Тест акустики Focal Scala Utopia III Evo: завершающий этап эволюции

Линейка акустики Focal Utopia — вершина деятельности этой именитой французской компании. Utopia существует много лет, поэтому логично, что с некоторой (совершенно точно ненавязчивой) периодичностью в линейке и в конструкциях отдельных моделей происходят изменения. Они всегда вызывают массу дискуссий, потому как в аудиофильском сообществе редко кого эта акустика оставляет равнодушным, и мнения относительно изменений и моделей встречаются разные.

На мой вкус и слух, у модели Scala были версии не очень удачные, выпадающие из того общего уровня и класса, на которые можно рассчитывать от акустики, объединенной именем Utopia. И вот совсем недавно на свет появилась новая версия — Scala Utopia III Evo, третья по счету лично для Scala и ставшая частью глобального обновления всех «Утопий». С этой новинкой мы и будем знакомиться, изучая ее с должным уровнем придирчивости.

Больше цвета

В первую очередь интересно разобраться с изменениями и звуком у Focal Scala Utopia III Evo, потому что аналогичному процессу обновления подверглась практически вся линейка Utopia. Новая Scala доступна уже сейчас, а остальные модели, вплоть до самой старшей Grande Utopia (представленные в обновленном виде на недавней мюнхенской выставке), появятся в продаже осенью. Таким образом, это не единичное изменение одной конкретной модели, а эволюция всей линейки.

Единственное, что меня несколько удивило, в рамках прежней серии Utopia III, без приставки Evo остались полочники Diablo. Ладно бы, если там остались центральный канал Viva и «утопический» сабвуфер, но полочники… Неужели им назначили исключительно роль дорогих тылов? Сомневаюсь, ведь это очень достойные колонки. Может быть, вопрос в конкуренции с младшими Sopra, которые и вправду так же хороши? Однозначного ответа у меня нет. Качественный класс изменений пока изучим на примере Scala Utopia III Evo, которые сейчас оказались младшими во всей линейке. Хотя, конечно, это очень условно — младшие да, но крупные трехполосные напольники по 85 кило весом с понятием «младшие» увязываются скорее условно.


Общий вид Focal Scala Utopia III Evo на фоне «сородичей» из других линеек

На первый взгляд внешние изменения не очень заметны, но это только на первый взгляд. Принадлежность к линейке Focal Utopia тоже определяется безошибочно. Впрочем, если бы компания кардинально переделала акустику и всю линейку, это вызвало бы следующие вопросы: что случилось, смена идеологии, или это намек на то, что раньше было «все сложно»? Но подобное трудно вообразить.

Внешнее исполнение акустики безупречное. Можно спорить о дизайне с точки зрения личных вкусов и пристрастий, но если от них абстрагироваться, то акустику просто приятно рассматривать и в целом, и чуть ли не под лупой в деталях — ни одной шероховатости, ни одного сомнительного момента. Фирменный, сложный и дорогой в изготовлении корпус, местами достигающий толщины в 6 сантиметров, отделан и собран идеально. Покрытие, подгонка деталей и стыков, качество отдельных деталей — все хорошо.

Берилиевая мембрана твитера

Немного изменилась палитра штатных отделок. Кроме привычного и ожидаемого белого и черного лака, появились такие варианты, как Metallic Blue (действительно синий металлик), Ash Grey (я бы назвал это металлический серый), и British Racing Green (глубокий зеленый цвет, хорошо знакомый поклонникам английской автомобильной спортивной классики). Кроме того, можно заказать практически любую окраску по цветовой палитре, ведь условия для России будут схожими — те же 10 процентов к цене базовых вариантов. Демо-образцы отделки я видел: отличное качество, глубокие цвета и красивый лак.

Как и у большинства компаний, работающих в сфере High End Audio, история Focal началась с увлечения Жака Мауля качественным звуком. Будучи одним из главных участников и энтузиастов парижского Hi-Fi-клуба в 1970-х годах (кстати, совместно с основателем еще одной известной французской мануфактуры — Triangle Electroacoustique) и имея опыт работы в Audax, он решил попробовать свои силы в производстве акустических систем. Ему было совершенно очевидно, что невозможно создать хорошую акустику, не проектируя самостоятельно динамики. А поскольку доступные на тот момент варианты драйверов его не устраивали, то основным направлением бизнеса стало именно изготовление собственных динамических головок. И с тех пор компания Focal (ранее JM Lab) по праву считается не только одним из лучших, но и одним из крупнейших производителей динамиков высокого класса. Многие известные фирмы применяют ее головки в своих моделях (в частности, Wilson Audio), однако самые передовые разработки можно встретить в колонках Focal серии Utopia III. Как известно, для получения понастоящему масштабного звука с мощным басом (при использовании динамических головок) необходим корпус соответствующего размера. Да, при беглом знакомстве с продукцией LifeStyle попытки обмануть законы физики могут показаться даже успешными, однако после сопоставления с полнодиапазонными акустическими системами классической конструкции вся несостоятельность подобного подхода становится совершенно ясной. К прискорбию аудиофилов — поклонников одновременно минималистского дизайна и маленьких АС, растворяющихся в обстановке, удовлетворить их столь разнонаправленные потребности не представляется возможным. Зато вполне возможно приобрести колонки, являющиеся вершиной не только технологической, но и дизайнерской мысли. Focal Grande Utopia EM — один из тех редких примеров, когда при взгляде на акустику не возникает сомнений не только в ее выдающихся звуковых способностях, но и в том, что она украсит собой абсолютно любой интерьер. Во многом это заслуга уникального дизайна, придуманного парижским бюро Pineau et Le Porcher, с которым компания Focal сотрудничает уже почти десять лет. Дизайнерам удалось сделать, казалось бы, невероятное — придать двухметровым колонкам, весящим по два с половиной центнера каждая, на удивление легкую и воздушную форму. Попадая в помещение, где установлены флагманы французской фирмы, слушатель не чувствует себя подавленным их размерами, но проникается интересом, смешанным с восхищением. Как же Focal Grande Utopia EM выполняют свое визуальное обещание?

Впервые серия акустики с названием Utopia была выпущена в 1995 году, и в ней впервые увидели свет динамики с диффузорами из композита Sandwich W, обладающего редким сочетанием высокой жесткости и хорошего внутреннего демпфирования. Следующее поколение появилось в 2002 году, поразив публику уникальным высокочастотным драйвером с инвертированным куполом из чистого бериллия. А нам сейчас предстоит познакомиться с актуальной версией, выведенной на рынок некоторое время назад. Важная отличительная черта новинки — использование системы подмагничивания для низкочастотного динамика. Конечно, подобный принцип не был изобретен Focal, достаточно вспомнить легендарные динамики Telefunken, Klangfilm и другие, созданные еще в 1930-х, однако его воплощение на современном этапе можно признать уникальным. Большинство производителей колонок высочайшего класса стремятся сегодня предложить клиентам решения plug and play, которые в процессе инсталляции и эксплуатации требуют минимальных технических знаний, но такая философия не всегда работает, особенно если речь идет о достижении максимального результата. Подход же Focal иной. Покупатель получит в свое распоряжение не просто дорогую статусную игрушку, а гибкий и утонченный инструмент, дарящий наслаждение музыкой.

В чем же преимущество басовика на подмагничивании по сравнению с традиционными решениями? Залогом качественного баса является сочетание высокой чувствительности динамика и низкой резонансной частоты, но для получения последней приходится идти, помимо повышения гибкости подвеса, на увеличение массы диффузора, что автоматически приводит к снижению чувствительности. Исправить ситуацию можно, увеличив мощность магнитной системы, однако здесь мы сталкиваемся с ограничениями на физический размер пассивного магнита, что и приводит нас к необходимости компромисса между чувствительностью и резонансной частотой. либо — к использованию подмагничивания. Цифры впечатляют: динамик 16 ЕМ (число означает размер диффузора в дюймах), установленный в

Focal Grande Utopia EM, имеет напряженность магнитного поля в зазоре 1,7 Тл, что обеспечивает ему чувствительность в 97 дБ и резонансную частоту ниже 24 Гц! В сборе один динамик весит 24 кг, из которых 22 кг приходятся на магнит с катушкой. Не менее важно снабдить электромагнит правильным питанием, поэтому на каждую АС выделяется свой блок питания с переключателем на шесть позиций. Нейтральная позиция соответствует идеально ровной АЧХ при измерении в безэховой камере. А использование других позиций переключателя вкупе с возможностями регулировок кроссовера позволяет добиться оптимальной работы низкочастотного звена в помещениях, не отличающихся оптимальными акустическими условиями.

Прочие части диапазона тоже не остались без внимания. В первую очередь существенной модернизации подвергся знаменитый твитер с бериллиевой диафрагмой. По сути, динамик был разработан заново. Магнитная система уникальной конструкции позволила добиться радикального снижения резонансной частоты и невероятной чувствительности, что делает звучание в высоком и среднем диапазонах еще более чистым. Несмотря на то что частота среза, после которой в дело вступает твитер, осталась на уровне 2,2 кГц, резонансная частота была снижена с 1280 Гц (предыдущая версия динамика) до 528 Гц! Напомним, что речь идет о твитере традиционного размера, способном забираться до 40 кГц, а не о 2-дюймовом драйвере, нагруженном на рупор. Поэтому можно говорить об уникальном достижении инженеров Focal.

Обновление коснулось и материала диффузоров среднечастотных и низкочастотных динамиков. Знаменитый композит Sandwich W, с двумя внешними слоями из стекловолокна и внутренним слоем из синтактической пены, был оптимизирован для работы в различных видах громкоговорителей. Путем изменения количества слоев стекловолокна и плотности пены удалось полностью контролировать характеристики динамиков для их использования в среднечастотном либо басовом диапазонах. Еще одно новшество — применение прецизионного лазера для вырезания диффузоров, что дало возможность добиться идеальной точности изготовления и повторяемости экземпляров.

Стоит упомянуть и о кроссовере. Главным принципом построения фильтров в топовой акустике Focal был отказ от дополнительной коррекции поведения динамика как внутри, так и вне его рабочей зоны. Поскольку, как упоминалось выше, фирменные головки способны сохранять линейную характеристику даже далеко за пределами отведенной им части диапазона, вводить корректирующие цепочки не было необходимости. Тем не менее новая версия кроссовера OPC+ (Optimum Phase Crossover) позволяет владельцу менять отдачу колонок на разных частотах, не только в НЧдиапазоне, для адаптации звучания под акустические свойства разных помещений. Хотя подобная адаптация совершенно не сказывается на общем почерке системы, следует, естественно, стремиться к тому, чтобы обеспечить Focal Grande Utopia EM такие условия, при которых не было бы нужды прибегать к пассивной эквализации.

Нельзя не отметить оригинальную конструкцию корпусов. Помимо того что каждый динамик работает на свой отдельный объем с разными видами акустического оформления, главной изюминкой является возможность механической фокусировки звучания. Взаимное расположение излучателей на передней панели влияет не только на фазовые характеристики звука, но и на оптимальное расстояние, на котором возможно полноценное прослушивание. Благодаря системе Focus Time, допускающей регулировку, Focal Grande Utopia EM нетрудно настроить для прослушивания даже в ближнесредней зоне, что кажется немыслимым для акустических систем такого размера. По мере вращения специального ключа на задней панели высокочастотной секции меняется угол наклона секций корпуса и динамики как бы наводятся на точку прослушивания, что позволяет обеспечить в этом месте оптимальный частотный баланс и пространственное разрешение.

Надо сказать, что акустику столь высокого класса, в случае правильной установки и сочетания с компонентами соответствующего уровня, достаточно бесполезно оценивать по традиционным критериям аудиоэкспертизы. Если при прослушивании слух зацепится за какой-либо недостаток, то будьте уверены — проблема скрыта не в колонках, а в помещении либо в электронике. В нашем случае Focal Grande Utopia EM работают в большом акустически обработанном помещении, в окружении компонентов, давно доказавших свою состоятельность. Поэтому и препарировать звучание, выделяя в нем отдельные элементы, совершенно не хочется. Отмечу еще один важный момент: зачастую качество предлагаемого современной индустрией звукозаписи материала находится существенно ниже уровня разрешающей способности подобной акустики, и в результате ее владелец вынужден будет озаботиться подбором фонотеки, позволяющей получить максимум от системы. Тем не менее вот несколько основных впечатлений от долгого общения с флагманом французской фирмы. Во-первых, поражают масштаб звука и кажущийся совершенно безграничным динамический диапазон. Переход к фортиссимо происходит молниеносно — пушки в увертюре «1812» выстреливают с пугающим реализмом. Очень радует то, что размер музыкальных образов не гипертрофирован и не преуменьшен, но целиком соответствует привычному, будь то при воспроизведении классических произведений или рока.

Поэтому и эффект присутствия на концерте при исполнении соответствующих фонограмм получается настолько полный, насколько это вообще возможно. Во-вторых, все микродинамические нюансы и контрасты подаются отчетливо и вместе с тем абсолютно ненавязчиво. Focal Grande Utopia EM не препарируют запись, раскраивая музыкальное полотно на не связанные между собой лоскуты, а как бы высвечивают ее изнутри, выявляя все скрытые в ней подробности. Их почерк можно сравнить с работой хорошего кинотеатрального проектора, при помощи света создающего из маленького кусочка пленки полноценную картину. Слушатель получает всю информацию одновременно, как единое и неделимое целое, однако при желании может выделить любую заинтересовавшую его деталь. Это редкое свойство даже среди акустики высшей ценовой категории. Если же говорить о способности доносить эмоциональное содержание записей, то колонки из Сент-Этьена умеют соединять нежность и легкость подачи среднечастотного диапазона в вокальных и сольных инструментальных партиях с невероятной ударной мощью на фортиссимо. Таким образом, эмоциональный посыл всегда передается в том виде, в каком его и задумывали композиторы и исполнители, как на микро-, так и на макроуровне. Обычно я стараюсь описать почерк системы на примере тех или иных знакомых мне и большинству читателей записей, однако в данном случае это совершенно излишне.

Источник: АудиоМагазин 5 2012

Больше клемм

Конструкция принципиально осталась прежней — среднечастотник и твитер расположены каждый в своем закрытом объеме, фактически в отдельных, соединенных под некоторым углом корпусах (чтобы уровнять временные задержки и создать желаемую диаграмму направленности), а низкочастотная секция использует порт фазоинвертора большого диаметра, направленный вниз, в основание акустики.


По умолчанию хрупкий твитер закрыт жесткой условно несъемной алюминиевой сеткой

Изменения, заметные снаружи, — новый сложнопрофильный подвес TMD (Tuned Mass Damper), использованный в конструкции 16,5-сантиметрового (вот это нормальный размер для «серединки») среднечастотного динамика, впервые появившийся и опробованный на линейке Sopra. Такой подвес минимизирует возможность лишних резонансных эффектов, что в свою очередь может способствовать более точному и чистому звуку.

От Sopra же пришлась к месту алюминиевая условно-несъемная защитная сетка для 27-миллиметрового вогнутого бериллиевого твитера. 27-сантиметровый басовик вроде бы оставили без изменений.

Еще, при внешнем осмотре можно увидеть, что акустика получила совершенно новую коммутационную панель, позволяющую использовать би-ампинг или би-вайринг. Здесь теперь не одна, а две пары отличных акустических клемм WBT, в базовом варианте замкнутых родными перемычками.

Идеология и реализация подстроечных перемычек, позволяющих настраивать отдачу по басу и по верхним частотам, осталась прежней — по три значения на каждую регулировку и родные массивные подпружиненные перемычки. Регулировки без фанатизма — и там и там только плюс-минус 1 дБ. На этом фоне немножко изменились параметры работы кроссовера. Совсем немного, но у техники такого класса мелочей быть не должно.

Но на самом деле сетку можно и снять, если условия использования позволяют

Диффузоры изготовлены с использованием известной, прекрасно себя зарекомендовавшей фирменной трехслойной конструкции из вспененной основы и двух слоев стекловолокна, — это так называемые W-диффузоры. Внутри «силовые цветочки» (Power Flower) тоже остались — это наборные конструкции, составленные из нескольких круглых и расположенных по кругу магнитов-«лепестков». А к среднечастотнику еще и прибавилась система-технология NIC (Neutral Inductance Circuit), использующая кольцо Фарадея, добавленное к конструкции магнита динамика. Применено это для стабилизации характеристик динамика при любом положении катушки в зазоре. Как результат — меньше искажений, чище и разборчивее звучание.

Легче пуха

Заканчивая про динамики, хотел еще немножко рассказать про твитер, и в том числе про его мембрану. Внешне вогнутый бериллиевый купол в разных версиях я видел неоднократно, все-таки для Focal это давняя фирменная технология и большая гордость. Тут же мне представилась возможность подержать в руках отдельно сам купол, который никогда не собирали в цельный твитер. Логично, что бериллиевый купол должен быть очень твердым, но хрупким. Ломать его я, конечно, не пробовал, но вот вес впечатляет. Если его просто отпустить с руки, то он не будет падать, он будет планировать и кувыркаться в воздухе, как листик или семечко растения — сопротивления воздуха достаточно для неспешного полета.

Среднечастотник Focal Scala Utopia III Evo

И еще один важный эксперимент, который с акустикой Sopra ранее мне не удалось проделать. Условно-несъемную защитную сетку с твитера все-таки можно снять. И хотя таких рекомендаций нигде нет, если открутить два винтика и снять защиту, то под ней обнаружится совершенно аккуратная поверхность и даже надписи «Beryllium» и «Hand made in France». Косвенно все это как бы намекает, что если в вашей комнате прослушивания получится обеспечить твитерам должную безопасность, то сеточки можно и открутить. Кстати, забегая вперед скажу, что результат слышен, не то чтобы слышен катастрофично, но разница есть и без сеточки звук чуть чище и прозрачнее.

Еще из нюансов — внутренняя проводка. Не знаю, каким кабелем она сделана, но мне попалась информация, что провода тоже французского происхождения. Ну а в характеристиках самой проводки существенно то, что для твитера и среднечастотника использовано сечение в 4 квадратных миллиметра, а для басовика — все восемь.

Еще раз сложив в уме все изменения, я сделал вывод, что инженеры, конструировавшие обновленную модель, проделали свою работу аккуратно и продуманно. На месте компания и ее разработчики точно не стоят, совершенствуя именно то, что нужно. Это не косметика ради нового индекса на корпусе, а тонкая и профессиональная доводка. Таковы общие первые впечатления от знакомства, дальше нужно слушать — бывает ведь и так, что внешне все здорово и логично, а звук вызывает вопросы. Но не буду заранее ни хвалить звук, ни пытаться его прогнозировать.

Карта Grand Utopia версия 1.13 для Euro Truck Simulator 2 (v1.43.x)


Версия 1.12 для Euro Truck Simulator 2 (v1.42.x):
Вымышленная красивая карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC Теперь для работы карты требуется DLC Дорога к чёрному морю На данный момент на карте 44 города:

Изменения:

Добавлено 4 новых города Добавлены новые дороги Переделаны некоторые транспортные развязки Исправлены ошибки

Загрузил: modsets 3 ноября 2022 в 12:43   Опубликовано: 3 ноября 2021 в 12:59

Версия 1.11 для Euro Truck Simulator 2 (v1.41.x, 1.42.x):

Вымышленная красивая карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC Теперь для работы карты требуется DLC Дорога к чёрному морю На данный момент на карте 40 городов:

Изменения:

Добавлены деревни Krautergersheim Port-Aelvinque Maisnil-lès-Libercourt Добавлены города Utopia — Zone portuaire Meulan Добавлены компании S.T.I. INTER AD Translog Transports du Vivarais Pôle Logistique Réunion TLI TRANS OUF GROUPE FRC AT TRANSPORTS IECO TRANSPORTS FRANCE TC Trucking Bros Banzet Hoff Transport Tristant Grand Est Добавлены таможенные склады N033 N034 N035 N037 N041 N042 N043 N044 N048 N049 N050 N051 N052 N053 N054 N056 N057 N058 N059 N060 N061 N062 N063 N064 N065 N069 N071 N072 N074 Начало переработки дорожных знаков Исправление ошибок и ошибок при создании карты

Загрузил: modsets 8 августа 2022 в 12:14   Опубликовано: 9 августа 2022 в 10:43

Версия 1.10 (27.03.21) для Euro Truck Simulator 2 (v1.40.x):

Вымышленная красивая карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC Теперь для работы карты требуется DLC Дорога к чёрному морю На данный момент на карте 40 городов:

Изменения:

Столица в настоящее время наделена промышленным портом, в котором вы найдете важное количество компаний и, следовательно грузов Морской вокзал также присутствует, позволяя вам добраться до центра Утопии за несколько минут или в город Ривенчи в течение нескольких часов. Наконец, наш красивый остров в настоящее время независим по электроэнергии благодаря строительству атомной электростанции, где вам будет предложена работа(грузы) Мы также смогли добавить новую прибрежную деревню, расположенную к югу от порта. Порт-Aelvinque — это старая деревня Клиффайса, скрещенная ведомственной дорогой 6. Не забудьте посетить старый замок герцогов aelvine на его скалистом мысе, а также натуральную арку, вырезанную тысячами лет эрозии! В противном случае вы можете просто остановиться на несколько часов на одном из прибрежных пляжей, чтобы насладиться прекрасным закатом. На скриншотах отображены новые места в 1.10 для 1.40 Деревня, порт, замок, арка и.т.д

Загрузил: modsets 27 марта 2022 в 12:35   Опубликовано: 28 марта 2021 в 10:47

Версия 1.10 для Euro Truck Simulator 2 (v1.39.x):

Вымышленная красивая карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC Теперь для работы карты требуется DLC Дорога к чёрному морю На данный момент на карте 39 городов:

Изменения:

В этом обновлении основное внимание уделяется созданию столицы острова: Утопии. Последний разделен на несколько районов, связанных между собой кольцевой дорогой, а также другими дорогами. Однако некоторые части столицы отсутствуют. (Что бы не затягивать публикацию этой версии). Поэтому портовый район и Губернаторский(Governor) остров пока недоступны, но будут доступны в более поздних версиях. Добавлены три новые деревни: Neyland, Montchaux-Soreng and Courfeyrac. Расположены на дороге D21, соединяющей Утопию с дорогой Paradise road. Поселок Aix-Noulette-sur-Hulluch также был расширен.

Загрузил: modsets 4 февраля 2022 в 23:32   Опубликовано: 5 февраля 2022 в 10:54

Версия 1.9 для Euro Truck Simulator 2 (v1.38.x):

Вымышленная красивая карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC Теперь для работы карты требуется DLC Дорога к чёрному морю На данный момент на карте 39 городов:

Изменения:

Адаптация для 1.38

Загрузил: modsets 21 августа 2022 в 16:48   Опубликовано: 22 августа 2022 в 11:18

Версия 1.8 для Euro Truck Simulator 2 (v1.36.x, 1.37.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC Теперь для работы карты требуется DLC Дорога к чёрному морю На данный момент на карте 39 городов:

Изменения:

Добавлены новые города Теперь для работы карты требуется DLC Дорога к чёрному морю

Загрузил: modsets 4 апреля 2022 в 14:56   Опубликовано: 5 апреля 2020 в 10:23

Версия 1.7 для Euro Truck Simulator 2 (v1.36.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC На данный момент на карте 20 городов: -Bausel -Beaubourg -Clerlande -Lafalaise -Chirac -Perignat -Egeskov — Montbois — Chalezeule — Saint-Angel — Dolan-sur-Mer — Ghyvelde — Saint-Vaury — Saint-Benoît — Ville-Marie — Gravouland — Tours — La-Baie-du-Chien — Krewit — Chavanon — La Josefine — Château d’Ours — Jean-du-Bartail — Gebbbe-du-Montargis

Изменения:

Добавлено 4 города → La Josefine → Château d’Ours → Jean-du-Bartail → Gebbbe-du-Montargis

Загрузил: modsets 25 декабря 2022 в 13:26   Опубликовано: 26 декабря 2022 в 2:30

Версия 1.6 для Euro Truck Simulator 2 (v1.35.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC На данный момент на карте 20 городов: -Bausel -Beaubourg -Clerlande -Lafalaise -Chirac -Perignat -Egeskov — Montbois — Chalezeule — Saint-Angel — Dolan-sur-Mer — Ghyvelde — Saint-Vaury — Saint-Benoît — Ville-Marie — Gravouland — Tours — La-Baie-du-Chien — Krewit — Chavanon

Изменения:

Добавлены 9 новых городов: Ghyvelde, Saint-Vaury, Saint-Benoît, Ville-Marie, Gravouland, Tours, La-Baie-du-Chien, Krewit, Chavanon

Загрузил: Cruise 3 ноября 2022 в 14:27   Опубликовано: 5 ноября 2019 в 0:28

Версия 1.5 для Euro Truck Simulator 2 (v1.35.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC На данный момент на карте 11 городов: -Bausel -Beaubourg -Clerlande -Lafalaise -Chirac -Perignat -Egeskov — Montbois — Chalezeule — Saint-Angel — Dolan-sur-Mer

Изменения:

Адаптация для 1.35 Добавлены новые города — Montbois — Chalezeule — Saint-Angel — Dolan-sur-Mer

Загрузил: modsets 7 июля 2022 в 16:28   Опубликовано: 9 июля 2019 в 10:17

Версия 1.4 для Euro Truck Simulator 2 (v1.34.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC На данный момент на карте 7 городов: -Bausel -Beaubourg -Clerlande -Lafalaise -Chirac -Perignat -Egeskov

Изменения:

— добавлен город Egeskov — добавлены таможенные склады — исправлены некоторые незначительные ошибки картографирования — исправлены другие незначительные ошибки Мод адаптирован к версии игры ETS 2 1.34.x

Загрузил: Saturn 20 февраля 2022 в 13:02   Опубликовано: 20 февраля 2022 в 17:34

Версия 1.3 для Euro Truck Simulator 2 (v1.33.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), если у вас есть профиль для предыдущей версии, новый не нужен Для запуска карты требуются все DLC На данный момент на карте 6 городов: -Bausel -Beaubourg -Clerlande -Lafalaise -Chirac -Perignat

Изменения:

Исправлены найденные ошибки Изменения в 1.2 Обновление для 1.33

Загрузил: modsets 28 января 2022 в 16:09   Опубликовано: 4 февраля 2022 в 16:52

Версия 1.1 для Euro Truck Simulator 2 (v1.32.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd), смотрите скриншот Для запуска карты требуются все DLC На данный момент на карте 6 городов: -Bausel -Beaubourg -Clerlande -Lafalaise -Chirac -Perignat

Изменения:

— добавлены города Rivenchy, Gavroche, Monteil — скорректированы тарифы — исправлены номерные знаки на транспортных средствах трафика — исправлен дождь внутри туннелей — исправлена ошибка в пути к Globeur (Pérignat) — регулировка экономики — исправлены некоторые незначительные ошибки картографирования — исправлены другие ошибки — Мод адаптирован к версии игры ETS 1.32.x

Загрузил: Cruise 7 октября 2022 в 20:32   Опубликовано: 8 октября 2022 в 2:28

Версия 1.0 для Euro Truck Simulator 2 (v1.31.x):

Вымышленная карта с живописными районами Франции Автономная (при создании профиля выбрать модуль grandutopia.mbd),смотрите скриншот Для запуска карты требуются все DLC На данный момент на карте 6 городов: -Bausel -Beaubourg -Clerlande -Lafalaise -Chirac -Perignat

Загрузил: Saturn 14 июля 2022 в 10:47   Опубликовано: 15 июля 2018 в 13:29

Звук: масштабный, уверенный, светлый

Первой поставил запись Susan Wang «Close To You». Сразу заметно, что акустика уверенно чувствует себя в большом помещении, создавая вполне реалистичный объем звука с хорошей эшелонизацией по глубине и весьма точной проработкой контуров и объема образов.

Кстати, тестируя современные модели Focal, особенно из старших линеек, я замечал, что зачастую масштаб и объем получаются лучше ожидаемого как количественно, так и качественно. Также в общие фамильные черты можно записать и отношение к расстановке, с которой я решил поэкспериментировать сразу же во время прослушивания первого диска. Расстановка возможна и параллельная, и разворот не возбраняется совершенно — все подгоняется под конкретные условия помещения и под личные предпочтения. Я выбрал расстановку с умеренным разворотом на слушателя и достаточно удаленной точкой прослушивания.

Басовый динамик Focal Scala Utopia III Evo

На примере этого диска звук получился не резкий, прозрачный, с открытой детальной серединкой и большим количеством весьма достоверных и подробных верхних частот. Бас несколько смягченный, но не расхлябанный, без недостатка контроля. Хотя в полной мере, конечно, не по этой записи стоит оценивать басовые способности акустики и системы. Открытость и легкоподвижность, однако, не приводят к ощущению переокрашенности или навязчивости, а учитывая специфику записи альбома, можно было бы ожидать навязчивость и даже слащавость, но этого нет.

Кстати, с усилением McIntosh акустика действительно неплохо играет: по ощущениям ее собственный характер не теряется, а специфика звука «Маков» не становится основой характера системы. Скорее получается вполне деликатное сочетание.

В целом характер звука немного светлый, эмоционально насыщенный, фактурный. Но в то же время в почерке нет расхлябанности, не проявляется излишняя эмоциональность, которая могла бы помешать восприятию и утомить. Также нет совершенно никакой синтетики или зажатости, как, к примеру, и других крайних проявлений, как то излишний педантизм, жесткость или строгость. И в целом все очень неплохо сбалансировано: характер у звука имеется, причем интересный, узнаваемый и запоминающийся, а вот заметных перекосов или разбалансировки нет.

Каждому динамику в конструкции, по сути, отведен отдельный корпус

Следующий диск — Rene Aubry «Memories du Futur». Здесь сообразно записи есть и глубокий бас, вполне совпадающий с тем, что заявлено в паспортных данных, и объем с воздухом, так что в целом все складывается в реалистичную и интересную музыкальную картинку. Некоторая доля теплоты и осветленности присутствует, но общую картину совсем не портит, скорее изысканно дополняет.

Сцена точная, но образы и планы прорисованы без голографичной остроты, скорее они телесны и естественны. Вокальные партии звучат отлично и сами по себе, и в составе всей записи. При явно выраженной эмоциональной насыщенности баланс между ней и аналитичностью выдержан хорошо — высокая детальность и хорошая динамика, несомненно, идут на пользу звуку.

Основание акустики

Еще одна запись — «Sidney Bechet et Claude Luter». С некоторых пор я стараюсь обязательно брать в тест что-нибудь совсем старое, но более-менее прилично переизданное (если речь идет об использовании цифровых носителей). На таких записях очень хорошо можно разобрать некоторые способности системы и акустики в частности.

В одних случаях одна и та же старая монозапись будет звучать тускло, безжизненно и упрощенно, с точкоподобной сценой, в других — будут слышны все возрастные проблемы и огрехи, но слушаться будут не они, а музыка в целом. Конечно же, немалую роль здесь сыграют высокая детальность и тембральная разборчивость и подробность. Также на пользу пойдут отсутствие перекосов и ровный, неакцентированный тональный баланс. Ну и конечно же, способность полновесно отстраивать специфическую монофоническую «сцену».


Порт фазоинвертора у Focal Scala Utopia III Evo направлен в основание

На практике очень хорошо получилось. Конечно, крупные напольники в большой комнате в принципе окажутся в выигрышном положении, но кроме масштаба нужно еще и качество… С качеством все хорошо: детальность высокая, даже старый «пыльный» звук слушается как более живой и прозрачный. Насыщенность есть, тусклость отсутствует. Можно слушать, можно анализировать запись — это остается на усмотрение слушателя. Ну а немножко света и теплоты подчеркивают эмоциональность живой записи. Моносцена строится правильно, к ней никаких нареканий нет. Объем и размеры звука здесь точно идут на пользу записи.

Акустические системы Focal Grande Utopia EM Evo

Если бы Focal перенацелила флагманскую «Утопию» с рынка High End Audio на Ultra Luxury, подняв ее ценник до небес, мы бы вообще не удивились – у этих исполинов есть все, чтобы возглавить список самых дорогих акустических систем мира. Но французская компания остается верна аудиофильским идеалам. И сейчас мы узнаем, на что способны колонки, которые, возможно, являются самыми совершенными в современной индустрии звуковоспроизведения.

Ровно 25 лет назад Focal удивила всех, представив Grande Utopia – акустику, в которую компания вложила все имеющиеся у нее научные, исследовательские и инженерные ресурсы. Для отрасли французский проект был далеко не первой попыткой создания «абсолютных колонок» с параметрами, перекрывающими возможности человеческого слуха. Тем не менее, разработка Focal от прочих отличалась по всем статьям: характеристиками и размерами, отделкой и конструкторской новизной, невиданными аудио технологиями и материалами.

Выпущенные впоследствии Grande Utopia второго поколения и вовсе казались системами недосягаемыми – и это несмотря на то, что некоторые производители уже стали выдвигать на рынок акустику еще более дорогую, ценой под $1 млн за пару (неофициальный рекорд, кстати, принадлежит экстравагантным мониторам Hart Audio D&W Aural Pleasure за пять миллионов долларов, но их немыслимая цена получалась из-за корпусов из золота).

Причем пищалка находится точно в акустическом фокусе двух среднечастотников, а угол схождения осей излучения можно настраивать механическим регулятором.

И что такое после этого 30 млн рублей за изумляющие своим шиком «Гранды»? А если вычесть из их цены эксклюзивную отделку, показанную на фото, то обойдутся колонки клиенту «всего» в 200 тысяч евро, что делает их весьма привлекательными системами в «абсолютной лиге» по соотношению цена/совершенство. Не удивительно, что компания стала получать на флагманскую модель отнюдь не единичные заказы (подтверждение сказанному в виде серийных номеров можете найти на наших снимках) и была вынуждена поставить сборку гигантов в заводе Сент-Этьене буквально на один поток с более доступными «Утопиями».

Но давайте посмотрим на Grande не как на предмет роскоши, а как на аудио компонент, к которому прилагается инструкция по эксплуатации (а заодно и отдельный мануал по распаковке/сборке – акустика доставляется в четырех деревянных контейнерах брутто-массой под тонну).

В компоновке – никаких компромиссов. Все пять драйверов размещены в отдельных монументальных корпусах с «гамма-структурой» (материал, получаемого склейкой нескольких плит MDF). Причем пищалка находится точно в акустическом фокусе двух среднечастотников, а угол схождения осей излучения можно настраивать механическим регулятором.

Электромагнитный принцип имеет ряд преимуществ: позволяет сделать массивный тяжелый драйвер более чувствительным и настраиваемым на требуемую отдачу.

Самый крупный 40-сантиметровый басовик работает в полосе до 80 Гц в фазоинверторном оформлении и примечателен тем, что магнитное поле внутри драйвера создается не постоянным магнитом, а специальными обмотками, по которым протекает ток от внешних блоков питания. Электромагнитный принцип имеет ряд преимуществ: позволяет сделать массивный тяжелый драйвер более чувствительным и настраиваемым на требуемую отдачу (уровень подмагничивания задается селекторами на EM-блоках).

Второму 27-сантиметровому НЧ-драйверу отпущена полоса до 220 Гц. Размещается он в закрытом корпусе, и для своего калибра является очень «быстрым» и отзывчивым динамиком (благодаря магнитной системе и крайне жесткому легкому композитному диффузору). Обратите внимание, что отвечает за высокий бас он и в буквальном, и в переносном смысле – поднят над уровнем пола аж на метр семьдесят. Что это дает? Если высота потолков в помещении не кратна этому значению (3,4 или 6,8 метра), то мы легко избегаем усиления одной из самых неприятных «бубнящих» составляющих в составе низкочастотных резонансов комнаты.

Прочее наполнение нам знакомо по другим моделям Utopia последнего третьего поколения – Scala Evo и Maestro Evo. Здесь мы получаем два 16,5-сатиметровых среднечастотника с диффузорами из почти невесомого W-сэндвича. В их конструкции применен фирменный антирезонансный подвес TMD и магнитная система NIC с нейтрализованными вихревыми токами – эти инновации позволили понизить уровень гармоник и неравномерность АЧХ на рабочем отрезке до невиданных для динамических головок значений. А дополняет и разделяет всю эту композицию 27-миллиметровая пищалка IAL2 из чистого бериллия с заново оптимизированной «бесконечной» обратной камерой.

Подчеркну один важный момент. Тридцать лет назад инженеры Focal могли остановиться на любых технологиях – взять, скажем, классическую бумагу, металлы, пластик или керамику, придумать какие-то свои улучшающие покрытия для традиционных тканевых или металлических пищалок. Но в итоге компания предпочла малоизученные композиты и инвертированные купола и с потрясающим упорством доводила их до идеала на протяжении целых десятилетий. И я скажу, что не зря. Кому выпала возможность оценить звучание всех поколений «Утопий», подтвердит вам, что прогресс в этом деле достигнут грандиозный.

Например, с первых же звуков Grande удивляют такой же редкой и удивительной самоустраняемостью, которая свойственна и другим «Утопиям» третьего поколения. Если тракт подобран правильно, то акустика словно вообще исчезает из поля воспроизводимых событий. Конечно, физически она присутствует в комнате, но в ее звучании нет ни тени «аппаратности», а в музыке – даже каких-то признаков воспроизведения как такового. Саунд настолько выверен, что в нем просто нечего описывать!

В чем тогда разница? В том, что образцовая гармоническая нейтральность здесь приведена в полное соответствие с пространственной трехмерностью, а точнее с тем, как мы ее воспринимаем. И это главная фишка этих систем. Образы исполнителей не претерпевают какого-то «зуммирования» и получаются абсолютно естественными в своих кажущихся очертаниях. В масштабе один к одному флагманы Focal при проигрывании преподносят и все крупные источники звука: рояль выходит зрительно крупным и цельным по тембру, от бочки исходит не просто звук, а буквально ударная волна, туба на форте вообще «дует» так, что ощущаешь физическую внутреннюю дрожь… Даже если речь идет о воспроизведении сцены, которая не «вписывается» в комнату, то и она получается один к одному – орган, записанный в зале с высокими сводами, например, звучит так, будто его тембральное «полотно» вставили в высоченную пространственную раму, выходящую за все физические пределы вашего помещения.

Образцовая гармоническая нейтральность здесь приведена в полное соответствие с пространственной трехмерностью, а точнее с тем, как мы ее воспринимаем.

Самое интересное, что иллюзия живого исполнения рождается почти всегда – при прослушивании аудиофильских записей и цифровых хай-резов, музыкальных релизов обычного «коммерческого» качества (если, конечно, они не загублены компрессией и извращенным сведением) и даже бутлегов, сделанных вообще на непрофессиональной аппаратуре. Порой даже не можешь понять, что ошеломляет больше — пугающая натуралистичность звучания безупречной аналоговой фонограммы, которая записывалась напрямую самыми крутыми «Нойманами» и изданная вдобавок на тяжелом виниле на 45-ой скорости (я про один из японских релизов Tsuyoshi Yamamoto Trio) или казавшееся совершенно невозможным воскрешение музыки из какой-нибудь технически убитой записи (типа архивной оцифровки граммофонных раритетов или какого-нибудь пожатого саундтрека из видеоролика, снятого на смартфон в музыкальном клубе).

В общем, лояльность к записи любого качества у Grande Utopia просто поразительна! И с этим достоинства связан единственный недостаток: с этими системами очень трудно заставить себя нажать на кнопку «стоп». Они заставляют слушать. Не себя, не звук, а именно музыку.

Впрочем, есть еще одна проблема, характерная вообще для любых дорогих систем особо крупного формата. Все они предъявляют чрезвычайно строгие требования ко всему окружению, причем подбор адекватных по классу источников и усилителей решает задачу от силы только на 30 — 50%. Поскольку колонки обладают полным басовым диапазоном и могут выдавать любые динамические уровни, им обязательно нужен зал площадью более 50 — 60 квадратов (желательно с «плавающим» полом и капитальными стенами), подобранная акустическая обработка всех поверхностей для устранения ранних отражений и порхающего эха, а также безупречно найденное дистанционирование относительно стен и точки прослушивания. Руководство к Grande Utopia предлагает воспользоваться специальной математической формулой, чтобы научно искать такие точки в помещении, где не будут возбуждаться низкочастотные резонансы.

Однако в отличие от других систем абсолютного класса, Grande Utopia вполне совместимы с акустически неподготовленными обычным жилыми помещениями – большими гостиными, например. Описывая конструкцию, я не упомянул о настраиваемых кроссоверах, которые позволяют скорректировать характеристику каждой частотной полосы в пределах +/-3 дБ. Эти фильтры появилась еще в «Грандах» второго поколения, но по-прежнему уникальны – они связаны друг с другом очень дорогой внутренней разводкой, сделаны на подобранных компонентах (конденсаторы, например, на этапе проектирования подбирали аж из 40 предложенных производителями вариантов), и позволяют перенастроить колонки из линейного «студийного» режима на такое звучание, которое даст верный музыкальный баланс именно в комбинации с конкретным помещением. Таких вариантов адаптации более 1400, поэтому поиск наилучшей расстановки и подходящего кроссоверного профиля даже у самого опытного настройщика может занять от нескольких дней до нескольких недель.

В отличие от других систем абсолютного класса, Grande Utopia вполне совместимы с акустически неподготовленными обычным жилыми помещениями – большими гостиными, например.

В нашем тесте юстировку тракта под помещение удалось заметно ускорить благодаря процессору в предварительном усилителе Classe Delta PRE, в который заложена масса инструментов для гибкой коррекции. И я принципиально рекомендовал бы заказывать Focal Grande Utopia в таком сочетании, чтобы иметь исчерпывающий арсенал для получения абсолютного звука.

Но вообще-то столь изысканная и шедевральная акустика заслуживает не только подбора достойного тракта и кабелей, но и постройки специального зала с тщательно просчитанными акустическими свойствами. Вот тогда вы сможете не просто воспроизвести музыку, а воссоздать ее как альтернативную реальность, причем в самой захватывающей и эмоциональной форме.

СИСТЕМА

  • Источники SACD-проигрыватель Marantz SA-KI Rubi
  • проигрыватель винила Dr. Feickert Analogue Woodpecker с картриджем DL-103 (MС)
  • ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • Сетевой пред/процессор Classé Delta PRE
  • Усилители мощности Classé Delta STEREO и Delta MONO
  • Кабели
      цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
  • межблочные RCA InAkustik Referenz Selection NF-2404
  • межблочные XLR InAkustik Referenz NF-204
  • акустические InAkustik Referenz Selection LS-1204 Air, LS-2404 Air и LS-4004 Air
  • силовые InAkustik AС-1502, AС-2502 и P6
  • Редакция благодарит фирменный салон Focal Moscow за помощь в проведении теста

    Focal Grande Utopia EM Evo

    Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

    www.focal.com/ru

    Конфигурация: 5 излучателей, 4 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 18 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 14 Гц || Чувствительность: 94 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3 Ом || Частоты раздела полос: 80, 220 и 2300 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 1500 Вт || Отделка: черный или белый лак, серая эмаль, комбинированная с лакированным деревом || Габариты: 654 х 2012 х 880 мм || Масса: 265 кг || Цена за пару: 19 999 900 руб. (в эксклюзивном исполнении 29 999 900 руб.)

    поделиться

    Tags: FocalFocal Grande Utopia EM EvoGrand Prix

    Звук: честный, эмоциональный, ладно сшитый

    Дальше поставил диск-сборник «Jazz in Paris Remixed», состоящий из необычно переработанных джазовых стандартов. Передача ритма и эмоций на отличном уровне. Объемный, структурный, правильно перетекающий сообразно записи, или, наоборот, острый и хлесткий бас, качественная нижняя середина. Да, впрочем, и со всем остальным диапазоном полный порядок.

    Что порадовало — так это сшивка всех трех полос. Я не услышал ни разнохарактерности, ни отставания-запаздывания, ни разнотональной окраски — все воспринимается на слух как единое целое, без разрывов. Конечно, верхних частот бериллиевые твитеры выдают много, но верха не ощущаются как задранные или акцентированные, просто они точные, прозрачные и детальные, без остроты. И этот характер отлично стыкуется со среднечастотным диапазоном, а тот, в свою очередь, перетекает в басовую составляющую. Практически бесшовно на слух.

    Акустику можно установить и на ножки-шипы, но есть и такие вот колесики. Удобно, хотя бы на время подгонки расстановки, все-таки вес у колонок солидный

    Еще на примере этого диска я отметил, что, несмотря на хорошие аналитические способности, вся система в такой реализации все-таки больше тяготеет к эмоциональной подаче. Интересно слушать, музыка увлекает.

    Звучанию альбома Anorexia Nervosa «Drudenhaus» динамики, пожалуй, хватило, но пусть даже чуть светлый и чуть смягченный звук здесь оказался не самым удачным. Формально все читается хорошо, даже по детальности особых претензий у меня нет, что удивительно, но практически любой человек, иногда включающий тяжелый металл на хайэндной системе (а таковых я знаю немало) предпочел бы более темный, более плотный звук, больше подходящий для подобной музыки. Больше тьмы, страха и мяса с кровью… Впрочем, тут все более-менее понятно — с формальными критериями акустика справляется, но для тяжелого жанра нужно другое окружение, другая система. А вот если бы задача стояла на уровне просто рок-музыки средней степени тяжести, то эту задачу уже можно было бы считать решенной.


    Две пары клемм и перемычки, подстраивающие параметры ВЧ и НЧ

    Потом послушал «Лирические пьесы» Грига. Кстати, тоже запись весьма старая, соответственно, со своей спецификой. Так эту специфику и слышно, но музыку слушать она совершенно не мешает. Да, рояль звучит немножко «истонченно», без должной глубины, но это вопрос к записи, а все остальное тракт вытягивает как может, и в результате можно просто слушать музыку, совершенно не обращая внимание на артефакты. Впрочем, на деле звук получился живее и многограннее, чем я ожидал. И воздух есть, и объем-пропорции точные и выверенные.

    И последний диск — исполнение Концерта для альта с оркестром Уильяма Уолтона. В целом все очень неплохо, хотя запись сложная. Иногда заметно, что послезвучия начинают гаснуть чуть-чуть быстрее, чем хотелось бы, но это точно не вопрос к акустике, просто тут была бы уместна система более высокого уровня. Даже если конкретное сочетание нравится (а веские причины понравиться здесь есть), то логичнее бы выбрать и усиление, и источник из старших линеек. Также временами чуть сильнее акцентируются солирующие инструменты, но общая картина передается верно; динамика и детальность на уровне; тональный баланс как был чуть-чуть светлым, таким и остался, без каких-либо выраженных перекосов даже на сложных фрагментах. Произведения на этом диске очень разные по эмоциональному настрою, и в каждом отдельном случае все воспринимается точно, честно и в должной полноте.

    Тест акустики Focal Scala Utopia III Evo

    Линейка акустики Focal Utopia — вершина деятельности этой именитой французской компании. Utopia существует много лет, поэтому логично, что с некоторой (совершенно точно ненавязчивой) периодичностью в линейке и в конструкциях отдельных моделей происходят изменения. Они всегда вызывают массу дискуссий, потому как в аудиофильском сообществе редко кого эта акустика оставляет равнодушным, и мнения относительно изменений и моделей встречаются разные.

    На мой вкус и слух, у модели Scala были версии не очень удачные, выпадающие из того общего уровня и класса, на которые можно рассчитывать от акустики, объединенной именем Utopia. И вот совсем недавно на свет появилась новая версия — Scala Utopia III Evo, третья по счету лично для Scala и ставшая частью глобального обновления всех «Утопий». С этой новинкой мы и будем знакомиться, изучая ее с должным уровнем придирчивости.

    В первую очередь интересно разобраться с изменениями и звуком у Focal Scala Utopia III Evo, потому что аналогичному процессу обновления подверглась практически вся линейка Utopia. Новая Scala доступна уже сейчас, а остальные модели, вплоть до самой старшей Grande Utopia (представленные в обновленном виде на недавней мюнхенской выставке), появятся в продаже осенью. Таким образом, это не единичное изменение одной конкретной модели, а эволюция всей линейки.

    Единственное, что меня несколько удивило, в рамках прежней серии Utopia III, без приставки Evo остались полочники Diablo. Ладно бы, если там остались центральный канал Viva и «утопический» сабвуфер, но полочники… Неужели им назначили исключительно роль дорогих тылов? Сомневаюсь, ведь это очень достойные колонки. Может быть, вопрос в конкуренции с младшими Sopra, которые и вправду так же хороши? Однозначного ответа у меня нет. Качественный класс изменений пока изучим на примере Scala Utopia III Evo, которые сейчас оказались младшими во всей линейке. Хотя, конечно, это очень условно — младшие да, но крупные трехполосные напольники по 85 кило весом с понятием «младшие» увязываются скорее условно.

    На первый взгляд внешние изменения не очень заметны, но это только на первый взгляд. Принадлежность к линейке Focal Utopia тоже определяется безошибочно. Впрочем, если бы компания кардинально переделала акустику и всю линейку, это вызвало бы следующие вопросы: что случилось, смена идеологии, или это намек на то, что раньше было «все сложно»? Но подобное трудно вообразить.

    Внешнее исполнение акустики безупречное. Можно спорить о дизайне с точки зрения личных вкусов и пристрастий, но если от них абстрагироваться, то акустику просто приятно рассматривать и в целом, и чуть ли не под лупой в деталях — ни одной шероховатости, ни одного сомнительного момента. Фирменный, сложный и дорогой в изготовлении корпус, местами достигающий толщины в 6 сантиметров, отделан и собран идеально. Покрытие, подгонка деталей и стыков, качество отдельных деталей — все хорошо.

    Немного изменилась палитра штатных отделок. Кроме привычного и ожидаемого белого и черного лака, появились такие варианты, как Metallic Blue (действительно синий металлик), Ash Grey (я бы назвал это металлический серый), и British Racing Green (глубокий зеленый цвет, хорошо знакомый поклонникам английской автомобильной спортивной классики). Кроме того, можно заказать практически любую окраску по цветовой палитре, ведь условия для России будут схожими — те же 10 процентов к цене базовых вариантов. Демо-образцы отделки я видел: отличное качество, глубокие цвета и красивый лак.

    Конструкция принципиально осталась прежней — среднечастотник и твитер расположены каждый в своем закрытом объеме, фактически в отдельных, соединенных под некоторым углом корпусах (чтобы уровнять временные задержки и создать желаемую диаграмму направленности), а низкочастотная секция использует порт фазоинвертора большого диаметра, направленный вниз, в основание акустики.

    Изменения, заметные снаружи, — новый сложнопрофильный подвес TMD (Tuned Mass Damper), использованный в конструкции 16,5-сантиметрового (вот это нормальный размер для «серединки») среднечастотного динамика, впервые появившийся и опробованный на линейке Sopra. Такой подвес минимизирует возможность лишних резонансных эффектов, что в свою очередь может способствовать более точному и чистому звуку.

    От Sopra же пришлась к месту алюминиевая условно-несъемная защитная сетка для 27-миллиметрового вогнутого бериллиевого твитера. 27-сантиметровый басовик вроде бы оставили без изменений.

    Еще, при внешнем осмотре можно увидеть, что акустика получила совершенно новую коммутационную панель, позволяющую использовать би-ампинг или би-вайринг. Здесь теперь не одна, а две пары отличных акустических клемм WBT, в базовом варианте замкнутых родными перемычками.

    Идеология и реализация подстроечных перемычек, позволяющих настраивать отдачу по басу и по верхним частотам, осталась прежней — по три значения на каждую регулировку и родные массивные подпружиненные перемычки. Регулировки без фанатизма — и там и там только плюс-минус 1 дБ. На этом фоне немножко изменились параметры работы кроссовера. Совсем немного, но у техники такого класса мелочей быть не должно.

    Диффузоры изготовлены с использованием известной, прекрасно себя зарекомендовавшей фирменной трехслойной конструкции из вспененной основы и двух слоев стекловолокна, — это так называемые W-диффузоры. Внутри «силовые цветочки» (Power Flower) тоже остались — это наборные конструкции, составленные из нескольких круглых и расположенных по кругу магнитов-«лепестков». А к среднечастотнику еще и прибавилась система-технология NIC (Neutral Inductance Circuit), использующая кольцо Фарадея, добавленное к конструкции магнита динамика. Применено это для стабилизации характеристик динамика при любом положении катушки в зазоре. Как результат — меньше искажений, чище и разборчивее звучание.

    Заканчивая про динамики, хотел еще немножко рассказать про твитер, и в том числе про его мембрану. Внешне вогнутый бериллиевый купол в разных версиях я видел неоднократно, все-таки для Focal это давняя фирменная технология и большая гордость. Тут же мне представилась возможность подержать в руках отдельно сам купол, который никогда не собирали в цельный твитер. Логично, что бериллиевый купол должен быть очень твердым, но хрупким. Ломать его я, конечно, не пробовал, но вот вес впечатляет. Если его просто отпустить с руки, то он не будет падать, он будет планировать и кувыркаться в воздухе, как листик или семечко растения — сопротивления воздуха достаточно для неспешного полета.

    И еще один важный эксперимент, который с акустикой Sopra ранее мне не удалось проделать. Условно-несъемную защитную сетку с твитера все-таки можно снять. И хотя таких рекомендаций нигде нет, если открутить два винтика и снять защиту, то под ней обнаружится совершенно аккуратная поверхность и даже надписи «Beryllium» и «Hand made in France». Косвенно все это как бы намекает, что если в вашей комнате прослушивания получится обеспечить твитерам должную безопасность, то сеточки можно и открутить. Кстати, забегая вперед скажу, что результат слышен, не то чтобы слышен катастрофично, но разница есть и без сеточки звук чуть чище и прозрачнее.

    Еще из нюансов — внутренняя проводка. Не знаю, каким кабелем она сделана, но мне попалась информация, что провода тоже французского происхождения. Ну а в характеристиках самой проводки существенно то, что для твитера и среднечастотника использовано сечение в 4 квадратных миллиметра, а для басовика — все восемь.

    Еще раз сложив в уме все изменения, я сделал вывод, что инженеры, конструировавшие обновленную модель, проделали свою работу аккуратно и продуманно. На месте компания и ее разработчики точно не стоят, совершенствуя именно то, что нужно. Это не косметика ради нового индекса на корпусе, а тонкая и профессиональная доводка. Таковы общие первые впечатления от знакомства, дальше нужно слушать — бывает ведь и так, что внешне все здорово и логично, а звук вызывает вопросы. Но не буду заранее ни хвалить звук, ни пытаться его прогнозировать.

    Первой поставил запись Susan Wang «Close To You». Сразу заметно, что акустика уверенно чувствует себя в большом помещении, создавая вполне реалистичный объем звука с хорошей эшелонизацией по глубине и весьма точной проработкой контуров и объема образов.

    Кстати, тестируя современные модели Focal, особенно из старших линеек, я замечал, что зачастую масштаб и объем получаются лучше ожидаемого как количественно, так и качественно. Также в общие фамильные черты можно записать и отношение к расстановке, с которой я решил поэкспериментировать сразу же во время прослушивания первого диска. Расстановка возможна и параллельная, и разворот не возбраняется совершенно — все подгоняется под конкретные условия помещения и под личные предпочтения. Я выбрал расстановку с умеренным разворотом на слушателя и достаточно удаленной точкой прослушивания.

    На примере этого диска звук получился не резкий, прозрачный, с открытой детальной серединкой и большим количеством весьма достоверных и подробных верхних частот. Бас несколько смягченный, но не расхлябанный, без недостатка контроля. Хотя в полной мере, конечно, не по этой записи стоит оценивать басовые способности акустики и системы. Открытость и легкоподвижность, однако, не приводят к ощущению переокрашенности или навязчивости, а учитывая специфику записи альбома, можно было бы ожидать навязчивость и даже слащавость, но этого нет.

    Кстати, с усилением McIntosh акустика действительно неплохо играет: по ощущениям ее собственный характер не теряется, а специфика звука «Маков» не становится основой характера системы. Скорее получается вполне деликатное сочетание.

    В целом характер звука немного светлый, эмоционально насыщенный, фактурный. Но в то же время в почерке нет расхлябанности, не проявляется излишняя эмоциональность, которая могла бы помешать восприятию и утомить. Также нет совершенно никакой синтетики или зажатости, как, к примеру, и других крайних проявлений, как то излишний педантизм, жесткость или строгость. И в целом все очень неплохо сбалансировано: характер у звука имеется, причем интересный, узнаваемый и запоминающийся, а вот заметных перекосов или разбалансировки нет.

    Следующий диск — Rene Aubry «Memories du Futur». Здесь сообразно записи есть и глубокий бас, вполне совпадающий с тем, что заявлено в паспортных данных, и объем с воздухом, так что в целом все складывается в реалистичную и интересную музыкальную картинку. Некоторая доля теплоты и осветленности присутствует, но общую картину совсем не портит, скорее изысканно дополняет.

    Сцена точная, но образы и планы прорисованы без голографичной остроты, скорее они телесны и естественны. Вокальные партии звучат отлично и сами по себе, и в составе всей записи. При явно выраженной эмоциональной насыщенности баланс между ней и аналитичностью выдержан хорошо — высокая детальность и хорошая динамика, несомненно, идут на пользу звуку.

    Еще одна запись — «Sidney Bechet et Claude Luter». С некоторых пор я стараюсь обязательно брать в тест что-нибудь совсем старое, но более-менее прилично переизданное (если речь идет об использовании цифровых носителей). На таких записях очень хорошо можно разобрать некоторые способности системы и акустики в частности.

    В одних случаях одна и та же старая монозапись будет звучать тускло, безжизненно и упрощенно, с точкоподобной сценой, в других — будут слышны все возрастные проблемы и огрехи, но слушаться будут не они, а музыка в целом. Конечно же, немалую роль здесь сыграют высокая детальность и тембральная разборчивость и подробность. Также на пользу пойдут отсутствие перекосов и ровный, неакцентированный тональный баланс. Ну и конечно же, способность полновесно отстраивать специфическую монофоническую «сцену».

    На практике очень хорошо получилось. Конечно, крупные напольники в большой комнате в принципе окажутся в выигрышном положении, но кроме масштаба нужно еще и качество… С качеством все хорошо: детальность высокая, даже старый «пыльный» звук слушается как более живой и прозрачный. Насыщенность есть, тусклость отсутствует. Можно слушать, можно анализировать запись — это остается на усмотрение слушателя. Ну а немножко света и теплоты подчеркивают эмоциональность живой записи. Моносцена строится правильно, к ней никаких нареканий нет. Объем и размеры звука здесь точно идут на пользу записи.

    Дальше поставил диск-сборник «Jazz in Paris Remixed», состоящий из необычно переработанных джазовых стандартов. Передача ритма и эмоций на отличном уровне. Объемный, структурный, правильно перетекающий сообразно записи, или, наоборот, острый и хлесткий бас, качественная нижняя середина. Да, впрочем, и со всем остальным диапазоном полный порядок.

    Что порадовало — так это сшивка всех трех полос. Я не услышал ни разнохарактерности, ни отставания-запаздывания, ни разнотональной окраски — все воспринимается на слух как единое целое, без разрывов. Конечно, верхних частот бериллиевые твитеры выдают много, но верха не ощущаются как задранные или акцентированные, просто они точные, прозрачные и детальные, без остроты. И этот характер отлично стыкуется со среднечастотным диапазоном, а тот, в свою очередь, перетекает в басовую составляющую. Практически бесшовно на слух.

    Еще на примере этого диска я отметил, что, несмотря на хорошие аналитические способности, вся система в такой реализации все-таки больше тяготеет к эмоциональной подаче. Интересно слушать, музыка увлекает.

    Звучанию альбома Anorexia Nervosa «Drudenhaus» динамики, пожалуй, хватило, но пусть даже чуть светлый и чуть смягченный звук здесь оказался не самым удачным. Формально все читается хорошо, даже по детальности особых претензий у меня нет, что удивительно, но практически любой человек, иногда включающий тяжелый металл на хайэндной системе (а таковых я знаю немало) предпочел бы более темный, более плотный звук, больше подходящий для подобной музыки. Больше тьмы, страха и мяса с кровью… Впрочем, тут все более-менее понятно — с формальными критериями акустика справляется, но для тяжелого жанра нужно другое окружение, другая система. А вот если бы задача стояла на уровне просто рок-музыки средней степени тяжести, то эту задачу уже можно было бы считать решенной.

    Потом послушал «Лирические пьесы» Грига. Кстати, тоже запись весьма старая, соответственно, со своей спецификой. Так эту специфику и слышно, но музыку слушать она совершенно не мешает. Да, рояль звучит немножко «истонченно», без должной глубины, но это вопрос к записи, а все остальное тракт вытягивает как может, и в результате можно просто слушать музыку, совершенно не обращая внимание на артефакты. Впрочем, на деле звук получился живее и многограннее, чем я ожидал. И воздух есть, и объем-пропорции точные и выверенные.

    И последний диск — исполнение Концерта для альта с оркестром Уильяма Уолтона. В целом все очень неплохо, хотя запись сложная. Иногда заметно, что послезвучия начинают гаснуть чуть-чуть быстрее, чем хотелось бы, но это точно не вопрос к акустике, просто тут была бы уместна система более высокого уровня. Даже если конкретное сочетание нравится (а веские причины понравиться здесь есть), то логичнее бы выбрать и усиление, и источник из старших линеек. Также временами чуть сильнее акцентируются солирующие инструменты, но общая картина передается верно; динамика и детальность на уровне; тональный баланс как был чуть-чуть светлым, таким и остался, без каких-либо выраженных перекосов даже на сложных фрагментах. Произведения на этом диске очень разные по эмоциональному настрою, и в каждом отдельном случае все воспринимается точно, честно и в должной полноте.

    Выводы

    По внешности и исполнению не могу придраться ни к одному винтику. Очень цельная акустика с отличными музыкальными способностями. Притом не экзотика-эзотерика, без вычурного характера или странных заморочек. К тому же это результат работы крупного производителя, самостоятельно выпускающего и корпуса, и динамики на французских производственных мощностях, собирающего все с должным уровнем контроля качества.

    Также очень приятно, что Фокал эволюционирует, разработчики доводят модели с ювелирной точностью, но при этом стиль и характер звучания сохраняются. Что касается этой, третьей по счету в истории Scala Utopia, то никаких следов недочетов первой версии, конечно же, нет (они ушли еще в предыдущей реинкарнации), а звук стал еще точнее и чище. Пожалуй, я не могу себе представить, что еще здесь можно улучшить и куда этой акустике дальше эволюционировать.

    Очевидно, что владельца Focal Scala Utopia III Evo (если он, конечно, не купит ее за красивый вид и потому как попросту может за нее заплатить) ждет непростая задача — подбор компонентов системы. Играть будет каждый нюанс, все будет слышно. Поэтому на изначальный подбор компонентов и на последующую доводку стоит обратить максимум внимания. Но если так подойти к делу — можно выстроить желаемый, до мелочей свой(!) звук. Жанровости именно от акустики я в процессе теста не услышал, только особенности того, как отыграла система в целом (как раз систему-то хотелось бы повзрослее). Вообще, на основе Focal Scala Utopia III Evo можно выстроить систему под самые сложные записи и жанры. А ведь это только «младшая» модель из всех «Утопий»… Впрочем, движение по модельному ряду вверх во многом будет оправданно при наличии подходящего помещения и желания масштабировать звук с должным качеством.

    По материалам stereo.ru

    Выводы

    По внешности и исполнению не могу придраться ни к одному винтику. Очень цельная акустика с отличными музыкальными способностями. Притом не экзотика-эзотерика, без вычурного характера или странных заморочек. К тому же это результат работы крупного производителя, самостоятельно выпускающего и корпуса, и динамики на французских производственных мощностях, собирающего все с должным уровнем контроля качества.

    Защитные грили у динамиков раздельные

    Также очень приятно, что Фокал эволюционирует, разработчики доводят модели с ювелирной точностью, но при этом стиль и характер звучания сохраняются. Что касается этой, третьей по счету в истории Scala Utopia, то никаких следов недочетов первой версии, конечно же, нет (они ушли еще в предыдущей реинкарнации), а звук стал еще точнее и чище. Пожалуй, я не могу себе представить, что еще здесь можно улучшить и куда этой акустике дальше эволюционировать.

    Очевидно, что владельца Focal Scala Utopia III Evo (если он, конечно, не купит ее за красивый вид и потому как попросту может за нее заплатить) ждет непростая задача — подбор компонентов системы. Играть будет каждый нюанс, все будет слышно. Поэтому на изначальный подбор компонентов и на последующую доводку стоит обратить максимум внимания. Но если так подойти к делу — можно выстроить желаемый, до мелочей свой(!) звук. Жанровости именно от акустики я в процессе теста не услышал, только особенности того, как отыграла система в целом (как раз систему-то хотелось бы повзрослее). Вообще, на основе Focal Scala Utopia III Evo можно выстроить систему под самые сложные записи и жанры. А ведь это только «младшая» модель из всех «Утопий»… Впрочем, движение по модельному ряду вверх во многом будет оправданно при наличии подходящего помещения и желания масштабировать звук с должным качеством.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]