Студийные мониторы Focal Alpha
Идея использовать в домашней системе активные мониторы приходит в голову многим меломанам. Однако чаще всего она разбивается об известный стереотип, согласно которому студийной акустике якобы не хватает музыкальности. Ну что же, у этого предубеждения есть технические основания: профессиональные мониторы разрабатываются для акустически обработанных помещений студий звукозаписи. Размещённые в обычной квартире, они не всегда способны реализовать свой качественный потенциал и теряют главное преимущество — точность.
С этой точки зрения контрольные мониторы Focal Alpha уникальны — их разработчикам удалось свести к минимуму влияние акустики помещения, они не имеют выраженных жанровых пристрастий и при этом относительно недороги, что делает их чрезвычайно привлекательными для бюджетных студий, включая домашние, а также обычных стереофонических систем.
Появление серии Alpha стало возможным благодаря огромному технологическому потенциалу Focal, в частности, многим решениям, реализованным прежде в эталонных мониторах SM9, а также богатому опыту в разработке собственных драйверов. На роль пищалки выбрали фирменный твитер с инвертированным алюминиевым куполом — он характеризуется прекрасной линейностью в верхней части диапазона, высоким разрешением и к тому же не вызывает усталости при длительном прослушивании. Басовый динамик с диафрагмой из запатентованного материала Polyglass обеспечивает нейтральность и прозрачность звучания, отсутствие окраски во всём рабочем диапазоне от верхних средних до самых низких частот. Два увеличенных в диаметре порта фазоинвертора, выведенные на фронтальную панель, позволяют устанавливать акустику в малых помещениях и в непосредственной близости от стен. Усилители — класса АВ с увеличенным выходным током, что сводит к минимуму искажения в широком диапазоне громкости. На ВЧ и НЧ/СЧ-драйверы работают усилительные модули разной мощности, что позволяет оптимизировать энергопотребление.
В составе серии — три двухполосных модели (различаются калибром НЧ/СЧ-динамика, мощностью усилителей и диапазоном частот): Alpha 50 (13 см, 20 + 35 Вт, 45 — 22000 Гц), Alpha 65 (16,5 см, 35 + 70 Вт, 40 — 22000 Гц) и Alpha 80 (20 см, 40 + 100 Вт, 35 — 22000 Гц). Для адаптации звучания к разным помещениям предусмотрена плавная коррекция уровня НЧ и ВЧ, а для совместимости с разными источниками — регулировка чувствительности. Входы — как симметричные XLR, так и обычные RCA.
Ориентировочные цены в России (за одну колонку): Alpha 50 — 18700 руб, Alpha 65 — 22300 руб., Alpha 80 — 26100 руб.
поделиться
Tags: FocalShowroom
Верность традиции
Наушники Focal Spirit Professional Цена – 21 800 руб.
Акустические системы Focal разного уровня — от Hi-Fi до Top End — регулярно оказываются в лаборатории Hi-Fi.ru. Наушники же прославленной французской марки попадают в поле зрения наших экспертов гораздо реже, что объясняется недавним появлением соответствующей линейки в каталоге компании. Так или иначе, вполне естественно решение Focal реализовать огромный опыт, накопленный ею в течение десятилетий, в этом относительно новом для нее классе продукции.
В настоящее время в производственной программе Focal представлено три модели наушников: Spirit One, Spirit Classic и, наконец, рассматриваемая в рамках настоящего обзора Spirit Professional. Первыми в 2012 году были выпушены Spirit One, которые сразу же, можно сказать, с колес получили престижную награду EISA как лучшие портативные наушники 2012—2013 г. Известно, что такие награды не даются просто так, «за имя». Модель Spirit Professional вышла около года назад и за это время уже успела собрать немало лестных отзывов в специализированной прессе, главным образом западной.
Наушники Focal близки друг другу как внешне, так и в конструктивном отношении. О последнем можно судить на основании их спецификаций. Все они 32-омные, закрытого типа, во всех использован 40-миллиметровый драйвер с композитной майларово-титановой мембраной и высокоэффективным неодимовым магнитом. Они одинаковы по частотному охвату (5 Гц — 22 кГц) и уровню искажений (менее 0,3%, 1 кГц / 100 дБ); есть незначительные отличия по чувствительности (звуковому давлению) и массе.
Использование майлара в качестве материала для диафрагмы электродинамического преобразователя (в том числе в составе композита) довольно необычно, чего не скажешь о титане. Майлар (разработка DuPont начала 1950-х) практически незаменим для изготовления мембран электростатов, но я не слышал, чтобы он применялся в аудиотехнике для иных целей. К слову, по высочайшей прозрачности и воздушности звучания Focal Spirit Professional напоминают электростатические наушники и колонки. Они позиционируются компанией как изделие для профессионального использования (на что указывает и название), разумеется, наряду с домашним.
Сидят Focal Spirit Professional на голове очень удобно и вместе с тем плотно. Очевидно, конструкторы немало поработали, подбирая упругость оголовья и силы, возникающие в сочленениях при поворотах чаш. Через несколько минут ты вообще перестаешь их ощущать. Модель производит впечатление компактной, благодаря в том числе возможности складывать чаши внутрь для удобства переноски в комплектном чехле. Круглые динамики вписаны в геометрию овальных чаш строгой формы, закрыты крупноячеистой металлической сеткой и акустически прозрачной черной тканью. Оголовье состоит из трех частей: пружинящей центральной и движущихся внутри нее (в меру свободно, с фиксацией) не пружинящих боковых дуг. На чашах и внутренней центральной части оголовья имеется покрытие из пластичной пены, способной запоминать индивидуальный рельеф ушей и головы, и мягчайшей высококачественной синтетической кожи (приятно прикасаться к этим деталям наушников). Для чаш предусмотрено три степени свободы: они отклоняются на определенные углы в двух плоскостях, регулируется вылет дуг.
Focal Spirit Professional комплектуется двумя кабелями (подключаются слева): 4-метровым, со спиральным проводом (OFC) и комбинированным (3,5 / 6,3 мм) джеком (основной для прослушивания музыки), и кабелем для мобильных устройств, с 3,5-миллиметровым разъемом и интегрированным крохотным однокнопочным ПДУ для управления воспроизведением и функциями телефона (например, во время прослушивания музыки можно нажатием кнопки останавливать и возобновлять воспроизведение). Преимущество спирального кабеля заключается в том, что, когда ты с наушниками на голове отходишь от аппаратуры, он растягивается, но не путается под ногами в виде змеевидных излишков, пока ты рядом. В комплекте есть также стильный черный мешочек для переноски изделия. Приятное впечатление производит строгая черная упаковочная коробка с поролоновым ложем для наушников и сопутствующих аксессуаров.
Внешний вид Focal Spirit Professional сдержанный, даже строгий. Здесь изысканно сочетаются оттенки и текстуры черного цвета: глянец, полуглянец и матовая поверхность. Легкий контраст вносят проходящие посередине чаш, по их внешнему периметру, тонкие (около 2 мм) белые блестящие полосы. Важно сказать о привлеченном французскими дизайнерами эффекте мокрой поверхности: блестящие капли разного размера хаотично разбросаны на матовом фоне — наушники словно попали под дождь. Качество изготовления в целом и в деталях — самое высокое, что, в общем-то, обычно для продукта, носящего имя Focal.
Сидят Focal Spirit Professional на голове очень удобно и вместе с тем плотно. Очевидно, конструкторы немало поработали, подбирая упругость оголовья и силы, возникающие в сочленениях при поворотах чаш. Через несколько минут ты вообще перестаешь их ощущать. Пожалуй, никогда при тестировании наушников мне не доводилось испытывать такого большого воодушевления от соединения необыкновенного физического (телесного) комфорта с возникающим уже в самом начале прослушивания ощущением исключительной музыкальной приязни.
Не потребовалось слушать Spirit Professional долго и на разных записях, чтобы понять, что их звучание в высшей степени нейтрально. В первую очередь это касается идеально ровного тонального баланса. Тут наушники способны уверенно конкурировать с изделиями ряда производителей, которые у всех на слуху (как бренды, так и модели). Выше я уже замечал, что по легкости истечения музыкального потока, прозрачности и воздушности звучания устройство Focal напоминает электростаты. Оно формирует музыкальные образы одновременно очень свободно и очень строго. Довольно быстро возникает доверие к передаче им динамического рельефа, музыкального объема и тембровой палитры.
Здесь необходимо сказать несколько слов о существующих представлениях — в известной степени стереотипных и не всегда имеющих отношение к реальности — о звучании аудиотехники домашней и профессиональной. Случается, некоторые образцы профессиональной аппаратуры предлагают такой сверхвысокий уровень звуковой аналитики, что при прослушивании ты не столько внимаешь музыке, сколько выполняешь какую-то работу — техника словно вкладывает тебе в уши ноту за нотой пинцетом, да еще и в некоем стерилизованном виде… Звучание Focal Spirit Professional не доходит до таких крайностей, хотя, несомненно, должно быть аттестовано как весьма строгое и точное. Наушники позволят осуществлять профессиональный контроль фонограмм на самом высоком уровне (Professional), но при этом в их звуке всегда ощущается живое дыхание, дух музыки (Spirit). Иначе говоря, в них найден близкий к оптимальному баланс в преподнесении структурно-архитектонических и чувственно-эмоциональных — художественных компонентов музыки. Эти два аспекта уравновешены столь убедительно, что сочетание в названии модели упомянутых двух слов представляется вполне уместным, опосредованно, но довольно верно отражающим звуковую реальность.
Проявились и преимущества аккуратно реализованной закрытой конструкции: благодаря хорошей звукоизоляции мне не мешали коллеги, входившие и выходившие из нашей лаборатории. Вместе с тем закрытая конструкция не повлияла явно негативно на качество трансляции нижнего регистра. О последнем можно было судить по тому, как Focal Spirit Professional передавали записи симфонической музыки с низкими струнными (контрабасы) и ударными (литавры) и органа. Наушники совершенно не сдерживали высокой энергии удара в начале части «Прославление избранного» из «Весны священной» Стравинского. Вообще вся эта сложнейшая партитура транслировалась без каких-либо замутнений оркестровых текстур, искажения тембров, нивелирования динамических градаций и деформирования музыкального объема.
При в общем эффектной передаче глубочайшей педали большого соборного органа («Midnight at Notre-Dame») прослушивался лишь небольшой недостаток профундовой НЧ-энергии. Последнее было заметно также в Реквиеме Дж. Раттера, в котором встречается предельно глубокий бас (часть «Pie Jesu»).
Наушники позволят осуществлять профессиональный контроль фонограмм на самом высоком уровне (Professional), но при этом в их звуке всегда ощущается живое дыхание, дух музыки (Spirit). Иначе говоря, в них найден близкий к оптимальному баланс в преподнесении структурно-архитектонических и чувственно-эмоциональных — художественных компонентов музыки.
Этот необыкновенно музыкальный компонент раскрывает действительно очень много нового в знакомых записях, того, что способно восхищать и воодушевлять и как бы дает возможность услышать музыку заново, словно впервые. Подобные ощущения возникали при прослушивании, например, феноменальной записи фортепианных вариаций Ф. Жевски на тему чилийской революционной песни «Когда мы едины, мы непобедимы». Все — и сама музыка, и роскошный, глубокий тембр большого концертного рояля, и феноменальный пианизм Марка-Андре Амлена — представало с удивительной ясностью и эмоциональной свежестью.
О способности Focal Spirit Professional к тонкой тембровой, пространственной и динамической детализации можно было судить на основании звучания гитарных ансамблей (дуэты и квартеты на диске Dynaudio). Предельно ясно прослушивалось присутствие в музыкальной ткани разных исполнителей с разными инструментами и манерой звукоизвлечения, все удачи и несовершенства ансамблей… Очевидно, что и в относительно новых для себя продуктах Focal бережно культивирует верность многолетней традиции, принесшей компании мировую славу и заключающейся в стремлении к самом передовому конструктивному, качественному и звуковому уровню, традиции, отраженной в .