История акустических систем
В Совмине СССР, проанализировав западные тенденции и состояние внутреннего рынка, пришли к выводу, что большие референсные АС уже есть, а вот с малогабаритными высококачественными, дело обстояло туго. И так, к середине 80-х годов появляются новые колонки Эстония 35АС-021. Инженеры этой акустики, в отличие от разработчиков Электроники, не копировали какую-то конкретную модель, а решили сделать что-то своё. Новые колонки представляли собой трёхполосную конструкцию с сотовым НЧ, и купольными СЧ и ВЧ громкоговорителями. Они имели формфактор – большие полочники. Акустическое оформление – ФИ. Несмотря, на скромные размеры, Эстония 35АС-021 обладали фантастической мощностью -130 Вт RMS (250 Вт музыкальная). Их главной проблемой была мизерная чувствительность (85 дб) и довольно кривой график импеданса. Из-за чего АС являлись сложной нагрузкой практически для любого усилителя. Акустика комплектовалась блочным музыкальным центром высшего класса. Усилитель, входивший в комплект, имел номинальную мощность 35 Вт и не раскрывал их возможностей. АС выпускались в Эстонии и после развала СССР, Прибалтийская компания AUDES, ещё долгое время выпускала акустику, построенную на этих динамиках. В России же, в 90-е годы производились подобные Колонки под названием Союз 130 АС 002 (3-х полосные) и Союз 100 АС 003 (2-х полосные).
К концу 1980-х годов, в СССР производили даже электростатическую акустику это- 35 АСДС и 100 АСА. Первая из них пошла в серию, она имела 3-х полосную конструкцию, где за СЧ и ВЧ диапазон отвечали плоские электростатические панели, а за НЧ обычная электродинамическая головка 75 ГДН (та же, что в серии S-90), качество, которой явно не дотягивало до уровня СЧ-ВЧ звена системы. Были и АС с ЭМОС –Radiotechnica S-70, которые сделаны на базе всё тех же S-90.
Хотелось отметить ещё одну акустическую систему советских времён разработки ВНИИРПА, это Корвет 75 АС 001 (Кливер 150 АС 009). Они считались самой мощной (предельная кратковременная мощность, которой была 300Вт!) бытовой АС в СССР. Акустику отличала, также сравнительно высокая чувствительность порядка 91 дб. НЧ: диаметр — 30см, диффузор укрепленная овечьей шерстью бумага, литая вентилируемая корзина, цельный большой ферритовый магнит. СЧ: на жестком текстильном подвесе, магнитная система с латунным сердечником. Правда, ВЧ (лавсановый купол) колонки унаследовали от АС из серии S-90, который не дотягивал до качества всей системы. Но при внедрении в производство, непосредственно на заводе, чтобы не усложнять себе жизнь, местное руководство решили упростить систему. Например: применили «обычную» бумажную массу без овечьей шерсти; магниты цельные сделать не смогли, поэтому клеили из кусков, с СЧ убрали латунный сердечник, упростили фильтры и многое другое.
Как бы в СССР не пытались гнаться за Западом, всё равно ассортимент был скуден. Например, у нас никогда не разрабатывалось коаксиальных и рупорных АС. А те, что выпускались, купить было невозможно, они зачастую расходились по «знакомым» не достигнув ещё прилавка магазина.
Как я купил старую японскую рухлядь 2: Technics SU-7
Помните историю про мою ископаемую стереосистему Technics Jacket System 1983 года? Там я рассказывал о том, что решил собрать полный комплект, но пока мне не удалось найти самый желанный компонент – топовый усилитель серии со стрелочками.
Такое покупаешь сердцем – не то чтобы он был сильно мне нужен, но однажды увидев его, я не смог спать спокойно и всё это время я не останавливал поиски ни на один день. Спустя три года мне улыбнулась удача – почти идеальный девайс нашелся в Германии. И сейчас я попытаюсь рассказать что это такое – компактный усилитель Technics SU-7 из далеких 80-х, и насколько он актуален сегодня, в XXI веке.
Немного истории
Восьмидесятые годы породили новый концепт компактных аудиокомпонентов, ставший возможным только благодаря компактным проигрывателям винила с так называемой линейной системой трекинга, а проще говоря, с тангенциальными тонармами. И вот эта возможность делать компактные вертушки привела производителей к мысли создать соответствующие им компоненты.
Так и появилась серия Technics Jacket System – компактные музыкальные центры с шириной панели 315 мм, ровно по размеру обложки винилового диска. Все компоненты можно было соединять как без проводов по специальной шине, так и с помощью стандартных RCA-кабелей. Благодаря модульной системе покупателям предлагалось на выбор несколько разных модулей, из которых можно было составить себе оптимальный вариант.
В те годы как раз выходили легендарные усилители Technics SE-A1 со стрелочками во весь фасад и вот в этой компактной системе тоже сделали свой усилитель с похожим дизайном со стрелочными индикаторами во всю переднюю панель. Сегодня эта штука очень редкая по той причине, что выпускалась она только один год – 1983-й.
Снаружи
При всей своей внешней красоте это не самый удобный усилитель с точки зрения эргономики – на фасаде у него три клаустрофобических ползунковых регулятора тембрблока и баланса, и они определенно менее удобны традиционных вращательных регуляторов. Зато четыре кнопки переключения входов и большой ползунковый регулятор громкости хороши.
Слева под кнопкой включения питания можно заметить гнездо 6,3 мм для подключения наушников и кнопку фирменной системы тонкомпенсации Super bass.
И еще забавный факт: это один из первых усилителей, у которых появилась надпись CD на AUX-входе, ведь как раз в 1983 году стали серийно выпускать первые CD-проигрыватели. Одновременно с этим здесь встроенный ММ-фонокорректор для вертушки.
Большой «экран» со стрелочками выглядит, конечно, потрясающе. Он очень качественно сделан и даже сегодня воспринимается абсолютно бескомпромиссным элементом оформления. Причем, он прекрасно читается днем, благодаря стрелкам флуоресцентного оранжевого цвета, а ночью от него вообще глаз не оторвать – шкалы здесь подсвечиваются как будто изнутри, создавая максимально контрастную подсветку.
Интересно как работает в нем переключение входов – AUX, Tuner и Phono сменяют друг друга при переключении, а вот при нажатии кнопки Tape просто перекрывается активный вход и на панели загораются два светодиода – оранжевый Tape и зеленый активного входа, с которого при необходимости можно вести запись. Получается своего рода имитация сквозного канала – таким образом вы можете мониторить запись на кассету с любого из трех входов.
Сзади можно увидеть пять пар НЕ позолоченных RCA-разъемов – четыре входных и одну пару выходных для записи на деку.
Разъемы для подключения акустики здесь с поворотным механизмом, они совершенно неудобные, принимают только «голый» кабель, причем, он должен быть не очень толстым – современный 2х2,5мм помещается уже с большим трудом. Разумеется ни о каких бананах или лопатках речи и быть не может.
Зато здесь обнаруживается дополнительная розетка, к которой удобно подключается соседний компонент, например тюнер или эквалайзер.
Внутри
По сравнению с SU-5 это куда более серьёзный усилитель. Как можно заметить, корпус его выше в два раза, и это не только для того, чтобы разместить на фасаде стрелочки – внутри этот корпус набит под завязку.
Под крышкой можно обнаружить довольно большой трансформатор и модульную конструкцию с несколькими раздельными платами и довольно крупным радиатором.
Это компактное чудовище потребляет 400 Вт электроэнергии, выдавая на колонки только 50 Вт на канал.
Звук
Я использую этот усилитель с винтажными компактными полочниками Technics SB-F2 MK2, а в качестве источника использую свой компьютер Macbook Pro, подключенный через компактный ЦАП Schiit Modi 3. В качестве плеера используются Roon и штатное приложение Tidal.
Так вот в этой экосистеме SU-7 показал существенный прирост качества по сравнению со своим предшественником SU-5, у которого довольно средние звуковые возможности. В целом почерк «семерки» можно охарактеризовать как более нейтральный, но слегка на теплой стороне.
В первую очередь можно отметить возросшую голографичность, на моем столе сцена заметно увеличилась в глубину, лучше стали прорисовываться инструменты, динамика подросла и в целом общее ощущение прозрачности звука стало на ступень выше.
Еще очень понравился звук со встроенного выхода на наушники – он хоть и не может полностью раскрыть возможности Audeze LCD-2, но в целом звучит очень и очень приятно, с хорошей динамикой и объемом на низах.
Но это все в условиях работы со старыми колонками Technics, поэтому как он в сравнении с современными усилителями мне еще предстоит выяснить. Скоро я попробую подцепить его к хорошим современным компонентам и тогда мы сможем узнать на что действительно способен этот ископаемый девайс.
Небольшой бонус: