Так уж повелось, что уровень продукции любого бренда определяется по параметрам его флагманского изделия. Хотя, может быть, логичнее проанализировать продукцию начального уровня и разобрать, на что способен разработчик в стесненных рамках скромного бюджета.
Впрочем, оставлю этот спор маркетологам. У нас же есть отличная возможность проанализировать, что именно авторитетные английские инженеры из Bowers & Wilkins сумели предложить любителям качественного аудио во флагманских напольниках своей свежеобновленной серии 600, как раз и относящейся к начальному уровню. Шестая итерация 600-ой серии, получившей за годы своего существования более миллиона владельцев — это самый протяженный в своем классе диапазон громкоговорителей Bowers & Wilkins после их флагманской серии 800 Diamond.
В обновленную шестисотую вошли (по старшинству): напольная колонка 603, полочники 606 и 607, а также спикер центрального канала HTM6. В конфигурациях, отличающихся от классического стерео, их предлагается дополнять сабвуферами ASW610XP, ASW610 и ASW608, перенесенными из прошлого набора 600-й серии и получившими новую отделку.
Начнем с осмотра
Итак, B&W 603, флагманские напольники новой 600 серии, готовы к осмотру. С переносом портов фазоинвертора на тыльную стенку корпуса, колонки стали выглядеть строже и гармоничнее. Они пропорциональны, но знатокам акустики B&W, возможно, будет не хватать привычной доминанты дизайна — желтых кевларовых диффузоров, ставших почти фирменным знаком акустики бренда.
Кабинет с грилем и без — основательно и соразмерно
Bowers & Wilkins много работала с кевларом, и делала это хорошо. Теперь его место заняла технология Continuum, серебристые диффузоры которой, по мнению разработчиков, обеспечивают точное среднечастотное звучание с еще большей детализацией, чем их кевларовые предшественники.
Драйверы Continuum были впервые применены во флагманских 800 Series Diamond, в том числе в моделях 800 D3, выпущенных в 2015 году. Появление Continuum в 600-й серии заставляет ожидать хороших результатов, тем более, что среднечастотный диапазон, с точки зрения верности воспроизведения, пожалуй, наиболее критичен.
Драйвер Continuum отвечает за средние частоты
Если при этом оценить размеры среднечастотника, сравнимого с расположенными под ним вуферами, то становятся понятны преимущества Continuum, жесткость которого позволила, увеличив площадь излучателя, уменьшить ход диффузора и тем самым улучшить многие параметры воспроизведения.
Впрочем, кевлар в B&W 603 все же присутствует. Он используется в черных диффузорах пары низкочастотных драйверов, которые получили геометрический профиль Aerofoil. Узнаваемый желтый цвет не виден, поскольку из кевлара сделан внутренний слой сендвич-структуры диффузора. Снаружи — ортодоксальная черная целлюлоза, музыкальность которой по-прежнему неоспорима.
Среднечастотник и пищалка максимально сближены
Низкочастотное звено работает на расположенный сзади фазоинвертор, причем создатели новой 600-й серии акцентируют внимание будущих владельцев на практической независимости звучания НЧ-диапазона от пресловутого расстояния до тыльной стенки помещения. Порт фазоинвертора с выходом (соплом) плавно изменяющейся кривизны имеет уже традиционную фирменную поверхность Flowport. Небольшие регулярно расположенные углубления снижают турбулентность потока так же, как это происходит с мячиками для гольфа, нейтрализуя возможные призвуки.
Фазоинвертор объединен в единой массивной пластиковой детали с панелью терминалов акустического кабеля, которые предусматривают все варианты коннекта — и клеммы, и «бананы», а отсоединение перемычек позволит осуществить пополосное, бивайринговое либо биампинговое подключение с раздельными усилителями для НЧ- и ВЧ-звеньев.
Пара низкочастотников создает мощный суммарный эффект
Резьбовые терминалы с массивными металлическими гайками выглядят увесисто и прочно, позволяя принять достаточно толстый кабель. Что и логично: на задней панели указана максимальная мощность системы — 200 Вт.
Характеристики напольной акустики B&W 603
Число полос | 3 |
Количество динамиков | 4 |
Тип корпуса | фазоинверторный, порт Flowport вынесен в тыльную часть |
Тип твитера | 25 мм твитер с двойной купольной мембраной из алюминия Decoupled Double |
Диаметр и тип СЧ-излучателя | 160 мм, диффузор Continuum на подвесе FST |
Диаметр и тип НЧ-излучателя | 2 х 165 мм (6,5”) НЧ-драйвера, диффузоры из кевлара и бумаги |
Диапазон частот | 29 Гц – 33 кГц (- 6 дБ) |
Диапазон частот | 48 Гц – 28 кГц (+/- 3 дБ) |
Чувствительность | 88,5 дБ (2,83 В/1 м) |
Гармонические искажения (2-ая и 3-я гармоники, 90 дБ, 1 м) | менее 1% (110 Гц – 22 кГц), менее 0,5 % (180 Гц – 20 кГц) |
Импеданс | 8 Ом, минимальный: 3 Ом |
Рекомендуемая мощность усилителя | 30 – 200 Вт |
Входные разъемы | 2 пары винтовых клемм |
Крепление гриля | магнитное |
Габариты (ШхВхГ) | 190 x 1055 x 320 мм |
Вес | 24,1 кг |
Полный комплект
Возможность подстройки звучания 603-х в области низких частот реализована просто и толково. В комплекте есть поролоновые «пробки» для фазоинвертора. Причем перекрыть его можно в двух вариантах — полностью, либо частично, поскольку каждая пробка состоит из двух частей: толстостенной трубы и вставляемого в нее цилиндра. Использовав все вместе можно перекрыть фазоинвертор практически наглухо.
За верхнечастотный диапазон отвечает запатентованный, «сверхнизкоискажающий», по данным B&W, фирменный алюминиевый твитер Decoupled Double Dome с двойным куполом, способный, по их же словам, «выявить удивительные уровни детализации в вашей музыке». Пищалка защищена изящным серебристым грилем с «треугольным» плетением в отлично проработанном алюминиевом обрамлении.
Оформление твитера
Самое интересное, как всегда, скрыто от глаз: твитер имеет часто применяемый в моделях B&W тыльный акустический объем в виде вытянутой назад вдоль оси трубки. Эта деталь служит для дополнительного выравнивания амплитудно-частотной характеристики в области высоких частот и предотвращения появления нежелательных микрорезонансов.
Пищалка в данном варианте дополнена неодимовым магнитом, позаимствованным из моделей более старшей 700-й серии. Заявленный верхний частотный предел звучания — 38 кГц, и он намного превышает средние возможности человеческого слуха, что сделано с целью получить более естественное звучание в высокочастотном диапазоне.
Внешняя поверхность диффузора вуфера — классическая целлюлоза
Кабинет B&W 603 имеет гладкое матовое виниловое покрытие черного или белого цвета, которое, в любом случае, хорошо смотрится в сочетании со строгими матерчатыми грилями. Фактура грилей мало изменилась внешне: правда, в отличие от предыдущего варианта, теперь они крепятся уже не на штифтах, входящих во втулки. Передние стенки корпуса избавлены от этих деталей, которые заменили невидимыми магнитами. Грили закрывают всю переднюю панель, для черной отделки корпуса колонок они сделаны черными, а для белого — серыми.
Если попытаться максимально коротко сформулировать, чем же внешне новые B&W 603 отличаются от своих предшественников, то это — отсутствие на видимых поверхностях кабинета какого-либо крепежа. Колонки получили более цельный, минималистичный, точный и гармоничный дизайн.
Длинный ход диффузора низкочастотника обеспечен гибким полуволновым внешним подвесом
Корпуса устанавливаются на винтовых опорах, которые закреплены непосредственно на нижней плоскости, в комплекте имеется два варианта опор: шипы и демпфирующие полиуретановые полушария. Владелец может выбирать их в зависимости от типа покрытия, кстати, смешанное применение опор, возможно, также даст интересный результат. Регулировка высоты каждой опоры предусмотрена в обоих случаях, причем резьбовые стойки фиксируются контргайками.
Тест акустики Bowers & Wilkins 603
Так уж повелось, что уровень продукции любого бренда определяется по параметрам его флагманского изделия. Хотя, может быть, логичнее проанализировать продукцию начального уровня и разобрать, на что способен разработчик в стесненных рамках скромного бюджета.
Впрочем, оставлю этот спор маркетологам. У нас же есть отличная возможность проанализировать, что именно авторитетные английские инженеры из Bowers & Wilkins сумели предложить любителям качественного аудио во флагманских напольниках своей свежеобновленной серии 600, как раз и относящейся к начальному уровню. Шестая итерация 600-ой серии, получившей за годы своего существования более миллиона владельцев — это самый протяженный в своем классе диапазон громкоговорителей Bowers & Wilkins после их флагманской серии 800 Diamond.
В обновленную шестисотую вошли (по старшинству): напольная колонка 603, полочники 606 и 607, а также спикер центрального канала HTM6. В конфигурациях, отличающихся от классического стерео, их предлагается дополнять сабвуферами ASW610XP, ASW610 и ASW608, перенесенными из прошлого набора 600-й серии и получившими новую отделку.
Начнем с осмотра
Итак, B&W 603, флагманские напольники новой 600 серии, готовы к осмотру. С переносом портов фазоинвертора на тыльную стенку корпуса, колонки стали выглядеть строже и гармоничнее. Они пропорциональны, но знатокам акустики B&W, возможно, будет не хватать привычной доминанты дизайна — желтых кевларовых диффузоров, ставших почти фирменным знаком акустики бренда.
Bowers & Wilkins много работала с кевларом, и делала это хорошо. Теперь его место заняла технология Continuum, серебристые диффузоры которой, по мнению разработчиков, обеспечивают точное среднечастотное звучание с еще большей детализацией, чем их кевларовые предшественники.
Драйверы Continuum были впервые применены во флагманских 800 Series Diamond, в том числе в моделях 800 D3, выпущенных в 2015 году. Появление Continuum в 600-й серии заставляет ожидать хороших результатов, тем более, что среднечастотный диапазон, с точки зрения верности воспроизведения, пожалуй, наиболее критичен.
Если при этом оценить размеры среднечастотника, сравнимого с расположенными под ним вуферами, то становятся понятны преимущества Continuum, жесткость которого позволила, увеличив площадь излучателя, уменьшить ход диффузора и тем самым улучшить многие параметры воспроизведения.
Впрочем, кевлар в B&W 603 все же присутствует. Он используется в черных диффузорах пары низкочастотных драйверов, которые получили геометрический профиль Aerofoil. Узнаваемый желтый цвет не виден, поскольку из кевлара сделан внутренний слой сендвич-структуры диффузора. Снаружи — ортодоксальная черная целлюлоза, музыкальность которой по-прежнему неоспорима.
Низкочастотное звено работает на расположенный сзади фазоинвертор, причем создатели новой 600-й серии акцентируют внимание будущих владельцев на практической независимости звучания НЧ-диапазона от пресловутого расстояния до тыльной стенки помещения. Порт фазоинвертора с выходом (соплом) плавно изменяющейся кривизны имеет уже традиционную фирменную поверхность Flowport. Небольшие регулярно расположенные углубления снижают турбулентность потока так же, как это происходит с мячиками для гольфа, нейтрализуя возможные призвуки.
Фазоинвертор объединен в единой массивной пластиковой детали с панелью терминалов акустического кабеля, которые предусматривают все варианты коннекта — и клеммы, и «бананы», а отсоединение перемычек позволит осуществить пополосное, бивайринговое либо биампинговое подключение с раздельными усилителями для НЧ- и ВЧ-звеньев.
Резьбовые терминалы с массивными металлическими гайками выглядят увесисто и прочно, позволяя принять достаточно толстый кабель. Что и логично: на задней панели указана максимальная мощность системы — 200 Вт.
Полный комплект
Возможность подстройки звучания 603-х в области низких частот реализована просто и толково. В комплекте есть поролоновые «пробки» для фазоинвертора. Причем перекрыть его можно в двух вариантах — полностью, либо частично, поскольку каждая пробка состоит из двух частей: толстостенной трубы и вставляемого в нее цилиндра. Использовав все вместе можно перекрыть фазоинвертор практически наглухо.
За верхнечастотный диапазон отвечает запатентованный, «сверхнизкоискажающий», по данным B&W, фирменный алюминиевый твитер Decoupled Double Dome с двойным куполом, способный, по их же словам, «выявить удивительные уровни детализации в вашей музыке». Пищалка защищена изящным серебристым грилем с «треугольным» плетением в отлично проработанном алюминиевом обрамлении.
Самое интересное, как всегда, скрыто от глаз: твитер имеет часто применяемый в моделях B&W тыльный акустический объем в виде вытянутой назад вдоль оси трубки. Эта деталь служит для дополнительного выравнивания амплитудно-частотной характеристики в области высоких частот и предотвращения появления нежелательных микрорезонансов.
Пищалка в данном варианте дополнена неодимовым магнитом, позаимствованным из моделей более старшей 700-й серии. Заявленный верхний частотный предел звучания — 38 кГц, и он намного превышает средние возможности человеческого слуха, что сделано с целью получить более естественное звучание в высокочастотном диапазоне.
Кабинет B&W 603 имеет гладкое матовое виниловое покрытие черного или белого цвета, которое, в любом случае, хорошо смотрится в сочетании со строгими матерчатыми грилями. Фактура грилей мало изменилась внешне: правда, в отличие от предыдущего варианта, теперь они крепятся уже не на штифтах, входящих во втулки. Передние стенки корпуса избавлены от этих деталей, которые заменили невидимыми магнитами. Грили закрывают всю переднюю панель, для черной отделки корпуса колонок они сделаны черными, а для белого — серыми.
Если попытаться максимально коротко сформулировать, чем же внешне новые B&W 603 отличаются от своих предшественников, то это — отсутствие на видимых поверхностях кабинета какого-либо крепежа. Колонки получили более цельный, минималистичный, точный и гармоничный дизайн.
Корпуса устанавливаются на винтовых опорах, которые закреплены непосредственно на нижней плоскости, в комплекте имеется два варианта опор: шипы и демпфирующие полиуретановые полушария. Владелец может выбирать их в зависимости от типа покрытия, кстати, смешанное применение опор, возможно, также даст интересный результат. Регулировка высоты каждой опоры предусмотрена в обоих случаях, причем резьбовые стойки фиксируются контргайками.
Переходим к прослушиванию
Все это удалось рассмотреть и пощупать, извлекая колонки из картонной упаковки — для прослушивания мне достались абсолютно новые B&W 603. При этом в комнате прослушивания уже были установлены старшие полочники новой 600-й серии — B&W 606.
Дизайн двух колонок очень близок — по сути, можно считать, что для изготовления 606-й, от корпуса 603-й «отпилили» нижнюю часть с низкочастотными динамиками, а на место среднечастотника установили СЧ/НЧ-драйвер Continuum практически того же калибра, но с резиновым внешним подвесом диффузора. Сзади расположен с виду тот же модуль фазоинвертора, объединенного с панелью клемм акустического кабеля. Интересно будет сравнить звучание обеих систем, хотя главная цель — все-таки B&W 603.
В качестве источника сигнала для прослушивания использовался ставший уже коллекционным универсальный плеер Oppo BDP 103D. Он был подсоединен к усилителю Classe Sigma 2200i.
Первое впечатление — одно из важнейших. Старший из младших напольников от B&W удивил. Никаких «бюджетных» скидок. Прямо из коробки эта акустика выдала по-настоящему большой, полноразмерный как по динамике, так и по частотному диапазону звук — то, ради чего, собственно, и нужны именно полноразмерные напольные системы. 603-е зазвучали широко, отчетливо, мощно, эмоционально.
Но, повторюсь, это было первое впечатление — теперь дело за деталями, в которых, как известно, «скрывается дьявол». И, если хорошенько прислушаться, этого дьявола в свежераспакованных 603 можно найти — есть все же некая неуверенность в области среднечастотного диапазона, заставляющая напряженно отслеживать возможные артефакты на границе диапазонов твитера и мидренча.
Честно говоря, долго придираться не получилось. Дьявол стремительно уменьшался в размерах, превратившись в маленького чертенка уже минут через 15. Разогрев шел стремительно, и очевидно, что после первых примерно пяти часов работы 603-х на стандартном уровне в 80–85 дБ (то есть, достаточно громко) эти колонки однозначно выходят «на режим». Дальнейшее использование, бесспорно, делает эту акустику источником растущих с каждым разом положительных эмоций.
Во всяком случае, уже через полчаса ленивая Norah Jones в композиции «Wish I Could» позволила себе расположиться прямо передо мной, радуя каждым нюансом фразировки и заставляя задуматься о том, кто прописывал «бэки» — она сама или приглашенная вокалистка? Выхолощенный с точки зрения частотной полнодиапазонности трек позволил оценить, как точно и правдиво колонки смогли передать мельчайшие оттенки звучания.
Benjamin Clementine в произведении «London» был отыгран точно и с хорошей быстротой, во всем диапазоне настроений этой музыки — от легкого пиано до всеобщего мрачного фортиссимо симфонического состава. Причем начало композиции я начал слушать на избыточной громкости, но кульминация не заставила сделать тише — колонки мощно «раскрыли» сцену и отдали практически все, что было записано.
Очень быстрый и полнодиапазонный John McLaughlin в «El Hombre Que Sabia» прозвучал вполне неограниченно и точно, со всеми невероятными контрапунктами перкуссии и гитарными пассажами. «Stimela (The Coal Train)» — наверное, самый показательный трек для 603-х, позволяющий акустике продемонстрировать, насколько бережно может быть воссоздан рисунок солирующего инструмента на фоне мощной, всепоглощающей партии басовой ритм-секции.
В какой-то момент я переключился на полочную 606-ю модель и обнаружил, прежде всего, тот самый «признак мастерства» — стабильность фирменного характера звучания, которая по-хорошему впечатляет в породистой акустике. Это абсолютно равноценный саунд, что тем более удивительно, если учесть полностью различный набор излучателей НЧ и СЧ в моделях 603 и 606.
Звук практически идентичен за исключением маленького «но» — низкочастотный диапазон, естественно, оказался несколько урезан. Физику не обманешь. Это ощущение оставалось на периферии внимания в первые секунд 30 после переключения с 603-х на 606-е, затем оно перестает быть заметным, а «Chega de Saudade (No More Blues)» Жобима (из Antonio Carlos Jobim «Jazz ‘Round Midnight») заставила задуматься над вопросом, что же из двух систем следует предпочесть.
Выводы
Вернемся к 603-м. Для «бюджетного класса» их возможности, несомненно, оставляют серьезное впечатление. Если говорить о подстройке звучания, то «доворот» в случае с ними мало что меняет. «Сладкое стереопятно» прослушивания в данном случае получилось гораздо больше, чем обычно. Зато замена опор, применение заглушек в сочетании с изменением расположения, возможно, позволит гурманам звука раскрыть дополнительные преимущества этих систем.
Сцена, формируемая этой акустикой, получается практически полностью «оторванной» от источников, причем она также серьезно уточнялась по мере короткого прогрева. Звучание 603-х — яркое и неутомляющее, в его характере нет «мониторности», присущей многим аналогичным системам, и их приятно слушать подольше, открывая все новые нюансы уже, казалось бы, полностью известных фонограмм.
По материалам stereo.ru
Переходим к прослушиванию
Все это удалось рассмотреть и пощупать, извлекая колонки из картонной упаковки — для прослушивания мне достались абсолютно новые B&W 603. При этом в комнате прослушивания уже были установлены старшие полочники новой 600-й серии — B&W 606.
Дизайн двух колонок очень близок — по сути, можно считать, что для изготовления 606-й, от корпуса 603-й «отпилили» нижнюю часть с низкочастотными динамиками, а на место среднечастотника установили СЧ/НЧ-драйвер Continuum практически того же калибра, но с резиновым внешним подвесом диффузора. Сзади расположен с виду тот же модуль фазоинвертора, объединенного с панелью клемм акустического кабеля. Интересно будет сравнить звучание обеих систем, хотя главная цель — все-таки B&W 603.
Вид спереди и вид сзади
В качестве источника сигнала для прослушивания использовался ставший уже коллекционным универсальный плеер Oppo BDP 103D. Он был подсоединен к усилителю Classe Sigma 2200i.
Первое впечатление — одно из важнейших. Старший из младших напольников от B&W удивил. Никаких «бюджетных» скидок. Прямо из коробки эта акустика выдала по-настоящему большой, полноразмерный как по динамике, так и по частотному диапазону звук — то, ради чего, собственно, и нужны именно полноразмерные напольные системы. 603-е зазвучали широко, отчетливо, мощно, эмоционально.
Традиционный для бренда единый блок фазоинвертора и клемм акустического кабеля
Но, повторюсь, это было первое впечатление — теперь дело за деталями, в которых, как известно, «скрывается дьявол». И, если хорошенько прислушаться, этого дьявола в свежераспакованных 603 можно найти — есть все же некая неуверенность в области среднечастотного диапазона, заставляющая напряженно отслеживать возможные артефакты на границе диапазонов твитера и мидренча.
Честно говоря, долго придираться не получилось. Дьявол стремительно уменьшался в размерах, превратившись в маленького чертенка уже минут через 15. Разогрев шел стремительно, и очевидно, что после первых примерно пяти часов работы 603-х на стандартном уровне в 80–85 дБ (то есть, достаточно громко) эти колонки однозначно выходят «на режим». Дальнейшее использование, бесспорно, делает эту акустику источником растущих с каждым разом положительных эмоций.
Штатный комплект опор — шипы и упругие полусферы
Во всяком случае, уже через полчаса ленивая Norah Jones в композиции «Wish I Could» позволила себе расположиться прямо передо мной, радуя каждым нюансом фразировки и заставляя задуматься о том, кто прописывал «бэки» — она сама или приглашенная вокалистка? Выхолощенный с точки зрения частотной полнодиапазонности трек позволил оценить, как точно и правдиво колонки смогли передать мельчайшие оттенки звучания.
Benjamin Clementine в произведении «London» был отыгран точно и с хорошей быстротой, во всем диапазоне настроений этой музыки — от легкого пиано до всеобщего мрачного фортиссимо симфонического состава. Причем начало композиции я начал слушать на избыточной громкости, но кульминация не заставила сделать тише — колонки мощно «раскрыли» сцену и отдали практически все, что было записано.
Для мягкого покрытия пола выбраны шипы
Очень быстрый и полнодиапазонный John McLaughlin в «El Hombre Que Sabia» прозвучал вполне неограниченно и точно, со всеми невероятными контрапунктами перкуссии и гитарными пассажами. «Stimela (The Coal Train)» — наверное, самый показательный трек для 603-х, позволяющий акустике продемонстрировать, насколько бережно может быть воссоздан рисунок солирующего инструмента на фоне мощной, всепоглощающей партии басовой ритм-секции.
В какой-то момент я переключился на полочную 606-ю модель и обнаружил, прежде всего, тот самый «признак мастерства» — стабильность фирменного характера звучания, которая по-хорошему впечатляет в породистой акустике. Это абсолютно равноценный саунд, что тем более удивительно, если учесть полностью различный набор излучателей НЧ и СЧ в моделях 603 и 606.
Текстовый логотип бренда — над опорной плитой
Звук практически идентичен за исключением маленького «но» — низкочастотный диапазон, естественно, оказался несколько урезан. Физику не обманешь. Это ощущение оставалось на периферии внимания в первые секунд 30 после переключения с 603-х на 606-е, затем оно перестает быть заметным, а «Chega de Saudade (No More Blues)» Жобима (из Antonio Carlos Jobim «Jazz ‘Round Midnight») заставила задуматься над вопросом, что же из двух систем следует предпочесть.
B&W серии 6хх S3
Комплект акустических систем среднего класса от известного английского производителя
Продукцию известнейшей английской компании Bowers & Wilkins (сокращённо B&W) мы ещё не тестировали доселе. Оставить без внимания столь известного производителя, это как тестировать автомобили, игнорируя таких «китов», как Mercedes или, скажем, BMW. Аналогичным «китом», только, разумеется, среди производителей акустических систем, является и продукция «Бауэрс-энд-Уилкинс» — этого производителя знает любой, кто имеет хоть какое-то отношение к миру Hi-Fi/Hi-End. Если всё ещё копаетесь в памяти, не вспомнить знаменитые Nautilus вы не сможете точно.
Помимо весьма серьёзных технических наработок, компания известна своим трепетным отношением к традициям, поэтому по сей день все комплектующие (от динамиков до корпусов) производится в Англии. Там же осуществляется и сборка АС.Начать знакомство с продукцией B&W мы решили с одной из самой популярной и массовой линейки серии. К слову, в данное время «шестая» серия находится далеко не на первом витке эволюции: тестируемые АС относятся уже к третьему поколению.
Общие черты
Производитель предлагает два вида оформления колонок: плёнка под светлое дерево с серебристой передней панелью, либо плёнка под чёрное дерево с чёрной передней панелью. Грили в обоих случаях имеют чёрный цвет. К нам на тест прибыли акустические системы как раз в чёрном исполнении. И хоть народная поговорка гласит, что на вкус и на цвет товарищей нет, но лично мне кажется, что в чёрном «одеянии» колонки определённо выглядят более солидно и основательно.
При поверхностном осмотре акустических систем мы не могли не отметить высочайшее качество сборки: все элементы АС очень аккуратно выполнены и точно подогнаны. Вот она — английская педантичность.
Поскольку во всех испытуемых сегодня АС применяется одинаковый НЧ/СЧ динами, расскажем про лишь единожды. Это фирменный драйвер с 165-милиметровым диффузором, сплетённым из кевларовой нити. Подвес диффузора изготовлен из мягкой резины. Полимерный пылезащитный колпачок имеет форму наконечника пули, которая способствует улучшений фазовых характеристик драйвера. Каркас динамика очень массивный и тяжёлый — он изготовлен из металла. Магнитная система динамика имеет экранировку только на тех экземплярах, которые устанавливаются в спикеры центрального канала.
(900×1412, 242 КБ).
Вообще же, третье поколение «шестой» серии унаследовало много чего интересного от более дорогих моделей компании. Так, например, конструкция «высокочастотников» была позаимствована у линейки Nautius: звуковые волны от тыльной стороны купольного диффузора ВЧ динамика не «заперты» в тесном пространстве между диффузором и магнитной системой, а через звуковод попадают в специальный «отросток», в котором надёжно гасятся, позволяя диффузору совершать колебания с большей точностью.
Конструкция корпусов АС весьма основательна: сделаны они из плит MDF толщиной от 17 до 20 мм. Внутри корпуса расположены массивные распорки из MDF. В качестве звукопоглотителя применяется большое количество листового поролона (на время съёмки часть его мы извлекли). Все стыки панелей корпуса хорошо проклеены. Передняя панель акустических систем «шестой» серии имеет общую толщину 40 мм, из которых 20 мм — стенка из MDF, а оставшиеся 20 — массивная накладка из усиленного внутренними рёбрами жёсткости полимера. Каждый крупный динамик крепится 8 болтами к полимерной передней панели. Между динамиком и передней панелью проложена виброгасящая прокладка, изготовленная из латекса, судя по всему.
Блок разъёмов на всех акустических системах «шестой» серии применяется одинаковый по сути. Разница лишь в том, что на некоторых АС сами винтовые терминалы расположены под углом (на фото), а на других — прямо, то есть строго перпендикулярно тыловой панели. Но конструкция самих терминалов в обоих случаях полностью идентична. Это винтовые позолоченные терминалы с дополнительной прижимной шайбой, которая позволяет избежать разрыва тонких жил кабеля в случае чрезмерно сильного закручивания вентиля. Терминалы позволяют осуществлять четырёхкабельное подключение по схеме bi-wiring — для этого надо лишь демонтировать перемычки.
B&W DM 602.5 S3
Двухполосная напольная акустическая система. Такое «половинчатое» название (602.5) получилось в результате того, что фактически данная модель является полочной акустической системой DM 602 S3 в напольном исполнении (за счёт увеличения на несколько десятков сантиметров нижней части корпуса).
В конструкции применяется один НС/СЧ динамик с кевларовым диффузором и один «высокочастотник». Порт фазоинвертора вынесен на переднюю панель, что облегчает процесс установки АС вблизи стен и вообще упрощает подбор оптимального места в комнате для корректного воспроизведения звука.
B&W 602.5 S3 могут использоваться как фронтальные акустические системы в помещении средних размеров (~ 15—20 м²), либо как тыловые в довольно больших комнатах (~ 25—35 м²). И, разумеется, DM 602.5 S3 способны работать в составе стереосистемы, поскольку колонки «шестой» серии не ориентированы строго на театр — это АС универсального назначения.
В комплект ко всем напольным АС «шестой» серии даются красиво упакованные шипы с контргайками и пробки для заглушения портов фазоинверотров (количество пробок зависит от количества портов. К DM 602.5 S3 даётся одна такая заглушка. К DM 603 S3 — две). Разумеется, присутствует в комплекте и описание — куда ж без него…
B&W DM 603 S3
Модель сия является более сложной, нежели предыдущая, однако DM 603 S3 не трёхполосная, как можно было подумать, а 2,5-полосная. Это значит, что НЧ динамик не занимается воспроизведением басовых партий «в одно лицо», а лишь помогает на самых низах кевларовому НЧ/СЧ драйверу.
DM 603 S3 несколько выше предыщушей модели и заметно тяжелее её. Дело не только в появившемся дополнительном НЧ-драйвере, но также и в более сложной конструкции корпуса. Теперь весь внутренний объём АС разделён на две полностью независимые друг от друга камеры сплошной переборкой из MDF. Так что, можно сказать, 603-я модель также представляет собой «полочную» DM 602 S3, но установленную на дополнительный низкочастотный модуль.
«Оказанием помощи» на низах занимается драйвер со 165-милиметровым металлическим диффузором и огромным пылезащитным колпачком. Так что теперь даже сложно сказать какой именно диффузор — конический или купольный
(948×1458, 232 КБ)
Весьма интересно сделан порт фазоинверотра. Разработчики назвали его Flowport®. За основу идеи был взят мячик для гольфа. Дело в том, что специальные углубления на поверхности мячика придают ему устойчивость в полёте улучшенных аэродинамических свойств. Аналогичные углубления решили соорудить и на раструбе порта фазоинвертора колонки. Кстати, у модели DM 603 S3 два таких порта: один, расположенный на передней панели, обслуживает камеру низкочастотника, а на задней панели расположен порт верхней акустической камеры колонки.
B&W LCR 600 S3
Спикер центрального канала. В этой АС применяются два одинаковых НЧ/СЧ драйвера с 165-миллиметровыми кевларовыми диффузорами, однако магнитные системы этих динамиков заэкранированы по понятным причинам. В остальном, по конструкции корпуса и внутренностям эта АС похожа на две предыдущие: массивные стенки, внутренние распорки, поролоновый поглотитель. Разве только вместо MDF применяется более дёшёвый и рыхлый материал — ДСП.
Технические характеристики
B&W (паспортные данные) | |||
Модель | DM 603 S3 | DM 602.5 S3 | LCR 600 S3 |
Количество полос | 2,5 полосы | 2 полосы | 2,5 полосы |
Акустическое оформление | Фазоинвертор | ||
Рекомедуемая мощность усилителя | 25 — 100 Ватт | 25 — 150 Ватт | 25 — 150 Ватт |
Частотный диапазон | 50 Гц — 22 кГц (-3 дБ) | 44 Гц — 22 кГц (-3 дБ) | 60 Гц — 22 кГц (-3 дБ) |
Чувствительность | 88 дБ | 90 дБ | 89 дБ |
Сопротивление | 8 Ом | ||
Частота раздела фильтра | 4 кГц и 150 Гц | 4 кГц | 4 кГц |
Динамические излучатели | ВЧ: металлический купольный диффузор (25 мм в диаметре). Драйвер выполнен по технологии Nautilus | ||
СЧ/НЧ: конический (165 мм в диаметре) из кевлара (Kevlar) | |||
НЧ: конический диффузор (165 мм в диаметре) из алюминия | — | — | |
Клеммы | 2 пары винтовых терминалов типа банана-джек | ||
Магнитное экранирование | нет | нет | да |
Общие | |||
Материал корпуса | MDF | MDF | ДСП |
Покрытие | пластиковая плёнка под чёрное дерево, либо под светлое дерево. | ||
Габариты (В×Ш×Г) | 910×204×287 мм | 850×204×288 мм | 204×545×311 мм |
Вес без упаковки (шт.) | 19,5 кг | 14,5 кг | 12,5 кг |
Цена* | $983 (пара) | $686 (пара) | $504 (шт.) |
* рекомендованная розничная цена официального дистрибутора на территории России
Результаты измерений:
B&W DM 603 S3
Частотный диапазон соответствует заявленному, хотя на низких частотах в нижней середине присутствуют заметные неравномерности. Как известно, заранее точно предсказать как именно будет звучать АС, глядя на график АЧХ, практически не возможно. Тем не менее, какие-то прикидки сделать можно: подъём АЧХ в районе 100 Гц вызовет умеренный акцент на мидбасе (прослушивание это подтвердило), а спад в районе ~230 Гц избавит уши от эффекта «бубнения» на нижней середине. На средних и высоких частотах поведение АЧХ позволяет сделать более точный прогноз по поводу звучания АС — АЧХ гораздо ровнее. Уровень искажений в диапазоне 200 Гц q 10 кГц находится в районе 1-4%; выше 10 кГц — менее 1%, а на низких частотах заметно возрастает. Весьма порадовали результаты измерения АЧХ под углом 45° в горизонтальной плоскости: графики почти совпадают. И даже на высоких частотах АЧХ при 45° всего на пару-тройку децибел отличается от той, которая была получена на оси динамиков.
B&W DM 602.5 S3
Ситуация с поведением АЧХ и графиком искажений в целом схожа с результатами 603-й модели, что и не удивительно. Удивительно другое: несмотря на одинаковые СЧ и ВЧ динамики у этих моделей, DM 602.5 S3 на высоких частотах демонстрирует больший подъём, нежели DM 603 S3. Тем более удивительно, что на слух СЧ и ВЧ области обеих моделей практически не отличаются, как и должно быть по идее. Мы проводили измерения дважды, но получали одинаковые результаты. Измерения АЧХ под углом 45° подтвердили способность АС к формированию широкого и, главное, равномерного звукового поля.
B&W LCR 600 S3
В области низких частот неравномерность АЧХ очень существенная. Этот подъём АЧХ в районе 110 Гц способен повлиять на тональный баланс, добавив излишней «весомости» голосам.
Звучание на музыкальном материале
Обычно мы начинаем прослушивание тестовой программы лишь через некоторое время после подключения системы (через 1-2 часа) — уши должны привыкнуть к звуку АС. В стерео мы слушали как DM 603 S3, так и DM 602.5 S3. Наша тестовая подборка включает в себя более трёх десятков композиции разных стилей: от классики до рэпа. По устоявшейся традиции начинаем с акустической музыки: джаза, блюзов и классики.
Прослушивание «Розовой пантеры» Г. Манчини (Telarc), «Take five» Брубэка (Sony), «Spanish harlem» Р. Пиджн (Chesky), а также «Гавота ре мажор» Ж. Люсьера (Reference) оставило очень хорошие впечатления. Можно сказать, что для данного класса звук был не просто хорош, а великолепен. Во-первых, колонки сразу продемонстрировали корректную передачу даже сложных тембров акустических инструментов; очень прилично формировали пространство, которое в глубину было может и не поражающим, но всё равно атмосфера студии или зала передавалась довольно точно. Отдельно хочется отметить превосходную для данного класса АС детализацию: партия каждого инструмента воспроизводилась отчётливо и со всеми нюансами, и даже большое количество одновременно звучащих партий не приводило к «каше» в звуке. Это что касается относительно не быстрых композиций. А вот с очень динамичной, буквально «кипучей», мелодией «Dolemite» Скотта Хендерсона (MESA, HDCD) колонки справились уже несколько хуже — они немного «не успевали» дифференцировать партии инструментов, к тому же, ощущение «драйва» (это когда звук «заводит» настолько, что хочется притоптывать ногой в такт) было не полным, несмотря на то, что колонки звучали ритмично и напористо.
Далее на очереди была классика: второй концерт С. Рахманинова (EMI), «Реквием» Д. Верди (Telarc), «Времена года» А. Вивальди (EMI), оперные записи Шарлотты Чёрч (Sony). С этими композициями АС справились буквально «на ура». Звук отличала довольно точная передача атмосферы зала и корректно выстроенная сцена (с закрытыми глазами можно легко представить где именно в пространстве сидит музыкант или инструментальная группа). А хорошая детализация позволила услышать несколько еле заметных звуков (скрип смычка виолончели, лёгкая фальшь второстепенной партии флейты), которые многими другими АС воспроизводились не столь явственно. Единственное, что наслаждаться таким звуком можно только на низкой или средней громкости, поскольку на большой громкости (выходящей, правда, за рамки комфортной для большинства слушателей со здоровым слухом) при воспроизведении тутти оркестра колонки явно переходили на «крик». То есть, звук становился дискомфортным и утомительным. Но чтобы заставить эти АС «кричать», надо выкрутить ручку громкости усилителя довольно ощутимо — я лично на такой громкости никогда в жизни музыку не слушаю. Но факт остаётся фактом — случаев, когда громкость надо увеличить больше обычного, не мало. Так что с этой особенностью АС придётся хоть изредка, но считаться. Тем не менее, даже не смотря на вышеперечисленные недостатки, воспроизведение акустической музыки колонками B&W можно оценить на твёрдую «пятёрку», учитывая их стоимость.
Подошло время для современой музыки. Тут список исполнителей и композиций весьма велик, поэтому приведём лишь несколько примеров: Dire straits, Deep forest, Kraftwerk, Pat Metheny group, M. Jackson, Acoustic alchemy, Sting, Extreme, Queen и так далее. На этом материале колонки «пели» уже значительно менее уверенно, поскольку в звуке не хватало «драйва» — характер звучания не позволял колонкам по-настоящему «колбасить». Любители ЭмСи Хаммера и Рамштайна — «в пролёте». На более спокойных композициях, вроде «Your latest trick» Dire Straits или подобных «медляках», колонки звучали без преуменьшения очень красиво и даже где-то «смачно». Но чем быстрее и динамичнее была композиция, тем меньше АС радовали. Тут на лицо заметные жанровые ограничения, однако, во-первых, для данного класса АС (да и не только для данного) это вполне нормально, а во-вторых — тот материал, который колонки «любят», они отыграли действительно классно.
Что касается разницы 603-й и 602.5-й моделей, то, как и следовало ожидать, она сводилась только к более динамичному и основательному басу в старшей модели. К слову, бас DM 602.5 S3 по глубине больше соответствует хорошим большим «полочникам», нежели напольным АС, зато он довольно проработанный и тонально почти корректный, если не считать совсем лёгкого акцента на мидбасе. Порадовал фазоинвертор — из него доносился только бас. Ни шума турбулентности, ни других призвуков слышно не было, даже если приложить ухо непосредственно к порту. Видать, не зря ребата из B&W мудрили с аэродинамическими лунками. В общем, в комнате площадью 15-20 м² недостатка баса у модели DM 602.5 S3 скорее всего не будет, по крайней мере, на классике и джазе, а вот в более просторные комнаты лучше ставить 603-ю модель.
Личное мнение автора
И напоследок о технике. Слушали мы B&W с множеством различных аппаратов от NAD, Onkyo и Rotel. Выскажу своё личное мнение: с NAD колонки B&W явно не «сыгрались». Несмотря на почти «всеядность» NAD, с этими АС он «дружить» не захотел. Звук был неплохим, но не более. С Onkyo (слушали с TS-SR601E и CD-ресивером CR-L5) ситуация была заметно лучше. Но я бы назвал такой звук «деликатным» и несколько мягким — хотелось бы чуть больше уверенности. Больше всего мне лично понравился с этими колонками как звучал Rotel. Правда, отчасти объяснить это может тот факт, что аппараты от Rotel были довольно серьёзными (ресивер RSX-1065 и интегральный стереоусилитель RA-1062). Однако если уж брать на фронт DM 603 S3 почти за тысячу, плюс остальные АС (центр и тылы от B&W, плюс сабвуфер в сумме потянут не менее чем на $1500), то почему бы не взять к ним в пару тот же Rotel RSX-1055 за полторы тысячи? Довольно гармоничная система получается. Но это лишь как один из вариантов, поскольку мы не имели физической возможности послушать эти АС с аппаратами всех известных марок, да и представления о комфортном звуке у каждого свои. Так что я могу посоветовать перед покупкой обязательно послушать эти колонки с разными аппаратами, чтобы выбрать себе подходящую связку АС + ресивер (или АС + усилитель).
Звучание в театре
В театре колонки повели себя вполне ожидаемо. Довольно динамичный и «открытый» звук, неплохой запас по мощности и динамике. По крайней мере, если поставить DM 603 S3 на фронт, а на тыл DM 602.5 S3 (их с лёгкостью могут заменить DM 602 S3), то, при условии выбора хорошего сабвуфера, комплект запросто способен основательно «прокачать» помещение площадью до ~30-35 м². В общем, про звук в театре особо сказать нечего, потому что в рамках данного класса всё звучало вполне достойно. Поскольку во всех АС сегодняшней подборки использовались одинаковые НЧ/СЧ и ВЧ динамики, согласование всех колонок было безупречным. Небольшое замечание было только по работе центрального спикера LCR 600 S3, который лёгким акцентированием на мидбасе иногда делал голоса актёров несколько более «весомыми», чем требовала ситуация. В остальном же, всё вполне приличино.
Заключение
Акустические системы B&W «шестой» серии определённо понравятся любителям классической музыки, джаза и спокойных блюзов. Также не останутся разочарованными и любители добротного динамичного звука в домашнем театре. А вот поклонникам «тяжёлой» или щекочущей нервы электронной музыки звучание этих АС может не прийтись по вкусу. Вообще же, данные акустические системы B&W являются очень добротным и качественно изготовленным продуктом. Да, «всеядностью» в плане жанров воспроизводимой музыки эти колонки не отличаются, но если подумать хорошенько, то играй эти АС с таким же успехом, с каким они воспроизводят классику и джаз, ещё и «тяжёлую» музыку — они бы уже не стоили столько, сколько стоят сейчас. А стоят они сейчас вполне разумных денег.
Плюсы
- превосходное для данного класса воспроизведение классической музыки, джаза и медленных блюзов;
- корректная проработка пространства, хорошая детализация, достоверная и «богатая» передача даже сложных тембров.
- отличное согласование АС в театре;
- АС сохраняют корректный тональный баланс и должную детализацию даже на низкой громкости;
- безупречное качество сборки;
- разумная цена.
Минусы
- современную музыку, особенно «тяжёлую», колонки воспроизводят несколько неуклюже. Также колонкам немного не хватает «драйва» при воспроизведении динамичных джаз-роковых композиций;
- при воспроизведении симфонической музыки на большой громкости колонки начинают «кричать»;
- центральный спикер делает небольшой акцент на мидбасе, который хоть и не сильно, но всё же влияет на тембры некоторых голосов. Впрочем, серьёзным недостатком это назвать нельзя.
Благодарим компанию A&T Trade за предоставленные на тестирование B&W 6xx S3