Шедевры мирового колонкостроения: Technics SB-1000 — эталон АС от Мацуситы
Существуют устройства, которые остаются в памяти нескольких поколений, а порой даже прочно входят в историю и становятся символами своей эпохи. Именно такие устройства я описывал в своих циклах “Легендарные усилители” и “Советский HI-FI и его создатели”. Сегодня речь пойдет об АС, а этот пост станет пилотным в новом цикле «Легенды мирового колонкостроения”. Серия публикаций будет полностью посвящена акустике, которая, по моему субъективному мнению и объективным данным достойна называться легендарной.
В этом посте рассказ об акустической системе, которую сравнивали с такими бестселлерами как JBL L200 Studiomaster, Yamaha NS-1000, Coral DX-Eleven, Sony SS-G7. Тема материала — легендарная мелкосерийная Technics SB-1000, которая по сей день поражает любителей аудио. Интересно, что эта акустика признается одной из лучших в мире как представителями субъективно-аудиофильского, так и инженерного, научно-психоакустического подхода, что само по себе — большая редкость. Более того, система является предметом своеобразного культа и вожделенной мечтой многих коллекционеров аудиотехники. Найти негативный отзыв об этой системе, равно как и её саму — достаточно сложно.
Предпосылки к появлению легенды
К концу 60-х годов требования к среднестатистическому аудиопродукту заметно выросли — это в полной мере касалось акустических систем. Потребитель стал привередлив как Европе и США, так и в самой Японии. Людям хотелось большей мощности с меньшим количеством искажений и это было наиболее логичным путём развития аудиотехники.
Покупка HI-FI и стремление получить звук с высокой верностью становилось модной тенденцией. Даже несмотря на то, что в тот момент не существовало соответствующего стандарта, само понятие о High fidelity ушло в массы и стало будоражить не только ограниченные группы аудиофилов, но и прочие социальные группы.
В Японской корпорации хорошо чувствовали актуальный тренд и стремились создать нечто концептуально новое и поражающее воображение как качеством звука, так и дизайном. В компании великого Коносукэ Мацусита хотели удержать лидерство в достаточно жесткой конкурентной среде, что требовало соответствующих мер.
Так у инженеров Matsushita Electric появилась идея создать модель, превосходящую аналоги по верности воспроизведения, функциональности, а также обладающую компактными габаритными размерами. В идеале продукт должен был значительно опередить своё время и дать толчок к разработке принципиально новых акустических систем.
Важным требованием к продукту была способность вписаться в сложный интерьер, что серьёзно ограничивало возможности разработчиков. Также высокие планки по количеству искажений и частотному диапазону серьезно замедляли разработку. Так первый прототип устройства, начатого в 1969-м году, появился лишь к 1972-му. Для реализации проекта понадобилась серия психоакустических исследований, результаты которых были неоднократно использованы компанией впоследствии.
Триумф мелкосерийного чемпиона
К началу 1973-го удалось полностью подготовить трехполосную АС к серии и запустить производство. К 1974-му году система попала на выставки и несколько позже на полки Японских, Европейских и Американских магазинов. Цена на устройство была сравнительно высокой — 220,000 Йен, что сегодня составило бы с учетом инфляции около $9000. Критики из тогда ещё честной и почти неподкупной аудиопрессы отозвались о продукте очень лестно.
Большинство из тех, кто делился впечатлениями от новых колонок, отмечали акцентированное воспроизведение басов, предельный для того времени частотный диапазон, выходивший за пределы порога человеческого восприятия, и чистый звук, лишенный заметных искажений даже на сложном симфоническом музыкальном сигнале.
В связи с высокой стоимостью в компании великого и ужасного (зачеркнуть) Коносуке Мацусита решили не запускать аппарат в полномасштабную серию. Вместо этого прагматики из Technics ограничились мелкосерийным выпуском для узкого круга понимающих в звуке меломанов.
Конструкция, определяющая основной тренд поколения
Для 1974 года SB-1000 была продуктом, воплотившим в одном устройстве годы разработок и инноваций. Для системы были созданы новые уникальные для того времени динамические ГГ. Кроме того, были впервые опробованы принципиально новые подходы к разработке корпуса и конструкции, существенно снижены вибрации.
Звукоинженерам удалось значительно улучшить показатели соотношения сигнал-шум в диапазоне НЧ. В качестве основного в НЧ спектре был использован 30 см НЧ динамик конической формы EAS-30L100S. Мембрана этого динамика изготавливалась из трехслойного композита, который имеет высокий модуль Юнга. Мембрана отличается прочностью и низким уровнем частотных искажений.
Усовершенствованный подвес позволяет частично снизить нелинейные искажения. Отверстие хода диффузора, размещенное в магните, обеспечивает не только беспрепятственный ход мембраны, но и оптимальное охлаждение катушки. Для снижения сопротивления хода диффузора в магните имеется большое отверстие, которое также хорошо отводит тепло.
Динамические возможности громкоговорителя обеспечиваются мощной магнитной системой с диаметром магнита 220 мм (размер магнита 220х120х23 мм) при диаметре самого динамика 300 мм. Традиционно такие мощные магниты применяются в концертной аппаратуре. Едва ли можно припомнить иной случай использования таких гигантов в домашнем хайфае.
Звучание в СЧ диапазоне обеспечено 4,5-сантиметровым драйвером EAS-18KM100S с куполом, мембрана которого также изготовлена из трехслойного целлюлозно-карбонового композита. Производитель также сообщал, что для уменьшения потерь в СЧ драйверах были использованы сердечники из листовой электротехнической стали, обладающей внушительной магнитной индукцией. Ход катушки СЧ излучателя удалось увеличить на 7 мм.
. 19 — миллиметровый твитер устройства, EAS-12KH100S был изготовлен из титанового сплава толщиной всего 20 мкм. Этот сплав на 30 % легче алюминия и обладает более впечатляющими переходными характеристиками. Плотность магнитного потока ВЧ-излучателя составляет ок 19000 Гс. Кроме того, ВЧ-динамик оснащен дросселем из кремнийсодержащего сплава на стальной основе, который позволяет снизить КНИ высокочастотного динамика до отметки менее 0,1% на 100Вт.
Интересной особенностью стало то, что подключение к динамикам может осуществляться через кроссовер либо напрямую к каждому динамику по-отдельности.
Корпус АС создан из трех слоев: поверхностного и внутреннего слоев фанеры толщиной — 9 мм, промежуточного слоя ДСП с толщиной 18 мм (общий 36 мм). Надежное внутреннее демпфирование позволило избавиться от паразитных резонансов, которых, по утверждению производителя, вообще нет. Ещё одной особенностью корпуса стало использование виброгасящих покрытий с наружной стороны.
- Далее перечисляю сухие характеристики системы:
- Диапазон частот: 20 – 30000 Гц;
- Чувствительность: 90 дБ/Вт/м;
- Мощность (DIN): 100 Вт;
- Сопротивление: 8 Ом;
- Частоты среза кроссовера: 500 Гц и 5000 Гц;
- Габаритные размеры (ВхШхГ): 582х392х397 мм;
- Масса: 52 кг;
Итог
Technics SB-1000 стала своеобразным эталоном домашней акустической системы высокой верности вплоть до начала 90-х годов, хотя выпуск её завершился уже в 1975-м году. Она и сегодня находится на почетном месте среди эпохальных продуктов компании Panasonic (Matsushita Electric).
На многочисленных аудиофорумах её сей день вспоминают, и как правило, причисляют к мониторам. Учитывая характеристики — это не удивительно. При большом желании легендарный и редкий винтаж можно приобрести на аукционах. Как правило, стоимость такой АС в хорошем и идеальном состоянии не ниже чем в 1974-м году.
Использованы фотоматериалы
ldsound.ru www.technics.com/us
В каталоге Pult.ru представлен широкий ассортимент акустических систем
Винтажная вертушка, выбор: Technics SL-1210MK2 против всех!?
Дико извиняюсь, что уже 3-й вопрос за 9 дней. НО сдохну, если не выберу хоть что-то, спать уже перестал(
Рассматривал Pro-Ject 2 Xperience Primary, но про него вообще никакой инфы нет нигде, ни обзоров, ни отзывов, ни на форумах обсуждений, весь Рус/Англ инет обыскал, вообще нифига. Там только про Pro-Ject 2Xperience SB, но там и тонарм другой и мотор вообще другой. Прям кот в мешке. Видимо неинтересный и никто не берет, хбз. Да и уважаемые местные эксперты ничего не сказали положительного. Каждый второй говорил про винтаж!
Так как опыта у меня чуть меньше чем ноль, выбирать БУ тот еще гемор. Информация вроде есть, но толком ничего не могу понять. Уважаемые эксперты данного форума посоветовали — «вам следовало бы брать зарекомендовавшего себя недорогого б/у ветерана типа Pioneer pl-30Lii» и скинул видео (я очень благодарен) в видео мастер сказал, лифт у тонарма у этой модели в 90% случаев накрывается при транспортировке!
Дело в том, что в моем городе ( Новосибирск) нету такого, есть Pioneer PL-50L за 33 000 р, но пошарпаный весь (да и дизайн этих столов ужасен, эта виниловая пленка под рыжее дерево уххх, понятно конечно — что «шашечки или ехать!»), и есть еще Викторы всякие, и за 30 т.р. и 50 т.р. И есть вот Denon DP70L, вообще не понятно в какой он лиге, хорош не хорош!?
Читаю про них всех, прямого сравнения нету нигде, кто какого класса тоже не понять, года разные и тд, дурррдом.
Есть в моем городе Technics SL-1210MK2 (фото прилагаю), я так понял что 1210 отличается от 1200 цветом только? ОН идет с головой Shure, все за 35 000 р отдают, голова почти новая (хз как верить и как проверить) его можно посмотреть пощупать. Посмотрел на YouTube пару роликов как проверять. Но без опыта не знаю смогу ли реализовать все приемы проверки из этих видео.
На паре ресурсов наткнулся на утверждение что Technics тех годов по круче и надежнее, да и по звуку серьезнее Pioneer тех же годов. Это действительно так? Technics sl-1210MK2 vs Pioneer pl-30Lii vs Pioneer PL-50L vs Denon DP70L?
В общем стоит запариваться с Technics SL-1210MK2 за 35 000 р ( норм цена?) или что-то другое смотреть, все тот же Pioneer pl-30Lii искать ?
Или вообще кота в мешке взять — Pro-Ject 2Xperience Primary за 54 000 р. Боюсь разочаруюсь в Pro-Ject, а продам максимум за 35 000 р. Техникс вроде проверенный и пока в цене не падает, за скоКа купил за стоКа продал! Этот момент мне кажется логичнее и выгоднее (деньги не пропадут как с новоделом), тогда уже наверное пойму куда двигаться дальше!
Ближайший год тогда поживу с какой-нибудь головой ММ в бюджете 15-18000р и фонокорректор пока скорее всего Pro-Ject Phono Box S2 (может что-то другое рассмотреть?)
Спасибо больше всем откликнувшимся! Еще раз извиняюсь за назойливость на форуме!
Виниловый проигрыватель
Товар в наличии в магазине
TECHNICS SL-1210 MK2 – это легендарный проигрыватель виниловых дисков, который уже стал классикой. Профессиональный проигрыватель виниловых дисков Technics SL-1210 MK2 относится к серии SL1200, являющейся признанным стандартом среди диджеев по всему миру на протяжении более 30 лет. Эта легендарная серия начинает свой отсчёт с 1973 года, когда компания Technics выпустила свой проигрыватель SL1210 с поворотным регулятором скорости вращения. Модель SL1200mk2 1979 года стала первой моделью данной серии с ползунковым регулятором скорости вращения.
Проигрыватель виниловых пластинок Technics SL-1210 MK2 имеет прямой привод и кварцевую стабилизацию скорости вращения. Быстрый пуск обеспечивается высоким вращающим моментом (1,5 кгс/см). Скорость вращения составляет 33,3/45 оборотов в минуту. Питч ±8%. Пластинка под иглой подсвечивается. Высота лёгкого чувствительного S-образного тонарма с карданным подвесом регулируется. Technics SL-1210 MK2 имеет систему антискейтинга. Литой алюминиевый корпус имеет массивное резиновое основание, поглощающее вибрации. Конструкция ножек также ориентирована на поглощение вибрации.
Функциональные особенности:
- Запатентованная конструкция двигателя с прямым приводом от Technics
- Высокий вращающий момент (1,5 кгс/см), обеспечивающий быстрый пуск
- Кварцевая стабилизация скорости вращения диска
- Скорости вращения 33 и 45 оборотов в минуту
- Питч ±8%
- Красный стробоскопический индикатор скорости вращения диска (+6%, +3,3%, 0%, -3,3%)
- Подсветка пластинки под иглой, для удобства поиска необходимого участка трека
- Винтовая регулировка высоты тонарма
- Система антискейтинга
- Обладающий высокой чувствительностью легкий S-образный тонарм с карданным подвесом
- Высокоточный, изготовленный литьем под давлением, алюминиевый корпус с массивным резиновым основанием для поглощения вибраций
- Вибропоглощающая конструкция ножек
Технические характеристики Technics SL-1210 MK2:
Привод:
- Прямой привод с кварцевой стабилизацией
Диск:
- Алюминиевый литой
- Диаметр: 33,2 см
- Масса: 1,7 кг
Двигатель:
- Бесщеточный двигатель постоянного тока
- Регулировка скорости вращения: ±8%
- Стартовое усилие: 1,5 кг/см
- Время разгона из состояния покоя до 33,3 об/мин: 0,7с
Система торможения:
- Электронный тормоз
Детонация:
- 0,01% WRMS
- 0,025% WRMS (JIS C5521)
- ±0,035% пиковая (IEC 98A Weighted)
Рокот:
- -56 dB (IEC 98A Unweighted)
- -78 dB (IEC Weighted)
Тонарм:
- Эффективная длина: 230 мм
- Подстраиваемая высота: 0-6 мм
- Overhang: 15 мм
- Эффективный вес: 12г (без картриджа)
- Угол смещения: 22°
- Трение: менее 7 мг (вертикальное, горизонтальное)
Угол погрешности трэкинга:
- в пределах 2° 32′ (на внешней дорожке 12″ диска)
- в пределах 0° 32′ (на внутренней дорожке 12″ диска)
Диапазон нагрузки иглы:
- 0-4 г
Диапазон веса картриджа:
- 3,5 г – 13 г
- 11 г – 20,5 г (включая иглодержатель)
Диапазон веса картриджа с дополнительным грузом:
- 9,5 г – 13 г
- 17 г – 20,5 г (включая иглодержатель)
Диапазон веса картриджа с грузом иглы:
- 3,5 г – 6,5 г
- 11 г – 14 г (включая иглодержатель)
Другое:
- Источник питания: встроенный AC 220-240В, 50 Гц
- Потребляемая мощность: 13,5 Вт
- Размеры (Ш x В x Г): 453 x 172 x 360мм
- Цвет: чёрный
- Масса: 12 кг