Ламповый усилитель из старого катушечного магнитофона SONY TC200


КАТУШЕЧНЫЙ МАГНИТОФОН КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗВУКА В СТЕРЕОСИСТЕМЕ

Катушечный магнитофон как основной источник в звуковоспроизводящей системе.

Источник звука – один из важных составляющих компонентов любой звуковоспроизводящей системы. В последнее время отмечается рост интереса к аналоговым источникам звука. К ним относятся: проигрыватели виниловых дисков, катушечный магнитофон и кассетная дека. Проигрыватели виниловых дисков и кассетные деки уже подробно освещались на этом сайте, и цель данной статьи – обосновать выбор катушечного магнитофона, как основного источника звука в звуковоспроизводящей системе любого уровня.

Фирма AEG выпустила первый коммерческий пленочный магнитофон под названием Magnetophon K1 в 1935 году.

Само слово Magnetophon долгое время было торговой маркой AEG-Telefunken, хотя при этом вскоре стало нарицательным в ряде языков, в том числе в русском. После окончания Второй мировой войны магнитофоны AEG-Telefunken были вывезены из Германии в СССР и США, где спустя несколько лет (в Америке — в 1947) были созданы аналогичные аппараты.

Впоследствии конструкция катушечного магнитофона постоянно усовершенствовалась.

Катушечный магнитофон (Master Recorder) долгое время использовался как основной источник для изготовления мастер лент, с которых потом изготавливали матрицы для производства виниловых пластинок.

Магнитная звукозапись была, поистине, массовым аудио форматом для нескольких поколений слушателей во всём мире. Многие звукозаписывающие лейблы издавали целые каталоги релизов на катушках. До сих пор встречаются виниловые пластинки, на конвертах которых можно найти три каталожных номера данного релиза: на виниловой пластинке, на компакт кассете и на катушке. В настоящее время постоянно совершенствующиеся цифровые технологии оттеснили магнитную звукозапись на задний план, и она оказалась незаслуженно забытой. И хотя в некоторых известных студиях до сих пор остался аналоговый департамент звукозаписи, до ренессанса в массовом масштабе ещё далеко.

В этой статье мы попробуем вернуть магнитной звукозаписи её былое величие. Начнём с общих положений об устройстве катушечного магнитофона и его основных технических характеристик.

Классификация катушечных магнитофонов:

  1. По типу носителя магнитофоны подразделяются на ленточные и проволочные. Кроме того, известны аппараты, использующие магнитный диск или манжету;
  2. По способу регистрируемой информации магнитофоны разделяют на аналоговые и цифровые;
  3. По области применения магнитофоны разделяют на студийные, бытовые и промышленные (последний тип ранее широко использовался не только для записи звуковой информации, но и для записи аналоговых данных, напр. сигналов с аналоговых датчиков температуры, давления и проч. в промышленных процессах или лабораторных исследованиях); промышленные магнитофоны для записи данных в некоторых источниках также называют магнитографами;
  4. По наличию встроенного усилителя мощности— на полные магнитофоны и магнитофоны-приставки (жаргонное «дека» от англ. deck — панель).
  5. По мобильности — на носимые, переносные и стационарные;
  6. По числу воспроизводимых и записываемых дорожек: 1, 2, 4 или более;
  7. По скорости движения носителя при записи и воспроизведении. Самые распространенные стандартные значения скорости при использовании магнитной ленты: 76,2 (студийные магнитофоны старого образца), 38,1 см/с (бытовые и студийные магнитофоны); 19,05 см/с (бытовые и студийные магнитофоны); 9,53 см/с (бытовые и студийные магнитофоны).

Существуют многоскоростные магнитофоны, магнитофоны с другими значениями скорости, а также с изменяющейся скоростью ленты по мере её перематывания;

  1. По числу головок: одна (только воспроизводящая, в магнитофонах-проигрывателях), две (наиболее часто реализуемый вариант: первой, по ходу движения ленты, стоит стирающая головка, далее — универсальная, которая может как записывать, так и воспроизводить информацию), три (так называемый «сквозной тракт» — для записи и воспроизведения используются раздельные специализированные головки), четыре (с дополнительной головкой воспроизведения, работающей при реверсивном ходе ленты), реже — больше;
  2. По формату записи-воспроизведения: монофонические, стереофонические, квадрофонические, многоканальные;
  3. студийные магнитофоны – по исполнению: консольные, настольные, рэковые.

Технические характеристики катушечного магнитофона.

Механические:

  • отклонение скорости носителя от номинальной – %;
  • коэффициент детонации (неравномерность скорости движения ленты) – %;

Электрические:

  • частотный диапазон (записываемого сигнала) ;
  • неравномерность АЧХ (в раб. диапазоне частот) дБ;
  • коэффициент нелинейных искажений (КНИ, THD) %;
  • динамический диапазон, дБ;
  • отношение сигнал/шум, дБ;
  • выходная мощность, Вт (для аппаратов с УМЗЧ);

Устройство катушечного магнитофона

Основными функциональными узлами магнитофона являются лентопротяжный механизм (ЛПМ), блок магнитных головок (БМГ, БВГ) для записи, воспроизведения и стирания сигналов и электронные устройства, обеспечивающие работу БМГ.

Лентопротяжный механизм

Лентопротяжный механизм, или механизм транспортирования магнитной ленты, обеспечивает, как ясно из названия, протяжку магнитной ленты. Характеристики ЛПМ в наибольшей степени влияют на качество звуковоспроизведения аппарата в целом, потому что искажения, которые неидеальный ЛПМ вносит в сигнал, невозможно исправить никакой коррекцией в аналоговом электронном тракте. Главными характеристиками ЛПМ является коэффициент детонации и долговременная стабильность скорости движения ленты (выражается в процентах наибольшего отклонения скорости от номинальной).

ЛПМ должен обеспечивать:

  • равномерное движение магнитного носителя при записи и воспроизведении с заданной скоростью (рабочий ход);
  • равномерное натяжение носителя с определенным усилием;
  • равномерный и надёжный контакт носителя с магнитными головками;
  • переключение скоростей ленты (в многоскоростных моделях);
  • ускоренную перемотку носителя, как правило, в обе стороны — вперед и назад (в простейших и специальных устройствах перемотка может отсутствовать);
  • дополнительные возможности в зависимости от класса и назначения магнитофона: автостоп, кратковременную остановку при рабочем ходе (пауза), реверс (запись и воспроизведение в обе стороны), автоматический поиск фрагментов фонограммы, счётчик ленты и пр.

Для привода ЛПМ используются, как правило, электрические двигатели постоянного и переменного тока. В некоторых ранних переносных моделях для экономии энергии батарей применялись пружинные (патефонного типа) двигатели, например, в советских МИЗ-8 и «Днепр-8», швейцарских Nagra I и Nagra II. Применяются фрикционные, ременные и зубчатые передачи. ЛПМ может содержать как один двигатель, так и два или три, редко — больше. Однодвигательная схема — самая распространенная. Два или три двигателя ставят обычно в дорогие высококачественные аппараты. Трехдвигательные ЛПМ считаются самыми совершенными. В них меньше всего механических передач, ведущий узел лучше всего изолирован от влияния приемного и подающего узла (а значит, проще стабилизировать скорость и натяжение ленты). Но эти достоинства полностью реализуются только при применении специальных и очень недешевых прецизионных двигателей.

По принципу управления режимами работы ЛПМ бывают с механическим и электронным управлением.

  • В ЛПМ с механическим управлением перемещение отдельных узлов (прижимного ролика, блока магнитных головок, элементов механической передачи) происходит под действием механического усилия от кнопок, клавиш или рычагов управления. Их достоинство — простота, надёжность, малое энергопотребление. Недостаток — очень сложно реализовать автоматическое управление режимами работы (автопоиск и т. д.).
  • В ЛПМ с электронным управлением усилие для перемещения всех узлов создаётся электромагнитами и вспомогательными электродвигателями. Управление ими осуществляется через электронную логическую схему (часто на микроконтроллере или микропроцессоре). Такой ЛПМ легко поддаётся автоматизации (функции автопоиска, дистанционного управления, калибровки уровня записи и подмагничивания под конкретный тип ленты).

Заданные характеристики ЛПМ обеспечиваются тщательным проектированием механизма, прецизионным изготовлением деталей и узлов, применением электронных, механических и электромеханических систем автоматической стабилизации скорости и натяжения ленты.

Стандартный ряд скоростей протяжки ленты появился в середине пятидесятых годов. До этого единого стандарта не существовало, что можно объяснить двумя причинами:

  • Многие модели первых магнитофонов разрабатывались для записи синхронной фонограммы в процессе кинопроизводства и рассчитывались на перфорированную магнитную ленту сплошного полива, совпадающую по размерам с 35-мм и 16-мм киноплёнкой. Поэтому в ЛПМ магнитофонов, как и в ЛПМ аппаратов оптической звукозаписи применялись зубчатые барабаны, и использовались скорости 18 и 46,5 см/сек, стандартные для таких же форматов киноплёнки. Это упрощало синхронизацию изображения со звуком при монтаже и последующем переводе магнитных фонограмм в оптическую.
  • В Германии, где до Второй Мировой войны магнитная запись развивалась наиболее интенсивно, были приняты метрические скорости. После войны же большая часть немецкой документации по магнитофонам попала в США, где по мере собственных американских разработок механические параметры переводились из метрической системы в дюймовую. Так скорость 75 см/сек превратилась в 76,2 см/сек (30 дюймов/сек) и т. д. Наиболее интенсивно работу над магнитной записью вела , поэтому в конечном итоге по миру распространился дюймовый ряд скоростей.

Магнитные головки

Важнейший узел магнитофона — магнитные головки. Их характеристики во многом определяют качество работы аппарата в целом.

Магнитная головка может работать как с одной дорожкой (моно), так и с несколькими — от двух (стерео) до 24 (см. Многодорожечная запись).

Они классифицируются по назначению: головки воспроизведения (ГВ), записи (ГЗ), универсальные записи-воспроизведения (ГУ) и стирания (ГС). Количество их, устанавливаемое на ЛПМ, варьируется от одной (ГВ в магнитофонах-проигрывателях или ГЗ в магнитофонах, предназначенных только для записи), двух (ГУ и ГС — наиболее распространённый вариант в бытовых магнитофонах), трёх (ГВ, ГЗ, ГС — так называемый «сквозной канал», который обеспечивает воспроизведение только что записанного сигнала) до четырёх (две ГВ для функции реверса и по одной ГЗ и ГС) и более (головка для функции «реверс» может применяться и одна, но с механизмом переворачивания на 180° или же сдвига по высоте).

В случае использования нескольких головок в общем конструктиве (барабане, основании) говорят о блоке магнитных головок (БМГ) — так, существуют аудиомагнитофоны со сменным БМГ, что позволяет получить, например, разное количество дорожек (немецкий бытовой магнитофон высокого класса Uher Royal de Luxe, 1969 г.). Иногда применяются комбинированные головки, конструктивно объединяющие, например, ГУ и ГС. Также иногда применяется отдельная головка подмагничивания, записи и воспроизведения вспомогательных сигналов и др. Стирание записи обычно ведётся высокочастотным переменным магнитным полем, но в самых дешёвых моделях широко применялись и ГС в виде постоянного магнита специальной формы, которая механически подводится к ленте при стирании, несмотря на то, что уровень шумов при стирании постоянным магнитным полем больше.

Качество применённых магнитных головок в основном и определяют качество записи/воспроизведения сигнала в магнитофоне. От качества головки также зависит и её долговечность (срок службы). На первых моделях кассетных магнитофонов стояли головки с сердечником из мягкого пермаллоя, в дальнейшем им на смену пришли более износостойкие головки из стеклоферрита и из сендаста. Позже были разработаны магнитные головки из аморфного металла (А-головки), отличающиеся прекрасными магнитными свойствами и износостойкостью на уровне стеклоферрита, и высококлассные магниторезистивные головки (Z-головки).

Важное значение для обеспечения совместимости записей, сделанных на разных магнитофонах, имеет правильная юстировка магнитных головок (их пространственное расположение по высоте и наклону относительно ленты) согласно принятым стандартам. Особенно сильно влияет на совместимость записей совпадение азимутов магнитных головок (угла между магнитным зазором головки и кромкой ленты) при записи и воспроизведении. Несовпадение азимутов всего на единицы угловых минут приводит к резкому ухудшению воспроизведения высоких частот. В дешевых магнитофонах нередко предусмотрено специальное отверстие в передней или задней панели для юстировки головки «на слух» по максимуму воспроизводимых высоких частот.

В процессе работы магнитные головки засоряются осыпающимся с ленты магнитным слоем и потому подлежат периодической очистке.

Электроника

Электронная часть магнитофона состоит из:

  • одного или нескольких (по количеству каналов) усилителей воспроизведения (УВ) и усилителей записи (УЗ). В более простых моделях функции УЗ и УВ объединяют в универсальном усилителе записи/воспроизведения (УУ);
  • одного или нескольких (по количеству каналов) усилителей мощности низкой частоты, к выходам которых подключаются внутренние или внешние акустические системы, и/или наушники.
  • генератора стирания-подмагничивания (ГСП);
  • устройств шумопонижения (необязательно);
  • системы электронного управления режимами работы ЛПМ (необязательно);
  • различных вспомогательных узлов: индикаторов уровня сигнала и режимов работы, коммутационных устройств, дистанционного управления и пр.

Отличительной особенностью УВ и УЗ магнитофонов является то, что они обязательно содержат цепи частотной коррекции, настроенные таким образом, чтобы компенсировать частотные искажения, вносимые головками и лентой, и обеспечить максимально возможную линейность АЧХ канала записи-воспроизведения. Параметры цепей коррекции УВ (их «постоянные времени») стандартизованы для различных скоростей и типов лент, а АЧХ усилителя записи выбирается такой, чтобы в итоге при воспроизведении через стандартный УВ получить равномерную АЧХ всего тракта в заданном диапазоне частот. Таким образом , можно обеспечить совместимость записей, сделанных на разных магнитофонах. Если магнитофон предназначен для работы на разных скоростях движения ленты или с разными типами лент, его УВ и УЗ содержат ручные или автоматические переключатели цепей коррекции (срабатывающие от специальных углублений на корпусе компакт — кассеты с определённым типом ленты). Кроме того, УВ должен быть максимально малошумящим, так как сигнал с головки воспроизведения обычно очень мал и составляет сотни микровольт при максимальном уровне сигнала.

Напряжение сигнала на выходе УВ составляет сотни милливольт. Далее оно подаётся через регулятор громкости и тембра на вход усилителя мощности низкой частоты, а также (при наличии в магнитофоне линейного выхода) может быть подано на вход внешних устройств усиления и обработки сигнала.

ГСП вырабатывает синусоидальное напряжение, необходимое для подмагничивания при записи и для стирания записи. Частота ГСП выбирается в 4-5 раз выше верхнего предела частотной характеристики магнитофона, то есть от 40-50 кГц для простейших аппаратов и до 85-210 кГц в моделях класса Hi-Fi. В миниатюрных магнитофонах часто применяют стирание с помощью постоянного магнита. Это позволяет применить для подмагничивания генератор значительно меньшей мощности. В самых примитивных магнитофонах ГСП нет вовсе, а подмагничивание производят, подавая в головку записи постоянный ток.

Более продвинутые модели содержат устройства индикации режимов работы и уровня записи-воспроизведения (аналоговые, либо цифровые), датчики срабатывания автостопа, систему автопоиска (AMS, APSS и тп.), устройство автоматической регулировки уровня записи (АРУЗ), устройство шумоподавления (как компандерные системы — Dolby B, Dolby C, Dolby S,DBX,Hign Com так и динамические фильтры — DNL, «Маяк»), блок «динамического подмагничивания» (Dolby HX, Dolby HX Pro, СДП, СДП-2 и пр.), коммутатор входов/выходов (режим «Монитор») и некоторые другие.

Элементная база

Электронная часть первых магнитофонов выполнялась, естественно, на электронных лампах. Лампы в магнитофоне создают три специфические проблемы.

  • Во-первых, лампы выделяют большое количество тепла, которое может повредить магнитную ленту. В стационарных магнитофонах либо выполняли электронную схему в виде отдельного блока, либо предусматривали в просторном корпусе специальные меры для вентиляции и теплоизоляции. В переносных малогабаритных моделях старались уменьшить число ламп и увеличить площадь вентиляционных отверстий. В инструкциях нередко указывалось предельное время непрерывной работы магнитофона, обычно несколько часов, и рекомендовалось не оставлять ленту на остывающем аппарате.
  • Во-вторых, лампы склонны к микрофонному эффекту, а лентопротяжный механизм создает довольно значительный акустический шум. В магнитофонах высокого класса приходилось применять особые меры для борьбы с микрофонным эффектом, например, устанавливать на амортизаторы входные лампы усилителей записи и воспроизведения.
  • В-третьих, для ламп нужен высоковольтный источник питания анодных цепей и низковольтный (но довольно мощный) — для подогрева катодов. В магнитофоне же требуется ещё и источник питания для электродвигателя. Таким образом, комплект батарей для портативного лампового магнитофона мог получиться довольно объемным, тяжелым и дорогим.

С появлением транзисторов их стали применять и в магнитофонах. Автоматически решились проблемы тепловыделения и микрофонного эффекта. Транзисторный магнитофон можно было питать от недорогих низковольтных батарей, и служили они намного дольше. Магнитофоны стали по-настоящему портативными. В течение 1960-х гг. ламповые магнитофоны почти полностью были вытеснены с рынка транзисторными.

С 1970-х годов в магнитофонах всё шире применяются аналоговые интегральные микросхемы, как общего применения (операционные усилители), так и специализированные (малошумящие УВ, УМЗЧ, компандерные шумоподавители, и т. д.). В схемах управления применяют цифровые микросхемы разной степени интеграции, вплоть до микроконтроллеров и микропроцессоров.

Сравнение электрических параметров катушечных магнитофонов с цифровыми источниками и проигрывателями виниловых пластинок.

В катушечных магнитофонах в качестве носителя используется магнитная лента, намотанная на пластмассовые или металлические катушки (в быту употреблялось также название «бобина»; до появления кассетных магнитофонов катушки называли кассетами) или на сердечники без щёчек (для предотвращения спадания ленты магнитофоны, рассчитанные на сердечники, имеют на подающем и приёмном узлах диски — «тарелки», «блины» , также существуют разборные катушки со съёмными щёчками). Лента наматывается рабочим слоем внутрь рулона, но в очень старых магнитофонах нередко встречалась намотка рабочим слоем наружу. При этом иногда лента сматывалась на приемную катушку наизнанку — рабочим слоем внутрь, чтобы нельзя было по ошибке запустить запись задом наперед (например, первые модели «Днепров»).

За счёт широкой ленты и высокой скорости её протяжки катушечные магнитофоны могут обеспечивать очень высокое качество записи и воспроизведения, выше, чем качество механической грамзаписи, CD и компакт-кассет.

Кроме того, нужно помнить о том, что до начала 1990-х годов мастер лента была единственным источником изготовления матриц для производства винила, а в 1980-х – 1990- х годах — мастер лента использовалась также для производства мастер-дисков.

В настоящее время, при переиздании ремастированных релизов на цифровых носителях, основой для ремастеринга всё равно остаётся исключительно мастер лента!

К некоторым недостаткам магнитной звукозаписи можно отнести громоздкость аппаратуры, необходимость регулярной профилактики и ремонта, высокую стоимость ленты и большой размер катушек, которые требуют много места для хранения. При грамотном выборе катушечного магнитофона все эти неудобства с лихвой окупаются, и о том, как правильно этот выбор сделать, мы поговорим ниже.

Советы по выбору катушечного магнитофона.

Прежде всего, нужно определиться – будете ли вы записывать фонограммы на магнитную ленту сами или предпочтёте покупать уже готовые качественные записи. Конечно, если финансы позволяют, лучше всего совмещать эти занятия. Имея в своём распоряжении профессиональный катушечный магнитофон, например: Tascam BR 20 или Otari MX 5050 и качественный предварительный усилитель, вы легко сможете выполнить коррекцию АЧХ исходной фонограммы по своему усмотрению и получите результат с лучшим качеством, чем у исходного.

Если же ваш бюджет не позволит вам так широко размахнуться, вы можете приобрести катушечный магнитофон по своим средствам и далее просто приобретать качественные записи и слушать их. Тем более, что в этом вопросе есть широкое поле для манёвра: перфекционисты могут приобретать: Studer A807, Studer А810, Otari MX55, Tascam BR 20 , а также магнитофоны марки Technics RS 1500, 1506, 1520, 1700 (последний самый дорогой в этом списке).

TECHNICS RS 1700

Меломаны со средним достатком могут приобрести такие катушечные магнитофоны как ReVox A/B 77, Sony TC 755/765, Teac 1000/2000/3300, Pioneer RT 909, Akai GX 635/646/650/747,Tandberg TD 20 , Denon DH-610S и некоторые другие.

Следует помнить, что катушечные магнитофоны Akai GX 635/646/650/747, к сожалению, имеют слабые подмоточные боковые двигатели и стеклоферритовые головки, которые придают звуку специфическую окраску.

Меломаны с ограниченным бюджетом вполне могут ограничиться советскими катушечными магнитофонами высшей группы сложности — Электроника 004 или Олимп 003/004/005.

После проведения минимально необходимого технического обслуживания эти катушечные магнитофоны обеспечат вам весьма качественное звуковоспроизведение.

В этом случае ленты с качественными записями лучше всего приобретать у надёжных продавцов, которые изготовляют эти фонограммы на высококачественном оборудовании.

Время проигрывания 1100 м ленты (катушка №27 или 10,5”) на скорости 19,05 см/с – 180 минут.

Этого достаточно, чтобы записать на такую ленту четыре виниловые пластинки.

Приобретать студийные мастер рекордеры типа Studer A80/A 820/C 37/, Otari MTR-BTR , Ampex-ATR 102, Tascam ATR 60, MCI и им подобные, на мой взгляд, нет смысла. Дело в том, что такие мастер рекордеры полностью раскрывают свой потенциал только при поддержке дополнительного оборудования для динамической обработки звука. Фактически, придётся построить дома самую настоящую мастеринговую лабораторию с бюджетом от $100 000. В противном случае вы не услышите от подобного мастер рекордера чего-то запредельного по звуку.

Как выбирать катушечный магнитофон.

Если есть такая возможность, выбирать катушечный магнитофон надо лично самому.

Основные моменты, на которые необходимо обращать внимание:

— Внешний вид.

— Степень износа головок и лентопротяжного механизма. Для этого нужно вооружиться фонариком и лупой с сильным увеличением и тщательно осмотреть все эти узлы, обязательно- обратить внимание на сохранность резиновых роликов и резиновых колец на обводных роликах.

— Состояние приводного тонвала, проверить смазку и люфты на нем.

— Проверить работу магнитофона во всех режимах: перемотка в обе стороны, запись, стирание и воспроизведение.

— Проверить плавность работы лентопротяжного механизма, отсутствие рывков, провисаний ленты.

— Проверить отсутствие посторонних механических шумов и звуков.

— Желательно вскрыть катушечный магнитофон и осмотреть его внутри на отсутствие посторонних вмешательств в механические узлы и электронику. Проверить состояние пассиков.

Советы по ремонту и обслуживанию катушечного магнитофона.

Самый главный совет: «Не экономьте на заварке!»

Не рассчитывайте задешево купить неисправный катушечный магнитофон, в надежде на то, что потом какой-нибудь местный «Кулибин» вам его отреставрирует за пол-литра.

Чудес не бывает!

Покупать нужно полностью исправный, откалиброванный работоспособный магнитофон!

В таком случае, если вы будете использовать свой магнитофон в обычном режиме, а не убивать его тиражированием, профилактика будет заключаться только в периодическом протирании головок изопропиловым спиртом.

Если потребуется квалифицированный ремонт, попробуйте обратиться в ближайший лицензированный сервис центр радиоэлектроники.

Если вы захотите использовать свой катушечный магнитофон для тиражирования фонограмм — придётся искать хорошего сервисника и комплект тестовых лент MRL — для регулярного выполнения квалифицированного технического обслуживания.

Советы по приобретению магнитной ленты.

Если вы планируете покупать только готовые фонограммы, этот вопрос решается автоматически- покупаете ту ленту, на которую пишет продавец.

Если же вы хотите сами записывать фонограмму или же вам хочется, чтобы продавец записывал выбранные вами фонограммы на вашу ленту, тогда вам нужно учесть несколько важных моментов:

— Прежде всего, нужно определиться с типом ленты.

Лента для студийной звукозаписи толщиной 50-54 мкм – очень качественная, надёжная, обладает устойчивостью к возникновению копир-эффекта, повышенной отдачей и стойкостью к перегрузкам.

Обычная лента для бытовой звукозаписи толщиной 35 мкм – вполне достаточна для бытового применения.

Обычная лента для бытовой звукозаписи толщиной 25 — 27 мкм – требует точно отъюстированного лентопротяжного механизма, и, как правило, деформируется в процессе эксплуатации.

— Лучше всего покупать новую ленту, которую до сих пор производит, например,

фабрика — RMG ( Recording The Masters (MULANN Group).

— Из б/у лент, которые предлагают на вторичном рынке, пожалуй, стоит обратить внимание на ленту Maxell, но надо учитывать, что многое зависит от того, где и в каких условиях хранилась эта лента у продавца.

Стоимость бытовой ленты на катушке 10,5”находится в пределах $15- $100 за одну катушку в зависимости от типа ленты и её состояния.

Где и как приобретать фонограммы.

В настоящее время есть несколько зарубежных Rec-лэйблов, которые записывают фонограммы на свою ленту. Но их цены завышены, а качество звучания фонограммы – цифровое, а не аналоговое:

https://www.openreelrecords.com/

https://www.abcrecord.com/en/

https://tapeproject.com/

На вторичном рынке периодически появляются б/у фонограммы разного качества, но заочно невозможно оценить состояние ленты и качество звучания фонограммы.

Учитывая это, мы бы хотели обратить внимание потенциальных любителей магнитной звукозаписи на отечественных производителей.

Прайс на новую ленту Recording The Masters (MULANN Group).

RMG LPR90 #38512 1/4″ 1100 m PLASTIC REEL 10″ Trident Hinged 4000 руб. RMG LPR90 #38520 1/4″ 1100 m METAL REEL 10″ NAB 5500 руб. RMG LPR90 #38530 1/4″ 1100 m PANCACE NAB 10″ ECO 3200 руб. RMG LPR35 #34512 1/4″ 1100 m PLASTIC REEL 10.5″ Trident Hinged 3700 руб. RMG LPR35 #34520 1/4″ 1100 m METAL REEL 10.5″ NAB Hinged 5000 руб. RMG SM911 #34112 1/4″ 1100 m PLASTIC REEL 10.5″ Trident Hinged 3500 руб. RMG SM911 #34120 1/4″ 762 m METAL NAB 10.5″ Hinged 4800 руб. RMG SM900 #34620 1/4″ 762 m METAL NAB 10.5″ Hinged 5000 руб. RMG SM900 #34621 1/4″ 762 m PLASTIC REEL 10.5″ Trident Hinged 3000 руб. RMG SM900 #34630 1/4″ 762 m PANCACE NAB ECO 3700 руб. EMTEC PER 528 1/4″ 1000m AEG — 3500 руб Ракорд RMG 1/4» LEADER TAPE 250M / NAB HUB RED — 1500 руб. Ракорд RMG 1/4» LEADER TAPE 250M / NAB HUB GREEN — 1500 руб. Ракорд RMG 1/4» LEADER TAPE 250M / NAB HUB TRANSPARENT — 1500 руб. Ракорд RMG 1/2» LEADER TAPE 250M / NAB HUB WHITE — 3000 руб. Ракорд RMG 1/2» LEADER TAPE 250M / NAB HUB RED — 3000 руб.

Пустые коробки Hinged Box 10,5″ : 1/2″-1350 руб.

В контексте данной статьи нужно особо рассмотреть очень важный вопрос – о преимуществе звучания копий с мастер лент перед цифровыми носителями и виниловыми пластинками.

В настоящее время наблюдается путаница в понимании термина «Мастер Лента», вызванная тем, что издатели ставили клеймо «Master» на всё, что попадалось им под руки. В самом общем случае клеймо «Master» на коробке с магнитной лентой означает всего лишь то, что данная лента будет использоваться в качестве исходной фонограммы в каком либо процессе. Так появились тиражные копии, броадкастинговые копии, технические копии и многие другие. И на каждой такой копии тоже гордо красовалось клеймо «Master». Все эти копии изготавливались с разных источников, например, с виниловой пластинки. В процессе изготовления таких копий применялась довольно жёсткая и беспощадная динамическая обработка звука. Использовать подобные копии для прослушивания не рекомендуется.

Поэтому, прежде всего, надо дать определение, что же такое «Мастер Лента», копии с которой можно использовать для того, чтобы услышать все преимущества магнитной звукозаписи. Процесс студийной звукозаписи технологически выглядит примерно так: исполнители в студии записываются через микрофоны на многоканальный магнитофон с применением минимально необходимой динамической обработки звука. Далее – многоканальная фонограмма (мультитрек), также с применением минимально необходимой динамической обработки звука, записывается на двухканальный магнитофон (Master Recorder). Полученная таким образом двухканальная фонограмма поступает в мастеринговую лабораторию. В мастеринговой лаборатории инженеры проводят, так сказать, финальный тюнинг полученной фонограммы так, чтобы получить максимально возможное качество звучания, утверждённое стандартами и удовлетворяющее продюсеров звукозаписывающего лэйбла. После этого полученная таким образом «Мастер Лента» отправляется в цех либо по производству цифровых носителей, либо по производству виниловых пластинок. В этих цехах местные инженеры производят дополнительную динамическую обработку звука исходной фонограммы, что увеличивает нелинейные искажения полученной копии.

Кроме того, сама технология производства виниловых пластинок использует RIAA коррекцию. Суть этой коррекции в том, что при нарезке лакового диска в силу целого ряда технологических аксиом электромеханической звукозаписи низкие частоты заваливают, а высокие частоты задирают. При воспроизведении виниловых пластинок фонокорректор производит обратную эквализацию: низкие частоты – поднимает, а высокие частоты – заваливает. Таким образом, в процессе электромеханической звукозаписи ( воспроизведения) возникает ещё, как минимум, три этапа появления нелинейных и динамических искажений фонограммы: нелинейный процесс механической нарезки лакового диска, нелинейный процесс прямой RIAA – эквализации и процесс обратной RIAA – эквализации.

В случае использования МС картриджей и повышающего Step Up трансформатора появляются ещё несколько довольно серьёзных источников нелинейных и динамических искажений, например, электромагнитные процессы в магнитопроводе и обмотках трансформатора и т. п.

Копия с «Мастер Ленты» лишена всех вышеописанных нелинейных и динамических искажений и поэтому звучит намного лучше – чище, естественней, масштабней. Получить отдаленное предсталение о звучании такой записи можно, послушав тестовую оцифровку. Запись сделана с мастер ленты на компакт-кассету, воспроизведена кассетной декой Nakamichi и оцифрована рекордером TASCAM-DA3000 в формате 192/24 WAV.

Автор статьи Андрей Руфинович специально для hiendmusic.ru

Если Вы планируете строить систему с нуля или хотите улучшить существующий сетап – загляните на страницу предложений hiendmusic.ru, где собраны самые интересные компоненты по соотношению цена/качество.

Если Вы имеете финансовые возможности для строительства подлинно топовой системы, то специально для Вас предусмотрена услуга персональной консультации.

Персональная консультация hiendmusic.ru поможет вам:

— приобрести компоненты, идеально подобранные под Ваш музыкальный вкус и получить абсолютно великолепный звук;

— приобрести комплект самого высокого уровня на 20-30% дешевле, чем в любом музыкальном салоне, так как компоненты будут приобретаться по наиболее выгодным ценам от различных поставщиков. Магазины, как правило, заинтересованы в увеличении объема продаж и предлагают сразу несколько компонентов, часть из которых не лучшим образом согласуется, а часть продается по завышенной цене — в результате покупатель приобретает комплект хуже и за большие деньги, чем мог бы. Консультация hiendmusic.ru поможет вам сделать покупку дешевле и получить при этом более высокий уровень звучания!

— сэкономить еще 5-10% от стоимости комплекта, отказавшись от приобретения ненужных опций;

Чтобы заказать консультацию просто напишите на [email protected]

Схемотехника современных магнитофонов, страница 4

Схема управления электродвигателем формирует необходимое напряжение на выводе 13. При этом скорость вращения электродвигателя М, включенного между указанным выводом и проводом источника питания, может регулироваться переменным резистором R4. Управление режимами работы названной схемы осуществляется переключателями SW2 и SW3.

В ряде отечественных моделей магнитофонов в качестве усилителя воспроизведения используется микросхема К157УЛ1А(Б). Она работает при напряжении питания 9 В (допустимый диапазон изменения этого напряжения 8,1-20 В). В номинальном режиме ток потребления составляет 3-6 мА. Схема оптимизирована с точки зрения обеспечиваемого отношения сигнал/шум (данный параметр имеет величину не меньшую, чем 54 дБ). В микросхеме имеется встроенный стабилизатор напряжения питания, выходные каскады имеют защиту от короткого замыкания.

Принципиальная схема УВ на ИМС К157УЛ1А приведена на рис. 3.22. Амплитудно-частотные характеристики канальных усилителей определяются параметрами цепей отрицательных обратных связей, включенных между выводами 13, 1 и 9, 7, а коэффициенты усиления — сопротивлениями резисторов R3 и R4.

Усилители воспроизведения могут входить в более крупные микросхемы, объединяющие в себе несколько узлов магнитофона. Такие структуры будут рассмотрены ниже.

Микросхемы для построения усилителей записи

Одним из требований, предъявляемых к усилителям записи, является их высокое выходное сопротивление, благодаря которому они работают как генераторы тока. Естественно, что в таком качестве не может выступать любая усилительная микросхема. Кроме того, необходима возможность изменения параметров корректирующих цепей при использовании разных типов магнитных лент и различной скорости записи. Если динамический диапазон записываемых сигналов велик, возникает потребность в системе автоматического регулирования уровня записи (АРУЗ).

На рис. 3.23 показаны структурная схема и схема включения микросхемы LA3220, применяемая в музыкальном центре JVC UX-T20.

Входами левого и правого каналов записи служат выводы 1С342/5Д0, а выходами- 1С342/2ДЗ. Корректирующие RLC-цепи, определяющие вид АЧХ, включены в цепи отрицательных обратных связей усилителей, то есть соединены с выводами 1С342/2Д и 1С342/11Д При смене типа магнитной ленты на базы ключевых транзисторов Q143 и Q243 поступает управляющее напряжение RCRO2, и производится коммутация дополнительных корректирующих цепочек R152R153C157 и R252R253C257, изменяющих постоянные времени трактов записи. Каскады АРУЗ выполнены независимо от основных усилителей записи. Для их работы следует подать сигнал, пропорциональный среднему уровню сигналов в каналах, на вывод IC342/7. Регулировка уровня записи производится с помощью изменения выходных сопротивлений каскадов АРУЗ (выходы IC342/6.9), включенных параллельно цепям прохождения записываемых сигналов. Для отключения схемы АРУЗ применяется ключевой транзистор Q343. Если на его базу подать напряжение высокого логического уровня, он открывается, и низкое выходное сопротивление перехода «коллектор-эмиттер» шунтирует вывод управления IC342/7.

Из отечественных разработок подобных микросхем можно назвать ИМС К157УП1 и К157УП2. Эти модификации различаются расположением выводов и полярностью управляющего напряжения системы АРУЗ. На рис. 3.24 представлена структурная схема названных микросхем. Нумерация выводов приведена для ИМС К157УП1. Схема содержит два канала стереофонического тракта записи, состоящие из предварительных УЗ с цепями регулировки усиления и микрофонных усилителей. Ее достоинством служит низкий уровень собственных шумов. Перегрузочная способность по микрофонному входу составляет 36 дБ, а по входу предварительного усилителя записи — 16 дБ.

Микросхемы для построения полных трактов записи/воспроизведения

В некоторых моделях магнитофонов применяют совмещенный тракт записи/воспроизведения, где одни и те же каскады усиления используют с помощью коммутирующих элементов как в режиме воспроизведения, так и в режиме записи. Это необходимо, чтобы соблюсти определенный компромисс между требованиями, предъявляемыми к усилителям. В высококачественной аппаратуре подобные схемные решения не используются.

Существуют интегральные микросхемы (табл. 3.5), содержащие как элементы совмещенного тракта, так и каскады, предназначенные для раздельной работы в режимах воспроизведения и записи. При наличии каскадов усилителей низкой частоты и схем управления электродвигателем они позволяют создать магнитофон при минимуме дополнительных схемных элементов.

На рис. 3.25 приведены структурная схема и схема включения микросхемы СХА1278. В режиме воспроизведения сигналы с магнитных головок поступают на выводы 3 и 22, являющиеся входами предварительных усилителей воспроизведения (ПУВ). Конденсаторы С11 и С21 влияют на вид амплитудно-частотной характеристики в области высоких частот. Коррекция АЧХ тракта на средних частотах осуществляется в следующем каскаде усиления (У) навесными RC-элементами, подключаемыми к выводам 4-6 и 19-21. Выводы 6 и 19 могут служить линейными выходами тракта воспроизведения.

DataSheet

Схема усилителя воспроизведения кассетного стереофонического магнитофона на ИМС К157УЛ1 (А, Б)Функциональный состав: I — входной каскад; II — промежуточный каскад основного усилителя; III — выходной каскад; IV — стабилизатор режима работы
Электрическая схема включенияПринципиальная схема усилителя записи кассетного магнитофона (16)
Принципиальная схема усилителя воспроизведения кассетного стереофонического магнитофона второго классаКорпус типа 201.14-1

Описание
ИМС К157УЛ1 (А, Б) представляют собой двухканальные малошумящие усилители воспроизведения для стереофонических магнитофонов. Содержат 52 интегральных элемента. В состав ИМС входят: входной каскад, промежуточные каскады основного усиления, выходные каскады, стабилизаторы режима работы. Корпус типа 201.14-1, масса не более 1,5 г. Назначение выводов: 1 — обратная связь 1-го канала; 2 — вход 1-го канала; 3 — общий вывод 1 -го канала; 5 — общий вывод 2-го канала; 6 — вход 2-го канала; 7 — обратная связь 2-го канала; 8 — емкость фильтра 2-го канала; 9 — выход 2-го канала; 10 — питание 2-го канала(+Uп); 12 — питание 1-го канала (+Uп); 13 — выход 1-го канала; 14 — емкость фильтра 1-го канала.

Электрические параметры
ПараметрыУсловияК157УЛ1АК157УЛ1БЕд. изм.
Номинальное напряжение питания9±10%9±10%В
Приведенное ко входу напряжение шумовпри Uп = 9 В, Rr = 10 Ом, Δ f = 20 Гц…20 кГц≤0,3≤0,6мкВ
Ток потребленияпри Uп = 9 В2,5…5,52,5…5,5мА
Приведенный ко входу шумовой токпри Uп = 9 В, Rr = 10 Ом≤120≤140пА
Коэффициент усиления напряженияпри Uп = 9 В, Uвх = 0,1 мВ, Δf = 20 Гц…20 кГц(8…13)×103(8…13)×103
Коэффициент ослабления сигналов соседнего каналапри Uп = 9 В, Uвых = 1 В, f = 400 Гц≥70≥70дБ
Коэффициент гармоникпри Uп = 9 В, Uвых = 1 В, f = 400 Гц≤0,2≤0,2%
Входное сопротивлениепри Uп = 9 В≥60≥60кОм
Выходное сопротивлениепри Uп = 9 В≤300≤300Ом
Спектральная плотность напряжения шумовпри Uп = 9 В, Δf = 10…100 Гц≤4≤5…7нВ/√Гц
Предельно допустимые режимы эксплуатации
ПараметрыУсловияК157УЛ1АК157УЛ1БЕд.изм.
Напряжение питания8,1…208,1…20В
Выходной ток≤5≤5мА
Входной ток≤1≤1мА
Рассеиваемая мощность≤250≤250мВт
Температура окружающей среды-25..+70-25..+70°С
Зависимости спектральной плотности напряжения и тока от частотыЗависимость коэффициента усиления напряжения от частоты при Т = +25 °С
Зависимость коэффициента гармоник от выходного напряжения при Uп = 9 В, ƒ = 400 Гц, Т = +25 °СЗависимость нормированного коэффициента усиления напряжения от температуры окружающей среды при Uп = 9 В, ƒ = 400 Гц
Зависимость выходного напряжения от напряжения питания при ƒ = 400 Гц, Kr = 0,2 %, Т = +25 °С

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Радиосхемы Схемы электрические принципиальные

категория Самодельная аудиотехника материалы в категории

Подкатегория Схемы усилителей на микросхемах

О. ЩЕРБИЧ, г. Владикавказ, Северная Осетия Радио, 2002 год, № 11

Этот усилитель может быть использован при модернизации автомобильных кассетных магнитол, а также несложных стационарных или переносных магнитофонных проигрывателей. Он отличается малым уровнем собственного шума и наличием электронной регулировки тембра.

Усилитель проигрывателя предназначен для воспроизведения аудиофонограмм с компакт-кассет через внешние громкоговорители и может быть использован для модернизации автомагнитол.

К достоинствам описываемого усилителя следует отнести низкий уровень собственных шумов, достаточно большие выходную мощность и глубину регулировки тембра и баланса. От аналогичных устройств он отличается простотой наладки, малыми габаритами, высоким качеством звучания.

Устройство (его принципиальная схема приведена на рис. 1) содержит двухканальный усилитель воспроизведения на микросхеме DA1 К157УЛ1А в необычной схеме включения — подробно он описан в (1).

Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)

Пониженное выходное напряжение УВ (около 30 мВ) обусловило необходимость дополнительного линейного усилителя, собранного на микросхеме DA3 К548УН1А [2]. Усиленные им сигналы поступают на интегральный регулятор тембра и баланса DA2 TDA1524 [3] и далее через регулятор громкости на усилитель мощности, в качестве которого используется микросхема DA4 TDA1557[3].

Громкость воспроизведения можно было бы регулировать посредством электронного управления микросхемой TDA1524 и без сдвоенного переменного резистора, но в этом случае в громкоговорителях прослушивается шум даже при минимальной громкости. Все примененные микросхемы, кроме DA4, дополнены стабилизаторами напряжения питания.

Основные технические характеристики

Выходная мощность, Рвых, Вт, для RH= 4 Ом ………….2×20 для RH= 8 Ом ………….2×10 Глубина регулировки баланса, дБ …………………38 Регулировка тембра, дБ, на НЧ(40Гц) …………-20…+18 ВЧ(16 кГц) …………….±16 Диапазон воспроизводимых частот,Гц, для ленты МЭК-I ………….31,5…14000 МЭК-II …………31,5…18000 Относительный уровень шумов, дБ……………….-65 Ток потребления, А, при Uпит = 12… 18 В. не более……..5

Устройство собрано на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита размерами 145×20 мм, что позволяет разместить его в большинстве корпусов автомагнитол промышленного производства. Теплоотводом для микросхемы TDA1557 служит алюминиевая пластина площадью 200…400 см2, зависящей от конкретной конструкции корпуса.

В усилителе проигрывателя применены оксидные конденсаторы зарубежного производства по причине меньших габаритов. Конденсаторы С17, С18, С27, С29, СЗ0, С32 — К73-9 или К73-17, все остальные (неполярные) — КМ-5 или аналогичные. В усилителе можно применить транзисторы серии КТ315 с любым буквенным индексом (VT1—VT3), стабилитроны КС210Б (VD1—VD3). Можно использовать и Д814В, подключив их анодом к общему проводу. Диод VD4 из серии КД209 или КД208 с любым буквенным индексом.

Все резисторы, кроме переменных, МЛТ-0,125 Вт (или 0,25 Вт). Переменные резисторы R7, R14, R17 — любого типа с линейной регулировочной характеристикой; R20 — сдвоенный, с экспоненциальной характеристикой регулирования (вариант В).

Громкоговорители АС желательно использовать с сопротивлением 4…8 Ом и мощностью 20…30 Вт.

Автор для эксперимента в собранной конструкции пробовал устанавливать различные магнитные головки [1], и в большинстве случаев были получены хорошие результаты.

Чертеж печатной платы и схема расположения деталей приведены на рис. 2.

Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)

Резисторы R1, R2, R4, R5, R24 устанавливают перпендикулярно печатной плате, а резистор R6 размещают над микросхемой DA2.

Провода питания желательно использовать сечением не менее 0,5 мм2. Их целесообразно вывести витой парой. Минусовый провод припаивают к контактной площадке 8 платы, а уже от нее на корпус и другие узлы устройства. Все провода к регулятору громкости должны быть экранированы. Провода, соединяющие регуляторы баланса и тембра с платой, можно не экранировать.

Провода, соединяющие магнитную головку с платой, тщательно экранируют по два провода каждого канала в своем экране, экраны соединяются на контактных площадках 1, 6 только со стороны платы. Снаружи экраны должны быть изолированы, участки провода к выводам магнитной головки вне экрана следует сделать как можно короче.

Налаживание правильно собранного устройства сводится к настройке на требуемую частоту резонансных контуров, образуемых секциями головок BG1 и конденсаторами С2 и СЗ. В некоторых случаях для коррекции диапазона регулирования тембра нужно подобрать сопротивление резисторов R3, R6 и проверить работу стабилизаторов напряжения для DA1—DA3.

При использовании устройства в стационарном проигрывателе аудиокассет его дополняют сетевым источником питания с напряжением 15 В, рассчитанным на ток до 5 А с малым уровнем пульсации (возможно, и стабилизированным).

ЛИТЕРАТУРА 1. Шихатов А. Усилитель воспроизведения на микросхеме К157УЛ1А. — Радио, 1994, № 4. с. 14. 2. Атаев Д. И., Болотников В. А. Аналоговые интегральные микросхемы. — М.: Радио и связь, 1991, с. 68. 3. Микросхемы для аудио- и радиоаппаратуры. Энциклопедия ремонта, вып. 3. — М.: ДОДЭКА, с. 214, с. 220.

Усилитель воспроизведения кассетного магнитофона схема

Магнитофонная приставка предназначена для записи и воспроизведения аудио-программ на магнитофонных кассетах с лентой с рабочим слоем Те», «Сг» и «Met», обеспечивая, при этом качество аппаратуры первой группы сложности. При разработке схемы ставилась задача добиться высоких характеристик используя наиболее распространенные детали и несложные схемные решения, позволяющие достигнуть высокой степени повторяемости. Конструктивно, схема деки разбита на шесть узлов, каждый из которых выполнен на отдельной печатной плате.

Принципиальная схема усилителя воспроизведения показана на рисунке выше (блок Б1). За основу схемы взята схема усилителя воспроизведения магнитофона высшей группы сложности «Маяк-010-стерео».

Усилитель воспроизведения двухкаскадный: входной каскад собран на малошумящем транзисторе VT1 (VT1.1 для одного канала и VT1.2 для другого), следующий, на операционном усилителе А1.

В большинстве усилителей воспроизведения между головкой и входным усилителем включается разделительный конденсатор. Именно в этом конденсаторе кроются причины повышенного шума, поскольку электролитический конденсатор всегда имеет некоторый ток утечки, и следовательно является источником НЧ шумов.

Применение же вместо электролитического сухих конденсаторов не желательно уже по тому, что среди таковых, практически нет конденсаторов с большими емкостями. И в результате снижая шум получаем на входе частото-зависимый делитель, ухудшающий АЧХ на нижних частотах. В данном усилителе применяется непосредственное подключение головки ко входу УВ, исключая все эти недостатки.

Существенно зависит уровень шума и от режима работы входного каскада. Поэтому в данной схеме ток эмиттера транзистора выбран по максимуму отношения сигнал/шум при подключенной головке и составляет 40 мкА.

Еще одна особенность усилителя в использовании двух независимых петлей ООС. Температурную стабилизацию режима работы выходного каскада обеспечивает 100%-ная ООСпо напряжению (R11, VT2, С8, R12, С4). АЧХ усилителя формируется частотно-зависимой ООС (R10, С5, R6, R5, R7, R8, R4, СЗ). Постоянная времени t2 определяется емкостью конденсатора С5 и сопротивлением резистора R12. Постоянная времени t1 задается параметрами R9, R5, R7, R8, R4, R6 и С5 и для ленты с рабочим слоем Fe203 составляет 120 mkS, при переходе на ленту Сг02 или Met замыкаются контакты реле К1.1

(К2.2), исключая резистор R6, и постоянная времени уменьшается до 70 mkS. Ход АЧХ на высших частотах формируется введением ПОС в колебательный контур, образованный магнитной головкой и конденсатором С2.

статью на многих форумах «вертели» по разному и естественно, везде у каждого на всё своё мнение. Но свести всё к одному всё же удалось.

Чтобы » довести до ума » УВ сначала нужно заменить микросхему


на LM301A (есть другие аналоги). Имейте в виду, что у импортных аналогов микросхемы УД 2 не 14, а всего 8 лапок, соответственно и их нумерация другая. В УД 2 не задействованы 1, 2, 7, 8, 13, 14 лапки, а на платах просто ни куда не идущие контактные площадки. Замена конденсаторов. Электролитические конденсаторы, через которые идёт звук (С3, С17, С4, С18, С25, а так же С7, С8 (на ранних версиях УВ: С3, С18, С4, С20, С27, а так же С6 С8 С13 С14)) стоит заменить либо на бесполярные «audio», либо на танталовые К53. Можно просто — хорошие проверенные. По питанию ёмкости (С5, С15, С6, С16 (на ранних версиях УВ: С5, С17, С7, С19)) меняются просто на хорошие, проверенные временем и тестором.

Необходимой замене так же подлежат сопротивления R19 и R22 (на ранних версиях УВ: R14. R17). там нужно ставить 330 кОм. Выявил этот момент уважаемый VANKOR (Екатеринбург). После замены, низкие частоты звучат как надо.

На этом и заканчивается «модернизация» УВ. Почему не стоит удалять катушку фильтр L1, и менять микоросхему переключающую режимы воспр. / реверс на реле, читайте ниже:

Вот что пишет про катушку фильр (L 1) уважаемый VANKOR (Екатеринбург): «Эта фильтр пробка нужна, когда при записи, магнитофон работает одновременно в режиме воспроизведеня. Соответственно сигнал 100 кГц давится параллельным контуром, и частота подмагничивания не попадает в тракт услилителя мощности, не перегружает его, если он достаточно широкополосный и не оказывает разрушающего воздействия на ВЧ динамик. При простом воспроизведении эта фильтр пробка не нужна, т.к. 100 кГц не прописывается на ленте и соответственно, если этот контур выбросить и вместе с ним еще и ёмкость, что идет на землю по выходу, то это позволит немного поднять наклон АЧХ по высоким частотам звукового диапазона. Если изучить схему, то видно, что после контура есть еще довольно большая ёмкость С24 в паре с резистором R46 поледовательно включенным 1кОм, которая увеличивает наклон АЧХ в области ВЧ звукового диапазона. Сам же контур на звук не влияет, т.к. настроен на 100 кГц. Если бы влиял, то его бы не ставили. Так же, если изучить схемы УВ других магнитофонов, то катушку фильтр можно обнаружить на всех аппаратах со сквозым каналом. Вывод — удалять фильтр пробку не стоит.»

Ставить реле вместо микросхемы DD2 на ранних УВ тоже не стоит. Микросхема основана на полевых транзисторах и заметных искажений в звук не вносит. А установка реле может со временем очень негативно отразиться на звуке, ведь реле по сути это два механических контакта которые представляют собой два куска металла, на которых присутствует тонкий слой окисла. Окисел — это диэлектрик. При «больших» напряжениях, к примеру, больше 100 милиВольт, этот микронный слой диэлектрика пробивается и всё… т.е. сигнал пошёл и мы ничего не замечаем. А вот с микроВольтами происходит другая ситуация, через окисел сигнал вообще может не пойти, или пойти, но с частотными и нелинейными искажениями.

Чтобы сделать коррекцию 38, используйте как образец УВ Revox A700 .

Смотрите схему УВ разработанную Константином Мусатовым.

По дополнениям темы пишите сюда

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]