Уважаемые датагорцы, хочу предложить проект акустики (АС) для ценителей замечательных динамиков, выпускавшихся в советское время для озвучки кинотеатров, клубов и мест массового веселья. Желание иметь хорошие колонки дома было давнее, слушал всякие от 10МАС до S-90 и «Корвет».
Но как-то не ложилось на душу их звучание. Динамики НЧ, в основном, с жёстким подвесом и тяжёлым диффузором, как следствие меньшей чувствительностью и малой отдачей на низкой мощности, да и для раскачки необходима высокая подводимая мощность. Кроме того, всё это запихивалось в довольно маленький ящик, часть объёма которого занимала ещё кучка деталей, из которых ваяли фильтры.
↑ Пролог
Идея технического воплощения созрела ещё в середине 90-х, но из-за квартирного вопроса реализовать её в однокомнатной квартире не удалось. Именно тогда мой товарищ ламповик-затейник и подогнал мне по дешёвке четыре низкочастотника 2А-12У4 и пару пищалок 1А-22.
Чем привлекательны эти 2А-12У4?
Не буду приводить все характеристики, а остановлюсь лишь на главных достоинствах: — большой диаметр бумажного диффузора — 300 мм; — подвес мягкий синусообразный с пропиткой; — магнит AlNiCo (алюминий-никель-кобальт) — очень сильный магнит!; — моща — 25Вт; — чутьё — 95Дб!
↑ Замысел
↑ Схема включения
АС я прикидавал под мостовой бестрансформаторный (OTL) двухтакт (PP) на 6С33С, НЧ динамики соединяются последовательно (получаемые 30 Ом цепляются прямо к выходу усилка), а ВЧ головка через разделительный кондёр параллельно басовикам. Динамики внутри не соединяются, а 2 пары проводов от них выводятся наружу.
↑ Материалом для ящиков
не мудрствуя лукаво, я выбрал стандартные ламинированные столешницы 600×3000мм и толщиной 28 мм. Поначалу думал корпуса «усилить» мраморной плитой, вложенной внутрь, и установкой АС на шипы (после изготовления АС от этих идей отказался, об этом позже).
↑ О размерах и объёмах
Рассуждая о размерах корпуса, хочу заметить, что 2А-12У4 в домашних условиях отлично звучат и выдают хорошие басы даже не помещённые в какой-либо замкнутый объём. Мы с моим другом убедились в этом, когда закрепили динамики попарно на стальном уголке и прислонили к стене. Но, тем не менее, надо было куда-то динамики засунуть и красиво оформить. Соответственно с расчётом объёма ящика я особо не заморачивался. Размеры корпуса получились ШхГхВ — 410×400×1400, объёмом примерно 200 литров.
↑ Способ крепления динамиков
Как правило, типовой крепёж динамиков — за корзину к передней стенке АС. При этом есть существенный недостаток — вибрация. Вибрация усиливается также движением воздуха в закрытом объёме и использованием тонких стенок ящика, но с этим бороться просто. Самый существенный фактор, на мой взгляд, это «утечка энергии» через диффузородержатель (корзину). Поскольку диффузор клеится на корзину пусть даже и через мягкий подвес, всё равно часть энергии во время движения диффузора уходит «на фанеру». Значит надо крепить динамики за неинерционные элементы — то есть магнит, да лучше к задней стенке! ВЧ динамик устанавливается на корпусе АС сверху.
Как сделать патефон своими руками
Раньше, пожалуй, придется ответить на другой вопрос: а что это такое — граммофон? Ведь ты едва ли видел эту машину. Зато, вероятно, знаешь по рассказам родителей про патефон. Так вот, граммофон — почти то же самое. Только с виду он был другой. У граммофона сверху торчал большой жестяной рупор с раструбом.
Потом придумали переносный граммофон. Вместо ящика сделали удобный закрывающийся чемоданчик с ручкой для переноски. Рупор свернули улиткой и спрятали внутрь чемоданчика. Получилось гораздо красивее и удобнее. Впервые такой переносный граммофон выпустила французская . Они назвали его своей фамилией «Патэфон», или «Патефон». А пластинки для патефона до сих пор называются граммофонными.
Патефон и граммофон заменили проигрыватель и радиола, а их вытеснили магнитофоны. Предок проигрывателя — граммофон появился давно, еще в конце XIX века.
Тогда еще не было ни кино, ни радио, ни телевидения. Пели только живые люди. Никому и в голову не приходило, что машина тоже сможет петь. И даже сам изобретатель «поющей машины» Томас Альва Эдисон немного сомневался: запоет или не запоет?
Механик сделал по чертежу Эдисона непонятный аппарат. Собрались все сотрудники лаборатории. Над пробовать! Эдисон поставил в аппарат валик, покрытый воском, откашлялся и неуверенно запел старинную детскую песенку: «У нашей Мэри есть баран, Собаки он верней. Куда бы Мэри ни пошла — Баран идет за ней!»
Сотрудники хихикали. Таланта к пению у Эдисона не было. Но отступать поздно, и он допел песенку до конца. Потом поставил иглу на начало дорожки на восковом валике и завертел ручку. И тут произошло чудо. Машина запела! Не одно-два неясных слова, которые надеялся услышать Эдисон. Нет, вся песенка, с начала и до конца, лилась из черного рупора!
Сотрудники замерли. Потом закричали в восторге, затанцевали хороводом вокруг Эдисона и его чудесного изобретения. Потом все сразу, перебивая друг друга, начали говорить, кричать, петь в рупор. Всю ночь до утра они записывали и слушали свои голоса. Ведь на первом аппарате Эдисона можно было не только слушать звук, но и записывать его. Зато этот аппарат —его назвали фонографом — звучал гораздо хуже нынешнего патефона. Звук был тихий, прерывистый, местами дребезжащий. Но все равно это было неслыханным чудом!
Позднее это чудо стало самым обычным делом. Рассматривая внимательно граммофонную пластинку, можно увидеть, что бороздки на ней неровные. Они усеяны извилинами, а у долгоиграющих пластинок — углублениями. Когда пластинка вертится, игла скользит по бороздке. Извилины или углубления заставляют ее дрожать, колебаться. Эти колебания и есть звук.
↑ Сборка
Строительство началось в прошлом году. Набросав чертёж корпуса АС я отправился на стройбазу, где симпатичная девушка на компе начертила раскройку столешницы. Ушло четыре столешницы. Там же мне всё распилили точно в размеры (кстати, оставшиеся обрезки по 20 см я пустил тёще на шкаф для кухни).
Сначала я планировал стенки крепить через стальной уголок, но когда я на него глянул в магазине, решил, что бык попи
сал намного прямее, чем прокатаны эти кривоуголки. Пришлось разориться (150р. за погонный метр) на алюминиевые уголки 25×25мм.
Перед сборкой необходимо было подготовить динамики. Поскольку диаметр корзины большой (400 мм), и, чтобы корпуса не получились слишком широкими, я немного сузил корзины с двух сторон до 350 мм, подрезав им «уши» (корзины в моём случае — не несущие нагрузки элементы конструкции и небольшое ухудшение жёсткости не влечёт никаких неприятностей).
Надо сказать эта «резекция» была та ещё песня! Взял я в руки «болгарку», установил невысокую скорость вращения диска (алюминий — мягкий материал), включил… Вжжжииик! Сказала австрийская «болгарка». «Хрен тебе!» — ответила русская алюминиевая корзина и отправила догорать сожжённый статор пилы! Вывод: ребята, отпиливайте люминь вручную ножовкой. Примечание: во время пилки надо плотно прикрыть диффузор, дабы опилки не прилипали к пропитке подвеса.
Далее надо было позаботиться о крепеже динамиков. В строймаге я подобрал мебельные консоли с усилением и купил стальную полосу 2×20мм, из которой на оправе в тисках согнул хомуты, коими и притянул консоли (по 3 штуки на голову) к магнитам.
Отверстия в консолях пришлось рассверлить до 10 мм под крепкие толстые болты.
Следующим пунктом было изготовление элементов передней панели ящиков. Изгибы, повторяющие линию корзины, вырезал электролобзиком. Потом собрал каркас из боковин, верха и низа, соединив для прочности стенки мебельными стяжками 10 мм. предварительно обмазав торцы силиконом.
Дальнейший этап сборки очень трудоёмкий и нудный, требующий больших запасов терпения, матерных слов и целкости глаза. Это разметка отверстий под крепежи консолей динамиков на задней стенке. Другими словами, чтобы точно посадить динамики, нужно отъюстировать их по глубине (дабы края корзин не выступали за переднюю панель и не проваливались вглубь), по высоте и ширине расположения и азимуту.
Выровнять посадку по глубине довольно просто при помощи угольника и уровня. А вот расположение динамиков по месту делается поочерёдно с креплением элементов фасада. Сначала я закрепил на уголки верхний элемент с одним дугообразным вырезом.
Потом, вложив на уже привинченные задние уголки заднюю стенку, поставил на неё динамик на консоли и начал его возюкать по сторонам, обращая внимание на то, чтобы консоли своими «лапками» всей плоскостью опирались на поверхность, а вокруг динамика образовался одинаковый зазор (1,5-2мм) между боковинами и дугой верхнего элемента фасада. Наконец, поймав цель, маркером наметил отверстия под шесть болтов. Вот это и был самый геморрой, т. к. приходилось несколько раз ставить и вынимать динамик, ослабляя и поджимая хомут крепежа консолей. Далее, получив шесть заветных меток, я снял заднюю стенку и просверлил отверстия 10 мм под болты.
Затем привинтил динамик на своё место и вставил заднюю стенку обратно в ящик. Убедился, что положение динамика правильное, приступил к креплению второго элемента фасада с двумя дугообразными вырезами, отступив от корзины динамика те же 1,5-2мм. Установка второго динамика и третьего элемента фасада произвелась аналогичным образом. Внизу корпуса я оставил щель высотой 10 см, что-то вроде фазоинвертора.
Таким образом, я получил собранный каркас ящика и заднюю стенку с установленными на неё динамиками. Следующим этапом была обивка внутренних стенок звукопоглощающим материалом. На покупку импортных кусочков «антизвукового поролона» за 500р /1м² не раскошелился, решив, что дочки Рокфеллера мне не видать, перебился рулоном гидроизолирующего материала на основе битума, который обладает ещё звукоизолирующим и вибропоглощающим свойствами. Рулон 20 метров типа «Технониколь» обошёлся всего за 800 рублей.
Канцелярским ножом я нарезал полотна (оставив 5 см внахлёст на задний щит) и густо намазав стенки резинобитумной (можно и каучукобитумной) мастикой, приклеил эти полотна, пристрелив их для надёжности мебельным степлером.
Все стыки и щели промазал мастикой. При оклейке задней стены, оставил по периметру отступ 20 мм под крепление на уголок. В центре между динамиками просверлил отверстие 10 мм, куда вывел две пары акустических проводов от динамиков. Провод выбрал потолще с плоским профилем.
Для поглощения стоячих и отражённых звуковых волн вокруг динамиков разместил 3 ватных мешка, на изготовление которых ушла половина солдатского ватного матраса и 10 м марли, купленной в аптеке. Вату раздербанил, чтобы сделать её пушистее и, не сжимая её сильно, обернул марлей. Потом всю эту хрень закрепил степлером к стенкам «сосуда».
Наступил ответственный момент — крепление задней стенки с динамиками к корпусу. Впихивать было нелегко! Две огромные отдельные части АС надо было «поженить» с допуском зазоров 1,5-2 мм вокруг динамиков и, практически внатяг сами детали ДСП. Местами корзины динамиков цеплялись за изол и приходилось немного подрезать его.
Ну вот, всё встало на места! Заднюю стенку зафиксировал по периметру мебельными стяжками, все щели промазал силиконом, опиленные торцы плит заламинировал кромочной лентой с помощью утюга. Зазоры вокруг корзин динамиков заполнил чёрным силиконом.
Хочу обратить внимание, что мастика до полного высыхания (3-4 дня) издаёт не очень аппетитный запах, и лучше всей этой мазнёй заниматься вне дома.
↑ Установка ВЧ части
ВЧ динамик 1А-22 я решил использовать без рупоров (квартира же всё-таки!), динамики и без того верещат о-го-го! Надо было придумать, как закрепить пищалки на крыше АС. И тут мне под руку на работе подвернулся старый селеновый фото-вал на алюминиевом цилиндре от древнего копира. Я его аккуратно очистил от фоточувствительного покрытия, отшлифовал, распилил пополам и получил две отличные детали, куда ВЧ головка через резиновую прокладку, плотно встаёт, как родная. Держатель для всего этого я сделал из листового алюминия толщиной 2 мм. Заготовка этой штуки очень похожа на жезл, которым железнодорожники на переездах машут проезжающим поездам, только ручка с отступом 20 мм от круга загнута под прямым углом. В центре круга вырезано отверстие по диаметру излучателя и четыре отверстия под крепёжные потайные винты.
Внутри цилиндра на кронштейне размещены разделительный конденсатор и проволочный резистор для регулировки уровня ВЧ.
Конденсатор я выбрал К-72П6 — 1мкФх300В. Обкладки этого кондёра изготовлены из катанной алюминиевой фольги, что не претит звуку. Резистор проволочный ППБ-15Е — 510Ом, включён потенциометром. После покраски цилиндра и кронштейна чёрной нитроэмалью всю конструкцию 1А-22 четырьмя саморезами привинтил на крышу АС.
Что включает в себя военная тематика
Даже девочки сегодня знают, что военная тема – это, прежде всего, разная боевая техника и оружие:
- танки и боевые машины пехоты (БМП);
- военные грузовики;
- корабли и подводные лодки;
- самолеты;
- орудия и орудийные (ракетные) установки;
- пулеметы, автоматы, пистолеты и другое оружие.
Но если смотреть на тему немного шире, то включайте в список еще и солдат разных родов войск, санитарок и военврачей, ордена и медали, военную амуницию (пилотки, фуражки), вспомогательные средства (бинокли, кортики) и даже вечный огонь, который является символом памяти всем павшим в боях солдатам. Как видим, не только танки и самолетики можно делать к праздникам, отражающим боевую славу и мощь российской армии. Здесь – широкий простор для творческой фантазии и прикладного умения.
Творческие работы в различных инсталляциях могут изображать или боевые действия, или памятники боевой славы.
Но даже для воссоздания объемной картинки боев нужно научиться делать разные боевые машины, солдат и оружие. Даже малыши в детских садах участвуют в выставках, приуроченных к 9 мая или 23 февраля, делая различные поделки вместе с мамами или папами. Ниже мы расскажем, как сделать различную боевую технику из разных материалов.
- Лист бумаги (прямоугольник 20х12) зеленого цвета сгибаете пополам повдоль.
- Затем, разогнув листок, сгибаете его края к середине и получаете узкий прямоугольник, верхние уголки которого складываете, как показано на фото выше.
- А вот нижние углы, наоборот, разгибаете в стороны.
- От нижнего края заготовки отмеряете линейкой 7 см и загибаете.
- Отогните верхнюю полосочку загнутой части прямоугольника.
- Из белого картона вырезаете полоску размером 5х10 и в верхней части срезаете уголки, закругляя заготовку. Теперь приклейте белый прямоугольник в середину зеленой заготовки, отогнув ранее загнутый край прямоугольника. Верхнюю часть – буденовку – приклейте к белому картону.
- Приклейте к белой заготовке зеленый «мундир». Белый отогнутый воротничок также подклейте, чтобы он не торчал. Из красного картона вырежьте звездочку и приклейте солдатику на буденовку.
- Из желтого картона вырезаете погоны и приклеиваете их к солдатику. Маркером и карандашами рисуете ему лицо, одежду и обувь. Такого бравого солдата можно использовать и для декора на поздравительной открытки, и на объемной поделке.
- Есть еще один вариант солдата из бумаги в той же технике, но не в один прием, а в три. Голова и сапоги делаются отдельно от туловища, а потом подклеиваются.
На фото очень хорошо виден весь процесс, так что удачи в исполнении.
В технике оригами выполняют и другие поделки на военную тему. На видео посмотрите, как сделать из бумаги пилотку и пистолет.
Но и это еще не все. Если уж мы заговорили о бумажных солдатиках, то посмотрите еще одно видео, где его делают из втулки от туалетной бумаги и цветной бумаги.
↑ Подключение и прослушивание
Как я уже писал вначале, АС я строил под свой OTL циклотрон, поэтому кроме возможности подключения к стандартному 8Ом-му выходу (два 2А-12У4 параллельно 7.5Ом), я предусмотрел и подключение на 30Ом (динамики последовательно) к выходу своего усилка. Для этого все пары проводов динамиков выводятся отдельно на заднюю стенку, где на клеммной колодке я их могу соединять, как потребуется.
Специально на акустический кабель я тоже не тратился. Мой товарищ принёс мне 10 метров отожжённой медной косы диаметром 5 мм. Её используют для подключения графитовых щёток в мощных двигателях. «Лопатки» я вырезал из обкладок воздушного конденсатора переменной ёмкости — хорошая посеребрённая медь.
Так как рабочего ламповика под рукой не было, то первое прослушивание я устроил на старой транзисторной «Радиотехнике».
Слушал музыку разную — Вивальди «Времена года» на CD, Чайковского и орган Баха на старом виниле, Slade, Gary Moore и Pink Floyd на фирменном виниле, прокрутил даже MP3 с компа. Впечатлило! Особенно порадовал бас, которого, как правило, всегда не хватает. А тут иногда даже хотелось немного его убрать. Отдача у 2А-12У4 очень высока, и при своих 95дБ, колонки звучат очень громко всего при 3-5Вт (индикатор только начинает помигивать между -20 и -18дБ) подводимой мощности. На следующий день я пригласил соседа снизу на пиво — надо же было оценить порог возникновения испорченных отношений с соседями.
Поначалу мы просто слушали разную музыку, запивая её пивком, а потом подогретый сосед предложил: «А давай на полную!». На полную (2×62Вт) не удалось, т. к. усилок всего на 20Вт и то на нагрузку 4 Ома. Громкость выкрутил на +3дБ по индикатору (около 12-15 Вт), хрусталь весело позвякивал, сосед поглощал глотками пиво, проталкивая его басами из «бочки», в груди всё клокотало. Через пару минут позвонила жена соседа и поинтересовалась всё ли у нас в порядке?
Провели опыт — поставили на АС наполненную рюмку, вода даже не дрогнула. Что порадовало, я не слышал игры ящика, а слышал только динамики, не было никакого призвука, резонанса и вибрации. Именно после этого я отказался от мраморной плиты на дно АС и шипов. АС и без того вышли достаточно тяжёлыми (думаю более 60кг), вспоминаю, как мы их пёрли пешком на 5 этаж. Вместо шипов я использовал резиновую прокладку из упаковки 6С33С, разрезав её на 4 части. Резина толстая, мягкая и пористая.
При эксплуатации АС выявил два недостатка. Первый — пропитка подвеса диффузора (несмотря на 20-летний возраст динамиков) довольно неприятно пахнет то ли резиной, то ли нефтепродуктами. Второй — опасность повредить диффузоры, для чего из ДСП я вырезал щиты, которые на липучках вкладываются в переднюю панель. К верхнему торцу степлером я пристрелил два кожаных язычка из голенища старого сапога.
Создаем граммофон из джута
Что можно придумать и подарить нашим ветеранам на 9 мая, преподавателям музыки или просто ценителям антиквариата? Предлагаю попробовать сделать своими руками граммофон.
Для создания музыкального инструмента потребуются:
— клей для потолочной плитки ( использовала «Титан»);
— акриловая краска коричневого цвета и жесткая кисть;
Начинаем с ящика. Я использовала полистерол. Прикладываю диск и вырезаю 1 большой квадрат 10х10cм и режу его на 3 ровных слоя (если на 2 слоя, то толстовато получается) и 1 квадрат поменьше 7,5х7,5 см. Обрабатываю наждачкой.
Затем приступаю к обматыванию больших квадратов джутовой веревкой,используя клей. Начинаю с ребра. Квадрат, который будет располагаться между большими квадратами, обматываю у него только бока.
Склеиваю 3 квадрата вместе: большой, маленький, большой. Приступаю к рупору. В кончике рупора делаю расклаенным ножом отверстие для кабеля. Обматываю внутреннюю и внешнюю стороны фужера, промазывая клеем.
Чтобы кабель легче прикрепился к фужеру, оголяю проводки и вставляю в отверстие.
Образовавшиеся соединение обматываю изолентой, а потом обматываю джутом.
Далее делаю иглодержатель (форма таблетки) и приклеиваю на обмотанный кабель. Веревку не отрезаю и продолжаю обматывать «таблетку».
Основные детали готовы.
Теперь приступаю к изготовлению петли,которая будет держать рупор и крепиться к коробке.
Сначала обматываю середину, потом соединяю ножки с обеих сторон и обматываю все их вместе. Вставляю в коробку и креплю на клей.
↑ Эпилог
Не верьте тем, кто говорит, что динамики КинАп — барахло. Это отлично звучащие динамики, недаром разработчики в своё время даже были награждены сталинской премией. Желательно иметь отдельную комнату, да побольше метражом (моя всего 15,5 м²). Хорошо, когда жена не ругается и не грозится выставить вас из дома вслед за колонками за то, что динамики воняют, ящики перегородили комнату, закрывая весь интерьер и вообще…! Но это всё проза жизни, главное — цель достигнута!
Спасибо за внимание.