Как компании продвигают Hi-Fi (и продвигаются через него)
Музыка в Hi-Fi качестве становится трендом среди аудиосервисов. Пока несжатый формат аудио доступен у Tidal, Deezer и Amazon Music HD. Среди российских пользователей эти платформы не очень популярны, но постепенно тренд заходит и на российский рынок. Правда, к использованию этого конкурентного преимущества стриминговые платформы подходят по-разному.
Apple Music, запустивший музыку в Hi-Fi качестве пару дней назад, сделал новшество частью подписки (стоимость индивидуальной подписки в России – 169 рублей в месяц). За эту сумму подписчики могут сами менять уровень качества в зависимости от подключения – от CD до Hi-Resolution Lossless. В мае компания анонсировала, что в lossless-формате будут доступны более 75 млн треков, но пока это число значительно меньше. Придется ли оформлять отдельный тариф, когда количество композиций увеличится, пока неизвестно.
Spotify, у которого уже есть заметная часть рынка, особенно западного, собирается сделать функцию доступной за дополнительную плату. Правда, в каких именно странах она будет работать, и сколько будет стоить тариф, не уточняется. Пока индивидуальная подписка на месяц в России стоит те же 169 рублей.
Первый среди российских
Первым среди российских аудиостримингов возможность слушать музыку в формате lossless, то есть без потери качества, предоставил «СберЗвук». Как и Apple Music, он делает это частью подписки. Стоимость оформленной через магазин приложений подписки составляет те же 169 рублей в месяц (совпадение?). Новшество уже доступно для пользователей мобильных устройств Android и iOS.
Пока в высоком качестве доступно более 35 млн треков, которые можно слушать онлайн или загружать в память устройства. Однако к концу 2022 года «СберЗвук» намерен расширить библиотеку до 75 млн треков. Возможно, к тому времени при желании послушать их придется оформлять отдельную подписку. Наверняка найдутся пользователи, которые привыкнут слушать треки в Hi-Fi качестве и не захотят от них отказываться.
Сегодня тема lossless-качества на рынке очень актуальна, многие игроки заявляли о своих намерениях создать эту функцию. «СберЗвук» запустил функцию утром в понедельник 7 июня, предоставив пользователям 35 млн треков в Hi-Fi – на 15 млн больше, чем на старте у Apple. И эта цифра постоянно растет: до конца года у «СберЗвука» будет уже 70 млн треков без сжатия. Сейчас Hi-Fi кажется экзотикой, нужной лишь аудиофилам, но это не так. Уже в этом году наличие lossless станет для аудитории одним из обязательных критериев выбора аудиостриминга. Слушать mp3, когда есть Lossless – это как смотреть «Властелина Колец» в качестве 360, когда есть HD. Вы можете получить посредственный опыт или более консистентный. Музыка без сжатия звучит именно так, как ее задумал автор, отражая все нюансы и богатство звука. И теперь каждый сможет услышать разницу: новая функция доступна в стандартной подписке «СберЗвук» и «СберПрайм» и не требует дополнительной оплаты.
Симфоническая музыка – проблемы качества воспроизведения, выбор формата и аппаратуры
Симфоническая музыка общепризнанно считается одной из самых сложных для исполнения. В не меньшей степени она сложна для записи. К причинам этих особенностей жанра в первую очередь причисляют большое количество инструментов, использующихся в симфонических аранжировках, плотность и многогранность звучания. В связи с этим аппаратура для прослушивания симфонической музыки должна соответствовать ряду критериев, а выбор такой аппаратуры, особенно при ограниченном бюджете, вызывает серьёзные затруднения.
Как и в предыдущих материалах нашего блога, я постараюсь максимально дистанцироваться от личных пристрастий к тем или иным брендам, субъективных нюансов восприятия, а также от анатомо-физиологических особенностей конкретного человека.
Главный принцип при решении задачи воспроизведения симфонической музыки – это поиск форматов и устройств с максимально достоверной передачей сигнала. Поиск максимально «честного» звука – задача для тех, кому важен каждый нюанс в произведении. Как правило предельно точно передающие сигнал системы особенно важны для музыкантов, музыкальных критиков, дирижеров, взыскательных меломанов и, естественно, чутких аудиофилов.
Формат и носитель
Подавляющее большинство любителей симфонической классики предпочитают прослушивание произведений на CDDA или в lossless-форматах. Lossless-аудиокодеки предполагают полное сохранение информации аудиопотока при сжатии, качество записей в этом формате фактически не отличается от wav (cda).
Статья в википедии может многое рассказать о лосслесс, предлагаю список существующих лосслесс-форматов, опубликованных в ней:
- Apple Lossless — ALAC (Apple Lossless Audio Codec)
- Audio Lossless Coding — также известен как MPEG-4 ALS
- Direct Stream Transfer — DST
- Dolby TrueHD
- DTS-HD Master Audio
- Free Lossless Audio Codec — FLAC
- Meridian Lossless Packing — MLP
- Monkey’s Audio — Monkey’s Audio APE
- OptimFROG
- RealPlayer — RealAudio Lossless
- Shorten — SHN
- TAK — (T)om’s verlustfreier (A)udio (K)ompressor (нем.)
- TTA — True Audio Lossless
- WavPack — WavPack lossless
- WMA Lossless — Windows Media Lossless
Ряд авторов полагает, что потери при сжатии в mp3 c битрейтом 320 кбит/с настолько незначительны, что этими величинами можно пренебречь, и что фактический (воспринимаемый человеком) уровень качества в этом случае неотличим от качества AUDIO СD (битрейт 1411,2 кбит/с), которое признано большинством приемлемым для прослушивания симфонической и другой музыки. Последнее суждение нередко вызывает полемику, популярность формата MP3 среди людей, которые слушают музыку в высоком качестве остается низкой, а у некоторых вызывает неприкрытую брезгливость.
Для повышения качества сигнала были также разработаны более совершенные с технической точки зрения форматы, такие как DVD-Audio (DVD-A), Super Audio CD (SACD). Последние особенно популярны среди аудиофилов, что обусловлено более высокой частотой дискретизации . Применение этих форматов позволило обеспечить более высокое качество передачи сигнала. Возможность услышать разницу между классическим CDDA и так называемыми «хайрезами» (SACD, DVD-A) вызывает споры с момента появления этих технологий.
Существует немало людей, утверждающих, что они слышат разницу в качестве сигнала при воспроизведении CDDA, SACD, и DVD-A. Ряд экспертов убеждены в том, что идеальным форматом для записи симфонической музыки является однобитный Direct Stream Digital (DSD), который применяется при создании SACD. В случае DVD-A появляется также возможность записи многоканального аудио в формате 5.1, но с пониженной частотой дискретизации (максимальное значение 96 кГц). Ещё один интересный факт: первые версии PlayStation 3, выпущенные до октября 2010, способны полноценно воспроизводить SACD и, по моему убеждению, могут стать отличным источником для воспроизведения симфонических произведений при дефиците бюджета.
Эстетствующие меломаны и некоторая часть ностальгирующих аудиофилов полагают, что лучшим носителем для симфонической музыки является винил. Техническое несовершенство метода записи и воспроизведения этих людей заботит мало. Аргументы о «душевности» и «уникальности» винилового звучания рассматривать в данной статье не буду. Отмечу лишь, что качество записи на разных пластинках может существенно отличаться. Сам к винилу отношусь с большой любовью, при понимании технической неактуальности и ограниченных возможностей носителя. Посему от саркастических пассажей и иронизирования предпочту воздержаться. При этом хочу подчеркнуть, что некоторые редкие коллекционные записи симфонической музыки могут оказаться доступны исключительно на виниловых пластинках, и в таких случаях любовь к несовершенной технологии вполне себя оправдывает.
ЦАП для классики или миф о выпущенном воздухе
Все устройства воспроизведения звука, записанного в цифровых форматах, используют цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Для воспроизведения симфонической музыки с высоким уровнем достоверности многие рекомендуют внимательно относиться к выбору этого компонента (устройства, в случае с внешним ЦАП). Большинство компетентных авторов считают достаточно технически совершенными дельта-сигма (1-битные) ЦАП, где обработка цифрового сигнала происходит линейно и для получения высококачественного сигнала используется импульсная плотность модулированных сигналов, полученных с использованием низкочастотной фильтрации. Наиболее точным и высокопрецизионным ЦАП, из существующих сейчас, признается ЦАП ladder (Лестница).
Существует также мнение о том, что мультибитные ЦАП, созданные для 16-битной обработки аудио в формате CD DA, передают звук с некоторыми «недостижимыми» для иных устройств такого типа особенностями. Более того, многие сторонники подобного подхода утверждают, что именно мультибитные ЦАПы являются идеальными для воспроизведения таких музыкальных жанров, как симфоническая музыка, арт-рок, академические хоровые произведения, джаз. Подобную позицию наглядно демонстрирует комментарий пользователя Ant1967 под одной из статей форума stereo.ru:
«Выбираем лучший ЦАП? Выбрал уже. На «нетехнологичном», устаревшем, не принимающем хайрез чипе ТДА1541. Беда в том, что, когда отправлял его в своё время на профилактику, остался временно с современным, высокотехнологичным, принимающем 24/192 ЦАПом. Из музыки как будто воздух выпустили. Да-да, знаю, не чипом единым звук добывается и т.д. и т.п. Важна реализация, бла бла бла… Посыплю голову пеплом и буду слушать музыку.»
Тут мне добавить нечего, кроме того, что сведений о техническом (экспериментальном, ином объективном) подтверждении «выпускания воздуха» из звука при использовании дельта-сигма ЦАПа обнаружить в сети не удалось. Последнее утверждение не умаляет достоинств Philips TDA1541 или Burr-Brown PCM63, которые были одними из наиболее совершенных устройств для своего времени.
Усиление и акустика
Известно, что среди составляющих качества (не учитывая качество записи, формат и источник) и достоверности звука в аудио трактах, значительную роль (около 40%) играет усиление и не менее половины зависит от акустической системы. Усилитель является потенциально более вероятным источником искажений, которые могут существенно повлиять на воспроизведение, следовательно, и на восприятие музыкального материала. АС отвечает за механическое формирование звуковых волн и, в ряде случаев, может искажать звучание за счет несовершенства фильтров и излучателей.
Лучший способ обеспечить совместимость усилителя с АС – это услышать. Идёте в шоурум и устраиваете слепой тест. Основное внимание при выборе усилителя и АС следует обращать на следующие моменты:
• Тип усилителя и АС. • Нелинейные искажения. • АЧХ и частотные искажения. • Фазовые искажения.\
Некоторые из приведённых параметров могут не указываться в паспортной документации. Учитывая, что восприятие звука — процесс глубоко индивидуальный последним и наиболее важным критерием будет являться слепой тест.
Тип акустической системы
Для симфонической музыки крайне важным являются частотный диапазон и АЧХ, поэтому многие специалисты рекомендуют многополосную акустику. Для высококачественного детального воспроизведения высоких частот многие предпочитают рупорный тип высокочастотных динамиков. Важной особенностью многополосных АС высокого качества является баланс частот раздела НЧ и СЧ диапазона (350 до 1700 Гц), который во многом определяет звучание и сцену. Иные эксперты склонны считать идеальной для симфонических произведений широкополосную акустику, так как в последней ниже вероятность расфокусировки сцены и возникновения фазовых сдвигов из-за отсутствия кроссоверов.
В ряде случаев оправдано применение встраиваемых АС, особенно если акустика помещения требует конкретного расположения источника, а приобретение и установка системы сопряжены с проведением ремонтных (монтажных) работ. Последнее упрощает
Особое место среди акустических систем для классики занимают электростатические АС. Принцип электростатического излучателя предполагает получение звука без использования магнитов, что сводит к минимуму появление большинства типов искажений на этом этапе тракта. АС с этим типом излучателя баснословно дороги, предполагают специальное усиление с высоким напряжением выходного сигнала, что не умаляет их достоинств, основным из которых является достоверность передачи.
Усиление — «теплые» лампы, «холодные» полупроводники, «смерть» достоверности и псевдофилософия исторического воспроизведения
Немало слышал рассказов о преимуществах ламповых усилителей и восторгов по поводу «тёплого лампового». В линейках разных производителей попадаются очень качественные ламповые системы с чистым, не окрашенным звуком, которые отлично подойдут для симфонической музыки. Парадокс в том, что среди достоинств ламповой техники обычно выделяют именно искажения. Системы такого рода, как правило, стоят в несколько раз больше полупроводниковых с близкими или идентичными характеристиками.
Термин «Тёплый ламповый звук» как раз говорит о насыщенности сигнала четными гармониками, которые в психоакустике признаны более благозвучными, в отличие от нечетных. Мне нравится насыщенный яркий характер звучания некоторых ламповых систем, но при этом их частотно и гармонически «окрашенный» звук совсем не подходит для симфонической музыки. Будем говорить прямо: то, что называется ламповым звуком – суть искажения, а если его «ТЛЗ» — нет, исчезает то самое «тёплое» «уникальное преимущество», которое некоторые аудиофилы ценят в ламповой аппаратуре.
Полупроводниковые усилители HI-FI и HI-end класса, как правило, обладают более «честным», реалистичным звучанием, что в свою очередь позволяет передавать звук в соответствии с критериями, которые необходимы для симфонической музыки. Более ровная АЧХ, низкий уровень нелинейных искажений, отсутствие или доведение до минимума фазовых проблем. Ещё одним способом повышения точности передачи является использование независимого усиления низких частот. Такой способ оправдывает себя при разделении СЧ/ВЧ и низкочастотной акустики, но требует дополнительных вложений в низкочастотный усилитель.
Далёкой от объективных критериев считаю подход, при котором записи оркестров под управлением, например, Фуртвенглера, нужно слушать на антикварной аппаратуре 40-х и непременно – с лампами телефункен. Подобные рассуждения не редки в среде некоторых аудиофилов. Обрезанный частотный спектр, неминуемо заоблачный уровень искажений и другие недостатки систем, созданных до конца 60-х – полностью дискредитируют концепцию «аутентичного» прослушивания. Говоря совсем откровенно т.н. винтажный звук для винтажной музыки, а тем более для классики – удел ретроградно-философствующих эстетов, которые вряд ли разбираются в физической природе звука и понимают суть симфонических произведений.
Факторы влияющие на сцену – поселить оркестр дома
Характеристики стереопанорамы (сцены) воспроизводимого звука в первую очередь зависят от работы звукорежиссёра, записавшего произведение. Следует учитывать, что при панорамировании в студии используются почти идеальные условия оценки, сцена на качественной записи выстраивается в точном соответствии с диаграммой направленности студийной акустической системы. Эффекты реалистичной панорамы для симфонической музыки важнее, чем для какой-либо другой, так как этот жанр создаётся в первую очередь для живого исполнения.
Соответственно, для создания реалистичной сцены при прослушивании дома параметры аппаратуры, пространственное расположение динамиков и акустика помещения должны быть близки к студийным. Такой подход не всем нужен, а для многих слишком ресурсоёмок – либо в деньгах, либо во времени. При этом так или иначе стоит учитывать рекомендации производителя по пространственному расположению АС. Нет, не по Фэн-шуй, а в соответствии с диаграммой направленности.
Проверка сцены на точность в основном сводится к определению точности расположения кажущихся источников звука (КИЗ), определения «ширины», «высоты» и «глубины» сцены. Как и в случае с диапазоном воспринимаемых частот, последние 3 параметра во многом зависят от нюансов индивидуального восприятия и анатомических особенностей наружного и среднего уха.
Музыкантам, дирижерам, звукооператорам и людям, регулярно посещающим живые концерты симфонической музыки, зачастую близка панорама, максимально точно отражающая расположение инструментов на реальной сцене. Этот подход иногда отличается от критериев, которые предъявляют к объёмности сцены некоторые аудиофилы, которые слушают музыку исключительно в записи. Последние склонны учитывать акустические особенности собственного помещения и личные пристрастия к панорамным особенностям звучания.
На изменение характеристик сцены (расположения КИЗ и сужение (уменьшение) сцены и пр.) могут существенно повлиять следующие физические параметры: затухание (медленное затухание считается более предпочтительным – создает эффект «воздушности», быстрое затухание – «сухое», излишне плотное звучание), нелинейная зависимость фильтров АС от частоты – в народе: фильтр «крутит фазу» (в сбалансированной акустике производители добиваются линейного изменения фаз в зависимости от частоты), групповое время задержки, взаимное влияние левого и правого канала, искажение отражённого сигнала (факторы звукорассеивания и звукопоглощения в акустике помещений), АЧХ.
Существует мнение о том, что фазовые особенности не способны влиять на звук, что не совсем верно. Безусловно, фазовые искажения не могут влиять на состав спектра и соотношение амплитуд гармонических составляющих сигнала. При этом относительный и абсолютный фазовые сдвиги, возникающие в кроссоверах многополосных акустических систем, вызывают либо «размывание» стереобраза, либо фокусировку сцены за счёт суммы сигналов СЧ/НЧ диапазона.
Одной из проблем формирования сцены может стать взаимопроникновение сигналов правого и левого каналов. Для устранения взаимного влияния каналов друг на друга при создании усилителей могут применять принцип полного разделения каналов — т.н. «двойного моно» – это независимое усиление каждого из каналов, не редко с независимым питанием.
Раздельное усиление каналов, по сравнению с традиционным стерео, позволяет на схемотехническом уровне исключить взаимопроникновение сигналов, что сложнее при создании стереосистемы по классическим принципам. Существенным минусом «двойного моно» является цена, особенно на полностью независимые моноблоки. Цена каждого моноусилителя (в случае с моноблоками) может превышать стоимость традиционного стереоусилителя, равного по классу и сравнимого по основным характеристикам.
Выводы
Для прослушивания классической музыки в идеале необходимо собрать систему, позволяющую воспроизводить звук с разных носителей (lossless файлы, CDDA, SACD, DVD-A, винил) с высоким уровнем достоверности передачи звука и широкой сценой. С большой вероятностью такая система должна быть оснащена стерео, dual mono или 5.1 усилителем и соответствующей акустической системой (многополосная акустика высокого качества ровной АЧХ, низким КНИ и отсутствием фазовых проблем в кроссоверах и фильтрах).
Следует отметить, что многие любители классики (особенно симфонической) обладают хорошим и тонким слухом, что существенно осложняет восприятие такой музыки на аппаратуре с высоким уровнем гармонических искажений, сужающей (изменяющей) сцену, частотно окрашивающая звук. Постоянно меняющаяся динамика, амплитудная составляющая, широкий частотный спектр симфонической музыки крайне требовательны к оборудованию. По моему личному убеждению, аппаратура способня достоверно воспроизводить произведения таких композиторов, как Бетховен, Моцарт, Вагнер, Лист, не менее честно сможет и передавать сокрушительную энергию таких жанров, как техничный thrash-death metal, и отразить все нюансы психоделических атмосферных треков Pink Floyd.
Почему вокруг Hi-Fi столько шума
Компании заявляют, что треки в lossless-формате – это музыка без сжатия и потери в качестве. Однако заметить разницу сможет не каждый. Она ощутима с хорошими динамиками или в больших наушниках, которые передают широкий диапазон децибел. Если у вас такие есть, вы услышите высокое качество звука, даже не имея профессионального музыкального образования.
Правда, такие наушники стоят порядка 20 000 рублей и выше, то есть доступны не каждому. А оказаться в тренде захотят многие. Тем более, пока «СберЗвук» использует распространенный маркетинговый ход, предоставляя такую возможность без дополнительной платы.
Но кто же потом решит признаться в том, что не ощутил хорошего звука? Единицы. Может сработать и самовнушение: «О новинке так много говорят. Наверное, качество и правда лучше, просто я этого не заметил. Послушаю еще раз».
Другими словами, прежде чем гнаться за новомодным веянием, стоит задуматься, насколько оно для вас важно. И это касается не только звучания.
А вообще, у нас есть целая статья про то, с помощью каких маркетинговых приемов нам продают подписки и сколько на этом зарабатывают.
Как добиться Hi-Fi-звука на ПК
Любой из читателей этой статьи всегда может скачать несколько MP3-композиций и прослушать их, просто подключив пару мультимедийных колонок к компьютеру. В этом нет ничего дурного, но нужно всегда знать о том, что на компьютере можно получить звук с более высоким качеством. Мы потратили значительное время для изучения данного вопроса и в результате получили высококачественное воспроизведение музыки на компьютере, по качеству соответствующее звуку с CD-плеера.
Какие существуют преимущества использования компьютера для воспроизведения музыки?
Комфорт — На компьютере вы можете создать хорошо структурированную коллекцию музыки. — Благодаря тэгам, вы сможете искать и сортировать музыку по исполнителю, по названию альбома, по жанру и т. п. — Создавать плей-листы для прослушивания любимых композиций. — Синхронизировать с портативными плеерами — Одновременно использовать в нескольких комнатах благодаря технологии DLNA
DLNA DLNA (Digital Living Network Alliance) – стандарт для обмена данными между любыми AV-устройствами, подключенными к домашней компьютерной сети. Он позволяет работой одного устройства с помощью другого, передавать потоки видео или аудио по сети. Возможно, что DLNA станет таким же обязательным стандартом для AV-устройств, каким стал TCP/IP-протокол для всемирной сети. Для того, чтобы получить логотип «DLNA» продукт должен пройти необходимую сертификацию, которая гарантирует, что устройства от разных производителей смогут работать вместе. DLNA-терминология 1. DMS — Digital Media Server – цифровой медиасервер, устройство, на котором находится музыка и видео 2. DMP — Digital Media Player – цифровой медиаплеер – устройство, которое проигрывает музыку или видео 3. DMR — Digital Media Renderer – цифровой медиарендерер – устройство, которое проигрывает музыку или видео, которое может управляться удаленным контроллером. 4. DMC — Digital Media Controller – цифровой медиаконтроллер – программное управление работой рендерера, работает, как ПДУ
Разрешение Записи на Audio CD имеют разрядность 16 бит и частоту дискретизации 44.1 кГц, что соответствует стандарту Redbook audio. Современная запись звука производится с разрядностью 24 бит и частотой дискретизации от 44.1 до 192 кГц. Но, даже запись 24-bit/96 kHz нельзя воспроизвести с помощью CD-плеера, так как этот битрейт не поддерживается стандартом Redbook. Перед записью на CD фонограммы с высоким разрешением нужно провести даунсэмплинг с дитерингом до 16 bits/44.1 kHz. Вы можете воспроизводить Hi-Res-аудио на ПК, если ваша аудиосистема (ЦАП) поддерживает это. Если нет, то аудиофайлы обычно можно воспроизвести с автоматическим даунсэмплингом до битрета, который поддерживается вашей аудиосистемой. Если вы планируете покупку новой Hi-Res-аудиотехнике, то имейте в виду, что она обязана поддерживать как минимум формат 24/96. Каталог фонограмм с высоким разрешением, доступный для скачивания через интернет пока еще не очень большой, но он постоянно растет.
Скачивание файлов из интернета CD-диски постепенно уходят. Люди все меньше и меньше покупают CD, они скачивают файлы с музыкой. Большинство веб-сайтов предлагают MP3. Постепенно битрейт музыкальных файлов растет, так как растут и скорости в интернете и падает стоимость сетевых хранилищ (в пересчете на одну единицу хранения). Lossless-форматы музыки все еще не получили повсеместного распространения, но их доступность растет с каждым днем.
Резервное копирование Для настоящих коллекционеров, имеющих большую коллекцию музыки, эта коллекция представляет огромную ценность, причем как материальную, так и нематериальную. Как ни печально, но в случае пожара вы можете лишиться всех своих музыкальных дисков. Однако в случае с музыкальными файлами вы можете подстраховаться и хранить копию на другом сервере вне дома.
Качество звука Этот аспект очень важен для любителей музыки. Например, ноутбук сам по себе не предназначен для высококачественного воспроизведения звука. Вы можете убедиться в этом сами, достаточно взять наушники и подсоединить их к соответствующему выходу ноутбука. В очень редких случаях качество звука может дотянуться до среднего уровня. При организации современной аудиосистемы на базе компьютера, вы можете использовать приличную звуковую карту или USB-SPDIF-конвертор и подключить ваш проверенный ЦАП по «цифре» или же подключить USB-ЦАП напрямую к ноутбуку. Качество звук при этом может достигнуть очень высокого уровня. Ваш компьютер сможет играть не хуже CD-проигрывателя.
Выбор Вообще при создании современной аудиосистемы на базе компьютерных технологий вы можете выбрать один из трех вариантов. Это аудио ПК, музыкальный сервер или сетевой аудиопроигрыватель.
Музыкальный сервер. Если вам по душе удобство от использования компьютерной техники при прослушивании музыки, но вы не хотите устанавливать компьютер в комнате для прослушивания, то вас стоит обратить внимание на музыкальный сервер. Подобные устройства выглядят именно как аудио оборудование, некоторые производители в своих рекламных текстах также подчеркивают то, что эти устройства – не компьютеры.
И действительно, хороший маркетолог не должен врать. На музыкальном сервере вы не сможете отправить e-mail, открыть браузер или сделать что-нибудь еще за исключением прослушивания музыки. Если открыть крышку у этих устройств, то внутри вы неизменно обнаружите компьютерную начинку со звуковой картой и операционной системой. Без этих составляющих мы не можем работать с цифровым звуком. Нужно понимать, что музыкальный сервер – это инструмент для хранения и управления вашей коллекцией музыки. Он делает работу с вашей коллекцией намного проще, что почти также важно, как и качество звука в системе.
На что следует обратить внимание при выборе музыкального сервера: — Backup (резервное копирование). Проверьте, есть ли возможность бэкапа и переноса музыкальной коллекции на другой сервер. — Доступ с помощью сети. Проверьте, есть ли возможность доступа к аудиофайлам через сеть. Например, для того, чтобы перенести музыкальные файлы на NAS (сетевое хранилище). В некоторых моделях сетевой доступ к папке с музыкой заблокирован. — Работа с тэгами. Тэги позволяют быстро отсортировать музыку по имени исполнителя, по жанру и т. п. На что нужно смотреть: есть ли возможно ручного ввода и редактирования тэгов. В некоторых случаях вам может попасться файлы без тэгов или с ошибками в тэгах. Также стоит обратить внимание на поддержку cover art (изображение обложки альбома). Для классической музыки также важно наличие тэга «Композитор». — Стабильность работы. Перед покупкой стоит почитать отзывы пользователей в форумах. Поскольку в устройстве обычно используется проприетарное ПО, оно может содержать множество багов, что приводит к нестабильности в работе. — Производительность. Любое устройство будет прекрасно работать, если в него закачать всего пару CD. А что может произойти, если на сервер залить коллекцию в 20000 треков или больше. Некоторые устройства от большой нагрузки могут «зависнуть» или начать «тормозить». — Железо. Проверьте что у него внутри. Возможно, это непросто сделать, но если внутри окажется обычный компьютер, то вы сможете сравнить его по цене с хорошим малошумящим ПК, оснащенным высококачественной звуковой картой или внешним ЦАПом. — Уровень шума. Устройство будет находиться в комнате про прослушивания. Вентиляторы и жесткие диски производят довольно много шума. Приветствуется конструкция без вентиляторов и хорошая звукоизоляция винчестеров. — Цифровой выход. Если вас не устроит качество звука на аналоговых выходах, вы сможете подсоединить к цифровому выходу внешний ЦАП, подобранный по вашему вкусу.
Передача аудио по сети (streaming) Как альтернативу ПК можно рассматривать сетевые плееры. По сути дела сетевой плеер – это упрощенный компьютер, подключенный к домашней сети. Одним из существенных плюсов сетевого плеера является отсутствие подвижных частей, вентилятора и жесткого диска, что гарантирует бесшумную работу. Большинство подробных устройств имеют как аналоговые (RCA), так и цифровые выходы. Благодаря этому, подключение к аудиосистеме не составит труда. Большинство сетевых плееров поддерживают стандарты UPnP/DLNA. Оглянитесь по сторонам, возможно, у вас дома уже есть парочка устройств, поддерживающих сетевой стриминг. Например, операционные системы Vista/Win7 поддерживают стандарт UPnP .Часто сетевые накопители NAS имеют встроенный UPnP-сервер. Новые телевизоры часто могут работать с сетью и поддерживают стандарт UPnP . При желании, вы можете настроить сетевой стриминг между этими устройствами.
ПК Вы можете непосредственно проигрывать музыку на своем ПК. Вы можете использовать компьютер для воспроизведения музыки по сети. Также ПК часто используется для хранения и создания каталога вашей музыкальной коллекции. Для быстрого старта вы можете использовать тот компьютер, который у вас уже есть. Пока можно сильно не беспокоиться по поводу качества звука. Сначала следует узнать о многих вещах, которые влияют на качественное воспроизведение музыки на ПК.
С чего начать В аудиофильских форумах предлагают начать с создания компьютерной копии (рипа) аудиодиска с помощью оптического привода. Для этого рекомендуется использовать программу EAC. Для прослушивания музыки на ПК рекомендуется использовать плеер Foobar . Базовая настройка программного плеера Foobar не сложна. Однако добиться качественного звука уровня Hi-Fi на компьютере не всегда просто. Если вы глубоко не разбираетесь в компьютерной технике, то вам лучше выбрать другой путь в цифровую музыку.
Операционные системы Нужно отметить три основные операционные системы, используемые в персональных компьютерах – это Windows, Apple OS X и Linux. Не стоит одновременно разбираться в компьютерном аудио и переходить на новую операционную систему. Используйте ту ОС, к которой вы уже привыкли. На страницах форумов вы можете встретить многочисленные схватки между поклонниками Mac и Windows (люди, использующие Linux, обычно заняты работой, чтобы присоединиться к ним). Но пока не найдено серьезных аргументов для выбора той или иной OS, в плане звука они приблизительно одинаковы. При правильной настройке каждая из них способна обеспечить вывод звука в режиме bit perfect. «Железо», необходимое для работы этих ОС также не отличается. Из этих трех систем наиболее всеядной в плане «железа» является Windows.
Коллекция музыки Начинать работу с музыкой стоит с небольшой коллекции (30-40 CD). Если у вас есть скаченные файлы MP3 или FLAC, то можно добавить и их.
Если вы сразу будете использовать свою настоящую коллекцию немалых размеров, то все будет тормозить, что помешает в экспериментах по сравнению качества работы различных плееров или при добавлении тэгов. Кроме того, если вы случайно сделаете что-то по ошибке, то это будет легко исправить для небольшого количества файлов. Работа с коллекцией поможет вам сформулировать требования к программному обеспечению. Сделайте рип с нескольких аудиодисков в lossless-формате. Проверьте правильность информации о диске, которая автоматически подставляется из интернета. Послушайте, как медиаплеер воспроизводит эти рипы. Попробуйте создать рип музыкального альбома, состоящего из нескольких CD. Если в вашей коллекции много классической музыки, вы также можете проверить, есть ли тэг для добавления композитора и насколько легко разделять CD на отдельные произведения.
Плеер Если вы планируете использовать компьютер в качестве источника, то вам понадобится программный медиаплеер. Если же вы будете его использовать только для хранения вашей коллекции, то вам потребуется софт для создания рипов и заведения тэгов на аудиофайлы. Два основных плеера Windows Media Player и iTunes имеют понятный интерфейс и покрываю все базовые потребности. Создание рипов Большинство программных медиаплееров неплохо справляются с созданием рипов аудиодисков. Но также существуют специализированные программы для создания образов дисков, например, dBpoweramp и EAC. Например, нам очень нравится dBpoweramp. Он быстро работает, поддерживает AccurateRip, предлагает точные метаданные для тэгов и имеет качественный конвертор форматов. Отличаются ли программные аудиоплееры по звуку? Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в отдельной статье. По нашему опыту влияние на звук у плеера намного меньше, чем у драйвера, который работает совместно с ним. В плеерах JRiver и Foobar вы можете выбирать различные драйвера для работы. Это позволяет сделать точную настройку вашей системы и подобрать тот звук, который вам больше нравится.
Наши рекомендации Мы советуем вам выбирать плеер, который удовлетворяет следующим критериям: — Поддержка основных lossless-форматов, включая FLAC — Возможность выбора аудиодрайвера, например, ASIO или WASAPI — Сохранение и добавление тэгов в аудиофайлы К сожалению, iTunes и WMP не полностью удовлетворяют этим требованиям. Предлагаем вам обратить внимание на JRiver Media Center (наш выбор), Foobar или на более элегантный вариант freeware — MusicBee. Если вы любитель классической музыки, то присмотритесь MusiCHI.
Подключение Самый простой способ подключения компьютера со звуковой картой – это подключения с помощью кабеля mini jack – 2xRCA. Это простой и дешёвый способ, чтобы начать, но не ожидайте от него серьезного и качественного звука. Для подключения настольного компьютера, в котором установлена дискретная аудиокарта, следует использовать линейный аудиовыход. ЦАПы и усилители/ресиверы можно подключать по цифровому интерфейсу SPDIF, по электрическому коаксиальному или по оптическому каналу, но, к сожалению, многие компьютеры не имеют SPDIF –выхода. В этом случае можно использовать USB to SPDIF-конвертер. Сейчас в продаже можно встретить большое количество USB-ЦАПов. Новые модели поддерживают битрейт вплоть до 24/192, а также используют асинхронное подключение. ЦАПы имеют USB-вход и аналоговый выход, поэтому они становятся мостом между компьютером и аналоговым усилителем. Некоторые модели имеют регулировку громкости и выход для наушников. Выбор правильной конфигурации Вполне приличный звук можно получить сразу, распаковав устройство из коробки. Тем не менее, рекомендуется сделать несколько дополнительных настроек в панели управления звуком на вашем компьютере. При цифровой обработке практически любой сигнальный процессор DSP производит изменения с цифровым потоком. В кругу аудиофилов-пуристов считается, что любые изменения с цифровым аудиопотоком вредят звуку и «bit perfect» является их Священным Граалем. Тем не менее, DSP может быть полезным при работе в режиме активного кроссовера или при настройке звука под акустику помещения. Все операционные системы способны на преобразование частоты дискретизации в аудиопотоке. В большинстве случаев такое преобразование не улучшает качество звука, так как написание подобного софта для конвертирования является непростой задачей. K-mixer из Windows XP – один из таких печально известных примеров. В последующих статьях мы дадим рекомендации для правильных настроек всех операционных систем и USB-ЦАПов.
Создание RIPов дисков По нашим наблюдением создание копий дисков происходит в две стадии: 1. Создание образов аудиодисков для всей коллекции 2. Повторное рипование дисков по правильной методике Создание рипа аудиодиска немного отличается от простого копирования. Содержимое диска не просто копируется, но также конвертируется в аудиоформат, который используется в компьютерах. Часто при создании рипа сразу же заполняются тэги, используя онлайн-базы данных.
Аудиоформат Когда вы создаете рипы ваших дисков, вы должны определиться с тем, какой аудиоформат выбрать.
Поскольку объем современных хранилищ данных исчисляется террабайтами, не стоит экономить место на диске и можно смело выбирать lossless-формат. Выбор реализации lossless-формата не очень принципиален, поскольку можно найти множество программ для конвертирования из одного формата в другой. Проприетарные аудиоформаты можно встретить в специфических операционных системах. Но, поскольку, ваш компьютер, скорее всего, работает под Windows, ваш NAS-сервер работает под Linux, а ваш смартфон использует Android, то лучше всего выбрать один из распространенных форматов, который можно использовать во всех операционках. Аудиоплееры используют тэги для отображения такой информации, как исполнитель, название альбома и т.п., поэтому вам необходим формат с хорошей поддержкой тэгов. В этом случае, например, формат WAV не подойдет. Также желательно, чтобы формат аудиофайла также поддерживал возможность добавления тэгов. Иначе существует опасность потери значительной части метаинформации при миграции с одной системы на другую. Медиаплееры обычно сохраняют информацию с меттаданными музыкальных файлов в отельной библиотеке (базе данных) и записывают ее в аудиофайлы в виде тэгов, если формат позволяет это сделать. Если аудиофайл не поддерживает запись тэгов, то работая в одном медиаплеере, вы встретите никаких проблем. Но, когда вы перенесёте аудиофайлы на другой плеер или другое устройство, то можете столкнуться с тем, что часть информации пропала. Чаще всего это случается с форматом WAV и с добавленными тэгами, имеющими проприетарный формат.
Заполнение тэгов При создании рипа оптического аудиодиска часто происходит и заполнение тэгов метаинформацией, полученной из интернет. Более подробно об этом мы расскажем позже. Самые популярные источники метаинформации – это FreeDB и Amazon. Если вы поклонник классической музыки, то лучше воспользоваться базой AMG. Программы для создания рипов типа dBpoweramp могут извлекать метанформацию из AMG, SonataDB, Music Brains и FreeDB. Вы можете изучить качество каждого источника и выбрать наиболее подходящий до вас еще до того, как вы начнете копировать свои CD на компьютер.
Создание точных рипов с использованием AccurateRip Мысль о том, что при создании рипа аудиодиска могут появиться ошибки, может сильно беспокоить аудиофилов. Во многих программах для рипования предусмотрена функция AccurateRip, которая обеспечивает сравнение полученных после рипа файлов с базой данных файлов, полученных другими пользователями. Совпадение файлов обычно говорит о том, что рип проведен без ошибок. Для создания рипов дисков вы можете выбрать такие известные программ, как EAC или dBpoweramp, которые обеспечивают поддержку AccurateRip. Но сделать рип могут также и плееры WMP или iTunes.
Аудиоформаты В сети можно встретить много споров вокруг форматов и их отличия в качестве звучания. Вот типичные темы таких диспутов: — Формат WAV превосходит качеством звука любые lossless-форматы со сжатием — Формат Apple lossless имеет дефекты в звуке — MP3-файлы с высоким битретом неразличимы с CD-диском — Формат AAC звучит намного лучше, чем MP3 — Настоящий хайрез должен быть в формате 24/176 Вы можете самостоятельно поучаствовать в сравнении форматов. Для этого сделайте рип нескольких треков и проведите их слепое тестирование. Современные lossy-кодеки (кодеки с потерей качества) достаточно хороши, так что вы можете их также включить в тестирование. Еще раз напомним про формат WAV: не смотря на то, что он считает самым «честным», при работе с ним рано или поздно вы можете столкнуться с неприятным сюрпризом. Наши рекомендации по выбору аудиоформата: — Lossless — Поддерживается вашим медиаплеером — Поддерживает систему тэгов
Синхронизация Создав музыкальную коллекцию на компьютере, вам, скорее всего, захочется использовать ее и на портативной технике. Часто люди создают у себя две музыкальные библиотеки, одну в лосслесс-формате, а вторую в MP3. Одним из интересных решений для поддержки портатива – это медиаплеер с функцией транскодирования. Не зависимо от того, в каком формате хранится музыка, при подключении портативного плеера, все музыка на лету конвертируется в формат, понятный ему. Транскодирование освобождает вас от создания второй библиотеки аудиофайлов.
Эксперименты Познакомившись с основными принципами компьютерного аудио, вы можете начать экспериментирование. Вы можете использовать различные медиаплееры, менять драйвера, выбирать режим bit perfect и т. д. Также вы можете скачать огромное количество музыки из интернета. Это одно из существенных преимуществ компьютерного звука.
По материалам издания «The Well-Tempered Computer»