Чем мониторы отличаются от колонок — главные различия 2 видов акустики

Акустических систем так много: есть компактные для компьютеров, переносные беспроводные колоночки, мощные кинотеатры, есть модели со статусным значком Hi-Fi, а есть мониторы. Чем они отличаются от обычных колонок, есть ли вообще разница и стоит ли платить за них немалые деньги? Статья — как раз об этом. В ней рассказывается:

  • что такое студийные мониторы и для чего они нужны;
  • чем они отличаются от хай-фай устройств.

Также в статье даются советы, которые помогут подобрать вариант по назначению и не разочароваться.

Что такое студийные мониторы и для чего их используют?

Студийные мониторы — это не мегамощные комплекты. Их главное преимущество вовсе не в этом, а в идеально сбалансированных АЧХ. Такие показатели необходимы для создания, а не прослушивания треков. Проще говоря, они используются в звукозаписывающих студиях. Вот чем мониторы отличаются от обычных колонок.

Примечание: достойные мониторы делают Yamaha, Klipsch и другие продвинутые бренды.

Зачем нужны студийные мониторы

С развитием технологий домашние проджект-студии, в которых записывается предварительная идея трека, прежде чем попасть в руки профессионалам, перестали быть редкостью. Технические характеристики мониторов позволяют контролировать баланс всех инструментов композиции в домашних условиях.

Возможно, пригодится: ТОП-10 самых популярных портативных колонок

Только так можно добиться желаемого результата при сведении записанных дорожек в один самостоятельный аудиофайл. Для контроля качества звучания во время записи «живых» студийных сессий тоже обязательна мониторная акустика.

Примечание: хороший пример не слишком дорогих, но качественных студийников хай-фай класса — JBL Studio Monitor 4365. Эта двухканальная пассивная система выдает 300 Вт звука, и детализация у нее отменная.

Только профессиональные мониторные системы дают возможность услышать «честный» звук рабочего материала. Они ориентированы на работу в студии, помогают звукорежиссеру отыскать ошибки, допущенные музыкантами при записи. С их помощью можно услышать нарушение баланса частот/громкости при создании микса. Выбирать мониторы, исходя исключительно из «красоты» звучания — неверная позиция. Впрочем, такую акустику можно использовать и просто, чтобы слушать музыку.

Интересно: «студийный монитор» — не обязательно колонки. Это может быть видеомонитор, на котором контролируют качество картинки (или изображения вкупе со звуком) при студийном монтаже видео.

Калибровка сабвуфера

Сабвуферы должны быть очень тщательно калиброваны. С помощью бас свипов найдите оптимальную частоту кроссовера, которая обычно расположена в интервале от 60 до 80 герц.

Бас свипы это тона с частотами от 200 до 25 герц и одинаковым уровнем на всём своём диапазоне. Обращайте внимание на резонансы в районе частоты кроссовера. Теперь слушайте эти свипы только на сабвуфере, отключите колонки.

Расположение сабвуфера имеет большое влияние на стоячие волны и комнатные резонансы. В этом отношении крайне не желательно расположение сабвуфера в углу. Также не ставьте его рядом со стеной. Есть большая вероятность добиться однородного звучания, если он будет находиться в свободном положении.

В комнате с параллельными стенами воображаемое разделение пола на 16 квадратов поможет вам найти идеальное положение сабвуфера. Поделите длину и ширину комнаты на 4 и представьте линии на полу или даже сделайте временную разметку с помощью клейкой ленты. Теперь вы можете видеть на каких линиях сабвуфер, даже если он стоит свободно может стать причиной ненужных комнатных резонансов. Поэтому не ставьте его ни на одну из линий, тем более в местах пересечения.

Если вы найдёте такое положение, где в точке прослушивания бас свипы будут звучать одинаково на сабвуфере, то переходите к настройке фазового положения между ним и мониторами. Проиграйте бас тон, близкий к частоте кроссовера, включив колонки, и начинайте крутить фазу сабвуфера. Фазовое положение, в котором бас звучит громче всего в точке прослушивания – самое правильное. Теперь включите вашу любимую музыку, поставьте альбом, который прекрасно отмастерин. Настройте громкость на 85 дБ SPL и поднимите уровень сабвуфера до того значения, при котором вы почувствуете, что бас звучит как надо. Ваши мониторы в басовом диапазоне должны звучать сбалансировано на громкости 85 дБ SPL.

В главе о стратегии прослушивания вы узнаете об этих 85 децибелах во всех подробностях.

Если вас не удовлетворил результат, систематически делайте замеры с помощью измерительного микрофона и измерительного оборудования для того, чтобы найти идеальное положение вашего сабвуфера и настроить мониторы.

Как всегда есть несколько вариантов действий. В качестве примера я приведу самый простой вариант.

Во-первых. Временно расположите сабвуфер в позицию слушателя.

Во-вторых. Поставьте музыку с мощными басами и пройдитесь по комнате. Найдите место, где бас звучит лучше всего в той половине комнаты, где расположены колонки согласно правилам, которые будут раскрыты в следующей главе.

В третьих. Установите туда сабвуфер.

В четвёртых. Проверьте позицию фазы сабвуфера. Пошлите на мониторы и сабвуфер низкочастотный сигнал, равный частоте кроссовера, например 60, 80, или 100 герц и перемещайте ручку фазы сабвуфера вперёд и назад. Правильным будет то положение, при котором бас в точке прослушивания звучит наиболее громко.

В пятых. Проиграйте розовый шум на ваших мониторах и сабвуфере. В точку прослушивания установите измерительный микрофон, с верхушкой, смотрящей вверх, и пошлите сигнал на хороший спектральный анализатор.

Теперь вы вправе калибровать уровень и частоту кроссовера до тех пор, пока анализатор не начнёт показывать, по возможности, наиболее линейную частотную характеристику.

Hi-Fi акустика

Долгое время такие колонки считались аппаратом, близким к референсному звучанию. Аудиотехника этой категории популярна среди аудиофилов и сейчас, ведь Hi-Fi — достойнейшая альтернатива музыкальным центрам, причем дает им фору. Как таковые недостатки и преимущества Hi-Fi и мониторных устройств выделить достаточно сложно, ведь все зависит от целевого предназначения аппаратуры и личных требований.

В тему: ТОП-10 самых популярных стереофонических акустических систем

Стоимость студийников выше, чем цена системы класса Hi-Fi, однако многие модели мониторов активны, т.е. дополнительного усиления не требуется, и на этом можно сэкономить весьма существенно.

Главный нюанс состоит в том, что акустика Hi-Fi уровня, тем более в том случае, если она укомплектована соответствующим усилителем, способна сглаживать дефекты аудиофайлов, компенсировать качество записи и т.д., позволяя слушателю получить наиболее комфортный слуху звук. Мониторы универсальны в плане выбора музыкального направления, и это их безусловный плюс. Уровень детализации, частотный баланс и прочие параметры также на высоте. Но малейшие недочеты микса сразу же вылазят наружу, что полезно для профессионалов работающих в студии, однако совершенно не нужно большинству меломанов.

Крутая и беспроводная: Обзор портативной колонки Sony SRS-XB31

Расположение колонок

Стандарт

Эта иллюстрация показывает установку Surround системы для DVD аудио и SA CD, согласно стандарту ITU 775. Если вы устанавливаете стереосистему, то вы должны иметь ввиду, что расположение передних колонок должно оставаться таким же. Когда вы устанавливаете мониторы в студии на миллиметровке набросайте угол в 60 градусов, т.е. 30+30 градусов.

Вы можете определить оптимальное расстояние от точки прослушивания на основе расстояния между левой и правой колонками. Или наоборот, найти промежуток между колонками, основываясь на расстоянии между позицией слушателя и колонками.

Твиттер должен находиться на высоте 120 см. от пола, т.е. напротив ушей сидящего человека. Если мастеринг инженер высокий, то конечно нужно ставить колонки повыше.

Характерной чертой мастеринг студии является тот факт, что колонки обычно располагаются максимально свободно. Во многом заимствуется стиль современных гостиных комнат. Не потому что это выглядит модно или стильно, а из-за того, что у свободно стоящих колонок качество воспроизведения лучше. Большие столы и микшерные консоли приводят к появлению эффекта гребенчатого фильтра и значительно ухудшают звучание колонок из-за смешивания прямого звука с отражениями.

К примеру, в студии Боба Каца вы не найдёте обычного стола. Вместо этого, он поставил посреди комнаты напротив дивана небольшой столик на колёсиках, на котором располагается самое необходимое оборудование.

Я, в свою очередь, пошёл на такой компромисс: поставил стол шириной примерно 90 сантиметров. Это довольно небольшая отражающая поверхность. На этом столе помещаются самые неотъемлемые приборы и стоят плоские ЖК мониторы. Это позволяет мне проводить очень точную настройку параметров, сидя в зоне наилучшего восприятия.

Эффект гребенчатого фильтра появляется тогда, когда прямой, т.е. оригинальный сигнал смешивается со своими копиями, отражёнными от поверхности. Неудивительно, что этот акустический феномен появляется так часто. Кто ездил ночью на велосипеде, который оснащён генератором, проезжая мимо дворов, заборов, знает, о чём я говорю. Этот эффект меняется с каждым изменением отражения и в результате искажается звучание самого источника.

Если вы очень хотите познакомиться с эффектом гребенчатого фильтра, попросите вашего коллегу помахать под носом любым плоским предметом перед вами и сбоку от вас в то время, когда вы слушаете музыку. Эти движения станут причиной появления фазовых эффектов, которые очень заметно изменяют звучание. Они появляются из-за короткой задержки отражения звука от прямого. Эти две порции затем смешиваются в ухе и в зависимости от расстояния приводят к усилению одних частот и ослаблению других. Это можно очень наглядно представить с помощью розового шума, сгенерированного в Wave Lab.

Скопируйте дорожку и поиграйте с её задержкой относительно оригинала. Используйте возможность звукового монтажа в Wave Lab.

На спектральном анализаторе мы видим характерные для гребенчатого фильтра зазоры.

Стойки для колонок должны быть очень тяжёлыми, чтобы поглотить шумы, производимые конструкцией. Или устанавливайте колонки на шипы, чтобы механически изолировать от поверхности, способной к вибрациям. В идеале вам следует сделать и то и другое. В таком случае колонки защищены от резонанса, как самого корпуса, так и стоек, который появляется из-за колебаний. Большая колонка, установленная на очень лёгкую деревянную стойку, заставит её колебаться и производить очень неприятные басовые призвуки. Шипы имеют очень маленькую площадь поддерживающей поверхности. Такой поверхности будет очень сложно передать длинные волны, а значит низкие частоты.

Для того чтобы сделать стойки тяжелее вы можете заполнить их кварцевым песком. Большой массе потребуется больше энергии для того, чтобы начать колебаться. Кварцевый песок можно купить подешевле в магазинах «Сделай сам».

Направленность звучания колонок

Следует понимать, что колонки не должны стоять слишком близко к стене или к углам, т.к. бас распространяется кругами, а высокие очень направленно и линейно. В низкочастотном диапазоне появляется интерференция и гашение частот. Непрямой звук, отражённый от стены, в зависимости от её структуры и расстояния от неё может смешаться с прямым звуком со знаком «+» или «–», появляется эффект гребенчатого фильтра.

Бас, производимый сабвуфером, который расположен в углу, может восприниматься на 18 децибел больше свободного положения. Имейте ввиду, что звукопоглощающая пена не изменит этих характеристик, потому что она не поглощает низкие частоты.

Некоторые производители колонок дают строгие рекомендации по оптимальному расположению колонок.

Зона наилучшего восприятия

Зона наилучшего восприятия – это идеальное пространство для прослушивания. В этом месте существует виртуальный, или другими словами, фантомный центр. В этой точке прослушивания такие моно сигналы, как вокал или малый барабан слышны между колонками и находятся строго по центру. Направленность пищалок также играет роль в величине зоны наилучшего восприятия.

Для того, чтобы получить представление о её размерах, перемещайтесь перед колонками с лева на право и вперёд назад, обращайте внимание на пропорциональность высоких частот в музыке, которая сейчас играет. Как только вы услышите меньше высоких или почувствуете, что ведущий вокал больше не ведёт с фантомного центра – вы находитесь за пределами зоны наилучшего восприятия.

Работать ли в наушниках

Хорошие наушники, качественный предусилитель и соответствующие психо-акустические обработки будут очень полезным дополнением к хорошим мониторам. Но, ни в коем случае, не их заменой.

Наушники послужат хорошей альтернативой для последней проверки, помогут легко обнаружить артефакты.

Я рекомендую психо-акустическую обработку BAP-1000 от AKG. Сейчас этот прибор снят с производства, но всё еще продаётся по доступной цене. BAP-1000 вычисляет акустические характеристики 9 легендарных студий, после чего, определяет пространственное расположение сигнала.

Если вы сидите перед вашими мониторами и сигнал идёт только из левой колонки, прямой звук достигает только левого уха. Из-за размера и формы головы определённые частоты задерживаются и поэтому достигают правого уха несколько позже, кроме того, их уровень уже значительно ниже. Но в случае с наушниками сигнал может быть услышан в данном случае только в левом ухе.

Каждый знаком с неестественным чувством, будто музыка звучит внутри головы, когда вы слушаете её в наушниках. Психо-акустический предусилитель добавляет естественную пространственную информацию, которая теряется таким образом. Следовательно, с его помощью вы ожжете испытать естественное пространственное восприятие в наушниках. Как и в случае с мониторами, чем больше вы знаете свои наушники, тем лучше.

Что выбрать?

Выбирая акустику, важно учитывать всего лишь три вещи:

  1. технические характеристики — и у Hi-Fi аппарата, и у мониторных моделей они на высоте;
  2. личные предпочтения, а также особенности слуха (придется послушать системы «живьем»);
  3. роль, которую будет играть система: будет ли она служить для подзвучки кино или же нужна для профессиональной работы.

Тип акустикиДля чего подойдет
Обычный — домашний — акустический комплект/музыкальный центрЕсли музыка — это просто фон, который нужен для атмосферы во время отдыха, работы, занятия повседневными делами и т.д. К тому же такой выбор позволит существенно сэкономить: даже напольные беспроводные колонки как F&D T-60X могут быть гораздо дешевле аппарата хай-фай.
Hi-Fi системыЭто выбор тех, кому в музыке важна не только громкость, но и насыщенные, великолепно сбалансированные частоты, которые позволяют насладиться всеми красками композиции. Детализация звучания тут на высоте, так что подобные колонки, например, DALI Zensor 1 подойдут придирчивым меломанам.
Студийные мониторыОптимальное решение для людей, цель которых — создавать музыкальный продукт, причем не на уровне любителя-самоучки, а не хуже, чем профи в студиях с мировым именем. Проще говоря, если материал создается для дальнейшей публикации на лейблах, радиостанциях и для других коммерческих задач, то без мониторов здесь никуда, даже если после предварительного продакшена материал отправится на доработку в профессиональную студию. Кстати, довольно популярная фирма, которая создает мониторные девайсы — JBL.

Ликбез: Двухполосные и трехполосные колонки — в чём разница: 3 вида динамиков в акустике

Тем, кто хочет просто увеличить громкость или покупает акустику для развлечений: просмотра фильмов, вечеринок с караоке и музыкой, достаточно просто хорошей стереосистемы или же домашнего кинотеатра. Более требовательным ко звуку пользователям стоит присмотреться к Hi-Fi моделям: умопомрачительная детализация, «выравнивание» частотного баланса позволяют расслышать каждый инструмент и насладиться его звучанием. Для создания собственных композиций необходимы студийные мониторы: в них точно будут слышны даже малейшие недочеты, а это поможет добиться идеального звука.

Мониторы ближнего поля.

Первыми в мире стандарт студийного мониторов ближнего поля сформировали Yamaha NS-10. Начало выпуска 1981г.

Yamaha NS-10m

До Yamaha NS-10 ближний мониторинг выстраивался из серии “кто на что горазд”. Yamaha NS-10 и ее модификация Yamaha NS-10M де факто стала неким стандартом и ориентиром для звукорежиссеров во всем мире.

Посмотрим как они сделаны.

Объём 10,4 л. НЧ 180-мм драйвер с легким бумажным диффузором. ВЧ 35-мм динамик (с большей диафрагмой, чем это принято в hi-fi). Кроссовер двухполосный, второго порядка, пассивный; Частотный диапазон 60 Hz до 20 kHz; чувствительность 90 dB. Частота раздела головок 1,5 kГц; Импеданс 8 Ом.

Фильтры-Yamaha-NS-10M

Изначально Yamaha NS-10 задумывались в качестве бытовых hi-fi акустических систем. Но в качестве бытовых АС они не имели успеха. Международной hi-fi прессой и аудиофилами они были встречены жестко «в штыки».

Однако Yamaha NS-10 были с восторгом приняты большинством звукозаписывающих студий в качестве мониторов ближнего поля. После чего были модифицированы с целью увеличения перегрузочной способности, которой не хватало. Добавилась литера М, – и они стали Yamaha NS-10М.

Если набрать в Яндексе запрос “студия звукозаписи”, на около четверти картинок вы увидите мониторы Yamaha NS-10М. При этом это могут быть суперсовременные, и весьма “навороченные” студии. Напоминаем, прошло 40 лет с момента выпуска NS-10.


Мониторы Yamaha NS-10М в студии


Студия Power Station at BerkleeNYC. На микшере стоят мониторы Yamaha NS10M

Не следует думать, что эти мониторы запредельно замечательные, и по этой причине оказались так сильно востребованы. Наиболее точно ситуацию описал один мой знакомый музыкант, занявшийся производством контента – “все фонограммы звучат дерьмово, но понятно, и одинаково дерьмово”.

И сделаны они плохо. Набили уплотнителя под завязку, что не есть хорошо. Про фильтры промолчу, – и так все видно.

Об уровне культовости Yamaha NS-10 говорит такой факт, что даже сейчас, спустя многие десятилетия, промышленно производятся их клоны.


Avantone CLA-10 Passive Studio Monitor

Явное и очевидное отличие Yamaha NS-10 от бытовой акустики. Частота раздела динамиков – 1,5 kГц. И это в 1981г.!!! Так низко не делят динамики в двухполосной бытовой акустике даже сейчас.

Подробнее о схемах деления головок АС, и какой результат при этом получается, можно почитать здесь.

Вполне понятно, что они были встречены «в штыки». Слушать музыку на двухполосной акустике с такой низкой частотой разделения головок абсолютно не комфортно.

Проблема не в частоте сопряжения динамиков. Фильтры крутят фазу на 180 градусов. Соответственно на частоте 1,5 kГц фаза переворачивается. Если бы на 1,5 kГц у НЧ/СЧ динамика был бы естественный спад, то все было нормально для восприятия слушателями. Мы вернемся к этому вопросу в последней главе статьи, – мониторы дальнего поля.

Успех этих мониторов был не в ровной АЧХ.

Могу предположить, что Yamaha NS-10 была первой двухполосной акустикой, в которой начали делить полосы так низко. И именно это обусловило успех в студиях.


Yamaha NS-10M, АЧХ

Расшифровка отдельных рисунков:

Рис. 6. Характеристика монитора Yamaha NS-10M в условиях “свободного поля”.

Рис. 7. Характеристика монитора Yamaha NS-10M, установленного на полке микшера.

То есть, эти мониторы изначально были ориентированы на мониторинг средне- верхнечастотного диапазона. А нижний басовый регистр только обозначался.

При этом в студиях не особо заворачиваются как ставить мониторы. Горизонтально или вертикально. Обычно этот вопрос находится вне дискурса. Как положили так и хорошо.

Хотя разница в АЧХ при горизонтальном или вертикальном положении мониторов, особенно при перемещении головы слушателя, будет колоссальной. Смотрите разницу АЧХ от их расположение на картинке выше.

Да, АЧХ будет сильно разной, но на качество восприятия материала и результат сведения это мало влияет. Звукорежиссеры это практически знают. А тем, кому интересен этот вопрос, могут почитать нашу статью – Почему в акустике не работает принцип ксерокса?

Это еще раз к тому, что и в “студийке” и в бытовом аудио, адекватные люди, не ставят себе задачу привести АЧХ к максимально плоской линии.

Для полного попадания в современный стандарт студийных мониторов Yamaha NS-10 необходимо было сделать всего два шага.

Шаг первый, – переход с пассивного деления полос к активному. Так называемому Би-ампингу. Когда полосы выделяются RC цепочками, в слаботочном тракте перед отдельным усилителем для каждого динамика. И никаких пассивных фильтров в тракте (между динамиками и усилителями) нет.

На слух активные фильтры “звучат” совершенно не так как пассивные. Дело не только в разборчивости, “характер” звучания активных и пассивных фильтров на слух совершенно разный. Хотя графики спада полос, АЧХ у них могут быть абсолютно аналогичные. В большинстве случаев вызвано это тем, что при пассивной фильтрации разные динамики могут вводиться в разные режимы управления и согласования с усилителем. Кому интересно, поподробнее, с этим вопросом можно ознакомится здесь:

  • Характер” звучания. Выбор типа сведения бытовых АС.
  • Назначение аудио конденсаторов в тракте акустики.

Использование активных фильтров позволяет почти ни чем себя не сдерживать.

В пассивной фильтрации конечно можно нагородить что-то типа 3-4 порядков. Но уровень получаемой нелинейности, и как следствия итогового качества этих фильтров будет непотребен. Хороший результат получить невозможно.

В активной же фильтрации нет нелинейностей. Точнее искажения находятся на микроскопическом уровне. В сравнении с пассивными фильтрами, они не имеют никаких искажений. А порядки фильтров можно набирать по сути бесконечно:

Типовая схема фильтров студийных мониторов. (неверен номинал конденсатора на ВЧ)

Динамики в студийных мониторах делятся предельно низко и очень жестко.

Таким образом из динамиков выдавливают по максимуму все, на что они способны.

И это очень логично! Если твиттер хорошо воспроизводит ВЧ, то пусть он только эти ВЧ и воспроизводит. И не перегружается средними частотами.

Если в бытовом Hi-End умиляются звучанием первого порядка на ВЧ, попутно нагружая твиттер еще парой октав снизу.. То в мониторных системах ни чему не умиляются. ВЧ динамику дают “играть” только ВЧ, жестко вырезая его полосу. Именно то, что он хорошо умеет делать и для чего предназначен.

С НЧ/СЧ звеном поступают аналогичным образом. Ему дают “играть” только тот диапазон частот, который он замечательно “играет”. Именно от жесткого выделения полос итоговая разборчивость получается великолепная. А мощность (отдачу) ВЧ динамика можно поднять в четыре раза!!! (так как он не перегружен теми частотами которые не “играет”).

Обычный человек, впервые сталкивавшийся со звучанием качественных мониторных систем, сразу отмечает, насколько кратно более высокое звуковое давление они создают без перегрузки. В сравнении с бытовой акустикой тех же габаритов.

И здесь совершается последний шаг, который формирует, единый на настоящий момент стандарт, студийных мониторов.

Как отмечалось ранее, в сильноточном тракте акустики (между усилителем и динамиками) исчезли катушки с эмалированным проводом и прочий “мусор” с его дикими нелинейностями. В купе с возможностью жесткого выделения полос это раскрывает новые возможности. Динамик воспроизводящий НЧ/СЧ частоты может быть и становится:

  1. С более тяжелой подвижной системой
  2. С более жестким подвесом (меньшим эквивалентным объемом)

Происходит то, что условно можно назвать его “сабвуферезацией“. Так, жесткие, и очень тяжелые диффузоры динамиков сабвуферов стали возможны только тогда, когда появилось возможность активной для них фильтрации.

Пример. При пассивной фильтрации невозможно получить хоть какой то адекватный результат с НЧ головкой с параметрами: 10 дюймов, VAS 30 литров, Масса подвижки 200гр. А вот в при активной фильтрации, вполне приличный результат может быть получен если жестко ограничить диапазон воспроизводимых частот этого динамика до 150Гц.

Аналогично и у студийных мониторов. Массу подвижной системы увеличивают раза в два, а VAS уменьшают раза в 2-3 (от значений типичных для Hi-Fi). Что очень хорошо видно если заглянуть внутрь студийных мониторов. В сравнении с бытовыми АС в них почти нет объема.

Студийные мониторы внутри

И разумеется никакие бумажные диффузоры на НЧ/СЧ теперь уже не требуются, – для той полосы частот которую они воспроизводят сгодится практически все что угодно.. пластмасса, кевлар итд.

Для целей аудиоконтроля пластмассовые диффузоры даже лучше, – они дают почти идеальную, ровную АЧХ в полосе используемых частот. Так как пластик, в отличии от бумаги, это однородная субстанция. И локальных выбросов АЧХ у пластмассы практически нет.

И получается ровно то что нужно для аудиоконтроля: компактность, высокая перегрузочная способность, разрешение.

Но существует один единственный недостаток. Жесткое искажение фазы. Все кто работают с аудиоконтролем прекрасно знают и понимают эту специфичность. Она едина для всех студийных мониторов, и всеми выучена.

Приблизительно понятно, как готовый материал будет звучать на широкополосной акустике, на которой собственно и слушают музыку подавляющее число людей. А для контроля наличие ошибок, – в любой студии стоит тот или иной вариант широкополосной акустики. Делают и широкополосные студийные мониторы (ближнее поле). Они не для сведения, а именно для понимания общей картины, иначе можно очень сильно улететь.


Широкополосные студийные мониторы

Трехполосная акустика в студийной практике для сведения, мастеринга никогда не используется. Если жестко отфильтровать полосы трехполосной АС, искажения фазы достигнет уровня, когда полностью теряется понимание, где, что находится.

Трехполосная акустика действительно ставится в дальнее поле студий звукозаписи. Но не для сведения и мастеринга. А для того что бы понимать общую картину, тональный баланс и уровень НЧ. Но ставят ее в дальнее поле.

А весь мастеринг всегда производится в самом ближнем поле. И всегда на двухполосных АС.

Да и сами музыканты должны же как-то послушать, что они там понаиграли. А их вместе с продюсерами и друзьями, если человек 10-15 будет, то это еще немного. Вот они и слушают мониторы дальнего поля. А в ближнем поле помещается всего один человек.

Особенности выбора

Исходя из конструктивных особенностей, подобные приспособления делятся на два вида: активные и пассивные. Первый от второго будет отличаться наличием усилителя встроенного типа. Если планируется покупка только пассивных элементов, то следует дополнительно приобрести качественный усилитель. Почитателей как пассивных, так и активных установок предостаточно. Невозможно с точностью определить, которая из конструкций лучше. В пассивных какие-либо лишние элементы отсутствуют. Активные стоят дороже, однако в комплекте с ними предоставляются усилители, что делает качество звучания выбранной модели максимально подходящим.

Также следует отметить, что студийные установки различаются по степени действия: дальние, средние и ближние. Отличительной особенностью станут габариты выбранных приспособлений.

Для обустройства домашней студии следует учитывать квадратуру выбранного помещения. В небольших комнатах рекомендуется устанавливать модели до 8 дюймов (ближнего действия). Также не лишним будет позаботиться о качественной звукоизоляции.

ПлюсыМинусы
Активные1. Не перегорает со временем, так как используемая схемотехника проходит серьезные проверки. 2. Опция тонкой подстройки, которая позволит выставить необходимые параметры, исходя из особенностей используемого помещения. 3. Усилитель идет в комплекте. 4. Обилие аналоговых и цифровых входов. 5. Область применения.1. Звукорежиссер не сможет управлять громкостью с рабочего места. 2. Сложность последующего ремонта. 3. Обилие проводов.
Пассивные1. Аппаратное управление громкостью. 2. Продуманное акустическое пространство. 3. Быстрый поиск поломки и ее дальнейшее устранение. 4. Лишние элементы отсутствуют. 5. Оснащены только сигнальным проводом. 6. Простота монтажа.1. Неподвижность после установки. 2. Предусмотрен только линейный и акустический вход. 3. Потребуется вспомогательный тракт усиленного типа.

Рейтинг лучших недорогих моделей

Axelvox PM – 5 A

Относится к категории студийных мониторов новой серии. Угловые модели, которые относятся к бюджетному ценовому сегменту. В отличие от большинства изделий, представленных на рынке, в этом комплекте они идут парой. Рекомендуется использовать при обустройстве небольшой студии звукозаписи из-за компактных габаритов установки. Особого успеха разработчикам удалось добиться при максимизации частот звучания и детализации высоких и средних диапазонов за счет адаптации СЧ/НЧ драйверов. Ровности на применяемых диапазонах можно добиться за счет выставления АЧХ параметров. С поставленными задачами, а именно работой с высокими частотами, конструкции справляются превосходно. Присутствует опция разделения фильтров. Вес набора составляет 11 кг.

Средняя цена – 12570 рублей.

Axelvox PM – 5 A

Достоинства:

  • 75 Вт;
  • стоимость;
  • габариты;
  • возможность обустроить небольшую студию.

Недостатки:

  • басы сложно назвать безупречными.

KRK ROKIT 5 G3

Удобное в использовании и недорогое приспособление, которое считается популярным продуктом от именитого производителя KRK. Двухполосная конструкция для становления ближнего поля мощностью в 50 Вт. Щелевой фазоинвертор претерпел существенных изменений. Гарантирует улучшенную передачу низких частот. Максимальный показатель SPL претерпел обновления B и A класса. Выдает 106 дБ и работает в диапазоне 45-36 тыс. Гц. Отдельного внимания заслуживает Bi-amping опция, которая отвечает за усиление и разделение верхних и нижних диапазонов. Для изготовления корпуса используется качественный MDF. Вес комплекта 5,9 кг, при габаритах 18,8х28,4х24,6 см.

Цена – 13200 рублей.

KRK ROKIT 5 G3

Достоинства:

  • дизайн;
  • экранирование;
  • автовыключение;
  • широкий диапазон;
  • чистые серединки и верха;
  • сборка.

Недостатки:

  • заводской брак — не редкость.

Pioneer S-DJ50X

Популярная модель от легендарного производителя. Качество сборки ощущается, даже несмотря на то, что конструкция относится к среднему ценовому сегменту. Рекомендуется для обустройства рабочего кабинета продюсеров и ди-джеев. Набор выдает 80 Вт. Габариты элементов – 1 дюйм (ВЧ) и 5 дюймов (НЧ). Характерной особенностью считается наличие диффузоров выпуклого типа и мягкого купола. Следует отметить, что производитель успешно интегрировал технологию DECO, которая ранее наблюдалась только в топовых моделях. Стало проще контролировать верхние частоты, за счет пространственного направления диффузоров.

В мембранах присутствует армированное волокно, которое благоприятно сказывается на характеристиках фронтальной системы отражения низких частот. Вне зависимости от выставленной громкости, качество воспроизведения будет потрясающим. Порт под фазоинвертор находится с фронтальной стороны корпуса. Применяются исключительно стандартные разъемы. Система автоматически перейдет в режим ожидания после 25 минут полного бездействия. Вес комплекта составит 6,5 кг, при габаритах 19,7х30,1х26,2 см.

Цена – 14500 рублей.

Pioneer S-DJ50X

Достоинства:

  • опция автоотключения;
  • качественные НЧ;
  • звучание;
  • топовый производитель.

Недостатки:

  • возможность регулировки НЧ отсутствует.

Behringer Truth B 2031 A

Продукция от немецкого производителя славится качественностью и функциональностью. Фазоинверторный активный монитор двухполосного типа. При изготовлении используются качественные материалы: кевлар предназначен для вуфера с мембраной, шасси – из алюминия, отлитого под высоким давлением. Высокое разрешение двухдюймового ленточного излучателя. Наличие системы двойного усиления для увеличения показателя мощности. Чтобы достичь максимально ровной АХЧ, производитель осуществляет в процессе сборки ручную коррекцию. Протокол измерения прилагается к каждому экземпляру.

Монитор с номинальной мощностью в 140 Вт, максимальной – 265 Вт. Возможный показатель звукового давления – 116 дБ SPL. Низкие и высокие частоты поддерживаются отдельно. Магнитная защита присутствует. Вес изделия – 15 кг при параметрах 25*40*29 см.

Средняя цена – 16264 рубля.

Behringer Truth B 2031 A

Достоинства:

  • фильтры разделения для настройки звука в ручном режиме размещены удобно;
  • отменная детализация тонких оттенков;
  • мембрана из кевлара;
  • соотношение цена / качество.

Недостатки:

  • порог автовыключения высоковат.

Установка и позиционирование

Очень важно не просто выбрать хорошие мониторы, но и суметь их грамотно расположить – в этом есть много подводных камней, на которые натыкаются новички. Выбрать такую точку для монитора, чтобы слушатель получил правильный звук без искажений может быть не так просто. Вообще, использование мониторов среднего поля (о них ниже) в больших студиях и контрольных комнатах подразумевает соответствующее акустическое оформление помещения.

Отражение от стен и других поверхностей может помешать процессу микширования, но при этом это не так критично, если речь идет об использовании мониторов ближнего поля, когда слушатель находится слишком близко к источнику звука. Однако мониторы и ближнего, и среднего поля могут страдать от отражения звука, исходящего с боковых сторон. Это отражение повлечет изменения в частотном диапазоне и не лучшим образом повлияет на все звучание в целом. Чтобы избежать подобных проблем, следует пересмотреть расположение мониторов в помещении. Также, возможно, имеет смысл подумать об акустическом оформлении поверхностей. Стоит сказать, что малейшее перемещение источника звука может сильно сказаться на его восприятии.

Конечно, вряд ли получится правильно расставить мониторы с первого раза, уделив этому процессу всего несколько минут. Здесь понадобится провести несколько проверок, чтобы найти лучшее положение для монитора. Для тех, кто не до конца полагается на собственный слух, существуют специальные системы, состоящие из ПО, измерительных микрофонов и специальных АЦП, которые позволят подстроить выходной сигнал под определенное помещение.

Иногда для хорошего звучания следует отредактировать не только угол монитора, но и высоту, на которой он расположен. В идеале, твитер должен располагаться на уровне ушей и немного под наклоном, так монитор будет полностью направлен на слушателя. Также стоит уделить внимание и монтажу мониторов, а также конструкциям, используемым для их установки. Существуют стойки и подставки, выполненные из специальных материалов, они призваны подавлять лишние вибрации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]