Тест головок звукоснимателя Benz-Micro Gold, ACE, Glider, Wood и Ebony

Головки Benz-Micro имеют ряд особенностей. Это только головки МС-типа, в конструкциях старших моделей широко используются деревянные корпуса, также почти для всех моделей есть возможность выбора типа головки с разным уровнем выходного сигнала. По моим наблюдениям, среди многих производителей МС-головок с «высоким выходом» у Benz-Micro они получаются одними из лучших.

Этот обзорный тест охватил большую часть модельного ряда (за исключением нескольких самых старших моделей) головок звукоснимателя производства швейцарской компании Benz-Micro. Специфика BenzMicro заключается в том, что в линейке присутствуют только головки МС-типа, и нет ни одной ММ-модели. Также стоит упомянуть еще одну особенность, уже относящуюся к конкретной выборке этого теста. Все модели были взяты только в одной из модификаций по уровню выходного сигнала, а производитель большинство своих головок выпускает в трех вариантах — с низким, средним и высоким уровнем на выходе. Но в рамках теста пришлось ограничиться только одной модификацией для каждой модели, тем более что, по опыту, различия в звуке там хоть и присутствуют, но они, во-первых, незначительны (а это большой плюс производителю — не всем удается такой результат), а во-вторых, скорее зависят не столько от самой головки, сколько от подобранного и подходящего (или не совсем подходящего) фонокорректора. Но конечно, низковыходные головки предпочтительнее. В нашем случае в тестовом тракте сомневаться не приходится, поэтому после предварительной и долгой приработки (я бы сказал, что нужно даже немного больше, чем рекомендованные производителем 30—40 ч) и точной настройки можно переходить к тестированию. Для сравнения головки поочередно устанавливались на двух одинаковых 12-дюймовых тонармах SME M2-12 с одинаковой кабельной обвязкой, но основным в тесте было не сравнение, а попытка понять, каков же почерк каждой конкретной головки.

Benz-Micro MC-Gold — 12 900 руб.

Легкая головка с пластиковым корпусом. В комплекте — только винты для крепления. Иглодержатель головки алюминиевый, заметно более толстый, чем у старших моделей, у которых иглодержатель изготовлен из бора. Заточка иглы, судя по всему, не очень острая. Также эта головка единственная из пяти, имеющая защитный колпачок. Измеренный после установки резонанс пришелся на 11 Гц, что объяснимо, учитывая совсем небольшой собственный вес головки, поэтому шелл тонарма пришлось дополнительно немного нагрузить — на 5 г.

К точности настроек головка более чувствительна, чем я ожидал. Тут сразу скажу, что все остальные модели в обзоре оказались более требовательны к точности настройки, чем это бывает среднестатистически. В отношении старых, потрепанных и немытых пластинок эта головка чувствует себя среднеуверенно — средние дефекты отрабатываются неплохо, но песочек и обилие пыли головке явно не нравятся. Монопластинки звучат опять же в целом неплохо.

Звук как таковой умеренно смягченный, неяркий, с в меру глубоким басом, аккуратной, чуть камерной серединой и неяркими верхними частотами. Подача аккуратная, без явной напористости. Детальность и динамика умеренные. Сцена средней ширины и глубины, не очень воздушная, но и не плотная, с правильными пропорциями и неплохим разделением образов. Есть в общем характере некоторая поверхностность, но есть и определенная музыкальность, умеренная воздушность. Внимание в первую очередь отдается основным тонам и настроениям, а послезвучия воспроизводятся чуть легковесно. Более всего такой звук подошел бы для среднебюджетных трактов, с выраженной яркостью и напористостью в подаче. Если же смотреть на фонотеку, то головка почти универсальна, лишь с небольшим тяготением к новодельному винилу.

Benz-Micro Ace Sl — 29 900 руб.

Головка «стандартного» веса, корпус полуоткрытый, изготовлен из прозрачного твердого пластика. При этом он, так же как у старших моделей, служит только неким обрамлением — вся конструкция головки крепится к металлическому основанию, оно же является местом крепления к тонарму. Корпус сам по себе, конечно, влияет на звук, но серьезной защиты дать не может — внутренняя проводка от катушек хорошо видна, и, например, продувать такую конструкцию сжатым воздухом, чтобы очистить от пыли, я бы не решился. Измеренная резонансная частота для этой головки составила около 8 Гц.

К потрепанному винилу эта головка не так чувствительна, как предыдущая, — песок слышен менее заметно. Звучание немного смягченное (что, забегая вперед, присутствует в той или иной мере у всех головок этого производителя). Слышна неплохая детальность, почерк скорее нейтральный, может быть, есть совсем немного теплоты, чуть-чуть сглаженности, что добавляет мелодичности и слитности, но не портит картину в целом. Динамика умеренная, но это скорее не потеря скорости, а ощущение слитности и неторопливости. И какие-то незначительные нарекания возникают только на сложных симфонических записях, в тех случаях, когда в подаче нежелателен даже намек на камерность. Бас в меру густой, неплохо структурированный, серединка прозрачная и комфортная, верхние частоты неяркие. Сцена широкая, глубокая, с хорошо прорисованными ясными образами и большим количеством воздуха. При этом говорить о легковесности в подаче уже не приходится.

Эта головка намного более универсальна по отношению к разным трактам, при этом стоит учитывать несколько смягченную подачу и умеренную динамику звучания.

Головки Benz-Micro MC Gold и ACE H

Фонокорректор Clearaudio Balance+ & Accu+ Полезные мелочи

С менее дорогими головками этой фирмы мы уже познакомились в групповом тесте (www.salonav.com/arch/2009/10/052.shtml), сейчас же на очереди пара моделей посерьёзнее. Напомню, что швейцарская фирма Benz-Micro поначалу специализировалась на изготовлении искусственных драгоценных камней для часовой промышленности и поставляла иглы крупнейшим производителям звукоснимателей: ADC, Audio Technica Ortofon, Pickering и т.д. В середине 80-х Эрнст Бенц, основатель компании, решил начать выпуск собственных MC-картриджей и виниловых аксессуаров. Самые дорогие головки изготавливаются вручную на заводе в Швейцарии, а те, что попроще — в Японии на полностью автоматизированных линиях. Представители компании осуществляют 100-процентный контроль качества выпускаемых изделий.

Обе модели относятся к Серии 2, в которой применяются инновационные материалы и ювелирная точность при изготовлении деталей. Так, за счёт прецизионной намотки катушек удалось почти вдвое снизить их массу, а для подвески используется эластичный компаунд, разработанный для аэрокосмической промышленности.

Головка MC Gold действительно кажется отлитой из золота. Конечно, при массе 5,7 г и цене 10307 руб. это нереально — на самом деле корпус выполнен из алюминия с последующим гальваническим покрытием 24K. Кантеливер — из твердого алюминиевого сплава, игла имеет эллиптический профиль с заточкой 0,3 x 0,7 мм. Выходное напряжение типичное для большинства MC головок с низким выходом — 0,4 мВ. Прижимная сила рекомендована в довольно узких пределах 1,7 — 1,9 г. Нелишне будет заметить, что модель MC Gold входит в перечень рекомендованных компонентов журнала «Stereophile».

Упакована головка в бумажную коробочку с поролоновым наполнителем, куда вложены также крепёжные винты, немагнитная отвёртка, миниатюрная щеточка для чистки иглы и пузырьковый уровень.

Модель ACE (расшифровывается как Advanced Cartridge Engineering ) изготавливается вручную в трех вариантах: L, M и H с выходом 0,4, 0,8 и 2,5 мВ соответственно. Примечательно, что повышенное напряжение генератора каждый раз достигается не наращиванием числа витков катушки, что привело бы к увеличению массы и инерции, а за счёт оптимизации конструкции и умощнения магнитной системы. Головку ACE H (19730 руб.) можно подключать к стандартному ММ-корректору напрямую, без повышающего трансформатора или пре-предусилителя. Это приличная экономия, в т.ч. и за счёт изъятия из тракта лишних кабелей.

Корпус отлит из прозрачного синего акрила, и выставленная, словно напоказ, изящная конструкция придаёт головке неповторимый шарм. Кантеливер представляет собой стержень из бора диаметром 0,28 мм, на его кончике закреплён полированный алмаз с линейным контактом (радиус 6 х 40 мкм). Подвижная система очень гибкая (податливость 15 x 10-6 см/дин), что делает возможным применение лёгких тонармов, хотя в описании рекомендуются конструкции со средней и высокой эффективной массой. Резонанс подвижной системы с тонармом MA-505 (эффективная масса 14,5 г) получился около 8 Гц, благодаря чему интермодуляция на низких частотах почти не ощущалась.

Прижимную силу рекомендуется выставлять ещё точнее, чем у MC Gold, в пределах 1,7 — 1,8 г. Здесь уже без точных электронных весов не обойтись (см. раздел «Полезные мелочи»).

Производитель также оговаривает время приработки: 30 часов для MC Gold и 40 для ACE H. Очень помог диск Clearaudio Cartridge «Break In» Test Record, сократив длительность процедуры в несколько раз.

Я уже отмечал, что нижний регистр у головок Benz Micro выдающийся. На диске Supermax [2] он акцентирован при записи, но никаких артефактов — невнятности, монотонности или явного ограничения снизу — я не заметил. У MC Gold бас кажется грузноватым, в то время как ACE H в этом отношении безукоризненна. Со студийным предусилителем ATI P100, у которого отклонения от стандартной кривой RIAA не превышают ±0,2 дБ, звучание обеих головок отличается яркостью, прекрасной детализацией и тщательно проработанными микроконтрастами.

Но ACE H немного по-другому строит сцену — инструменты в ней располагаются ближе к слушателю и кажутся рельефнее. На вокале немного чётче артикуляция — на записях Джо Дассена [3] слышен характерный звук при размыкании губ. Кроме того, при непосредственном сравнении ACE звучит более прозрачно, без лёгкой вуали, которая иногда чувствуется у MC Gold.

В остальном характер обеих головок очень схож: уверенная, энергичная середина, контрастный верх, безукоризненная передача ритмического рисунка. И, конечно, энергетика, хотя в интерпретации ACE H удар кажется более резким и сильным.

Заявленные характеристики головок Benz Micro
MC GoldAce H
Тип
Диапазон воспроизводимых частот, Гц20 — 2500020 — 20000
Выходное напряжение (3,54 см/с), мВ0,42,5
Разделение каналов (1 кГц), дБ>30>35
Разбаланс каналов (1 кГц), дБ<1,2<0,5
Профиль иглыЭллипсNude Line
Радиусы иглы, мм0,3 х 0,70,006 х 0,04
Оптимальная прижимная сила, г21,7 — 1,8
Оптимальный вертикальный угол, град.2320
Динамическая податливость, см/дин15 х 10-615 х 10-6
Материал кантеливераалюминийбор
Внутреннее сопротивление, Ом12095
Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом200 — 47000200 — 47000
Срок приработки, час3040
Масса, г5,78,8
Цена, руб.1030019730

поделиться

Tags: Benz-Micro

Benz-Micro Glider Sl — 39 900 руб.

Конструктивно эта головка необычнее, чем остальные. Корпуса как такового нет — только некий металлический каркас. За счет этого часть проводки от катушек открыта, и головка требует особо бережного обращения. В комплекте есть и винты различной длины, и щеточка для чистки иглы, и индивидуальный паспорт с заводскими измерениями конкретного экземпляра головки. Измеренная резонансная частота — 9 Гц.

Подача наиболее нейтральная среди всех тестируемых, с наименее выраженной смягченностью. Головка хорошо воспроизводит пластинки с дефектами, но заметно критична к пыли и грязи. Так же хорошо звучат монозаписи, особенно более поздние переиздания. Сцена умеренно широкая, глубокая, точная и воздушная. Динамика и детальность достаточно высокие. Частотный диапазон передается ровно, без окраски. Бас не очень масштабный, но быстрый, легкий и точный. Середина и верхние частоты чистые, слитные, аккуратные, без окраски или теплоты, только чуть-чуть смягченные. Одновременно в звуке есть некоторая густота, насыщенность, неплохо сочетающаяся с в целом аналитичным почерком. Жанрово головка вполне универсальна и примерно одинаково справляется с самыми разными пластинками. Очень хорошо получилось с классическим роком — без излишне наигранной брутальности и без явных акцентов на некоторые проблемы записей.

Почерк позволяет использовать эту головку в самых разных системах и для разной музыки, разве что ожидать явно выраженной «разухабистости» не стоит. Также с осторожностью я бы использовал этот вариант в системах с обедненными верхними частотами.

Подвижные катушки

Правда, в последнее время название компании в основном ассоциировалось со скандалами между нею и ее американским дистрибьютором, в результате которого любопытные аудиофилы узнали много интересного о политике ценообразования ZYX. Эти события, однако, нисколько не отразились на звуковых качествах головок. В нашу лабораторию приехала младшая модель фирменной линейки ZYX Bloom. Внешне она выглядит пусть и оригинально, но достаточно скромно на фоне роскошных изделий Ortofon. Главный разработчик и глава компании Хидзаёси Накацука насчитал множество важных элементов в конструкции и процессе производства МС-картриджа, которые отвечают за итоговое качество звука, и именно на них сосредоточил свое внимание. Среди них надо выделить правила намотки катушек, заземление головки, конструкцию корпуса и еще многое другое. Саму подвижную систему назвали Real Stereo Generator, намекая таким образом, что только головки ZYX способны обеспечить правильное разделение каналов и должный стереоэффект. Кроме того, фирма предпочитает использовать в качестве материала корпуса исключительно акрил. Причем чем меньше его будет, тем лучше. В результате весит Bloom всего 5 г, что может стать проблемой для некоторых современных тонармов. В подобных случаях требуется утяжелить либо шелл, либо противовес. Также обращает на себя внимание отсутствие сквозных отверстий с резьбой — для крепления картриджа к шеллу используются обычные ушки. Прочие характеристики достаточно традиционны. Податливость подвеса составляет 15 х 10-6, довольно короткий черный иглодержатель сделан, судя по названию материала, из сплава алюминия и магния. Сама иголка имеет сложную гиперэллиптическую заточку Line Contact. Уровень выходного напряжения ZYX Bloom равен 0,48 мВ, что по классификации фирмы считается высоким значением, так как существует еще версия с низким выходом в 0,24 мВ. ZYX Bloom звучит совершенно иначе, чем все остальные картриджи. Оказалось, что Real Stereo Generator — не просто красивое название. Такой глубины сцены, такого объема и воздуха не продемонстрировал ни один другой участник, при этом само тело музыки ничуть не страдает. Тембры максимально подробны и насыщенны, звук кажется очень вкусным. В чем-то манера подачи материала напоминает Denon DL-103R, однако Bloom играет существенно более утонченно и аккуратно. Мощный низкочастотный диапазон мало уступает Ortofon Blue по глубине, а в скорости даже превосходит. Вся рок-программа отыгрывается на ура. Что интересно, когда композиция начинается с партии инструментов, сосредоточенной в высоко- и среднечастотном диапазоне, возникает впечатление некоей легкости и эфемерности звука, настолько тщательно и подробно разбирается каждый аспект звукоизвлечения. И уже хочется попенять на излишний акцент на этой области, как вдруг мощно и весомо вступающая ритм-секция заставляет забыть о наметившемся было поводе для ворчания. Классический репертуар тоже доставляет настоящее удовольствие. Парящие скрипки, превосходная слаженность и правильный темп создают очень правдоподобную иллюзию живого звучания. Единственная особенность, которая все же может остановить потенциальных покупателей этой необычной головки, — слишком уж необычное порой прочтение известных записей. С другой стороны, к манере ZYX Bloom легко привыкаешь.

Паспортные данные: Тип – головка звукоснимателя | Название – ZYX Bloom | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 10—40 000 | Податливость подвеса, см/дин – 15 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,48 | Внутреннее сопротивление, Ом – 8 | Сопротивление нагрузки, Ом – 100 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,5—2,0 | Разделение каналов, дБ – 25 | Заточка иглы – Line Contact | Масса, г – 5

Benz-Micro Wood SH — 45 900 руб.

Головка установлена в полуоткрытом корпусе из корня вереска. В комплекте есть все, что нужно для установки: кисточка для чистки, паспорт с индивидуальными замерами. Измеренный резонанс получился около 8 Гц. Головка эта, как и следующая за ней в тесте, имеет очень небольшую алмазную иглу с острой заточкой.

На практике это приводит к тому, что даже сильно поврежденные пластинки воспроизводятся хорошо, так как иголка проходит по самому дну канавки. Отсюда же и критичность к пластинкам сильно и даже умеренно загрязненным (хотя конечный результат будет зависеть скорее от типа загрязнения, нежели от степени). Подача сочная, хлесткая, воздушная, чуть-чуть теплая. Бас глубокий, середина детальная и тоже чуть теплая, верхние частоты аккуратные и неяркие. Детальность хорошая, динамика не самая высокая, но и нехватки как таковой не ощущается. Почерк немного камерный и чуть смягченный, что уже можно указать как некую фирменную черту Benz-Micro. Также в полной мере присутствует богатство фактур и оттенков в звуке, внимание к тонким нюансам и деталям. Отлично воспроизводятся тихие звуки смены интонаций. В целом почерк в первую очередь хочется назвать точным и деликатным. Сцена получается не очень масштабная, но вполне правильная по всем параметрам. Жанрово есть некоторое незначительное тяготение к малым и средним составам и не самой тяжелой музыке.

Тип

— Цифро-аналоговый преобразователь
Входы
— 1 AES/EBU; 3 S/PDIF; 1 оптический; 1 пара стерео аналог (RCA и XLR)
Частота дискретизации
— 32 — 192 кГц
Разрядность
— 16 — 24 бит
Регулировка громкости
— с шагом 0,5 Дб
Баланс
— с шагом 0,5 Дб
Порт
— RS 232
Используемый АЦП
— Burr Brown PCM 1804
Диапазон частот
— 20 Гц — 20 кГц
Отношение сигнал/шум
— > 105 Дб
Входное сопротивление
— 100 кОм
Внутреняя обработка сигнала
— 32 бит
Используемый ЦАП
— AD 1853
Аналоговые выходы
— RCA и XLR
Диапазон частот
— 10 Гц — 22 кГц
Отношение сигнал/шум
— > 105 Дб
Коэффициент гармоник

Выходное сопротивление
— 50 Ом
Вес
— 6,8 кг
Габариты (В х Ш х Г)
— 110 х 430 х 390 мм Высококачественный цифроаналоговый преобразователь. DAC является высококачественным цифроаналоговым преобразователем с дистанционным управлением, который предназначен для преобразования цифровых сигналов с интервалом дискретизации до 192 кГц в аналоговый выходной сигнал, подаваемый непосредственно в усилитель мощности или предварительный усилитель. DAC обеспечивает супердискретизацию и 24-битное преобразование. DAC унаследовал легендарную электронную конструкцию цифровых диктофонов Nagra D и Nagra V, которые используются самыми известными мировыми музыкальными компаниями и операторами звукозаписи. Эти исключительные устройства доказали, что цифровая аудиоаппаратура способна сохранить эмоции и тепло аналоговых магнитофонов и долгоиграющих дисков, несвойственные другим цифровым форматам. Конструкция DAC имеет аналогичные компоненты и принцип управления, используя передовые технологии при воспроизведении вашей музыки.
Тонкое понимание музыки.
Процессор Nagra DAC является результатом 50-летнего опыта разработок высококачественной аудио технологии. Как и другие продукты Nagra, он не признает компромиссов в качестве. Nagra уже доказала, что независимо от применяемой технологии – ламповой или транзисторной – конечный продукт обладает тонким пониманием музыки и восприимчивостью. DAC распространяет данный принцип и на сферу Hi-Fi техники.
Больше чем преобразователь.
Nagra DAC – не просто преобразователь. Многие из его технологических инновационных характеристик выводят производительность системы на новый уровень: • Развернутые форматы цифровых и аналоговых входов/выходов • Контроль громкости и баланса • 192 кГц/24 бит с возможностью повышения разрядности до 192 кГц/24 бит для любого входного сигнала • Исключающий искажения ATF модуль • Изменение фазы на 180 градусов• Легкость настройки и управления с помощью интерактивных клавиш • Блок дистанционного управления (Nagra RCU) • Большой дисплей с задней подсветкой и автоматической регулировкой яркости • Светодиодные дисплеи индикации громкости, баланса и уровня • Модификации программного обеспечения с помощью RS232 порта Аудиоаппаратура высокого технического уровня. DAC обеспечивает повышение разрядности до 192 кГц/24 бит для всех входящих сигналов. Даже форматы с разрядностью 16 бит, например CD, подвергаются точному преобразованию сигнала. В DAC используется модуль адаптивной фильтрации времени (ATF, Adaptive Time Filtering), который повышает качество всех сигналов непосредственно перед преобразованием путем устранения искажений.
Передовые технологии.
Электронные монтажные схемы состоят из четырех уровней. Так как ни одно из автоматизированных программных обеспечений не способно отвечать нашим высоким технологическим требованиям, цельность сигнала сохраняется за счет соответствующей маршрутизации дорожек. Соотношение сигнал-шум крайне высоко, а межканальные искажения сведены до минимально возможного уровня. Передовая эргономия В DAC используется блок дистанционного управления (RCU), обеспечивающий доступ ко всем параметрам, включая перемещение в меню. Кроме того, с помощью одного RCU можно управлять и другими устройствами от Nagra, например MPA и PL-L. Выходные трансформаторы по специальному заказу. DAC работает как с электрически балансными выходами на XLR, так и с небалансными на RCA. Для незаземленного выхода также предусмотрены изготавливаемые по специальному заказу трансформаторы внутрифирменной конструкции Nagra.

Benz-Micro Ebony H — 79 900 руб.

Конструктивно головка схожа с предыдущей протестированной, но корпус изготовлен в данном случае из черного дерева. Вес немного больше, а остальные параметры схожи. Измеренный резонанс тоже около 8 Гц. В плане воспроизведения пластинок с дефектами и монозаписей результат качественно такой же, как и у предыдущей модели. А звук как таковой отличается. Подача менее вальяжная, более точная и собранная, с определенными аналитическими чертами. Меньше мягкости, почти нет теплоты, и в звуке явно больше воздуха и подвижности. Бас в меру большой, четкий и структурированный. Серединка близка к нейтральной, с отличной передачей фактуры и нюансов. Верхние частоты немного ярче, прозрачнее. Детальность высокая, динамика также на уровне — не запредельная, но и недостатка нет. Общий же почерк деликатный, точный. Сцена широкая, глубокая, но легкая и воздушная. Внимание к деталям, нюансам и интонациям, а также естественность звука присутствуют в полной мере. В случае с этой головкой каких-то жанровых ограничений вообще не наблюдается, но слушать что-то примитивно-грубое стоит на головках попроще. А вот тракт, чтобы раскрыть все составляющие, должен быть примерно на схожем уровне, иначе возможности головки не будет полноценно использованы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]