Автор: Юганск
21 июля 2022 20:45
Метки: СССР интересно истории магнитофоны фотографии
11915
9
Пусть в СССР не был развит рынок музыкальных записей на катушках, зато страсть к перезаписи фирменных пластинок и бобин у энтузиастов Hi-Fi была сильной. Правда, качественные бобинники советского производства стоили весьма недешево – цена топовых моделей превышала 1000 рублей, и доступны они были далеко не всем. В этой подборке конечно не все, но одни из лучших образцов советской «катушечной» промышленности.
1.
Маяк-001
0
Смотреть все фото в галерее
Знаменитый Маяк-001-стерео производился Киевским с 1973 года, это была серьезная машина со скоростями 19,05 и 9,53 см/сек, а также дистанционным управление всеми режимами работы лентопротяжного механизма. Уровни записи и воспроизведения можно было отслеживать по стрелочным индикаторам, частотный диапазон на скорости 19,05 см/сек составлял от 31,5 до 20000 Гц. Весила модель 20 кг. в 1980 году после модернизации магнитофон получил знак качества.
2.
Весна
Магнитофоны марки «Весна» были одними из самых популярных кассетных проигрывателей. Модельный ряд «Весны» начинался с портативных катушечных устройств и заканчивался стационарными стереосистемами. Стоит ли говорить о многогранности этой техники?
Магнитофоны «Весна» стали выпускать в начале 60-х. Более 30 лет славного существования завершились в конце 80-х, когда советские проигрыватели попросту не выдержали западной конкуренции и плавно ушли с рынка.
«Весну» выпускали на нескольких заводах. Первый – Киевский, тогда гордо именуемый «Коммунистом», а сегодня – «Радаром». Начиная с 30-х, этот завод несколько раз менял направление своей деятельности. Помимо пресловутых магнитофонов он также работал в сфере авиационной промышленности.
Сегодня завод успешно производит продукцию военного и гражданского назначения. Высокую оценку на мировом рынке получили медоборудование для травматологий, светодиодные светильники, котлы отопления, регуляторы давления газа.
Еще выпуском магнитофонов «Весна» занимались на Запорожском заводе передвижных электростанций «Искра». Это предприятие ведет свою историю с конца 50-х. Сегодня входит в перечень стратегических объектов Украины и выпускает суперсовременные образцы вооружения.
Электроника-007
0
Сложный магнитофон разработал Фрязинский в 1987 году, модель отличалась возможностью программирования множества функций за счет встроенного процессора. Они включали программирование воспроизведения по электронному счетчику или порядковым номерам, автоматический поиск, возможность обзора записанных на ленте фонограмм; возможность коррекции АЧХ и уровня тока подмагничивания в зависимости от типа магнитной ленты. В комплект входил также инфракрасный пульт ДУ, АЧХ магнитофона составляла 20 – 25000 Гц, весил аппарат 24 кг.
5.
Электроника
Магнитофоны «Электроника» имели свои преимущества: во-первых, они могли не только воспроизводить, но и записывать звуки; во-вторых, они были способны работать автономно, питаясь от батарей и автомобильных аккумуляторов, что значительно расширяло возможности их применения.
Выпускали «Электронику» на Нововоронежском . Он был основан практически сразу после войны и закончил свое славное существование, как и большинство советских предприятий, в лихих 90-х.
Сейчас на «Алиот» невозможно смотреть без слез.
Здание некогда серьезного предприятия сегодня разносят буквально по кирпичику, вытягивая арматуру на металлолом и сдают уцелевшие корпуса под торговые точки. О былой славе и гордости приходится только вспоминать.
Электроника ТА 01-003
0
Данный магнитофон выпускался с 1979 года Фрязинским , а позже и Кировским электромашиностроительным производственным объединением имени Лепсе. В нем было три двигателя и высококачественный лентопротяжный механизм с системой автоматического управления ведущим двигателем. Также присутствовало устройство для электронного торможения, плюс система стабилизации натяжения магнитной ленты и фотоэлектрический автостоп. Был в аппарате и пульт ДУ, и встроенная система шумопонижения. Весила модель 27 кг.
6.
У вас есть ностальгия по катушечным магнитофонам советского производства?
Приглашаем вас в ностальгическое фотографическое путешествие из 59 кадров по так называемым в то время – «катушечникам», произведенным в СССР и России в 1986-1994 годах. Может быть, кто-нибудь их уважаемых гостей нашего сайта пожелает оставить комментарий по поводу того, какой катушечный магнитофон был у него в 80-х и 90-х годах, а также какая из приставок была самая качественная в плане отсутствия поломок и чистоты звучания музыки?
Мнение из интернета: «В схожих темах уже отметился, потому по сабжу не буду. Задумался о другом. Ведь это все БЫЛО! ПРОИЗВОДСТВА СССР! Если даже выяснять: кто там, чего у кого слизал – да хрен бы с ним, с изобретением изобретенного. Но ведь делали же! Покажите мне сегодня реально российскую технику (Йотафон не предлагать). Я задумался, и обнаружил, что российской техники у меня сегодня в доме НЕТ! Советская есть немножко (мясорубка, например, и сковородка – техника, ага!), а все остальное – Китай. Даже, если лейбл европейский или японский – все равно сделано в Китае. Ну да, мой телевизор собран в России, но все равно из китайских деталей по корейской лицензии. Все остальное, если вникнуть, та же фигня. А ведь я точно знаю, что российская техника есть. Достраивают новый цех для нужд оборонки (та самая электроника). Все там очень круто, поверьте на слово. Но в магазинах – все равно Китай :(.»
Катушечный стерео магнитофон-приставка «Идель-001-1». Изготовитель: Казанский завод ЭВМ. Выпуск с 1986 года.
Идель – в переводе с татарского языка означает – Волга!
Стереофонический катушечный магнитофон-приставка «Олимп-004-стерео». Кировское электромашиностроительное ПО имени Лепсе. Модель 1986 года.
Магнитофон-приставка «Идель МПК-007С». Казанский завод электронно-вычислительных машин. Модель 1988 года (малосерийная).
Романтик
Первая модель «Романтика» появилась в середине 60-х. Это был портативный транзисторный магнитофон. Далее последовали различного рода модификации. Например, «Романтик-6» отличался отменным качеством и слыл наиболее востребованным магнитофоном в 80-х.
Завершающей моделью стал «Романтик-311-стерео» – двухкассетный магнитофон, разработанный в начале 90-х.
Выпуском проигрывателей данной марки занимался Горьковский завод имени Петровского в Нижнем Новгороде. Предприятие работает и сейчас, предлагая различные продукты военного, промышленного и гражданского назначения.
Кроме того, выпуском «Романтиков» занимался Петропавловский завод имени Кирова, расположенный в Казахстане. Он также сохранил свои мощности, но, в отличие от Петровского, отошел от оборонного производства, несмотря на то, что во Вторую мировую этот завод был одним из главных поставщиков продукции военного назначения.
Олимп
Пожалуй, самыми серьезными из перечисленной техники, были катушечные проигрыватели марки «Олимп». Самый веский аргумент – именно на такие машины частенько записывали свои хиты советские звезды, которым специальные студии были не по карману.
«Олимпы» выпускали на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Завод жив и по сей день. Мало того, удалось расширить сферу его производства до медицинской, автомобильной и железнодорожной и нефтеперерабатывающей продукции.
Да, от былой славы знаменитых советских магнитофонов остались лишь воспоминания. К сожалению, кануло в лету и величие многих заводов, которые их выпускали, и сегодня только некоторые из них смогли сохранить свое имя и какую-то часть производственного потенциала.
Катушечные магнитофоны
Катушечный магнитофон — это не просто один из источников звука, это целая эпоха. В ней нужно жить, пропитаться ее атмосферой, ее особенностями. По этой причине я не понимаю новообращенных любителей ленты, через жизнь которых никогда не проходил катушечный магнитофон. Сейчас это — фетиш, взбрык очередной моды. Что вы пытаетесь доказать покупая японский магнитофон и катушки к нему по цене в 70 баксов? Что он может звучать в теории лучше старого компакт диска (но не современной цифровой записи)?
Ballfinger — современный катушечник
В моем детстве все было светлее и прекраснее. Магнитофон был чудом, возможностью слушать любимую музыку. Подростком я с восхищением взирал на витрину магазина, где стоял в продаже лучший советский магнитофон высшего класса Электроника 003 (ТА1-003) стоимостью 1300 руб — годовая зарплата. Происходило это в . Правда ли он там продавался или, чтобы его купить нужно было вставать в очередь, я не знаю. Под выражением «вставать в очередь» я понимаю не буквальное действие, как бы это было понято сейчас, а запись в длинный список страждущих, который будет реализовываться потом годами.
Это была чудесная машина с потрясающими характеристиками и системой шумоподавления. Сегодня это пустой звук, но в то время хорошая система шумоподавления (а пленка то шипит) означало просто нирвану любителю качественного аудио.
В еще одном «фирменном» магазине Антей можно было лицезреть другого гиганта из мира высококлассных магнитофонов — Олимп 005.
Ах, какие вкусные характеристики у него были. Читать их было тоже самое, что пить мед:
Рабочий диапазон частот на большей скорости 20…25000 Гц (19 см/сек), меньшей 20…18000 Гц; коэффициент детонации соответственно 0,08% и 0,15%; коэффициент гармоник на скорости 19,05 см/с 1,5%; соотношение сигнал/шум на скорости 19,05 см/с -60, 9,53 см/с -56 дБ, потребляемая от сети мощность 100 Вт; габариты аппарата 460х450х220 мм; его масса 20 кг.
На Олимп 005 можно было стоять и часами восхищенно смотреть, словно это была картина «Утро в сосновом лесу» Шишкина. В то время характеристики Олимпов, Электроник, Союзов, Илетей, Иссыккулей я знал наизусть. В моем распоряжениимагнитофон более скромного 1 класса Астра 110 оказался намного позже. Перед этим я немного пользовался ламповым магнитофоном Комета 201 с пленками 6 типа (это такая наждачка, которая постоянно рвалась и ее приходилось клеить уксусом, прямо пальцем). А потом я сколько то лет пробыл с магнитофоном Эльфа 201 — соответственно 2 класса.
Какой красивый он был!
С приходом Астра 110, что изменилось. Если честно, на первый класс он не тянул — он довольно громко тарахтел, и был довольно топорный, но (!) в нем был сквозной канал (прерогатива высокого класса), а записывая на него я мог слышать в реальном времени то, что уже записалось секунду назад, тем самым реагируя на загрязнения головки.
Астра была куплена новой в магазине за внушительные 480 рублей. Еще лучше было выбрать магнитофон по настоящему первого класса — Союз, но он стоил уже 650 руб, что было недостижимо.
Я переписывал на кассеты виниловые диски, что покупали с друзьями в клубе филофоностов в ДК Родина и открывал мир по новой — Pink Floyd — The Wall, Animals, Kiss, Motorhead, Nasty Savage, AC/DC, Helloween, Led Zeppelin, Nazareth , Whitesnake и тд.
О, вы скажите, а в чем был смысл, ведь у тебя уже был виниловый проигрыватель?
И если вы не знаете ответа на этот вопрос, то очевидно, что для вас эта тема пройдет стороной, как фетиш. Пластинки «запиливались» от проигрывателя, начинали трещать, хуже звучать, со временем. Лента была роскошным вариантом слушать качественный звук без «штрафа» за это.
На тот момент катушки и винил — были лучшим выбором в нашей стране для меломана. Что уж говорить о других странах, где все было намного технологичнее?
Когда я впервые увидел аудиокатушку БАСФ, я был поражен какая в ней тонкая пленка. А когда я записал на нее King Diamond, то был шокирован тем, что пленка шипела почти в 2 раза тише, чем любая советская лента — Славич или Славутич 11-15 типа (помоему), не говоря о простонародной Свема 9 типа.
А на западе все было просто роскошно. С этим я вас и хочу познакомить в виде фотоэкскурса по тем временам.
Катушечник Akai X-330D
Катушечник Akai с набами — некие переходники для катушек с большими отверстиями. Для любителей советской школы — вещь необычная и удивительная.
Набы
Стрелки неизменный атрибут катушечника — использовались для выставления уровня при записи.
Классика жанра — катушка без наба.
Габаритами и весом катушечники всегда отличались в титаническую сторону.
Я не знаю, как можно не охнуть от такой красоты!
А вот и вещь, без которой эксплуатация магнитофона была малореальным занятием — конечно же пасики. Они выходили из строя — рвались, растягивались, и магнитофон переставал держать скорость.
И в Японии выбирали Пионеров, еще бы красный галстук повязать.
А это сами катушки с лентой. Обратите внимание — длинна ленты 1100 метров, вместо привычных нам 525. Хотя были разных размеров и за рубежом, и в пол километра тоже.
Простите, это магнитофон, или пульт управления космическим кораблем? Вы не читаете инструкций? От души вам сочувствую.
А это еще одна вещь, которая постоянно истиралась и звук начинал терять высокие частоты, становится мутных и глухим — конечно же магнитная головка.
Сендастовые, стеклоферитовые и тд. Я поменял на своей Астре бошки на стеклоферит и погрузился в меломанскую нирвану — стекло стереть намного сложнее, чем железо.
Блок головок для магнитофона Teac — сейчас стоит ощутимо дорого.
Еще примеры катушечек для записи.
И опять красота — минуту глазки отдыхают:
Ууууу…
Вот так вот это было изнутри — правда сложно? Это вам не бюджетный СД-проигрыватель с лотком и игрушечным двигателем.
А ниже фотография магнитофона Sony 1962 года выпуска.
Ну хорошо, магнитофон есть, и мы записали на него с чего-то, но так ли было зарубежом.
Конечно не так. Концерты там выходили на катушках с количеством пленки достаточным только для этого концерта и выглядело это так:
В заключение этого попурри и «галопов по европам» скажу, что и сегодня у меня есть катушечный магнитофон советсткого производства — аппарат высшего класса Электроника 004, но в моей системе он больше символ прежнего образа мыслей, чем источник.