Тест винилового проигрывателя Audio-Technica AT-LP5: классический минимализм

А я слушал это на виниле. Да, теперь ты тоже можешь так сказать.

Пластинки никогда не исчезнут. Разные носители аудио записей приходят и уходят, но винил вечен. Это история, целая эпоха, когда за пластинками стояли в огромных очередях, а для копирования записей использовали рентгеновские снимки.

И неудивительно, что почти у каждого дома есть картонные конверты с логотипом “Мелодия”, которыми дорожит старшее поколение. С развитием технологий нас окружила “цифра”. Торренты пытаются обмануть несжатыми аудио форматами и, забивая файлами жесткий диск, мы думаем: “Вот оно, качество! Теперь я знаю, что такое наслаждение”.

Но это не так.

Как и много-много лет назад, стоит лишь включить виниловый проигрыватель, достать из слегка потрепанного бумажного конверта черный кругляш, провести по нему тряпочкой, стирая микроскопические пылинки и аккуратно опустить тонарм. Никакие флаки\алаки не сравнятся со звучанием виниловой пластинки, и время – лучшее доказательство этого. Винил никогда не исчезнет.

Беда в том, что в наше время это удовольствие для состоятельных – оборудование для прослушивания пластинок стоит, как правило, приличных денег. Тем приятнее, что ведущий производитель звукового оборудования, компания Audio-Technica выпускает среди прочих и качественные “вертушки” для любителей винила, покупка которых не сильно ударят по кошельку. И сейчас я покажу новую, отличную по соотношению “цена\качество” модель AT-LP5.

Дизайн и технологии

Audio-Technica AT-LP5 является полноразмерным проигрывателем, в котором отсутствует ременной привод. Двигатель приводит в движение опорный диск напрямую, что позволяет существенно повысить уровень стабильности и точности тона и нивелировать рывки в крутящем моменте. Бытует мнение, что работа прямого привода, в отличие от ременного, создает посторонние шумы, которые могут считываться иглой, передаваться на картридж и далее через устройство вывода звука (колонки или наушники) портить настроение слушателю.

Эти опасения существуют из-за бессовестных производителей, которые используют дешевые моторы и материалы. У AT-LP5 с этим все в порядке: никаких посторонних шумов от работы мотора или опорного диска во время тестирования замечено не было.

Также проигрыватель имеет толстые резиновые ножки-шайбы с массивными металлическими вставками, с помощью которых проблема резонанса сводится практически к нулю. Элементов управления минимум – один верньер, позволяющий разогнать опорный диск до 33-х или 45-ти оборотов в минуту. Опять же, благодаря безременному приводу, разгон занимает всего 2 секунды.

Вместо прямого, Audio-Technica установила J-образный поворотный тонарм. Для справки: этот важный элемент может быть прямой или изогнутой формы, а также поворотного либо тангенциального типа. Существуют различные точки зрения на то, какая форма тонарма предпочтительнее. Теоретически, изогнутый тонарм, за счет своей длины, имеет более низкую резонансную частоту, что должно хорошо сказываться на качестве звука. А в проигрывателе AT-LP5 за качество звука отвечает еще и звукосниматель АТ-HS10 с двойным подвижным магнитом AT95EX.

Это богатство идет сразу в комплекте, а когда владелец прокачает свой “скилл”, можно без труда заменить головку со всей начинкой на более продвинутую, не стесняясь в средствах.

Несмотря на сравнительно невысокую стоимость проигрывателя, инженеры порадовали некоторыми редкими “фишками”. К примеру, тонарм оснащен механизмом демпфирования гидравлического типа (это круто), а также регулятором анти-скольжения и удобным, регулируемым противовесом (это классика). Противовес, идущий в комплекте, рассчитан на диапазон от 0 до 5-ти граммов, что позволяет без проблем использовать его для головок весом 7-8 грамм.

Звучание

Для оценки музыкальных способностей я подключил проигрыватель к двум совершенно разным по своему уровню системам. В первом случае я использовал недорогой музыкальный центр Yamaha со штатной акустикой, а во втором — серьезную, но небольшую стереосистему на базе лампового усилителя Luxman.

В системе начального уровня проигрыватель проявил себя совершенно предсказуемо. Теплая «виниловая» музыкальная картинка раскрывалась через призму бюджетного музыкального центра. Характер звучания получается своеобразный, у слушателя будет возможность прочувствовать всю прелесть аналогового источника, но до полноценного прослушивания винила такая система далека.

В случае с Luxman я использовал штатный фонокорректор проигрывателя в паре с базовой головкой Audio-Technica AT95X. Несмотря на бюджетный класс звукоснимателя, я услышал хороший уровень тонального баланса. В независимости от музыкальных жанров, проигрыватель демонстрировал уверенный и достоверный средний диапазон. На верхних частотах иногда присутствует некоторая резкость, особенно на пластинках, выпущенных в наше время. Уровень баса умеренный, присутствует объем, но ему иногда не достает скорости атаки. Подобные особенности звучания характерны для бюджетных звукоснимателей, но, учитывая продуманную конструкцию проигрывателя, Вы можете установить головку более высокого класса и существенно повысить качество звука.

“One more thing”

Приятный бонус владельцу – AT-LP5 имеет собственный порт USB для оцифровки альбомов через прямое подключение к компьютеру. Я уже писал в самом начале, что цифровые записи не идут в никакое сравнение с аналоговыми, но если в закромах чулана пылится виниловый раритет, цифрового аналога которому нет на просторах интернета, есть смысл увековечить такой шедевр в “цифре”.

Поможет в этом специальное программное обеспечение (что-то вроде Audacity), диск с которым заботливо лежит в коробке вместе с проигрывателем. Все виниловые записи можно перегнать в свою электронную коллекцию с параметрами сжатия 16 бит / 48 кГц, что вполне себе претендует на отличный результат.

У многих современных усилителей звука нет встроенного фонокорректора. Поэтому в виниловый проигрыватель без фонокорректора кабель с RCA-коннекторами может быть впаян. Это связано с тем, что сигнал, идущий от звукоснимателя, очень слаб (для его усиления и требуется фонокорректор), и чтобы предотвратить потерю сигнала в месте соединения кабеля и гнезда, кабель одной стороной впаивают в проигрыватель.

Недостатком такого несъемного кабеля является его фиксированная длина (недостаточная или, наоборот, избыточная) и невозможность простой замены на лучший кабель. Заменить кабель возможно только при помощи паяльника, прямых рук и с вероятной потерей гарантии.

Я это к тому, что в AT-LP5 есть свой собственный встроенный предусилитель (фонокорректор), поэтому он может быть подключен к любому усилителю системы hi-fi без всяких заморочек. RCA-кабель идет в комплекте, и может быть легко заменен на более продвинутый, с графитовой демпфирующей крошкой и прочими ухищрениями для максимального эффекта передачи звука.

Простая сборка

Проигрывать поставляется практически в собранном виде. Процесс монтажа и базовой настройки займет примерно 15-20 минут у неподготовленного человека. Перед тем, как начать пользоваться проигрывателем, Вам придется установить на место диск, резиновый мат, настроить тонарм и выставить прижимное усилие с антискейтингом. Стол проигрывателя оснащен регулируемыми ножками, с их помощью необходимо обеспечить горизонтальное и устойчивое положение проигрывателя. На мой взгляд, ножки достаточно мягкие, для прямого привода это допустимо, но все равно я рекомендую установить проигрыватель на максимально жесткую поверхность.

Весь процесс сборки и настройки подробно описан в русскоязычной инструкции. Помните, что виниловый проигрыватель — это, во многом, механическая система. Уделите максимум внимания геометрии (все должно быть ровно) и настройке тонарма, в итоге, Вы получите качественный и теплый виниловый звук.

Нет усилка? Не беда!

Для чистоты эксперимента я использовал встроенный фонокорректор проигрывателя, и просто соединил его комплектными RCA-проводами с аналоговым микшерным пультом Behringer, в который в свою очередь воткнул наушники. Смело заявляю: так тоже можно! “Начинка” AT-LP5 не разочаровала – сигнал был достаточно сильным, чтобы раскачать все наушники, что я нашел в доме, включая изумительные Astell&Kern AK T1p, про которые я писал недавно.

Сегодня великолепный день, чтобы переслушать все запасы винила! #винил #теплыйламповыйзвук #наседьмомнебе #me #moscow #mood #astellnkern #audiotechnica #turntables #крутятсядиски #rock

Фото опубликовано Mick Sid (@mickmaster) Янв 22 2016 в 4:01 PST

Так что это — дань старине или новое веяние?

У современных виниловых проигрывателей есть как приверженцы, так и бескомпромиссные противники, причем последние уверяют, что настоящий звук возможен только при механическом воспроизведении, а исполнителя на обложке нужно рассматривать с помощью керосиновой лампы. Так ли это на самом деле? Если такие уникальные личности находятся, то, наверное, все индивидуально. Но если даже таким людям дать послушать пластинку Bon Jovi пятничным вечером, они вряд ли будут сопротивляться. Многие хиты прошлого века сохранились не в лучшем виде, а на виниле звучат почти ровно так, как 50-60 лет назад.
Возможно, до покупки винила еще нужно дорасти, но модель AT-LP3 от Audio-Technica — именно та, с чего можно начать свой путь, ведь схожие решения на рынке стоят если не на порядок, то дороже.

P.S.

Ходит легенда, что знаменитая игра «Поле Чудес» (точнее, ее американский аналог) пришла в голову создателю именно во время прослушивания пластинки. Так что, господа, крутите барабан винилы!

Впечатления о звуке

Несмотря на отсутствие отдельного усилителя, звук шикарен. Чувствуется, что в проигрывателе “из коробки” стоит качественный картридж, да и вся остальная внутренняя начинка отличная. Хорошая детальность, середина и верха ровные и открытые, без резкости или зажатости. Сцена слышится широкой, я бы сказал, даже глубокой, с явно очерченными образами и разделенными планами. Есть слитность звука и его детальность, но без всякой резкости.

С эмоциональной подачей все просто отлично – что хотел передать исполнитель или произведение, то и ощущается.

Оцифровка в комплекте

Итак, перед нами аппарат, явно нацеленный на молодых, прогрессивных и, скорее всего, совершенно неопытных в плане аналогового звуковоспроизведения меломанов. А раз так, то непременными его атрибутами являются демократичная цена, комплектный звукосниматель и встроенный фонокорректор, а в нашем случае еще и внутренний АЦП с интерфейсом USB и софтом Audacity для оцифровки пластинок.

Кстати, если оставить виниломанский снобизм, штука эта не такая уж и бесполезная. Купив по случаю интересный диск, можно «срезать» его для прослушивания на том же мобильнике. Хотя я бы, конечно, просто отправился на трекер и безо всяких зазрений совести скачал оттуда нужный релиз — раз уж я за него все равно уже заплатил. Получилось бы быстрее и почти наверняка куда качественнее. Впрочем, шанс добычи особо экзотического издания, отсутствующего в торрент-сообществах, совсем со счетов сбрасывать тоже не будем.


Кнопок и значков в окошке много, но для работы с программой базовых компьютерных навыков вполне достаточно

Имеется и другой сценарий — спасение семейных ценностей, то есть много лет (а то и десятилетий) хранящихся на полках пластинок. По большей части, конечно, детских. И частенько занимаются этим люди, ни с какими торрентами не знакомые в принципе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]