Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой

Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.

Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.

Что такое моно

Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.

Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.


Сигнал в моно. Изображение: TuneCore

Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.

Что общего?

Оба формата звучания используются для одной цели – записи и воспроизведения аудиодорожки. К тому же они часто применяются в профессиональной звукозаписи. Отдельные инструменты часто записываются в формате моно с одним каналом. Хотя это и кажется странным, конечный продукт звучит намного лучше, чем если бы все составляющие были записаны в стерео.

Что такое стерео

Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.

Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.

Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.

Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.


Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore

Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.

5.1, 6.1 и 7.1-канальный звук

Вот описание трех распространенных многоканальных настроек громкоговорителей объемного звука для системы домашнего кинотеатра и их наилучшее использование.

  • 5.1-канальный звук является стандартным звуковым форматом для фильмов и музыки с пятью основными звуковыми каналами и шестым сабвуферным каналом (называемым первоочередным каналом), используемым для специальных киноэффектов и басов для музыки. 5.1-канальная система состоит из стереопары динамиков, динамика центрального канала, расположенного между стереодинамиками, и двух динамиков объемного звучания, расположенных позади слушателя. 5.1-канальный звук можно найти на DVD фильмах и музыкальных дисках, а также на некоторых компакт-дисках.
  • 6.1-канальный звук — это улучшение звука до 5.1-канального звука с дополнительным центральным динамиком объемного звучания, расположенным между двумя динамиками объемного звучания непосредственно за слушателем. 6.1-канальный звук создает эффект более объемного звучания.
  • 7.1-канальный звук считается дополнительным улучшением звука для 5.1-канального звука благодаря двум дополнительным боковым динамикам объемного звучания, расположенным по бокам от сидения слушателя. 7.1-канальный звук используется для лучшего охвата звука и более точного позиционирования звуков.

Когда использовать дорожки в моно?

Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.

Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.

Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.

Что такое квадро звук?

Его принцип заключается в том, что на каждый из каналов пластинки производится запись полосы частот 20 Гц-40 кГц. Полоса поделена на два фронтальных стереоканала с частотой 20 Гц-15 кГц. С помощью модуля на полосу с частотой 18 кГц до 45 кГц перенесли тыловые каналы (тоже стерео).

Интересные материалы:

Как уменьшить dpi Windows 10? Как уменьшить файл подкачки в Windows 10? Как уменьшить контрастность на ноутбуке Windows 10? Как уменьшить потребление оперативной памяти в Windows 10? Как уменьшить загрузку Windows 10? Как управлять обновлениями в Windows 10? Как ускорить быстродействие ноутбука Windows 10? Как ускорить ноутбук на Windows 7 максимальная? Как ускорить работу компьютера Windows 7 максимальная? Как ускорить Windows 10 для игр?

Когда использовать дорожки в стерео?

Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.

Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.

Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.

При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.

Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.

При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.

При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.

Сравнение

Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.

Также может быть интересно: Кузнечик и саранча — что это такое и отличия

Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.

В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.

Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.

Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.

Также может быть интересно: Овертуризм — что это такое и способы борьбы с ним?

Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.

Сведение музыки в моно

При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.

Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.

Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.

Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.

История

Хотя некоторые эксперименты со стереофонической записью и воспроизведением проводились с первых дней существования фонограф в конце 19 века монофонический звук был правилом почти для всех Аудио запись до второй половины 20 века.

Монофонический звук нормален на:

  • Цилиндры фонографа
  • Грампластинки сделанные до 1958 года, например, для игры в 78 об / мин и раньше16 2⁄3, ​33 1⁄3 и 45 об / мин записи микроканавок
  • Немного FM радио станции, которые транслируют только устную или разговорное радио контент (чтобы максимально увеличить зону покрытия)
  • Поднесущая сигналы для FM-радио, которые передают арендованный контент, например фоновая музыка для бизнеса или служба чтения радио
  • Сервисы фоновой музыки, такие как Зеебург 1000; спутниковое вещание Музак, и немного системы громкой связи

Несовместимые стандарты существуют для:

  • Более поздние виниловые пластинки (хотя монофонические пластинки, которые почти исчезли в Соединенных Штатах к концу 1967 года) можно было воспроизводить на стереосистеме. патрон)
  • Запись аудиокассеты с катушки на катушку (в зависимости от трассы)

Совместимые монофонические и стереофонические стандарты существуют для:

  • MiniDisc
  • Компактная аудиокассета
  • (и, в редких случаях, ) радиовещание
  • Видеомагнитофон форматы
  • Телевизор
  • Цифровые аудиофайлы на многих компьютерах во многих форматах (WAV, MP3, так далее.)

Не существует собственных монофонических стандартов для:

  • 8-дорожечная лента
  • Компакт-диск

В этих форматах материал моноисточника представлен как два идентичных канала, то есть технически является стерео.

В разное время художники предпочитали работать в моно, либо из-за технических ограничений оборудования той эпохи, либо из-за простых предпочтений (это можно рассматривать как аналог работы режиссеров, работающих в черное и белое). Примером является Джон Мелленкампальбом 2010 г. Не лучше, чем это

, записанный в моно для имитации блюза середины 20 века и народных записей. Некоторые ранние записи, такие как Битлз’первые четыре альбома (
Пожалуйста, пожалуйста
,
С Битлз
,
Ночь тяжелого дня
,
Beatles на продажу
) были переизданы в компакт диск эру как монофоническую в знак признания того факта, что исходные ленты для самых ранних записей были двухдорожечными, с вокалом на одной дорожке и инструментами на другой (хотя это было верно только для первых двух альбомов, в то время как последние два были записано на четырехдорожке). На самом деле это было предназначено для обеспечения гибкости в создании финального моно микса, а не для обеспечения стереозаписи, хотя из-за спроса это все равно было сделано, и ранний материал был доступен на виниле как в моно, так и в стерео форматах. В 1960-х и 1970-х годах в мире поп-музыки было обычным делом, когда стереофонические версии монофонических треков создавались электронным способом с использованием методов фильтрации, чтобы попытаться выделить различные инструменты и вокал; но они часто считались неудовлетворительными из-за артефактов процесса преобразования.[
нужна цитата
]

Директора Стэнли Кубрик и Вуди Алленв том числе предпочитали записывать свои фильмы » звуковые дорожки в моно.

Монофонические пластинки в конечном итоге были прекращены и больше не производились после начала 1970-х, за некоторыми исключениями. Например, у Decca UK было несколько двойных выпусков до конца 1970 года, последним из которых был «Я, у которого ничего нет» Тома Джонса; в Бразилия пластинки были выпущены как в моно, так и в стерео еще в 1972 году.[нужна цитата

] В течение 1960-х альбомы были обычным делом выпускать как моно, так и стерео LP, иногда с небольшими различиями между ними (опять же, подробная информация о записях The Beatles является хорошим примером различий). Это было связано с тем, что многие люди владели монофоническими проигрывателями, которые не могли воспроизводить стереозаписи, а также с распространением AM-радио. Из-за ограниченного количества изданных и альтернативных миксов нескольких треков, монофонические версии этих альбомов часто ценятся сегодня выше, чем их стерео LP-аналоги в кругах коллекционеров пластинок.[
нужна цитата
]

9 сентября 2009 года The Beatles переиздали переработанный бокс-сет их монофонического выхода, охватывающий Пожалуйста, пожалуйста

альбом в
Битлз
(обычно называется «Белый альбом»). Набор, называемый просто
Битлз в моно
, также включает двухдисковый обзор моно-синглов, би-сайдов и EP треков, выпущенных за всю их карьеру. Также включены пять треков, изначально сведенных для неизданного моно.
Желтая подводная лодка
. Боб Дилан последовал их примеру 19 октября 2010 г.
Оригинальные монофонические записи
, бокс-сет с моно релизами от
Боб Дилан
(1962) по
Джон Уэсли Хардинг
(1967). 21 ноября 2011 г. Кинки’моно записи были выпущены как
Кинки в моно
бокс-сет, в который вошли релизы альбомов группы из
Перегибы
(1964) по
Артур
(1969), с тремя дополнительными компакт-дисками неальбомных треков, которые появились как синглы или треки на EP. Когда первоначальный тираж бокс-сета был распродан, в отличие от наборов Битлз и Дилана, больше ничего не было.

Моносовместимость

Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.

Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.

При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.

Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.

Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.

Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:

  • Слишком большое количество стереотреков;
  • Плагины расширения стереополя;
  • Слишком большое количество реверберации или дилэя;
  • Фазовые проблемы между микрофонами.

В чем различия?

Стереоформат отличается от монозвучания пространственным аспектом. С помощью стерео удается раскрыть всю глубину звучания аудиосистемы. Этот вариант считается более естественным, поскольку он принимает во внимание строение человеческого уха.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Хотя уши располагаются достаточно близко, они слышат звук не одновременно. Вначале сигнал поступает в то ухо, которое находится ближе к источнику. При этом есть отличия и в его частоте. Таким образом мозг преобразовывает информацию и определяет сторону, от которой идет сигнал.

Монозвук записывается на один микрофон. Как следствие, он отличается одной аудиодорожкой. При этом восприятие звучания не зависит от местонахождения слушателя. Даже в случае использования нескольких колонок звуки в каждой из них будут похожими. Потому добиться ощущения глубины не удастся.

Для записи стереозвука используют минимум 2 аудиодорожки. При этом распределение по каналам производится на уровне частот, звуковых эффектов, голосов, инструментов. Чтобы прослушать стереозвучание, потребуется минимум 2 колонки. Также допустимо приобрести специальный гарнитур.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

При этом объемность стереоформата нельзя считать настоящей. Дело в том, что 2 наушника или 2 колонки находятся напротив разных ушей. Этот фактор и влияет на восприятие сигналов с разных сторон. При использовании большего количества источников число точек воспроизведения увеличивается. Это приводит к созданию фальшивого трехмерного эффекта.

Сегодня в продаже практически не встречаются аудиосистемы с монозвуком. Люди преимущественно предпочитают звучание в формате стерео. Оно является более приятным при прослушивании музыки или других аудиодорожек.

Для формата стерео характерны такие плюсы:

  • создание ощущения глубины и объемности звучания;
  • четкое понимание расположения инструмента;
  • широкое распространение;
  • передача живого звука во время концерта.

Формат моно отличается следующими преимуществами:

  • прекрасный вариант для публичных выступлений – это помогает сделать акцент на голосе оратора;
  • необходимость использования для записи некоторых песен.

Моно или стерео

Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.

Что должно быть в моно

  • Дорожки инструментов;
  • Дорожки вокала;
  • Все сигналы, не обладающие собственными стереоэффектами.

Что должно быть в стерео

  • Дорожки оверхедов ударных;
  • Дорожки микрофонов, снимающих комнату;
  • Рояль;
  • Синтезаторы с объёмными стереопатчами;
  • Бэк-вокал (не всегда, лучше смотреть по ситуации);
  • Шины и посылы эффектов — реверберации и дилэя;
  • Все сигналы, которые должны сохранить собственные пространственные свойства.

Краткая сравнительная таблица

Для форматов моно и стерео характерны определенные особенности и отличия. Они представлены в таблице:

МоноСтерео
Представляет собой одноканальную запись звука.Считается двухканальной записью.
Для воспроизведения хватит одного динамика.Чтобы воспроизвести запись, потребуется минимум 2 колонки.
Не дает возможности определить источник звука.Помогает определить пространственное расположение звукового источника.
Звучит достаточно плоско.Помогает получить звуковую картину, которая приближена к реальности.

Поиск данных по Вашему запросу:

Дорогие толстовцы, борцы с тиранией маммоны , позвольте и мне набросить лопату на этот вентилятор:. Вот, к примеру, дорожки с 9.

Отключил вчера один моноблок и как в первый раз все эти Десафинады услышал. Стереоверсия в сравнении звучит ужасно тускло и замыленно.

Но при этом вы слушаете двумя ушами, слышите переотражение звука в зале, да ещё и определяете местоположения музыкантов в пространстве.

Поиск данных по Вашему запросу:

Схемы, справочники, даташиты:Обсуждения, статьи, мануалы:

Моно vs стерео | Музыкальная жизнь

Виниловый бум шагает по планете. Не станем предсказывать бодро возвращающемуся в фонотеки древнему формату носителей ни долгую жизнь, ни скорый конец. Лучше прокатимся на волне интереса, вспомним одну из ярких страниц истории звукозаписи, раскрывающих тему «человек и звук».

Пятидесятые годы прошлого столетия – время, когда формировался эталон саунд-комфорта, который отлично вписывается в рекламный, парадный облик той эпохи. Это было время выработки критериев потребления, тогда создавались технологии и идеалы, и цивилизация использует их до сих пор – от компьютеров до атомной энергии в промышленности, от искусственных тканей до массовых автомобилей в быту.

Эстетика эпохи была воплощена и в музыке. На этот период пришлась «встреча» аудиофор­матов – моно и стерео. Второй вытеснял первый, сложилась ситуация даже более революционная, чем актуальное противостояние «аналог vs цифра».

Креативность работала на прогресс, соответствовала изменениям – и музыки, и жизни. Позитивный дух объединял музыкантов и инженеров, художников звука, и передавался слушателям, которые тоже должны быть талантливы и воспитанны.

У достигнутой тогда вершины есть имя. За многие лучшие записи отвечает Руди (Рудольф) ван Гелдер, «лучший звукоинженер в истории звукозаписи», более всего его имя связано с записями легендарного лейбла Blue Note.

В его работе сошлись опыт и вкус, была нащупана точка равновесия и удовольствия.

У самого Руди в то время не было стереопроигрывателя, но как же живо играют, буквально дышат, выпущенные им альбомы… Они звучат естественно, одновременно мягко и звонко, они настраивают на легкость движения.

Пока публика разбиралась в предпочтениях, а индустрия – в технологии, многие записи издавались одновременно и в стерео, и в моно. И до сих пор нет единого мнения, что же лучше.

Интерес меломанов к сравнению призвана удовлетворить серия заново выпущенных записей, сделанных (в том числе и Руди ван Гелдером) и собранных в обоих вариантах вместе – на двойных альбомах.

Эти диски можно назвать эталонными, но сурово о, альбомы, изданные недавно, на 180-граммовом аудиофильском виниле. Вспоминают же эстеты релизы, выпущенные в прошлом столетии. Разница в звуке между ними есть, но это тема другого разговора.

Cannonball Adderley, Miles Davis «Somethin’ Else» (Stereo & Mono) 1958/2018

Это ван Гелдер. Альбом саксофониста «Кэннонболла» Эддерли – музыканта не «самого-самого», а просто очень хорошего, записан с участниками квинтета Майлза Дэвиса. В этом составе играл и саксофонист Джон Колтрейн, но в той сессии участвовать не мог – наркотики начали уже уничтожать его.

Альбом – одна из вершин джаза как музыки «для всех», музыки, внушающей любовь.

С этого диска можно начинать знакомиться с понятием «джаз» – он виртуозен и включает потрясающий трек, стоящий выше времен и стилей, – это одно из лучших исполнений «Autumn Leaves» Йожефа Космы, мелодии, словно растворяющейся в душе слушателя и еще долго звучащей там… Есть тут и «Love for Sale» Кола Портера, объединяющая эпохи от Эллы Фитцджеральд до Boney M.

На стереодиске духовые и ритм-секция разведены по разным каналам. В этом наивном приеме есть дух того времени. Он не показывает положение инструментов, но здорово демонстрирует, как они «разговаривают», общаются, импровизируют.

Моноверсия звучит менее ярко, но коллективную игру передает четче, когда же надо выделить инструмент, это делается искусной аранжировкой.

Это альбом ансамбля, поэтому предпочтем моно, хотя стереовариант и содержит дополнительный трек «Allison’s Uncle», ставший известным позднее как «Bangoon».

Duke Ellington & John Coltrane (The Stereo & Mono Versions) 1962/2018

Следующим слушаем альбом (тоже со звуком от ван Гелдера), записанный двумя величайшими музыкантами. Дюк Эллингтон сделал для жанра больше, чем кто бы то ни был, однако к гениям джаза его относят не всегда. Он – гений, но не импровизации, а организации, эстетики, понимания музыки.

А вот Джон Колтрейн – явленный гений звука и чувства. Каждый вскрик его саксофона для поколений джаз-фанов был откровением и проникновением в суть вещей. Объединяет звезд одухотворенность, духовность их творчества. Целью оба полагали развитие, движение музыки к Богу.

Эллингтона помнят и по хитам дансингов, и по «Духовным концертам», а Колтрейн останется в памяти и как открыватель новых миров импровизации, и как автор великого альбома «A Love Supreme» («Всевышняя любовь»).

В Штатах есть даже церковь Колтрейна, в Москве, в Клубе Козлова, кстати, можно увидеть его «икону».

Стереозвук на альбоме сделан в тех же традициях: в одном канале доминирует саксофон, в другом – ритм-секция и фортепиано, и этот вариант представился более интересным, чем моно. Два музыканта стремились создавать комфортную обстановку, альбом – игра больших талантов, и за ней любопытнее следить с большей детализацией происходящего.

Billie Holiday «Lady in Satin» (Stereo & Mono Versions) 1958/2018

Но не ван Гелдером же единым! Дирижер Рэй Эллис, продюсер Ирвинг Таунсенд и звукоинженер Фред Плаут работали на Columbia Records, когда великая, но непутевая Билли Холидей захотела записать нечто «нежное». В тот момент у джаз-дивы все было непросто – и в судьбе, и с голосом. Да и жить ей оставалось недолго. Этот диск – ее последний прижизненный релиз.

Решение записать с большим оркестром вокал Билли – выворачивавшие души наизнанку хрип и стон, эстетику, повторенную не раз следующими эпохами, вплоть до волшебников трип-хопа Portishead – было идеей смелой и неожиданной. Получился почти easy-listening.

За музыкой не стоят философствования и концепции, но мастерство и вдохновение тут таковы, что душа отдыхает и ощущает себя на своем месте.

На альбоме есть эмоциональный хит «I’m a Fool to Want You» и вещи «I Get Along Without You Very Well» плюс «You’ve Changed», спетые, словно выдохнутые, рассказывающие «про главное» – про жизнь и про любовь.

Аранжировка – решающий фактор, альбом звучит лучше, когда звук «богаче», выбираем вариант стерео, хотя фанаты Холидей переслушают моно-диск – и не раз.

Этот альбом (в стерео) был выпущен в 1980-м и .

Так что такое «хороший» звук при записи музыки? Вряд ли кто-то будет спорить, что инструменты на фонограмме должны звучать точно и ясно. Но этого мало. Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда параметры саунда оказывались на высоте, а слушать было неприятно, хотелось «перепрыгнуть» на следующую композицию… Большинство помнит свой палец на кнопке пульта, переключающий треки, правда?

И проблемой, и счастьем является то, что не все в жизни можно выразить точно – комфорт и естественность неизмеримы. Борьба «за звук» и на рынке, и в умах продолжается, форматы сжатия, перепродюсированный саунд – норма индустрии, убегающая от «слишком» ярких мелодий и необычных .

Ведь они нарушают работу шоу-биз-фабрик… Но музыканты, выбивающиеся из общего конвейера, объективно были и есть – хотя бы в записях. Важно и то, что для одних музыка – это нечто, происходящее здесь и сейчас, а для кого-то – еще и итог предыдущих переживаний, ощущений и знаний.

Значит, можно продолжать искать золотую середину между временами и трендами – для любых эпох. Ее уже нашли однажды, и нет причин, чтобы не сделать это опять.

Источник: https://muzlifemagazine.ru/mono-vs-stereo/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]