Изучая новые и новые цифровые источники, можно почувствовать скуку. Как и ранее с CD-плеерами, уже очевидно, что сегодня ЦАПы достигли определенного технологического потолка. Под верхней крышкой одно и то же — вот тороид, вот плата с чипом конвертера и приемником. Как сделать ЦАП снова желанным?
Ну и правда, чем же его можно украсить? Поставить еще больший тороид? Выглядит внутри такая консерва, конечно, внушительно, но зачем нужен сварочный аппарат для сигнала с размахом 3 вольта? Дать возможность пощелкать фильтрами? Сейчас это реализовано на уровне самого чипа, так что теперь любой китайский самодел за сто пятьдесят долларов может предложить подобные радости.
Техника RME относится к профессиональному сегменту аудио — вероятно, оттого здесь еще сохраняется определенная бодрость духа. Два последних продукта ADI-2 — DAC и Pro FS с АЦП-модулем — не скрою, потрясли меня своей архитектурой настроек и параметрами. Стоят они не три копейки, но абсолютно уверен, что за подобный технический уровень в бытовом High End просили бы раз в пять дороже. Данный обзор будет отличаться от традиционной структуры изложения, потому что изучение этих устройств продолжается и поныне, чему свидетельством подробный мануал RME более чем на сотню страниц. Поэтому начнем с самого очевидного — недостатков ADI-2, половина из которых — мнимые.
С чем сочетается
- Станет компонентом Hi-Fi-системы или партнером для компьютера и наушников или активных АС, обеспечивая к тому же широкие возможности по подстройке звучания под акустику помещения или под жанр музыки и вкусы слушателя.
Трудно припомнить такой же нарядный и симпатичный ЦАП/усилитель для наушников. Качество изготовления и отделки отменное.
RME – немецкая компания, с 1996 года занимающаяся разработкой и производством цифровой аудиоаппаратуры для профессионального применения. ЦАП/усилитель для наушников ADI-2 DAC FS – на сегодняшний день ее максимально приближенная к потребностям простого любителя музыки версия фирменных устройств для преобразования сигналов. Предшествующая этой модель RME ADI-2 Pro все же была адресована работникам студий, чему свидетельством набор входов и выходов, а также имеющаяся в наличии функция аналого-цифрового преобразования, которая, конечно, позволяет использовать этот аппарат как предусилитель, но Hi-Fi-пуристы обычно не приветствуют промежуточных конвертаций аналогового сигнала в цифровой. Убрав ее в тестируемом нами компоненте, его создатели смогли к тому же немного снизить стоимость продукта. В итоге получился вполне форматный аппарат, которому на Hi-Fi-рынке найдется немало аналогов.
Однако сказать так – значит сильно погрешить против истины и обидеть разработчиков. При знакомстве с ADI-2 DAC FS создается впечатление, что они, будучи большими знатоками цифрового звука и соответствующих технологий, просто не могли не поделиться с обычными пользователями хотя бы частью накопленного опыта и умений. А любовь в музыке – на сайте компании говорится, что большинство сотрудников RME играют на тех или иных инструментах – заставляет их делать все, чтобы она звучала как можно достовернее.
Первое из упомянутых обстоятельств привело к наличию у ЦАП многих параметров и функций, подлежащих настройке, а второе – к маниакальной борьбе (иначе и назовешь) за отношение сигнал/шум, разделение каналов, уменьшение КНИ и т.п., то есть за идеальные из возможных на сегодняшний день характеристики аудиокомпонента.
Устройство запитывается от комплектного адаптера. Можно использовать также внешнюю аккумуляторную батарею.
Конструкция и оснащенность
Небольшой – меньше тетрадного листа в основании – RME ADI-2 DAC FS выглядит симпатично, но нельзя сказать, что изысканно: на его передней панели немало кнопок, круглых ручек и разъемов. Есть также небольшой цветной дисплей, помогающий оперировать его бесчисленными настройками.
Систему управления простой не назовешь, однако, имея под рукой толковое руководство пользователя (на английском и немецком языках) и повозившись с нею, спустя непродолжительное время вникаешь в логику ее авторов. К счастью, заводские настройки таковы, что можно приступать к прослушиванию сразу же, и качество звука будет на высоком уровне, а имеющийся в комплекте пульт ДУ делает базовое управление ЦАП интуитивно понятным большинству тех, кто более или менее в теме.
Цифровые потоки компонент принимает через асинхронный USB-порт и два SPDIF-входа – оптический (с поддержкой формата ADAT – привет от профессионалов) и коаксиальный. Аналоговые сигналы он выдает на балансный XLR- и несимметричный RCA-выходы, а также на два разъема для наушников, снабженных собственными контурами усиления.
С целью лучшего согласования с подключенными устройствами, например, активными колонками или усилителем, для линейных выходов через меню можно установить один из четырех уровней выходного сигнала.
Для 6,3-миллиметрового выхода на наушники предлагается выбрать опцию Hi-Power, если подключенная модель имеет высокое входное сопротивление. Вместе с тем, блок усиления Extreme Power, обслуживающий этот разъем, обеспечивает защиту наушников от чрезмерных, способных привести к разрушению перегрузок, в частности, специальное реле отключает сигнал, если в нем обнаруживается постоянная составляющая. Он наделен и другими функциями, присущими «большим» усилителям мощности, а также оснащен сенсором, дающим команду звуковому процессору сгладить и растянуть во времени нарастание громкости, чтобы слушатель смог прореагировать на ее слишком высокий уровень.
Второй выход на наушники, 3,5-миллиметровый, названный IEM (In Ear Monitors), рассчитан на подключение современных особо чувствительных вкладышей с минимальным импедансом. Усилитель, работающий на этот выход, имеет практически нулевое выходное сопротивление и рекордно низкий уровень собственных шумов.
Через меню можно настроить автоматическое отключение линейных выходов, если устройство используется с наушниками.
Встроенный DSP позволяет изменять АЧХ устройства (регулировать тембры, выполнять пятиполосную эквализацию, включать тонкомпенсацию), задействовать функцию Crossfeed, делающую акустическое пространство, формируемое наушниками, похожим на звуковую сцену АС, менять полярность сигнала, делать из моно стерео и наоборот. Этот ЦАП также позволяет через USB-порт записывать сигнал, поступающий на SPDIF-входы.
Имеющий полностью балансную архитектуру RME ADI-2 DAC FS базируется на микросхеме цифроаналогового преобразования AKM AK4493. Оригинальная схемотехника, разработанная инженерами компании, позволяет полностью реализовать все характеристики этого чипа: поддержку дискретизации до 32 бит/786 кГц для PCM и DSD до DSD256, а также обеспечить поразительные цифры уровня шума в -123 дБА, КНИ в -120 дБ и КНИ+шум в -116 дБ. Предусмотренные в ней шесть цифровых фильтров сделаны доступными пользователю через меню.
При работе с потоком, поступающим через USB-порт, используется встроенный генератор тактовых импульсов SteadyClock FS, радикально снижающий шумы и искажения, связанные с джиттером.
В устройстве установлена вентильная матрица, которая позволяет обновлять ПО и добавлять функции.
Дисплей позволяет производить настройки, а также выводит информацию о них и о параметрах обрабатываемого цифрового потока. Он может также показывать моментальный спектр аудиосигнала.
Что сделано для наушников?
Один из двух наушниковых выходов у DAC выполнен на ОУ TI OPA1622 К и мини-джеке 3,5 мм под нужды IEM-моделей. К сожалению, мои кастом-арматуры на этот момент были на профилактике, и пришлось довольствоваться только Audio-Technica ATH-ESW10. У Pro версии два выходных джека 6,3 мм могут использоваться для балансного подключения наушников. Выход на наушники обладает двумя степенями усиления, а само устройство при подключении штекера измеряет нагрузку и выдает предупреждение, если сигнал для динамиков будет слишком велик.
Технические измерения выходов на наушники (шесть штук TI OPA1688 на каждый) показывают отсутствие зависимости от импеданса нагрузки — они практически не изменяются. Audio-Technica ATH-ESW10 звучит мягко и нейтрально — никогда такого не было, даже захотелось прибавить тембров. Рекордер Sony PCM-D100 на наушниках дает более звонкий и «вкусный» саунд, но в его стереопанораме нет того филигранного разделения планов, которое дает RME.
Превосходное звучание в солидной системе
Этот ЦАП RME может использоваться и как элемент солидной Hi-Fi-системы, и в паре с ПК в роли внешней звуковой карты. В частности, он не спасовал перед такими солидными компонентами, как усилитель Plinius Hiato при подключении к его XLR-разъемам и напольные колонки Revel Performa F-52. Источником цифрового контента в данном случае выступал сетевой проигрыватель Aurender A100, оснащенный портом USB, через который выводится цифровой поток, и ПО, соответствующим спецификации USB Audio Class 2.0.
Звучание получается сбалансированным, тембрально насыщенным и энергичным. Но особенно хочется отметить великолепное разделение всех мелодических линий и голографическую выпуклость сфокусированных музыкальных образов. Это не просто детальность, а ее, если так можно выразиться, следующая версия. При этом подача цельная, без разрывов и нестыковок. В композициях любой сложности каждый элемент занимает свое место и органично дополняет другие.
Во «Временах года» в интерпретации Макса Рихтера (альбом Recomposed by Max Richter. Vivaldi. The Four Seasons) в формате MQA с сервиса Tidal в прекрасной гармонии сосуществуют акустические инструменты и электронные эффекты. Солирующая скрипка звучит натурально и эмоционально: то душевно и мелодично, то резко и капризно. Верха, когда требуется, очень нежные и легкие, наполненные тонкими нюансами. Басовая линия четкая и глубокая; в финале Summer 3 она возникает где-то в глубине сцены, ее низкочастотные пульсации становятся все громче и отчетливее и в конце трека они вытесняют мелодии Вивальди, создавая тревожный и гнетущий настрой.
Все меры разработчиков RME ADI-2 DAC FS по борьбе с шумами и искажениями приносят зрелые плоды при воспроизведении арии Маргариты из оперы А. Бойто «Мефистофель» в исполнении А. Нетребко с альбома Verismo (также с Tidal в MQA). Эта запись отличается огромным динамическим диапазоном, начинаясь с еле слышного басового вступления и доходя до апогея громкости в колоратурных взлетах певицы. Слышно все до мельчайших подробностей и в том, и в другом случае; при этом сцена остается стабильной, инструменты и вокал четко сфокусированными, а способность системы не упускать тончайшие вариации динамики делает подачу исключительно выразительной.
Настоящие Hi-Res-файлы с подключенного к Aurender A100 жесткого диска проигрываются так же отменно. Ремастированный альбом Machine Head группы Deep Purple в формате 24/96 демонстрирует завидные драйв и проворство, создавая у слушателя композиции Highway Star ощущение несущегося с огромной скоростью автомобиля. И в то же время хорошо знакомые песни предстают аутентичными, без налета современных акцентов.
Порадовало также звучание альбома Clap Hands, Here comes Charlie! Эллы Фитцджеральд (24/96). «Виниловый» шум, присущий ему, точно дозируется – создает «аромат», но не раздражает – а голос певицы текучий, плавный, естественный и очень приятный.
На задней панели – только традиционные для мира Hi-Fi разъемы.
Коварная «цифра»
Мы уже не раз отмечали коварство цифровых потоков: казалось бы, как можно испортить последовательность импульсов, но на деле они требуют еще более тонкого обращения, чем, допустим, сигнал с виниловой вертушки, чтобы продемонстрировать, что современное аудио – это все же не только удобно, но и качественно в плане звучания.
Установив необходимый драйвер на ноутбук под Windows 10 и используя популярный программный плеер Foobar2000, мы продолжили тестирование ADI-2 DAC FS – и довольно сильно огорчились. Волшебное очарование звучания нашей системы исчезло. В целом, все складывалось неплохо, но мы-то уже знали, как может быть. При использовании компьютера в роли источника контента всегда надо иметь в виду, что операционная система вносит изменения в исходные цифровые данные при их подготовке к выводу через USB-порт. Как с этим бороться, описано, к примеру, здесь. Впрочем, можно использовать также другие программные плееры и выполнять необходимые настройки в них. С JRiver звучание получается, к примеру, заметно лучше.
Небольшой пульт ДУ позволяет быстро изменить самые главные настройки без необходимости навигации по обширному меню.
Упаковка и комплектация
Поставляется устройство в продолговатой коробочке, внешняя часть которой служит суперобложкой. На ней найдем фото и название устройства. В общем, тут все стандартно.
Снимаем ее и обнаруживаем инструкцию. Достаточно толстую такую книженцию на энное количество страниц. И это тот редкий случай, когда она действительно будет не лишней. Почему? Об этом чуть позже.
Кроме инструкции в комплекте само устройство, рядом блок питания и пульт ДУ.
Звук на любой вкус
Многие любители музыки предпочтут использовать это устройство RME в качестве настольного компонента с компьютером и наушниками или активными колонками. Надо сказать, что оно к этому весьма располагает: его приятно иметь под рукой и «баловаться» в процессе прослушивания многочисленными настройками или просто созерцать спектрограмму исполняемой композиции.
Нашими компаньонами на данном этапе тестирования стали полноразмерные модели Oppo PM-3 и Neumann NDH 20. Обе они продемонстрировали лучшее, в частности, более динамичное звучание в режиме Hi-Power, несмотря на невысокое сопротивление первой (26 Ом). Для второй с ее показателем в 150 Ом он и вовсе обязателен.
С Oppo PM-3 этот ЦАП/усилитель для наушников демонстрирует сбалансированное, детальное, насыщенное звучание. «Поганый пляс Кощея» из балетной сюиты Стравинского «Жар-птица» в формате 24/192 исполняется замечательно: с разнообразными и узнаваемыми голосами инструментов, прихотливым, но четким ритмом, стремительной атакой, выразительными динамическими взлетами, могучими ударами барабанов, легкой и звонкой перкуссией. При этом не наблюдается никаких цифровых артефактов, музыка льется непрерывным потоком, слитно – если так можно сказать об этом произведении. Акустическое пространство большое, живое, наполненное воздухом, образы точно сфокусированы.
Рэп 50 Cent с альбома The Massacre, а именно I’m Supposed To Die Tonight в CD-качестве подается внушительно, с упругим и глубоким басовым ритмом, отменной прорисовкой всех элементов композиции и артикулированным выразительным голосом солиста. Наушники Oppo достигают такого результата с заводскими установками, а NDH 20 понадобилась корректировка ВЧ на +4 дБ, быстро доступная с пульта ДУ. Без нее было много баса, но маловато детальности. Еще лучшего результата можно добиться, используя функцию эквалайзера и потратив определенное время для подстройки звучания этих наушников по своему вкусу. Эти пользовательские настройки можно запоминать (до 20 штук) и выбирать при необходимости нужную.
Функция Crossfeed особого впечатления не произвела, и цифровые фильтры не сильно влияют на звук, но попробовать каждый из них стоит – у каждого пользователя свой вкус.
RME ADI-2 DAC FS может работать с DSD-потоками в таких представлениях, как DSD over PCM (DoP) и Native. В обоих случаях DSD-кодированные данные доставляются на вход микросхемы ЦАП AKM AK4493 в оригинальном виде без промежуточной конвертации в PCM, а все DSP-эффекты при этом отключаются.
Цифровой регулятор громкости, встроенный в AK4493 (как и во все прочие современные микросхемы ЦАП), может работать только с PCM, поэтому DSD-поток автоматически в него конвертируется самим чипом. Тем же пользователям, которые хотели бы исключить это «лишнее» преобразование, разработчики рекомендуют активировать в настройках режим DSD Direct. В этом случае регулировка громкости отключается, также как и выходы на наушники, а аналоговый сигнал поступает только на линейные выходы.
Тем не менее, альбом Jazz At The Pawnshop в DSD128 и при конвертации в PCM с частотой дискретизации 176,4 кГц при прослушивании в наушниках звучит замечательно – с присущей этому однобитному формату особой текучестью.
Хитрости настроек
А количество интеллектуальных возможностей в ADI-2 не поддается исчислению. Громкость регулируется по полной цифровой шкале до 0 дБ, при этом пользователь может релейно переключать четыре степени усиления аналоговых каскадов. Это очень удобно при согласовании источника напрямую к активным АС или усилителю мощности. По техданным и измерениям все каскады выглядят практически одинаково, но мне показалось, что итоговый характер звука получается все-таки разный. Возможно, это связано с причудами входной чувствительности усилителя и AV-ресивера. Для определенных фонограмм вроде классической музыки лучше ставить минимальное усиление и высокий уровень громкости. Сцена как бы растет в глубину. А более компрессированные по громкости записи прозвучат с большим панчем на высоком каскаде усиления, но со скрученной ручкой громкости назад. Чудеса и психоакустика!
Сигнал в RME можно мучить и настраивать раздельно для наушников и выходов: инвертировать по фазе (в том числе и в одном канале) и в моно, учинять тонкомпенсацию и пять степеней кроссфида, что пригодится для старых стереозаписей, назначать ресемплинг SRC (силами внутреннего конвертера AKM AK4127VF) и сложную параметрическую эквализацию как входного, так и выходного сигнала. Последняя пригодится не только для рум-коррекции.
Как известно по спецификации, наш славный чип AK4490 имеет 5 вариантов фильтрации. Два из них — Slow и Super-Slow (который у RME числится как NOS) — имеют очень чистый импульсный отклик, без паразитного звона, но при этом страдают от спада на АЧХ и выброса алиасных помех. С цифровыми фильтрами всегда так. Красивое что-то одно — либо линейность частотки, либо фаза.
Главный разработчик RME Маттиас Карстенс рассчитал и предложил пресеты эквалайзера, который подтягивает АЧХ на Slow и NOS-фильтре в линеечку, при этом всего чуть-чуть добавляя звона в импульс (см. рисунок ниже). Сам он при этом не сидит в башне из слоновой кости, а присутствует на фирменном форуме, собирая замечания и предложения, часть которых потом реализуется в новой прошивке.
Цифровая внутренняя математика RME выполнена на высшем уровне, не следует бояться вмешательства в сигнал. Штатный SD-Sharp тоже по-своему хорош, особенно в наушниках, но окончательную гармонию звука при сохраненной детализации дал вариант NOS (Super-Slow-фильтр) плюс EQ-компенсация, рекомендованная Карстенсом.
Подводим итоги
Пожалуй, в этом, да и в существенно более высоком ценовом сегменте у RME ADI-2 DAC FS нет конкурентов ни по оснащенности, ни по качеству звучания. Возможно, его стоимость обусловлена периодом вхождения на новый для компании рынок, так что любителям цифрового аудио, подыскивающим ЦАП/усилитель для наушников, стоит поторопиться с покупкой.
Вся техника была протестирована в шоурумах Аудиомании Как мы тестируем Hi-Fi-компоненты
январь 2022 г.
Этот обзор прочитали 7 183 раза