Как звучат разные модели АС Diatone от DS-77 до 3000


Как звучат разные модели АС Diatone от DS-77 до 3000

Интересуясь различиями звучания акустических систем невольно возникают вопросы, в чем отличие АС одного бренда, но в разных ценовых диапазонах или схожего уровня линейками, но разных годов выпуска. В моей практике увлечения больше всего истоптано оказалось поле акустических систем Diatone, как выяснилось у меня к ним слабость на генетическом уровне, если проще — «нравятся». А именно нравится звук титановых и тибороновых куполов Diatone, нравится их форм-фактор ЗЯ (в большинстве моделей ЗЯ, но редко есть и ФИ), нравится четкость нижнего регистра и очень высокая скорость звука. Я расскажу по моделям в примерной личной исторической ретроспективе, в какой последовательности я их покупал, и соответственно услышал.
Первыми услышанными АС от Diatone, после целого сонма европейских моделей были Diatone DS-77EX.

Это самая первая 77 модель и она в линейке самая простая по звуку.

Акустика вышла по цене в ¥62,000 за штуку (124000 йен пара) в 1985 году. Вес этих АС был 21 кг и это самые легкие акустические системы в этой линейке.

Уже в 77ex Diatone смогла прочертить пунктиром основные черты звука, но конечно это «не то» по сравнению с последующими вариациями из последовавших модификаций.

Несмотря на схожий НЧ динамик, главное отличие от остальных 77-ых кроется кончено в СЧ-динамике и немного в ВЧ. Он звучит не так детально, как в последующих модификациях.

Первое на что я запал в Diatone DS-77EX — это внешний вид. Акустика фантастически красива, после европейских «столбиков», вокруг динамиков красивые металлические обода сияющие под светом.

Звучание было достаточно хорошее, но разрешение среднего регистра не очень высокое. К тому же от такого большого динамика (32 см) я ждал очень глубокого баса, но он был ровный, и не гипертрофированный.

На модели Diatone DS-77EX я конечно не смог оценить и вкусить глобально прелести звучания Diatone, но остался об акустике хорошего мнения.

Позже я пришел к мысли попробовать Diatone, но сразу замахнулся на топовые Diatone DS-3000.

Я хотел один раз купить и полностью закрыть тему акустических систем в сетапе. Но не получилось. Акустика пришла с задубевшими подвесами и я был недостаточно опытен в этих нюансах. В итоге я был крайне удивлен почти отсутствием баса в колонках с гигантскими (32 см) басовиками. Но по сути, что я должен был ждать от них, так как при большем объеме и весе (52 кг одна колонка) акустика использовала НЧ-динамик того же размера, что и в «маленьких» 77ex. На мой взгляд так же сомнителен был еще один лопух СЧ-динамика (4-я полоса) из арамида, вместо купола. Получалось, что ВЧ и СЧ, как в более маленьких 77-х, а это все дело усилено просто еще одним лопухом СЧ (16 см). Есть ожидание какого то горба странной сшивки СЧ с СЧ (там 2 СЧ-динамика) от таких ухищрений.

В реальности акустика звучала тоще по низам (я думаю главная причина — задубевшие подвесы и вполне вероятно усилитель, так как я позже столкнулся с тем, что топовые большие АС Diatone требуют просто адских топовых усилителей для звучания).

Очень понравился СЧ-диапазон, очень детально, труба, саксофон, скрип двери — все это было пугающе реально. Но за довольно большие деньги, что я отдал за Diatone DS-3000 (их я покупал в России) было слишком много вопросов. Я ждал, что я получу АС с фантастическим разрешением, глубоким басом, идеальные вобщем, но было много факторов (дубовые подвесы, вероятно усилитель), которые мне это не позволили вкусить. Вполне возможно нужно было оставлять эти АС у себя до лучших времен (сама акустика 1984 года выпуска по цене 520000 йен за пару, примерно ~5200 долларов в 1984 году — безумные деньги).

На чем же я пытался вытянуть из них звучание? О, это были не столь простые модели. Это были усилители начиная с Pioneer A-616 и до Marantz PM-15S1! Источниками выступали, как СД-проигрыватели, например Philips CD-104, так и ЦАП Wadia 121 на Sabre ES9018!

В итоге, я ждал большего от таких высоких финансовых вложений, я не смог реализовать звук на базе существовавшего тогда у меня аудиотракта, я не удосужился даже обработать подвесы (хотя жидкость приобрел в Японии для этого). То есть по сути, главный минус был в том, что Diatone DS-3000 были для меня на самом деле слишком дороги, я не мог себе позволить их обладание. Прежде чем скривиться в усмешке, подумайте — их стоимость составила годовую зарплату.

Общие впечатления от Diatone DS-3000 — прекрасная акустика, крайне высокое разрешение, прекрасная детализация, средний регистр очень подробный, звуки трубы и сакса пугающе натуральны. Нижний регистр, с учетом твердых подвесов был никакой из этого вытекали все остальные проблемы — присветленность и тд. Наверняка в этом немалое влияние оказывал задубевший подвес как НЧ, так и одного из СЧ-динамиков.

В итоге я распрощался с этой топовой акустикой, и даже ощутимо себе в минус. Хотя жаловаться не на что, я получил хороший опыт пользования топовой акустической системой будучи еще недостаточно зрелым аудиофилом.

Я и еще раз купил бы Diatone DS-3000 — да, вполне был бы готов на это, и позже спустя несколько лет я даже пытался их купить снова, но цена этой акустики выросла очень сильно.

Diatone DS-3000 — достойная акустика, если вы можете себе такую позволить.

После Diatone DS-3000 я приобрел Diatone DS-77HR (124000 йен за пару, 1987 год).

Я был впечатлен насколько разительно эти АС отличались от 77EX. В 77HR было прекрасное разрешение, как в среднем, так и высоком диапазоне, а НЧ были очень четкие и быстрые. Эти АС я и по сей день считаю незыблимой метрикой суперкачества за доступные деньги.

Роскошные АС, не ведитесь на разные россказни в попытках принизить эту акустику — чем выше класс вашего усиления и источника, тем лучше звук вы получаете. Только в самом топовом тракте вы можете ощутить, что 77HR чуть упрощают, но это просто несравнимо с ценой. Показательным может быть пример, что обладая и топовыми Diatone DS-1000 я без проблем слушал 77HR — это были среднеарифметически равнозначные партнеры. Конечно в DS-1000 просто изумительное разрешение, деликатность и богатство звучания одновременно, 77HR это подает чуть проще, но на стороне 77HR явно большая масштабность, объемность звучания. Вы колоссальность звукового события явнее ощутите на Diatone DS-77HR. Но конечно точностью, скоростью и безупречным звучанием будет радовать DS-1000.

Diatone DS-77HR очень сочные по звуку АС благодаря чисто титановым куполам без боровой пудры сверху. В музыке мед и сок, скрипка течет и плачет. Если ваши топовые АС оставили вас, не идите во все тяжкие, временно их без проблем заменят, пока вы будете заняты поисками новых топов, Diatone DS-77HR. А может и вообще наплюете на эти поиски.

У Diatone DS-77HR сочный яркий характер звука, очень быстрый, четкий, детальный, прозрачный, с явной голографичностью, вы легко видите где инструмент находится. Масштабность звука. Акустика отлично звучит даже в сильно гудящих комнатах благодаря ЗЯ.

Следующей попыткой оценить изменения в линейке Diatone стала акустика Diatone DS-77z.

Главное отличие этих АС стал ВЧ-динамик перекочевавший из топовых моделей, теперь он был сверху покрыт вспененным бором — некая коричневатая прижаренная 15000 градусов посыпка. Этим методом компания боролась с резонансами (окраской),что дает титан. На слух это выражается в уменьшенных сибилянтах, но и сочность звука стала поменьше.

Визуально Z лично мне кажется тоже выглядит не так впечатляюще, как HR, за счет того, что обода стали не сияющие, а матовые темно серые, но это уже вкусовщина.

По сравнению с Diatone DS-77HR у Diatone DS-77Z чуть меньше высоких из-за чего они на немного менее сочные. Поэтому при всем том, что 77z акустика более совершенная, чисто по эмоциям что дает звук я на стороне 77HR. Хотя они очень близки и нет таких уж терзаний что выбрать, у какого экземпляра состояние лучше, тот и выбрать, но если оба в идеале, я бы себе лично выбрал DS-77HR. СЧ в 77z так и остался чисто титановый (если не считать, что это гибрид с арамидной чашей).

Diatone DS-77Z — классная взрослая акустика, очень дорогой звук по нынешним временам у сравнимых аналогов.

Например компания Onkyo выпустила недавно реплику своей акустики 80х — Onkyo DS-77 оценив ее в 6000 долларов. Ребята, Diatone DS-77Z звучат уверенно лучше, особенно по детальности и прозрачности!

Впечатленный возможностями звучания Diatone DS-77Z я заинтересовался и чуть более старыми линейками и приобрел Diatone DS-501.

Diatone DS-501 — 1982 год, это предтеча появления модели 77ex. Цена внушительная, 82000 йен штука или 164000 йен за пару.

Но было видно, что Diatone тогда еще не додумалась до роскошных НЧ-динамиков, что позже стояли в 77-х, поэтому НЧ звучат в 501 более «размазанно». В глаза бросался огромный СЧ-купол и ВЧ конечно. По виду они желтоватого вида, но это титан, правда «обжаренный» в высокой температуре.

Акустика звучит достаточно хорошо и похоже на серию 77HR/Z, но звук более «грязный» и менее точный к сожалению. Поэтому в выборе между 77 и 501 можно не сомневаться и выбрать 77HR/HRX/Z. Что выбрать 501 или 77EX, тут уже сложно, ибо 501 будет подетальнее, особенно в СЧ-регистре.

Еще одним интересным событием стала покупка полочников от Diatone, причем в ретейле довольно дорогих — Diatone DS-500.

1988 год, 92000 йен за пару, по сути полочники с ценником около 1000 долларов!

К сожалению ретейловая цена не соответствует качеству звучания. Я ожидал от них услышать миниатюрную копию, как минимум 77-х, но был достаточно разочарован. Diatone DS-500 выдавали присветленный звук (читая — мало мяса в иснтрументах и глубины на низах). Их невысокая современная рыночная стоимость за б/у вполне отражает их реальные звуковые возможности и за те деньги, что за ds-500 просят сейчас они в своей тарелке, но тогда, в 1988 году если бы я купил их за 1000 долларов, я был бы очень разочарован.

Акустика детальная, но светлая и какая то «без изюминки».

Следующую акустику, что я приобрел — была Diatone DS-1000.

О, друзья, это совершенно шикарная акустика — безупречная ультравысокая детализация, сок в звуке, он еще терпче, чем у 77HR. Скорость НЧ просто фантастическая, в метале вы слушаете и поражаетесь, как четко и быстро может быть показана клотушка и тд. Фантастическое разрешение в СЧ и ВЧ диапазоне. Непередаваемо.

Минусы? Конечно они есть, эти напольные АС небольшие, они явно меньше, чем 77HR и у них неглубокий нижний регистр. Да с ним можно с удовольствием жить, что я и делал оставаясь слушателем этих АС год или более, но вы слушаете — понимаете как это круто звучит, и хочете, хочееетеее более глубокий низ, чтобы прямо вот раз — и сразу…

Diatone DS-1000 — прекрасная акустика. Создатели уверяли, что она превосходит более дорогую Diatone DS-2000, например в скорости, и поэтому для своей элитной модели Diatone DS-10000, они за базу выбрали не DS-2000, а DS-1000.

Остались об акустике только восторженные впечатления — невероятная прозрачность, детальность, скорость, сок…

На волне этого конечно было интересно куда же пришла в итоге фирма Diatone в своих изысканиях топового звука. А пришла она к тому, что полностью отказалась от титана в куполах сформировав их целиком только из бора и назвав эту технологию B4. Это дико сложная и дорогая технология, на сегодня такого уровня работы для акустики вероятно никто не в состоянии сделать. 15000 градусов в инертном газе — это горячее в 3-5 раз чем поверхность Солнца, сформировать купол только из бора, использовать DUD (намотка звуковой катушки прямо на купол), подвесы нового поколения HD, ADMC из Hi-End-ной 8000 модели и тд.

Уф, выдыхайте.

И вот Diatone DS-1000ZA у меня.

Размер этих 1000ZA был явно больше старых DS-1000.

Но к сожалению то, куда пришла Diatone в 90х меня совсем не устроило. Этот чистый бор из которого были целиком выплавлены купола вместо ярких эмоций давал звук достаточно серый. Возможно он идеально ровный по АЧХ и еще каким то там параметрам, но это звучало скучно, обыденно, мало интересно. Я не получал эмоциональной связи с исполнителем. Если вы слушали малосоставный джаз, то это не бросалось в глаза, все было академично, но более активные жанры, увы, все усугубляли.Хэви метал на этой модели слушать было нестерпимо тоскливо, не сочных запилов фузовой гитары, не зубодробительных трелей ударных, скучно. Конечно акустика явилась разочарованием.

Да, безусловно я вкусово необъективен, но я демонстрировал звучание (сравнение лоб в лоб) Diatone DS-1000 и DS-1000ZA по меньшей мере 4 инетересующимся покупкой оных аудиофилов и все 4, в разное время, выбирали только Diatone DS-1000.

Характером они очень разные. Diatone DS-1000 оставляет ощущение рОковых колонок, быстрые, сочные, вкусные.Небольшое ощущения как-бы галочки эквалайзера, когда сч и вч повыше, середку чуть ниже (но середка образцовая, ультрадетализированная), а DS-1000ZA давали очень рафинированный, правильно серенький звук (спасибо чистому бору, как я предполагаю).

Завершить этот небольшой экскурс я бы хотел моделью Diatone DS-2000, которая стоит сейчас в моем тракте.

Вышли в 1985 году, по цене 336000 йен, кому проще, пусть считает, что 3400 долларов в 80х.

Безусловно — это прекрасная акустика. Вот она действительно обладает тем басом нижнего регистра, который я желал услышать, но я получил и долю некоторого разочарования. Прозрачность этих АС оказалась ниже, чем у старых Diatone DS-1000. Возможно это следствие более глубокого баса, который прячет собой часть нюансов СЧ и ВЧ разрешения. Второй момент это яркость, мне недостает яркости в Diatone DS-2000, я люблю поярче, как это делали DS-1000 или DS-77HR. DS-1000 поярче кстати чем DS-77HR!

Третий момент — усиление, это то с чем я столкнулся в топовых Diaton-ах еще на DS-3000, когла не смог раскрыть их даже c помощью Marantz PM-15S1.

Я перебрал достаточно топовых моделей усилителей в связке с Diatone DS-2000 и только с довольно культовым и крутым по звуку мощником Yamaha P2200 я наконец узнал любимый мной диатоновский звук.

Yamaha P2200 смогла выдать потрясающее звучание из Diatone DS-2000, но ребята — это же не серьезно, такими адскими усилиями подбирать/перебирать усилители. DS-1000 прекрасно звучали с чем угодно, их ограничивал только класс усилителя, тоже самое могу сказать и о DS-77HR/HRX/Z.

Diatone DS-2000 с Yamaha P2200 — это потрясающий звук, ультрадетальный, живой, красивый, быстрый, густой — фантастика. Если бы яркость по ВЧ была чуть выше я бы был просто счастлив. Но истинно счастлив я конечно не стал по той причине, что в домашнем сетапе помимо Diatone DS-2000 у меня есть Yamaha NS-1000, которая убедительно показала, что такое истинно высокое разрешение — там просто запредельные звезды по СЧ и ВЧ диапазону. Но как всегда идет слив в качестве звучания НЧ. Здесь уже Diatone DS-2000 берет пальму первенства показывая и мясо и стену звука и скорость при хорошей топовой детальности.

Вехи Diatone в постерах

Торговой марке Diatone в сентябре 2022 исполнилось 71 год, представляете? Вы возможно возразите, что история компании завершилась в 1999 году, когда это аудиоподразделение Mitsubishi – Diatone – было закрыто. Но вы слегка ошибаетесь, это не мешало самой Mitsubishi переодически выпускать некоторые аудиокомпоненты под названием Diatone. Тем не менее в 2016 году, в свое 70-ти летие уже легендарный японский бренд Diatone оффициально вернулся (пока лишь в автомобильный сектор (car audio)), и только для Японии, но это, согласитесь, тоже прекрасная новость. Посмотрите постер ниже ознаменовавший 70-ти летие Diatone в 2016 году. На нем запечатлены вехи в развитии компании с точки зрения Diatone.

Я вижу DS-5000 и более простые модели начала 80х (505, 503 и др). Diatone DS-77HRX и даже более старые красавцы из 70х. При этом на постере нет более поздних великолепных моделей, особенно из топового ценового сегмента (DS-10000, DS-20000, DS-A1(700000 йен пара ) ), т.е. упор в рекламе сделан на мейнстрим. Для начала немного истории. Торговая марка Diatone была зарегистрирована в сентября 1946 году, как подразделение компании Mitsubishi для производства громкоговорителей. Компания в начале выпускала мониторы для NHK (Japan Broadcast Corporation) на своих динамиках, чем завоевала популярность в Японии. Поистине, бренд Diatone один из самых легендарных и любимых в самой Японии, где было продано просто огромное число акустических систем Diatone, которые ценятся и по сей день. Японцы изо всех сил лезли чтобы показать, что они могут делать акустику не хуже чем JBL и во многом преуспели, создав акустику со своим неподражаемым объемным и естественным звучанием, у которой много поклонников и сегодня. Это не удивительно, потому что даже стандартные и вполне доступные Diatone DS-77HR выдают потрясающее качество звучания способное удовлетворить процентов 80 любителей хорошего аудио высокой верности. Искрометные верха, точный и четкий нижний регистр, феноменально подробная серединка, воздушность и совершенно живые звуки контрабаса, скрипки, фортепиано, трубы, саксофона – это конек Diatone, можно сказать – оркестровки – это их вершина. В 1999 году бренд Diatone был официально закрыт и … Порадуемся друзья, что в 2016 году Diatone возрожден.

….текст сокращен, полную версию можете прочитать открыв ссылку….

Вспомним первый в обзоре постер посвященный 70 летию компании Diatone и изображенные на ней флагманские акустические системы Diatone DS-5000.

Эта акустика появилась в 1982 году по цене 495000 йен штука, не трите глаза, и соответственно 990.000 йен пара. Почти миллион йен, если сдачу оставить на чай. Я думаю вы понимаете какая это чудовищная стоимость, тем интереснее, что-же такого потрясающего было в этих АС, чего небыло ранее.

Но прежде всего, по постеру мы четко видим позиционирование DS-5000 как флагмана в линейке 50x. Если вы относили эту акустику к более позднему поколенинию 1000-3000-2000, то это не так. Линейка 5000 модели состояла из более простых в лице: ds-501, DS-503 и DS-505. Соответственно младшей была Diatone DS-501. Я был владельцем такой модели акустики и с ее звучанием знаком не понаслышке. Но на самом деле, была еще более младшая модель (прообраз будущей модели DS-66) – Diatone DS-73D – 59800 йен за одну или 119600 йен за пару. Для примера DS-501 стоила 82000 йен за штуку, 164000 йен за пару все в том же 1982-м. Ниже постер показывает всю линейку без своего флагмана:

И с ним, но без одной модели, видно у фотографа был какой то комплекс на число 5, о чем следующая фотография:

Итак, вернемся к флагману Diatone DS-5000 в 1982 год.

За миллион йен вам предлагали 40 сантиметровый вуфер конического типа. Дифузор был сотообразной структуры с внешней поверхностью из арамида.

Да, динамик перестал быть бумажным, он стал из арамида (производная от кевлара, но лишенная призвуков/окраса).

Арамид, к слову был любимый материал у Diatone, она его использовала даже в производстве акустических кабелей (да, были и такие), на что и предлагаю полюбоваться на следующих редких фотографиях.

И как это все устроено:

Если вам не сильно понятна фраза о динамике акустики Diatone DS-5000 – “Дифузор был сотообразной структуры”, то приведу картинку разъясняющую этот момент. Картинка заимствована из рекламных картинок для младшей модели Diatone DS-73D.

Как видно, сотообразная структура под диффузором придает высокую жесткость динамику и при этом не сильно его утяжеляет. Это одна из уникальных особенностей динамиков от Diatone. Немного подробнее об арамиде и сотообразности (перевод).

Арамидное волокно обладает свойством высокой прочности и высокой эластичности по сравнению с обычным материалом, и оно обладает отличной характеристикой получая умеренную внутреннюю потерю даже при низкой плотности. Арамидное волокно используется в качестве материала сотового дифузора с пропиткой его специальным составом смолы (сама смола имеет большие внутренние потери). Сотовая структура образуется путем сэндвича алюминиево-сотового элемента. В результате получаем легкий вес, высокую жесткость.Большие магниты монтируются для магнитной цепи, и общий магнитный поток равен 286000 Максвелл!

Оцените размер DS-5000 по аудиокассете.

Среднечастотный динамик диаметром 25 см обслуживает среднечастотный диапазон.Что касается дифузора, то используется арамидная сотовая структура, такая же, как у низкочастотного громкоговорителя.Второй стреднечастотный динамик имеет диаметр диффузора 6,5 см.Это D.D.D. диффузор из титана и бора. Он создан методом формования с точностью 1/100 мм методом глубокой вытяжки титана по собственному методу формования и на него при экстремально высокой температуре напыляется бор. Кроме того, диффузор приинятый в DS-5000 сильно улучшает рост диффузии бора, что приводит к борирование основного материала (титана) с помощью бора с ростом кристаллов. Это в сочетании с жесткостью бора подавляет собственный звук металлического титана.

Кроме того, обращая внимание на обработку звуков после выхода из динамика, настройка, подходящая для лучшей модели, гарантирует, что звук будет совершенен в области восприятия звука.Твитер имеет диаметр купола 2,3 см.Что касается дифузора, то это бор-титановый купол технологии D.U.D., как и у среднечастотника. Кроме того, DS-5000 реализует высокоскоростную реакцию и улучшает переходные характеристики, используя полимерный лист в качестве материала для суспензии и трехслойную сэндвич-структуру с волоконной мембраной с обеих сторон.

В акустике используется бескислородная медная обмотка с наивысшей чистотой. Кроме того, фокусируя внимание на золоте с низкой тенденцией к ионизации – каждой соединительный элемент использует обжимной вывод из позолоченной бескислородной меди.Громкость верхнего и среднего диапазона можно контролировать с помощью соответствующих ручек на передней панели.Корпус DS-5000 разработан с использованием всех ноу-хау компании. Окончательный вид был получен путем создания более 40 прототипов корпуса и выбора лучшего варианта.

Дефлекторная пластина изготовлена путем ортогонального соединения лаванской фанеры хорошего качества, а другая часть изготовлена из каменной плиты из двустворчатой двустворчатой мягкой древесины. Кроме того, твердый материал из грецкого ореха находится в центре отражательной пластины для подавления интермодуляционных искажений из-за взаимных помех между средним, высокочастотным и низкочастотным диапазонами.Входной терминал имеет две пары клемм, независимых для низкочастотного, среднего и высокочастотного диапазонов, и предусмотрена возможность подключение двух усилителей.

К колонкам был создан комплект подставки в виде кустических кубов DK-5000, в количестве 8 штук при цене 18000 йен. Это деревянные кубики рамером 9х9х9 сантиметров.

DK-5000 использует канадский клен, который превосхолен по характеристикам демпфирования вибрации и имеет конфигурацию внутреннего строения структурно разделенную на 12 блоков. Это делает ослабление вибрации более красивым. Кроме того, вы можете настроить характеристики баса, отрегулировав метод настройки.Безкислородные медные прокладки включены в комплект.В дополнение к DS-5000, подставки DK-5000 (кубики) также могут использоваться в качестве установочного блока для других акустических систем, например Diatone DS-3000, DS-2000, DS-1000HR, CD-проигрывателя или усилителя.

Diatone DS-5000 стоит на подставках DK-5000.

Из всего сказанного я, забегая вперед, вижу, что Diatone DS-5000 обладала всеми чертами будущей серии акустических систем Diatone (DS-77,1000,3000,2000) сделав шаг за пределы своей линейки (501,503,505).

Уже в следующем 1983 году на рынок выйдет акустика вобравшая в себе ноу-хау акустики-миллионера (990,000 йен) Diatone DS-5000 – более скромного размера, но все с теми же восхитительными новейшими технологиями – твитер из бор-титана, когда происходило напыление твердоплавного и вспененного при этом бора в инертном газе, динамики с сотовидной сендвич-структурой и прочее. Имя этой удивительной акустической системы Diatone DS-1000.

Но вернемся к линейке пятисотых.

Чем отличалась пятисотая линейка от своего флагмана, что было пренесено в жертву? Для это предлагаю рассмотреть предтоповую модель 505 и самую бюджетную, даже не удосужившуюся получить пятерку в названии – DS-73D.

Итак, модель Diatone DS-505. Она появилась в 1980 году и соответственно какое-то время являлась флагманом (до появления DS-5000 в 1982). Цена DS-505 составляла тоже нескромные 380.000 йен.


Это 4-х полосная акустическая система, которая оснащена новейшим НЧ динамиком с дифузором диаметром 32 см из арамида. Арамидное волокно представляет собой ароматическое полиамидное волокно и обладает высокой прочностью, высокой эластичностью, низкой плотностью и умеренной внутренней потерей как особенностью самого материала.

Звуковая катушка имеет модуль Юнга, в 3 раза превышающий модуль обычной полиамидной пленки, применяют полиимидную пленку, обладающую высокой термостойкостью и холодостойкостью, значительно улучшая входное сопротивление.

Среднечастотник (мидбас) имеет диаметр 16 см и так же выполнен из арамидного волокна + соты.

СЧ имеет диаметр 4 см и использует технологию D.U.D. и сендвич-струтура. Динамик представлеет из себя титановый купол покрытый бором.

Твитер использует ту же дифузную технологию бор-титан, имеет диаметр 2,3 см и использует сверхсильный стронцевый магнит.

Характеристики Diatone DS-505:

4 полосы, 6 Ом, 28-40,000 Гц, 90 дБ.

Мощность 30 ватт (100 ват максимальная)

Размер 422×720×425mm

Вес 42 кг одна штука

Рассмотрев характеристики DS-505 и DS-5000 можно видеть, что предок из 1980 года меньше размером, слабее по мощности, немного тупее по чувствительности (90 дБ против 93), но в остальном фактически копия будущего флагмана за “миллион” йен.

Восхищенные Diatone DS-505 посмотрим, чем же компания радовала не столь требовательного слушателя на примере младшей модели Diatone DS-73D. На постере она изображена на фоне вечернего города, а квадраты по низу мне кажется, что символизируют дискретность, приход новой цифровой эры аудио. Ведь именно в 1982 году на рынке появился новый носитель – диск CD-Audio и первые СД-проигрыватели. Внимательный зритель может увидеть справа вверху компакт-диск летящий подобно инопланетной тарелке в небе. Т.е. присутствует явный намек, что акустические системы Diatone DS-73D готовы для отображения нового, более высокого качества аудио. Поэтому и букву D в названии модели, скорее всего можно интерпретировать, как сокращение слова Digital. Другими словами, если вы думали, что компания не уделила должного внимания при конструировании младшей модели, то вы заблуждаетесь.

Акустика появилась в 1982 году по цене 119600 йен за пару и я не назову это низкой ценой. Впрочем и размер акустики был немаленький – 68 см в высоту, 37 см в ширину и 33 в глубину. Вес одной АС – 21 кг. Чувствительность 91 дБ. Мощность 80 ват. Сопротивление 6 Ом. Диапазон воспроизводимых частот 35Hz〜30kHz.

Это была 3-х полосная акустическая система с динамиками размером: НЧ:32cm CЧ:10cm ВЧ:2.5cm

Посмотрим, что пишут об этих АС в Японии (вольный перевод):

Акустические системы нацеленные на соответствие цифровому источнику благодаря использованию оригинальных ноу-хау технологий. НЧ-динамик имеет сотообразную сендвич структуру, а материал самого дифузора – поликрафт – бумага пропитанная специальной смолой. В результате достигается результат более высокого удельного модуля – в 4 раза лучше бумаги и в 11 раз лучше полипропелена. Так же искажения из-за вибраций тоже существенно уменьшаются. СЧ-динамик выполнен из нового акустического материала C. F. P. – это полипропелен с большим добавлением высокоуглеродистого углеродного волокна, получается путем формовки с использованием оригинальной технологии формования, что дает реализацию дифузора с высокой однородностью материала. В середине динамика используется купол изготовленный из ω-титана легкой массы и высокой твердости, что улучшает характеристики в высокочастотной области.

Твитер в форме купола имеет диаметр 2,5 см и отвечает за высокие чатоты.Для динамика используется D.U.D.-технология и купол из титана. ω-титан представляет собой титановый дифузор, поверхностная эластичность которого увеличена путем обработки в особой атмосфере, чтобы сделать ее структурой DUD для интеграции катушки и дифузора, тем самым реализуя широкополосную передачу звука. Улучшены характеристики высокочастотного затухания, хорошая линейность, входное сопротивление и другие различные характеристики.

Для внутренней разводки использованы провода из OFC меди с небольшим сопротивлением постоянному току. Есть регулятор интенсивности для средних и высоких частот.В нулевой точке регулятора он отключен (прямой путь).Передняя сторона кабинета АС использует симметричное расположение динамиков, что улучшает локализацию звукового изображения.

В 1984 году на волне успеха модели 73D была выпущена особая версия Diatone DS-73DAV, изображена на снимке ниже.

Она отличалась от 73D тем, что была экранирована, т.е. ее можно было расположить рядом с ЭЛТ-телевизором. А кроме того в ней присутствовал AV-эквалайзер позволявший получить лучший звук для просмотра телепрограмм.

Т.е. это была все та же модель Diatone DS-73D, но с рядом необходимых в реальной жизни улучшений. Ниже я приведу несколько восхитительных фотографий таких систем.

….текст сокращен, полную версию можете прочитать открыв ссылку….

В предверии 40-летия компании Diatone было решено создать премиальные акустические системы, которые вобрали бы в себя все, на что способны инженеры компании и без оглядки на стоимость. Так была создана модель Diatone DS-10000 Klavier (пианино) стоимостью в 700000 йен за пару.

Каждая из колонок подвергалась небольшому старению, чтобы акустика звучала сразу на максимуме своих возможностей.

Акустика создавалась на пределе инженерных возможностей, система динамиков была разработана с внедрением всех технологий, которыми обладали специалисты компании Diatone.

Стоит отметить, что в том же 1985 году вышли более объемные по размеру колонки Diatone DS-2000, но размер Diatone DS-10000 был почти идентичен размеру акустики 1983 года – Diatone DS-1000, а не 2000. Почему так произошло, если компания решила выпустить лучшее из того, на что она способна?

Действительно, в качестве базы для Diatone DS-10000 подробно рассматривались и DS-1000 и новые DS-2000. Но специалисты компании после многочисленных экспериментов пришли к выводу, что лучшей и идеальной базой для премиальных АС являлась именно модель DS-1000, так как она оказалась ощутимо более быстрой в плане отображения атаки и подаче тонких нюансов, нежели DS-2000, которая проявила себя более медлительной. Это не мои слова, это заключение инженеров компании.

Итак, базой для 10000 была выбрана модель DS-1000. Но мы уже знаем, что корпус, его материал претерпел существенные изменения (фортепианная дека + особая покраска).

Далее, была полностью перенесена высококлассная технология DUD в том, же качестве исполнения, которая была в модели Diatone DS-5000.

НЧ динамик размером в 27 см (как и у DS-1000) представлял собой сендвич из арамида пропитанного смолой и сот из алюминия с обратной стороны. Но дизайн сендвича в DS-10000 подвергся оптимизации с помощью компьютерного моделирования (напомню, речь о 1985 годе, еще ZX Spectrum был не у всех). Намотка на катушку динамика была выполнена с прецизионной точностью, что увеличивало эффективность.

Так же была задействована структура DMM, уникальная для Diatone – магнитная цепь и прочная алюминиевая литая рама интегрированы в единое целое, что полностью подавляет вибрацию деталей магнитной цепи и без потерь подает энергию на дифузор.

СЧ динамик 5 см усилен дифузным боризованным куполом (титан+бор) и использует DUD (проволока звуковой катушки намотана на сам динамик, как на катушку) – результат этого – сопротивление и переходная характеристика значительно улучшены. Подвес тангенциальный с трехслойной структурой бутилового каучука с твердостью полиамидного волокна. В Diatone DS-10000 используется вспомогательный каркас, который использует вибрационную систему через подвеску.

Твитер купольного типа имеет диаметр 2,3 см. Аналогично используется диффузионный боринизированный DUD, который был достигнут многоступенчатой обработкой, которая была впервые воспроизведена в модели DS-5000. Эта вытянутая форма дает максимальную прочность с ограниченным диаметром вибрации, что дополнительно расширяет превосходные характеристики дифузора. Как и в случае с средним диапазоном, в подрамнике используются детали, изготовленные методом механической обработки, и поразительно поддерживающие точность движения благодаря вибрационному демпфированию самого динамика.

Для всей проводки внутри акустики используется очень толстая линейная бескислородная медная проволока с разными диаметрами. Кроме того, золотое покрытие применяется ко всем гильзам в местах обжима проволоки (для устранения искажения электрического тока на поверхности металла). Кроме того, в стремлении достичь полной высокой производительности и надежности, была принята радиальная система питания, которая обеспечивает надлежащий ток питания каждого элемента посредством тщательного анализа плотности тока. Кроме того, был использован большой особый конденсатор разработанный специально для этой схемы.

В целом можно видеть, что Diatone DS-10000 – это были доведенные до идеала колонки DS-1000. Все, что можно было улучшить в этой акустике было улучшено – проводка, электронные компоненты, два динамика с методом DUD (ВЧ и СЧ), материал корпуса, демпфирующие каркасы – безусловно это было изумительное изделие!

Эта юбилейная акустика так же имела свои уникальные подставки DK-10000 стоимостью 100000 йен за пару.

Но это был только рассвет компании в сфере аудио. Спустя 7 лет, в 1992 году компания все же выпусти модель Diatone DS-20000, которая будет иметь больший размер (но все равно меньше, чем классические DS-2000) и уже с заоблачной ценой в 1,000,000 йен за пару!

Diatone DS-20000 (1.000.000 yen за пару, всего выпущено 300 пар, как и DS-10000).

….текст сокращен, полную версию можете прочитать открыв ссылку….

В 1988 году компания выстреливает постерами мейнстримовой модели Diatone DS-77HRX. Это акустика вобравшая в себя массу положительных технологих высших моделей и предлагаемая по волшебной цене 124000 йен за пару и отличным звучанием, которое способно удовлетворить большинство любителей музыки, кроме самых дотошных. Из личного опыта скажу, что Diatone DS-77HR/HRX/Z – это золотая середина аудио.

Посмотрим, что про эту акустику пишут на сайте audio-heritage.jp (сокращенный перевод):

Акустика основана на предыдущей модели Diatone DS-77HR, которая стала самой продаваемой акустической системой компании, которая дала полноту всего диапазона и суперзвучание.

Вуфер 31 см конического типа с использованием арамидной, гибридной сотовой диафрагмы для исполнения низких частот.

Арамидная гибридная сотовая диафрагма использует арамидную гибридную FRP для внешней поверхности дифузора с целлюлозными волокнаим на обратной стороне. Арамидная гибридная FRP включает алюминиевое волокно в качестве ароматического полиамидного волокнистого материала с низкой плотностью и умеренными внутренними потерями в дополнение к высокой прочности и высокой эластичности и аморфному кремнезему с высокой жесткостью к структуре внутри слоя. Т.е. используется два материала при плетении диффузора. Это дает материал с высоким удельным модулем упругости и оптимальным коэффициентом потерь. Кроме того, материал целлюлозного волокна на обратной стороне превосходен во внутренних потерях.

Объединив эти два материала в сотовую структуру, отличную по свойствам физических свойств, как структуру дифузора, мы реализуем слияние высокой жесткости и умеренных внутренних потерь при высоком качестве звучания. Корпус имеет высокую жесткость рамы.

Среднечастотный динамик имеет размер 10 см.

В качестве конической части принимается слоеная гибридная диафрагма, которая сочетает в себе органическое волокно из арамида и неорганического волокна высокопрочного углеродного типа PAN.

PAN – высокопрочное углеродное волокно – изготовлено из полиакрилонитрила в качестве исходного материала и имеет чрезвычайно высокий удельный модуль упругости. Благодаря переплетению этого материала с арамидом из органического волокна и внутрислойной структуре полученной при плетении материала мы с высокой точностью сбалансировали высокий удельный модуль упругости и коэффициента потерь.

Центральная часть СЧ-дифузора использует титановый купол S.R., который уравновешивал высокий удельный модуль упругости и коэффициент потерь.

Твитер купольного типа имеет диаметр 2,5 см с использует купол DOR (титан + бор) для воспроизведения высоких частот.

Бор используется в качестве материала дифузора с титановой основой, что сильно способствует диффузионному росту бора с высокой физической стоимостью свойства и привлекает отличными характеристиками, такими как высокий удельный модуль упругости, высокая долговечность/устойчивость к атмосферным воздействиям, подавление призвуков (окраса) титана. Кроме того, передавая движущую силу, генерируемую в звуковой катушке, на дифузор без потерь с помощью структуры DUD, объединяющей дифузор и звуковую катушку, удалось улучшить переходную чувствительность, улучшить частоту предельных частот, линейность и входное сопротивление.

Бор используется в качестве материала дифузора с титановой основой, что сильно способствует диффузионному росту бора с высокой физической стоимостью свойства и привлекает отличными характеристиками, такими как высокий удельный модуль упругости, высокая долговечность/устойчивость к атмосферным воздействиям, подавление призвуков (окраса) титана. Кроме того, передавая движущую силу, генерируемую в звуковой катушке, на дифузор без потерь с помощью структуры DUD, объединяющей дифузор и звуковую катушку, удалось улучшить переходную чувствительность, улучшить частоту предельных частот, линейность и входное сопротивление.

Для структуры корпуса мы задействовали резонансную структуру с высокой жесткостью, которая полностью использует запатентованную технологию Diatone и пытается улучшить музыкальное разрешение.

Были так же разработаны специальные стойки под акустику DS-77 HRX – название модели стоек DK-77X.

DK-77X выполнены и зтакой же древесностружечной плиты высокой плотности, что и корпуса акустических систем. Стоячая волна исключается путем уменьшения параллельных плоскостей в конструкции. Корпус имел два варианта отделки под ореховое дерево и черный. Также имелась аналогичная цветовая вариация для стоек DK-77X.

При переводе текста с японского к сожалению я какие то моменты не смог понять и они сокращены, то что осталось тоже слегка сумбурно, но просто поймите, наши языки очень разные и для адекватного перевода нужен языковой специалист по японскому, который врятли так же интересуется аудио и горит желанием перевести тонну информации от скуки. Поэтому такие “плохие” переводы мне видятся лучшим решением, чем никакие.

Итак, мы узнали, что Diatone DS-77 HRX – это последовательная эволюция роскошных моделей вбирающая в себя достижения даже топовых систем. Тибороновский твитер был достижением топовой модели Diatone DS-1000 в 1983 году. А в 1988 году вы видим ее воплощение уже в значительно более дешевой модели, диффузор теперь не из чистого арамида, как в ранних моделях, а использует ткань из гибридного материала уравновешивающего характеристики арамида и PAN, в сумме сочетающий лучшее. Так же запатентованный корпус был довольно хорош.

Акустика работает с любым усилением, но из моего опыта, чем выше класс аппарата, тем лучше звук вы услышите. На практике я не увидел предела в качестве звучания этой системы. Чем выше по классу вы подключаете усилитель и источник, тем звук становится серьезно лучше и лучше. Я использовал акустику 77 серии с массой усилителей – и это всегда было замечательно – звук был голографичным, невероятно ясным и объемным, фантастически хорошим.

Вот сокращенный список с чем сопрягались такие АС – Pioneer M-90 (топ), Onkyo M-506R, Onkyo A-919 (топ), Marantz PM 15S1, Marantz PM 6001, Sansui a607DR, Victor Z11, Yamaha A-2000 (топ), Yamaha B-70 (топ) и тд.

1988 год так же отметился выпуском грандиозной топовой модели стоимостью 2 миллиона йен – Diatone DS-V9000. 4-х полосная акустика весом 125 кг каждая колонка.

В акустике были применены потрясающие новаторские технологии – особая магнитная система A.D.M.C например. НЧ-динамик был диаметром в 40 см. А твитеры использовали новую технологию B4C. Она из себя представляла следующее. Раньше в топовых моделях компания Diatone напыляла бор на титановую подложку – это делалось по той причине, что было невозможно на тот период сформировать купол целиком из бора. Но в модели V9000 это удалось благодаря технологии B4C. B4C (чистый бор) купол твитера имеет удельный модуль упругости в 5 раз лучше титана и 2,2 раза боринизированного титана (ти-борона), а также имеет умеренную внутреннюю потерю, так как он неметаллический.Однако, поскольку бор имеет очень высокую температуру плавления 2450° С, невозможно было превратить его в куполообразную форму по традиционной технологии.

В диатоне эта проблема решалась плазменным напылением при фантастически высокой температуре 15 000° С (например поверхность нашего Солнца имеет температуру 5500-6000 градусов, т.е. Diatone создали температуру в 3 раза выше, чем на поверхности звезды) с помощью собственного метода плазменного напыления и обжига при высокой температуре в атмосфере инертного газа.Это дало возможность получить чистый боровый купол с прочной связью между частицами B4C.

В купе с B4C использовались и все прежние технологические достижения компании – DUD и DM. Это была фантастически крутая акустическая система, но хотелось бы рассказать о более дешевой модели вышедшей в 1989 году, а именно Diatone DS-V5000.

Стоимость пары составляла 1,100,000 японских йен.

Вес одной колонки 84 кг, размер НЧ звена был поменьше чем у V9000, более привычные 32 см. Мидбасовый среднечастотник имел размер 18 см. Еще один СЧ-динамик 6 см, и твитер 2,3 см.

Интересным было то, что по сравнению со старыми сериями в НЧ и СЧ динамике использовалось новое, суперарамидное или сверхарамидное волокно. Далее немного вольного перевода с японского.

Суперарамидное волокно дало значительное увеличение модуля упругости на 40% в дополнение к высокой прочности, отличным характеристикам демпфирования вибрации, низкой массе (25% от веса углеродного волокна). Используя сверхарамидное волокно для верхней поверхности сотовой диафрагмы они получили гибридную структуру с превосходными характеристиками, обеспечили отличный удельный модуль упругости и умеренные внутренние потери, сравнимые с бумагой (!). В акустике использовалась новая система A.D.M.C.-i (Advanced Magnet Circuit-impulse) – дальнейшее развитие базовой технологии A.D.M.C, для низкочастотного и среднечастотного динамика.

Она реализует высокоскоростной отклик путем дальнейшего контроля магнитного поля переменного тока. Путем минимизации плотности магнитного потока переменного тока, проходящего через магнит и подавляющего вибрацию рабочей точки магнитной цепи магнитным потоком постоянного тока, стабилизируется работа магнитной цепи против переходного отклика. Стабильность в области временной оси относительно переменного магнитного поля улучшается за счет подавления суммарного количества генерируемой составляющей плотности магнитного потока переменного тока и улучшения симметрии.

Среднечастотный динамик закрыт сзади магнитным экранированием с помощью чугуна с сфероидальным графитом, что устраняет электромагнитные помехи.B4C (чистый бор) купол используется для среднечастотного и высокочастотного динамиков.B4C показывает модуль упругости в 5 раз лучше по сравнению с титаном и в 2,2 раза (значение скорости звука 12,1 × 1011 см2/с2) боринизированной титановой диафрагмы, а значение скорости звука, показывающее скорость распространения звука, составляет 11 км/сек. Кроме того, внутренние потери имеют очень высокое значение, которое невозможно реализовать с помощью металлических диафрагм. Однако, хотя B4C обладает превосходными характеристиками, он имеет очень высокую температуру плавления 2450 ° C, поэтому возникла проблема чрезвычайно сложного формования в форме купола.

В Диатоне В4С расплавляли, помещая его в плазму с ультравысокой температурой плазмы 15 000° С или более методом первоначального плазменного напыления, и она распылялась на поверхность объекта с высокой скоростью для образования пленки. После термического напыления производился обжиг при высокой температуре в атмосфере инертного газа. Делая это, мы усиливали связь между частицами B4C реализуя купол из чистого бора.Для того, чтобы в полной мере воспользоваться превосходными характеристиками диафрагмы B4C, для среднечастотника и твитера используется D. U.D. (прямое крепление звуковой катушки к корпусу динамика).С конструкцией D.U.D., путем интеграции дифузора и звуковой катушки, можно передавать движущую силу, генерируемую в звуковой катушке, без потерь.

Кроме того, он надежно закреплен в корпусе с D. M., а твердый блок реализуется монококковой структурой, где пластинчатая часть магнитной цепи установлена непосредственно.Гибридная структура жесткой стальной проволоки и медной проволоки принимается как защитная сетка среднечастотного и высокочастотного динамиков.

Компоновка динамиков сделана близко друг к другу, чтобы реализовать оптимальную локализацию звукового изображения 4-х полосной акустической системы.Чтобы этого избежать отражений для в среднем высокочастотном диапазоне используется ряд небольших сферических выступов, которые вычисляют оптимальную форму и размеры микрокупола на поверхности, чтобы предотвратить дифракцию.

Сферические выступы на ободе динамика.

Схема кросовера разработана с помощью компьютерного моделирования и имеет чрезвычайно низкое сопротивление постоянным током и искажения.Конденсаторы были выбраны путем тщательного измерения каждого. Проводка была выполнена бескислородной медью высокой чистоты.Входные терминалы были позолочены (реальное золото). Толщина передней панели составляла 38 мм.Задняя панель из пиломатериалов Sitka с отличными характеристиками затухания и красивым звуком, используемым при производстве фортепиано. Другие части корпуса используют двухслойную древесностружечную плиту из хвойной древесины. Сверху – шпон из орехового дерева для реализации высокой жесткости и устойчивости к атмосферным воздействиям.

Я думаю теперь вы понимаете насколько сложны и уникальны были акустические системы Diatone топового класса. Но что происходило в самом начальном диапазоне? И здесь компания была невероятно щедрой, и в следующем, 1990 году, активно рекламировала модель Diatone DS-66Z.

Стоимость пары 66Z составляла 92000 йен (46000 йен за одну колонку). Эта акустика была по размеру сопоставима с топовыми Diatone DS-1000, но оснащена фазоинвертором, для повышения отдачи в нижнем регистре, расположенном сзади.

НЧ-динамик имел диаметр 27 см и представлял собой знакомый гибридный сендвич из арамида (arramid). В DS-66Z в гибридную структуру диффузора был внедрен аморфный кремнезем прочность которого улучшается на 15% по сравнению с прежними вариантами. В середине диапазона используется динамик диаметром 10 см. Он тоже из арамида в конической части, но в центре он оснащен новейшим омега-титановым куполом имеющим высокий удельный модуль упругости, и улучшенные внутренние потери.

Твитер куполной формы и диаметром 2,5 см работает в области высоких частот. В качестве материала купола используется бор с превосходными характеристиками (напыленный на титановую основу), такими как высокая скорость реагирования на входные сигналы и подавление присущего металлическому материалу звука. Из за бора и структуры D.U.D., объединяющей динамик звуковую катушку, движущая сила, генерируемая в звуковой катушке, передается на купол без потерь. В результате мы улучшаем переходную чувствительность, предел частоты высокочастотного диапазона, линейность и сопротивление входному сопротивлению. Кроме того, единичная структура использует гибридную структуру метода DM – вся пластина смонтирована в единое целое с рамой для ослабления естественного резонанса.

DS-66Z имеет магнитную экранированную конструкцию и не будет оказывать негативного влияния на экран даже ЭЛТ телевизора.

Разделена проводка для низкочастотного динамика и СЧ, ВЧ, как это было ранее сделано в топовых моделях! В акустике использовали ламинированный сердечник Orient для катушки, бескислородную медь для провода, тщательно подобранный по номиналом</</p>

Двенадцать самых необычных колонок

Продолжаем нашу серию репортажей о самой удивительной технике – на очереди рассказ о старой акустике, при создании которой инженеры не сдерживали себя вообще. В результате, на эти АС прошлого, и сегодня не возможно смотреть без благоговейного трепета. Они то ли пришли в жизнь прямиком со страниц фантастических романов, то ли явились к нам из другого мира.

Empire Grenadier 9000M

Вот такой гренадер получился у Empire! Модель выпускалась с 1967 по 1973 г., она обеспечивала диаграмму направленности от 360 до 140 градусов (благодаря использованию акустических линз). АЧХ составляла рекордные для тех лет от 20 до 20 000 Гц (есть и «супертвитер» для частот от 5 КГц), на басу трудился 15’ динамик, максимальная подводимая мощность была 100 Вт. Цена на момент старта продаж — $299,95. Рост акустики – 74 см, диаметр – 56 см. Коренастые тумбочки.

Empire Grenadier 9000M

Hitachi Lo-D HS-10000

Пятиполосный гигант, выпускавшийся в конце семидесятых годов ХХ века. Сотовые 30-ти сантиметровые динамики на басу (вуфер и пассивный радиатор), далее россыпь «поддержки сверху» — 6 см, 3,5 см, 1,8 см и 0,9 см. Все динамики – уникальные, с плоскими диафрагмами, заполненными смолой. Рост – 1,8 метра, АЧХ от 20 до 20 000 Гц, чувствительность 89 дБ.

Hitachi Lo-D HS-10000

Grundig MONOLITH 190
Genesis явно взял многое от этой модели. 24 динамика и 4 встроенных усилителя в каждую АС обеспечивали полностью активное включение 188,5 сантиметровых исполинов. Акустика выпускалась с 1979 по 1983 гг., ее мощники имели эталонные характеристики – уровень искажений не превышал 0,1-0,2%. АЧХ – от 20 до 25 000 Гц, набор динамиков включал 8 х 17,5 см вуферов на бас, 7 х 3,7 на СЧ и 7 х 1,9 см твитеров. Весила одна колонка 83 кг.

Grundig MONOLITH 190

Acoustic Research AR9

Acoustic Research AR9 1978 – 1982 гг. выпуска весят по 59 кг – и предлагают ряд настолько продвинутых технических решений, что и сегодня на аукционах за ними идет настоящая охота. Два 30 сантиметровых басовика излучают в бок, их работа оптимизирована для гашения стоячих волн до 200 Гц. АС были крайне сложными для усиления для своих времен – чувствительность в 87 дБ и падение сопротивления до 3,2 Ом диктовали необходимость использовать с ними исключительно мощные и стабильные транзисторники. АЧХ: от 18 Гц (объем корпуса в 120 л при росте 134 см позволял это) до 30 000 Гц, за такую полосу отвечали(помимо упомянутых басовиков) 20 см, 3,8 см динамики и 1,9 см твитер; при чем, в последнем была применена технология жидкостного охлаждения.

Acoustic Research AR9

Dahlquist DQ-10

В 1974 г. громкоговорители стоили $395. Абсолютно сумасшедшая конструкция с фазовой матрицей из динамиков на разных плоскостях. Первые колонки, которые сформировали действительно трехмерную, голографическую звуковую сцену. Расплатой стали сумасшедшие запросы к усилению и ограниченный бас. Для формирования должной поддержки «снизу» рекомендовалось докупить фирменный пассивный сабвуфер Dahlquist DQ-1W Passive Subwoofer, а также кроссовер для стыкования с АС — Dahlquist DQ-MX1, ну и еще раз заняться усилением. АЧХ модели находится в пределах от 37 до 27 000 Гц, сопротивление 8 Ом, подводимая мощность до 100 Вт.

Dahlquist DQ-10

Onkyo Scepter 500

Стоившие на момент релиза в 1978 г. 580 000 йен, эти спикеры оснащались огромными 38 см басовиками W3801, мощность их магнитной системы достигала 11000 Гауссов (АЧХ снизу – от 25 Гц). Далее все еще интереснее – на СЧ работали фирменные драйверы D6540 A+H 4003S с секторальным рупором, затем на ВЧ работала система рупоров и акустических линз D3520A, H2014P, AL80, а супертвитер трудился в диапазоне аж до 35 000 Гц – благодаря использованию рупора TW3001. Чувствительность в 96 дБ и подводимая мощность 120 Вт – о, детка, да! Эта акустика умела играть действительно громко – максимальное звуковое давление достигало 117 дБ! Массивные корпуса весом в 97 кг и 200 л объема корпуса (при его росте в 130 см) – последние штрихи.

Onkyo Scepter 500

Diatone DS-5000

1984 г., классические четырехполосники с 40 см басовиками (аж 286 000 Максвеллов) и 25 см СЧ-НЧ драйверами (диафрагма сотовая — из арамидных волокон и алюминия). Далее работают – 6,5 см купольный динамик DUD (диафрагма и катушка – единая конструкция) с диафрагмой из бора, аналогично оформлен и твитер (2,3 см). Корпуса из дефлекторных пластин (фанера и орех), исключительное качество отделки, но, что же в них особенного? На секундочку – АЧХ от 20 до 60 000 Гц, это абсолютно уникально для восьмидесятых! Примененные технические решения позволяют этим АС не то, что на равных конкурировать – но и превосходить самые современные образцы High End спикеров. Подводимая мощность 250 Вт, сопротивление 6 Ом, а чувствительность 93 дБ. При росте в 105 см акустика весит 87 кг.

Diatone DS-5000

JBL S119

Да, JBL бывали и такими. Двухполоска, со всенаправленной диаграммой изучения, смелый эксперимент. Использован 20 см басовый динамик 108H и 4 х 2,5 см твитера LE20T-2 – они гарантировали АЧХ от 40 до 20 000 Гц при чувствительности в 86 дБ и сопротивлении 8 Ом. Акустика впервые появилась в 1972 г. и предлагалась за 111 йен, ее перевыпуск произошел в 1988 г. (позиционирование было направлено на владельцев кинотеатральных систем, добавлено магнитное экранирование динамиков). Подорожала она за это время сильно – новую модель можно было купить уже за 256 000 йен.

JBL S119

Sony ESPRIT APM-8

Квадратные диффузоры динамиков – не мода, а необходимость в достижении эталонного звучания! Sony в восьмидесятые выпустила несколько вариаций таких спикеров. Сэндвичи из алюминия с алюминиевыми же сердечниками и литыми корзинами с кольцевыми магнитами, подключенными к ним через четыре особых цилиндра – абсолютно революционная конструкция. 807 см2 на бас, 144 см2 на нижнюю середину, 24 см на СЧ и 5,8 см2 на ВЧ – все это дает АЧХ от 25 до 30 000 Гц при чувствительности 92 дБ и сопротивлении в 8 Ом. Пиковая мощность 500 Вт, масса одной колонки 102 кг, цена – 1 000 000 йен. Колонки выпускались с 1979 по 1982 гг.

Sony ESPRIT APM-8

Pioneer S-F1

Супер-раритет – и, опять, с квадратными диффузорами, еще и расположенными коаксиально. Всего вышло не более 100 пар таких АС, модель выпускалась с 1979 по 1982 гг. Четырехполоска, динамики таковы: 40 см на НЧ, 15 см на СЧ, 6 см на ВЧ и 2,6 см на супер-твитер. 94 дБ чувствительности, 150 Вт подводимой мощности и 8 Ом сопротивления. Цена на момент начала продаж – 850 000 йен.

Pioneer S-F1

JBL Paragon D44000

Фетиш коллекционеров со всего мира. Обладать этими АС – примерно, как иметь в гараже Rolls Royce сороковых годов ХХ века. Выпускавшийся в 1957 по 1984 гг. шкаф содержал рупорную стереосистему, выдававшую абсолютно магическое звучание. Трехполоска с 96 дБ чувствительности (АЧХ до 15 000 Гц), сопротивление 8 Ом и подводимой мощностью в 125 Вт имела «на борту» фирменные динамики: НЧ-вуфер LE15A, СЧ-драйвер с акустической линзой 375 и рупором H5038P, твитер 075 (тоже с акустической линзой). 263 см ширины и 72 см высоты, масса 316 кг (даже ножек-опор – не четыре, а шесть)! Это была самая дорогая серийно выпускаемая акустическая система до начала восьмидесятых годов ХХ века.

JBL Paragon D44000

Technics SB-10000

Ни одна подборка супер-колонок прошлого не обойдется без них! Комплект 1000-серии компании предлагался в 1980 г. за 5,45 млн йен (отдельно акустику можно было купить за 2,5 млн йен; встречаются данные об 1,2 млн йен, но, судя по всему, это цена за штуку) — система для мульти-миллионеров. Примененные технологические решения вызывают «шок и трепет» и сегодня. Твитеры EAS-35HD04SA с диафрагмой из бора оформлены в рупоре и работают до 35 000 Гц. СЧ-динамики EAS-10HM03-N, также, заключены в рупор – их диаграмма направленности простирается о 150 градусов. Басовики EAS-46PL01S трудятся в собственном корпусе (объем аж 300 л.). Все рупора – алюминиевые, не подверженные старению из-за воздействия влажности воздуха. Чувствительность 95 дБ, сопротивление 6 Ом, подводимая мощность 300 Вт, масса одной колонки 140 кг, рост 111 см.

Technics SB-10000

СИСТЕМА В МАСТЕРСКОЙ HIENDMUSIC

Человеку, который позиционирует себя в качестве топового аудио консультанта, логично – что вы слушаете сами? Больше того, вернейший способ определить, насколько можно доверять человеку, предлагающему советы в той или иной области – посмотреть, куда собственные методики привели его самого. В моем случае – послушать звучание систем, которые я считаю эталонными.

Шоу-рум Huge Sound — здесь музыка звучит идеально всегда!

Самая бескомпромиссная система собрана в нашем шоу-руме Huge Sound, а в этой статье я расскажу о системе, которая третий год радует меня в моей мастерской. Это в прямом смысле слова мастерская, где велась работа по реставрации винтажной акустики с целью изучения определенных аспектов ее работы, поэтому дизайн помещения давайте оставим за скобками. Это мансардная комната в старом загородном доме, где было удобно проводить много времени, экспериментируя с разной техникой, и именно здесь захотелось построить что-нибудь необычное – принципиально иное, чем традиционный High End.

В итоге родилась активная мультиампинговая система с раздельным усилением на каждую из четырех полос, активным сабвуфером и дополнительными супертвитерами. Идеей построить нечто подобное, я загорелся во время первых экспериментов с биампингом, когда мне в руки попал винтажный активный кроссовер Sony TA-900 Esprit. Уникальный компонент, подобных которому на сегодняшнем рынке бытовой аудиотехники просто нет. Можно найти нечто подобное среди профессиональных устройств, но по гибкости настроек они все равно уступят «эспритам» из восьмидесятых.

Мультиампинговая система в моей мастерской

В системе таких активных кроссовера два. Это нужно, чтобы обеспечивать пересечение частотных полос. Дело в том, что активные кроссоверы режут частоты как ножом, не допуская смешения, и если поставить один такой аппарат, то полосы получится разделить только по выбранной фиксированной частоте – например 300Hz или 500Hz. Так и было предусмотрено в акустике Sony APM, под которую эти кроссоверы создавались. Но в акустике Diatone DS5000, которая стала основой моей системы, басовый динамик играет до 500 Hz в своем верхнем диапазоне, а мидбас опускается в нижнем диапазоне до 120 Hz. Смешение частот от 120 до 500 Hz между двумя динамиками, их плавную «сшивку» обеспечивают внутренние кроссоверы акустики, и с переходом на внешние кроссоверы приходится ставить два аппарата для достижения аналогичного результата.

Почему Diatone DS5000? Для музыки, которую я люблю – главным образом это прог-рок и хард-рок 70х и хэви-метал 80х-90х, эти колонки подходят отлично, а курочить для своего замысла современную акустику сопоставимого уровня, сами понимаете – рука не поднимется.

Здесь уместно сказать несколько слов о том, в чем отличие топовых моделей акустики восьмидесятых от лучших образцов современных акустических систем. Точнее, в чем конкретно состоит преимущество последних.

Акустические колонки состоят из трех основных элементов: динамики, корпуса и внутренние кроссоверы. Корпуса всех винтажных колонок сделаны из МДФ высокой плотности. Это был отличный материал для своего времени, но он существенно уступает сложным конструкциям из алюминия или композитов в плане управления внутренними резонансами. Задача корпуса – обеспечивать монолитное крепление динамика, оставаясь при этом полностью инертным к звуковым волнам и микровибрациям. Корпуса колонок Wilson Audio, Stenheim или Magico решают эти задачи на 100%, в то время как винтажные деревянные сундуки всегда примешивают к звуку посторонние призвуки. В Diatone DS 5000 эту проблему пытались решить фронтальной стенкой из цельной вишни специальной породы, но полностью устранить ее не удалось. Кроме того, современная акустика значительно шагнула вперед в плане архитектуры. Конструкция корпусов Wilson Audio, к примеру, позволяет регулировать «голову» со среднечастотным динамиком и твитером в четырех положениях, за счет чего достигается невероятная фокусировка звуковой сцены – музыка звучит не из колонок, а как бы в огромном висящем шаре, причем этот шар одинаково хорошо прослушивается из любой точки комнаты. Винтажные колонки ничем подобным похвастать не могут.

Динамики Diatone без преувеличения – технологическая вершина своего времени. Сложная конструкция диффузоров с сотами из титановой нити, уникальные тканевые подвесы со специальной пропиткой, титановый купол среднечастотника с напылением из бора – для своего времени абсолютный космос. Превзойти эти решения удалось только в самых лучших современных колонках. Так Stenheim делает динамики из специально разработанного полимера — легкого и тонкого, как бумага, но при этом невероятно плотного. За счет этого акустика одинаково хорошо отыгрывает и тяжелые гитарные рифы Металлики и тончайшие нюансы вроде смыкания губ на вокальных записях. Очень продвинуты в технологическом плане керамические динамики Magico, но заставить их дышать может только специфическое усиление с высоким током. В целом, я бы сказал, что динамики Diatone до сих сопоставимы с лушими современными моделями, а единственная серьезная проблема с ними – высыхание подвесов, к счастью, полностью устранима.

Динамики Diatone DS5000 и DS3000 в моей мастерской на восстановлении.

А вот по части внутренних кроссоверов топовые современные колонки разбивают топовый винтаж в пух и прах. Напомню, что внутренний кроссовер – это устройство, которое распределяет поступающий в акустику сигнал по частотным полосам – высокие на твитер, низкие на бас, середину – на среднечастотник. От того, насколько это устройство может пропускать электрический сигнал без потерь, зависит прозрачность звучания акустики. Кроссоверы винтажных колонок собраны по примитивной схеме, с использованием элементов среднего качества, которые к тому же, ухудшили свои характеристики от времени. Они скрадывают микродинамику, и в результате, почти невозможно «растворить» винтажную акустику в помещении, добившись эффекта, что живая музыка звучит в открытом пространстве непосредственно перед вами — большой плюс топовой современной акустики с кроссоверами нового поколения. С винтажом вы все время будете слышать, что звук идет из колонок. Будете слышать не музыку, а систему.

Слово почти я выделил курсивом, потому что Diatone в своей мастерской я все-таки растворил. Для этого и понадобилась активная система, в которой внутренних кроссоверов просто нет – они полностью выключены из процесса.

Достигается это так. От источника сигнал поступает на предусилитель – мощный и прозрачный Audio Research SP3, прошедший полную реставрацию. С двух линейных выходов предусилителя сигнал направляется на пару активных кроссоверов. Верхний кроссовер отвечает за среднечастотный купол, мидбас и сабвуфер (о его роли в системе я расскажу ниже). Частотная полоса 125-1250 Hz снимается с кроссовера и направляется на ламповый усилитель Solo KT66, с которого прямиком без терминалов направляется к мидбасу по акустическим кабелям, заведенным в корпус акустики. Полоса 1200-8000 Hz работает с таким же Solo KT66, направляется к родным терминалам колонок и распределяется единственным сохраненным участком внутреннего кроссовера между титан-боровым куполом и родным твитером. В этом звене есть потери в микродинамике, но избавление от них повлекло бы такие технические усложнения, что с этим несовершенством я решил смириться.

Нижний кроссовер отвечает за линию супертвитеров и басовиков. Хотя родные титановые твитеры Diatone считаются хорошими, в реальности они весьма слабые. Я установил дополнительно более мощные и звонкие твитеры JBL 2405H. Многие считают, что твитеры нужны только для «тц-тц», но на самом деле они отвечают за «воздух» музыки. С появлением мощных выделенных супертвитеров музыкальное пространство как будто увеличилось в разы. Само собой, «тц-тц» тоже стали значительно интереснее. Супертвитеры на полосе от 8000 Hz и выше оживляет специально разработанный Сергеем Глазуновым (автором Solo KT66) однотактный усилитель на лампе 6Ф3П.

Самое интересное решение находится в области низких частот. Несколько раз я слышал недоуменный вопрос «зачем акустике с басовиком 18 дюймов дополнительный сабвуфер. Неужели мало баса? Дело не в количества баса, а в его качестве. Традиционные «вуферы» могут иметь узкий короткоходный подвес (как у Diatone DS5000) или широкий длинноходный. В первом случае бас получается быстрым и хорошо артикулированным, но недостаточно глубоким, а во втором случае – сочным и глубоким, но плохо проработанным.

сабвуфер позволяет добиться быстрого, артикулированного, и в то же время глубокого баса. Если с 18 дюймового басовика срезать инфраниз ниже 50 Hz, то оставшиеся частоты в диапазоне 50-500 Hz начинают звучать более чисто и разборчиво. Из музыки словно отфильтровывается невнятное бурчание. Это «бурчание» при переадресации на сабвуфер обретает качественно другую энергию и плотность, превращаясь в мощную низкочастотную поддержку – прочный фундамент звука. Лучше всего настраивать сабвуфер в противофазе – в этом случае, основной басовый удар выдают динамики, а сабфувер отыгрывает низкочастотный «хвост». Включение по фазе, при котором саб синхронизрован с акустикой, приводит к утомительному биению баса в грудь, что, впрочем, некоторым как раз нравится.

Басовый динамик также подключен к акустическому кабелю напрямую без терминалов. Работает он в паре с транзисторным интегральником Sansui 907MR. Важно то, что все усилители согласованы между собой по звучанию. Сочетание Solo KT66/Sansui 907 сложилось эмпирически, но оказалось очень удачным. Эксперименты с другими усилителями приводили к развалу цельной звуковой картины, и после тестирования десятка разных аппаратов искать альтернативу я перестал.

Главный источник в системе – виниловый проигрыватель Micro Seiki RX5000. Разумеется, со всеми возможными апгрейдами, описанными в статье 7 шагов к виниловому абсолюту. Вопрос связки картридж/тонарм я закрыл для себя навсегда, как только услышал пару Air Tight/Morch DP8. Для воспроизведения рока 70х-80х годов ничего лучше не может быть, потому что Air Tight/Morch DP8 воспроизводят винил идентично записям на магнитной мастер-ленте, а такие записи являются эталоном. Другой картридж стоит на тяжелом тонарме Ikeda и служит для воспроизведения более поздних пластинок – конца 80х- начала 90х годов. У таких альбомов более узкие канавки и для полноценного воспроизведения лучше подходит низкоподатливый картридж с большим динамическим диапазоном на тяжелом тонарме. Более подробно о том, ЗАЧЕМ ПРОИГРЫВАТЕЛЮ ДВА ТОНАРМА, я написал в отдельной статье. На вертушке установлена и третья пара картридж/тонарм. Для воспроизведения классики у меня есть Fidelity Research FR1 mk3, но такую музыку я слушаю редко, поэтому картридж установлен на утяжеленном Micro 505. Будь я более страстным любителем классической музыки – поставил бы его на Fidelity Research FR64 или на SME M2R12.

Micro Seiki RX5000 в мастерской

Фонокорректор – авторский «Арагорн», тестированию которого была посвящена статья Великая битва фонокорректоров. Собственно, после этого теста я и выкупил себе прототип «Арагорна» в техническом корпусе. В настоящий момент возможен заказ «Арагорнов» в корпусах, покрытых рояльным лаком, но они не вписываются в мою стойку по габаритам.

Накамичи 1000 – отдельная любовь. Не всегда есть время возиться с пластинками, и если хочется послушать музыку полчаса – кассетная дека – идеальное быстрое решение. Из недавних открытий – на специализированных сайтах продаются студийные кассеты 80х годов, многие из которых великолепно записаны. Некоторые кассеты становятся даже лучшей альтернативой пластинке. Дека подключена в систему через контроллер динамического диапазона DBX – студийное устройство, позволяющее увеличивать динамический диапазон записей во время прослушивания.

Цифровой звук представлен в системе рекордером Tascam DA-3000 по профессиональной надобности. Я пишу на него в формате DSD 5.6 тесты с различных фонокартриджей, чтобы помогать заказчикам определяться с конфигурацией проигрывателей. В качестве музыкального источника Tascam DA-3000 не дотягивает до высокого уровня, поэтому все интересующие меня альбомы пост-виниловой эры записаны у меня на кассеты с трехблочного DSC Scarlatti.

Система питания в системе — Fisch Reference Line. Кабели Acrolink и Cammino. Под все компоненты установлены виброразвязки из сорботана. Разъемы и терминалы обработаны улучшителем соединения Conta+

Система мудреная, требующая повышенного внимания, ухода и обслуживания, но она нравится мне именно такой, какая она есть. Рок я слушаю на ней с большим кайфом, а для аудиофильских изысков есть бескомпромиссная система в нашем шоу-руме Huge Sound, которой посвящена отдельная статья.

В гости на прослушивание в мастерскую я приглашаю тех, кто хочет получить качественный виниловый тракт, собранный «по мерке» под определенный бюджет. У меня вы сможете послушать одни и те же треки в исполнении полутора десятков головок в разной ценовой категории, услышать разницу между несколькими разными тонармами и приводами, оценить влияние на звук гранитно-мраморного сэндвича – и все это за полчаса, без долгих переключений и перенастроек. Для решения этой задачи в системе как раз трудится Tascam DA-3000.

В шоу-рум я приглашаю тех, кто хочет собрать с нуля топовый бескомпромиссный аудио-сетап или улучшить имеющийся. Для тех, кто хочет очень хороший сетап, но не располагает бюджетом на покупку бескомпромиссного, в мастерской установлена еще одна демо-система – более простая, чем активная, более доступная, чем бескомпромиссная, но очень душевная и музыкальная.

Для записи на прослушивание и комплектацию винилового тракта «по мерке» пишите

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]