МОЗ «ГРАМЗАПИСЬ»
© 2016. Кузин Виктор Евгеньевич. МОЗ «Г» – Первопроходец в производстве компакт-дисков в СССР – комментарии к фоторепортажу 1982 года.
Журнал c фоторепортажем В. Милюшенко я обнаружил в своем архиве, когда писал статью Компакт-диск в СССР . Просмотрел с интересом, тем более, что на второй странице в левом верхнем углу увидел фото с самим собой за кульманом. Возникла идея оставить комментарий к репортажу потому, что 13 лет работы на заводе (с 1978 – года пуска предприятия до мая 1991 – года, когда компакт-диск полностью вытеснил на заводе виниловую пластинку) навсегда остались в моей памяти.
На Московский я пришел в 1978 году через 2 месяца после его открытия. Шел набор в отделы и лабораторию. Я уже имел опыт работы в КБ в «оборонке», очень интересовался звукозаписью, интересовался всем, что было связано с виниловыми пластинками. Мне повезло попасть в проектно-конструкторский отдел завода. В систему ВФГ «Мелодия» кроме управления, входило 8 заводов, несколько студий, включая Всесоюзную Студию Грамзаписи, и несколько Домов грампластинок и магазинов. МОЗ «Грамзапись» в этой системе занимал, конечно, особое положение. Здесь делались оригиналы, которые шли на заводы для снятия с них копий, вплоть до матриц. А иногда при малых тиражах МОЗ «Г» изготавливал сами матрицы и рассылал их на заводы. В 1987 году завод получил и освоил технологию ДММ (медного диска вместо «лакового»), что приблизило «Мелодию» к ведущим западным фирмам, повысило качество пластинок.
Слева: TOOLEX ALPHA 1201 (фото: www.qualityrecordpressings.com) Справа: приборная панель пресса LENED (фото: www.flickr.com)
В кругах филофонистов и до этого считалось, что МОЗ «Г» выпускает наиболее качественные виниловые пластинки. С одной стороны, это соответствовало действительности так как прессовый цех был оснащен новыми автоматами TOOLEX ALPHA 1201 (Швеция). Несколько таких автоматов были на Рижской студии. Остальные заводы работали на изрядно устаревшем оборудовании, например, на Апрелевке стояли прессы LENED, США (более 100 единиц были установлены в 1969-1970 гг.). Следует признать, что запчасти к прессам поставлялись и техническое обслуживание регулярно проводилось. Ну а остальное оборудование было совсем старым и доживало свой век. Качество контроля на Московском заводе держалось на хорошем уровне потому, что объем винила был несопоставимо мал по сравнению с Апрелевкой, Ленинградом и пр. Кроме того гибкие пластинки, над которыми многие смеялись, выпускались только на МОЗ «Грамзапись», а журналы «Кругозор» и «Колобок», снабженные комплектами таких пластинок, пользовались успехом (особенно детский «Колобок») даже в конце восьмидесятых.
Еще один вид продукции, а именно: трафареты, были освоены после моего рацпредложения (совместно с г-ном Ильинским). И до прихода принтеров и компьютеров в массы, добрый десяток лет трафареты из синей ПВХ-пленки миллионами использовались по всему СССР, а потом и РФ.
Ну а с 1989 года началось освоение производства компакт-дисков – это были монтаж, обучение персонала, пуско-наладочные работы. Мне повезло, что я стоял у истоков этого события, а в 1989-1991 гг. руководил этим производством (подробнее в статье “Компакт-диск в СССР” Часть I и Часть II ). В ближайшие (с 1989 г.) три года до организации производства дисков на Уральском заводе наше было единственным в стране, а нашим опытом впоследствии воспользовались очень многие, правда технология «чистых комнат» была вскоре заменена на технологию «чистых зон» – монолайнов.
МОЗ «Грамзапись» сегодня – ТЦ «Крона» (фото: В. Кузин)
Ну и наконец непосредственно о фото и текстах репортажа. На первой странице – кусочек фасада основного здания, проект которого выполнен институтом «Гипротеатр», архитектор – В. Михайлов. Сейчас оно вряд ли привлекло бы чье-то внимание, но для 70-х годов здание выглядело современно и эффектно. Слева внизу – первый директор завода – Геннадий Чеботарев. Считаю, это был очень достойный руководитель, слегка вальяжный, строгий, но справедливый, чего никак не скажешь о его преемнике. На второй странице внизу – линия гальванических ванн GAUSS, а на третьей – фото прессового цеха (виниловой пластинки). В коробках около прессов LP выдерживались в стопе, чтобы избежать коробления («тарелки» или «пропеллера»). Конечно, текстовая часть о перевыполнении плана, социалистических обязательствах к 60-летию СССР, звание «образцового предприятия» для молодежи покажется ахинеей, но люди моего возраста подтвердят, что так и было: соцобязательства цехов, отделов и личные, еженедельные политинформации, дежурства в ДНД, работа на овощных базах – чего только нелепого не было в те годы. Это был последний год жизни Брежнева, да и остальные дряхлые старики в Политбюро (Андропов, Черненко и пр.) протянули недолго. А в Афганистане в эти годы тысячами гибли молодые ребята. Но это уже другая история.
А завод развивался и рос в составе «Мелодия» до 1992 г. Когда в 90-х начался всеобщий бардак, МОЗ «Грамзапись» отделился от фирмы, приватизировался (Распоряжение Правительства РФ от 15.10.1993 г.), потом «болел» и наконец «умер» на рубеже веков. Все это произошло из-за жадности и трусости руководства. Ведь запчасти и материалы надо было закупать самостоятельно, а не за счет «Мелодии». Тратиться на новое оборудование – «душила жаба». Пиратство уже не выручало – десятки заводов занимались этим же. С 2001 года и до сегодняшнего дня в здании находится торговый и бизнес центр, он носит название ТЦ «Крона».
«> Поделиться Автор: Виктор Кузин
Во фрагменте о «Снова в СССР» Маккартни факты изложены верно, но вот с причинно-следственными связями, обоснованиями и теориями я не согласен. Уточню, что окончательный ответ может дать только знакомство с договором лицензии, а я его не видел, однако пытался изучить эту тему по многим, в т.ч. западным, источникам. 1. [Цитата] … В 1987 Маккартни, на волне забугорных отголосков советских перестроечных настроений, заявил, что решил выпустить следующий номерной альбом только и исключительно в СССР на . Поскольку собственных музыкальных идей на тот момент у экс-битла не было, а обещание нужно было выполнять, он за 2 студийных смены, с сессионными музыкантами, записал перепевки рокендрольных шлягеров 50х годов. Всего было записано 22 песни, 11 из которых были переданы, по договору лицензии, в распоряжение лицензиата — «Международной книги», и далее попали в ВФГ.» Всё было как раз наоборот: Маккартни без какой-либо далеко идущей цели, т.е. для удовольствия, записал с сессионными музыкантами любимые рок-н-роллы, после чего, чтобы готовые записи не пропали бесследно, заявил, что решил выпустить следующий номерной альбом только и исключительно в СССР на . При этом он не сказал: «хотя бы в СССР», но по смыслу это было так. 2. [Цитата] … Были изготовлены демо-диски и направлены Маккартни для утверждения. Пока сэр Пол изучал демо-продукцию, успели напечатать тиражи пластинки, и в конце октября 1988 она поступила в продажу. Между тем, в то же самое время Маккартни прислал замечания по диску, и, согласно новому протоколу-дополнению к лицензии, содержание альбома должно было быть расширено до 13 песен, а аннотацию на оборотной стороне конверта, написанную в первом издании советским музыкальным критиком Андреем Гавриловым, должна была заменить статья британского музыкального обозревателя Роя Карра. Все это «Мелодия» учла, и последующие тиражи альбома выходили уже в несколько ином виде, хоть и под тем же каталожным номером. Упоминать о «новом протоколе-дополнении к лицензии» имело бы смысл только если есть возможность представить скан этого документа. Пока же моя версия, что всё было наоборот: договор лицензии изначально определял содержание альбома в виде 13 песен, а также наличие на оборотной стороне конверта статьи Роя Карра. «Мелодия», как обычно, по собственному усмотрению скорректировала как содержание до 11 песен (иначе получалось «слишком длинно»), так и оформление оборотной стороны конверта. Но в данном случае это была не обычная коммерческая лицензия, а эксклюзивная, и когда сторона Маккартни (вовсе не обязательно, что сам Маккартни) возмутилась, советская сторона просто испугалась возможных обвинений, что единственную в своём роде пластинку и то не смогла выпустить как надо, и дала задний ход, срочно переформатировав тиражирование на «правильную» версию.
Студия звукозаписи «Мелодия»
Студия звукозаписи «Мелодия» старейшая в России компания звуковой индустрии. Основана как государственная компания по производству, хранению и распространению звукозаписей. Студия отразила звуковую историю века во всем многообразии жанров, собрав в своих архивах шедевры мирового искусства в исполнении советских артистов, ансамблей, музыкальных театров, а также оркестров. Мелодия, представляя отечественное искусство как в стране, так и за рубежом стала хранительницей национального музыкального достояния. Фонотека студии является культурным наследием, именно поэтому качественной реставрации и выпуску архивных записей уделяется особое внимание. Со многими правообладателями «Мелодию» связывают эксклюзивные договоры.
Руководство Студии звукозаписи «Мелодия»
Руководство Студии звукозаписи «Мелодия»
Кричевский Андрей Борисович Генеральный директор Тел. [email protected]
Абрамян Карина Сергеевна Первый заместитель Генерального директора Тел. доб.5105 [email protected]
Мельникова Елена Николаевна Главный бухгалтер Тел. доб.5112 [email protected]
Маркина Ольга Николаевна Начальник отдела кадров Тел. доб. 5120 [email protected]
Зеленова Елена Николаевна Директор Производственного Департамента Тел. доб. 5125 [email protected]
Крюков Ильдар Маратович Начальник Художественного отдела Тел. доб. 5103 [email protected]
Радугина Надежда Юрьевна Начальник Аппаратно-студийного комплекса Тел. доб. 5122 [email protected]
Голубева Марина Петровна Начальник Архива звукозаписей Тел. доб. 5104 [email protected]
Пшеничная Наталья Борисовна Начальник Редакции детских и литературных программ Тел. доб. 5118 [email protected]
Афанаcьева Веолетта Геннадиевна Заместитель начальника Отдела лицензирования Тел. доб. 5108 [email protected]
9 апреля 2022 года выпустила записи камерной, оркестровой и театральной музыки композитора Александра Алябьева. Большинство из них впервые издаются на дисках: Скрипичная соната, Струнное трио ля минор и квартеты, Квинтет для духовых, вариации для скрипки с оркестром, увертюры к водевилям и сюита из балета «Волшебный барабан». Также в продажу поступил цифровой альбом. Сочинения были записаны выдающимися музыкантами конца XX века
23 марта 2022 года представила альбом «Паганини и Кошкин» гитариста Артема Дервоеда. Сборник объединяет четырехчастный концерт для гитары и струнного оркестра «Мегарон» Никиты Кошкина и Большую сонату Никколо Паганини в транскрипции Кошкина для квартета. Большая соната Никколо Паганини в оригинале написана для гитары в сопровождении скрипки. Никита Кошкин выбрал для транскрипции «паганиньевский» квартет: гитара, скрипка, альт и виолончель. В записи принимали участие артисты прославленного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин, Кирилл Семеновых и Даниил Шавырин.
19 февраля 2022 года «Мелодия» представила собрание всех струнных квартетов Людвига ван Бетховена в исполнении Квартета имени Бетховена. Издание вышло к 250-летию со дня рождения композитора. Записи были сделаны в период с 1969 по 1972 год. В состав Квартета входили Дмитрий Цыганов, первая скрипка, Николай Забавников, вторая скрипка, Сергей Ширинский, виолончель, Федор Дружинин, альт. Квартет Бетховена существовал с 1923 по 1990 год и в истории музыкально-исполнительского искусства советского периода этому ансамблю было отведено особое место.
12 февраля 2022 года Звукозаписывающая представила диск «Вокальные циклы» советского и российского композитора Александра Чайковского. Вокальные циклы Чайковского записаны с участием ведущих представителей вокального искусства нового поколения: солистки академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Петрожицкой, солистки Михайловского театра Олеси Петровой и солиста Большого театра Петра Мигунова. В ансамбле с певцами — заслуженный артист России Алексей Гориболь.
21 января 2022 года Альбом «Мечислав Вайнберг. Избранные сочинения», выпущенный , удостоен Международной премии в области классической музыки в категории «Лучшее собрание». Компания впервые представила на CD записи камерной музыки композитора в исполнении советских музыкантов Тимофея Докшицера и Федора Дружинина, а также Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая и квартета имени Бородина.
17 января 2022 года Звукозаписывающая впервые на CD и в цифровом формате выпустила архивную запись оперы «Мазепа» Петра Чайковского, которую сделал коллектив Большого театра СССР. Первоначально запись была подготовлена в рамках проекта «Полное собрание сочинений Чайковского в грамзаписи» и выпущена на виниле в 1980-е годы.
17 декабря 2022 года «Мелодия» разместила на цифровой платформе «Ноосфера» в свободном доступе неохраняемую часть «золотой» музыкальной коллекции, в результате сотрудничества компании и Ассоциации интернет-издателей. Для публикации в открытом доступе были отобраны фонограммы, на которые уже истекли имущественные права, а значит, пользователи смогут свободно прослушивать эти аудиофайлы, а информация об их правовом статусе через узел «Ноосфера» появится в национальной сети транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности IPChain. Коллекция содержит около двух тысяч аудиозаписей, и среди них — шедевры классической музыки, лучшие произведения известных авторов. Основная часть коллекции относится к XIX веку, но некоторые вещи принадлежат XVIII и XX столетиям.
12 декабря 2022 года «Мелодия» представила исторические архивные записи к 95-летию со дня рождения альтиста, дирижера, оркестровщика и композитора Рудольфа Баршая. Диски содержат сольную партиту Иоганна Себастьяна Баха и «Траурную музыку» Пауля Хиндемита, концертную симфонию Вольфганга Амадея Моцарта в ансамбле с Давидом Ойстрахом и оркестровые концерты Игоря Стравинского, оркестровки «Мимолетностей» Сергея Прокофьева. Кульминацией издания является полная запись оркестрового «Искусства фуги» Баха.
5 декабря 2022 года выпустила диск «Быстрое движение» обладателя Золотой медали XV Международного конкурса имени Чайковского, пианиста Дмитрия Маслеева. На диске представлены первый концерт Дмитрия Шостаковича, концертная сюита Александра Цфасмана и второй концерт Николая Капустина — в этих сочинениях классические структуры сочетаются с импровизационной свободой, жесткая ри — с эмоциональным тонусом.
28 ноября 2022 года Звукозаписывающая выпустила к 85-летию со дня рождения композитора Альфреда Шнитке альбом с не издававшимися на СD записями его музыки. Альбом состоит из двух дисков. Особый интерес для меломанов представляет запись московской премьеры Кончерто гроссо № 4 / Симфонии № 5 со вступительной речью Геннадия Рождественского, сделанная на авторском вечере композитора. Слушатели смогут полностью погрузиться в а, на которых звучали премьеры Шнитке.
22 ноября 2022 года к 175-летию Николая Римского-Корсакова впервые выпустила на диске архивную запись 1949 года оперы «Кащей Бессмертный». Главные партии исполнили выдающиеся музыканты: солистка Всесоюзного радио, концертная певица Наталия Рождественская, один из ведущих солистов Большого театра Павел Лисициан, обладатель уникального тенорового тембра Павел Понтрягин.
5 ноября 2022 года Звукозаписывающая выпустила виниловую пластинку «Песни Александры Пахмутовой» в честь 90-летнего юбилея композитора. Песни разных лет были записаны при участии Вокального дуэта Льва Полосина и Бориса Кузнецова, Ансамбля советской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Хора молодежи и студентов под управлением Бориса Тевлина, а также других коллективов.
31 июля 2022 года музыкальная звукозаписывающая выпустила собрание авторских записей композитора Дмитрия Шостаковича. В собрание входят концерты, камерные ансамбли и вокальные циклы, которые Шостакович записывал с участием крупнейших музыкантов XX века — Даниила Шафрана, Нины Дорлиак, Зары Долухановой, Алексея Масленникова, Максима Шостаковича и Квартета имени Бетховена. Бонус — «домашняя» запись скрипичной сонаты в исполнении самого автора и Давида Ойстраха.