Шедевры мирового колонкостроения: эволюция трехполосного стандарта, студийный культ JBL


Шедевры мирового колонкостроения: эволюция трехполосного стандарта, студийный культ JBL

Акустические системы, о которых пойдет речь, известны тем, что установили новый отраслевой стандарт в звукозаписи, а несколько позже и в домашнем аудио. Эта разработка JBL стала значимой частью истории не только этой компании, но также мировой звукозаписывающей индустрии, акустического дизайна студий и в какой-то степени истории музыки.

Речь пойдет об одной из самых популярных линеек студийных мониторов за всю историю электроакустики. Эволюционную преемственность в ней можно проследить с конца 60-х до настоящего времени. Иными словами, пост о мониторах JBL 4310 и разработках, созданных на их основе.

Именно благодаря решениям, реализованным в этих АС, к 1977-му году подавляющее количество звукозаписывающих студий в мире использовало студийные мониторы JBL. Более того по данным опроса Billboard, к концу 70-х общее количество студий, использующих оборудование JBL, превышало общее количество студий с оборудованием всех остальных брендов.

Необходимость в новом форм-факторе

Всё началось с габаритов. К концу 60-х росла популярность многих жанров рок и поп музыки. В свою очередь это потребовало расширения возможностей звукозаписывающей аппаратуры, увеличения количества студий и повышения качества записей.
Стали расти возможности микшеров и их габаритные размеры. Кроме того, в студиях стало появляться множество новых приборов, которые в конце 60-х также занимали немало места. И как результат всей этой цепочки — для мониторов места оставалось всё меньше.


Таким образом, напольные мониторы для студий, которые были распространены с конца 50-х, должны были уйти в прошлое, при этом верность воспроизведения, которая, как многие знают, во многом зависит от внутреннего объема АС, должна была остаться на прежнем уровне, а в идеале стать лучше.

В JBL решили, что смогут реализовать эту, на первый взгляд, парадоксальную задачу, и в 1968-м году началась разработка новой АС. Известно, что ведущим разработчиком системы стал инженер Эд Май, которому принадлежит авторство концепции и принятие основных технических решений.

Также в создание системы внес большой вклад Барт Локанти, который занимался экспериментальной работой и измерениями, для некоторых применялось компьютерное моделирование, что для конца 60-х крайне необычно и инновационно. Общее руководство проектом было поручено Джеймсу Бартхеллу. За внешний облик новой системы отвечал дизайнер Арнольд Вольф.

Именно благодаря этим ключевым фигурам в коллективе разработчиков в течение одного насыщенного и тяжелого года удалось реализовать, без преувеличения, революционную АС, JBL 4310.

Следует также отметить, что внушительная часть исследований для создания новой АС проводились на протяжении всех 60-х. Очень много подготовительной работы было проведено при разработке напольной системы JBL 4320 Studio Monitor, которая пользовалась серьезным успехом в США на протяжении почти всех 60-х.

«безразмерный» и беспощадный JBL 4320 Studio Monitor

4310 — студийный бестселлер

Можно сказать, что массовый полочный форм-фактор для студий появился именно тогда и изначально был именно трехполосным. Разработчики быстро поняли — размеры АС должны быть меньше, чтобы разместить её на подоконнике студийного окна, на консольном мостике или подвесить под потолок. При этом важно сохранить широкий частотный диапазон и низкие искажения.


JBL 4310 в сравнении с типичными мониторами своего времени — начало 70-х
Итогом многомесячного “интенсива” по разработке новой акустической системы стали колонки, которые с натяжкой можно назвать компактными по современным меркам. Их габаритные размеры составляли 60 x 36 x 30 см, весила пара новых мониторов 23 кг.


Для 1969-м они были одними из чемпионов по массогабаритным характеристикам в своей мощностной «категории» (т.е. при 50 Вт программной мощности, при чувствительности 45 дБ при входной мощности 1 мВт на 30 футов).

В целом, основные характеристики мониторов выглядели следующим образом:

  • Программная мощность: 50 Вт;
  • Частотный диапазон: 45-15,000 Гц (+- 3 dB);
  • Частоты разделения кроссовера: 1500 Гц, 7000 Гц;
  • Номинальное сопротивление 8 Ом;
  • Коэффициент гармонических искажений: до 0,8 % (1Вт, 1 кГц), до 1,5 % (100 Гц).

Несмотря на большую (по современным меркам) неравномерность АЧХ (+-3 дБ), у этой АС получился достаточно плавный график. Также характерной особенностью стали крайне низкие значения КНИ на НЧ, что было нехарактерно для акустики того времени.


Во многом такого сочетания звуковых и габаритных характеристик удалось добиться благодаря применению новых динамиков с увеличенным ходом и полимерными диффузорами, которые превосходили классические целлюлозные мембраны. Такими драйверами стали модели НЧ — 123А, СЧ-динамик LE5-2 и купольный твитер LE20.


НЧ драйвер, схема из документации к системе
Практически все известные звукорежиссеры того времени отмечали, что именно эта система является оптимальной по сочетанию таких факторов, как верность воспроизведения, громкость, равномерность АЧХ, массогабаритные характеристики, цена.

Хит для студий идет в дома

К началу семидесятых система завоевала не только сердца саунд-продюсеров, но и аудиофилов, которые в те годы, вопреки некоторым современным представлениям, очень котировали мониторную акустику.
Более поздний вариант, названный 4311, поменял твитер, который заменили блоком меньшего размера. Убрали плоские дефлекторы, не оправдавшие надежд разработчиков. Также ВЧ-излучатель подняли в акустическую плоскость НЧ-драйвера, что в те годы казалось более логичным решением. В подобном усовершенствованном виде модель просуществует наряду с 4310 до конца 70-х.

Внешний вид 4311
Интерес непрофессионалов был подогрет высокой востребованностью мониторов в студиях, но совершенно ясно, что дизайн студийного отпугивал взыскательных эстетов брутальным, особенно для начала 70-х, обликом. 4311 не оставляли равнодушных среди меломанов, но большинству из них хотелось видеть что-то более эстетичное в качестве источника любимой музыки.

Пик популярности 4310 пришелся на момент, когда JBL стала частью корпорации Jervis, которую контролировал Сидней Харман. Для внедрения новых подходов в продвижения продуктов на потребительском рынке, последний назначил талантливого маркетолога Ирвинга Стерна. Тот в свою очередь “пошаманил” с командой дизайнеров и превратил студийные мониторы 4311 во вполне эстетичные дизайнерские колонки, которые, между всем прочим, не потеряли в акустических свойствах. Чудо-акустика для простых смертных была названа L100.


L100

Для L100 упростили электрическую схему, устранив управление аттенюатором, и оптимизировали акустическое оформление. Иными словами, привели в соответствие с представлениями среднестатистического пользователя. Интересно, что основные характеристики устройства от этого не пострадали.

Не обошлось без инноваций. Для того чтобы оживить скучный и грубоватый дизайн мониторов, Арнольд Вольф предложил рельефный гриль. Ткань, традиционно использующаяся в подобных случаях, для создания объемного рельефа подходила мало.

После пары недель изысканий разработчики обратили внимание на эластичный пенополиуретан, как наиболее легкий и акустически нейтральный материал. Так, по утверждению Арнольда Вольфа, в L100 им был впервые применен поролоновый гриль.

Результаты совместной работы дизайнеров, инженеров и маркетологов можно оценить статистически. L100 стали самой продаваемой акустической системой в США в 70-е годы.

1982-й — новая ступень эволюции — JBL 4312

В 80-е годы подходы к музыке в очередной раз изменились, работникам студий требовалась большая громкость, а соответственно, мощность и чувствительность мониторов. Более того, за десятилетие технические возможности звуковоспроизводящей аппаратуры значительно выросли, а соответственно, выросли требования к верности воспроизведения.
Рынок и индустрия звукозаписи ждали от JBL новое устройство, причем настолько же актуальное для 80-х, каковым стали JBL 4310 в свое время. И инженеры JBL в очередной раз сделали это. Новая система появилась в 1982-м году — это опять были полочные 3-х полосные мониторы, в формах которых явно угадывалась 4310.

Новая АС была названа 4312 и несмотря на то, что очень напоминала своего эволюционного предка, была принципиально новой. Новые мониторы получили набор актуальных для того времени характеристик:

  • Программная мощность: 100 Вт;
  • Частотный диапазон: 45 Hz -20 кГц, (+-3 дБ);
  • Чувствительность более: 91 dB, 1 Вт, 1 м;
  • Номинальное сопротивление: 8 Ом;
  • Разделение кроссовера: 1,5 кГц, 7кГц.

Интересно, что документация к устройству снабжалась подробными данными о частотных и нелинейных искажениях. Глядя на представленные графики, понимаешь, что многие современные АС (сравнимые по стоимости) не дотягивают до уровня 25-летней давности. Вероятно поэтому некоторые современные производители не готовы предоставить подробные результаты измерений.


Jbl 4312 выдержали несколько переизданий. Модификации, имевшие в качестве основы единое акустическое оформление, могли отличаться динамиками и элементной базой кроссоверов. Например, выпущенная в 1982-м 4312 была оснащена классическими целлюлозными и целлюлозно-тканевыми драйверами, а экспериментальные версии 4312 — A, B и BS получили металлический купольный твитер (в случае с BS — титановый).

Второе рождение

В 2000-м году была выпущена последняя ностальгическая серия 4312 mk2 с новыми динамиками и старым дизайном и акустическим оформлением.


Она сохранила титановый твитер, который оказался более живучим и отличается более высокой верностью воспроизведения.

Характеристики обновленной системы:

  • Диапазон частот: 45 – 22000 Гц
  • Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/м)
  • Рекомендуемая мощность усилителя: 150 Вт
  • Номинальный импеданс: 6 Ом
  • Частота раздела кроссовера: 2000 Гц и 5000 Гц
  • Динамики:
  • НЧ: 300 мм (бумага на ткани)
  • СЧ: 125 мм (бумага на ткани)
  • ВЧ: 25 мм (титан)
  • Варианты отделки: серый, темный орех, черный
  • Цвет решетки: синий, черный
  • Размеры (ВхШхГ): 597х368×298 мм
  • Вес: 21,7 кг


НЧ драйвер

СЧ драйвер

ВЧ излучатель
Интересной особенностью стала конструкция фильтра, которая мало изменилась с 80-х. В отличие от многих современных изделий в нем не стали экономить на элементной базе и номиналах. Как и в устройстве из 80-х в фильтрах “рестайлинговой” версии использованы неполярные конденсаторы, рассчитанные на высокое напряжение.


В текущем году на CES-2108 была представлена и обновленная версия L100- L100 Classic, которая также выдержала множество переизданий.


Известно, что в создании ремейка поучаствовал инженер Крис Хаген, которому доводилось создавать, признанную культовой, АС — L100T3 в 1988-м.

Итог

Можно спорить о том, какой именно компании и какому инженеру принадлежат такие изобретения, как полочный формфактор и трехполосное разделение в мониторной акустике. Мне ясно одно, действительно массовыми эти две инновации стали после применения их в студийных мониторах JBL. Сегодня 4310 могут показаться примитивными и ограниченными в возможностях, но для своего времени они были почти безупречны.
Фото: www.audioheritage.org en.audiofanzine.com ldsound.ru roniker.ru www.troelsgravesen.dk

Настоятельно рекомендую эти богатые информацией ресурсы всем, неравнодушным к теме аппаратуры высокой верности воспроизведения.

Джинса

В нашем каталоге представлено множество акустических систем высокой верности воспроизведения

Обзор JBL Studio Monitor 4312E

Акустические мониторы компании JBL пользуются необычайной популярностью, как среди профессионалов, так и среди любителей достоверного воспроизведения звука. Что касается профессионалов, то здесь все понятно – для того, чтобы сделать качественную запись, звукорежиссер в студии должен использовать акустические системы с максимально нейтральным звуком. Именно этим качеством и обладают акустические мониторы JBL серии Studio Monitor, которые можно встретить в звукозаписывающих студиях по всему миру. Впрочем, в том, что у акустических мониторов JBL Monitor Series масса поклонников и среди обычных любителей, также нет абсолютно ничего удивительного. Мониторы прославленного акустического бренда ценятся ими за высокую мощность, корректность в передаче тембров, точнейший стерео образ и другие качества, позволяющие громкоговорителям JBL Monitor Series воспроизводить звук без какой-либо «отсебятины», а именно так, как задумывал звукорежиссер. Помимо этого, акустические мониторы JBL обладают хорошими звуковыми характеристиками при размещении в непосредственной близости от слушателя. Последнее обстоятельство делает их настоящей находкой для любителей аудиосистем (построенных, в том числе, и на базе персонального компьютера с внешним ЦАП или музыкального сервера), предназначенных для максимально реалистичного воспроизведения записей высокого разрешения.

Студийные мониторы JBL 4312E можно назвать прямыми потомками легендарной модели 4320, которая была впервые представлена в 1968 году и, без преувеличения, изменила всю индустрию профессиональной звукозаписи. Совсем недавно представленные на суд широкой общественности акустические мониторы JBL 4312E уже успели завоевать симпатии любителей достоверного воспроизведения и профессионалов музыкальной индустрии.

Низкочастотный динамик JBL 4312E имеет 300-мм коническую диафрагму, покрытую специальным веществом Aquaplus, призванным снизить паразитные резонансы и улучшить параметры внутреннего демпфирования диффузора. Специальная запатентованная магнитная система Differential Drive, подразумевающая использование двойной звуковой катушки и двойного магнита с пуш-пульной конфигурацией, позволяет обеспечить абсолютный контроль при перемещении диффузора и эффективно рассеивать тепло, выделяющееся при работе динамика. Благодаря этому достигается глубокое и чистое воспроизведение баса без искажений даже на максимальной громкости. Литая алюминиевая корзина динамика также позволяет эффективно рассеивать тепло и имеет конструкцию, обеспечивающую свободное протекание воздуха при обратном ходе диффузора.

СЧ-динамик новых акустических мониторов оснащен 125-мм диафрагмой, изготовленной из целлюлозы с полимерным покрытием. Дюймовая звуковая катушка, намотанная на каркас, изготовленный из специального материала Kapton, обеспечивает ровный частотный отклик, низкие звуковые искажения и повышенную нагрузочную способность, обеспечивающую отличные динамические характеристики даже на максимальной громкости. Специальная корзина динамика минимизирует воздушное давление, создаваемое тыльной стороной диффузора, за счет чего минимизируются звуковые искажения, а средние частоты (и, в частности, человеческий голос) передаются с высочайшей натуральностью.

25-мм купольный твитер, изготовленный из сплава алюминия и магния, способен воспроизводить звук с частотами, существенно превосходящими верхнюю частоту слухового восприятия человека. Это позволяет акустическим системам с успехом справляться с воспроизведением SACD и других аудио форматов высокого разрешения. Специальный неглубокий рупор и фазовыравнивающий колпачок позволяют добиться широкой дисперсии на высоких частотах.

Акустические системы JBL 4312E поставляются в зеркальных парах (в пару входит правая и левая колонки) для построения точной и детальной звуковой сцены, которой, собственно, и должны обладать настоящие качественные акустические мониторы.

Необычайно жесткие корпуса акустических систем, снабженные внутренними стяжками, изготовлены из ДСП толщиной 19 мм.

АС имеют фазоинверторную конструкцию, при этом порты выведены на фронтальную панель, благодаря чему их можно без проблем размещать в непосредственной близости от стен.

Еще одной интересной особенностью JBL 4312E является наличие регуляторов средних и высоких частот, которые позволяют подстроить параметры мониторов под конкретные акустические условия или индивидуальные предпочтения слушателя.

Акустические мониторы JBL 4312E имеют номинальный импеданс 6 Ом, частотный диапазон от 40 Гц до 40 кГц и высокую чувствительность 93 дБ. Для работы с ними рекомендуется использовать усилитель мощностью до 200 Вт.

Tweet

Нравится

Возвращение классики JBL 4312M II

В каталогах некоторых выдающихся брендов имеются культовые модели, представляющие собой предмет вожделения аудиофилов уже на протяжении 30—40 лет и до сих пор разыскиваемые по случаю на аукционах. Однако иногда прошлое возвращается, хотя и не в полном размере и объеме

В результате реструктуризации концерна Harman в середине прошлого года было закрыто подразделение Harman Consumer Group, в которое входит и JBL. После ряда пертурбаций и переводов разработчиков из одного подразделения в другое в начале этого года было анонсировано, что к концу июня производство в Нортридже останавливается и целиком переносится в Японию. Эту новость, коснувшуюся и JBL Professional, некоторые были склонны трактовать в негативном ключе ввиду потери статуса «Made in USA». В самой Америке ходили даже разговоры, что от марки останется только тень былой славы. Как бы там ни было, все это повод для переживаний в основном среди американских аудиофилов, горюющих из-за утраты национального достояния и наследия Джеймса Лэнсинга. Для нас же интереснее то, что Япония подняла упавшее знамя. И в честь этого события, помимо производства современных линеек, организовала выпуск знаменитых старых студийных мониторов, оригиналы которых до сих пор пользуются высоким спросом у коллекционеров и ценителей. Итак, перед нами, впервые в России, первая ласточка из «новой старой» профессиональной серии — компактные мини-мониторы JBL 4312M II. И, приступая к прослушиванию, мы горячо надеемся, что за первым гостем обязательно последует продолжение.

Компактные колонки с номером 4312М II есть не что иное, как миниатюрная реплика студийного монитора 4312, только ровно вдвое уменьшенная в размерах (и, конечно, изрядно сбавившая в весе). Мини-копия полностью повторяет дизайн оригинальной модели. 133-мм НЧ-динамик сделан в точности по той технологии, что применялась в 4312, — у него алюминиевая корзина и узнаваемый фирменный бумажный диффузор белого цвета. То же самое относится и к среднечастотнику — по форме и конструкции он такой же, как и оригинальный драйвер, только меньше. Отличием от модели 1982 года стало использование титанового купола для воспроизведения высоких частот, сделанного с привлечением новой технологии обработки материала в целях повышения прочности мембраны. Все динамики магнитоэкранированы. Для согласования полос задействованы простейшие фильтры первого порядка. Однако на самом деле это уже вторая попытка миниатюризации культового студийного монитора, о чем свидетельствует индекс II в названии. Последняя версия отличается от первой модернизированной модели 4312М чуть увеличенной чувствительностью и значением модуля импеданса, иначе сшитыми полосами динамиков, с другими частотами раздела, и портом ФИ чуть большего диаметра для усиления и увеличения объема басовых частот. Акустика имеет встроенные ступенчатые регуляторы тембра для средних и высоких частот, обеспечивающие рост или уменьшение чувствительности в соответствующих полосах в среднем на 2,5 дБ. Корпус отделан натуральным качественным шпоном черного цвета с атласной фактурой.

Как же звучат эти чуть превышающие по размеру два пакета молока колоночки с фирменным белым логотипом JBL на боках? Играют они, надо сказать, удивительно. Причем настолько, что можно подумать, будто в дело вмешалось какое-то чародейство. А как иначе им при своих кукольных габаритах удается воспроизводить такой объем абсолютно натурального звука? Единственная важная деталь — слушать их нужно с гораздо меньшего расстояния, чем обычную акустику, поскольку это мониторы ближнего поля. О том, что перегрузочная способность АС отнюдь не запредельна, свидетельствует и допустимая паспортная мощность усилителя — всего 75 Вт. При попытке вывести громкость на адекватный уровень и оценить звучание, скажем, с 3 м оно в масштабных музыкальных фрагментах станет плоским и вымученным, и все тут же испортят нелинейные искажения. Однако стоит приблизиться к колонкам на расстояние порядка 1—1,2 м, как магия воспроизведения поражает до глубины души — истинная магия живого звука, исходящая из маленьких черных корпусов. Порадовало, что гитары у AC/DC, Accept и в прочих предложенных акустике записях были сочными, гиперадреналиновыми и наполненными, с абсолютно разными тембрами, что прекрасно было слышно. Удивило то, что роковые и металлические ударники имели свой индивидуальный почерк, свободно прослеживаемый, несмотря на почти полное (если по-честному) отсутствие нижнего и среднего баса. Откуда же при этом взялась такая великолепная фактура? Опять загадка, опять магия, не иначе. У Лизы Джерард из Dead Can Dance голос оказался не красивым, не необычным и не каким-то еще, характеризуемым обычными словами. Он оказался шаманским, затягивающим и даже пугающим. Не уйти бы навсегда в транс под мягкий звон колокольчиков из трека «Ariadne». Воздушная вязь барокко с ажурными и четкими линиями басового сопровождения, замечательным по тембру клавесином и образцово-показательными барочными скрипками уже заставила всерьез задуматься о тщетности аудиофильского бытия и стремления приобретать огромные АС, когда есть такие мини-мониторы. Вследствие дефицита нижнего баса на передний план вдруг вышли и стали заметными скрипки, которые всегда пребывали в тени остальных инструментов, но это было сделано так здорово, что претензий не возникло совершенно. Колонки явно неравнодушны к духовым инструментам, как медным, так и деревянным. Насколько порой даже у высококлассной акустики не получаются эти тембры, настолько же здесь они проявились совершенно гипнотически, ясно и естественно. Но в самый сильный шок ввергла симфоническая классика — увертюра к «Тангейзеру» Вагнера и «Реквием» Верди. В общем-то эти классические убойные тесты на отработку динамических пиков относительно приемлемо проходит обычно довольно-таки небольшое число АС, а уж от спикеров смешного размера никаких чудес не ожидалось априори, просто было любопытно посмотреть, с какой степенью деликатности они это не отыграют. Однако реальность оказалась поразительной — и совершенно другой. Они сыграли все, причем с таким захватывающим драматизмом, сохранением разделения планов и инструментальных линий и практически без сглаживания в пиках, что любая полноразмерная акустика должна была немедленно покраснеть от стыда. Сопрано, тенор и бас в Lux Aeternae бились голосами о несокрушимые стены бытия, терзали душу и страшились грядущего — очень редко случается услышать такое исполнение «Реквиема». Столь удивительно взрослый и драматично-эмоциональный звук явно не может быть обусловлен ничем иным, как использованием магии и волшебства при разработке АС. Интересно также, что звучание, при всей его детальности и прозрачности, не «мониторное» в плохом смысле, то есть в нем не было ни грамма сдержанности или холодности. Совершенно нерядовая акустика, сделанная с любовью к музыке и с пониманием и уважением славных традиций JBL.

Результаты измерений




Неравномерность АЧХ весьма велика, в среднем около 9 дБ, и причина этого кроется в очень интересном разделении рабочих частот у динамиков (рис. 1). НЧ-драйвер ограничен сверху фильтром, состоящим из одной катушки индуктивности, поэтому играет практически до 6 кГц (–10 дБ). В районе 900 Гц ему на помощь приходит со своим резонансным пиком СЧ-динамик, но его вклад в воспроизведение середины гораздо менее значим. В районе 2 кГц к этой славной компании подключается твитер. Совместная работа СЧ- и ВЧ-драйверов обуславливает пик на 10 кГц, но в остальном высокочастотник ведет себя нейтрально и воспроизводит частоты вплоть до 45 кГц. Измеренная чувствительность составляет 88 дБ, а нижняя граничная частота 48 Гц по уровню –3 дБ. Модуль сопротивления не опускается ниже номинального значения в 4 Ом и очень стабилен на средних частотах (рис. 2). Коэффициент нелинейных искажений (рис. 3) для 1 Вт довольно мал и не превышает значения 0,3%.

Паспортные данные:

Тип – полочные акустические системы | Название – JBL 4312M II | Частотная характеристика, Гц – 55—50 000 (верхняя граница по уровню –6 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 13,3 см; бумажный конус, CЧ – 5 см, бумажный конус; ВЧ – 1,9 см, титановый купол; частоты раздела 7000 и 12 000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 30 x 18,1 x 18 | Масса одной колонки, кг – 4

Оценки:

  • Дизайн — 85%
  • Качество изготовления — 90%
  • Звучание — 95%
  • Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 95%

Плюсы: живое звучание натуральных музыкальных инструментов и голосов, драйв и энергетика в бодрых жанрах Минусы: очень нестандартны в расстановке (в сравнении с «домашней» акустикой), могут прослушиваться только с близкого расстояния, НЧ сильно ограничены

Вывод:

Выдающиеся мини-мониторы, отличающиеся ясным, динамичным и очень естественным звучанием. Недостаток нижнего и среднего баса с лихвой компенсируется его четкостью и отличной фактурой, а наполненная живая середина гарантирует музыкальный экстаз

Мария Савина Источник: https://www.hi-fi.ru/magazine/stereo/773196

Tweet

Нравится

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]