купола.

Я использовал динамик с фланцем 110мм и сделал монитор с таким динамиком. У меня были подозрения, что можно оставить старый кроссовер, но я честно обмерил новый динамик, и вот, что получилось:

Импеданс:

АЧХ пищалки – точки; монитора с новой пищалкой и со старым фильтром (L1 0.39mH)- пунктир; и АЧХ монитора с новой пищалкой и новым фильтром – сплошная линия:

В фильтре поменялись два сопротивления: R5 (которое ранее равнялось 8.2 Ом в случае катушки Mundorf L71 5.6mH) стало 5.6 Ом (можно оставить 8.2), и R3, которое стало 3.9 Ом.

Новая пищалка оказалась чуть ровнее старой, но чувствительность у нее чуть меньше, что и вызвало уменьшение резистора R3. Характер звучания монитора почти не изменился. Хотя, если уровень ВЧ кому-то покажется низким, R3 можно еще немного уменьшить. Видно, что АЧХ укладывается в ±2,5 дБ.

Ну и внешний вид (не вкручена половина шурупов):

Позади стоит мраморный старший брат.

Автор проекта: Георгий Крылов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]