НАСТРОЙКА ТОНАРМА И КАРТРИДЖА ВИНИЛОВОГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ


Тонарм – это один из важнейших элементов проигрывателя, наравне с головкой звукоснимателя и шасси (столом). Переоценить влияние тонарма на звучание винилового тракта невозможно, ведь именно но держит головку звукоснимателя над поверхностью пластинки и обеспечивает ей правильные «условия работы».

К тонармам предъявляется ряд требований: они должны быть жёсткими, не иметь собственных резонансов, не допускать до звукоснимателя резонансы и вибрации извне. Они должны быть достаточно чувствительными к неровностям пластинок, совершать вертикальные движения, огибая неровности пластинок, вызванные их короблением, а также отслеживать звуковую дорожку и эксцентриситет пластинки, при этом не мешая звукоснимателю делать своё дело.

Несмотря на внешнюю простоту выполняемой функции, тонарм представляет собой весьма сложный и точный механизм. На данный момент существует множество конструкций тонармов от самых простых до очень экзотических, но даже такое большое разнообразие тонармов без проблем позволяет разделить на две основные группы: рычажные и тангенциальные.

В первую группу входят тонармы, подвижная часть которых (трубка с закреплённой на шелле головкой) перемещается относительно неподвижной оси (база тонарма, закреплённая на шасси проигрывателя). Таким образом, головка звукоснимателя свободно перемешается вдоль поверхности пластинки по радиусу. Именно движение по радиусу является основным недостатком рычажных тонармов, что и привело, в конечном счёте, к появлению тангенциальных моделей.

Дело в том, что в идеале, для наиболее правильного и точного воспроизведения фонограммы, записанной на виниловой пластинке, игла звукоснимателя при считывании звуковой информации должна находиться в точно таком же положении относительно звуковой дорожки, в котором находился резец рекордера, производящий запись на студийный лаковый мастер диск. Тут и кроется основное противоречие: резец рекордера движется строго вдоль радиуса, а его поверхность всегда перпендикулярна поверхности звуковой дорожки. Рычажные тонармы же перемещают головки звукоснимателя не вдоль радиуса, а по дуге, радиус которой равен расстоянию от оси вращения тонарма до иглы звукоснимателя. Таким образом, при перемещении иглы по поверхности пластинки от внешнего края к внутреннему, плоскость контакта иглы с дорожкой меняет своё положение, отклоняясь от перпендикуляра – это называется погрешностью (ошибкой) слежения. Одним из способов борьбы с погрешностью слежения является увеличение длины тонарма, а вместе с этим и увеличение радиуса, по которому перемещается звукосниматель вдоль поверхности пластинки. Чем больше радиус – тем меньше погрешность слежения. В настоящий момент самыми большими из распространённых являются тонармы с длинной трубки 12 дюймов (встречаются и более длинные, но это редкость).

Стоит сразу отметить, что с увеличением длины тонарма, увеличивается вертикальная инерция, что тоже не очень хорошо (тонарму сложнее оперативно реагировать на неровности пластинки). Получается надо искать компромисс. Вторым и самым распространённым способом является использование горизонтального угла коррекции (примерно 25 градусов в сторону шпинделя проигрывателя). Получают этот угол одним из двух способов: либо под углом устанавливается сама головка в шелле, либо под этим углом изгибается трубка тонарма. Несмотря на то, что наиболее идеальным вариантом было бы одновременное использование горизонтального угла коррекции и тонармов с максимальной длинной трубки, на практике, 12-ти дюймовые тонармы используются весьма редко, уступая место самым распространённым 9-ти дюймовым.

Несмотря на единый принцип действия рычажных тонармов, они все же существенно отличаются друг от друга. Основными отличиями могут быть:

  1. Материал тонарма. В основном речь ведут о материале трубки, в качестве которого могут выступать металлы и сплавы, карбон, дерево, полимеры и пр. Каждый производитель по своему объясняет причины использования того или иного материала, но в общем и целом все стремятся к снижению вибраций и резонансов, повышению жёсткости и лёгкости тонарма.
  2. Наличие съёмного шелла. Шелл – это крепёжная площадка на конце тонарма, предназначенная для крепления головки звукоснимателя и соединения её проводниками с тонармом. Шелл может быть съёмным (сменным) или несъёмным (одно целое с трубкой тонарма). Съёмный шелл позволяет оперативно переставлять головки звукоснимателя с минимальными подстроечными действиями. Это актуально, если Вы имеете несколько головок, звучащих по разному на разных записях, и планируете в течении прослушивания иногда менять их, съёмный шелл существенно упрощает этот процесс.
  3. Материал проводки внутри тонарма. Проводники внутри тонарма могут быть выполнены из разных материалов: из меди, серебра или иных проводящих материалов. Материал проводника, его чистота и прочие характеристики оказывают существенное влияние на качество звучания.
  4. Наличие демпфирующих материалов. Демпфирующие материалы предназначены для наиболее быстрого гашения имеющихся резонансов и предотвращения поступления новых. Как правило демпфирующие материалы используются в самых передовых моделях тонармов и располагают их, как правило, внутри трубки (например, вязкая силиконовая жидкость внутри топовых моделей тонармов SME Ltd), в некоторых случаях демпфируют основание тонарма.
  5. Различия в конструкции поворотного механизма, обеспечивающего свободное перемещение тонарма. В этой части тонарма проявляется вся креативность разработчиков, ведь именно тут можно обнаружить самые экзотические решения. Наиболее распространёнными решениями является применение высокоточных подшипников, на этом принципе базируется основная и подавляющая часть рычажных тонармов.

Также можно найти так называемые «одноопорные тонармы». Одноопорный тонарм состоит из двух независимых частей: основы, закреплённой на шасси проигрывателя, и трубки тонарма. Суть конструкции проста: из основы торчит конус с иглой на конце, на трубке тонарма закреплена перевёрнутая «чаша», которая надевается на конус основы тонарма. Таким образом, трубка тонарма, головка звукоснимателя и противовес балансирует на тонком кончике иглы, торчащей из основы тонарма и являющейся единственной точкой, связывающей две независимые части.

Достоинством такой конструкции может является наличие всего лишь крошечной точки контакта, позволяющей тонарму без малейшего сопротивления совершать движения в любом направлении и отслеживать любые неровности пластинки. Недостатки конструкции следуют из достоинств. В идеале тонарм должен легко и непринуждённо перемещать головку вверх/вниз (компенсируя коробление и неровность пластинки) и вправо/влево (при движении иглы от края пластинки к центру при её проигрывании). Кроме этих направлений одноопорный тонарм допускает наклоны головки вправо/влево относительно оси трубки тонарма (кратковременные нарушения азимута, когда головка чуть заваливается вправо или влево). В основном, это может проявляться в самом начале проигрывания, когда игла опускается на проигрывателей, хотя не исключены похожие ситуации и в случае повышенного коробления пластинки. Одной из самых экзотичных конструкция мне показалась та, что предлагает компания Well Tempered Lab. Суть конструкции: трубка тонарма непосредственно связана с самым настоящим мячом для гольфа, вся эта конструкция, в свою очередь, подвешена на леске к кронштейну, а нижняя часть мяча помещена в чашу с густым и очень вязким силиконом.

Леска обеспечивает стабильность вертикального положения тонарма, а силикон демпфирует все возможные резонансы, обеспечивает плавность движений тонарма вверх/вниз и вправо/влево, а также выполняет функцию микролифта, плавно опуская иглу на пластинку. Кроме этих вариантов существует ещё множество различных решений и каждое из них имеет своё обоснование.

Теперь совершаем плавный переход к тангенциальным конструкциям.

Тангенциальный тонарм считается самым совершенным с точки зрения «правильности воспроизведения» пластинок. В данном случае в первую очередь имеют ввиду не качество звучания (плохо настроенный тангенциальный тонарм может звучать хуже хорошо настроенного рычажного), а об отсутствии той самой ошибки слежения, которую мы упоминали ранее. Положение иглы звукоснимателя при проигрывании пластинок точно такое же, как у резца рекордера при записи мастер диска.

Несмотря на свое техническое совершенство, тангенциальные тонармы не получили широкого распространения из-за сложности конструкции и весьма высокой стоимости. В настоящее время тангенциальные тонармы используются в основном в проигрывателях верхней ценовой категории. Существуют и более бюджетные модели тангенциальных тонармов, но они весьма несовершенны, так как используют неэффективные системы, обеспечивающие продольное движение тонарма при проигрывании пластинок. В частности, такие несовершенные модели могут быть недостаточно точными в отслеживании нарушенного эксцентриситета пластинки, что может приводить к периодическому смещению иглы в одну из сторон звуковой канавки и тем самым нарушать баланс каналов. В дорогих моделях тангенциальных тонармов нередко используются очень сложные системы обеспечения движения тонарма. В частности, одной из таких систем является наличие компрессора, подающего сжатый воздух в зазор между тонармом и направляющей, по которой он движется.

Таким образом, механическая связь полностью отсутствует, а тонарм парит в потоке воздуха. Звучит красиво, но конструкция очень сложная и дорогая. В качестве более простых вариантов можно встретить подшипники, ролики и прочее, но это уже компромисс. Моё мнение простое – если задумываться о тангенциальном тонарме, то надо брать качественный дорогостоящий механизм. Если же сравнивать тангенциальные и рычажные тонармы в одной ценовой категории, то рычажные скорее всего будут лучше (получается сравнение компромиссного варианта тангенциального тонарма и доведённого до совершенства рычажного).

Тангенциальный тонарм состоит из основания на двух опорах, закреплённых на шасси проигрывателя, между которыми располагаются направляющие, вдоль которых перемещается трубка тонарма с закреплённой на ней головкой звукоснимателя. Таким образом движется не одна часть тонарма, а весь тонарм. Ещё одни достоинством тангенциальных тонармов является отсутствие скатывающей силы, свойственной рычажным конструкциям, а это значит, что её не надо подстраивать, и баланс каналов всегда будет одинаков. В качестве ещё одного преимущества можно назвать существенно меньшую вертикальную инерцию по отношению к рычажным тонармам, но при этом горизонтальная инерция наоборот выше. Тангенциальный тонарм не имеет оси вращения, что приравнивает его эффективную массу к полной массе тонарма, делая её весьма большой. Большая эффективная масса тонарма заставляет более тщательно подходить к выбору головки звукоснимателя, в частности, обращать особое внимание на параметр гибкости подвеса иглодержателя.

Так что же лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет, и каждому приходится решать самому. Очень важную роль будет играть настройка проигрывателя, если она качественная, то хорошего рычажного тонарма хватит с запасом. Если же не хочется мириться с компромиссами, а «деньги жгут карман», то вас ожидают тангенциальные тонармы.

Автор: Максим Шмельков

КОМПЛИАНС И МАССА ТОНАРМА

Я собрал больше количество проигрывателей для разных клиентов, и очень часто мне приходилось объяснять, что, пытаясь определиться с вертушкой, люди следуют неправильному алгоритму.

Как правило, решив слушать винил, человек сначала выбирает себе проигрыватель, потом смотрит, какой на нем оказался тонарм, а затем думает, какой на этот тонарм установить картридж. Мало того, что такой алгоритм неправильный, так еще многие ленятся углубляться в тему сочетания тонармов и картриджей и получают абсолютно удручающий результат.

Однажды я покупал через Авито проигрыватель Micro DDX-1000 для заказчика из Санкт-Петербурга. Владелец продаваемой вертушки оказался приятным человеком, а целая коллекция вертушек, знание огромного количества моделей картриджей и серьезная, на первый взгляд, система предполагали увлеченность и опыт. У меня с собой были несколько тестовых пластинок и рекордер с оцифровками этих же пластинок, сделанных на референсных трактах. Я попросил включить продаваемую вертушку и поставил тестовый трек с альбома Judas Priest 1978 года «Stained Class». Пластинка зазвучала глухо и сдавленно.

— Почему такой глухой звук? – удивился я.

— Так это ваша пластинка так записана. Все роковые пластинки семидесятых так писались, — убежденно заявил хозяин.

— Это совершенно не так, и могу прямо сейчас доказать, — сказал я, подключил рекордер и поставил запись той же самой песни, сделанную на другом тракте.

Надо было видеть изумление владельца вертушки, когда оцифровка с рекордера на той же самой системе заиграла на порядок лучше проигрывателя, немедленно развеяв миф о «глухости пластинок семидесятых». Хозяин вспомнил про угол VTA, стал его корректировать, пытался чистить иглу и менять прижимную силу – никакого позитивного влияния на звук это не оказало. Вертушка звучала так же глухо и безжизненно, как раньше.

Я понимал, что от проигрывателя мне нужно только исправное, равномерное вращение, а со звуком я смогу разобраться позже, поэтому купил «Микру» без разговоров, чем вызвал у владельца чувство заметного облегчения. Было видно, что он пребывает в легкой панике, совершенно не понимая, почему цифровой рекордер играет лучше хорошей вертушки с дорогим двухблочным корректором.

Придя домой, я спокойно разобрался с приобретением и нашел причину глухого звучания. Это хрестоматийный случай, и я начал с него статью, чтобы сразу показать важность соблюдения основных виниловых правил.

Любой винильщик должен знать и понимать важный термин — комплианс. Каждому фонокартриджу свойственно определенное значение динамического комплианса или «податливости», которое измеряется в микрометрах на миллиньютон. Значение динамической податливости (комплианса), как правило, указано в технических характеристиках картриджа. Учтите, что есть еще статический комплианс, но он нам не нужен. Нам нужен динамический.

Важный момент, который сразу необходимо учесть! Нужно знать — на какой частоте проводилось измерение динамического комплианса для картриджа — 100 Hz или 10 Hz. В прошлые годы для картриджей сделанных в Японии было общепринятым измерение на 100 Hz, а для Европейских и Американских картриджей — на 10 Hz. Для перевода измерения, сделанного на 100 Hz, в единицы измерения, сделанные на 10 Hz, применяется коэффициент 1.8. Так, например, комплианс картриджа Denon DL 103, сделанного в Японии, составляет 5 X 10 мкм/мН. Чтобы получить значение, принятое для Европы и США нужно умножить 5 на 1,8 — мы получим 9 и это именно то значение, которое нужно будет подставлять в калькулятор, речь о котором пойдет ниже, так как разработан он в Англии.

Второй важный момент! Некоторые Японские производители решили, что если они продают много картриджей в Европу и США, то нужно делать измерение на 10 Hz, и стали измерять комплианс таким образом. Например, на 10 Hz измерен комплианс у картриджей и


Оба звукоснимателя относятся к низкоподатливым картриджам — их комплианс 10 х 10 мкм/мН на 10 Hz. Другие Японские производители остались верны традициям и продолжают делать измерения на 100 Hz — например и . Больше того, американские производители стали активно приглашать к сотрудничеству Японцев, и указывать значение комплианса… на 100 Hz. Все это часто приводит к путанице и неприятным казусам, когда высокоподатливые картриджи принимаются за низкоподатливые и ставятся на тяжелые тонармы. К каким результатам это приводит мы скоро поговорим, но сначала…

Третий важный момент! Эффективную массу тонарма, которая понадобится нам для калькулятора можно узнать не всегда. Для штатно установленных тонармов ее почти никогда не указывают в инструкции к проигрывателю, а для тонармов, которые ставятся опционально, указывают эффективную массу для штатно предусмотренного шелла. Для примера приведу хорошо известный тонарм SME. В комплекте с ним идет очень узнаваемый решетчатый шелл — фирменная фишка компании. Масса этого шелла около шести граммов, а указаннная эффективная масса классического SME 3009 9-12 граммов — в зависимости от года выпуска.

SME 3009 S2 Improved со штатным шеллом. Эфф. масса 9.5 гр.

Что будет, если вместо этого шелла вы поставите, к примеру, деревянный шелл Yamamoto HS1 массой 11 граммов? Эффективная масса тонарма возрастет, но не на пять граммов, как можно подумать, вычтя разницу массы более легкого шелла из массы более тяжелого. Эффективная масса тонарма это инерционная масса, которая рассчитывается по сложной формуле сложения всех масс его частей. Эмпирически можно считать, что с увеличением массы шелла на пять граммов, эффективная масса тонарма возрастет где-то грамма на два.

Теперь, держа в уме эти три важных момента перейдем к главному — объяснению того, зачем нужны эти данные и что с ними делать.

Большинство среднебюджетных картриджей имеют среднюю податливость, а большинство штатных тонармов винтажных и современных проигрывателей имеют среднюю эффективную массу. Это значит, что в 60% случаев «любой» картридж подойдет к «любому» тонарму, и по этой причине многие любители музыки вообще не задумываются, что могут сделать что-то не так.

Ловушка подстерегает те 40%, которые делают шаг в сторону — например, покупают проигрыватель Yamaha со штатно установленным тяжелым тонармом, ставят тяжелый тонарм SAEC, вычитав, что он «хороший», пробуют знаменитые ММ картриджи ADC с высокой податливостью, не имея ультра-легких тонармов, или, наконец, решают, что «выросли» и пора переходить на длинные 12 дюймовые тонармы, забывая учесть, что они имеют более высокую эффективную массу.

Чтобы избежать проблем, вчитайтесь в эту статью внимательно!

Итак, что такое эффективная масса тонарма и как она сочетается с податливостью картриджа. Эффективная масса тонарма не имеет никакого отношения к прижимной силе! Прижимная сила – это значение массы, с которой игла картриджа давит на поверхность пластинки. Эффективная масса – это, грубо говоря, вес трубки тонарма от оси крепления до картриджа. На самом деле, сложнее — это значение инерционной массы, приведенной к кончику иглы, которое рассчитывается по массам всех движущися частей, но для простоты считайте, что это просто вес трубки.

Игла и тонарм составляют единую колебательную систему, входящую в определенный резонанс. Представим, что на конце длинной планки подвешено ведро и все это качается на ветру. Если в одном случае планка сделана из доски, в другом из бамбука, а в третьем из стальной балки, то качаться на ветру эти системы будут по-разному. Так же по-разному ведут себя системы игла/картридж/тонарм в зависимости от комплианса и массы трубки тонарма. Резонансные колебания, в которые входит такая система, называются резонансной частотой, и в идеале эта частота должна находиться в диапазоне 8-11Hz.

Эффективная масса, как правило, указывается в характеристиках топовых тонармов, которые продаются опционально (отдельно), но никогда не указывается для штатных тонармов готовых проигрывателей. Тот, кто имеет большой опыт настройки различных тонармов, может с высокой точностью определить эффективную массу любого тонарма эмпирически. Для тех, у кого подобного опыта нет, hiendmusic перечислит несколько основных признаков, по которым можно определить, с каким типом тонарма вы имеете дело.

Если вертушка имеет прямой тонкий тонарм, трубка которого изготовлена из алюминия, карбона, магниевого сплава или пластмассы, а противовес не тяжелый — менее 50-60 граммов — вы имеете дело с легким тонармом с эффективной массой 7-9 граммов. Легкий тонарм может быть S-образным, но в базовой комплектации вертушек они почти не встречаются. Cписок популярных проигрывателей с легкими штатными тонармами приведен в статье ВЫБОР ИДЕАЛЬНОГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ВИНИЛА.

Если детали тонарма выглядят массивными, трубка (прямая или S-образная) выполнена из стали или композитного сплава, а противовес весит от 60 граммов и выше, то перед вами, вероятнее всего, тяжелый тонарм с эффективной массой 17-20 граммов. Даже если просто покачать трубку на пальцах, ощущения будут весьма «увесистыми».

Девятидюймовые тонармы из карбона и алюминия с противовесами 50-60 граммов обычно относятся к тонармам средней эффективной массы — 12-14 граммов. Эффективная масса 12-дюймовых тонармов на 2-3 грамма выше, чем у аналогичных коротких.

Картриджи с высокой податливостью от 25 и выше при измерении на 10 Hz должны ставиться только на легкие тонармы с эффективной массой 3-8 гр! В противном случае они «задыхаются» — играют без воздуха, с потерей высоких частот.

Примеры высокоподатливых картриджей: ADS XLM, Shure V15, Empire 4000, Audio Technica ART9.

Примеры легких тонармов: SME Series III, Mayware Formula IV, Infinity Black Widow.

Картриджи с низкой податливостью 9-12 при измерении на 10 Hz хорошо играют только на тяжелых тонармах с эффективной массой 18-30 гр.

Примеры низкоподатливых картриджей: Denon DL 103, Ikeda, Koetsu, Ortofon SPU, Fidelity Research Fr1.

Примеры тяжелых тонармов: Fidelity Research FR64, SAEC 407, ORTOFON RMG 309, SME M2R12.

Картриджи со средней податливостью в диапазоне от 14 до 24 при измерении на 10 Hz хорошо играют на тонармах средней и средне-легкой эффективной массы 9-14 гр. Таких большинство — как правило это все штатно установленные тонармы (кроме вертушек Yamaha) и многие опциональные.

Примеры картриджей со средней податливостью: Lyra, Audio Technica AT33, Denon DL 301, Benz Micro, Sony XL 88.

Примеры тонармов со средней эффективной массой: Tri Planar, VPI, Micro Seiki, SME 3009, SME 309, SME V.

А теперь внимание: для того, чтобы узнать сочетаются ли тонарм и картридж, есть отличный калькулятор! Проходите по ссылке, вводите значение массы тонарма в верхнее поле, выбирайте в левой колонке значение комплианса своего картриджа на 10 Hz и смотрите, чтобы значение массы картриджа в сборе с винтами и проводкой попадало в зеленую зону резонансной частоты.

Незначительный на первый взгляд нюанс – масса картриджа в сборе с винтами и проводами – составляет каверзу, из-за которой пластинки часто не звучат на 100% даже у тех, кто относится к сочетаемости тонармов и картриджей серьезно. Я несколько лет слушал податливый картридж ADC XLM на легком тонарме Mayware Formula IV в полной уверенности, что это идеальное сочетание. Но проверив компоненты на весах, убедился, что мой картридж с первого дня был перегружен на 1.5 грамма, что для комплианса 30 оказалось значимым. ВИНТЫ! Суммарная масса металлических винтов составляла 1.5 грамма, и поменяв их на пластмассовые винты суммарной массой 0.2 гр, я облегчил картридж на 1.3 грамма, получив заметную прибавку в детализации, отдаче по ВЧ и общей разборчивости.

Разница эффективной массы в 2-3 грамма может оказаться критической! Скажем, картридж Shure V15 type III отлично сочетается с тонармом SME 3009 S2 Improved эффективной массой 9.5 гр. Shure V15 с комплиансом 25 считается высокоподатливым, а тонарм SME 3009 – достаточно легким. Полная синергия. Но если мы попробуем поставить на SME 3009 картридж ADC XLM, то синергии не получится – звучание будет тусклым, задавленным. У картриджа ADC комплианс 30, и тонарм массой 9.5 граммов оказывается для него уже слишком тяжелым. ADC будет заметно лучше играть на тонарме GRACE 545, хотя сам по себе GRACE — тонарм намного ниже классом, чем SME. Просто его эффективная масса 7,5 граммов и разница всего в два (!) грамма эффективной массы оказывается решающей. Подробнее про податливые картриджи на легких тонармах читайте здесь.

Тонарм Grace 545 с легким шеллом — эффективная масса 7.5 гр.

Для того, чтобы продемонстрировать разницу, которую вносят всего 5-6 граммов, я сделал несколько тестов:

Установим картридж Ortofon MC 30 на тонарм Tri-Planar с эффективной массой 13 граммов. Комплианс картриджа 16 на 10 Hz. Масса картриджа с винтами 11 граммов. Подставляем 13 граммов в окошко эффективной массы калькулятора и смотрим таблицу: для комплианса 16 значение 11 граммов находится с зеленой зоне. Картридж играет хорошо.

Теперь установим тот же картридж на тонарм SAEC WE 308 с эффективной массой 20 граммов. Пытаясь облегчить задачу картриджу, я поставлю самый легкий шелл, возьму самые легкие коммутационные провода (lead wire) и пластмассовые крепежные винты суммарным весом 0.3 грамма. Маломерные весы показывают, что общий вес сборки картридж/проводка/крепеж получился 12 граммов. Смотрим таблицу.

Калькулятор показывает желтую зону — резонансная частота 7Hz — перегруз. Это значит, что ставить картридж Ortofon MC30 на тонарм SAEC WE 308 нельзя — он не будет играть должным образом даже на самом легком шелле. Это наглядный пример для тех, кто все еще не понимает разницы между прижимной силой и эффективной массой тонарма. Если тонарм тяжелее, чем нужно, правильно выставленная прижимная сила не имеет значения. Значение имеет резонансная частота, которая зависит от эффективной массы тонарма, а не от силы прижима. Проверяем результат ушами — ухудшение по сравнению с первым тестом слышно сразу — звучание стало тяжеловесным, зажатым, с очевидным дефицитом ВЧ.

Вы можете сами послушать эти тесты посредством оцифровок. Ниже по активным ссылкам выложены все треки, о которых идет речь в статье. В папках вы увидите файлы двух типов — DFF (DSD) и WAV. Очень рекомендую слушать именно DFF, тк эти записи передают звучание винила с наименьшими потерями. Формат WAV делает звучание более плоским и «съедает» много нюансов. Если вам не на чем воспроизводить формат DSD — скачайте по ссылке FOOBAR с предустановленным DSD плагином.

ТЕСТ 1 — ORTOFON MC30

Трек_1 — эфф. масса тонарма 13 гр.

Трек_2 — эфф. масса тонарма 20 гр.

Ortofon MC 30 на тонарме Tri Planar с эффективной массой 11 гр.

Разберем другой случай. Известный картридж Denon DL 103. Сразу вспомним, что это японский картридж, а значит, вероятнее всего, измерения проводились на частоте 100 Hz. Проверяем — так и есть: комплианс картриджа 5 на частоте 100 Hz. Это значит, что для проверки совместимости с тонармом по калькулятору нужно умножить это значение на 1.8 — получается 9.

Масса сборки картридж/крепеж/проводка 11 граммов с легкими алюминиевыми винтами. Попробуем поставить этот картридж на тонарм SME 3009 с эффективной массой 9.5 граммов. Вводим 9.5 граммов в окошко эффективной массы и смотрим таблицу. Снова неподходящее значение, но теперь с другой стороны — 12 Hz. Картридж звучит поверхностно, с очевидной нехваткой глубины и басов. Однако, от зеленой зоны нас отделяют буквально 1-2 грамма массы сборки картридж/винты/проводка. Видно, что если заменить легкие алюминиевые винты на максимально тяжелые стальные, то получится добавить к сборке около 2 граммов, что улучшит ситуацию и сделает звучание более глубоким. Всего 2 грамма могут в данной ситуации улучшить звук!

Теперь поставим этот же картридж на SAEC WE 308 массой 20 граммов. Вводим 20 в окошко эффективной массы калькулятора, оставляем ту же массу сборки картридж\винты\проводка и видим 9Hz — самая середина зеленой зоны. Denon DL 103 и SAEC WE 308 сочетаются очень хорошо! Слушаем звук — результат намного лучше, чем в предыдущем тесте.

Низкоподатливые картриджи можно безбоязненно ставить на тяжелые длинные тонармы и получать более качественное звучание, поскольку длинные тонармы имеют меньшую угловую ошибку и в принципе играют лучше коротких. Denon DL 103 — не лучший пример, так как сам картридж весьма посредственный, но даже он заметно лучше играет на длинном тяжелом SME 3012R , чем на девятидюймовом SAEC. Ниже все три теста выложены по ссылке в форматах DSD и WAV. Настоятельно рекомендую прослушивать DSD!

ТЕСТ 2 — DENON DL103

Трек_1 — масса тонарма 9 гр.

Трек_2 — масса тонарма 20 гр.

Трек_3 — масса тонарма 30 гр.

В чем была проблема у Micro DDX-1000, про которую шла речь в начале статьи? На вертушке был установлен тяжелый тонарм SAEC WE 407 и картридж Denon DL 301, который, к слову, заметно лучше Denon DL 103.

Комплианс этого картриджа 13 на 100 Hz. Умножаем 13 на 1.8 — получаем 23 — это почти высокоподатливый картридж! Он довольно легкий, поэтому сборка картриджа с винтами и проводкой составляет всего 8 граммов. Подставим данные в калькулятор.

Мы видим, что значение резонансной частоты находится в красной зоне, и не спасает даже малый вес картриджа. Denon 301 задыхается — звучание страдает недостатком воздуха и дефицитом верхних частот. Тонарм данной вертушки категорически для него не подходит. И такую ошибку допустил давно увлекающийся винилом человек с хорошей аппаратурой. Что говорить про неофитов!

Надеюсь, эта статья прояснила для вас, что такое сочетаемость тонармов и картриджей и научила пользоваться калькулятором резонансов. Более точно можно узнать резонансную частоту, настраивая КАРТРИДЖ ПО КОМПЬЮТЕРУ. Кстати, на значение резонансной частоты влияет даже степень затяжки крепежных винтов. Никогда не затягивайте их со всей силой, но и не оставляйте разболтанными.

Еще два слова о том, почему выбирать сначала проигрыватель, а потом подбирать под него картридж — неправильно. Дело в том, что в погоне за навороченной вертушкой многие выбирают картридж по остаточному принципу и вынуждены подстраиваться под то, что уже куплено. Чаще всего это заканчивается обреченными попытками подобрать хороший картридж под тяжелый тонарм или покупкой плохих дешевых картриджей на приличные вертушки по причине нехватки денег.

Правильнее всего изначально рассчитывать средства так, чтобы купить максимально хороший картридж. Если бюджет не превышает 1500 долларов — обратитесь к лучшим винтажным ММ картриджам типа ADC XLM или Shure V15 — помните про их высокую податливость и выбирайте проигрыватель с легким тонармом. Подробнее про это в этой статье.

Хороший вариант ММ картриджа со средней податливостью, который сочетается с большинством штатных тонармов, кроме тяжелых — Victor X1.

Если ваш бюджет 3000 долларов — не бойтесь выделить на картридж половину денег, а то и больше. Если вы купите МС картриджи или то даже недорогая прямоприводная вертушка типа Micro Seiki DD7 со штатным тонармом средней эффективной массы будет звучать прекрасно. И пусть вас не смущает, что цена картриджа втрое превышает цену вертушки. Это намного лучше, чем наоборот!

С более высокими бюджетами можно разгуляться серьезнее, поэтому приглашаю вас прочесть статью ОБЗОР ТОПОВЫХ ФОНОКАРТРИДЖЕЙ.

Чтобы лучшим образом воспроизводить большую фонотеку с разными типами пластинок имеет смысл оснастить проигрыватель двумя разными тонармами с разными картриджами. Подробнее об этом в статье МАСТЕРИНГ ПЛАСТИНКИ И ДВА ТОНАРМА.

Мы всегда рады предложить вам услуги по комплектации, сборке и настройке проигрывателя и аудиосистемы «под ключ» пишите по адресу

Послушать идеально настроенный виниловый тракт вы всегда можете у меня в мастерской или в нашем шоу-руме Huge Sound.

Шоу-рум Huge Sound — место, где музыка звучит идеально!

Всем любителям винила посвящается…

Грампластинка — что это?

Итак, для многих виниловые пластинки как музыкальные носители морально устарели. Несмотря на это, суммарно в год производится более десяти миллионов пластинок по всему миру, а продается еще больше.

Грампластинка (чаще просто пластинка; жарг. пласт, винил, диск, плита от польск. plyta) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого тем или иным методом нанесена непрерывная извилистая канавка (дорожка), форма которой (глубина и ширина) модулирована звуковой волной.

На фото: Различные форматы грампластинок: 30 см с 45 об/мин, 25 см с 78 об/мин и 17,5 см с 45 об/мин.

Для «проигрывания» (извлечения звука) с грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны, патефоны, в дальнейшем электрофоны и электропроигрыватели. А сейчас и «вертушки» (Жаргон, просторечье. Производное слово от «вертеть», то есть воспроизводить грампластинку)!

При движении по дорожке грампластинки, игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от записанного сигнала). При вибрации иглы, электромагнитная катушка звукоснимателя вырабатывает электрический сигнал, который усиливается усилителем и далее воспроизводится динамиками, воспроизводя звук, записанный в студии звукозаписи.

Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», хотя сами граммофоны уже давно широко не используются. В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка являлась (до вытеснения её в середине 90-х компакт-диском) популярнейшим средством распространения аудиозаписей, качественным и доступным.

Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки, кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, а также свойство пластинок при постоянном использовании изнашиваться (терять свои аудио характеристики).

Сейчас в музыкальной индустрии тенденция возврата к старому доброму «винилу».

К изумлению гигантов звукозаписывающей индустрии, поколение, рожденное c компактными наушниками в ушах, с легкостью расстается со сверхсовременными Hi-Res плейерами, раскупает виниловые пластинки и слушает аналоговый звук из домашних колонок.

Музыкальная индустрия, в свою очередь, с радостью ухватилась за возможность издавать альбомы на носителях, с которых нелегально скопировать информацию не так-то просто. Современные звезды принялись выпускать новые релизы не только в формате Hi-Res (DSD) и MP3, но и на пластинках.

Изготовление

Классически, звук с магнитной фонограммы, с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца, который нарезает на слое материала концентрические звуковые канавки. На заре грамзаписи фонографические записи нарезались на воске, впоследствии — на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой.

Нанесение дорожек на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку, позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Эта технология, разработанная фирмой Teldec в конце 70-х годов и известная под названием DMM (Direct Metal Mastering), применяется до сих пор.

Технология DMM (Direct Metal Mastering)

Полученный медный диск предназначен для того, чтобы получать с него методом гальванопластики в несколько последовательных этапов необходимого количества никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии называют матрицами, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

В гальваническом цехе осуществляется изготовление оригиналов и матриц. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля со специальным составом электролита.

Детали пресс-форм изготовляются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум — по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С одной пресс-формы может выходить десятки тысяч грампластинок.

Материал для изготовления грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом (поливинилхлорид) с различными добавками, для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств.

Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением. В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая доза винила с уже прилепленными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 100 атмосфер растекаются между двумя половинками пресс-формы, после остывания образуя готовую грампластинку. Далее происходит обрезка кромок диска, контроль и упаковка.

Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, и затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт проверяется внешний вид каждой грампластинки.

Продажи винила

По данным RIAA, продажи винила уже прошли свою низшую точку более 10 лет назад. А на сейчас, происходит достаточно устойчивый рост продаж во всем мире.

Можно выделить два основных рынка грампластинок:

  • Первичный
  • Вторичный

На первичном рынке основными покупателями являются меломаны и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании.

Сейчас пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 и более грамм. Считается, что эти грампластинки обеспечивают больший динамический диапазон и менее подвержены вибрациям благодаря своей массе и толщине. Качество штамповки и самого материала здесь выше, чем на обычном виниле. Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных носителях (чьи удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше), однако многие меломаны и аудиофилы по-прежнему покупают виниловые пластинки.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press) пластинок (за их лучшее звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания.

Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет, и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки пластинок, например от «Goldmine».

Аналоговый проигрыватель

Задача настройки в том, что вы должны выровнять иглу картриджа с дорожкой пластинки как можно ближе к тому, как резец первоначально нарезает дорожку матрицы.

Первым звеном в цепочке устройств для воспроизведения звуковой информации, хранящейся в виде механических колебаний канавки пластинки, является звукосниматель.

Головка звукоснимателя японского производителя Nagaoka, модель MP-500

Наиболее распространенными являются головки с подвижным магнитом (магнитодинамические) или тип ММ. Объясняется это тем, что их простая и надежная конструкция пригодна для крупносерийного производства. В случае износа иглы, вставку с иглодержателем можно заменить без применения каких бы то ни было инструментов.

Тонарм немецкого производителя Clearaudio, модель Tracer TA 044/B

Основными узлами звукоснимателя являются головка и тонарм. Головка звукоснимателя содержит преобразователь, иглодержатель и иглу. Проблемы, связанные с иглодержателем, распространяются на все типы звукоснимателей, поэтому после выяснения требований к звукоснимателям речь первым делом пойдет об иглодержателях.

Параметры звукоснимателей должны удовлетворять требованиям стандартов стран-изготовителей. В Европе это, как правило, немецкий промышленный стандарт DIN45500. Эти требования относятся к линейным и нелинейным искажениям, а также механическим и электрическим эксплуатационным параметрам. Одним из этих параметров является вертикальный угол при записи и воспроизведении.

Настройки

Опора и вибрация

Очень важно установить проигрыватель на надежно закрепленную полку или массивную стойку. Независимо от конструкции подвески стола проигрывателя, некоторые паразитные вибрации пройдут и загрязнят звук снизу до середины диапазона. Стойка должна быть выставлена по уровню (горизонтально) и на шипах.

Установка опоры так, чтобы, насколько возможно, исключить вибрацию, поможет минимизировать звуковую вуаль. Весьма чувствительны к расположению,- вертушки без подвески (виброразвязки).

При проигрывании пластинок мы можем прикоснуться к столу и почувствовать некоторую вибрацию опорного стола, слегка касаясь ее кончиками пальцев. Если вибрация есть, то это сильно ухудшается наш звук.

Чтобы получить подсказку, насколько силен эффект, поставьте стакан воды на опору (стойку) и понаблюдайте за поверхностью воды при воспроизведении музыки, или ходьбы вокруг стола. Это — простой и наглядный способ увидеть, сколько акустической и механической вибрации достигает вашей системы. Помните, что ваша система пытается воспроизвести модуляции дорожки, которая в 1000 раз тоньше толщины вашего волоса.

Не простая задача в этой вибрирующей среде.

Знайте, что замена стойки на более устойчивую позицию или замена на более фундаментальную-массивную, может привести к очевидному уменьшению в басе. Так как более устойчивое размещение имеет меньшее количество вибрации, основание вибрирует меньше и поэтому меньшее количество вибраций возвращается назад в систему.

Это не ошибка. Это улучшение воспроизведения.

Чем тяжелее и жестче конструкция стойки, и чем более инертной, тем лучше будет звук. Простые стойки из супермаркета не слишком жесткие.

Совет: Поэкспериментируйте со звуковыми различиями от использования мата Sorbothane (синтетический абсорбирующий полимер) вместо шипов между проигрывателем и стойкой. Sorbothane частично изолирует, в то время как шипы усиливают связь.

О вибрации

Со временем винты проигрывателя могут ослабнуть, способствуя появлению паразитных резонансов. Знайте, что затягивание сверх меры может деформировать сопрягаемые поверхности и ухудшить ситуацию. Это правило работает для всех винтов, которые что-то скрепляют вместе, будь это картридж к тонарму или провод к корпусу. Конструкция некоторых проигрывателей нуждается в настройке степени крепления некоторых элементов; в этих случаях следуйте также рекомендациям изготовителя.

Совет: Рассмотрите добавку виброизоляционного материала между двумя контактирующими частями, чтобы амортизировать вибрацию, особенно по большим плоскостям. Идея не в том, чтобы иметь вязкий интерфейс, а чтобы заполнить самые малые зазоры из-за допусков изготовителя. Демонтируйте части, прибавьте очень малое количество любой нетвердеющей замазки, затем соберите и прижмите, пока части плотно не войдут между собой в контакт.

Горизонтальная плоскость

Когда проигрыватель не точно выставлен по горизонтали, это, обычно, оказывает наиболее отрицательное влияние на поведение подшипников диска и динамику тонарма, особенно заметно как работает антискейтинг (компенсатор скатывающей силы). Поскольку подшипник диска круглый и находится в круглой втулке-шахте, не горизонтальность влияет на то, как подшипник скользит по втулке; чем лучше подшипник, тем меньше влияние. Из-за не выставления проигрывателя по уровню звуковые проблемы больше у поворотных тонармов и меньше у линейных (тангенциальных), которые управляются двигателем.

Так что убедитесь, что диск проигрывателя и узел тонарма выставлены по уровню. Не делайте этого на глаз — используйте точный уровень. Если диск наклонен, то настройте подвеску (конечно, когда в конструкции шасси имеется подвеска). Если узел тонарма не горизонтален (что означает, что поворотный тонарм не вертикален), то верните его вашему дилеру для ремонта или заново выровняйте его сами при помощи тонких прокладок между узлом тонарма и шасси.

Подшипник опорного диска

Здесь вы можете сделать только одно, – заменить (или добавить) смазку. Как часто и какую – нужно следовать рекомендациям изготовителя. Поднимите диск, промокните старое масло тканью без ворсы (или всосите его чистой пипеткой или шприцем). Затем, чтобы не передозировать (почти все место во втулке подшипника занимает шпиндель.), осторожно влейте новое.

Пассиковый привод

Некоторые пассики посыпаются тальком, чтобы они были гладкими (скользкими). Некоторые должны быть чистыми, чтобы иметь мягкую поверхность (скорее матовую, чем блестящую). Чтобы сохранить присущую тягу, сверьтесь с изготовителем относительно нужды и метода для очистки пассика. Некоторые проигрыватели, из-за их двигателей, требуют проскальзывания пассика при запуске и останове, так, что эти пассики, наиболее вероятно, обсыпаются тальком. Годы проскальзывания будут изнашивать тальк и отполируют пассик до блеска. В этом случае замените его оригиналом изготовителя.

Подвеска

Конструкции подвесок (виброразвязка) немного различаются, поэтому, чтобы настроить ваше подвешенное шасси, следуйте инструкциям изготовителя. Пользователями и наладчиками постоянно открываются приемы, специфические для каждого проигрывателя, которые могут существенно улучшить звук.

Наладки тонарма

Тонарм в значительной степени свободен от регулировок и обслуживания. Закрепите крепежные винты. Проверьте, на типичном поворотном тонарме, что подшипники нормальные. Возьмитесь в месте крепления головки и очень, очень мягко попытайтесь перемещать тонарм вперед и назад по длине трубки и вращать. Если вы чувствуете любой люфт, вы имеете серьезную проблему – его надо ремонтировать или менять. Исключения – свободно подвешенные или не поворотные тонармы, где, делая это, вы можете вызвать выпадение тонарма из опоры.

Основная задача настройки в том, что — бы выровнять иглу картриджа с дорожкой пластинки как можно ближе к тому, как резец первоначально нарезает дорожку матрицы. Т.е. отследить иглой то, что было проложено резцом. Путь движения требует оптимизации в трех различных плоскостях. Однако идеальная настройка во всех трех невозможна, следовательно, ее надо оптимизировать для лучшего общего баланса. Окончательная настройка должна всегда делаться на слух и в течение длительного времени прослушивания. Только здесь нужно знать, что каждая запись нарезается по-своему. Поэтому для полного баланса хорошего звука по широкому диапазону пластинок снова оптимизируйте (или настройте) VTA (вертикальный угол следования иглы) для каждой записи, что некоторые люди делают, если они имеют простое регулирование VTA на их тонарме.

Три плоскости юстировки следующие (будьте внимательны, юстируется — игла, а не картридж). Сначала, смотрим сверху, дуговые перемещение картриджа поперек пластинки должны оставлять иглу в том же самом положении по отношению к дорожке, это — Боковой Угол следования(LTA), или Тангенциальность (Tangency). Если смотреть со стороны головки, игла должна быть перпендикулярна к дорожке, чтобы не иметь предпочтения к одной стороне дорожки, по отношению к другой стороне это, — Азимут. Если смотреть с боку, игла должна сидеть в дорожке перпендикулярно, это — Вертикальный Угол Следования (VTA). Однако, VTA изменяется от записи к записи. Поэтому, эта юстировка, в большей степени, чем это имело место с другими регулировками, должна быть выставлена на слух.

Основные инструментальные средства для настройки — шаблон, датчик прижимной силы (весы), пластинка, которая не так ценна и есть случайная возможность её повредить, яркий свет, который можно сфокусировать, где надо, не магнитная отвертка. Также удобны небольшие плоскогубцы и линза или монокуляры. Очень трудно сделать точный шаблон (не полагайтесь на точности шаблона, который поставляется вместе с тонармом), купите хороший. Если он точно не соответствует шпинделю, избавьтесь от него и установите другой.

Начало

Надежно зафиксируйте опорный диск к шасси, как вы видите на фото. Если он сможет вращаться в течение установки, ваши регулировочные измерения будут не точны. Только убедитесь, что такая фиксация не изменила высоту или горизонтальность системы. Закрепите головку звукоснимателя в держателе (Шелле) и сам держатель на трубке тонарма. Винты должны быть закручены пальцами, этого достаточно, чтобы картридж не выпал, но он пока еще свободно ходит, чтобы перемещаться. Всегда, где возможно, работайте с защитным колпачком иглы.

Первый шаг. Нулевая точка.

Второй шаг. Первая точка.

Третий шаг. Outer NULL, внешняя нулевая точка.

Четвертый шаг. Inner NULL или внутренняя нулевая точка.

Схема показывает, как измеряется (в каких точках) эффективная длина тонарма.

Хотелось бы отметить, что точная юстировка требуется для любой головки звукоснимателя, но особенно она необходима для много радиусных игл, имеющих сложный профиль, по своей форме приближающийся к форме резца. Неправильное положение такой иглы в канавке сводит на нет все преимущества профиля иглы и вместо снижения искажений огибания на выходе можно получить целый букет различных искажений.

Необходимость точной установки иглы показана на прилагаемых сканах рис. 12 и рис. 6-7, смотрим ниже.

На картинке, outer NULL point – примерно 120 мм и 66 мм (inner NULL point). Это ключ к решению в построении шаблона.

На этих расcтояниях от центра диска (spindle) иглодержатель (трубочка такая тоненькая в которой иголка держится) если смотреть сверху на него:

  • должен быть строго перпендикулярен радиусу.
  • прямая, проходящая вдоль иглодержателя должна быть касательной к окружности соответствующего радиуса.

Вертикальный азимут ставим на глаз сначала — тонарм должен быть параллелен столу.

Боковой отклонение выставим по зеркальцу – кантелевир (иглу) на него поставим. На фото показано, как настраивается Azimuth. Если игла не криво посажена, проще всего по зеркалу настроить азимут, при отключенном антискейтинге, ставим картридж иглой на зеркальце, и выставляем его перпендикулярность. Смотреть надо на иглу (сбоку), она должна быть под углом 15-20 градусов к поверхности пластинки (угол VTA, есть в мануале к картриджу).

График замеров по уравнениям Баервальда, Лофгрена или Стивенсона. В случае использования шаблонов по Лофгрену или Стивенсону для соблюдения геометрии необходимо передвигать вертикальную ось тонарма, что не всегда удобно.

У настроенной (!) головки при прослушивании даже девственного винила искажения на частоте 400Гц в середине проигрывания обычно 0, 5- 1%. Это стандартно для поворотного тонарма.

Установите номинальную прижимную силу. Затем сделайте юстировку тангенциальности и азимута. Не отклонитесь от этой последовательности, поскольку каждый шаг воздействует на последующий — измените порядок, и установка будет неправильна.

На картинке ниже показан положение иглы в канавке, боковой срез. Здесь мы видим правильное отношение боковых стенок алмазной иглы к левой и правой канавке. Соблюдение параллельности – залог успеха при юстировке бокового отклоненния!

Ниже на рисунке видно, как не правильно выставлен азимут. Повышается износ картриджа и «запиливаем» пластинку.

Прижимная сила

Это регулировка на тонарме уравновешивает вес тонарма и картриджа. Используйте весы и установите прижимную силу согласно инструкциям на картридж (окончательную настройку делаем позже на слух). Если вы не имеете весов, но тонарм имеет калиброванный противовес, отключите механизм противоскатывающей силы или установите его на ноль. Установите противовес так, чтобы тонарм свободно «плавал» параллельно диску и был в равновесии.

Будьте очень осторожны с незащищенной иглой, т.к. вы не можете делать эту регулировку с установленным защитным колпаком. Как только тонарм сбалансирован, закрепите его в держателе и, используя калиброванный противовес, установите прижимную силу, согласно рекомендуемому весу вашего картриджа.

Азимут

Старая методика юстировки с зеркалом для азимута может хорошо работать для некоторых картриджей, но картридж с подвижной катушкой ручной работы не поддаются этой юстировке достаточно хорошо. Игла может быть смещена на несколько градусов от перпендикуляра к вершине картриджа.

Имеются два точных метода для настройки азимута. Для получения лучшего звука один метод использует ваш слух, двигайте картридж в обоих направлениях крошечными шажками. Добейтесь того, чтобы вы чувствовали максимальную ширину и глубину сцены и т.д. Недостаток этого метода в том, что пока вы не приобретете достаточный опыт, вы будете смущены изменениями в звуке, будьте терпеливы и тщательно работайте — это даст вам лучшие результаты.

Дедушкин метод с защитой от дурака требует использования вольтметра и тестовой пластинки. Установите азимут так, чтобы сигнал 1,000 Гц (!) был одинаков в обоих каналах. Так-же, есть отличный прибор для ювелирной настройки азимута: Clearaudio Azimuth Optimizer. Пластинка идет в комплекте поставки.

Немецкий прибор для настройки азимута: Clearaudio Azimuth Optimizer

VTA (вертикальный угол следования иглы)

Если ваш тонарм не имеет специальной регулировки VTA, то главной неприятностью может быть регулировка высоты тонарма. Особенно если стойка тонарма установлена на определенную высоту только стопорным винтом. В таких конструкциях изменение высоты требует отпускания стопорного винта, что обычно приводит к тому, что стойка тонарма стремительно падает, оставляя вас в неведении относительно первоначального положения, от которого вы отталкивались, прибавляя или уменьшая высоту (я говорю о своем горьком опыте). Втисните в зазор между ножкой стойки и фланцем визитные или пластиковые карточки, так, чтобы при освобождении стойка не упала. Или найдите/сделайте деталь, которая точно входит между креплением тонарма и фланцем. Смотрите руководство по тонарму для рекомендаций по регулировке высоты стойки.

Лучший подход в постепенной настройке VTA — это прослушивание музыки. Тонарм надо опустить на стойке, если звук в основном жесткий и яркий, с хилым басом или с отсутствием глубокого баса, резкими верхами и резким средним диапазоном (еще, это может также быть из-за недостаточной прижимной силы). Искажения затемняют музыкальные детали с низким уровнем; следовательно, отмечается понижение динамического диапазона. Кратковременные атаки могут быть слишком остры. Тонарм приподымаем, когда слышим вялый и приглушенный звук, верха завалены, нижний регистр грязный и отсутствует его четкость, кратковременные атаки вялые.

Начните с положения, когда тонарм находится немножко ниже и мало — помалу поднимайте его, пока он не станет параллелен пластинке и затем так, чтобы задняя часть картриджа была приподнята. Держите пластинку с известным вам фрагментом под рукой, где вы знаете все нюансы, чтобы вы всегда могли вернуться к нему. Диапазоны регулировки могут быть крайне широки, по крайней мере, миллиметров 10 или даже больше (в шарнире тонарма). Не стесняйтесь, поиграйте с полным диапазоном, чтобы вы представляли диапазон изменения звука.

Противоскатывающая сила (только для поворотных тонармов)

Во время проигрывания прикладывается балансирующая сила, противоположно направленная естественному давлению поворотного тонарма вовнутрь. Бесконтрольно оставленная, игла будет давить на внутреннюю сторону канавки, вызывая искажения как от неправильного позиционирования в канавке, так и от смещения противоположного конца иглы внутри картриджа. Для того чтобы отрегулировать это, опустите иглу на пластинку около этикетки на широкую дорожку выбега. Увеличивайте противоскатывающую силу до тех пор, пока тонарм не начнет медленно дрейфовать наружу, от этикетки. И опять, это должно быть завершено на слух, когда вы слушаете музыку. Если размещение звукового образа немного не в центре, или если музыка не кажется цельной, экспериментируйте с антискейтингом. Понаблюдайте за иглой, когда вы ставите ее на дорожку. Двигается ли она направо или налево относительно корпуса картриджа. Это указывает, что противоcкатывающая сила или слишком велика или не достаточная.

Точная настройка

Итак, вы имеете три грубых регулировки: прижимной силы, VTA и азимута. Изменения в звуке при каждой из этих индивидуальных наладок могут быть похожи. Поэтому для оптимизации необходимы все три. На практике, последовательно переходя от одной регулировки к другой и затем к следующей, добиваются баланса по оптимизации для всех трех. Во время работы слушайте женский голос. Добейтесь максимального вокального образа и осязаемого ощущения персонажа.

Начинайте с отклонения в малых пределах от рекомендуемой прижимной силы картриджа. Слишком большая прижимная сила, и вы смещаете катушку (или магнит) с центрального положения их диапазона. Маленькие приращения могут быть порядка 1/100-й грамма или меньше; но допустимы и отклонения в + 0,2 грамма от рекомендации изготовителя. Не волнуйтесь относительно повреждения пластинки от более тяжелого веса. Большинство повреждений пластинок (в диапазоне частот от средних до высоких) фактически вызвано неправильным позиционированием при слишком небольшой прижимной силе, чем при слишком тяжелой (кроме того, 0,2 грамма сверх нормы — это совсем не много). Предусматривается, что игла достаточно чиста и в хорошем состоянии. Когда вы производите съем сигнала при наименьшей прижимной силе и при этом получаете лучшее звучание (на сигналах умеренных), то, возможно, вы имеете загрязнённую иглу, плохую пластинку, накопление грязи в вашем картридже или игла звукоснимателя имеет слышимый износ.

Изменения в прижимной силе могут изменить ваши настройки VTA и азимута. Если азимут был первоначально настроен на слух, экспериментируйте с ним. Однако, если он отрегулирован с помощью аппаратуры, оставьте его и займитесь VTA и прижимной силой.

Вот, теперь основная работа проделана. Окончательная настройка займет дни или недели и зависит от прослушивания системы в спокойной обстановке. В конечном итоге, некоторые нюансы воспроизведения звука от одной пластинки к другой начинают раздражать и портить общую картину хорошего звука. Это может происходить от слишком легкой прижимной силы до VTA. Кстати, многие наиболее хорошие картриджи термочувствительны. Когда слишком тепло, они привносят муть, когда слишком холодно, они могут создавать резкий звук. Нужно учитывать время года или температуру при разных регулировках. Исключая людей, кто настраивает VTA на каждой пластинке, большинство людей будут счастливы с позицией VTA, которая является хорошим компромиссом для их любимых пластинок.

Настройка по 2 точкам на специальном шаблоне

Элемент схемы крупнее, здесь видно оптимальное положение звукоснимателя относительно шаблона. Вынос иглы и юстировка угла захода.

На этом, пока все. Самый лучший результат, это когда музыка звучит и дарит эмоции!

Зачем нужны два тонарма , цикл Виниловый Ликбез .

В основу Винилового Ликбеза легли не теоретические измышления, а практический опыт многолетнего прослушивания, тестирования, сопоставления, конструирования и производства стереокомпонентов. Каждый постулат Винилового Ликбеза многократное проверен и при необходимости может подтвердиться экспериментально.

В первом эпизоде пойдет речь о целесообразности установки на проигрыватель граммпластинок нескольких тонармов, перечислятся основные типы звукоснимателей и фонокорректоров. Также наш эксперт подробно проанализирует наилучшие сочетания транзисторных и ламповых корректоров с ММ и МС иглами и затронет вопрос о повышающих МС трансформаторов. Открывая цикл Виниловый Ликбез Ауди — автор главной в СтереоМанКлубе секции Аудиофилов. Сакральный смысл этого чрезвычайно дорогостоящего увлечения Главный Редактор пытается выразить в СтереоАфоризмах.

В общих же чертах, можно описать Аудиофилию как страсть к высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре и носителям. Музыкальный материал, записанный на этих носителях – вторичен. Главное для Ауди – это качество записи и воспроизведения. Как написано у «Луркоморье» — любители музыки слушают музыку, Аудиофилы – шум в паузах. И доля правды в этой злой шутке есть. Хотя злость здесь, скорее от непонимания и узкого кругозора. Если в паузах шумит – Ауди эту запись слушать не станет. Разумеется, больше всего он любит музыкальные прослушивания. Но в отличие от остальных СтереоМанов делает это на максимально возможной громкости. По-другому, его, видите ли, не прет. Хотя сам он себя привередливым не считает. «Мне многого не надо. Мое видение идеального звука таково: басы бьют под дых так что ребрам больно, и басы не какие попало, а мясистые, бархатные, рычащие, корнями уходящие в фундамент. Середина естественная, не резкая, чтобы когда взмоют скрипки, меня окатило волной. Верха воздушные, как весенний ветерок, далеко уходящие за границу слышимого диапазона».

Больше всего на свете Ауди не любит когда в самый разгар прослушивания звонят соседи и просят сделать потише. Худосочный, слегка нервозный мужчина в полном рассвете сил. Никогда не был женат. Все свое свободное время посвящает стереокомпонентам. Про свою личную жизнь Ауди говорит так: — Я женат на фонокартриджах, мой гарем — иглотека. Музыкальной аппаратурой и носителями увлекается с самого детства. Еще учась в школе, на каникулах в пионерском лагере крутил дискотеки. Затем, поступив на факультет Радиоаппаратостроения, во всю занимался перезаписью с виниловых пластинок на магнитную ленту, ремонтам, обменом и продажей стереокомпонентов и носителей. В неполные 17 лет, собрал роскошную систему для перезаписи из аппаратуры высшего класса. После службы в армии боевого духа не утратил. Идет по жизни четко с песней. Внимательно следит за международными новинками аудиоиндустрии. Строго посещает все аудиофильские выставки. Принимает активное участие в работе дизайн студии NewArtVinyl. Вредные привычки отсутствуют. Член СтереоМан клуба с момента основания 2013 году.

— Салют Ауди! — Привет СтереоМ! Какими судьбами? — Главный Редактор затеял создать научно-популярный аудиофильский альманах «Русский Звук». В рамках этого проекта совместно с дизайн студией NewArtVinyl мы проведем ряд прослушиваний, возьмем интервью у различных представителей ХайЭнд индустрии, а также прочитаем цикл лекций «Виниловый Ликбез». — Роскошная затея, я – за! — Ну вот и отличненько. Раз ты – за, с тебя лекции для «Винилового Ликбеза». — О, как! Быстро ты меня захомутал… О чем должны быть лекции? — Темы мы тебе будем подсказывать. Демонстрируя на ХайЭнд выставках наш флагманский двухтонармовый вертак Black Crystal, постоянно сталкиваемся с вопросом – зачем нужны два тонарма. И в сегодняшней лекции я попрошу тебя в доступной форме ответить на этот животрепещущий вопрос. — Ну что ж, начну с аксиомы. Все уважающие себя аудиофилы, используют два или больше количества тонармов. — Зачем? — Короткий ответ – для возможности использовать и сопоставлять различные фонокартриджы в сочетании с различными фонокорректорами. Теперь приступим к полному варианту ответа. Начнем с фонокартриджей. Звук с грампластинки извлекает иголка, и именно она, а не весь остальной тракт определяет характер звука. Поменяли ММ на высокоуровневую МС – звук изменился. Поменяли высокоуровневую на низкоуровневую МС – звук опять изменился. И не чуть-чуть – еле уловимо, а кардинально, как будто вместо полочников напольники поставили, или вместо лампового усилителя – включили транзистор. Существует три основных вида звукоснимателей. Я их уже перечислил: ММ, высокоуровневые и низкоуровневые МС. У них у всех есть свои особенности, преимущества и недостатки. И если Вы не зашторены на каком-то одном музыкальном жанре, а в фонотеке больше чем пару сотен винилов, то Вам для максимального раскрытия музыкального материала придется оперировать несколькими фонокартриджами. Как то на одном форуме, Власт-Кол упомянул, что в его иглотеке с дюжину звукоснимателей, на что некто Оле написал: «Может лучше музыку слушать, чем картриджами жонглировать? Всего то, оптимальный поставить и забыть». Власт-Кол поинтересовался – оптимальный для чего? Оле: «Тонарм, пластинки, уши, а Вы про что подумали»? Власт-Кол: «Про музыкальные жанры, год издания грампластинки, страну и лейбл изготовителя, стерео или моно и т.д. и т.п. Когда в далеком 1987 году у меня была пара сотен винилов, я тоже думал, что одной «оптимальной» иголки вполне достаточно. Но когда фонотека перевалила за 5000 грампластинок, до меня дошло, что они очень по-разному записаны и, слушая все это многообразие на одной иголке, я себя очень сильно обкрадываю. В канавках грампластинки заключены чарующие звуки и задача аудиофила – комбинируя иголками и фониками, извлечь их по максимуму». Переходим к фонокорректорам. Существует три основные школы использования фоников. Первая – наиболее распространенная и я бы назвал ее олд-скульной. Сочетание ММ иголки и лампового фоника, без каких бы то ни было регулировок. Как играет – так и слушай, ничего подстроить или поменять нельзя. Да и зачем? Сопротивление нагрузки всех ММ картриджей рассчитаны на 47 кОм, поэтому регулировать там особо нечего. И если фоник собран добросовестным производителем из качественных комплектующих, то играть будет гарантировано хорошо, практически со всеми ММ картриджами. Вариант, можно сказать, беспроигрышный и это сочетание мы устанавливаем на один из тонармов. Школа номер два. Хотя и считается классической, но распространена гораздо меньше и на то есть объективные причины. Сочетание низкоуровневых МС иголок с теми же самыми ламповыми фонокорректорами, посредством повышающих МС трансформаторов. Крайне сомнительное, на мой взгляд, решение и я сейчас попытаюсь объяснить почему. В отличие от стандартизированных ММ у всех низкоуровневых МС картриджей разное внутреннее сопротивление. А сопротивление нагрузки производитель рекомендует подбирать на слух, как правило, указывая не точную цифру, а определенный диапазон. Но, как известно, в ламповых фониках никаких регулировок нет – как играет, так и слушай.

В повышающих трансах, в лучшем случае, диапазон регулировок составит 3-4 позиции, типа 6 Ом, 12 Ом, 24 Ом и при их переключении меняется не характер звука, а громкость. Таким образом, согласованность конкретного транса с конкретной МС иголкой остается тайной за семью печатью – повезет, не повезет. Случаются исключения из этой лотереи, когда производитель выпускает повышающий транс специально под конкретную модель иголки или вообще продает их вместе, например, серия SPU Ортофон. И еще одна причина против использования повышающих трансов. В сочетании с ламповыми фониками МС иголки теряют свою яркую самобытность, а их звук сглаживается и становится похож на ММ. Цели же и задачи Аудиофила — максимально выжать качественный звук из компонента. Как это сделать? Переходим к следующей школе. Транзисторные МС фонокорректоры с большим спектром регулировок по сопротивлению и усилению. Для примера приведу фоник NewArtVinyl Твин Дек. Регулировки входного сопротивления: 14, 16, 18, 20, 46, 60, 66, 85, 100, 150 и 200 Ом. С таким шагом Вы сможете подобрать оптимальный режим для любой МС иголки и выжать из нее весь потенциал заложенный производителем. Подбор сопротивления напоминает подкручивание головки у кассетного магнитофона, когда Вы на слух добиваетесь максимально яркого звучания. Следующий момент – усиление. Выходное напряжение низкоуровневых МС варьируется в пределах 0,1-0,7 мВт. И для комфортного звучания, двух регулировок типа +50 и +60 Дб, совершенно не достаточно. На Твин Деке регулировка усиления реализована следующим образом: 100, 400, 800, 1000, 1250, 1500, 1800, 2100, 2400, 2800, 3000, 3600 и 4000 крат. Таким образом, используя сочетание МС иголки и хорошего транзисторного фоника, Вы гарантировано получаете качественный звук и твердую уверенность в том, что выжали из иголки все, до последнего рубля.

Ставим данное сочетание на второй тонарм и в совокупности получаем практически универсальную систему, способную качественно отыграть почти всю мировую музыкальную палитру – от бездушного техно до проникновенного, одухотворенного романса. — Браво, Ауди! Ты в ударе!!! Подводи резюме. — Вывод – использование нескольких типов иголок в сочетании с различными конструкциями фонокорректоров, значительно расширяют возможности Вашего проигрывателя, делая звучание более разнообразным и позволяя в полной мере извлекать чарующие звуки из канавок грампластинок. И как следствие — в большей степени позволяя Вам насладиться звучанием любимых альбомов. Всем приятного прослушивания и помните – хороший виниловый тракт от плохого, отличить очень просто. Под хороший виниловый звук — Вы должны рыдать!

Анатомия проигрывателя винила

Каким бы сложным, на первый взгляд, не казалось устройство проигрывателя винила, хочу вас обрадовать — всё на самом деле очень просто. В этой статье мы «по косточкам» разберём устройство типичного проигрывателя виниловых пластинок, который вы, вероятно, чаще всего могли видеть в магазинах, фильмах или у своих друзей.

Похожей моделью проигрывателя обладаю и я, поэтому рассказать о его составляющих мне будет проще простого.

Обзор проигрывателя виниловых пластинок Audio-Technica AT-LP140XP

Привет! В этой статье я хочу описать то, как и почему я выбрал для своего сетапаименно проигрыватель Audio-Technica AT-LP140XP. Кратко: потому что синие огонёчки. На самом деле — в ценовой категории от 30 до50к не нашёл ничего лучше, что соответствовало моим запросам. Реально топчик,советую. Про…

Vinyl Must LiveFRMCNTRS

Из чего состоит и как работает проигрыватель пластинок

Итак, давайте посмотрим из чего состоит типичный проигрыватель винила.

1) Противовес

Регулируемый противовес — важный элемент, на который следует обратить внимание при выборе проигрывателя. Обычно это вращающийся противовес тонарма, с помощью которого вы можете самостоятельно регулировать прижимную силу (величину вертикального давления, удерживающего стилус на поверхности пластинки). Точная сила отслеживания важна для качества звука и предотвращения повреждения иглы и пластинок. Если показатель противовеса будет установлен слишком тяжелым, то стилус окажется слишком лёгким и это приведёт к «пропускам» при проигрывании. Если же он будет установлен слишком лёгким, то игла будет слишком тяжёлой, что может привести к повреждению канавок пластинки. Прежде чем устанавливать прижимную силу, важно максимально сбалансировать тонарм. Посмотрите это видео о том, как настроить тонарм на примере проигрывателя Audio-Technica AT-LP140XP.

2) Регулировка антискейтинга

Антискейт — это сила, которая предотвращает скатывание (или скольжение) тонарма к центру пластинки, во время её проигрывания. На стереовиниле есть две звуковые дорожки, одна для левого и одна для правого канала. Это две стороны канавки, и игла звукоснимателя проходит между ними. Без правильной настройки антискейта ваши канавки могут быстрее изнашиваться только с одной стороны, что приведёт к гораздо более мягкому звуку на одном динамике. Обычно настройка защиты от скольжения должна совпадать с показателем прижимной силы звукоснимателя, но это применимо не во всех случаях. На видео выше вы также можете посмотреть как это работает и как правильно настроить антискейтинг.

3) Микролифт

Этот элемент опциональный, присутствует не на всех моделях проигрывателей, но сильно упрощает использование винилового проигрывателя. Микролифт позволяет аккуратно размещать и снимать иглу проигрывателя с пластинки, уменьшая вероятность её повреждения (или иглы/картриджа).

4) Поворотный механизм

Позволяет тонарму поворачиваться и плавно перемещаться в любом направлении, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

5) Тонарм

Тонарм — важнейшее звено между пластинкой и вашими динамиками — та часть, которая удерживает картридж звукоснимателя над канавкой. Существует две основные конструкции рычагов: прямые и S-образные. В обеих конструкциях прежде всего ценится низк масса и жёсткость конструкции, которая будет гасить вибрации и позволять стилусу поддерживать точную геометрию по отношению к канавкам пластинки. Большинство проигрывателей поставляются с тонармами, изготовленными из какого-либо сплава, особенно алюминия, но некоторые производители часто используют углеродное волокно (карбон), графит или даже дерево. Определённо следует избегать пластиковых тонармов!

6) Опорный диск

Опорный диск является вращающимся компонентом (с прямым или пасиковым приводом), основной целью которого является удержание пластинки на месте, но также служит для сглаживания колебаний скорости (удержания скорости от изменения), вызванных двигателем, и для поглощения возможных колебаний и вибраций. Также, в большинстве случаев, на опорный диск накладывается мат (слипмат), который обеспечивает сцепление, а также помогает гасить высокочастотные вибрации. Узнать больше о видах слипматов и их влиянии на звук можно из видеообзора Аудиомании:

7) Старт / Стоп

Большинство вертушек имеют кнопку «Start/Stop», которая запускает и останавливает работу привода. Некоторые проигрыватели оснащены функцией автоматического запуска. Например, когда вы нажимаете кнопку «Пуск», он запускает проигрыватель, поднимает тонарм, находит первую дорожку/канавку и автоматически запускает её. Также такие проигрыватели имеют функцию автоматической остановки, которая автоматически возвращает тонарм в положение «хранения» после остановки опорного двигателя. Такой тип проигрывателей называется «автоматический» и является идеальным решением для тех, кто только начинает свой путь в мир винила. И тут я определённо знаю, что говорю — моим первым проигрывателем был Audio-Technica AT-LP60X USB (полный автомат), и я ни капли не разочаровался в нём. Для первого проигрывателя — то, что нужно.

Настройка скорости вращения опорного диска

Возможность переключать скорость вращения диска между 33 об/мин (обороты в минуту), 45 об/мин или 78 об/мин.

9) Питч-контроль

Регулятор, позволяющий точно регулировать скорость вращения тарелки в заданном диапазоне, обычно измеряемом в процентах (в среднем от +/- 6% до +/- 24 %). Это не жизненно важно для домашнего прослушивания, но это неотъемлемая часть любого профессионального диджейского проигрывателя. Лично для себя, пользу от этой функции я нашёл при прослушивании пластинок вместе с тяжёлыми клэмпами (прижимами) — тяжёлый клэмп способен немного замедлить ход опорного диска, а с помощью регулировки темпа можно вручную выравнять скорость до оптимальной.

10) Картридж / Звукосниматель

Это основной элемент, влияющий на ваш опыт прослушивания винила и оказывающий наибольшее влияние на качество звука проигрывателя. Фоно-картридж в основном представляет собой преобразователь, превращающий механические колебания, улавливаемые стилусом (иглой), в электрический сигнал, который проходит через усиление, а затем преобразуется в звук динамиком. Многие часто называют картридж целым механизмом, который улавливает вибрации канавок, но картридж — это только корпус, который поддерживает иглу.

11) Стилус / Игла

Стилус или игла — это компонент, который крепится к картриджу и перемещается между канавками винила. Они точно отшлифованы и отполированы, чтобы соответствовать канавкам записи. Две наиболее распространенные формы: эллиптическая и сферическая (коническая). Каждый из них контактирует с канавкой по-разному — эллиптический стилус обеспечивает больший контакт с канавкой, что повышает точность, в то время как сферический стилус меньше контактирует с канавкой и не способен проникнуть в самую глубину канавки, из-за чего уступает в качестве звука. Следует помнить, что время от времени иглы нужно менять (примерно после 1500-2000 часов игры), так как они имеют свойство изнашиваются. Если их не заменять, качество звука будет ухудшаться, а также может привести к повреждению пластинок. Если конструкция картриджа не предусматривает возможности снятия иглы, то придётся заменить весь картридж.

12) Хедшелл / Держатель картриджа

Предназначен для крепления картриджа на тонарме. Существуют съёмные и интегрированные (несъёмные) держатели. Хедшелл является важным элементом в конструкции тонарма, от которого также зависит общее качество звучания проигрывателя. Очень часто меломаны заменяют штатно установленный на тонарме хедшелл, на другой, в большей степени отвечающий их требованиями. Держатели могут быть изготовлены из различных материалов – металла, дерева, карбона, синтетических смол. Каждый из таких хедшеллов обладает индивидуальным демпфирующими и резонансными характеристиками, а значит, оказывает индивидуальное влияние на звук.

13) Плита / Основание

Плита проигрывателя является фундаментом, который поддерживает остальные компоненты. Его основная функция состоит в том, чтобы механически изолировать (демпфировать) все компоненты друг от друга, поэтому лучше, если он сделан из тяжелого материала. Вот например, посмотрите обзор проигрывателя Acoustic Signature Maximus Neo — Михаил Борзенков уделяет отдельное внимание основанию и его демпфирующим свойствам.

14) Изолирующие ножки

Ножки под основанием проигрывателя изолир его от вибраций подставки/полки, на которой находится проигрыватель и пола, не позволяя вибрациям проходить через проигрыватель, обеспечивая стабильность воспроизведения.

15) Вкл / Выкл

Попробуйте догадаться сами…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]