Тем, кто видит характеристики акустических систем впервые и никогда раньше не сталкивался со всем этим набором информации, можно только посочувствовать. На первый взгляд, все сложно… Хотя с другой стороны, для того, чтобы разобраться, вполне достаточно знания школьного курса физики.
Наверное, все упростится, если прокомментировать по порядку реальный набор характеристик, который, кстати, я бы рекомендовал получать из фирменного документа под названием Info Sheet — Информационный лист. Такой PDF-файл можно скачать на сайте практически любого изготовителя акустики для практически любой его модели. Именно там, как правило, все описывается наиболее коротко и ясно.
Сопротивление или импеданс
Итак, по порядку. Сопротивление или импеданс. В одних случаях указывается одно, в других — другое, и в этом есть определенное лукавство. Да, если подсоединить омметр к клеммам акустического кабеля, мы получим требуемые 4, 6 или 8 Ом с точностью ±10%. Только вот беда, это измерение некорректно: мы используем постоянный ток, а нас интересует сопротивление переменному току в звуковом диапазоне частот. И заметим: голосовая катушка динамика по определению не может иметь линейное (не зависящее от частоты) электрическое сопротивление — ведь это индуктивность! А если учесть, что у динамика есть резонансные частоты, и в составе колонки таких динамиков несколько, плюс все это объединяет и вовсе нелинейная схема кроссовера, то измеренное нами сопротивление постоянному току становится просто ориентировочной цифрой.
График замера импеданса (сопротивления)
Корректным параметром становится импеданс, под которым, как правило, имеется в виду сопротивление переменному току — в нашем случае различное на разных частотах. Чаще всего, он представляется в виде графика такой зависимости. В серьезных моделях колонок такой график часто прилагается. Для колонок сопротивлением 8 Ом на определенных частотах импеданс может «проседать» втрое — скажем, до 2-3 Ом — и это способно стать серьезной проблемой для работы подключенного к колонке усилителя. Более-менее ровная кривая импеданса у многополосной системы — признак серьезного уровня разработки АС.
Советы по выбору
Сделать правильную покупку и не пожалеть о выборе через некоторое время вам помогут несколько рекомендаций:
- Определитесь с размерами. Компактные колонки легко переносить, а большие лучше отнести к стационарному использованию.
- Беспроводные колонки удобнее в эксплуатации, поскольку у них отсутствуют вечно запутывающиеся провода.
- Если вы хотите объемное звучание, то обратите внимание на наличие сабвуфера.
- Колонки для hi-fi плеера или домашнего кинотеатра имеют много сателлитов, которые обеспечивают объемное звучание.
- Выходная мощность определяет максимальную громкость системы.
- Чем ближе минимальная частота колонок к 20, а максимальная к 20000, тем лучше и приятнее будет звук аудиосистемы.
- Если у вас маленькое рабочее место для стационарной установки, то выбирайте компактные колонки.
Диапазон воспроизводимых частот
Следующий параметр — диапазон воспроизводимых частот. Если в этом пункте указано что-то типа «35 Гц – 25 кГц» — и все, то в этом случае я рекомендую сразу воскликнуть что-то типа режиссерского «Не верю!». Поскольку перед нами — очередное лукавство, и у продавцов недорогих систем оно встречается довольно часто. Да, наша колонка может воспроизводить 35 герц. Но на этой частоте ее чувствительность (о которой, в данном случае, изготовитель скромно умолчал) может быть очень небольшой. В результате в этом месте (оно называется нижний предел) частотная характеристика может иметь «завал» — спад децибел на 20. А это, в свою очередь, означает, что на этой заветной низкой частоте, которая так важна для воспроизведения «панча», колонка звучит, по ощущениям, тише раза в 3-4. То есть, практически молчит… То же самое касается и верхней граничной частоты диапазона.
Пример измерения АЧХ акустики
Корректно диапазон частот, указанный в технических характеристиках, будет выглядеть только в сочетании с показателем неравномерности частотной характеристики в децибелах во всем этом диапазоне. И данные типа «диапазон частот 35 Гц – 25 кГц при неравномерности ±3 децибела» сразу же вызывают уважение и серьезное отношение к продукту. Оптимально, если в документации эти данные проиллюстрированы графиком АЧХ — амплитудно-частотной характеристики, где по горизонтальной оси отложена частота, а по вертикальной — звуковое давление.
Важным, хотя и не так часто встречающимся, является указание диапазона частот и его неравномерности при отклонении от оси на угол, как правило, 15-30 градусов. Этот параметр позволяет оценить, насколько широка направленность звучания колонок. От нее, в частности, зависит величина «пятна» объемного звучания — области, в которой слушатели получат качественный пространственный эффект. От этого, в свою очередь, зависит, сколько «посадочных мест» может располагаться в образованном новыми колонками зрительном зале в условиях конкретной комнаты, что особенно важно не только для классического стерео, но и при использования акустики в системах домашнего кинотеатра.
ТОП-7 лучших компьютерных колонок
Проанализировав большое количество моделей, находящихся в продаже, мы включили в рейтинг следующие колонки:
- Logitech G G560;
- Harman Kardon SoundSticks Wireless;
- Defender Aurora S20;
- Aceline ASP300;
- Microlab B56;
- Genius SW-2.1 370;
- DEXP T100.
Приступим к более подробному знакомству со всеми перечисленными моделями.
Logitech G G560
Открывают рейтинг лучших колонки со стильным дизайном, качественным звучанием на любых частотах и мощными басами без помех. Тип сабвуфера пассивный, и это особенно порадует тех, кто предпочитает музыку потяжелее. Благодаря такому типу устройство может выдавать более насыщенный и глубокий бас. С разноцветной подсветкой колонок создать праздничное настроение будет еще проще.
Габариты | 255х404х207 мм |
Вес | 5.5 кг |
Мощность сабвуфера | 60 Вт |
Диаметр диффузора | 40 Гц |
Цена: от 14 000 до 16 000 рублей.
Плюсы
- мощность каждой колонки — 10 Вт;
- предусматривает подключение к другим устройствам по Bluetooth;
- необычный дизайн с разноцветной подсветкой.
Минусы
- программное обеспечение иногда подвисает.
Купила месяц назад. Пользуюсь каждый день для прослушивания музыки и просмотра фильмов. Со своей задачей полностью справляются. Звук получается качественным и объемным. По сети можно подключаться к другим устройствам и не пользоваться специальным кабелем. Отличная покупка!
Logitech G G560
Harman Kardon SoundSticks Wireless
Колонки оснащены 160-миллиметровым сабвуфером, восемью широкополосными динамиками, усилителем мощностью 40 Вт, сенсорными регуляторами громкости и отключения звука, а также 3,5-мм разъемом для подключения различных аудиоустройств.
Мощность фронтальных колонок | 2×10 Вт |
Материал корпуса | пластик |
Мощность сабвуфера | 20 Вт |
Диаметр диффузора | 152 мм |
Цена: от 9 000 до 11 000 рублей.
Плюсы
- осуществляется поддержка технологии Bluetooth;
- отсутствуют провода;
- маленький вес (2.2 кг).
Минусы
- нельзя использовать с техникой Apple.
Маленький вес позволяет легко переносить с места на место. Компактные габариты не доставляют дискомфорта в использовании. Не занимают много места на полке. Большим плюсом является полное отсутствие проводов. Это исключает вероятность спутывания кабелей.
Harman Kardon SoundSticks Wireless
Defender Aurora S20
Общая мощность колонок приравнивается к 20 Вт. Они воспроизводят внушительный спектр частот, варьирующийся в пределах 20 Гц-20000 Гц. Низкие частоты (басы) можно регулировать, что служит одним из основных достоинств данных колонок. Колонки получают питание от стандартной бытовой сети 220 В. В конструкции имеется линейный вход, а также разъем для наушников. Динамики оснащены магнитным экранированием.
Чувствительность
В связи со всем вышесказанным, перейдем и к параметру «чувствительность». Она измеряется в децибелах. Этот показатель, в какой-то степени указывает на степень совершенства нашей колонки. Практически это — ее КПД, коэффициент полезного действия. Для современной акустики этот параметр находится в пределах около 83-95 децибел. Понятно, что высокие значения чувствительности, особенно для классической многополосной системы, достигаются путем множества серьезных и часто затратных технологических усовершенствований.
Схема измерения чувствительности колонок
Повышение чувствительности на 6 децибел приводит к ощущению, что при том же входном сигнале акустика звучит приблизительно вдвое громче! И кстати, для того чтобы поднять громкость на 3 децибела, диффузор динамика должен колебаться с приблизительно удвоенной амплитудой. Для маломощного усилителя, а это, в частности, большинство ламповых моделей, звук которых столь привлекателен, нужна акустика именно с высокой чувствительностью.
Максимальное звуковое давление
В технических параметрах пользовательской акустики (в отличие от профессиональных моделей) этот показатель указывается достаточно редко. Максимальное звуковое давление, естественно, также измеряется в децибелах и, очевидно, может быть косвенно вычислено из данных о чувствительности и максимальной мощности.
Сознательно не залезая в подробности и условия измерения этих параметров, скажем только, что для получения полной совокупности впечатлений от аудио, более-менее устоявшимся считается предел в 90 дБ — на этой громкости (фиксируемой, как правило, в метре от излучателя, в то время, как слушатели располагаются гораздо дальше), многие протоколы испытаний рекомендуют производить тестовое прослушивание. Для сравнения, комплекты дискотечной аппаратуры для залов работают на уровнях до 130 (топы) – 140 (субы) дБ. Это уровень, приближающийся к болевому порогу. Серьезная домашняя акустика, в среднем, выдает максимальные 100–110дБ, и, ради всего святого, пожалейте своих соседей!
Сравнение моделей
Представляем вашему вниманию таблицу с главными техническими параметрами описанных ранее колонок. С ее помощью вы сможете наглядно сравнить несколько понравившихся моделей.
Наименование модели | Мощность (Вт) | Вес (кг) | Габариты (мм) | Стоимость (руб) |
Logitech G G560 | 60 | 5.5 | 255х404х207 | 14 000 – 16 000 |
Harman Kardon SoundSticks Wireless | 20 | 2.2 | 232х258х232 | 9 000 – 11 000 |
Defender Aurora S20 | 20 | 2 | 210х245х230 | 1 500 – 2 000 |
Aceline ASP300 | 10 | 2.1 | 126x220x130 | 1 000 – 1 500 |
Microlab B56 | 10 | 1.2 | 63х160х107 | 1 000 – 1 400 |
Genius SW-2.1 370 | 8 | 0.9 | 120х132х175 | 1 000 – 1 300 |
DEXP T100 | 11 | 1 | 115х145х170 | 2 000 – 2 500 |
Коэффициент нелинейных искажений
Это очень важная характеристика, которая, тем не менее, также нечасто фигурирует в параметрах колонок. Методики ее измерения бывают не совсем корректны. И все же, для качественных моделей она не превышает одного процента, для колонок хорошего уровня это треть процента (0,32% – 0,37%) практически во всем диапазоне частот, и лишь на низах этот параметр может перевалить за 1 процент. Если учесть, что именно на низких частотах наши уши не очень восприимчивы к искажениям, то такой «скачок» не критичен.
Еще одна особенность: КНИ резко возрастает при высокой громкости. Следует понимать, что в звуковом тракте «источник — межкомпонентный кабель — предварительный усилитель — межкомпонентный кабель — оконечный усилитель — акустический кабель — колонка», именно акустическая система является источником наиболее серьезных искажений, хотя подробнее об искажениях, наверное, стоило бы поговорить в связи с усилителями.
Таблица звуковых частот музыкальных инструментов от Sound On Sound
Таблица звуковых частот состоит из двух частей. Первая часть представляет собой диаграмму «Частоты инструментов», в которой приведена информация о частотных диапазонах ряда распространенных музыкальных инструментов. Инструменты разделены на пять групп — человеческий голос, перкуссионные инструменты, гитара и бас, струнные, духовые. Дополнительно диаграмма отражает диапазоны звучания приведенных инструментов, для чего иллюстрация дополняется списком октав и названиями и частотой входящих в них звуков.
Таблица звуковых частот. Скриншот первой части.
Вторая часть — «Субъективный характер звука» — представляет собой таблицу, в которой приведены основные частоты для эквализации популярных музыкальных инструментов, а также даны сравнительные описания этих частот. Информация из таблицы наглядно показывает, как сделать звук популярных инструментов четче, резче, яснее или разборчивее.
При этом создатели отмечают, что не стремились создать исчерпывающее руководство по эквализации, а хотели создать наглядный гайд, который поможет музыкантам и звукорежиссерам при записи и сведении музыки.
Таблица звуковых частот. Скриншот.
Редакция SAMESOUND.RU перевела и адаптировала тексты в таблице, а также внесла ряд поясняющих дополнений. Таблица звуковых частот распространяется в виде PDF-файла, который готов к печати в высоком разрешении. Документ содержит поля для отреза и другую полезную для типографов информацию. Отметим, что таблицу лучше печатать в формате А3, так как при печати на листе А4 теряется разборчивость содержания из-за обилия мелкого текста.
Frequency_chart_SAMESOUNDRU-hires-1-0-19.zip – Загружено 9611 раз – 1 МБ